Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ НУМИНОЗНОГО ОПЫТА НА МАТЕРИАЛЕ МИФОЛОГИИ ДОИСЛАМСКИХ ТЮРКОВ'

ПОНЯТИЕ НУМИНОЗНОГО ОПЫТА НА МАТЕРИАЛЕ МИФОЛОГИИ ДОИСЛАМСКИХ ТЮРКОВ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

615
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НУМИНОЗНОСТЬ / НУМИНОЗНЫЙ ОПЫТ / МИФОЛОГИЯ / МИФОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / АРХЕТИП / NUMINOUS / NUMINOUS EXPERIENCE / MYTHOLOGY / MYTHOLOGICAL CONSCIOUSNESS / ARCHETYPE / НУМИНОЗДЫқ / НОМИНАЛДЫ ТәЖіРИБЕ / МИФОЛОГИЯЛЫқ САНА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Омар А.Т.

В статье излагается сущность нуминозного опыта индивида, разработанного теоретически европейской наукой начиная с конца 19 в.; его определение, общие положения на основе богатого материала мифологии доисламских тюрков. Подчеркивается, что современная философская наука более не может обойтись без понятия нуминозности и всего комплекса вопросов, связанных с этой проблематикой, при анализе мифологического сознания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF HUMINOUS EXPERIENCE BASED ON THE MATERIAL PRE-ISLAMIC TURKIC MYTHOLOGY

The article describes the essence of numinous experience of the individual, developed theoretically in European science since the late of 19 century; its denition, the general provisions on the basis of a rich material of the mythology of pre-Islamic Turks. It is emphasized that the modern philosophical science can no longer do without the notion of the numinous and the whole complex of issues related to these problems, in analysis of the mythological consciousness

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ НУМИНОЗНОГО ОПЫТА НА МАТЕРИАЛЕ МИФОЛОГИИ ДОИСЛАМСКИХ ТЮРКОВ»

09.00.03

А.Т. Омар

Университет им. Саймона Фрейзера, Ванкувер, Британская Колумбия, Канада Понятие нуминозного опыта на материале мифологии доисламских тюрков

Аннотация. В статье излагается сущность нуминозного опыта индивида, разработанного теоретически европейской наукой начиная с конца 19 в.; его определение, общие положения на основе богатого материала мифологии доисламских тюрков. Подчеркивается, что современная философская наука более не может обойтись без понятия нуминозности и всего комплекса вопросов, связанных с этой проблематикой, при анализе мифологического сознания.

Ключевые слова: нуминозность, нуминозный опыт, мифология, мифологическое сознание, архетип.

DOI: https://doi.org/10.32523/2616-7255-2019-128-3-75-80

Нуминозность - важнейшая и неотъемлемая часть религиозного опыта, характеризующаяся интенсивным переживанием божественного присутствия как «совершенно Иного» по сравнению с эмпирическим опытом. Концепция нуминозного опыта предполагает рождение религии не из естественного страха, а из предполагаемой «мировой тревоги». [Отто Р., 2008, 16]. Истоки нуминозности лежат в первобытных религиях, описанных как «демонический ужас». В апперцепции мифологического сознания коренится чувство ужаса, не выводимого из обыкновенного страха, а из признания существования «совершенно Иного». Под влиянием инстинкта человек «приспособил» свой ум, создавший богов, демонов и духов, к созданию сил, которые не являются чисто механическими и уступают нашим желаниям (религия), и подчиняются нашей воле (магия). [Бергсон, 1994]. В ходе формирования религиозных взглядов в мифе произошла дифференциация понятий божественного: genius - гений, дух; numen - божество; deus - бог. В сфере нуминозного опыта при разных соответствующих условиях и ритуалах индивид обращался к каждому из этих понятий (явлений). При этом «божество», как мы уже указывали, имеет второй смысл - божественная воля.

Мифологическое сознание имеет представление о непосредственном общении человеческого и божественного, при этом не только боги могут вмешиваться в жизнь человека, но и человек в потусторонний мир посредством дионисийской составляющей культуры (в отличие от аполлоновской) [Ницше Ф., 2000]. В дионисийских ритуалах, оргиях, празднествах, человек общался с миром божественного в измененных формах сознания. Так, например, казахские салы - воины и музыканты - в мирное время носили странную артистическую одежду, проводили время в пиршествах и сексуальных оргиях, не трудились. И все потому, что благодаря своему музыкальному и поэтическому таланту считались обладающими божественной силой, способными вымолить у небесных сил плодородие, удачу для людей.

