Научная статья на тему 'Понятие общей культуры в историко-педагогическом аспекте'

Понятие общей культуры в историко-педагогическом аспекте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1031
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ОБЩАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРОЛОГИЯ / CULTURE / GENERAL CULTURE / CULTUROLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павленко Анна Юрьевна

В статье исследована проблема общей культуры. Выделены и проанализированы конкретные историко-педагогические периоды ее развития. Очерчены теоретические основы общей культуры в опыте ведущих учених и педагогов-практиков. Проведен контент-анализ понятия «общая культура» и дана интерпритация этого термина в контексте иследоваемой проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL CULTURE CONCEPT IN HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS

The article deals with the problem of general culture. Historical and pedagogical periods of its development were insolated and analyzed in the article. Outlines the theoretical basis of a general culture in the experience of leading scientists and teachers. We made a content analysis of the concept of "general culture" and gave the interpretation of the term in the context of researching problem.

Текст научной работы на тему «Понятие общей культуры в историко-педагогическом аспекте»

С.М. Овчаров

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ БУДУЩИХ ...

PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF THE DEVELOPMENT OF FUTURE IT TEACHERS' CREATIVITY IN THE CONDITIONS OF UNIVERSITY EDUCATION

© 2013

S.M. Ovcharov, candidate of pedagogical sciences, associate professor, doctoral student

Zhytomir State University named after Ivan Franko, Zhytomir (Ukraine)

Annotation: The features of the development future IT teachers' creativity in the conditions of university education are studied in the article. Psychological and pedagogical conditions for forming students' creative potential are characterized. Heuristic methods of conducting lessons are analyzed and advisability of their application in the process of professional teaching of future teachers is justified.

Keywords: future IT teachers' creativity, heuristic methods of teaching.

УДК: 37.06(091)

ПОНЯТИЕ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ В ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ

© 2013

А.Ю. Павленко, аспирант кафедры педагогики

Житомирский государственный университет имени Ивана Франко, Житомир (Украина)

Аннотация: В статье исследована проблема общей культуры. Выделены и проанализированы конкретные исто-рико-педагогические периоды ее развития. Очерчены теоретические основы общей культуры в опыте ведущих учених и педагогов-практиков. Проведен контент-анализ понятия «общая культура» и дана интерпритация этого термина в контексте иследоваемой проблемы.

Ключевые слова: культура; общая культура; культурология.

Современный подход в области образования заключается в организации процесса формирования личности специалиста на основе взаимосвязи, взаимного проникновения всех видов обучения и воспитания, призванных формировать общую культуру личности.

В научно - педагогической литературе большое внимание уделяется точности определения понятия «культура». Культура как философское, педагогическое, психологическое явление имеет разные значения. Ретроспективный анализ этого понятия целесообразно начать из исторических дефиниций, как наиболие гли-боких.

Слово «культура» происходит от латинских слов «colo», «cultio» - возделывание , «colere» - обрабатывать, выращивать, а позже - поклоняясь чествовать (культ богов, предков). К середине I в. до н.э. эти слова связаны именно с земледельческим трудом. Постепенно понятие «культура» распространяется на такие сферы человеческой деятельности, как воспитание, обучение, совершенствование самого человека. В письмах Марка Туллия Цицерона ( 106-43 pp . До н.э.) , известных под названием «Тускуланских беседы» ( 45 г. до н.э.), выражение «cultura animi autem philosophia est « ( «однако культура духа есть философия « ) был направлен на необходимость духовного, умственного развития человека как фактора ее совершенствования. С тех пор слово «культура « начинает употребляться как синоним воспитанности, образованности человека, и в этом смысле оно вошло во все европейские языки, в том числе и украинский.

Однако на этом эволюция лексемы «культура» не заканчивается. В эпоху Раннего Средневековья она используется в значении аграрного производства ( « agri cultura « ), а в отношении других сфер человеческого бытия она трансформируется в слово « cultus « (культура), которое предусматривало способность человека раскрыть собственный творческий потенциал в любви к Богу. С развитием феодальных отношений, перерастанием замков и монастырей в ячейки городской культуры возникает представление о рыцарстве как своеобразный культ доблести, отваги и достоинства, а также распространяется комплекс значений слова «культура», согласно которому она стала ассоциироваться с городским укладом жизни, а еще позже, в эпоху Ренессанса, - с совершенством и активизацией интеллектуального и творческого потенциала человека .

