Научная статья на тему 'Понятие правового механизма управления социальными рисками'

Понятие правового механизма управления социальными рисками Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
290
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ РИСК / УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫМИ РИСКАМИ / ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА / ИНТЕГРАЦИЯ ПРАВОВЫХ СРЕДСТВ / ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ / SOCIAL RISK / SOCIAL RISKS MANAGEMENT / LEGAL DEVICES / LEGAL DEVICES INTEGRA TION / LEGAL MECHANISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Федорова Марина Юрьевна

Введение: в современном обществе возрастают масштабы социальных рисков, затрагивающих социальное и материальное положение людей и влекущих за собой неблагоприятные последствия в виде утраты или снижения дохода, невозможности самостоятельного удовлетворения базовых жизненных потребностей и т.п. Это требует создания системы защиты от социальных рисков и управления ими. Для функционирования данной системы необходимо применение комплекса разнообраз ных правовых средств, обеспечивающих предупреждение возникновения социальных рисков и компенсацию или минимизацию их последствий. Цель: обоснование необхо димости управления социальными рисками при помощи правовых средств и разра ботка теоретических основ правового механизма управления социальными рисками. Методологическая основа: диалектиктический метод, анализ и синтез, а также технико-юридический, юридико-догматический, структурно-функциональный мето ды. Результаты: обосновывается, что управление социальными рисками предполага ет применение средств правового регулирования (нормативного и индивидуального) и средств правового воздействия (социального, информационно-психологического и воспитательного). Сформулирована авторская дефиниция правового механизма управления социальными рисками и обозначен ряд исследовательских задач по даль нейшей разработке конструкции правовых средств, пригодных для реализации целей управления рисками, в том числе отраслевых правовых средств права социального обеспечения, предназначенных для управления социальными рисками. Выводы: от того, насколько сбалансирован и эффективен правовой механизм управления соци альными рисками, напрямую зависит реализация права на социальное обеспечение, которое признано международным сообществом как одно из основных прав человека, и гарантируется Конституцией РФ. Это ставит на повестку дня науки права соци ального обеспечения разработку теории отраслевых правовых средств, необходимых для достижения целей защиты от социальных рисков, и одновременно актуализирует необходимость общетеоретических и межотраслевых исследований проблематики правовых средств, применимых в процессе управления как социальными рисками, так и иными видами рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF THE LEGAL MECHANISM OF SOCIAL RISK MANAGEMENT

Background: in modern society, the scale of social risks that affect the social and material situation of people and entail adverse consequences in the form of loss or reduc tion of income, the inability to independently meet basic life needs, etc.is increasing. This requires the creation of a system of protection from social risks and their management. For the functioning of this system, it is necessary to use a complex of various legal means to prevent the occurrence of social risks and to compensate or minimize their consequences. Objective: justification of the need to manage social risks with the help of legal means and the development of theoretical foundations of the legal mechanism of social risk manage ment. Methodology: dialectical method, analysis and synthesis, as well as technical and legal, legal and dogmatic, structural and functional methods. Results: it is proved that the management of social risks involves the use of means of legal regulation (normative and in dividual) and means of legal influence (social, information, psychological and educational). The author’s definition of the legal mechanism of social risk management is formulated and a number of research tasks for the further development of the design of legal means suit able for the implementation of risk management purposes, including sectoral legal means of social security law intended for social risk management are outlined. Conclusions: the implementation of the right to social security, which is recognized by the international community as one of the basic human rights and guaranteed by the Constitution of the Russian Federation, directly depends on how balanced and effective the legal mechanism of social risk management is. It puts on the agenda of the science of social security law the development of the theory of sectoral legal means necessary to achieve the goals of protec tion against social risks, and at the same time actualizes the need for General theoretical and cross-sectoral studies of legal means applicable in the management of both social risks and other types of risks.

