Научная статья на тему 'Понятие ничто и рефлективные определения тождества, различия и противоречия в Логике г егеля'

Понятие ничто и рефлективные определения тождества, различия и противоречия в Логике г егеля Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1326
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОНЯТИЕ НИЧТО / РЕФЛЕКТИВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТОЖДЕСТВА / РАЗЛИЧИЯ И ПРОТИВОРЕЧИЯ / ДВИЖЕНИЕ ОТ НИЧТО К НИЧТО / ПРИНЦИП НЕГАТИВНОСТИ / ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОТИВОРЕЧИИ / CONCEPT OF NOTHING / REFLECTIVE DETERMINATIONS OF IDENTITY / DIFFERENCE AND CONTRADICTION / PRINCIPLE OF NEGATIVITY / MOVEMENT FROM NOTHING TO NOTHING / NEGATIVITY PRINCIPLE / CONCEPTION OF CONTRADICTION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Протопопов Иван Алексеевич

В статье раскрывается значение понятия ничто как соотносящегося с собой отрицания, которое образует в «Науке логики» Гегеля собственную структуру сущности в ее рефлективных определениях тождества, различия и противоречия. Автор показывает, что источником развития мышления в его единстве с бытием выступает в гегелевской системе негативность ничто, которое в своем отрицательном единстве с собой полагает себя как тождественное в противоположении самому себе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Concept of Nothing and Reflective Determinations of Identity, Difference and Contradiction in Hegel’s Logic

The article reveals the significance of the concept of nothing as negation related with itself, which in Hegel's Logic forms its own structure of essence in its reflective determinations of identity, difference and contradiction. The author shows that the source of development of thinking in its unity with being is the negativity of nothing, which, in the negative unity with itself, realizes itself as identical in opposition to itself in Hegel's system.

Текст научной работы на тему «Понятие ничто и рефлективные определения тождества, различия и противоречия в Логике г егеля»

УДК 1 (091) (430) «1770/1831»

И. А. Протопопов

Понятие ничто и рефлективные определения тождества, различия и противоречия в Логике Г егеля

В статье раскрывается значение понятия ничто как соотносящегося с собой отрицания, которое образует в «Науке логики» Гегеля собственную структуру сущности в ее рефлективных определениях тождества, различия и противоречия. Автор показывает, что источником развития мышления в его единстве с бытием выступает в гегелевской системе негативность ничто, которое в своем отрицательном единстве с собой полагает себя как тождественное в противоположении самому себе.

The article reveals the significance of the concept of nothing as negation related with itself, which in Hegel's Logic forms its own structure of essence in its reflective determinations of identity, difference and contradiction. The author shows that the source of development of thinking in its unity with being is the negativity of nothing, which, in the negative unity with itself, realizes itself as identical in opposition to itself in Hegel's system.

Ключевые слова: понятие ничто, рефлективные определения тождества, различия и противоречия, движение от ничто к ничто, принцип негативности, положение о противоречии.

Key words: concept of nothing, reflective determinations of identity, difference and contradiction, principle of negativity, movement from nothing to nothing, negativity principle, conception of contradiction.

Понятие ничто, через обращение к которому Гегель определяет структуру принципа негативности понятия, понимается им не как пустая противоположность бытия, в которой все отсутствует, но как онтологический принцип соотносящегося с собой отрицания. Обосновывая понятие чистого бытия в качестве начала «Науке логики», Гегель определяет его как непосредственное отрицание, как ничто в смысле безотносительного отрицания или абстрактной негативности (abstrakte Negativitat) [2, с. 69-70, 99]. Это положение раскрывается через спекулятивный принцип отрицательного единства бытия и ничто как отличных и противоположных друг другу. Таким образом, уже в начале Логики утверждается непосредственное единство их тождества и нетождества, которое обнаруживает себя в форме непосредственной негативности понятия [2, с. 61].

