Научная статья на тему 'Понятие одиночества как методологическая проблема в современной психологии'

Понятие одиночества как методологическая проблема в современной психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1901
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТИВНОЕ ОЩУЩЕНИЕ ОДИНОЧЕСТВА / ЛИЧНОСТЬ / РАЗВИТИЕ / SUBJECTIVE SENSATION OF SOLITUDE / PERSONALITY / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Айвазян Людмила Юрьевна

Переживание одиночества рассматривается в одних исследованиях как негативное явление в развитии личности: неудовлетворенность потребности в общении, в причастности к социальной группе, в других как результат обособления, процесса самопознания, роста субъектности. При анализе исследований с условно одинаковыми выборками (критерии возраста, пола, социального статуса, образования) было выявлено противоречие, которое образовывает методологическую проблему. Данная статья посвящена обзору методологической проблемы, выявленной во время анализа литературы и результатам исследования, в котором было выявлено под понятием одиночества два качественно разных явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT OF LONELINESS AS METHODOLOGICAL PROBLEM IN MODERN PSYCHOLOGY

Sensation of loneliness is considered in some researches as negative phenomenon in personality development: dissatisfaction of communicative needs, social affiliation discontent, though in other researches it is considered as one that leads to rise of subjectivity. During analyze of different researches with similar sampling (age, gender, eduction, etc.) we have found controversy that creates methodological problem. This article is dedicated to the review of the research results where two different distinct in a kind phenomena both called sensation of loneliness.

Текст научной работы на тему «Понятие одиночества как методологическая проблема в современной психологии»

ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «АРШОт. СЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ»

WWW.APRIORI-JOURNAL.RU

№ 2 2014

УДК 159.923

ПОНЯТИЕ ОДИНОЧЕСТВА КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Айвазян Людмила Юрьевна

аспирант

Киевский национальный университет им. Т. Шевченко, Киев (Украина)

аи^ог@аргюг1-]оигпа!. ги

Аннотация. Переживание одиночества рассматривается в одних исследованиях как негативное явление в развитии личности: неудовлетворенность потребности в общении, в причастности к социальной группе, в других - как результат обособления, процесса самопознания, роста субъектности. При анализе исследований с условно одинаковыми выборками (критерии возраста, пола, социального статуса, образования) было выявлено противоречие, которое образовывает методологическую проблему. Данная статья посвящена обзору методологической проблемы, выявленной во время анализа литературы и результатам исследования, в котором было выявлено под понятием одиночества два качественно разных явления.

Ключевые слова: субъективное ощущение одиночества; личность; развитие.

CONCEPT OF LONELINESS AS METHODOLOGICAL PROBLEM

IN MODERN PSYCHOLOGY

Ayvazyan Lyudmila Yurievna

post-graduate student Kiev National University of Taras Shevchenko, Kiev (Ukraine)

Abstract. Sensation of loneliness is considered in some researches as negative phenomenon in personality development: dissatisfaction of communicative needs, social affiliation discontent, though in other researches it is considered as one that leads to rise of subjectivity. During analyze of different researches with similar sampling (age, gender, eduction, etc.) we have found controversy that creates methodological problem. This article is dedicated to the review of the research results where two different distinct in a kind phenomena both called sensation of loneliness.

Key words: subjective sensation of solitude; personality; development.

Вступление

Одиночество является предметом исследования психологии, философии, а также смежных наук. Актуальность исследования одиночества вызвана важностью данного явления, как в социальном, так и во внутренне-личностном контексте. Актуальность исследования проблемы одиночества также обусловлена стремительной глобальной компьютеризацией. Данное явление сказывается в увеличении количества социальных сетей и других видов интернет-коммуникаций. Так, развитие интернет-общения кроме упрощения обмена информации, скорости передачи сообщений, может приводить к доминированию виртуального общения (в сети Интернет) над реальным в жизненном пространстве личности. Такое доминирование в свою очередь может приводить к ощущению поверхностности социальных связей, и как следствие, к возникно-