Текст научной работы на тему «Понятие правового механизма управления социальными рисками»

ТРУДОВОЕ ПРАВО. ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

УДК 349.3

М.Ю. Федорова

ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИ РИСКАМИ

Введение: в современном обществе возрастают масштабы социальных рисков, затрагивающих социальное и материальное положение людей и влекущих за собой неблагоприятные последствия в виде утраты или снижения дохода, невозможности самостоятельного удовлетворения базовых жизненных потребностей и т.п. Это требует создания системы защиты от социальных рисков и управления ими. Для функционирования данной системы необходимо применение комплекса разнообразных правовых средств, обеспечивающих предупреждение возникновения социальных рисков и компенсацию или минимизацию их последствий. Цель: обоснование необходимости управления социальными рисками при помощи правовых средств и разработка теоретических основ правового механизма управления социальными рисками. Методологическая основа: диалектиктический метод, анализ и синтез, а также технико-юридический, юридико-догматический, структурно-функциональный методы. Результаты: обосновывается, что управление социальными рисками предполагает применение средств правового регулирования (нормативного и индивидуального) и средств правового воздействия (социального, информационно-психологического и воспитательного). Сформулирована авторская дефиниция правового механизма управления социальными рисками и обозначен ряд исследовательских задач по дальнейшей разработке конструкции правовых средств, пригодных для реализации целей управления рисками, в том числе отраслевых правовых средств права социального обеспечения, предназначенных для управления социальными рисками. Выводы: от того, насколько сбалансирован и эффективен правовой механизм управления социальными рисками, напрямую зависит реализация права на социальное обеспечение, которое признано международным сообществом как одно из основных прав человека, и гарантируется Конституцией РФ. Это ставит на повестку дня науки права социального обеспечения разработку теории отраслевых правовых средств, необходимых для достижения целей защиты от социальных рисков, и одновременно актуализирует необходимость общетеоретических и межотраслевых исследований проблематики правовых средств, применимых в процессе управления как социальными рисками, так и иными видами рисков.

Ключевые слова: социальный риск, управление социальными рисками, правовые средства, интеграция правовых средств, правовой механизм

© Федорова Марина Юрьевна, 2018

Советник Конституционного Суда РФ, доктор юридических наук, профессор (Конституционный Суд Российской Федерации); e-mail: fmulawkc@mail.ru © Fedorova Marina Yurievna, 2018

Doctor of Law, Professor, Counsellor of the Constitutional Court of Russian Federation (Constitutional Court of Russian Federation) 213

M.Yu. Fedorova

THE CONCEPT OF THE LEGAL MECHANISM OF SOCIAL RISK MANAGEMENT

Background: in modern society, the scale of social risks that affect the social and material situation of people and entail adverse consequences in the form of loss or reduction of income, the inability to independently meet basic life needs, etc.is increasing. This requires the creation of a system of protection from social risks and their management. For the functioning of this system, it is necessary to use a complex of various legal means to prevent the occurrence of social risks and to compensate or minimize their consequences. Objective: justification of the need to manage social risks with the help of legal means and the development of theoretical foundations of the legal mechanism of social risk management. Methodology: dialectical method, analysis and synthesis, as well as technical and legal, legal and dogmatic, structural and functional methods. Results: it is proved that the management of social risks involves the use of means of legal regulation (normative and individual) and means of legal influence (social, information, psychological and educational). The author's definition of the legal mechanism of social risk management is formulated and a number of research tasks for the further development of the design of legal means suitable for the implementation of risk management purposes, including sectoral legal means of social security law intended for social risk management are outlined. Conclusions: the implementation of the right to social security, which is recognized by the international community as one of the basic human rights and guaranteed by the Constitution of the Russian Federation, directly depends on how balanced and effective the legal mechanism of social risk management is. It puts on the agenda of the science of social security law the development of the theory of sectoral legal means necessary to achieve the goals of protection against social risks, and at the same time actualizes the need for General theoretical and cross-sectoral studies of legal means applicable in the management of both social risks and other types of risks.

Key-words: social risk, social risks management, legal devices, legal devices integration, legal mechanism.

| Реализация закрепленного в Конституции РФ принципа социального государ-

| ства предполагает создание системы социальной защиты населения, нацеленной на предупреждение различных социальных рисков, а также компенсацию небла-| гоприятных последствий их наступления. Формирование и функционирование I такой системы невозможно вне правовых рамок, которые фиксировали бы параметры социальной солидарности в обществе и обеспечивали бы их реальное во-о площение. Следовательно, должен быть разработан правовой механизм, который

0 позволял бы управлять социальными рисками с эффективностью, необходимой § и достаточной для поддержания социального мира и согласия, реализации прав

1 граждан на основе баланса экономических стимулов и социальных гарантий.

