Научная статья на тему 'Понятие поверхности в дизайне архитектурной среды'

Понятие поверхности в дизайне архитектурной среды Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
501
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / ДИЗАЙН / ПОВЕРХНОСТИ / ФОРМА / ЦВЕТ / ФАКТУРА / ФОРМООБРАЗОВАНИЕ / ARCHITECTURE / DESIGN / SURFACES / SHAPE / COLOR / TEXTURE / SHAPING

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Иванова Анастасия Сергеевна, Калихман Аркадий Давидович

Понятие поверхности в дизайне архитектурной среды и в любой другой физической среде не всегда поддается однозначному описанию вследствие фундаментальности такой категории, как поверхность. В статье, которая предполагается начальной в исследовании проблемы восприятия поверхности в архитектурной среде, сделана попытка дать общую классификацию морфологических и символических описаний, содержание которых определяется функциональными и эстетическими свойствами поверхности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF SURFACE IN THE DESIGN OF AN ARCHITECTURAL ENVIRONMENT

The concept of the surface in the design of an architectural environment and in any other physical environment does not always yield to an exact description as a result of the fundamentality of the category of the surface. The article, which is supposed to start the investigation of the problem of surface perception in the architectural environment, makes an attempt to give a general classification of morphological and symbolic descriptions, whose content is defined by functional and aesthetic properties of the surface.

Текст научной работы на тему «Понятие поверхности в дизайне архитектурной среды»

ПОНЯТИЕ ПОВЕРХНОСТИ В ДИЗАЙНЕ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ А. С. Иванова1, А. Д. Калихман2

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Понятие поверхности в дизайне архитектурной среды и в любой другой физической среде не всегда поддается однозначному описанию вследствие фундаментальности такой категории, как поверхность. В статье, которая предполагается начальной в исследовании проблемы восприятия поверхности в архитектурной среде, сделана попытка дать общую классификацию морфологических и символических описаний, содержание которых определяется функциональными и эстетическими свойствами поверхности. Ил. 3. Библиогр. 3 назв.

Ключевые слова: архитектура; дизайн; поверхности; форма; цвет; фактура; формообразование.

THE CONCEPT OF SURFACE IN THE DESIGN OF AN ARCHITECTURAL ENVIRONMENT A. S. Ivanova, A.D. Kalikhman

National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The concept of the surface in the design of an architectural environment and in any other physical environment does not always yield to an exact description as a result of the fundamentality of the category of the surface. The article, which is supposed to start the investigation of the problem of surface perception in the architectural environment, makes an attempt to give a general classification of morphological and symbolic descriptions, whose content is defined by functional and aesthetic properties of the surface. 3 figures. 3 sources.

Key words: architecture; design; surfaces; shape; color; texture; shaping.

Общепринятым является тезис о том, что архитектура организует окружающее человека пространство или архитектурную среду. Подобная декларация подразумевает в большинстве случаев отсутствие какой-либо функциональной самостоятельности у формирующих пространство архитектурных составляющих, воспринимаемых визуально и тактильно. При этом поверхности, ограничивающие и определяющие пространство архитектурной среды, призваны сохранять свои специфические функции. Кроме того, известное противоречие функциональной и эстетической составляющих не должно приводить к ограничениям в описаниях понятия поверхности, когда рассматриваются, например, цветовые, пластические, конфигурационные, рельефные, фактурные, материальные и другие характеристики.

Рассмотрение очевидного на первый взгляд понятия поверхности требует исходной констатации того факта, что восприятие пространственно-предметной архитектурной среды является исключительно визуальным и тактильным. Следующим важным фактом можно считать связанные с геометрическими представлениями понятия односвязных поверхностей типа сферической, эллипсоидной, тороидальной и многосвязных поверхностей типа кубической, конической, цилиндрической. Перечисленные поверхности образуют известные геометрические фигуры, формируемые в первом случае одной, а во втором случае несколькими плоскими или искривленными поверхно-

стями. Очевидным следствием сказанного является констатация факта отсутствия различия между понятиями поверхности и формы в их первичности, подчиненности или самостоятельности.

