Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ И ИХ РАЗВИТИЕ'

ПОНЯТИЕ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ И ИХ РАЗВИТИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательные услуги / платные образовательные услуги / особенности и характеристики платных образовательных услуг / алгоритм платных образовательных услуг / educational services / paid educational services / features and characteristics of paid educational services / algorithm of paid educational services

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сичинава Александр Владимирович

В настоящей статье рассматриваются наиболее проблемные аспекты платных образовательных услуг, раскрывает проблемы, связанные с организацией предоставления платных образовательных услуг в России с учетом особенностей российского законодательства и текущей экономической ситуации. Основными вопросами, которым уделяется особое внимание в статье, являются соблюдение правил документирования, отражение в документах государственно-публичного характера руководства учреждения, а также соответствие документов правовым нормам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article examines the most problematic aspects of paid educational services, reveals the problems associated with the organization of paid educational services in Russia, taking into account the peculiarities of Russian legislation and the current economic situation. The main issues that are given special attention in the article are compliance with the rules of documentation, reflection in the documents of the state-public nature of the management of the institution, as well as compliance of documents with legal norms.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ И ИХ РАЗВИТИЕ»

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления Сичинава Александр Владимирович

ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» (г. Москва)

ПОНЯТИЕ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ И ИХ РАЗВИТИЕ

Аннотация. В настоящей статье рассматриваются наиболее проблемные аспекты платных образовательных услуг, раскрывает проблемы, связанные с организацией предоставления платных образовательных услуг в России с учетом особенностей российского законодательства и текущей экономической ситуации. Основными вопросами, которым уделяется особое внимание в статье, являются соблюдение правил документирования, отражение в документах государственно-публичного характера руководства учреждения, а также соответствие документов правовым нормам.

Ключевые слова: образовательные услуги; платные образовательные услуги; особенности и характеристики платных образовательных услуг; алгоритм платных образовательных услуг.

Annotation. This article examines the most problematic aspects of paid educational services, reveáis the problème associated with the organization of paid educational services in Russia, taking into account the peculiarities of Russian législation and the current economic situation. The main issues that are given spécial attention in the article are compliance with the rules of documentation, reflection in the documents of the state-public nature of the management of the institution, as well as compliance of documents with legal norms.

Key words: educational services; paid educational services; features and characteristics of paid educational services; algorithm of paid educational services.

Введение. Образование в современном мире - это одна из самых важных и драгоценных вещей, которые можно получить. Оно даёт свободу выбора, более высокий уровень знаний и навыков, а также лучшие возможности для трудоустройства и карьерного роста. В настоящее время многие школы предлагают платные образовательные услуги, которые помогают ученикам раскрыть свой потенциал и достичь больших успехов.

Рассматривая понятие «платная образовательная услуга», определим, что в статье 101 Федерального Закона «Об образовании в РФ» отмечено, что образовательные учреждения имеют право на оказание платных образовательных услуг, которые не предусмотрены в образовательных программах и государственных образовательных стандартах к которым относятся обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, углублённое изучение учебных предметов и другие услуги, не предусмотренные образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами.

Платные образовательные услуги в школе могут помочь ребенку получить более глубокие знания по интересующим его предметам или подготовиться к экзаменам лучше. Однако не следует забывать о том, что такие услуги не являются обязательными и не должны заменять основную программу обучения. Введение платных образовательных услуг в школе вызывает у родителей и учеников множество вопросов. Что это такое? Зачем они нужны? Какие возможности предоставляются детям при оплате дополнительных занятий?

Однако, прежде чем принимать решение о покупке платных услуг в школе родителям обучающихся необходимо хорошо осознавать все их преимущества и недостатки. Какие услуги доступны для оплаты? Какой эффект они дают? Какие риски существуют при выборе таких услуг? Наша статья поможет разобраться в этих вопросах и даст полезную информацию для тех, кто хочет получить лучшее образование для своих детей. А также позволит организаторам платных услуг более внимательно посмотреть на эту деятельность с точки зрения соблюдения всех требований.

