BLOOD NERVOUS DEVICE OF THE KIDNEY OF THE LABORATORY RAT
Tyaglova I.Yu. Sitdikov R.I.
Summary
The intraorganic nervous device of a kidney of a white laboratory rat is presented by mainly thin pulpy and bezmyakotny nerves which have an appearance the melkopetlistykh of educations with bombways of free type of branching.
УДК 100.2.113.50:574.4
ПОНЯТИЕ НООСФЕРЫ В.И.ВЕРНАДСКОГО - ПРООБРАЗ ИДЕИ НОВОГО ТИПА ГАРМОНИИ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ
Хачатрян Э.А. - преподаватель Казанская государственная академия ветеринарной медицины имени Н.Э. Баумана
тел.: (843)273-97-75
Ключевые слова: биосфера, ноосфера, космогенез, цефализация, коэволюция, ноосферное человечество, решение экологических проблем.
Keywords: biosphere, noosphere, cosmogenesis, cephalization, coevolution, noosphere humanity, solution of environmental problems.
Понятие «ноосфера» было введено в науку французским ученым -математиком Э. Леруа (1870 - 1954). Он называл ноосферой оболочку Земли, включающую человеческое общество с его индустрией, языком и прочими атрибутами разумной деятельности.
Концепцию ноосферы выдвинул французский палеонтолог и антрополог Пьер Тейяр де Шарден (1881 - 1955). Независимо от него аналогичную идею глубоко разработал выдающийся русский ученый В.И.Вернадский (1863 - 1945).
Отправная точка научных исследований Тейяра де Шардена и В.И. Вернадского - это энцефалоз, или цефализация, то есть необратимое развитие нервной системы и мозга в процессе биологической эволюции и, как следствие, эволюционно-ускоренное развитие нервной системы человека. Происходит скачок - от инстинкта к мысли, следовательно, эволюция биосферы идет в направлении развития сознания, то есть формирования ноосферы. Нематериальная мысль человека становится мощным фактором, материально преобразующим планету.
В своей теории космогенеза Пьер Тейяр де Шарден обозначал три этапа развития Вселенной: «преджизнь» (физическая оболочка), «жизнь» (органическая оболочка) и «мышление» (духовная оболочка). На третьем
этапе появляется человек, концентрирующий в себе психическую энергию, создающий ноосферу, персонализирующий мир. По мере все более глубокого проникновения мысли в суть процессов, происходящих во всех земных процессах, ноосфера переходит в свое высшее состояние - в Дух Земли, в ноогенез («сверхжизнь»), образуя новый покров планеты. Пьер Тейяр де Шарден пишет, что Земля не только покрывается мириадами крупинок мысли, но окутывается единой мыслящей оболочкой, образующей функционально одну обширную крупинку мысли в космическом масштабе. Множество индивидуальных мышлений группируется и усиливается в акте одного единодушного мышления. Таков тот общий образ, в котором по аналогии и симметрично с прошлым мы можем научно представить себе человечество в будущем1.
Однако, Пьер Тейяр де Шарден считал, что космическим процессом руководят не естественные законы, изучаемые наукой, а сверхкосмический Бог («точка Омега»). «Точка Омега» - центр вселенной и символизирует собой Христа, сопричастного к Вселенной и одновременно трансцендентного к ней.
Фундаментальным открытием В.И. Вернадского является осознание того, что современная эпоха ознаменовывается переходом от биосферы к ноосфере. Если для Пьера Тейяра де Шардена ноосфера представляется неким «мыслящим слоем», разворачивающимся над миром природы, то, с точки зрения В.И.Вернадского, ноосфера - материальная оболочка Земли, меняющаяся под воздействием людей, которые своей деятельностью так преобразуют планету, что могут быть признаны «мощной геологической силой», это новое геологическое явление на нашей планете. Первая роль в деле полного заселения биосферы человеком принадлежит научной мысли и неразрывно связанным с этим успеху технике передвижения и мышления, возможностям мгновенной передачи мысли на расстоянии, открытия новых источников энергии, массовой демократизации государственного устройства, допускающей к управлению обществом все более широкие массы населения. Человечество своей жизнью все более становится неделимым и единым. Могущество человека становится фактором, определяющим недопустимость абсолютного прагматического, потребительского отношения к природе. Развитие человека и биосферы пройдет в неразрывной связи, по единственному правильному пути -коэволюции общества и биосферы, на котором не будет ни победителей, ни господства одной из сторон. Творческое развитие человека станет условием полноты и разнообразия биосферы, а полноты жизненных сил биосферы - условием полноценного существования человека.
Концепция ноосферы В.И.Вернадского предполагает понятие о новой этике для нового, ноосферного человечества, связанного с наукой, научным прогрессом. Ибо «Наука ... отнюдь не является логическим построением, ищущим истину аппаратом. Познать научную истину нельзя
логикой, можно лишь жизнью. Действие - характерная черта научной мысли» . В понимании В.И.Вернадского, наука - особым образом преобразованная совокупная человеческая деятельность, включающая в себя этический, эстетический, религиозный, политический и другие стороны своего бытия. Актуальность этих идей возросла в наши дни.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Подробно см.: Тейяр де Шарден, П. Феномен человека/ Пьер Тейяра де Шарден. - М. Наука, 1987, С. 133 - 186. 2. Вернадский, В.И. Философские мысли натуралиста/ В.И. Вернадский. -М.: Наука, 1988, с. 54.
ПОНЯТИЕ НООСФЕРЫ В.И.ВЕРНАДСКОГО - ПРООБРАЗ ИДЕИ НОВОГО ТИПА
ГАРМОНИИ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ
Хачатрян Э.А.
Резюме
Суть ноосферной концепции В.Н.Вернадского - разрешение экологических проблем путем установления нового уровня гармонии общества и природы.
VERNADSKY CONCEPT OF THE NOOSPHERE - PREIMAGE IDEAS OF A NEW TYPE OF SOCIETY AND NATURE HARMONY
Khachatryan E.A.
Summary
The essence of the V.N.Vernadsky concept of the noosphere: resolution of environmental problems - by establishing a new level of nature and society harmony.
УДК 005:301+009
О МЕТОДЕ ПОНИМАНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ
НАУКАХ
Хачатрян А.А. - д.ф.н., профессор, зав. кафедрой
Казанская государственная академия ветеринарной медицины имени Н.Э. Баумана
тел.: (843) 273-97-75
Ключевые слова: объяснение, понимание, смысл, смыслообразование, герменевтический круг, интерпретация.
Keywords: explanation, understanding, sense, meaning-making, hermeneutic circle, interpretation.
Выдвижение и анализ модели интенционального объяснения