Опыт общения с духами основывался на вере в то, что genius любит слушать музыку и пение. Для этого существовал обряд задабривания духов перед охотой или военным походом. В индивидуальной молитве воин перед битвой, учитель перед проповедью, шаман перед лечением поднимали руки к Великому Небу-Тенгри (deus), чтобы получить от него божественную силу и благословение. Затем руками обводили вокруг пояса, окружая себя божественной защитой, силой. Рассмотрим описание встречи человека с божеством в древнеуйгурской «Книге гаданий». «Я - бог судеб (путей) на пегом коне, Утром и вечером я скачу. Перед [собой] двух месяцев Человеческого сына он встретил. Человек испугался. «Не бойся!» - он сказал. «Я дам тебе счастье!» - он сказал... [Стеблева И.В., 2007, 81].

Переживание нуминозного опыта отличается от ощущения естественного страха. Божественный трепет всегда связан с тайной, со встречей с неразгаданным. Голос с неба встречается человеку неожиданно. В одном из таких описаний, некто ехал на лошади, как вдруг голос стал предупреждать его об опасности. При этом на небо набежали черные тучи, засверкали молнии, прогремел гром. Человек этот от страха упал с лошади и через некоторое время умер [Ксенофонтов Г.В., 1930, 78]. Мы сразу можем отличить религиозное возвышенное состояние от божественного страха. В этом смысле молитва - только схема нуминозного.

Когда человека потрясает созерцание неба, и возникает ощущение, что кто-то говорит с тобой или кто-то просто присутствует незримо, это и есть numen. В трансцендентной сфере, куда обращается человек, заканчивается каузальность. В трансцендентной сфере человек не имеет средств для измерения, в божественном сливаются все предметы и понятия, далее человечество сформулирует: «Аз есмь альфа и омега, начало и конец». Отношение индивида к трансцендентному объекту открывает перед первым нечто, превосходящем полноту бытия. Здесь человек сталкивается со своей безусловной зависимостью.

Таким образом, состояние индивида, переживающего нуминозный опыт, характеризуется следующим факторами: 1). Осознанием того, что Бог становится сущим. 2). В этот момент Бог становится Бытием. 3). Индивид понимает собственную ничтожность. 4). Индивид переживает момент наивысшего чувственного иррационального напряжения. 5). Индивид остро осознает конечность своей жизни. 6). Индивид испытывает сильнейшее стремление к вечности, к вечной жизни.

Наиболее ярко демонстрируют нуминозный опыт на уровне общения с genius экстатические практики. Отсюда, от «демонической воли» позже произошло понятие о «живом боге», который воздействует на человека аффективно, раздражает его, стимулирует, таким образом, к действию, к жизни. Страх и святость производят еще один мотив нуминозного опыта - его энергийность. Этот опыт наполняет человеческую душу динамикой, возбуждением, побуждением к деяниям, когда чистые символы чувства принимаются за адекватные понятия. Именно этот момент энергии нуминозного и не дает религии стать полностью рациональной.

На этом этапе можно сделать выводы о том, что numen направлен на человека, он не существует без человека, иначе на кого он может быть направлен, ведь никто, кроме человека не может его почувствовать? Numen - из области чувственного опыта, он иррационален, но доступен каждому человеку. В нуминозном опыте человек ощущает связь между профанным и сакральным, потому что numen есть связь между этими сторонами жизни, это наивысший накал ощущения полноты бытия. В той точке, где происходит встреча человека и божественного, образуется центр мира, и мир в этой точке и в эти мгновения поддается восприятию. А это, в свою очередь, необходимо человеку мифологического общества, поскольку для него характерна огромная онтологическая жажда.

Стремление к встрече с numen, подчас неосознанное, подчас непредвиденное, продиктовано также и страхом перед смертью. Страх и любопытство движут человеком по отношению к смерти, т.к. получение всей полноты знания о бытии невозможно без знания о смерти («Я мертв» - «окончательная» наполненность интуицией объекта [Деррида Ж., 1999, 127]). Поиск преодоления смерти, с вопросом о котором и обращается человек к богу, идея спасения - первоначальный посыл к нуминозному опыту.