Изложение основного материала статьи. Платные образовательные услуги - это услуги, которые школа предоставляет за отдельную плату. Они могут быть как индивидуальными, так и групповыми занятиями по различным предметам: математике, физике, химии, английскому языку, творческие и спортивные кружки и т.д. Зачем же нужны платные образовательные услуги?

Во-первых, они помогают улучшить успеваемость ученика. Дополнительная работа с преподавателем поможет заполнить пробелы в знаниях и повысить уровень подготовки к экзаменам.

Во-вторых, платные образовательные услуги могут помочь ребенку развить свои творческие и спортивные способности. Например, дополнительные занятия по рисованию или музыке могут стать началом интересной карьеры в будущем.

В-третьих, платные образовательные услуги - это возможность для родителей уделить больше времени своему делу, не беспокоясь о том, что их ребенок останется один дома.

В настоящее время платные образовательные услуги становятся все более популярными. Многие школы, колледжи и университеты предлагают дополнительные курсы, тренинги и мастер-классы за определенную плату. Однако, чтобы успешно реализовать такие услуги, необходимо решить ряд задач и следовать определенному алгоритму.

Алгоритм платных образовательных услуг в школе является эффективным инструментом для улучшения качества образования и расширения возможностей для учеников. Однако, реализация такого алгоритма может быть сложной задачей, требующей тщательного планирования и организации.

Перед началом работы по реализации алгоритма необходимо определить цели и задачи, которые должны быть достигнуты. Важно также учитывать интересы всех заинтересованных сторон: родителей, учеников, учителей и администрации школы. Основой алгоритма должен быть четкий список предоставляемых услуг и соответствующих им цен. Необходимо определить структуру оплаты и установить правила проведения финансовых операций.

Важно также разработать систему мониторинга качества предоставляемых услуг и дать возможность клиентам выражать свое мнение о работе школы.

Реализация алгоритма платных образовательных услуг может помочь повысить эффективность работы школы, привлечь дополнительные средства и улучшить качество образования. Однако, при этом необходимо учитывать интересы всех заинтересованных сторон и тщательно планировать все шаги по реализации алгоритма.

Шаг 1 : Идентификация потребностей и предпочтений клиентов.

Первый шаг в реализации алгоритма платных образовательных услуг позволяет определить, какие услуги будут наиболее востребованы среди учеников и их родителей.

Необходимо провести анализ среди целевой аудитории и выяснить, какие конкретные знания или навыки они хотели бы получить. Для этого можно использовать различные методы опроса: онлайн-опросы, личное общение с клиентами или

проведение фокус-групп. Также стоит учитывать мнение родителей, которые могут выражать свои предпочтения по поводу формата обучения (онлайн или оффлайн), продолжительности курса и стоимости.

Идентификация потребностей поможет школе разработать эффективный план проведения платных образовательных услуг, который будет соответствовать требованиям клиентов. Это также может помочь установить ценовую политику для каждой услуги, что поможет школе получить прибыль от этих услуг.

Шаг 2: Определение ценовой политики и пакетов услуг.

После определения основных целей и задач, связанных с реализацией платных образовательных услуг в школе, необходимо определить ценовую политику и предложить пакеты услуг для различных категорий учеников.

Цена является одним из важных параметров при продаже платных образовательных услуг. Необходимо определить цену, которая будет покрывать затраты на проведение программы и при этом останется доступной для клиентов. Важно учитывать не только затраты на организацию курсов и занятий, но также конкурентную среду и спрос на подобные услуги. Рекомендуется провести анализ рынка образовательных услуг в данном регионе и выявить оптимальный уровень цен.

Для привлечения большего числа учеников можно предложить различные пакеты услуг, которые будут отличаться по количеству занятий, продолжительности курса, дополнительным материалам и т.д. Важно также предусмотреть систему скидок для постоянных клиентов или при приобретении нескольких курсов одновременно.

Нельзя забывать о прозрачности ценообразования и честности в отношении потребителей. Цены должны быть объективными и соответствовать качеству предоставляемых услуг.

