Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ'

ПОНЯТИЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2993
547
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ВОЕННАЯ СЛУЖБА / ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ / ПЕНСИЯ / ПЕНСИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Харитонова Тамара Александровна

В статье будут рассмотрены различные подходы к понятию «военнослужащий». Выявлены различия в определении круга лиц, относящихся к военнослужащим, в пенсионном и военно-социальном законодательстве. Автором будет предложено определение понятия «пенсионное обеспечение военнослужащих».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEFINITION OF PENSION PROVISION FOR MILITARY PERSONNEL

The article will consider various approaches to the concept of "soldier". The differences in the definition of the circle of persons belonging to the military personnel in the pension and military-social legislation are revealed. The author will propose a definition for the concept of «pension provision for military personnel».

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ»

Харитонова Тамара Александровна Московский государственный юридический университет

Имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Институт публичного права и управления

Россия, Москва xatamara@mail .ru Kharitonova Tamara Kutafin Moscow State Law University (MSAL) Institute of Public Law and Administration

Russia, Moscow

ПОНЯТИЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ Аннотация: в статье будут рассмотрены различные подходы к понятию «военнослужащий». Выявлены различия в определении круга лиц, относящихся к военнослужащим, в пенсионном и военно-социальном законодательстве. Автором будет предложено определение понятия «пенсионное обеспечение военнослужащих».

Ключевые слова: пенсионное обеспечение, военная служба, военнослужащий, пенсия, пенсионное законодательство.

DEFINITION OF PENSION PROVISION FOR MILITARY PERSONNEL

Annotation: the article will consider various approaches to the concept of "soldier". The differences in the definition of the circle of persons belonging to the military personnel in the pension and military-social legislation are revealed. The author will propose a definition for the concept of «pension provision for military personnel». Key words: pension provision, military service, soldier, pension legislation.

Социальная сфера как никакая другая является показателем экономического развития государства. Пенсионное обеспечение, в свою

УДК 349.3

очередь, является основой социальной защиты населения. В любом государстве всегда будут люди, которые будут нуждаться в его финансовой поддержке, одним из способов осуществления которой является предоставление пенсионных выплат. И в СССР, и в Российской Федерации всегда проводились те или иные преобразования в области пенсионного обеспечения граждан страны с целью повысить благосостояние граждан, получающих пенсию.

Пенсионное обеспечение военнослужащих представляет особый интерес, поскольку, во-первых, большинство военнослужащих получают пенсию за выслугу лет, которая, в свою очередь, занимает 15 % от общей доли пенсионных выплат в стране [1], а это значит, что значительная часть граждан получает именно эту пенсию, во-вторых, их пенсионное обеспечение обладает определёнными особенностями в силу особого правового статуса военнослужащих, который определяется воинским долгом, а также опасностью и рисками, которым подвергаются военнослужащие во время несения воинской службы.

В связи с этим первые денежные выплаты, которые мы сейчас называем пенсия, стали получать именно военнослужащие. Ввел эти вознаграждения Алексей Романов в 1663 году [2]. В 1720 году был издан устав Военно-морского русского флота. В этом уставе Петром I впервые были прописаны обязанности государства всем отслужившим, выплачивать пенсии по старости. К концу 18 века при Павле I список должностей, получавших пенсии, значительно расширялся. И он ввел понятие выслуга лет, тогда она была равна 20 годам.

Сейчас государство предоставляет военнослужащим особые льготы и гарантии, которые призваны хотя бы частично компенсировать вред, который военнослужащий может получить, выполняя свои обязанности, определенные государственными и общественными интересами.

Правоотношения, связанные с пенсионным обеспечением военнослужащих, регулируются огромным массивом правовых норм, которые

находятся в различных законах и подзаконных актах. Более того, пенсионное обеспечение различных категорий военнослужащих регулируется различными законами. В связи с этим в законодательстве, а в последующем и у правоприменителей возникают различные подходы к пониманию правовой природы пенсионного обеспечения военнослужащих. Для понимаю сущности пенсионного обеспечения военнослужащих необходимо понимать, что в соответствии с российским законодательством представляет собой пенсионное обеспечение.

Прежде всего стоит сказать о том, что в России существует два вида пенсионного обеспечения: государственное пенсионное обеспечение и негосударственное пенсионное обеспечение. Применительно к военнослужащим нас будет интересовать государственное пенсионное обеспечение, поскольку военная служба в соответствии с Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» - это особый вид федеральной государственной службы обладающий всеми основными признаками государственной службы [3], что обуславливает установление дополнительных социальных гарантий военнослужащим и обеспечение функционирование правового механизма, с помощью которого эти социальные гарантии реализуются, именно государством.

В законодательстве нет определения «военной пенсии». Однако ее признаки включены в общее определение пенсий по государственному пенсионному обеспечению, данное в Федеральном законе «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ

[4].

Так, под пенсией по государственному пенсионному обеспечению понимается помесячная государственная денежная выплата, производимая в целях компенсации ущерба, нанесенного здоровью гражданина во время прохождения воинской службы, в результате радиационных или техногенных

катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении определенного законом возраста, право на получение которой определяется в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

На основе анализа данного определения можно выделить пенсии, которые обладают определенными особенностями и которые непосредственно связаны с пенсионным обеспечение военнослужащих. Такими пенсиями будут пенсия за выслугу лет, по инвалидности и по потере кормильца.