вению субъективного ощущения одиночества [1]. Данное явление определялось по-разному - как в историческом ракурсе психологии, так и в современных исследованиях одиночества не существует единой точки зрения, а иногда при анализе литературы можно встретить взаимоисключающие определения. При анализе исследований по условно одинаковым выборкам (критерии возраста, пола, социального статуса, образования) было обнаружено разногласие, которое образовывает методологическую проблему. Переживание одиночества рассматривается в одних исследованиях как отрицательное явление в развитии личности: неудовлетворенность потребности в общении, в принадлежности к социальной группе; в других исследованиях оно рассматривается как результат обособления, процесса самопознания, роста субъектности. Существует также направление исследований, в которых одиночество рассматривается в ситуативном ракурсе. То есть, одиночество в одних ситуациях имеет положительное значение для личности, в других - отрицательное. Тем не менее, данная концепция не решает методологическую проблему о значении одиночества для личности и не объясняет, почему у одних авторов одиночество определяется как отрицательное явление, а у других - как положительное. Все вышеперечисленное обуславливает актуальность исследования одиночества не только с психокоррекционной и диагностической целью, но и для решения методологической проблемы, которая имеет как практическое, так и теоретическое значение. Данная статья посвящена обзору методологической проблемы, обнаруженной во время анализа литературы и результатов исследований, в которых под понятием одиночества были описаны два качественно разных явления.

Исходные предпосылки

В психологии существуют подходы к систематизации большого количества исследований одиночества. Наиболее распространена модель систематизации концепций одиночества, предложенная Д. Расселом, М. Фергюсоном и Л. Пепло, в которой центральным критерием является школа психологии. Авторы выделяют следующие подходы к определе-

нию одиночества: психодинамический (Burton; Ferreira; Fromm-Reichman; Leiderman; H. Peplau; Rubbins; Sullivan; Zilboorg), феноменологический (К. Роджерс), экзистенциальный (Мустакас, B. Mijuskevych), социологический. (Боумен, Рисмен и Слейтер), когнитивный (Д. Рассел, М. Фергюсон и Л. Пепло), интеракционистский (Р. Вейс), приватный (В. Дерлега и С. Маргулис), гуманистический (А. Маслоу) [2]. Однако данная модель систематизации была предложена еще в 70-х годах ХХ века, поэтому не включает в себя целый ряд исследований и подходов. Основными представителями нейропсихологического подхода являются L.C. Hawkley, K. Preacher, J.T. Cacioppo, L.M. Kurina, L.C. Knutson, D.S. Lauderdale, C. Ober, C.M. Masi, T.J. VanderWeele, L.C. Thisted. В базовых концепциях одиночества, основанных на вышеперечисленных школах психологии, была обнаружена диаметрально противоположная точка зрения на значение данного переживания для личности [3]. Кроме того, и в современных исследованиях была обнаружена подобная ситуация. Так, одни авторы (С.В. Бакалдин, С.Л. Вербицкая, О.М. Коротеева, Н.В. Перешеина, Е.Е. Рогова, Ю.М Черепухин, Дж. Янг, D. Knutson, Lauderdale, Ober, Masi и др.) придерживаются позиции, что одиночество имеет негативное влияние на развитие личности [2]. Другие авторы (А.А. Артамонова, О. В. Ла-зарянц, А.Р. Кирпиков, И.С. Кон, Е.Н. Мухиярова, Б. Миюскович, Е.В. Не-умоева, А.В. Нечаев, Ж.В. Пузанова) утверждают, что данное переживание имеет позитивное значение, и даже является необходимой составляющей развития [4]. Значение одиночества для личности является не единственным противоречием в определении данного понятия. Сложность определения одиночества связана с отсутствием четких границ с похожими понятиями (изоляция, аномия, уединение, отчуждение) [5]. После теоретического анализа работ, посвященных одиночеству, были выделены критерии, необходимые для определения данного понятия. Для конкретизации понятия одиночества необходимо рассматривать данное явление, учитывая ряд критериев. Во-первых, критерий объективности / субъективности одиночества. Этот критерий отображает объективное наличие одиночества, в таком случае одиночество определяется как со-

стояние. Объективное одиночество может быть добровольным или принудительным. Добровольное одиночество - это уединение, то есть добровольное пребывание человека наедине с собой. Принудительное одиночество, то есть физическая изоляция, обусловлено обстоятельствами (заключение, пребывание в больнице и т.д.) [6]. Субъективное одиночество по предложенному критерию определяется как переживание. Субъективное переживание одиночества включает в себя эмоциональный и когнитивный компоненты. Необходимо подчеркнуть, что на момент возникновения данного переживания человек не является физически изолированным.