Таким образом, определение ценовой политики и пакетов услуг является важным шагом при реализации алгоритма платных образовательных услуг в школе. Оно поможет привлечь больше учеников и обеспечить стабильный доход для школы.

Шаг 3: Организация процесса обучения и управление ресурсами.

После того, как были определены цели и задачи, необходимо перейти к организации процесса обучения и управлению ресурсами. Важно учитывать следующие рекомендации:

1. Определить количество классов и групп для проведения занятий. Количество зависит от спроса на конкретные направления обучения и количества желающих.

2. Назначить квалифицированных преподавателей с соответствующим опытом работы в выбранной области знаний.

3. Организовать расписание занятий, которое будет удобным для всех сторон - учеников, преподавателей и администрации школы.

4. Провести маркетинговые мероприятия для привлечения новых клиентов: разработать информационные буклеты, создать рекламу в интернете и СМИ, провести дни открытых дверей.

5. Разработать эффективную систему учета финансовых средств поступивших от платных образовательных услуг.

6. Создать команду менеджеров для координации всего процесса проведения платных занятий.

Правильно организованный процесс обучения и управление ресурсами обеспечит успешную реализацию алгоритма платных образовательных услуг в школе.

Шаг 4: Обеспечение качества.

Как только программа создана, необходимо обеспечить высокое качество её реализации. За это отвечает команда экспертов по предметной области и педагогическим вопросам. Они могут проводить регулярные аудиты качества обучения, принимать обратную связь от клиентов и улучшать программу со временем.

Обеспечение качества платных образовательных услуг является одной из важнейших и ответственных задач современного образования. Каждое учебное учреждение предоставляет своим обучающимся платные услуги, и важно обеспечить им высокий уровень образования и удовлетворение их потребностей.

Для начала, одним из основных аспектов обеспечения качества платных образовательных услуг является наличие компетентного и квалифицированного педагогического персонала. Квалификация преподавателей должна соответствовать требованиям современного образования, а также они должны обладать профессиональными навыками и опытом работы. Только таким образом обучающиеся могут получить качественное и полноценное образование.

Вторым важным аспектом в обеспечении качества платных образовательных услуг является наличие современного оборудования, лабораторий и кабинетов. Образовательное учреждение должно быть оснащено новейшими техническими средствами, компьютерами, программным обеспечением и другими необходимыми материалами и оборудованием.

Третий аспект, который необходим для обеспечения качества платных образовательных услуг - это использование современных образовательных программ и методик обучения. Преподаватели должны иметь доступ к актуальной информации, последним научным исследованиям и новым методикам преподавания. Это позволит преподавателям улучшить свою работу, сделав ее более интересной, понятной и эффективной.

Кроме того, одним из основных факторов успешного обеспечения качества платных образовательных услуг является постоянная оценка и контроль качества образования. Проведение регулярных анализов и оценок поможет выявить слабые места в образовательном процессе, а также определить потребности и ожидания студентов. Такая систематическая обратная связь между учебным учреждением и студентами позволит улучшить качество образования и принять меры для его повышения.

Следовательно, обеспечение качества платных образовательных услуг является сложной и неотъемлемой частью сферы образования. Компетентные преподаватели, современное оборудование, новейшие образовательные программы и постоянная оценка качества - все это позволяет сделать обучение эффективным, интересным и полезным для студентов. Исходя из этой цели, вся система платных образовательных услуг должна стремиться к постоянному совершенствованию и повышению качества, чтобы гарантировать студентам достойное образование и успешную профессиональную карьеру.

Однако, не все платные образовательные услуги одинаково полезны для каждого ученика. Перед оплатой дополнительных занятий следует оценить потребности и возможности своего ребенка. Если ученик уже самостоятельно справляется с учебной программой, то не имеет смысла перегружать его дополнительными занятиями. Также стоит принимать во внимание финансовую сторону вопроса: частые платежи за дополнительное обучение могут стать значительной нагрузкой на бюджет семьи.