я В общей теории права правовые механизмы предлагается характеризовать

как «необходимый и достаточный для достижения конкретной юридической цели (или системы целей) комплекс юридических средств, последовательно организованных и действующих поэтапно по определенной нормативно заданной схеме (процедуре)» [1, с. 85].

В условиях объективной сложности и динамичности общественных отно-214 шений трудно найти пример, когда для их урегулирования применялось бы

какое-то одно правовое средство. В большинстве случаев речь идет о комплексе правовых средств, в частности о правовых механизмах. Не случайно в целом ряде решений Конституционного Суда РФ упоминаются именно правовые механизмы (в т.ч. организационно-правовые, публично-правовые, специальные), понимаемые, как видно из контекста, именно в качестве комплекса или системы правовых средств, в первую очередь, правовых норм. Таковы, например, правовые механизмы возмещения гражданину вреда, причиненного увечьем, иным повреждением здоровья в связи с выполнением трудовых или служебных обязанностей1; реализации права на пенсионное обеспечение с учетом характера и продолжительности осуществления профессиональной деятельности2« социальной защиты от безработицы3« признания граждан участниками ликвидации последствий чернобыльской катастрофы4; социального обеспечения судей в отставке5 и др.

В отраслевых юридических исследованиях под правовым механизмом также понимают систему средств, являющихся элементами этого механизма, с помощью которых обеспечивается правовое воздействие на определенные общественные отношения. Так, применительно к административно-правовым механизмам защиты прав и свобод человека и гражданина указывается, что это закрепленные в законодательстве средства и способы, направленные на реализацию, соблюдение и защиту прав и свобод человека как на международном, так и на внутригосударственном уровнях. Такие механизмы выступают юридическими гарантиями, обеспечивающими защиту прав и свобод человека [2, с. 52].

Представляет интерес подход, предложенный А.В. Безруковым по отношению к анализу конституционно-правового механизма обеспечения правопорядка. Отталкиваясь от идеи о том, что любой механизм — это система взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, находящихся в упорядоченной согласованности между собой и в то же время сохраняющих относительную автономность, он предлагает понимать механизм не только как совокупность статических элементов, отражающих внутреннее строение рассматриваемого механизма, характеристику его элементов, но и как их динамику, определяющую взаимообусловленное функционирование всех конструктивных элементов, имеющих свое функциональное предназначение, в целях формирования политико-правовых, организационных, социально-экономических и иных условий для эффективного обеспечения правопорядка. Исходя из этого, автор указывает, что статические и динамические составляющие системно образуют следующие элементы правового механизма: объект (отношения, формирующие конституционный правопорядок), субъекты (органы публичной власти, негосударственные объединения, граждане, участвующие в его обеспечении), содержание (права и обязанности

1 См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 15 июля 2009 г. № 13-П // Собр. законо- ) дательства Рос. Федерации. 2009. № 31, ст. 3997; Постановление Конституционного Суда РФ от 2 20 октября 2010 г. № 18-П, от 1 марта 2017 г. № 3-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. £3 2010. № 43, ст. 5578; 2017. № 11, ст. 1620.

2 См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 14 января 2016 г. № 1-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 4, ст. 551.

3 См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 6 октября 2015 г. № 24-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 41, ч. III, ст. 5726.

4 См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 1 апреля 2014 г. № 9-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 15, ст. 1827.

5 См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 19 февраля 2018 г. № 9-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2018. № 9, ст. 1436. 215

субъектов по обеспечению правопорядка) и конституционно-правовые средства (инструменты обеспечения правопорядка), которые реализуют субъекты обеспечения правопорядка [3, с. 82, 90].

В ряде исследований отмечается, что главное отличие термина «правовой механизм» от смежной категории «механизм правового регулирования» заключается в том, что правовой механизм воздействия на определенные отношения по своему объему шире, чем механизм их правового регулирования, поскольку правовой механизм может включать в себя как средства, закрепленные в норме права, так и иные правовые средства (акты индивидуального регулирования, договоры, локальные нормативные акты и т.д.) [4].