© Протопопов И. А., 2014

Однако данное абстрактное понятие ничто еще не обнаруживает его собственной сути, связанной, согласно Гегелю, с принципом соотносящегося с собой отрицания. В учении о бытии этот принцип в его конкретной форме понимается как образующий положительную определенность бытия всего сущего. Разбирая понятие наличного бытия, Гегель высказывает свое знаменитое положение о том, что всякое определение есть отрицание, которое он приписывает Спинозе. В связи с этим он указывает на то, что соотносящееся с собой отрицание здесь нужно понимать не как непосредственное, но как конкретное и содержательное ничто, конституирующее наличное бытие сущего [2, с. 87]. Это ничто как абсолютная негативность, определяющая любое сущее в его бытии, есть отрицание первого неопределенного ничто в его абстрактной негативности.

Какое отношение понятие ничто имеет, однако, к учению о сущности, к понятиям тождества, различия и противоречия, которые осмысливаются Гегелем в качестве ее рефлективных определений? Если в сфере бытия речь идет о непосредственном тождестве и различии, то в сфере сущности тождество и различие, переходящие в противоречие, рассматриваются как ее собственные опосредованные рефлективные определения, каковыми они являются, согласно Гегелю, по своей природе. Сущность как таковая мыслится в гегелевской философии в виде истины бытия вообще, которая имеет форму опосредования или рефлексии [2, с. 351]. Истина бытия - это не нечто, относящееся только к нашему познанию или субъективной деятельности, но внутреннее движение, состоящее в обнаружении того, что есть само бытие в своей сути [2, с. 351].

Рефлексия, в форме которой мыслится у Гегеля сущность, не имеет еще никакого отношения к рефлексии человеческого сознания или какого-либо конечного субъекта, но имеет категориальную структуру объективных, соотносящихся между собой в противоречивом единстве понятий. Структура рефлективных понятий, раскрывая существо самого бытия, выражает не просто идеальные формы мышления в отношении всего сущего, но выступает в гегелевской Логике основанием его действительного существования. Как справедливо отмечает Г. Маркузе, «крайне важно понять, что для Гегеля рефлексия, как и все прочие признаки сущности, обозначают как объективное, так и субъективное движение. В первую очередь рефлексия - это движение самого бытия, а не процесс мышления. В соответствии с этим переход от бытия к сущности -это, прежде всего, движение, совершающееся в реальности, а не процедура философского познания» [5, с. 192].

При этом сущность изначально у Гегеля относится не к бытию сущего, но выражает существо самого бытия, в котором подвергнуто отрицанию все сущее как наличное. Сущность понимается как абсолютная негативность бытия и как видимость (Schein), поскольку всякое независимое от сущности бытие и сущее теряют свое значение и самостоятельность. В то же время эта видимость имеет здесь вполне положительный характер, выражающий собственную природу сущности как абсолютной негативности. Негативность, образующая природу сущности и отрицательная по отношению к несущественному бытию всего сущего, определяется Гегелем также как ничтойность (Nichtigkeit)1. Сущность, понимаемая в виде само-отношения негативности, соотносится с собой в этом отношении у Гегеля, прежде всего, как ничто.

Негативность сущности в своем соотношении с иным раскрывается для себя как самостоятельная и обнаруживает себя не как становление, переходящее в нечто иное по отношению к себе, но как рефлективное возвращение к себе или «движение от ничто к ничто и тем самым движение обратно к самой себе (die Bewegung von Nichts zu Nichts und dadurch zu sich selbst zuruck). Переход или становление снимают себя в своем переходе; иное, которое становится в этом переходе, не есть небытие некоторого бытия, а ничто некоторого ничто, и это - то, что оно отрицание некоторого ничто, -и составляет бытие» [2, с. 360]. Таким образом, бытие сущности всецело отрицательно в себе и соотнесено с небытием, т. е. представляет собой негативное само по себе бытие или бытие самого ничто, через присутствие которого сущность определяет сама себя.