Тем не менее, если родители решат оплатить дополнительные образовательные услуги, им необходимо выбрать преподавателя и наиболее эффективный формат занятий. Важно, чтобы учитель был профессиональным педагогом с высокой квалификацией и опытом работы.

Также стоит обратить внимание на формат занятий: индивидуальные занятия могут быть более эффективными для ребенка, который испытывает трудности с конкретной темой или предметом.

Наконец, необходимо учитывать роль школы в предоставлении платных образовательных услуг. Школа должна создавать комфортные условия для дополнительного обучения, например, предоставлять помещения доя проведения занятий и контролировать качество преподавания. Однако, школа не должна делать из дополнительного обучения основную

часть своего бюджета или разделять учеников на "обычных" и "платников". Важно сохранять равноправие всех учеников и предоставлять возможность каждому получить одинаковое количество знаний.

Введение платных образовательных услуг в школе может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Некоторые родители готовы вложить дополнительные средства в образование своих детей, чтобы получить лучший результат. В то же время это может привести к возникновению неравенства между учениками, которые могут позволить себе платное обучение, и теми, кто не может. И школе необходимо подумать о том, чтобы соблюдался определённый баланс возможностей для детей из семей с разным достатком.

Преимущества. Одно из основных преимуществ платных образовательных услуг заключается в том, что они могут предоставлять более высокое качество образования. Школы, которые предлагают подобные услуги, могут использовать дополнительные ресурсы для повышения уровня образования своих учеников. Такие школы часто имеют более высокую зарплату для своих учителей и больше возможностей для развития инфраструктуры школьного комплекса.

Кроме того, платная система обучения может предоставлять больше возможностей для персональной работы с каждым учеником. Размер класса может быть значительно меньше по сравнению с обычными классами в государственных школах. Это позволяет учителям более тесно работать с каждым учеником и ориентироваться на индивидуальные потребности и интересы.

Также, платные образовательные услуги могут предоставлять дополнительную поддержку для студентов при поступлении в колледж или университет. Курсы SAT, ACT и другие могут быть доступны как дополнительные опции для завершения программы обучения, что может помочь ученикам получить лучшие результаты на экзаменах.

Недостатки. Одним из главных недостатков платных образовательных услуг является то, что не все родители могут позволить себе такой вид обучения. Это может привести к возникновению серьезного неравенства между учениками из различных социальных слоев. В конечном итоге это может привести к тому, что дети из бедных семей будут иметь меньше возможностей для получения высококачественного образования.

Другой недостаток заключается в том, что система платного обучения может создать большое давление на учеников, чтобы они всегда достигали лучших результатов. Это может привести к возникновению чрезмерной конкуренции между обучающимися и необходимости постоянно быть в топе.

Кроме того, платные образовательные услуги могут привести к некоторой форме коммерциализации образования. Школы могут начать отбирать только тех учеников, которые могут позволить себе оплату за обучение, что может привести к возникновению элитарных школ.

Выводы. Введение в платные образовательные услуги в школах имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Однако решение о том, следует ли использовать подобную систему или нет, должно зависеть от конкретных потребностей каждой школы и ее учеников. Ключевым является то, чтобы сохранить справедливость при предоставлении доступа к такому виду образования и не создавать серьезного неравенства между социальными группами.

Современный мир образования меняется быстро и неуклонно. С каждым годом все больше людей понимают, что инвестирование в образование - это лучшее решение для своего будущего, а значит, рынок платных образовательных услуг продолжает расти. В этой статье мы рассмотрим тенденции на рынке платного образования и попробуем предсказать, что ждет нас в будущем.

1. Переход к онлайн-образованию. Один из основных трендов на сегодняшний день - это переход к онлайн-образованию. Большинство учебных заведений уже создали онлайн-курсы или полностью перешли на онлайн-формат, что делает обучение доступным для всех: независимо от места проживания и графика работы. Кроме того, такие курсы часто стоят дешевле, чем традиционные образовательные программы.