Поэтому фундаментальность понятия поверхности совершенно неотделима от не менее фундаментального понятия форма. Однако, по мнению А.Г. Раппа-порта [1, с. 24] определение или узнавание формы ограничивается только теми формами, которые освоены нашими знанием и мышлением в культурной традиции и языке. Случаи невозможности определения формы для так называемых бесформенных предметов оставляют, тем не менее, достаточную свободу для описания их поверхностей. Следуя А.Г. Раппапор-ту [1, с. 25], можно попытаться использовать для описания поверхности сформулированную им категориальную парадигму, важную для понимания архитектурной среды, относящуюся к ее «морфологии», «символике» и «феноменологии».

Морфологическое описание поверхности (неразрывное с формой) должно касаться фиксации всех размерных параметров и конфигурации, существенных для проектирования, численных характеристик образующих поверхности материалов, в итоге определяющих стилистику или символику создаваемого архитектурного пространства. Символическое описание поверхности всегда связано с какой-то культурной традицией и в самом простом случае с формой поверхности (круг, квадрат, звезда и пр.), хотя следует

1Иванова Анастасия Сергеевна, старший преподаватель кафедры архитектурного проектирования, магистрант, тел.: 89086477715, e-mail: admi-nir@mail.ru

Ivanova Anastasia, Senior Lecturer of the chair of Architectural Design, undergraduate, tel.: 89086477715, e-mail: admi-nir@mail.ru

2Калихман Аркадий Давидович, доктор физико-математических наук, профессор кафедры архитектурного проектирования. Kalihman Arkady, Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Professor of the chair of Architectural Design.

учитывать возможную неоднозначность символики и зависимость от контекста. Менее определенной и сложно понимаемой является феноменология поверхности, которая позволяет судить о значении поверхности в архитектурной среде, о ее сознательном восприятии, объединяющем морфологическое и символическое описание. Следующая цитата из работы А.Г. Раппапорта [1,с.7] позволяет оценить важность феноменологии поверхности в дизайне среды: «В современном дизайне все большее значение приобретает не геометрия вещи, а ее фактура, соответствующая тактильным свойствам предмета - качеству поверхности. Прежде всего, гладкости или шершавости, способности вызывать определенные ощущения при касании. Эти свойства формы, разумеется, были присущи архитектуре и прикладному искусству всегда. Без феноменологии гладкости, например, немыслимо понимание эстетики полированного металла и камня, стекла и керамики. Но в современном дизайне, как и в современной архитектуре, эти свойства заняли совершенно особое место, вышли на первый план и часто стали более важными, чем традиционные пространственные качества формы. Несмотря на распространенность такого рода эстетики, построенной на тактильных свойствах гладкости, прозрачности, градиентных переходах света и фактуры, она еще не стала предметом пристального символического и морфологического описания, хотя совершенно очевидна ее связь с пограничными сферами эстетики музыкального звука и шума, света и цвета».

Классификация. Оставаясь в пределах онтологических представлений о поверхности можно только кратко напомнить о той роли, которую играет понятие поверхности в философии метафизики и постмодернистской теории познания, основанной на идее отсутствия «глубины» объекта. В книге одного из основоположников постмодернизма Жиля Делеза «Логика смысла» определение поверхности многообразно и неотделимо от смысловой нагрузки: «Поверхность ни активна, ни пассивна, она - продукт действий и страданий перемешанных тел. ... Вмещая лишь молекулярные слои, поверхность обеспечивает неразрыв-

ность и взаимосцепление двух лишенных толщины слоев - внутреннего и внешнего. ... От поверхности исходит фиктивное поверхностное напряжение в виде силы, проявляющейся на плоскости поверхности». Кажется также вполне осмысленной, хотя и далекой от рассматриваемой в статье темы содержащаяся в книге сентенция о том, что юмор - искусство поверхности, противопоставленное старой иронии - искусству глубины и высоты [2, с. 351].