Сущность как рефлексия раскрывается Гегелем в трех ее основных моментах: полагающей, внешней и определяющей рефлексии, через которые она конкретным образом присутствует для себя в своих определенных формах. Эти формы Г егель мыслит как «существенности» (Wesenheiten) самой сущности или как ее собственные рефлективные определения (Reflexionbestimmungen), каковые суть тождество, различие и противоречие. Именно посредством

1 Гегелевское понятие Nichtigkeit, употребляемое здесь в качестве обозначения негативности (Negativitat) сущности, нельзя переводить в данном случае, как это обычно делается в русских переводах, в виде «ничтожности», так как тогда «ничтожной» оказывается здесь не более и не менее как сама непосредственная существенность сущности.

этих существенностей и в них самих сущность и полагает себя в виде соотносящейся с собой негативности ничто. Сущность как ничто, или единая с собой негативность, первоначально просто есть она сама, она обнаруживается как тождественная с собой в своем бытии или есть просто само тождество.

Тождество обычно представляется как мыслимая форма всего сущего, соотносящегося и единого с самим собой в своем бытии. Таким образом, тождество следует понимать как определенную форму мысли относительно каждого сущего как единого с собой и отличного от любого иного сущего, в чем по преимуществу и состояло до Гегеля общепринятое воззрение относительно положения о тождестве. В тождестве, как его мыслит Гегель, имеется в виду, однако, вовсе не форма мышления всего сущего как единого с собой, но самостоятельное по отношению ко всему сущему соотносящееся с самим собой отрицательное единство бытия вообще [2, с. 370].

Это единство не предполагает изначально отношения к сущему, которое подвергнуто в сущности отрицанию, в нем вообще нет ничего, в том числе и самого бытия, поскольку «бытие дано [здесь] лишь как движение ничто (ёеБ МсМб) к ничто; в таком случае оно сущность» [2, с. 360]. При этом данная отрицательность - это не абстрактное отрицание, которое выделяется само по себе вне сущего лишь как мыслимое нами, равно как оно не есть лишь такое пустое ничто, которое есть простое непосредственное соотношение или единство с собой [2, с. 360]. Тождество - это отрицательное соотносящееся с самим собой, а не непосредственное единство, оно есть такая негативность бытия, которая имеется в сущностном единстве с собой или присутствует не только в себе, но и сама для себя.

Положение о тождестве как соотношение абсолютной отрицательности бытия с собой утверждает это бытие в качестве ничто, которое есть ничто. Именно ничто как существо тождества раскрывается затем, согласно Гегелю, в форме различия и противоречия:

«Противоречие, выступающее в противоположении, - это лишь развитое ничто, содержащееся в тождестве и встретившееся в выражении, что положение о тождестве ничего не говорит. Это отрицание определяется далее как разность и как противоположение, которое и есть положенное противоречие» [2, с. 398].

Однако как отрицательное единство и соотношение с собой тождество есть не простое ничто, рассматриваемое в сфере бытия, но сущностное рефлектированное в себя, раскрывающееся в таком опосредствованном единстве с собой ничто, которое, в то же время, совершенно непосредственно. В учении о бытии Гегель проводит различие между непосредственным и простым бытием и ничто и опосредствованным, определяемых в понятиях положительного и отрицательного:

«Как положительное и отрицательное; первое есть положенное, рефлек-тированное бытие, а последнее есть положенное (§е8е1^е), рефлектиро-ванное ничто; но положительное и отрицательное содержат как свою абстрактную основу: первое - бытие, а второе - ничто» [2, с. 71].

Ничто сущности у Гегеля не является ни чем-то сущим, ни его бытием, но именно потому, что оно выступает негативным, соотносящимся с собой единством, может быть самим собой бытие и все то, что существует. Ничто, о котором у Гегеля идет речь в положении о тождестве, само для себя есть нечто, отличающееся от себя, оно есть полное отличие себя от самого себя или иное самого себя. Ничто присутствует здесь как такая негативность, которая представляет собой полное отрицание себя. В этом отношении тождество в самом себе, как утверждает Гегель, есть нечто противоположное самому себе, а именно абсолютное различие как отличие себя от самого себя. Именно различие «показывает, что это тождество есть ничто, что оно отрицательность, абсолютное отличие от самого себя» [2, с. 375].