2. Увеличение спроса на специализированные курсы. Спрос на специализированные курсы по конкретным направлениям (IT-технологии, бизнес и менеджмент) также продолжает расти. Большинство людей ищут курсы, которые помогут им развиваться в своей профессии или получить новые навыки для перехода на более высокую должность.

3. Развитие образовательных платформ. Сегодня существует множество онлайн-платформ, которые предлагают широкий выбор курсов и программ, а также возможности для самостоятельного обучения. Такие платформы как Coursera, Udemy и Skillshare уже давно зарекомендовали себя на рынке платного образования и продолжают привлекать все больше пользователей.

4. Индивидуальный подход. Каждый ученик уникален, поэтому все большую популярность приобретает индивидуальный подход к обучению. Некоторые учебные заведения предлагают персональные программы обучения, сконструированные под нужды каждого отдельного студента.

5. Гибкость графика. Сегодня люди все чаще выбирают работу не только по заработной плате, но и по гибкости графика работы. И это относится не только к самой работе, но и к выбору учебных программ. Поэтому все больше учебных заведений высшего образования предлагают гибкие расписания, чтобы студентам было проще совмещать работу и обучение.

6. Рост цен. Несмотря на то, что многие онлайн-курсы стоят дешевле, чем традиционные образовательные программы, в целом можно наблюдать рост цен на платное образование. Это связано с ростом спроса на курсы и увеличением числа учащихся.

7. Необходимость постоянного обновления знаний. В связи с быстро меняющимися технологиями и требованиями рынка труда люди все чаще осознают необходимость постоянного обновления знаний. Поэтому платное образование становится неотъемлемой частью профессионального роста и развития.

Как видно из вышеперечисленного, в будущем мы можем ожидать еще большего развития платных образовательных услуг. Тренды перехода к онлайн-формату, индивидуального подхода к каждому обучающемуся и гибкости графика работы продолжат сохранять актуальность. Однако, несмотря на рост цен, определённая категория людей будет всегда готова инвестировать в собственное образование и профессиональный рост.

В заключение можно сказать, что платные образовательные услуги - это дополнительная возможность для ученика повысить свой уровень знаний и развить творческие способности. Однако, их оплата должна быть осознанным и обдуманным решением, а школа должна сохранять равенство основных возможностей учеников в своей системе.

Платные образовательные услуги прежде всего направлены на удовлетворение познавательных интересов обучающихся, удовлетворение потребностей личности в ее духовном и интеллектуальном развитии, создание условий для самореализации и самоопределения. Они играют важную роль в развитии и формировании индивидуальности человека. В этом контексте образовательные услуги представляют собой особую форму деятельности, которая создает не материальное благо, а признаваемый полезный эффект, направленный на развитие самого человека.

Тем не менее, организация такого вида услуг является трудоемкой и сложной, и для качественной реализации требует решения целого ряда управленческих проблем:

1. Необходимость разработки нормативно-правовой базы (изменение уставов, получение лицензии на оказание услуг, разработка соответствующих положений и т.д.).

2. Маркетинговые аспекты образовательных услуг (анализ интересов и потребностей родителей и студентов).

3. Обновление и дополнение материально-технической базы (обновление оборудования или его модернизация в соответствии с развитием высококачественных образовательных услуг, которые пользуются спросом потребителей в условиях рыночной конкуренции).

4. Установление трудовых отношений с персоналом (заключение договоров, найм дополнительных сотрудников).

5. Расчет стоимости услуги (спрос, себестоимость, прибыль, налоги).

Литература:

1 Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 №273-Ф3 (актуальная редакция). -URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ [дата обращения 30.06.2023]

2 Постановление Правительства РФ от 15.09.2020 №1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг». - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_362652/ [дата обращения 30.06.2023]

3 Письмо Минобрнауки России от 19.05.2023 № МН-18/824-АО «Об установлении стоимости платных образовательных ycnyr».-URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 447725/[дата обращения 30.06.20231

4 Абдуллина, C.B. Образовательные услуги: общие понятия / C.B. Абдуллина // Науковведение. - 2013,-№2. -С. 2-11