Второй критерий связан с временем, то есть длительностью переживания ощущения одиночества. Соответственно, и для субъективного, и для объективного одиночества длительность переживания важна для определения данного явления, поскольку влияет на особенности протекания одиночества, его причины и последствия. По длительности одиночество может быть кратковременным и длительным.

Третий критерий, который был выделен после теоретического анализа - это значение одиночества для личности. Значение одиночества может быть положительным и негативным [7]. Как уже указано выше, различные авторы придерживаются одной или другой позиции, что составляет методологическую проблему, которая отображается на теоретическом и эмпирическом уровне, и составляет проблему как в теоретической, так и в практической психологии.

Ниже приведены результаты эмпирического исследования субъективного ощущения одиночества, учитывая определенные в теоретической части критерии.

Формулировка цели

Целью данной работы является анализ обнаруженных в проведенных исследованиях тенденций дихотомической природы субъективного ощущения одиночества личности как психического явления.

Объект данной работы - личность. Предмет - дихотомическая природа субъективного ощущения одиночества.

Изложение результатов исследования

Поскольку при теоретическом анализе мы установили, что в группе исследований, где значение одиночества определяется как отрицательное, данное переживание связывается с неудовлетворенной потребностью в общении, низкими коммуникативными способностями, а в группе исследований, где значение переживания одиночества определяется как положительное и не связанное с коммуникативной сферой, то в модели исследования соответственно было выделено две группы. Первая группа состояла из респондентов с низкими коммуникативными способностями, вторая группа - соответственно, из респондентов со средними и высокими коммуникативными способностями. В данных группах были рассмотрены взаимосвязи субъективного ощущения одиночества и са-моотношения личности, рефлексивности, идентичности, коммуникативных способностей, суверенности психологического пространства личности с целью выявления качественной разности между положительным и отрицательным значением переживания одиночества.

При исследовании субъективного ощущения одиночества был использован следующий набор методик: методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночествя Д. Рассела, М. Фергюсона, опросник са-моотношения В. В. Столина, С. Р. Пантелеева, методика диагностики рефлексивности А. В. Карпова, методика определения идентичности М. Куна, методика диагностики коммуникативных и организаторских способностей, в которой мы использовали шкалу коммуникативных способностей, опросник суверенности личностного пространства С. К. Нартовой-Бочавер.

Эмпирическая часть исследования проводилась в три этапа:

^ Сбор данных;

^ Математическая обработка данных;

^ Интерпретация данных.

После этапа сбора данных результаты опроса были зафиксированы в виде матрицы данных в программе БРвв. После этого данные были обработаны при помощи соответствующих математических методов. Они включали в себя:

^ Корреляционный анализ;

^ 1-критерий для независимых выборок;

Выборка состояла из 120 респондентов. Из них было 65 респондентов женского пола и 55 - мужского пола.

В проведенном исследовании при разделении выборки по уровню коммуникативных способностей было обнаружено две подгруппы. В указанных подгруппах были выявлены противоположные корреляции по некоторым шкалам. Так, в группе респондетнов с низкими коммуникативными способностями была обнаружена обратная связь между субъективным ощущением одиночества и самоинтересом на уровне 0,432 по Пирсону с уровнем значимости 0,030, обратная связь с глобальным са-моотношением на уровне 0,441 при уровне значимости 0,028 и прямая связь со шкалой самообвинения на уровне 0,456 при уровне значимости 0,018. Во второй группе были обнаружены противоположные корреляции субъективного ощущения одиночества и шкал самоотношения: прямая связь с самоинтересом на уровне 0,423 при уровне значимости 0,002, с глобальным самоотношением на уровне 0,408 при уровне значимости

0,011, с автосимпатией на уровне 0,408 при уровне значимости 0,003, с самоуважением на уровне 0,434 при уровне значимости 0,001, с само-принятием на уровне 0,466 при уровне значимости 0,005, связь с самообвинением обнаружена не была.

