Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ И СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ХАЖНАГОЕВА Инга Замировна,
ведущий консультант отдела учебных и образовательных учреждений Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: Статья посвящена принципам основ конституционного строя Российской Федерации, которые обладают высшей юридической силой и верховенством по отношению к нормам других нормативных правовых актов, а также многообразии принципов при различных классификациях, в том числе при систематизации принципов по сферам регулирования.
Abstract: The article is devoted to the principles of the fundamentals of the constitutional order of the Russian Federation, which have the highest legal power and supremacy in relation to the norms of other regulations, as well as the variety of principles in various classifications, including the systematic principles of regulation.
Ключевые слова: основы конституционного строя Российской Федерации, конституционные принципы, высшая юридическая сила, верховенство, общепризнанные принципы международного права, конституционализм.
Keywords: the foundations of the constitutional order of the Russian Federation, constitutional principles, the highest legal force, the rule of the rule, the universally accepted principles of international law, constitutionalism.
Принципы права в теории права понимаются как руководящие начала, идеи, раскрывающие сущность права и характеризующие его как специфический социальный регулятор, как наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла1. В последнее время принципы права определяют как регуляторы общественных отношений общего характера и самостоятельную форму права.
Обращая на это внимание, И.А. Умнова-Конюхова пишет, что взгляды ученых на то, что принципы права являются нормами права общего характера и самостоятельными регуляторами общественных отношений, как представляется, не противоречат друг другу, в отличие от конкретных традиционных норм права - правил поведения, принципы права как нормы права общего характера действительно выступают критерием-требованием, установкой, ориентиром, формулирующие идеи как общие руководящие начала, сквозь призму которых проходит правотворчество, реализация и защита права.
Вместе с тем нельзя не признать, что все большее число современных исследователей принимают доктрину двухмерного правового регулирования, согласно которой первый уровень - это принципы права как общие правовые регуляторы и второй уровень - традиционные нормы права, то есть конкретные правила поведения, нормы права, по меньшей мере, с двухмерной или с полноценной трехмерной структурой (гипотезой, диспозицией и
1 Марченко М.Н. Теория государства и права. Элементарный курс: Учебное пособие / Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова (МГУ). - 2-е изд., доп. - М.: НОРМА, 2016. С. 87; Афанасьев В.С., Липень С.В., Радько Т.Н. Общая теория права и государства: Учебник /; Под ред. В.В. Лазарева. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2010. С. 45; Власенко Н. А. Теория государства и права : учебное пособие для бакалавриата / — 3-е изд., доп. и испр. — М.: Норма : ИНФРА-М, 2018. С. 190; Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: Учебно-методический комплекс / - М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2010. С. 264 и др.
санкцией)2. И.А. Умнова-Конюхова отмечает, что по своему содержанию принципы являются многозначными, так как объектом защиты выступают разные блага: идеи, ценности, цели, состояния, права и свободы и пр.3
Многообразие функционального проявления принципов права можно обнаружить прежде всего в основных нормативных правовых актах - конституциях. Конституция Российской Федерации не является исключением.
Практически полностью из принципов права состоит глава 1 Конституции Российской Федерации - «Основы конституционного строя». Российская Федерация провозглашается как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст.1 Конституции РФ). По форме выражения - это принцип-декларация, который сам по себе содержит группу принципов. Статья 2 Конституции Российской Федерации формулирует ключевое содержание принципа гуманизма, признавая человека, его права и свободы высшей ценностью, проявляет себя как принцип-ценность.
Принципы основ конституционного строя Российской Федерации можно систематизировать по сферам регулирования и разграничить на принципы основ государственной, экономической, политической, социальной и духовно-культурной системы государства и общества.
Принципами основ государственной системы государства и общества являются в первую очередь принципы государственного и народного суверенитета, провозглашаются соответственно в статье 3 и статье 4 Конституции РФ.
Умнова-Конюхова И.А. Общие принципы права в конституционном праве и международном праве: актуальные вопросы теории и
судебной практики: Монография / М.: РГУП, 2019. С. 9-10.
3 Умнова-Конюхова И.А. Общие принципы права в конституционном праве и международном праве: актуальные вопросы теории и судебной практики: Монография / М.: РГУП, 2019. М.: РГУП, 2019. С.14.
Статья 3 Конституции РФ провозглашает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. В статье 4 Конституции РФ определено, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Это принципы-декларации, которые закрепляют определенные требования к нашей государственности.