Это подтверждает довольно распространенный мифологический мотив бегства человека от смерти. Легендарный дед Коркут, сказитель, знахарь, святой скрывался от смерти, и Бог сказал ему: «Ты не умрешь до тех пор, пока сам не помянешь смерти». [Жирмунский В.М., 1974, 548]. С момента испытания героем момента tremendum (трепета) в его жизни появился numen. Сюжет обнажает ступени нуминозного опыта. Недельное бдение героя,

пение до изнеможения при бегстве от смерти - факт перехода в иную реальность, когда не действует каузальность, момент majestas (величие). Он проявляется и в том, что время жизни Коркута действия его составляют тайну, тайна - его состояние между жизнью и смертью. Уже в новое время, в 1860 году, во время камлания шаман взывал к духу Коркута так: «Назову его мертвым, - он не мертвый, назову живым, - он не живой, отец святой Коркут!». [Жирмунский В.М., 1974, 554]

Вещам, явлениям и предметам нуминозное сообщает свою силу. В эпосе «Коркут-а-та» это волшебная верблюдица Желмая, которая, как ветер, переносила героя на огромные расстояния, река, на поверхности которой жил Коркут перед смертью, ковер, юрта вместе с домашним скарбом, лишились своего профанного статуса и стали сакральными. Очевиден и переход жены героя в трансцендентальное состояние. И, наконец, змея - орудие в руках numen, исполнитель божественной воли, роковой вершитель судьбы человека. Но главный нуминозный предмет, сохранивший свой статус и после смерти своего изобретателя - кобыз, который с тех пор и стал священным предметом, помогающим людям общаться с потусторонним миром. Кобыз, созданный героем при участии темных сил. Символический характер финала этой легенды возводит кобыз и музыку, создаваемую шаманом, поэтом, святым, в ранг символа вечности, как преодоление профанного времени и преодоления страха перед смертью. Структуралисты и, в частности, К. Леви-Стросс, подчеркивали связь мифа и музыки как два трансцендентальных языка, как два неразрывных повествования, разворачивающихся во времени для того, чтобы его опровергнуть. [Леви-Стросс, 2006] Если принять во внимание, что процесс пения мифа требует от исполнителя и от слушателей религиозного переживания, то естественным было бы назвать этот опыт также нуминозным. Музыка преобразует сегменты, обращенные к слушателю, в синхронную и замкнутую на себе целостность, и слушатели произведения в силу самой организации этого процесса останавливают утекающее время. Как повествует «Коркут-кюй» (народная песня о Коркуте), «там, где звучит музыка, не властна смерть» [Жубанов, там же]. Антиномия между утекающим физическим, историческим временем и преобразовывающими его сегментами структуры стирается, исчезает.

Самостоятельная роль животного в совершении священного ритуала, наделение его антропоморфными качествами подтверждают нуминозную сущность жертвенных животных. Жертвоприношение становится тем самым святилищем, где проецируется и предвосхищается божественное решение, которое будет принято на Страшном суде. Другая ипостась нуминозных существ природы - оборотничество. Как сошествие божьего духа на человека рассматривалось шаманское поведение, когда он полностью копировал боготворимое животное, и до крайней степени вживался в образ. [Ксенофонтов Г.В., 1929, 15] Появление такого животного рядом с человеком непременно вызывало страх божественного присутствия.

Здесь следует также отметить, что шаман - человек по рождению, но перерожденный, вследствие посвящения и инициации, - сын бога: «Я был человек, созданный по произволению самого Хара-Суоруна (Черный Ворон - древнее божество якутов). Родился с предопределением судьбы - не ведать, пока живу в этой средней земле, какой-либо неудачи, не подвергаться случайному несчастью». [Ксенофонтов Г.В., 1930, 34] Здесь открывается новая онтология: «Я был человек». Получается, что преодоление состояние человека создает новое, нуминозное существо, которое не ведает смерти. Многие шаманы и чтецы эпоса, считается, не умирают, как обычные люди, а «уходят в небо», «улетают» вслед за своим тотемическим предком.

Исходя из вышесказанного, фактические проявления нуминозного присутствия в жизни индивида следующие: непосредственная беседа бога с человеком во сне или наяву; хождение по воде и жизнь на воде; растворение в воздухе и прохождение сквозь сте-

ны; исцеление больных, в том числе бесноватых; вознесение на небо; превращение одних предметов в другие (например, неодушевленных в одушевленные) и тем самым чудесное добывание пищи; нанесение вреда людям за нанесение обиды шаману (вызывание смерти скота, например); возвращение сбежавших коней; воскрешение умерших; испрошение детей; вызывание половой страсти; путешествие по параллельным мирам; чревовещание; предвидение будущего.

Здесь налицо наличие чувственного восприятия мира, ощущения моментов tremendum («ужасающего») и majestas («всемогущего»), причем все люди, вовлеченные в исполнение этих чудес, разделяют эти чувственные представления. Момент «ужасающего» в деятельности шамана насколько велик, что стоит остановиться на нем отдельно и описать неотъемлемые атрибуты шаманской сущности как нуминозного опыта отдельно: этот культ сумасшествия и инициация шамана, когда все его существо, и тело, и части души, отдаются для воздействия numen. Сами шаманы рассказывают об том так: «Духи, изрезав и разделив мясо, ... наделяют кости новым мясом и садят прежнюю голову на место... По рассекании моего тела на части, его по кусочкам делят между всеми путями несчастий и бед». [Ксено-фонтов Г.В., 1930, 50] «Смерть» шамана при посвящении - это рождение для другой жизни.