5 Стрижов, А.А Понятие качества образовательной услуги в условиях рыночных отношений / A.A. Стрижов // Стандарты и мониторинг в образовании. - 1999. -№ 3. - С. 47-50

Педагогика

УДК 378.18

кандидат педагогических наук, доцент Стафеева Анастасия Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

заместитель начальника кафедры физической подготовки Розов Василий Валерьевич

ФГКОУ ВО «Нижегородская академия МВД России» (г. Нижний Новгород);

старший преподаватель кафедры физической подготовки Кузнецов Денис Александрович

ФГКОУ ВО «Нижегородская академия МВД России» (г. Нижний Новгород)

КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИТНЕС ТЕХНОЛОГИЙ В ПОВЫШЕНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

Аннотация. В статье рассматривается проблема повышения функциональных возможностей студентов в процессе физического воспитания в вузе. Целью исследования явилось разработка содержания процесса по физическому воспитания студентов, направленного в вузе на основе комплексного использования фитнес технологий. Авторами в рамках констатирующего эксперимента определен исходный уровень функциональных возможностей студенток, обучающихся в вузе на первом курсе, на основании полученных данных разработано и внедрено в учебно-воспитательный процесс содержание занятий фитнесом в рамках элективных курсов улучшения функциональных возможностей студенток на основе комплексного использования различных видов фитнеса. Полученные в результате формирующего эксперимента результаты позволяют заключить, что используемые комплексные средства фитнес технологий в рамках элективных курсов по физическому воспитанию в вузе оказали положительное влияние на состояние функциональных возможностей организма студентов, тем самым способствовали повышению адаптационных возможностей организма обучающихся. Используемые современные средства физического воспитания не только положительно влияют на состояние здоровья молодых людей, но и повышают мотивации к занятиям физической культурой.

Ключевые слова: физическое воспитание в вузе, студенты 1 курса, оздоровительные виды фитнеса, функциональные возможности, физическое состояние.

Annotation. The article deals with the problem of improving the functional capabilities of students in the process of physical education at the university. The purpose of the study was to develop the content of the process of physical education of students directed at the university on the basis of the integrated use of fitness technologies. Within the framework of the ascertaining experiment, the authors determined the initial level of functional capabilities of female students studying at the university in the first year, based on the data obtained, the content of fitness classes within elective courses for improving the functionality of female students based on the integrated use of various types of fitness was developed and introduced into the educational process. The results obtained as a result of the formative experiment allow us to conclude that the used complex means of fitness technologies in the framework of elective courses on physical education at the university had a positive impact on the state of the functional capabilities of the students' body, thereby contributing to an increase in the adaptive capabilities of the body of students. The modern means of physical education used not only have a positive effect on the health of young people, but also increase motivation to engage in physical culture.

Key words: physical education at the university, 1st year students, health-improving types of fitness, functional capabilities, physical condition.

Введение. Функциональные возможности играют основную роль в процессе жизнедеятельности человека. В обычной жизни, мы часто сталкиваемся с функциональными упражнениями (встать со стула, помыть пол, поднять стул/ребёнка) и именно поэтому важно работать над улучшением функциональных возможностей. Ведь это является необходимым для обеспечения нормального функционирования всех систем организма, рационального использования функций опорно-двигательного аппарата, способствует работоспособности во всех сферах деятельности, улучшению здоровья и качества жизни, а также снижает риски заболеваний и получения травм [1; 4].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основы здорового образа жизни необходимо закладывать с раннего детства. Процесс воспитания здорового ребенка является сложной задачей, которая требует наличия терпения и необходимых знаний. Важным является более раннее начало проведение систематических мероприятий, которые направленны на сохранение и повышение уровня здоровья. Данные действия позволяют предотвратить ухудшение функциональных возможностей [2].

Нарушения развития функциональных возможностей девушек в старшем школьном возрасте и в годы обучения в вузе чаще всего связаны с тем, что у них начинает преобладать с нарастающей учебной нагрузкой, которая характеризуется статическим положением туловища и малоактивным образом жизни. Учебный процесс в вузе, как правило, продолжается до

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.