Переходя к классификации поверхностей, следует отметить, что в ее основу могут быть положены следующие характеристики. Поверхность как функция, отражающая утилитарные, эстетические, традиционные, символические свойства. Поверхность как фактура, материал, обеспечивающий физическое тактильное взаимодействие, средовое психофизическое взаимодействие. Поверхность как вещность, определяющая основное свойство предмета. Поверхность как форма, образующая и проявляющая объем в его функциональном и эстетическом значении. Поверхность, выраженная цветом стимула или материала, помимо утилитарных и художественных свойств содержит психофизические отношения одновременного и последовательного цветового контраста, фиктивной пространственной границы. Подобные свойства относятся к световому акцентированию поверхности, а также к ее зеркальности.

В общем случае функции поверхности можно разделить по категориям, представленным на рис. 1.

Образное решение в архитектуре и дизайне архитектурной среды во многом связано с применением строительного материала. «Грамотное построение поверхностей в среде является в правильном применении сочетания строительных материалов и композиции» [3, с. 10]. Данное утверждение прослеживается в научных изысканиях В.Е. Байера в области материаловедения, в учении автора о своеобразии строительных материалов русской архитектуры, где рассматриваются проблемы взаимосвязи зодчества с материальной палитрой архитектора и дизайнера.

Эмоциональное воздействие архитектурной формы в значительной мере связано с фактурой, цветом,

Функции

- - -1

утилитарная художе ств е н н а я традиционная

символическая

га

Рис. 1. Основные функции поверхностей

характером рисунка лицевой поверхности применённых материалов. Именно эти характеристики оказывают большое влияние на соответствующий зрительный образ... [3, с.11].

Функциональная и эстетическая сущность поверхности составляет важную концепцию в средовом дизайне. Впечатления тяжести или лёгкости, пластичности, плотности архитектурной формы связаны с характером лицевой поверхности материала. Практическая значимость поверхности играет немаловажную роль в эксплуатации объектов, в их функциональном использовании. Художественное понимание поверхности складывается из совокупности характеристик формы, цвета, фактуры, рельефа, рисунка или текстуры.

Поверхность выражается в форме и развиваться может как в двух, так и в трёх основных координатных направлениях, в первом случае - в плоскости, а во втором - по горизонтали, вертикали и глубине. Формообразование поверхности обуславливается линейным, плоскостным, объёмным и пространственным характером. Остановимся на каждом из видов формообразования поверхности.

Линейные поверхности. Развиваются в одном направлении в длину, в ширину или в высоту, сохраняя определённую толщину. Воплощаются в материале, значит, имеют вес, обладают массой.

Линейная поверхность носит открытый характер и определяется выраженной плотностью заполнения пространства поверхности элементами.

Объёмной или пространственной поверхность становится в случае, когда заполненное пространство становится характерно выраженным. Важным композиционным признаком линейной поверхности является её конфигурация, по этому признаку поверхность становится узнаваемой, определяется её функциональная причастность.

Плоскостные поверхности развиваются в двух направлениях в длину, ширину и незначительно в глу-

бину. Проявляются в трёх основных видах: в фактуре, рельефе и текстуре.

Эмоциональное воздействие поверхности на человека связано с фактурой. Фактура поверхности -это видимая часть объекта, которая характеризуется степенью рельефности и блеска. По степени рельефности поверхности бывают гладкие и шероховатые. Фактура зависит от количества и величины выступающих частей или элементов, представляющих основные виды фактурных поверхностей. В фактуре присутствует микроструктурная система элементов. Чем больше выступающих элементов, тем больше затенённых участков, такие фактуры более выражены и пластичны. Поэтому фактура поверхности занимает промежуточное место между гладкой и рельефной.