Без божественного участия человек был бы ничтожен и мал. С помощью numen появляются такие архетипы, как мудрый старец, гениальный певец, умелые и магические кузнец, гончар, охотник. Кузнец, создает вещи-иерофании, владеет магией орнамента, является укротителем огня и металла. В ряду нуминозных существ (или людей, на которых оказал влияние numen), безусловно, один из самых древних, - охотник. Легенда о Великом Охотнике, убивающем старое солнце для того, чтобы родилось новое и подарило людям весну, цветение, радость, новую жизнь, существует у всех тюркских народов. Сакральное действие Охотника - тяжкая ноша, часто он платит за него своей жизнью.

Таким образом, определение нуминозного опыта базируется на различии понятия мифология и религия, т.к. употребляя термин «религиозный опыт», мы не всегда точны в применении его к мифологическому сознанию. Однако нуминозный опыт присутствует уже в мифологическом сознании. Значит, он более древний, чем чисто религиозный опыт, он первичен по отношению к религиозному опыту. Нуминозное - категория априори и чистое понятие, составляющее основу религии, первичное понятие как в индивидуальной религиозности, так и в религии общества. Можно сделать вывод, что нуминозное - нерациональный аспект религиозного опыта.

Когда сознание человека становится крепким настолько, что способно отличать субъективное и объективное, когда оно осознает архетип как нечто осознанное, тогда мифологическое сознание переходит в фазу религиозного. В религии бессознательное адаптируется numen является свойством сознания, разума и психики человека.

Список литературы

1 Бергсон А. Два источника морали и религии. - М., Канон, 1994.

2 Деррида Ж. Голос и феномен. Различение и другие работы по теории знака Гуссерля. - СПб, 1999.

3 Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос. - Ленинград, Наука, 1974.

4 Ксенофонтов Г.В. Легенды и рассказы о шаманах у якутов, бурят и тунгусов. - М., Безбожник, 1930.

5 Ксенофонтов Г.В. Культ сумасшествия в урало-алтайском шаманизме. (К вопросу об «умирающем и воскресающем боге»). - Иркутск, 1929.

6 Леви-Строс К. Мифологики: сырое и приготовленное. - М.:, Free Fly, 2006.

7 Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. - М., 2000.

8 Отто Р. Священное. Об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным. - СПб, 2008.

9 Стеблева И.В. Жизнь и литература доисламских тюрков. Перевод текстов 10. Стеблевой И.В. - М., Восточная литература, 2007.

А.Т. Омар

Саймона Фрейзер атындагы университет, Ванкувер, Британдыц Колумбия,

Канада

ИсламFа дешнН тYрiктер мифологиясындаFы нуминоздык тYсiнiк

Ацдатпа. Макалада XIX гасырдьщ аягынан бастап еуропалык гылым теориялык тургыдан дамыткан жеке тулганыц сансыз тэж1рибесшщ мэш сипатталган; оныц аныкта-масы, исламга дешнп тYрiк мифологиясыныц бай материалына непзделген жалпы ереже-лер. ^аз1рп философиялык гылым мифологиялык сананы талдау барысында нуминоздык тужырымдамасыз жэне осы мэселеге катысты мэселелердщ барлык жиынтыгынсыз будан эрi жасай алмайтындыгы баса айтылды.

ТYЙiн сездер: нуминоздык, номиналды тэжiрибе, мифология, мифологиялык сана, архетип.

A.T. Omar

Simon Frazer University, Vancouver, British Columbia, Canada

The concept of huminous experience based on the material pre-Islamic Turkic mythology

Abstract. The article describes the essence of numinous experience of the individual, developed theoretically in European science since the late of 19 century; its definition, the general provisions on the basis of a rich material of the mythology of pre-Islamic Turks. It is emphasized that the modern philosophical science can no longer do without the notion of the numinous and the whole complex of issues related to these problems, in analysis of the mythological consciousness.

Keywords: numinous, numinous experience, mythology, mythological consciousness, archetype.

Reference

1 Bergson A. Bergson A. Dva istochnika morali i religii [Two sources of morality and religion] (Canon, Moscow,1994).

2 Derrida Zh. Golos i fenomen[Voice and phenomenon]. Razlichenie i drugie raboty po teorii znaka Gusserlja [Distinguishing and other works on the theory of Husserl sign] (SPb, 1999).