С государственным суверенитетом связан другой российский принцип государственности - федерализм (ст. 5), обеспечивающий государственную целостность России и разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Это принцип-идея.
Наряду с другими принципами государственного строя к принципам основ политической системы государства и общества относится закрепленный в Конституции РФ принцип разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную (ст. 10). В соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление (ст. 12). Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Принцип гражданства, единый и равный независимо от оснований приобретения, провозглашается в статье 6 Конституции Российской Федерации. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации; гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.
Конституционно-правовое содержание понятия Россия - социальное государство, выступая принципом основ социальной системы общества и государства, обозначено в статье 7 Конституции Российской Федерации. Этот принцип закрепляет социальную ответственность государства за удовлетворение потребностей членов общества и создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и проявляет себя как принцип-идея.
Принципом основ экономической системы госу-
дарства и общества является принцип рыночной экономики, который проявляется в признании и защите различных форм собственности, частной, государственной, муниципальной и иных (ст. 8). Конституция РФ, провозглашая свободу экономической деятельности в качестве одной из основ конституционного строя России, гарантирует такое важнейшее экономическое право граждан, как право частной собственности, относящееся к основным правам человека, которое подлежит защите со стороны государства и наряду с другими правами и свободами человека и гражданина определяет смысл, содержание и применение законов.
В соответствии со статьей 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и выступают как принципы-цели.
Суть закрепленного в Конституции Российской Федерации принципа основ духовно-культурной системы государства и общества, политического плюрализма, -идеологическое и политическое многообразие (ст. 13), состоит в том, что никакая идеология в России не может быть провозглашена в качестве государственной или обязательной и признании многопартийности.
Конституционно-правовой основой создания и деятельности религиозных объединений наряду со статьей 13 Конституции Российской Федерации, закрепляющей идеологический и организационный плюрализм, служит также ее статья 14, согласно которой Российская Федерация - светское государство; никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (часть 1); религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (часть 2).
Высшая юридическая сила, прямое действие и применение на всей территории Российской Федерации Конституции Российской Федерации провозглашаются в статье 15 Конституции Российской Федерации. Данный принцип гарантируется и реализуется пунктом 4 статьи 15, признавая общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации составной частью ее правовой системы.
По мнению И.А.Умновой-Конюховой, по своей юридической силе общие принципы права можно оценивать как своего рода высшее право. Она отмечает, что общие принципы права по юридической силе занимают, как представляется, более высокую позицию, чем традиционные нормы права - конкретные правила поведения и специальные и частные принципы, конкретизирующие общие принципы права. В случае противоречия между общим принципом права и специальным или частным принципом либо
конкретной нормой поведения приоритет должен отдаваться общим принципам права1.
Нужно разграничивать общие принципы права и принципы права, содержащиеся в Конституции Российской Федерации. Не все общие принципы права содержатся в Конституции. Об этом свидетельствуют классификации общих принципов права, проводимых учеными.
Хаотичность в понимании круга общих принципов права, содержащихся в Конституции, свидетельствует о важности их систематизации.
Особенностью принципов права, содержащихся в Конституции РФ, является их разная юридическая сила. Можно сказать, что они обладают внутренней иерархией по их юридической силе.
Принципы, содержащиеся в главе 1 «Основы конституционного строя» обладают наиболее высокой юридической силой, исходя из статьи 16 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой положения главы 1 Конституции Российской Федерации составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией; никакие другие положения Конституции Российской Федерации не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.
Принципы, содержащиеся в главе 2 «Права и свободы человека и гражданина» обладают более высокой юридической силой по сравнению с принципами, закрепленными в главах 3 - 8 Конституции Российской Федерации. В соответствии со статьей 64 Конституции Российской Федерации положения главы 2 составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как путем принятия новой Конституции Российской Федерации.
При сопоставлении юридической силы конституционных принципов и конституционных норм - конкретных правил поведения, очевидно, что юридическая сила конституционных принципов более высокая. Обычные (традиционные) нормы права должны соответствовать этим принципам в силу того, что основываются на их содержании.
Принципы, содержащиеся в основах конституционного строя РФ, носят общий характер и дифференцируются на более частные принципы, содержащиеся в других главах Конституции РФ.
На основании положений статьи 12 Конституции Российской Федерации формулируются принципы, содержащиеся в главе 8 Конституции Российской Федерации.
