Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СУБЪЕКТА ПУБЛИЧНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ'

ПОНЯТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СУБЪЕКТА ПУБЛИЧНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПУБЛИЧНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / COMMITMENTS / ENTREPRENEURSHIP / PUBLIC SECTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Солтамурадова Р.А.

В статье автором рассматривается понятие предпринимательского обязательства субъекта публичного сектора экономики. А также затрагивается вопрос о том, должны ли дополнительно к существующим общим положениям о договорах, сделках и обязательствах и урегулированным (поименованным) в ГК РФ типам (видам) гражданско-правовых договоров устанавливаться правила при участии в них субъектов публичного сектора экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Солтамурадова Р.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF ENTREPRENEURIAL LIABILITIES OF A CONSTITUENT ENTITY OF THE PUBLIC SECTOR OF THE ECONOMY

In the article the author considers the concept of entrepreneurial obligation of the subject of the public sector of the economy. It also raises the question of whether, in addition to the existing General provisions on contracts, transactions and obligations and regulated (named) types (types) of civil law contracts in the civil code, rules should be established with the participation of public sector entities.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СУБЪЕКТА ПУБЛИЧНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ»

учебных заведений. Социология. Экономика, Политика. 2014. №2. С. 6-11 6. «Краснодарстат» — федеральная служба статистики[Электронный ресурс]// URL: http://krsdstat.gks.ru

УДК 338.2

Солтамурадова Р.А. студент магистратуры 2 курса ФГБОУВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» филиал в г. Пятигорске Россия, г. Пятигорск ПОНЯТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СУБЪЕКТА ПУБЛИЧНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

Аннотация:

В статье автором рассматривается понятие предпринимательского обязательства субъекта публичного сектора экономики. А также затрагивается вопрос о том, должны ли дополнительно к существующим общим положениям о договорах, сделках и обязательствах и урегулированным (поименованным) в ГК РФ типам (видам) гражданско-правовых договоров устанавливаться правила при участии в них субъектов публичного сектора экономики.

Ключевые слова: обязательства, предпринимательская деятельность, публичный сектор экономики.

Soltamuradovа R.A. master's student, 2nd year Russian University of Economics the name of G. V. Plekhanov Branch in Pyatigorsk

Russia, Pyatigorsk THE CONCEPT OF ENTREPRENEURIAL LIABILITIES OF A CONSTITUENT ENTITY OF THE PUBLIC SECTOR OF

THE ECONOMY

Annotation:

In the article the author considers the concept of entrepreneurial obligation of the subject of the public sector of the economy. It also raises the question of whether, in addition to the existing General provisions on contracts, transactions and obligations and regulated (named) types (types) of civil law contracts in the civil code, rules should be established with the participation of public sector entities.

Key words: commitments, entrepreneurship,public sector.

В российском праве развивается система договоров - государственные и муниципальные контракты, концессионные соглашения, специальные инвестиционные контракты, соглашения о разделе продукции,

ФОРУМ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ 12(2$) 2018

htto://forum-nauka.ru

1426

концессионные соглашения, договоры о развитии застроенных территорий, договоры о приватизации, соглашения о государственно-частном или муниципально-частном партнерстве, договоры, заключенные заказчиками по результатам закупки товаров, работ, услуг с отдельными видами юридических лиц, договоры аренды государственного или муниципального имущества, закрепленного за учреждениями или унитарными предприятиями, в которых одной из сторон могут быть Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, либо созданные ими юридические лица, а другой - предприниматели или иные хозяйствующие субъекты [2, с. 85].

Гражданское законодательство содержит множество норм о договорах, заключаемых в отношении государственного и муниципального имущества [4, с. 109]. Их сторонами становятся юридические лица с государственным или муниципальным участием, например, договоры о закупках товаров, работ, услуг такими лицами; между органами власти и предпринимателями об организации их деятельности: договор о развитии застроенной территории, специальный инвестиционный контракт и др.

При этом зачастую перечисленные договоры регулируются, прежде всего, нормами специального законодательства и лишь субсидиарно -нормами ГК РФ о соответствующих типах и видах договоров, что, однако, не следует прямо из норм ГК РФ [7, с. 22]. Следует отметить, что степень урегулированности особенностей таких договоров различна: законодатель определяет для одних договоров специфику порядка заключения, для других - содержания и т. д. Неравномерность правового регулирования усложняет процесс правоприменения прежде всего при рассмотрении судами споров [5, с. 293]. Кроме того, в законодательстве и судебной практике, как правило, открытым остается вопрос о том, какие общие нормы ГК РФ о договорах, сделках, обязательствах применимы к данным договорам.