3 Zhirmunskij V.M. Tjurkskij geroicheskij jepos [Turkic heroic epic] (Science, Leningrad, 1974).

4 Ksenofontov G.V. Legendy i rasskazy o shamanah u jakutov, burjat i tungusov [Legends and stories about the shamans of the Yakuts, Buryats and Tungus] (Atheist, Moscow, 1930).

5 Ksenofontov G.V. Kul't sumasshestvija v uralo-altajskom shamanizme [The cult of insanity in the Ural-Altai shamanism], K voprosu ob «umirajushhem i voskresajushhem boge» [To the question of the «dying and resurrecting god»] (Irkutsk, 1929).

6 Levi-Stros K. Mifologiki: syroe i prigotovlennoe [Mythologists: raw and cooked] ( Free Fly, Moscow, 2006).

7 Nicshe F. Rozhdenie tragedii iz duha muzyki [The birth of tragedy from the spirit of music] (Moscow, 2000).

8 Otto R. Svjashhennoe. Ob irracional'nom v idee bozhestvennogo i ego sootnoshenii s racional'nym [Sacred. On the irrational in the idea of the divine and its relationship with the rational] (SPb, 2008).

9 Stebleva I.V. Zhizn' i literatura doislamskih tjurkov [The life and literature of pre-Islamic Turks] (Eastern literature, Moscow, 2007).

Сведения об авторе:

Омар А.Т. - кандидат философских наук, PhD, университет им. Саймона Фрейзера, Ванкувер, Британская Колумбия, Канада.

Omar A.T. - Candidate of Philosophy, PhD, Simon Frazer University, Vancouver, British Columbia, Canada

«Л.Н. Гумилев атындагы Еуразия улттык университетшщ Хабаршысы. Тарихи гылымдар. Философия. Дштану» сериясы журналында макала жариялау ережес1

1. Журнал максаты. Мукият тексеруден еткен, гылыми кундылыктары бар тарих, археология, антропология, философия жэне дштану салаларыньщ барлык багыттары бой-ынша материалдар жариялау.

2. Журналда макала жариялаушы автор макаланыц кол койылган бiр дана кагаз нускасын Гылыми басылымдар белiмiне (редакцияга, мекенжайы: 010008, ^азакстан Республикасы, Нур-Султан каласы, Сэтпаев кешесi, 2, Л.Н. Гумилев атындагы Еуразия улттык университет^ Бас гимарат, 402 кабинет) жэне vest_hist@enu.kz электрондык поштасына Word форматындагы нускасын жiберу кажет. Макала мэтЫнщ кагаз нускасы мен электронды нускалары бiрдей болулары кажет.

3. Макалалар казак, орыс, агылшын тiлдерiнде кабылданады. Сонымен катар, ав-тор(лар) шеспе хат усынуы керек.

Автордыц колжазбаны редакцияга жiберуi макаланыц Л.Н. Гумилев атындагы Еуразия улттык университетшщ хабаршысында басуга келiсiмiн, шетел тш-не аударылып кайта басылуына келiсiмiн бiлдiредi. Автор макаланы редакцияга ж1беру аркылы автор туралы мэлiметтiц дурыстыгына, макала кешiрiлмегендiгiне (пла-гиаттыц жоктыгына) жэне баска да зацсыз кешiрмелердiц жоктыгына кепiлдеме бередi.

4. Макаланыц келемi 18 беттен аспауга тшс (10 беттен бастап).

Макаланыц курылымы

5. XFTAP http://grnti.ru/ - бiрiншi жолдыц сол жактауында;

Автор(лар)дыц аты-женi - жолдыц ортасында;

Мекеменiц толык атауы, каласы, мемлекет (егер авторлар эртYрлi мекемеде жумыс жасайтын болса, онда эр автор мен оныц жумыс мекемес касында бiрдей белгi койылу керек) - жолдыц ортасында;

Автор(лар)дыц E-mail-ы - жакша iшiнде, курсивпен, жолдыц ортасында;

Макала атауы - жолдыц ортасында;

Аннотация (100-200 сез; макаланыц атауын мейшнше кайталамауы кажет; эдеби-еттерге сiлтемелер болмауы кажет; макаланыц курылысын (кiрiспе, макаланыц максаты, мiндеттерi, карастырылып отырган сурактыц тарихы, зерттеу эдiстерi, нэтижелер/талкы-лау, корытынды) сактай отырып, макаланыц кыскаша мазмуны берiлуi кажет).