В юридической науке анализировался также правовой механизм управления. Так, И.Я. Дюрягин утверждал, что юридический механизм управления в качестве начальных звеньев предполагает блок юридических средств, обеспечивающих разработку и принятие правовых норм для оказания управленческого воздействия на соответствующие объекты. Второе звено — блок применения норм прав — обеспечивает перевод, распространение управляющими субъектами общих предписаний правовых норм на конкретных лиц, оказавшихся в предусмотренных нормами права условиях, фиксирует субъективные права и обязанности. Конечное звено — блок реализации правовых норм в деятельности управляемых объектов [5, с. 56].

Р.О. Халфина выстраивает управленческий цикл из пяти стадий: стадия постановки цели, дескриптивная стадия — сбор и обработка информации, необходимой для принятий решений, прескриптивная стадия, когда при вынесении управленческого решения ряд основных условий задан нормами права, стадия реализации решений, ретроспективная стадия, в рамках которой происходят обобщение и анализ результатов выполнения принятых решений [6, с. 86].

Будучи универсальным, такой подход к структуре управленческого цикла применим и в отношении риска как объекта управления. В современном обществе риск приобретает системный, перманентный и всеобъемляющий характер, а отсутствие возможностей для эффективного управления риском (прежде всего на основе сочетания персональных и коллективных усилий) делает его фатальной угрозой жизнедеятельности большинства категорий населения [7, с. 300-302]. Следовательно, поиску оптимальных методов и моделей управления рисками отводится роль важнейшей теоретической и прикладной научной задачи.

Управление рисками не может осуществляться без правового воздействия на соответствующие сферы общественной жизни, поэтому оно всегда имеет правовую составляющую, тем более, что сам риск признается сегодня социальным феноменом, обладающим правовой характеристикой. Весьма убедительно высказывается по этому поводу в ряде своих работ Ю.А. Тихомиров, называя риск явлением, сопутствующим правовому развитию, объектом сложного механизма правового регулирования, который находится в стадии формирования. Он признает институт риска институтом теории права, который получает развитие и конкретизацию в отраслевых и комплексных правовых институтах, поскольку «риск как явление присущ развитию всех отраслей права и, следовательно, каждая из них выявляет свою меру регулирования», и при этом предлагает преодолеть узкоотраслевой подход. «Можно с уверенностью сказать, — пишет он, — что право выполняет применительно к риску такие функции, как его легальное

признание и допущение, установление средств предупреждения и минимизации, определение меры ответственности и компенсаторные средства» [8, с. 175].

Не являются исключением и социальные риски, выступающие основаниями для социального обеспечения, способствующие возникновению социально неблагоприятных ситуаций, которые обусловливают необходимость оказания гражданину поддержки со стороны государства и общества посредством предоставления социально значимых благ и услуг (пенсий, пособий, компенсационных выплат и т.п.).

Цель управления социальными рисками заключается в предоставлении защиты от них путем предупреждения их возникновения, распределения между человеком и другими субъектами неблагоприятных последствий реализации таких рисков. Она может достигаться с использованием комплекса различных средств — экономических, психологических, организационных, педагогических и пр. Важное значение в системе средств управления социальными рисками имеют правовые средства.

Характеризуя генезис национальных систем социального обеспечения, следует указать, что правовые средства «подключаются» к процессу защиты от социальных рисков на этапе, когда такая защита становится гарантированной, а роль ее главного субъекта принимает на себя государство, устанавливающее соответствующие правовые предписания и возлагающее на других субъектов соответствующие обязанности (например, по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование, организации социального обслуживания и т.п.).

Все это позволяет сделать предположение об особой, можно сказать, центральной роли правовых средств в управлении социальными рисками и, соот- i ветственно, актуализирует проблему выявления их сущности и конструирования и их системы. С

ш

В общей теории права категория правовых средств традиционно разрабатыва- о лась в рамках проблематики механизма правового регулирования, которая нераз- к рывно связана с именем выдающегося отечественного правоведа С.С. Алексеева. о

п

Правовые средства стали объектом исследования и в отраслевых юридических | науках, прежде всего, в цивилистике — начатые Н.А. Бариновым и Б.И. Пугин- в

е

ским, сегодня они успешно продолжаются их последователями и учениками, в о первую очередь С.Ю. Филипповой. ю

_ TD

Признание значимости правовых средств для достижения целей правовой |

деятельности положило начало развитию инструментальной юриспруденции. Это к

Во

условиях, а

когда позитивистский тип правопонимания все чаще подвергается критике, ин- |

струментальный подход к праву некоторые считают новой методологией, способ- !