На рубеже Средних веков и Нового времени понятие культуры получило мировоззренчески - нравственного содержания. Это связано с большими социальными сдвигами в Западной Европе - первыми буржуазными

революциями, началом промышленного переворота, утверждением новых, капиталистических отношений. Немецкий ученый Самуэль Пуфендорф (1632-1694) в 1684 впервые употребляет слово «культура» как самостоятельный термин для обозначения духовного мира человека, которая начинает осознавать себя силой, способной противостоять «натуре» (природе), а « культурное « европейский человек Нового времени наделяется качествами, которые значительно отличают ее от « естественной « человека прошлого. Перед мыслителями возникают вопросы о сущности новой среде жизни, создается человеком в противовес природе, о его влиянии на самого человека, о том, бедствием или благом является новый, искусственно создаваемый человеком мир [6, с.7 ].

В европейской мысли Нового времени культура рассматривалась прежде всего как феномен духовного порядка, как следствие и проявление творческой деятельности в области науки, искусства, религии, права и т.д. В то же время, духовная деятельность всегда ассоциировалась со свободным интеллектуальным поиском, фантазией и вдохновением, независимым от внешних обстоятельств внутренним миром человека, что делает ее более совершенной и сильной.

Почти все просветительские концепции культуры -Шарля Монтескье (1689-1755), Вольтера (1694-1778), Анна Тюрго (1722-1781), Жана Кондорсе (1743-1794) и других - основывались на идее всеобщности человеческого разума и его законов, они связали культуру с теми преимуществами и благами, которые несут человеку совершенствования и применения разума. Французские просветители считали, что «культурность», « цивилизованность « нации или страны , в противоположность « дикарству « и «варварству» первобытных народов, заключаются в «разумности» общественного порядка, измеряются совокупностью достижений в области науки и искусств. Однако в пределах просвещения возникает критика существующей « культуры». Жан Жак Руссо (1712-1778) противопоставляет испорченности и развращенности «культурных» европейских наций простоту и нравственную чистоту народов, находящихся на патриархальной стадии развития. Но это не следует трактовать как призыв к возвращению вспять; скорее - это призыв к тому, чтобы, исходя из знания определенных преимуществ прошлого и пороков современности, найти путь для «исправления « человека.

И все же рационалистические подходы к анализу культуры позволили сделать ряд принципиальных выводов: во-первых, народы отличаются не наличием

А.Ю. Павленко

ПОНЯТИЕ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ В ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ...

или отсутствием культуры, а только уровнем ее развития, во-вторых, культура имеет единственный источник и общечеловеческий характер, в-третьих, всякие культурные различия между людьми и народами - следствие специфических условий и факторов, влияющих на формирование и развитие их культур (размер территории государства, климатические условия, географическое положение и т.д. ) и имеют чисто формальный, мерный , а не сущностный характер. В этих выводах прослеживается , по крайней мере , три важных мировоззренческие идеи: 1 ) идея изначального единства человеческого рода , 2) идея исторического развития как движения общества путем расширения знаний и самосовершенствования, 3) идея прогресса , которая связана с наследованием и накоплением человеческого опыта [9, с.8 ].

Основа и истоки культуры рассматривались немецким философом Иммануила Канта (1724-1804) не в самой природе человека, а в сфере ее нравственного существования. Немецкие романтические мыслители Фридрих Шиллер (1759-1805) и принимать Шлегели - Фридрих (1772-1829) и Август ( 1767-1845) искали сущность культуры в области эстетического сознания человека, сочетая ее чувственно - эмоциональную и рационалистическую природу.

Попытку преодолеть противоречия в просветительских и романтических оприделениях культуры осуществил немецкий философ Георг Гегель ( 1770-1831 ). Сущность культуры, по его мнению, определяется не приближением человека к природе, не творческими фантазиями выдающихся художников, а приближением индивида к мировому целому, которое включает в себя как природу, так и общественную историю, абстрактным понятийным мышлением, т.е. в форме философско - теоретического сознания. Развитие мышления как высшей духовной ценности и составляет, с точки зрения Гегеля, истинный смысл культуры. «В этом развитии всеобщности мышления, - писал он , - состоит абсолютная ценность культуры» [ 4, с.96 ].