ТYЙiн сездер (6-8 сез не сез тсркеа). ТYЙiн сездер макала мазмунын керсетiп, мей-лiнше макала атауы мен аннотациядагы сездердi кайталамай, макала мазмунындагы сез-дердi колдану кажет. Сонымен катар, акпараттык^здеспру жYЙелерiнде макаланы жецiл табуга мYмкiндiк беретiн гылым салаларыныц терминдерш колдану кажет.

Негiзгi мэтiн макаланыц максаты, мшдеттер^ карастырылып отырган сурактыц тарихы, зерттеу эдютер^ нэтижелер/талкылау, корытынды белiмдерiн камтуы кажет - жола-ралык интервал - 1, азат жол «кызыл жолдан» - 1,25см, беттеу жолагы - енше сай жасалады.

Таблица, суреттер - аталганнан кейiн орналастырылады. Эр таблица, сурет касында оныц аталуы болу кажет. Сурет айкын, сканерден етпеген болуы керек.

Жалпы колданыста бар аббревиатуралар мен кыскартулардан баскалары мшдетп тYPде алгаш колданганда тYсiндiрiлуi берiлуi кажет.

^аржылай кемек туралы акпарат бiрiншi бетте керсетiледi.

Эдебиеттер тiзiмi. Мэтiнде эдiбиеттерге сiлтемелер тiкжакшаFа алынады. Мэтiндегi эдебиеттер тiзiмiне сiлтемелердiц номерленуi мэтiнде колданылуына катысты жYргiзiлiде: мэтшде кездескен эдебиетке алFашкы сiлтеме [1] аркылы, екiншi сiлтеме [2] аркылы т.с.с. жYргiзiледi. Кiтапка жасалатын сштемелерде колданылFан бетттерi де керсетiлуi керек (мысалы, [1, 45 бет]). ЖарияланбаFан ецбектерге сiлтемелер жасалмайды. Сонымен катар,

рецензиядан етпейтш басылымдарга да сiлтемелер жасалмайды (эдебиеттер Ti3iMiH, эдеби-еттер т1з1мшщ агылшынша эзiрлеу Yлгiлерiн журнал http: // bulhistphaa.enu.kz сайтындагы макаланы рэамдеу Yлгiсiнен карацыз).

6. Макала соцындагы эдебиеттер тiзiмiнен кейiн библиографиялык мэлiметтер орыс жэне агылшын тiлiнде (егер макала казак тшнде жазылса), казак жэне агылшын тiлiнде (егер макала орыс тшнде жазылса), орыс жэне казак тшнде (егер макала агылшын тшнде жазылган болса).

Авторлар туралы мэлiмет: автордьщ аты-женi, гылыми атагы, кызметi, жумыс орны, жумыс орныныц мекен-жайы, телефон, e-mail - казак, орыс жэне агылшын тшдерш-де толтырылады.

7. ^олжазба мукият тексерiлген болуы кажет. Техникалык талаптарга сай келмеген колжазбалар кайта ецдеуге кайтарылады. ^олжазбаныц кайтарылуы оныц журналда ба-сылуына жiберiлуiн бiлдiрмейдi.

Редакцияга тYCкен макала жабык (анонимдi) тексеруге жiберiледi. Барлык рецензи-ялар авторларга жiберiледi. Автор (рецензент макаланы тYзетуге усыныс берген жагдайда) ецдеп кайта, колжазбаныц тYзетiлген нускасын редакцияга кайта жiберуi кажет. Рецензент жарамсыз деп таныган макала кайтара карастырылмайды. Макаланыц тYзетiлген нускасы мен автордыц рецензентке жауабы редакцияга жiберiледi.

Пiкiрi макулданган макалаларды редколлегия алкасына талкылап, басуга келiседi.

8. Телемакы. Басылымга руксат етiлген макала авторларына телем жасау туралы ескертiледi. Телем келемi 4500 тенге - Л.Н. Гумилев атындагы Е¥У кызметкерлерi Yшiн жэне 5500 тенге баска уйым кызметкерлерiне.

Реквизиттер:

1)РГП ПХВ «Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева МОН РК АО «Банк ЦентрКредит»

БИК банка: KCJBKZKX ИИК: KZ978562203105747338 Кбе 16 Кнп 859

2) РГП ПХВ «Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева МОН РК АО «Bank RBK»

Бик банка: KINCKZKA ИИК: KZ498210439858161073 Кбе 16

Кнп 859 - за статьи

3)РГП ПХВ «Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева МОН РК АО «ForteBank»

БИК Банка: IRTYKZKA ИИК: KZ599650000040502847 Кбе 16 Кнп 859

4)РГП ПХВ «Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева МОН РК АО «НародныйБанкКазахстан»

БИК Банка: HSBKKZKX ИИК: KZ946010111000382181 Кбе 16, Кнп 859.