Это различие есть «различие в себе и для себя, абсолютное различие, различие сущности. - Оно различие в себе и для себя, не различие через нечто внешнее, а соотносящееся с собой, следовательно, простое различие. - Важно понимать абсолютное различие как простое различие» [2, с. 376]. Тождество выступает у Гегеля как самое пустое определение сущности, оно ни о чем не утверждает, вернее, оно утверждает противоположное тому, что бы оно хотело утверждать - различие. В различии ничто полагается как небытие не по отношению к иному, но по отношению к самому себе:

«Различение имеется здесь как соотносящаяся с собой отрицательность, как небытие, которое есть небытие самого себя, небытие, которое имеет свое небытие не в ином, а в себе самом. Имеется, следовательно, соотносящееся с собой, рефлектированное различие, или чистое, абсолютное различие» [2, с. 372].

Таким образом, суть ничто состоит вовсе не бытии самим собой, как это обстояло в положении о тождестве, в котором ничто как абсолютная отрицательность было равно самому себе, а, напротив, в своем собственном небытии, в небытии себя самого или в абсолютном отличии от себя и неравенстве с самим собой.

В различии и исходя из него впервые становится возможным не просто бытие всякого сущего как тождественного с собой, но собственное бытие каждого сущего как отличного другого в своей самостоятельности. Исходя из отличающегося от себя в своем бытии ничто или исходя из различия как небытия самого ничто, впервые может присутствовать то, что выступает различным по своей сущности сущим. Тема различия приобрела особую актуальность в философии двадцатого века в фундаментальной онтологии М. Хайдеггера, а затем во французской философии Ж. Делеза и Ж. Деррида.

Ж. Делез еще в раннем своем произведении «Повторение и различие» обозначил свою концепцию различия, противопоставляя ее принципу негативности гегелевского понятия как сущностно связанного с формой тождества, выступающего основанием бытия всего сущего [3, с. 71]. Ж. Деррида, развивавший схожие положения относительно принципа различия, считал этот принцип одним из главных в своем философском проекте. Смысл различия раскрывается для Деррида в том, что оно делает возможным бытие сущего как присутствующего, не представляя ничего из сущего и отличаясь от бытия вообще [4, с. 27-28]. Применяя понятие деконструкции к гегелевской системе, он считает, что гегелевская концепция негативности не связана с понятием различия в его изначальной сути, поскольку направлена на обоснование бытия всего сущего исходя из абсолютной субъективности тождественного себе понятия как высшего представляющего сущего.

Вопреки данной критической позиции, категория тождества не имеет в понимании Гегеля самостоятельного высшего статуса, поскольку именно различие как полное отличие от себя самого и абсолютное соотношение негативности делает возможным в его системе бытие сущего и само бытие в его присутствии. В логическом понятии или абсолютной идее Гегелем осмысливается вовсе не только все сущее, которое как объект представляется субъектом, но прежде всего сущность самого бытия или бытие как оно есть в самом себе и для себя. Однако полагание бытия и всего сущего исходя из разли-

чия невозможно, согласно Г егелю, без отвергаемого Делезом и Деррида конкретного тождества, благодаря которому бытие присутствует как отличное от ничто, а вещи - как отличные друг от друга.

Как считает американский исследователь С. Розен, тождество и различие как моменты самополагания негативности в ее соотношении с собой определяются у Гегеля через бытие и ничто, понимаемые в сущностном смысле [7, р. 119]. При этом тождество и различие «нераздельны, но они - различные особенности противоположности как основной характеристики полагания, которое есть как таковое само-отрицание» [7, р. 120]. Гегель определяет затем отношение тождества и различия как разность, которая затем переходит в противоположность обоих моментов, определяемых через понятия положительного (Positive) и отрицательного, негативного (Negative). Соотношение сущностных определений положительного и отрицательного, рассматриваемое в положении о единстве противоположности, раскрывается у Гегеля в форме противоречия.