1 Умнова-Конюхова И.А. Общие принципы права в конституционном праве и международном праве: актуальные вопросы теории и судебной практики: Монография / М.: РГУП, 2019. С. 13-14.
Так, общий принцип гарантирования местного самоуправления (статья 12) в Российской Федерации раскрывается через систему принципов, содержащихся в ст. 133 Конституции РФ. Согласно положениям данной статьи в Российской Федерации местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Другой пример - это конкретизация принципа республиканской формы правления, который содержится в статье 1 Конституции Российской Федерации. Принцип республиканской формы правления раскрывается в части 1 статьи 80 Конституции Российской Федерации, в которой говорится о том, что Президент Российской Федерации является главой государства (принцип президентской власти); а также в статье 94 Конституции Российской Федерации, согласно которой Федеральное собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации (принцип парламентаризма).
Принцип разделения государственной власти в Российской Федерации на законодательную, исполнительную и судебную, а также принцип самостоятельности органов законодательной, судебной и исполнительной власти, которые закреплены в статье 10 Конституции Российской Федерации также конкретизируются соответственно принципами, содержащимся в главах 4 - 7 Конституции Российской Федерации. В частности, в статье 120 Конституции Российской Федерации формулируется принцип независимости судей.
Конституция Российской Федерации трансформирует общепризнанные принципы и предлагает формулировки принципов права, более адаптированные к данному нормативному правовому акту.
Большинство принципов права, содержащихся в главе 1 - основах конституционного строя Российской Федерации, отражают идеи конституционализма. Содержание российского конституционализма предопределяется основами конституционной либеральной демократии, российской государственности, нравственными ценностями, провозглашенными в Конституции Российской Федерации.
Некоторые исследователи предпринимали и предпринимают попытку выстроить определенную систему ценностей и принципов, формирующих концепцию конституционализма.
Так, В.Т. Кабышев и Т.М. Пряхина к принципам конституционализма относят приоритет прав человека, на-
родовластие, разделение властей, федерализм, верховенство права, другие конституционные ценности демократии.1 И.А. Кравец существенным и необходимым принципом конституционализма считает наличие гарантированных прав и свобод, реализацию в той или иной мере разделения властей в государстве; народный суверенитет; правление закона; правила относительно выбора должностных лиц и их ответственности по отношению к управляющим, а также принципы относительно создания, пересмотра, интерпретации и реализации конституции2. К принципам конституционализма И.А.Умнова-Конюхова относит права и свободы человека как высшую ценность; принцип защиты от злоупотреблений властью, правами и свободами; принцип публичной власти; народовластие; принцип разделения властей; демократическую форму правления; парламентаризм; идеологические и политическое многообразие (идеологический и политический плюрализм); правовое государство; социальное государство; либеральную экономику; местное самоуправление. Помимо этих ключевых элементов в современных исследованиях выделяются также общеправовые (общепризнанные) принципы правового положения человека, которые также предопределяют гуманистическую и демократическую сущность конституционного строя, основанного на конституционализме: равноправие, справедливость, солидарность, сбалансированность власти, прав и свобод, соразмерность ограничений прав и свобод, доступность власти и др3.
Данный перечень принципов не является устоявшимся. Кроме того, не все принципы основ конституционного строя относятся к принципам конституционализма. В частности, принципы федерализма и светского государства, на наш взгляд не являются обязательными в каталоге принципов конституционализма, так как могут быть и в тоталитарном государстве. Государство может быть унитарным или федеративным, но тем не менее конституционным. Конституционным можно считать не только светское государство, но и клерикальное, каковым, к примеру, является Греция.
Принципы основ конституционного строя Российской Федерации обладают внутренней организацией и формально юридическим содержанием. Данная система сформирована прежде всего по институтам, объединяемым
1 Кабышев В.Т., Пряхина Т.М. Теоретические проблемы российского конституционализма // Вестник Саратовской государственной академии права. 1995. № 2. С. 32.
2 Кравец И.А. Формирование российского конституционализма (про-
блемы теории и практики): Автореф. дис. ... д-ра юрид.наук. Екатеринбург, 2002. С. 23 - 46.
Умнова - Конюхова И.А. Конституционное право в развитии: диалектика общего и частного.- Москва - Германия, Изд-во Ламберт, 2015. С.244.
главами Конституции Российской Федерации.