Основоположник эволюционистского направления Э. Тайлор (1832-1917) рассматривал культуру как совокупность ее элементов: верований, традиций, искусства, обычаев и т.д. Такое представление о культуре накладывало отпечаток на его культурологическую концепцию , в которой не было места культуре как целостности. Ученый изучал ее как ряды элементов, усложняются в процессе развития, например, как постепенное усложнение предметов материальной культуры (орудий труда) или эволюцию форм религиозных верований ( от анимизма к мировым религиям).

Проблеме определения понятия «культура» в современной культурологии была специально посвящена книга А. Крьобера и К. Клакхон «Культура , критический обзор определений « ( 1952). В ней авторы привели около 150 определений культуры . Успех книги был огромен, поэтому во второе издание этого труда вошло уже более 200 определений культуры [9, с.9 ].

Однако каждый исследователь обращает внимание на какой-то один сторона такого многогранного явления , как культура .

Сторонники антропологического подхода рассматривают культуру как выражение человеческой природы и выводят феномен культуры из особенностей самого человека . Первым такую трактовку 1871 дал Э. Тайлор, определив культуру как совокупность знаний, искусства, морали, права, обычаев и других ценностей, присущих человеку и обществу. Согласно антропологическим подходом , культура каждого народа на каждом этапе ее развития является самооценочной , уникальной и неповторимой .

Сторонники социологического подхода, такие как Е. Бориншьейн , С. Клапчук, рассматривают феномен культуры в ее связи с человеком, природой, историей, социумом . Они утверждают, что каждое общество име-

ет свою культуру. Социологический подход стремится выявить связь между человеком и общество, доказать, что в каждом обществе существуют определенные культуро образующие силы, и помогают создавать культурные ценности, определяя развитие этого общества.

Исторический подход пытается раскрыть механизм возникновения человеческой истории, объяснить, каким образом осуществился скачок от животного к человеку, от природы к человеческой истории. Его представители, такие как Й.Гейдер, Т.Андреева, рассматривают культуру как систему конкретных исторических типов социально - культурного развития, прослеживают их эволюцию и взаимосвязь .

Этнографический подход характеризует культуру прежде всего как опыт народов и определяет ее как сумму знаний, обычаев, традиций и верований этноса. Одним из первых его представителей был английский этнограф и исследователь первобытной культуры Э. Тайлор, определивший культуру как совокупность знаний, искусства, морали, права, обычаев, верований, привычек, присущих человеку как члену общества. Этого мнения также придерживались М. Грушевский и И. Огиенко.

Представители философского подхода, такие как Гегель, П. Флоренский, Кант, считают, что в обществе существуют определенные закономерности, которые обусловливают и причины зарождения культуры и особенности ее развития.

В философско - исторический подход (Ф. Вольтер , Г. Лейбниц , М. Монтень ) культура является синонимом интеллектуального , нравственного, эстетического, умственного совершенствования человека в ходе ее исторической эволюции; культура объясняется как второе рождение человека. И. Гердер писал, что нарожени почти без инстинктов, мы только путем упражнений в течение всей жизни воспитываемся до уровня человечности, и на этом основывается наша способность как к совершенствованию, так и порче и расписания. По желанию мы можем дать этому второму рождению человека, проходит через всю его жизнь, название, связанную с обработкой земли - «культура» , или с образом света -«просвещение » [1, с.9 ].

В педагогической мысли термин культура ( лат. cultura ) определяется как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных всеми видами преобразующей деятельности человека и общества. Сам человек формируется в процессе собственной деятельности как культурно - историческое существо, что усваивает язык, приобщается к традициям и ценностям, которые существуют в обществе, овладевает свойственными для конкретного общества и его культуры приемами и навыками деятельности. Человек, следовательно, является продуктом общечеловеческой культуры, ее представителем и носителем .

Нам импонирует определение культуры, которое дает Г. Волков. «... Культура, - утверждает он, - это то созданное и приобретенное человечеством богатство (материальное и духовное), которое служит дальнейшему развитию, приумножению творческих возможностей, способностей общества и личности ( экономическом, социальном, моральном, духовном и политическом )» [3, с.16 ].

Украинский педагог В. Сухомлинский дает определение термина «культура » объясняя понятие « педагогическая культура ». «Педагогическая культура - это, образно говоря, техника и технология взаимодействия мастера и объекта его труда ... Многогранность, разнообразие, отточенность, образцовое состояние инструментов нашего творчества , умение владеть ими так же тонко, как прекрасный музыкант обладает скрипкой».