Необходимо также разобрать существующие подходы к дефиниции «военнослужащий».

Так, согласно с ФЗ «О системе государственной службы РФ» военная служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации (Далее - ВС РФ), других войсках, воинских формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.

Если говорить о понятии «военнослужащего» нужно сказать, что пенсионное и военно-социальное законодательство по-разному определяет лиц, относящихся к военнослужащим. Так, при сравнении определений данных в ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и в Федеральном законе от 28.03.1998 № 5Э-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» [5] можно увидеть, что пенсионное законодательство относит к военнослужащим граждан, проходивших службу в органах внутренних дел, прокурорских работников, сотрудников Следственного комитета РФ и др. В том время как ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» не относит их к военнослужащим, а например, применительно к прокурорским работникам или сотрудникам Следственного комитета РФ относит к военнослужащим только граждан, несущих службу в органах военной прокуратуры или в военных следственных органах Следственного комитета РФ.

В Законе РФ от 12.02.1993 № 4468, который устанавливает особые условия назначения пенсий военнослужащим, понятие «военнослужащий» не дается [6]. Однако на основе анализа ст.1 данного закона, можно прийти к выводу, что под военнослужащим в Законе РФ № 4468-1 понимаются лица, прошедшие военную службу в воинских составах офицеров, мичманов и прапорщиков, а также лиц, прошедших военную службу по контракту в воинских составах старшин, матросов сержантов, солдат:

1.ВС РФ;

2.Национальной гвардии;

3.Федеральной службе безопасности;

4.Военной прокуратуре;

5.Внутренних войсках;

6.Объединенных вооруженных силах содружества независимых государств;

7.Пограничных службах;

8.Пограничных войсках;

9.Железнодорожных войсках;

10.Федеральных органах правительственной связи и информации;

11.Войсках гражданской обороны;

12.Внешней разведке;

13.Военных следственных органах Следственного комитета РФ;

14.Органах государственной охраны;

15.Иных воинских формированиях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

16.В установленных законом воинских формированиях Союза Советских Социалистических Республик (только для офицеров, прапорщиков и мичманов);

17.В органах внутренних дел, противопожарной службе, уголовно-исполнительной системе, органах по контролю за оборот наркотиков (в том силе бывшего Союза Советских Социалистических Республик).

Стоит также отметить, что Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» [7], в свою очередь, относит к военнослужащим граждан, проходящих военную службу по контракту или по призыву в соответствие с ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», а именно офицеров, прапорщиков и мичманов, курсантов соответствующих профильных образовательных, сержантов и старшин, солдат и матросов, несущих воинскую службу по контракту, а также сержантов, старшин, солдат и матросов, проходящие военную службу по призыву.

Таким образом, мы видим, что в законодательстве присутствует несколько подходов к определению понятия «военнослужащий». Исходя из определений военнослужащих данных в этих Федеральных законах, можно сделать вывод, что в пенсионной сфере законодатель стремится к унификации правовых норм, затрагивающих лиц, несущих военную службу непосредственно в ВС РФ и лиц, несущих службу в иных федеральных органах исполнительной власти, где прохождение военной службы так же предусмотрено законодательством [8] .

Отсутствие в пенсионном и административном законодательстве единого понятия военнослужащий, ведет к усложнению правоотношений, запутывает простых граждан. Более того, в законодательстве так же отсутствует понятие пенсионного обеспечения военнослужащих. В связи с этим видится возможным предложить закрепить в Законе РФ от 12.02.1993 № 4468-1 понятие «пенсионное обеспечение военнослужащих» в целях единого понимания правоприменителями сущности военной пенсии и нивелирования необходимости обращаться к огромному массиву нормативных правовых актов в целях выяснить, кто есть военнослужащий, кто может получать пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по потере кормильца. Так, под ним необходимо

понимать форму материальной поддержки в виде ежемесячных выплат, предоставляемых государством в случаях предусмотренных Законом РФ № 4468-1 лицам, проходившим военную службу по контракту в ВС РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, а также лицам, проходившем военную службу по призыву, в случаях определенных в ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

Список литературы:

1. Волков А.В. Пенсионное обеспечение за выслугу лет сотрудников правоохранительных органов в российской федерации: проблемы и практика правоприменения /А.В. Волков // Теория права и межгосударственных отношений. - 2020. - № 1 (11). - С. 125-158.

2. Цечоев В.К. Пенсионный фонд России: история создания, роль в системе пенсионного страхования /В.К. Цечоев, Е.А. Гирич // Образование и право. - 2019. - № 12. - С. 59 -61.

3. Старилов, Ю. Н. Государственная служба и служебное право : учеб. пособие / Ю.Н. Старилов. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2018.С.46.

4. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 51, ст. 4831.

5. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» // Собрание законодательства Российской Федерации от 1998 г., № 13, ст. 1475.

6. Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» // Собрание законодательства Российской Федерации от 1998 г., № 22 , ст. 233.

7. Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной

службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» от 12.02.1993 № 4468-1// официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс] //

URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102021567 (Дата обращения: 04.10.2021).

8.Тютюнов Н.В. «Сущность и специфика пенсионного обеспечения российских военнослужащих» // Проблемы экономики и юридической практики. 2012 №3. С.52-59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.