Provision on articles submitted to the journal "Bulletin of L.N. Gumilyov Eurasian National University. Historical Sciences. Philosophy. Religion Series"

1. Purpose of the journal. Publication of carefully selected original scientific works in the direction of history, anthropology, archeology, philosophy, religious studies.

2. An author who wishes to publish an article in a journal must submit the article in hard copy (printed version) in one copy, signed by the author to the scientific publication office (at the address: 010008, Republic of Kazakhstan, Nur-Sultan, Satpayev St., 2. L.N. Gumilyov Eurasian National University, Main Building, room 402) and by e-mail vest_hist@enu.kz in Word format. At the same time, the correspondence between Word-version and the hard copy must be strictly maintained. And you also need to provide the cover letter of the author(s).

3. Language of publications: Kazakh, Russian, English.

Submission of articles to the scientific publication office means the authors' consent to the right of the Publisher, L.N. Gumilyov Eurasian National University, to publish articles in the journal and the re-publication of it in any foreign language. Submitting the text of the work for publication in the journal, the author guarantees the correctness of all information about himself, the lack of plagiarism and other forms of improper borrowing in the article, the proper formulation of all borrowings of text, tables, diagrams, illustrations.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. The volume of the article should not exceed 18 pages (from 10 pages).

Structure of the article (page - A4 format, portrait orientation, page margins on all sides - 20 mm. Font: type - Times New Roman, font size - 14)

5. GRNTI http://grnti.ru/ - first line, left

Initials and Surname of the author (s) - center alignment, italics Full name of the organization, city, country (if the authors work in different organizations, you need to put the same icon next to the name of the author and the corresponding organization) -center alignment, italics

Author's e-mail (s)- in brackets, italics

Article title - center alignment,bold Abstract (100-200 words, the article title should not repeat in the content, it should not contain bibliographic references, it should reflect the summary of the article, preserving the structure of the article - introduction, problem statement, goals, history, research methods, results /discussion, conclusion).

Key words (6-8 words/word combination. Keywords should reflect the main content of the article, use terms from the article, as well as terms that define the subject area and include other important concepts that make it easier and more convenient to find the article using the information retrieval system).

The main text of the article should contain an introduction, problem statement, goals, history, research methods, methodology, results / discussion, conclusion - line spacing - 1, indent of the "red line" -1.25 cm, alignment in width.

Tables, figures should be placed after the mention. Each illustration should be followed by an inscription. Figures should be clear, clean, not scanned.

All abbreviations, with the exception of those known to be generally known, must be deciphered when first used in the text.

Information on the financial support of the article is indicated on the first page in the form of a footnote.

References. In the text references are indicated in square brackets. References should be numbered strictly in the order of the mention in the text. The first reference in the text to the literature should have the number [1], the second - [2], etc. The reference to the book in the main

text of the article should be accompanied by an indication of the pages used (for example, [1, 45 p.]). References to unpublished works are not allowed. Unreasonable references to unreviewed publications (examples of the description of the list of literature, descriptions of the list of literature in English, see below in the sample of article design).

6. At the end of the article, after the list of references, it is necessary to indicate bibliographic data in Russian and English (if the article is in Kazakh), in Kazakh and English (if the article is in Russian) and in Russian and Kazakh languages (if the article is English language).

Information about authors: surname, name, patronymic, scientific degree, position, place of work, full work address, telephone, e-mail - in Kazakh, Russian and English.

7. The article must be carefully verified. Articles that do not meet technical requirements will be returned for revision. Returning for revision does not mean that the article has been accepted for publication.

Work with electronic proofreading. Articles received by the Department of Scientific Publications (editorial office) are sent to anonymous review. All reviews of the article are sent to the author. The authors must send the proof of the article within three days. Articles that receive a negative review for a second review are not accepted. Corrected versions of articles and the author's response to the reviewer are sent to the editorial office. Articles that have positive reviews are submitted to the editorial boards of the journal for discussion and approval for publication. Periodicity of the journal: 4 times a year.

8. Payment. Authors who have received a positive conclusion for publication should make payment (for ENU employees - 4,500 tenge, for outside organizations - 5,500 tenge). Requisites are posted on the journal's website.