Рельеф характеризуется более крупным строением поверхности, в математическом значении построение рельефа - это сложная система-макроструктура с присутствием мелких геометрических элементов. Рельеф, как и фактура, может выражаться в количестве и величине элементов, образующих рельефность поверхности. На рис. 2 представлены основные виды рельефных поверхностей.

Текстура обозначает внутреннее строение формы и характеризует поверхность не только с декоративно-художественной стороны, но и с конструктивной точки зрения.

Большое значение в выявлении характера поверхности имеет цвет. Цветом мы моделируем поверхность способом отражения или излучения света разного спектрального свойства, выявляя рельефную или фактурную композицию. С композиционной точки зрения цвет вызывает у зрителя дополнительные эмоциональные ощущения графичности формы поверхности.

Объёмные поверхности. Развиваются в трёх направлениях по горизонтали, вертикали и в глубину, при этом имеют выраженный замкнутый характер.

Рельефные поверхности

Рис. 2. Основные виды рельефных поверхностей

Основные приёмы

fl Г!

придание peni ефности

Рис. 3. Основные приемы моделирования поверхностей

Поверхности обладают центром или осью и воспринимаются с разных точек. Такие поверхности применяют в открытой пространственной среде. Они обладают геометрическим характером исходя из пластической обусловленности и пространственным соотношением объёмной формы. Объёмные поверхности бывают простые и сложные. К простым относятся закрытые поверхности - это куб, сфера, конус и т.д. К сложным поверхностям относятся комбинации и сочетания из линейных и плоскостных поверхностей (стул, стол и т.д.).

Понимание пластического свойства поверхности

сти. Основные приёмы моделирования показаны на рис. 3.

В работе предпринята попытка дать классификацию поверхностей в архитектурных средах, позволяющих приблизиться к пониманию понятия поверхности. Выделены основные виды поверхностей с описанием структуры и рельефности. Дано представление о различии онтологических и метафизических подходов к понятию поверхности. При этом сохраняются проблемы различия тактильного и визуального восприятия, что будет детально рассматриваться в дальнейшем.

имеет большое значение в моделировании поверхно-

Библиографический список

1. Раппапорт А.Г. К пониманию архитектурной формы: дис. 3. Байер В.Е. Материаловедение для архитекторов, рестав-...д-ра искусствоведения. М., 2000. раторов, дизайнеров: учеб. пособие. М.: Астрель, 2005. 250

2. Жиль Делез. Логика смысла. пер. с фр. Я.И. Свирского с. Екатеринбург: Деловая книга, 1998. 472 с.

УДК 628.316

ВЛИЯНИЕ ГИДРОДИНАМИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ НА ПОЛЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ АКТИВНОГО ИЛА И ОКИСЛИТЕЛЬНУЮ СПОСОБНОСТЬ АЭРАТОРА В АЭРОТЕНКЕ

В.Н. Кульков1, Е.Ю. Солопанов2, И.В. Евтеева3

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Приведены поля скорости течения воды и распределения активного ила без воздействия и с воздействием на

1 Кульков Виктор Николаевич, доктор технических наук, профессор, зав. кафедрой водоснабжения, водоотведения, охраны и рационального использования водных ресурсов, тел.: (3952) 405-142, е-mail: kvn@istu.edu

Kulkov Victor, Doctor of technical sciences, Professor, Head of the chair of Water Supply, Drainage, and Ecology of Water Resources, tel.: (3952) 405-142, e-mail: kvn@istu.edu

2Солопанов Евгений Юрьевич, кандидат технических наук, доцент кафедры информатики, тел.: (3952) 405-279, 89021707622. Solopanov Evgeny, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the chair of Computer Science, tel.: (3952) 405-279, 89021707622.

3Евтеева Ирина Владимировна, аспирант. Evteeva Irina, postgraduate student.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.