ной обогатить нормативное учение о праве [9, с. 20-21], другие же отмечают его №

ограниченный потенциал и невозможность достижения эффективности право- 11

вого регулирования только на основе инструментального подхода [10, с. 12-13]. )

По нашему мнению, в рамках инструментального подхода (возможно, с одно- 8 временной опорой на отдельные элементы других подходов к праву, в частности, социологического и коммуникативного) могут исследоваться правовые механизмы управления. Достаточно указать на такой важнейший постулат инструментального подхода, как взаимосвязь целей, средств ее достижения и полученных результатов. Как верно отмечает В.К. Шундиков, «цели, средства и результаты

тесно связаны между собой не только генетически, но и функционально» [9, с. 21]. 217

С.Ю. Филиппова пишет: «Инструментализм в юриспруденции предполагает отказ от многовековых бесплодных дискуссий о сущности отдельных юридических понятий и постановку конкретных задач — как именно может использоваться то или иное правовое решение, для достижения каких именно конкретных целей и, наоборот, подыскание наиболее эффективных средств достижения целей лица» [11]. Данная схема применяется и в управлении.

В связи с этим представляет интерес точка зрения Д.В.Осинцева, который определяет право в системе социальных регуляторов как нормы управления и полагает, что «управление является содержанием права и не имеет иного формального выражения, кроме как в нормах права» [12, с. 34]. Применяя подобный подход к управлению социальными рисками, можно исходить из того, что только право обеспечивает максимальную эффективность такого управления, придавая соответствующим конструкциям социальной солидарности жесткий юридический «каркас», который формируется с учетом других социальных норм (моральных, религиозных и пр.).

Правовой механизм управления социальными рисками имеет сложную структуру. Его ядром выступают правовые средства, обеспечивающие нормативное и индивидуальное регулирование общественных отношений, связанных с возникновением социальных рисков и компенсацией их последствий. Такие правовые средства можно признать основными. Нормативное регулирование призвано определить перечень социальных рисков, которые могут принимать на себя различные субъекты, и способы компенсации последствий таких рисков. Тем самым создается универсальная абстрактная модель защиты от социальных ри-| сков на соответствующем уровне (федеральном, региональном, муниципальном, ? корпоративном), адресованная всем и каждому. Индивидуальное регулирование я позволяет адаптировать указанную модель к интересам, потребностям и воз-§1 можностям каждого конкретного человека. Тем самым создается персонифи-I цированная модель защиты от социальных рисков, адресованная конкретному

1 лицу и основанная на его инициативе и волеизъявлении.

го

| Следовательно, нормативное правовое регулирование обеспечивает принятие

§ общего управленческого решения, распространяющего свое действие на неопре-

| деленный или условно определенный круг субъектов. Это делает возможным

2 принятие на этапе индивидуального правового регулирования персонифици-° рованного управленческого решения, обеспечивающего защиту от социальных « рисков конкретному лицу.

| Прежде чем любое управленческое решение будет принято, должна быть

0 проведена соответствующая подготовительная работа, которая начинается с по-

1 становки социально значимой цели. За реализацией управленческого решения ° должна следовать оценка его результативности, определение того, достигнута

го

3 ли цель управления.

1 Применительно к управлению социальными рисками это означает, что

I установлению нормативного правового регулирования в этой сфере должна предшествовать постановка цели защиты от социальных рисков, а затем подготовительная работа по определению того, какие субъекты и на каких условиях могут принять на себя соответствующие социальные риски путем признания своей обязанности компенсировать их последствия предоставлением человеку как субъекту риска социально значимых выплат, благ или услуг. Индивидуаль-218 ное правовое регулирование всегда начинается с волеизъявления физического

лица относительно защиты от тех или иных видов социального риска (прогнозируемых, ожидаемых или реальных), основанного на его субъективной оценке потребности в такой защите.

Нормативное и основанное на нем индивидуальное (правоприменительное) регулирование в сфере управления социальными рисками могут рассматриваться как принятие и реализация управленческих решений общего и персонифицированного характера. Далее должна следовать оценка эффективности таких решений с целью возможной корректировки защиты от социальных рисков с точки зрения ее оснований, условий, объема и т.п.