Многие из принципов основ конституционного строя Российской Федерации одновременно являются общепризнанными принципами международного права. Из единства Конституции РФ и общепризнанных принципов и норм международного права следует, что указанные принципы и нормы в равной мере императивны, и каждый из них должен рассматриваться в контексте всех других принципов, что, в частности, исключает их оценку в качестве противоречащих друг другу или вступающих в противоречие с Конституцией РФ. Последнее особенно часто наблюдается при сопоставлении принципов самоопределения народов и политического единства и территориальной целостности государств4.
Рассмотрим примеры основополагающих принципов права, содержащихся в Конституции Российской Федерации, которые соответственно являются общепризнанными принципами международного права.
Закрепление в Конституции Российской Федерации достоинства личности как основополагающего принципа и его приоритет корреспондирует принципу уважения достоинства человека в международных документах. В соответствии со статьей 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством, ничто не может быть основанием для его умаления. В преамбуле Всеобщей декларации прав человека закреплено признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира. Праву каждого на уважение его личной и частной семейной жизни, его жилища и его корреспонденции посвящена часть 1 статьи 8 Европейской конвенции по правам человека (Конвенции о защите прав человека и основных свобод). Положения о том, что никакое ограничение или умаление каких бы то ни было основных прав человека, признаваемых или существующих в каком-либо участвующем в Международном пакте о гражданских и политических правах государстве в силу закона, конвенций, правил или обычаев, не допускается под тем предлогом, что в Пакте не признаются такие права или что в нем они признаются в меньшем объеме (статья 5 части II). В целях содействия всеобщему и эффективному уважению прав и свобод, государства-участники Хельсинского заключительного акта признают всеобщее значение прав человека и основных свобод, уважение которых является существенным фактором мира, справедливости и благополучия, необходимых для обеспечения развития дружественных
4 Зорькин В.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. проф. В.Д. Зорькина - 3-е изд., пересмотр. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2013. С. 160.
отношений и сотрудничества между ними, как и между всеми государствами (раздел VII).
Право каждого на свободу и личную неприкосновенность в статье 22 Конституции Российской Федерации корреспондирует статье 3 Всеобщей декларации прав человека, в которой закреплено право на свободу и на личную неприкосновенность. Статья 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, статья 9 части III Международного пакта о гражданских и политических правах также посвящены праву на свободу и личную неприкосновенность.
Принцип народовластия в Конституции Российской Федерации выражается в суверенитете многонационального народа, который является носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации (статья 3). Всеобщая декларация прав человека, признавая волю народа основой власти правительства (статья 21), а также Международный пакт о гражданских и политических правах (статья 25 части II) закрепляют право каждого человека принимать участие в управлении страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей. Исходя из принципа равноправия и права народа распоряжаться своей судьбой, раздел VIII Хельсинского заключительного акта, признает положение о том, что все народы всегда имеют право в условиях полной свободы определять свой внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению свое политическое, экономическое, социальное и культурное развитие.
Принцип равенства всех перед законом и судом, содержащийся в статье 19 Конституции Российской Федерации корреспондирует статье 7 Всеобщей декларации прав человека, - все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона, от какой бы то ни было дискриминации и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации, а также статьям 14 и 26 части III Международного пакта о гражданских и политических правах, в которых сформулированы принцип равенства всех лиц перед судами и трибуналами, равенства перед законом и права без всякой дискриминации на равную защиту закона. Европейская конвенции по правам человека (Конвенция о защите прав человека и основных свобод) в статье 6 раздела I закрепляет право на судебное разбирательство дела, справедливое и публичное.
В научной и учебной литературе используется ряд критериев классификации принципов права и соответственно подразделения их на различные группы. Наиболее известным является их подразделение на группы в зависимости от того, распространяются они на всю систему права,
на несколько отраслей или на одну отрасль права. В соответствии с данным критерием принципы права, распространяющиеся на всю систему права и определяющие ее характер, содержание, наиболее важные ее особенности и черты, именуются общими принципами.
Основы конституционного строя можно классифицировать на основы правового (конституционного) государства и основы гражданского общества. К основам конституционного государства относятся: уважение прав и свобод человека, народовластие, республиканская форма правления, суверенное государство, социальное государство, разделение властей, федеративное государство, светское го-сударство1.
Место института основ правового статуса человека и гражданина предопределено признанием человека, его прав и свобод высшей ценностью в государстве и обществе, во имя которого существуют все государственные струк-
туры2.