Таким образом, как видно из результатов, во второй группе респондентов субъективное ощущение одиночества связано с процессами самопознания, самоосознания и позитивного самоотношения, что указывает на положительное значение одиночества для личности. Однако, в первой группе субъективное ощущение одиночества связано с негативным самоотношением и с самообвинением, что указывает на негативное значение одиночества для личности.

Была обнаружена прямая взаимосвязь между уровнем субъективного ощущения одиночества и рефлексивностью на уровне 0,419 при уровне значимости 0,001 в группе с высокими и средними коммуникативными способностями. В группе с низкими коммуникативными способ-

ностями присутствует обратная связь рефлексивности и субъективного ощущения одиночества на уровне 0,423 при уровне значимости 0,002.

Такие результаты указывают не только на диаметрально противоположное значение одиночества для личности, а и на качественно различную обусловленность и причину субъективного ощущения одиночества.

Необходимо отметить, что среднее значение по уровню субъективного ощущения одиночества в двух группах не имеет значимой разницы. В группе с высокими и средними коммуникативными способностями среднее значение по уровню субъективного ощущения одиночества составляет 16,76, тогда как во второй группе - соответственно 15,11. Отсутствие значимой разницы указывает на то, что значение одиночества для личности не связано с уровнем одиночества.

Также в двух указанных группах была обнаружена статистически значимая разница по идентификации личности. В группе с высокими и средними коммуникативными способностями доминировали идентификации субъективного характера («я - хороший», «я - забавная» и т.д.), в группе с низкими коммуникативными способностями преобладала социальная идентификация, то есть социальные роли («я - отец», «я - дочь» и т.д.).

В группе с высокими и средними коммуникативными способностями была обнаружена взаимосвязь уровня субъективного ощущения одиночества и разности социальных и личностных идентификаций. Данная корреляция имеет обратный тип связи и находится на уровне 0,477 при уровне значимости 0,22. Это значит, что чем меньше у человека социальных идентификаций и чем больше личностных, тем больше уровень субъективного ощущения одиночества. Так, человек с преобладанием личностных идентификаций будет переживать субъективное ощущение одиночества, если количество его социальных идентификаций будет уменьшаться. Также, субъективное ощущение одиночество имеет обратную связь с суверенностью психологического пространства личности на уровне 0,672 при уровне значимости 0,001. Это значит, что чем ниже будет суверенность психологического пространства личности, тем выше

будет ощущение одиночества. То есть, не имея достаточного психологического пространства, человек будет ощущать себя одиноким.

В группе респондентов с низкими уровнем коммуникативных способностей была обнаружена обратная взаимосвязь субъективного ощущения одиночества и уровня коммуникативных способностей на уровне 0,624 при уровне значимости 0,20. Это означает, что человек с преобладанием социальных идентификаций ощущает себя одиноким, когда уровень его умения общаться низкий. Также была обнаружена связь субъективного ощущения одиночества и разности социальных и личностных идентификаций. Между указанными переменными существует прямая корреляция на уровне 0,571 при уровне значимости 0,033. Это значит, что человек с преобладанием социальных идентификаций будет ощущать себя одиноким при условии роста социальных идентификаций и уменьшения количества личностных идентификаций. Помимо этого была обнаружена прямая взаимосвязь суверенности психологического пространства и коммуникативных способностей личности на уровне 0,551 при уровне значимости 0,40. Учитывая прямой характер связи можно сделать вывод, что для человека, у которого социальные идентификации преобладают над личностными, рост коммуникативных способностей будет вызывать повышение суверенности психологического пространства.

Также было обнаружено отличие в том, какие вопросы методики диагностики одиночества связаны с описанными выше переменными. Вопросы методики диагностики субъективного ощущения одиночества, которые скоррелировали с вышеуказанными переменными в группе с высоким и средним уровнем коммуникативных способностей: «Для меня невыносимо быть таким одиноким», «Я чувствую, что никто действительно не понимает меня», «Нет никого, к кому я мог бы обратиться», «Я чувствую себя изолированным от других», «Я несчастен от того, что всеми отвергнут», «Люди вокруг меня, но не со мной». Вопросы методики диагностики субъективного ощущения одиночества, которые скоррелировали с вышеуказанными переменными в группе с низким уровнем коммуникативных способностей: «Мне не с кем поговорить», «Я чувст-

вую себя покинутым», «Я не способен раскрепощаться и общаться с теми, кто меня окружает», «Я несчастен оттого, что всеми отвергнут». Таким образом, если для первой группы характерны высокие баллы при ответах на вопросы с направленностью на само переживание субъективного ощущения одиночества и собственного непонимания остальными, то для другой группы характерны вопросы об отсутствии общения, неудовлетворенности потребности в принадлежности. Обнаруженные взаимосвязи указывают на качественное различие двух видов одиночества.