Приведенная последовательность действий по управлению социальными рисками отражает стадии такого управления: постановку цели защиты от социальных рисков, подготовку управленческих решений, принятие и реализацию общих, а затем персонифицированных управленческих решений и оценку их эффективности. Очевидно, что это предполагает использование системы правовых средств, определенным образом соединенных друг с другом, иными словами, интегрированных. Термин «интеграция правовых средств» используется в юридической науке для обозначения объединения правовых средств разных видов, предназначенных и пригодных для достижения соответствующей правовой цели [13]. Применительно к обозначенным стадиям управления социальными рисками можно сказать, что интеграция правовых средств здесь осуществляется в логически заданной последовательности, поэтому условно она может быть обозначена как вертикальная.

Следует подчеркнуть, что наряду со средствами правового регулирования, обеспечивающими подготовку управленческих решений, выраженных в норма- е тивном и индивидуальном регулировании, а также оценку их эффективности, и элементами правового механизма управления социальными рисками выступают а средства правового воздействия, применяемые как на этапе постановки цели о защиты от социальных рисков, так и на всех последующих этапах управления. к Речь идет о средствах социального, информационно-психологического и воспи- о

п

тательного воздействия [14, с. 623-624] (в частности, таких как общественное а обсуждение законопроектов социальной направленности, прежде всего связан- в

е

ных с коренным реформированием социального законодательства, например, о пенсионной реформой; социальная реклама; разъяснительная работа государ- ю

ственных органов и учреждений, предоставляющих социальные выплаты и |

услуги и т.п.). Применение таких правовых средств носит «сквозной» характер к

и возможно на любых этапах механизма правового регулирования. а

Следовательно, можно утверждать, что средства правового воздействия вклю- |

чаются в структуру правового механизма управления социальными рисками в ии

порядке как вертикальной, так и горизонтальной интеграции. №

Под горизонтальной интеграцией правовых средств предлагается понимать 1

их относительно обособленное объединение для решения отдельных задач (или )

комплексов задач) в той или иной области управления социальными рисками. 8 Такова, например, интеграция правовых средств, обеспечивающих обязательные и дополнительные меры социальной защиты, отражающих государственные и негосударственные формы социальной защиты либо выраженные в различных организационно-правовых ее формах (социальном страховании, социальном обеспечении, социальной помощи). При этом можно утверждать, что такая

интеграция может иметь многоуровневый характер и на каждом уровне форми- 219

ровать соответствующие правовые механизмы (например, правовой механизм государственного социального обеспечения, в который могут быть включены механизмы пенсионного обеспечения, обеспечения пособиями и компенсационными выплатами и т.д.; правовой механизм обязательного социального страхования, объединяющий механизмы, опосредующие каждый из четырех видов такого страхования). Все подобные механизмы взаимодействуют друг с другом и включаются в единый правовой механизм управления социальными рисками.

Горизонтальная интеграция правовых средств управления социальными рисками позволяет формировать правовой механизм, обеспечивающий наиболее полную защиту от социальных рисков за счет применения различных ее форм, исходящих от разных субъектов и предоставляемых в дифференцированном порядке.

Вертикальная интеграция правовых средств управления социальными рисками направлена на достижение обозначенной цели за счет обеспечения их согласованного, последовательного применения.

Таким образом, правовой механизм управления социальными рисками — это интегрированный многоуровневый комплекс юридических средств, во взаимосвязи друг с другом обеспечивающих подготовку, принятие, реализацию и оценку эффективности общих и персонифицированных управленческих решений, направленных на достижение цели защиты от социальных рисков путем предупреждения их возникновения и (или) компенсации их последствий.

От того, насколько сбалансирован и эффективен данный правовой механизм, напрямую зависит реализация права на социальное обеспечение, которое признано международным сообществом как одно из основных прав человека, и гарантируется Конституцией РФ. Это ставит на повестку дня науки права социального обеспечения разработку теории отраслевых правовых средств, необходимых для достижения целей защиты от социальных рисков, и одновременно актуализирует необходимость общетеоретических и межотраслевых исследований проблематики правовых средств, применимых в процессе управления как социальными рисками, так и иными видами рисков.

Библиографический список

1. Кулапов В.Л., Хохлова И.С. Способ правового регулирования. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2010. 176 с.