В. Гринева отмечает , что педагогическая культура рассматривается как диалектическое интегрированная единство педагогических ценностей: ценностей - целей

А.Ю. Павленко

ПОНЯТИЕ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ В ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ .

и ценностей - мотивов; ценностей - знаний; технологических ценностей; ценностей - свойств; ценностей -отношений [4 , с.22 ]

Понятие культура в контексте нашего исследования определяется как специфически человеческий способ бытия, который определяет весь спектр практической и духовной активности человека, его возможного взаимодействия с окружающим миром и собой [2, с.76 ].

Приведенные понятия и уточнения имеют большое значение для нашего исследования поскольку степень развития сущностных сил объекта, достигнутый в результате его культурной деятельности, характеризует его уровень. Он отражает степень приобщения к общеобразовательных духовных ценностей и степень овладения субъектом знаниями, умениями, навыками, идеями, накопленными человечеством за весь период своей истории, а также уровень его образованности и воспитанности как синтетическую характеристику развития. Поэтому об общей культуре можно говорить не только как о функциональной, но и как о деятельност-ной характеристике [5, с.28] .

В результате контент-анализа, мы определили, что общая культура - это синтез духовно-нравственной, профессиональной, эстетической, национальной, экологической, правовой, экономической культуры; система осознанных ценностей, обуславливающих учебную и профессиональную деятельность личности.

Подводя итоги мы отмечаем, что в образовательном пространстве в ходе общения и взаимодействия различных социальных групп образуется «фоновое культурное знание - это ассоциации и символы, при помощи которых личность опосредованно воспринимает факты реальности и интерпретирует их» [7, с. 45].

В структуре образовательного пространства выделяются два ведущих компонента: культуросообраз-ная среда профессионального взаимодействия, в которой действуют моральные нормы и педагогические ценности и личность с её индивидуальной средой, опытом и стилем жизнедеятельности [8, с.215].

Необходимо отметить, что деятельность учащихся должна продумываться не только с позиции содержа-

ния, но и в аспекте практического воплощения общей культуры. Наша идея состоит в том, что общая культура является важным фактором культурного и профессионального становления будущих специалистов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова, Л. Г. Психологический аспект философии педагогики И.Ф. Гербарта [Текст] : [нем. педагог, философ, психолог, 1776-1841 гг.] / Л.Г. Абрамова // Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования. - Калиниград : Изд-во КГУ, 2004. - Вып.16. - С. 8-11.

2. Витвицкая С.С. Основы педагогики высшей школы: Учебник по модульно-рейтинговой системе обучения для студентов магистратуры. - Киев: Центр учебной литературы, 2006. - 384 с.

3. Волков Г. Н. Этнопедагогика : [учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. раведений] / Г. Н. Волков. - М. : Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.

4. Гринева В.Н. Профессиональная компетентность преподавателя вуза как результат сформированности его педагогической культуры / В. Гринева / / Вестник Днепропетровского университета экономики и права имени Альфреда Нобеля. Серия «Педагогика и психология». 2011. - № 1 (1). - 21-26.

5. Культурологические и психолого-педагогические аспекты гуманизации образования: Научно-методический сборник / Под ред. Г.О.Балла. - М.; Ровно, 2003. - Вып. 2.

6. Культурология. Антропологические теории культур. Белик А.А. М.: Российский гос. гуманит. ун-т., 1999. — 241 с.

7. Ремизов В.А. Социальная экология культупы но-сти: Монография. - М: МГУКИ, 2004. - 164 с.

8. Пядушкина Н.Н., Федосова И.В. Образовательное пространство ВУЗа в условиях формирования этико-педагогической культуры будущих педагогов // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 1(12). С. 214-218.

9. Тюрменко И.И., Горбуль А.Д. Культурология: теория и история культуры: Учебное пособие. - Киев: Центр учебной литературы, 2004. - 368 с.

GENERAL CULTURE CONCEPT IN HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS

© 2013

A. Yu. Pavlenko, the postgraduate of the pedagogics department

Zhytomtr State University named after Ivan Franko, Zhytomyr (Ukraine)

Annotation: The article deals with the problem of general culture. Historical and pedagogical periods of its development were insolated and analyzed in the article. Outlines the theoretical basis of a general culture in the experience of leading scientists and teachers. We made a content analysis of the concept of «general culture» and gave the interpretation of the term in the context of researching problem.

Keywords: culture, general culture, culturology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.