Requisites:

1) РГП ПХВ «Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева МОН РК АО «Банк ЦентрКредит»

БИК банка: KCJBKZKX ИИК: KZ978562203105747338 Кбе 16 Кпн 859

2) РГП ПХВ «Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева МОН РК АО «Bank RBK» Бик банка: KINCKZKA ИИК: KZ498210439858161073 Кбе 16 Кнп 859

3)РГП ПХВ «Евразийский национальный университет имени Л.Н АО «ForteBank» БИК Банка: IRTYKZKA ИИК: KZ599650000040502847 Кбе 16 Кнп 859

4)РГП ПХВ «Евразийский национальный университет имени Л.Н АО «НародныйБанкКазахстан» БИК Банка: HSBKKZKX ИИК: KZ946010111000382181 Кбе 16, Кнп 859.

. Гумилева МОН РК

. Гумилева МОН РК

Положение о рукописях, представляемых в журнал «Вестник Евразийского национального университета имени Л.Н.Гумилева. Серия: Исторические науки. Философия. Религиоведение»

1. Цель журнала. Публикация тщательно отобранных оригинальных научных работ и обзоров книг по направлениям: история, антропология, археология, философия, религиоведение.

2. Автору, желающему опубликовать статью в журнале необходимо представить рукопись в твердой копии (распечатанном варианте) в одном экземпляре, подписанном автором в Отдел научных изданий (по адресу: 010008, Казахстан, г. Нур-Султан, ул. Сатпаева,

2. Евразийский национальный университет им. Л.Н.Гумилева, Учебно-административный корпус, каб. 402) и по e-mail vest_hist@enu.kz. При этом должно быть строго выдержано соответствие между Word-файлом и твердой копией. Также авторам необходимо предоставить сопроводительное письмо.

Язык публикаций: казахский, русский, английский.

3. Отправление статей в редакцию означает согласие авторов на право Издателя, Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева, издания статей в журнале и переиздания их на любом иностранном языке. Представляя текст работы для публикации в журнале, автор гарантирует правильность всех сведений о себе, отсутствие плагиата и других форм неправомерного заимствования в рукописи, надлежащее оформление всех заимствований текста, таблиц, схем, иллюстраций, а также дает согласие на проверку уникальности текста статьи.

4. Объем статьи не должен превышать 18 страниц (от 6 страниц).

5. Схема построения статьи (страница - А4, книжная ориентация, поля со всех сторон - 20 мм. Шрифт: тип - Times New Roman, размер (кегль) - 14):

МРНТИ http://grnti.ru/ - первая строка, слева. Инициалы и Фамилию автора(ов)- выравнивание по центру, курсив Полное наименование организации, город, страна (если авторы работают в разных организациях, необходимо поставить одинаковый значок около фамилии автора и соответствующей организации). Е-mail автора(ов) - в скобках, курсив.

Название статьи - выравнивание по центру полужирным шрифтом Аннотация (100-200 слов; не должна содержать формулы, по содержанию повторять название статьи; не должна содержать библиографические ссылки; должна отражать краткое содержание статьи, сохраняя структуру статьи - введение, постановка задачи, цели, история, методы исследования, результаты/обсуждение, заключение/выводы).

Ключевые слова (6-8 слов/словосочетаний). Ключевые слова должны отражать основное содержание статьи, использовать термины из текста статьи, а также термины, определяющие предметную область и включающие другие важные понятия, позволяющие облегчить и расширить возможности нахождения статьи средствами информационно-поисковой системы).

Основной текст статьи должен содержать введение, постановка задачи, цели, история, методы исследования, результаты/обсуждение, заключение/выводы - межстрочный интервал - 1, отступ «красной строки» -1,25 см, выравнивание по ширине.

Таблицы, рисунки необходимо располагать после упоминания. С каждой иллюстрацией должна следовать надпись. Рисунки должны быть четкими, чистыми, несканирован-ными.

Все аббревиатуры и сокращения, за исключением заведомо общеизвестных, должны быть расшифрованы при первом употреблении в тексте.

Редактор:

Шыгарушы редактор: Дизайн:

Е.Б. Сыдыков Ж. Жумабекова Ж. Жумабекова

Л.Н. Гумилев атындагы Еуразия улттык университетшщ Хабаршысы. Тарихи гылымдар. Философия. Дштану сериясы. -2019. - 3(128). - Нур-Султан: Е¥У 86 б. Шартты б.т. -5,7 Таралымы - 20 дана

Мазмунына типография жауап бермейЫ.

Редакция мекенжайы: 010008, Нур-Султан к., Сатпаев кeшесi, 2. Л.Н. Гумилев атындагы Еуразия улттык университет Тел.: +7(7172) 709-500 (шю 31-357) Л.Н. Гумилев атындагы Еуразия улттык университетшщ баспасында басылды

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.