С точки зрения принадлежности к идеям конституционализма, принципы права, содержащиеся в Конституции Российской Федерации, разграничиваются на абсолютные и относительные.
К абсолютным, т.е. обязательным принципам, отражающим сущность идеологии конституционализма, относятся следующие принципы:
- человек, его права и свободы - высшая ценность (ст. 2), что обязывает государство признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
- суверенитет многонационального народа (ст. 3), что означает верховенство народной власти, право народа быть носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации;
- разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную (ст. 10), что подразумевает недопустимость сосредоточения власти в руках одной ветви власти;
- Россия - социальное государство (ст. 7). Этот принцип закрепляет социальную ответственность государства за удовлетворение потребностей членов общества и создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
- признание рыночной экономики. Это проявляется в признании и защите различных форм собственности, частной, государственной, муниципальной и иных (ст. 8, 9);
- признается и гарантируется местное самоуправление (ст. 12);
1 Витрук Н.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник / Российская академия правосудия. М.: Норма: ИНФРА-М, 2010. С. 159.
2 Там же. С. 10.
- идеологическое и политическое многообразие (ст. 13). Их суть состоит в том, что никакая идеология в России не может быть провозглашена в качестве государственной или обязательной и признании многопартийности.
К относительным, то есть дополнительным принципам, присущим в силу природы государств и не связанных с либеральной демократической сущностью конституционализма, относятся:
- государственный суверенитет Российской Федерации (ст. 4), означающий, что государственная власть в Российской Федерации является единой, верховной и независимой;
- федерализм (ст. 5), обеспечивающий государственную целостность России и разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- Россия - светское государство. В Российской Федерации не допускается установление никакой религии в качестве государственной или обязательной, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст. 14).
По форме закрепления принципы основ конституционного строя Российской Федерации разграничиваются на принципы:
Библиография:
а) содержащиеся в Конституции Российской Федерации (глава 1 Основы конституционного строя);
б) выводимые решениями Конституционного Суда Российской Федерации (при применении и толковании базисных принципов основ конституционного строя Российской Федерации).
Принципы, содержащиеся в основах конституционного строя Российской Федерации, носят общий характер и дифференцируются на более частные принципы, содержащиеся в других главах Конституции Российской Федерации.
Обобщая вышеизложенное, хотелось бы отметить, что с одной стороны, все конституционные принципы, исходя из природы Конституции Российской Федерации обладают высшей юридической силой и верховенством по отношению к нормам других нормативных правовых актов. С другой стороны, внутри конституционных принципов существует иерархия.
Многообразие принципов основ конституционного строя Российской Федерации наблюдается при различных классификациях, в частности, при систематизации по сферам регулирования, при разграничении принципов на основы государственной, экономической, политической, социальной и духовно-культурной системы государства и общества, с точки зрения принадлежности к идеям конституционализма.
1. Афанасьев В.С., Липень С.В., Радько Т.Н. Общая теория права и государства: Учебник /; Под ред. В.В. Лазарева. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2010.
2. Витрук Н.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник / Российская академия правосудия. М.: Норма: ИНФРА-М, 2010.
3. Власенко Н. А. Теория государства и права : учебное пособие для бакалавриата / — 3-е изд., доп. и испр. — М.: Норма : ИНФРА-М,
2018.
4. Зорькин В.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. проф. В.Д. Зорькина - 3-е изд., пересмотр. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2013.
5. Кабышев В.Т., Пряхина Т.М. Теоретические проблемы российского конституционализма // Вестник Саратовской государственной академии права. 1995. № 2.
6. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: Учебно-методический комплекс / - М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2010. С. 264 и др.
7. Кравец И.А. Формирование российского конституционализма (проблемы теории и практики): Автореф. дис. ... д-ра юрид.наук. Екатеринбург, 2002.
8. Марченко М.Н. Теория государства и права. Элементарный курс: Учебное пособие / Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова (МГУ). - 2-е изд., доп. - М.: НОРМА, 2016.
9. Умнова-Конюхова И.А. Конституционное право в развитии: диалектика общего и частного.- Москва - Германия, Изд-во Ламберт,
2015.
10. Умнова-Конюхова И.А. Общие принципы права в конституционном праве и международном праве: актуальные вопросы теории и судебной практики: Монография / М.: РГУП, 2019.