Все эти договорные обязательства объединяет тот факт, что одной стороной в них является предприниматель, а другой - лицо, относящееся к субъектам публичного сектора экономики [8, с. 110].

К договорам, заключаемым между субъектами публичного сектора экономики и предпринимателями, особенности которых определены законом, относятся, например: концессионные соглашения; государственные и муниципальные контракты на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; гражданско-правовые договоры, заключаемые в результате закупок бюджетными учреждениями, унитарными предприятиями; договоры о закупках товаров, работ, услуг автономными учреждениями, хозяйственными обществами с государственным или муниципальным участием; договоры о приватизации; договоры об отчуждении недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства; соглашения о разделе продукции; соглашения о

государственно-частном партнерстве; договоры о развитии застроенной территории; специальные инвестиционные контракты; договоры аренды государственного или муниципального имущества; договоры безвозмездного пользования государственным или муниципальным имуществом; договоры о размещении нестационарных торговых объектов на государственном или муниципальном земельном участке [6, с. 63].

Несмотря на регулирование указанных договоров различными нормативными правовыми актами, их особенности схожи и могут быть сгруппированы следующим образом:

1) по порядку заключения для всех вышеперечисленных договоров требуется особый порядок заключения, например, по умолчанию торги или иные конкурентные процедуры (запрос котировок, запрос предложений, публичное предложение), либо иным образом усложненный порядок выбора контрагента (необходимость отнесения контрагента к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям). Во многих случаях для возникновения обязательства требуется сложный юридический состав и его нарушение (например, нарушение процедуры торгов или несоответствие требованиям) влечет прекращение договорных отношений;

2) по субъектному составу выделяется ряд договоров, стороной которых непосредственно называется публично-правое образование, либо закон содержит специальное указание на то, что сделка совершается от имени публично-правового образования (государственные и муниципальные контракты, концессионные соглашения, соглашения о государственно -частном партнерстве, специальные инвестиционные контракты, договоры об отчуждении имущества субъектам малого и среднего предпринимательства) [3, с. 158];

3) данные договоры совершаются во исполнение программных документов (в том числе программ социально-экономического развития территорий) или в целях реализации определенных нормативно функций и задач публично-правовых образований;

4) для заключения ряда вышеуказанных договоров требуется обязательное проведение оценки (ст. 8 ФЗ от 29.07.1998 № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в РФ»);

5) сведения о большинстве из них не могут составлять коммерческую тайну (ст. 5 ФЗ от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне») [1, с. 74].

В результате, следует заключить, что для правового регулирования любого договорного обязательства, связанного с осуществлением предпринимательской деятельности (независимо от того, одна или все стороны осуществляют такую деятельность), характерны две особенности: 1) это императивное регулирование специальными законами; 2) ряд общих, обычных правил обязательственного права на обязательства, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, не распространяются.

Использованные источники:

1. Архипов Д.А. Распределение договорных рисков в гражданском праве: экономико-правовое исследование. М.: Статут, 2012. 112 с.

2. Бурняшева Л.А. Специфика функционирования духовного пространства России в условиях глобализации: монография. Ставрополь, 2010. 108 с.

3. Газгиреева Л.Х., Бурняшева Л.А., Гончарова Е.Н. Анализ нормативно -правовой базы системы управления продвижением туристской дестинации республики Крым // Университетские чтения - 2018. 2018. С. 155-160.

4. Кирпичев А.Е. Предпринимательские обязательства в публичном секторе экономики: М., 2017. 283 с.

5. Макаренко О.В. Генезис категории «юридическое лицо» в трудах зарубежных ученых: основные теории // В сборнике: Проблемы обеспечения законности и правопорядка в современной России Круглый стол, сборник научных статей. 2010. С. 291-299.

6. Макаренко О.В. К вопросу о понятии юридической конструкции // Вестник развития науки и образования. 2009. № 3. С. 61-64.

7. Панарина М.М. Способы минимизации бизнес-рисков: правовая природа, виды и анализ рисков // Право и экономика. 2016. № 3. С. 18-23.

8. Федорчук Н.Г., Рудакова О.В. Предприниматели: критерии принадлежности и механизм формирования доходов // Вестник Орел ГИЭТ. 2011. № 2 (16). С. 110-114.

ФОРУМ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ 12(2$) 2018

htto://forum-nauka.ru

1429

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.