Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ ОБЩЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ'

ПОНЯТИЕ ОБЩЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
347
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / РЕЧЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧЕНИЕ / COMMUNICATION / PERSONALITY / SPEECH / ACTIVITY / LEARNING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гончарова О.П., Гут Ю.Н.

В данной статье рассматриваются различные определения понятий общения. Общению уделяется большое внимание со стороны исследователей. Каждый из них выделяет главные функции, свойства, значение общения в повседневной нашей жизни. Нехватка общения в раннем возрасте ведет к серьезным и трудным проблемам психического и личностного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF COMMUNICATION IN THE DOMESTIC PSYCHOLOGY

This article discusses the various definitions of the concepts of communication. Communication is paid a lot of attention from researchers. Each of them identifies the main functions, properties, value of communication in our daily life. The lack of communication at an early age leads to serious and difficult problems of mental and personal development.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ ОБЩЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ»

УДК 159.9

Гончарова О.П. студент Гут Ю.Н. доцент

кафедра общей и клинической психологии Белгородский государственный исследовательский

национальный университет Россия, г. Белгород ПОНЯТИЕ ОБЩЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Аннотация: в данной статье рассматриваются различные определения понятий общения. Общению уделяется большое внимание со стороны исследователей. Каждый из них выделяет главные функции, свойства, значение общения в повседневной нашей жизни. Нехватка общения в раннем возрасте ведет к серьезным и трудным проблемам психического и личностного развития.

Ключевые слова: общение, личность, речь, деятельность, научение.

Goncharova O.P.

student

Belgorod State National Research University

Russia, Belgorod Gut Y.N., associate Professor of General and clinical psychology

Belgorod State National Research University

Russia, Belgorod THE CONCEPT OF COMMUNICATION IN THE DOMESTIC

PSYCHOLOGY

Annotation: this article discusses the various definitions of the concepts of communication. Communication is paid a lot of attention from researchers. Each of them identifies the main functions, properties, value of communication in our daily life. The lack of communication at an early age leads to serious and difficult problems of mental and personal development.

Keywords: communication, personality, speech, activity, learning.

В отечественной психологии понятие общения включает в себя способы передачи и приёма информации, воздействие на собеседника, восприятие партнера, то есть общение - это результат определенной деятельности, включающей в себя межличностную структуру отношений человека.

Так, изучая феномены общения, Б.Г. Ананьев писал о том, что главной характеристикой общения является построение взаимоотношений между людьми. Следовательно, благодаря развитию общения происходит развитие личности, изучением которой занимались такие отечественные психологи,

Теория и практика современной науки" №11(41) 2018

106

как В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, М.И. Лисина и другие [2 ].

В процессе общественного взаимодействия людей в таком виде деятельности как учение, труд, игра и многое другое Б.Г. Ананьев утверждал, что общение является главным связующим центром между познанием реальности и формированием эмоционального отклика, которое предполагает собой поведение субъекта в действительности.

В.Н. Мясищевым был разработан комплекс вопросов и заданий, которые относились к психологии общения. Он утверждал, что люди в результате своего взаимодействия по-разному выражают свое отношение к собеседнику, то есть с четкой или неограниченной избирательностью, различной активностью, отрицательным или положительным подходом. В.Н. Мясищев выделял главные причины, которые помогают определить наличие или отсутствие между участниками общения. К ним относятся личные свойства каждого партнера и обстоятельства, при которых происходит взаимодействие между ними [3].

Еще одно определение общения даёт советский философ Л.П. Буева, в котором раскрывает феномен общения и говорит об объективной реальности и конкретизации общественных отношений. При этом взаимодействие между людьми рассматривается как содержащее действие общественных законов и отношений, а само общение является индивидуальной формой.

В своих исследованиях Г.М. Андреева писала о различных проблемах общения. Она пыталась расширить связь деятельности и общения, где общение понималось не только бы как совместная деятельность, но и как своеобразный феномен, так как сама деятельность является не только трудом, но и общение в процессе труда [1].

М.И. Лисина на протяжении нескольких лет занималась изучением потребностей в общении в индивидуальном развитии. В свою очередь она выделила четыре стадии таких потребностей. Для каждой стадии характерны свои возрастные рамки. В дошкольном возрасте у детей проявляется потребность во взаимодействии с взрослым.

Таким образом, можно сказать о том, что общение является многосторонним процессом, которое имеет свои особенности и структуру. Которая состоит из коммуникативной стороны, как обмен информацией; интерактивной, где происходит взаимодействие людей; перцептивной, которая определяет процесс восприятия людьми друг друга.

Использованные источники:

1. Семчук, Е.В. О понятии «Общение» // Молодой ученый. - 2017. - № 25. -С.260-265.

2. Чубанов, М.Ч. Особенности стиля межличностных отношений у подростков // Журнал «NOVAINFO.RU». - 2016. - № 48. - С. 327-331.

3. Джиоева, О.Ф. Коммуникативные трудности в общении // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 55. - С. 334-340.

Теория и практика современной науки" №11(41) 2018

107

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.