Выводы

При теоретическом анализе исследований одиночества было обнаружено противоречие в значении данного переживания для личности, что создает методологическую проблему. Так, в одной группе концепций авторы придерживаются мысли, что одиночество имеет негативное значение для личности, а в другой группе концепций - положительное. Такое противоречие в определении понятия одиночества обнаружено как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне в условно подобных выборках. Главная цель исследования - определить значение одиночества для личности и разрешить обнаруженное противоречие - была достигнута. В эмпирическом исследовании было подтверждено наличие переживания одиночества как с негативным, так и с положительным значением для личности, а также обнаружена качественная разница между двумя указанными видами одиночества. В группе с низкими коммуникативными способностями переживание одиночества имеет негативное значение и связи данного явления с коммуникативной сферой, са-моотношением, идентификацией, рефлексивностью, суверенностью психологического пространства личности. Вопросы, которые были выбраны респондентами для описания одиночества отличаются, а в некоторых случаях диаметрально противоположны вопросам в группе, где одиночество имеет положительное значение. Итак, положительное значение одиночества связано не с коммуникативной сферой, а с само-осознанием, самопознанием. Два качественно различных переживания одиночества лежат в разных психологических плоскостях. С одной сто-

роны, переживание одиночества может иметь социальный характер и быть связанным с неудовлетворенностью потребности в общении, принадлежности, и тогда оно имеет негативное значение для личности. Однако, одиночество может иметь индивидуалистический характер и отображать процессы самоосознания, тогда оно будет иметь положительное значение для личности.

Таким образом, обнаруженную в данном исследовании неоднородность явления субъективного ощущения одиночества необходимо учитывать как в практической деятельности психолога, таки в исследованиях данного явления в целом.

Описанные выше данные дают возможность непосредственно применять полученные в этом исследовании результаты в практической деятельности. Таким образом, практический психолог, сталкиваясь с запросом переживания субъективного ощущения одиночества, имеет возможность за короткое время определить направления, по которым надо работать с клиентом для нивелирования деструктивности данного переживания. Кроме того, представленные результаты также можно использовать в прикладной сфере психологии (в социальных, педагогических программах).

Результаты проведенного исследования имеют научнотеоретическую значимость. Раскрытие понятия одиночества, как разнородного явления, содержит в себе решение методолгической проблемы значения одиночества. Два качественно различных переживания, обнаруженные под понятием «одиночество» имеют различные обусловленность, причины, последствия и особенности.

1. Неумоева Е.В. Одиночество как психологический феномен и ресурс развития личности в юношеском возрасте: автореф. дис. ...канд. псих. наук. Тюмень, 2005. 27 с.

2. Лабиринты одиночества / под ред. Н.Е. Покровского. М.: Прогресс, 1989. 289 с.

3. Артамонова А.А. Переживание одиночества как фактор развития личностного потенциала студентов-первокурсников: автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 2008. 32 с.

4. Хараш А.У. Психология одиночества // Педология. Новый век. 2000. № 4. С. 30-44.

5. Айвазян Л.Ю. Взаємозв’язок суб’єктивного відчуття самотності і розвитку особистості // Проблеми сучасної психології: Зб. наук. праць Кам’янець-Подільського нац. ун-ту ім. І. Огієнка, Інституту психології ім. Г.С. Костюка НАПН України / за ред. С.Д. Максименка, Л.А. Онуфрієвої. Вип. 13. Кам’янець-Подільський: Аксіома, 2011. С. 12-21.

6. Варава Л.А. Особливості переживання особистістю почуття самотності у стані соціальної депривації: автореф. дис. .канд. психол. наук, К., 2009. 30 с.

7. Амбрумова А.Г. Личность. Психология одиночества и суицид // Актуальные вопросы суицидологии. 1988. № 1. С. 3-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.