2. Шамрин М.Ю., Мигачева Е.В. Административно-правовые механизмы защиты прав человека в зарубежных государствах // Административное право и процесс. 2017. № 9. С. 50-53.

3. Безруков А.В. Формирование и функционирование конституционно-правового механизма обеспечения правопорядка органами публичной власти в России. М.: Юстицинформ, 2016. 288 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Текутьев Д.И. Правовой механизм повышения эффективности деятельности членов органов управления корпорации. М.: Статут, 2017. 176 с.

5. Дюрягин И.Я. Право и управление. М.: Юридическая литература, 1981. 168 с.

6. Халфина Р.О. Право как средство социального управления. М.: Наука, 1988. 256 с.

7. Социологический словарь / ов. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М.: НОРМА, 2008. 608 с.

8. Тихомиров ЮА. Право: прогнозы и риски. M.: ИЗиСП: ИНФРА-M, 2017. 305 с.

9. Шундиков К.В. Инструментальная теория права — перспективное направление научного исследования II Правоведение. 2002. № 2 (241). С. 16-23.

10. Эффективность правового регулирования I под общ. ред. A.B. Полякова, В.В. Денисенко и M.A. Беляева. M.: Проспект, 2017. 308 с.

11. Филиппова С.Ю. Частноправовые средства организации и достижения правовых целей. M.: Статут, 2011. 320 с.

12. Осинцев Д.В. Правовые модели управления. Екатеринбург: Изд-во УMЦ УПИ, 2018. 232 с.

13. Боголюбов СА. Правовое сопровождение экологических политик России и других стран БРИКС II БРИКС: контуры многополярного мира I O.A. Акопян, H.M. Бевели-кова, K.M. Беликова и др.; отв. ред. Т.Я. Хабриева. M.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 2015. С. 113-120. Цит. по: справ.-правовая система «КонсультантПлюс».

14. Теория государства и права: курс лекций I под ред. Н.И. Mатузова, A.B. Mалько. M.: Юристъ, 1997. 672 с.

References

1. Kulapov V.L., Khokhlova I.S. Method of Legal Regulation. Saratov: Publishing house of the Saratov State Law Academy, 2010. 176 p.

2. Shamrin M.Yu., Migacheva E.V. Administrative and Legal Mechanisms of Human Rights Protection in Foreign countries. Administrative law and procedure. 2017. No. 9. P. 50-53.

3. Formation and Functioning of the Constitutional and Legal Mechanism of Law Enforcement by Public Authorities in Russia. M.: Yustitsinform, 2016. 288 p.

4. Tekutyev D.I. Legal Mechanism of Increasing Efficiency of Activity of Members of Governing Bodies of Corporation. M.: Statute, 2017. 176 p.

5. Duryagin I.Ya. Law and Management. M.: Legal literature, 1981. 168 p.

6. Khalfina R.O. Law as a Means of Social Management. M.: Science, 1988. 256 p.

7. Sociological Dictionary I editorship of G.V. Osipov, L.N. Moscow-chev. M.: NORMA, 2008. 608 p.

8. Tikhomirov YuA. Right: Forecasts and Fisks. M.: SISP: INFRA-M, 2017. 305 p.

9. Shundikov K.V. Instrumental Theory of Law-perspective Direction of Scientific Research II Jurisprudence. 2002. № 2 (241). P. 16-23.

10. The Effectiveness of Legal Regulation I under the General editorship of A.V. Polyakov, V.V. Denisenko, and M. A. Belyaeva. M.: Prospect, 2017. 308 p.

11. Filippova S. Legal Means of Organization and Achievement of Legal Goals. M.: Statut, 2011. 320 р.

12. Osintsev D.V. Legal Models of Management: Monograph. Ekaterinburg: publishing house of the UMTS UPI, 2018. 232 p.

13. Bogolyubov S.A. Legal Support Ecological Policy of Russia and other BRICS I BRICS: the Contours of the Multipolar World I A.O. Akopyan, N.M. Bielikova, K.M. Belikova, etc.; ed. edited by T.Y. khabrieva. M.: Institute of legislation and comparative law under the Government of the Russian Federation, 2015. Cyte. by: SPS ConsultantPlus. P. 113-120.

14. Theory of State and Law: lectures I ed. N.I Matuzov, A.V.Malko. M.: Yurist, 1997. 672 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.