Как известно, противоречие, по Гегелю, - это принцип возникновения и развития всего существующего, основание его бытия; вещи существуют только потому, что содержат в себе противоречие и разрешают его в себе. Все изменения, происходящие в природе и обществе, имеют своим источником и определяющим принципом противоречие. Суть положения о противоречии состоит в том, что негативность ничто, образующая его структуру, полагается как противоположная самой себе. Она в одном и том же отношении тождественна себе как равное с самим собой положительное и полностью отличается сама от себя или нетождественна себе как неравное с самим собой отрицательное.

Ничто в противоречии есть такая абсолютная негативность, которая, с одной стороны, не равна себе и, отличаясь от себя, выражает сущность как негативную или отрицающую себя, с другой же стороны, как равная себе эта негативность соотносится с самой собой в виде тождественной себе, она есть в этом отношении сущность как позитивная или положительная. Смысл гегелевского понятия противоречия, согласно немецкому исследователю М. Ротхару, «заключается внутри сущностно-логической основной фигуры себя самой отрицающей негативности, которая в конечном счете тематизируется также как самопротиворечивость или нетож-дество с собой» [8, s. 196].

Абсолютная негативность соотносящегося с собой ничто выражает себя в положительном тождественном соотношении с собой, и в то же время это ничто вовсе не тождественно с собой, так как в тождестве с собой оно отрицательно соотнесено с собой как иным в форме различия. При этом положительное обладает своим самостоятельным бытием, будучи тождественным себе, только через отрицательное соотношение с иным, т. е. благодаря тому, что отрицает в самом себе отличие. Но тем самым в нем самом имеется небытие иного и вообще небытие, поскольку оно отличается от себя как тождественного с собой. Таким образом, положительное обладает своим самостоятельным бытием в силу своего тождества с тем, что ему противоположно - с отрицательным [2, с. 395].

Отрицательное, будучи тем же самым противоречием, не просто содержит внутри себя отрицание или представляет соотношение отрицания с самим собой - подобно положительному, оно есть отрицательное в себе и для себя, имеет свое самостоятельное бытие благодаря тому, что тождественно с самим собой в полном отрицании и отличии от самого себя, т. е. благодаря своему тождеству с тем, что ему противоположно, с бытием положительного. Но если положительное, говорит Гегель, есть это противоречие лишь в себе, то отрицательное есть положенное противоречие [2, с. 391]. В результате каждая сторона обладает своим самостоятельным бытием лишь благодаря тому, что она исключает себя в своем самостоятельном бытии. В исключающей рефлексии положительное и отрицательное снимают сами себя в своей самостоятельности, так как каждое из них есть просто переход или превращение себя в свою противоположность.

Отрицающие друг друга стороны противоречия обрекают себя на исчезновение тем, что определяют себя в противоположность самим себе как тождественные друг с другом. Непрерывное исчезновение противоположных моментов в них самих, говорит Гегель, есть ближайшее единство, возникающее благодаря разрешению противоречия, которое выражается в виде нуля или пустого ничто [2, с. 392]. Однако противоречие приводит не только к «отрицательному» в обычном смысле слова, но и «положительному» результату, поскольку исключающая самое себя рефлексия негативности есть в то же время ее полагающая рефлексия. Снятие обоих моментов в ничто, мыслимое положительным образом, следует понимать как слияние противоречащей себе негативности с собой.

Это слияние составляет положительное единство отрицающего себя ничто с самим собой в его абсолютной негативности. Ничто

само по себе в своем самоотрицании в противоположных друг другу моментах противоречия полагает себя как соотносящееся с собой их отрицательное единство, именно поэтому противоречие положительным образом разрешается в нем. Только представляющее рассудочное мышление, испытывающее страх перед противоречием, «не идет дальше одностороннего рассмотрения разрешения противоречия в ничто и не познает его положительной стороны, с которой противоречие становится абсолютной деятельностью и абсолютным основанием» [2, с. 400]. Тем самым «противоречивое действительно разрешается в ничто, оно возвращается в свое отрицательное единство» [1, с. 401].

Все, что существует, будь то вещь или понятие, есть именно само это отрицательное единство. Оно есть нечто в себе самом противоречивое, но точно также оно представляет собой противоречие, разрешающееся в основании, которое содержит свои противоположные определения в самом себе и есть их субъект. Как отмечает М. Вольф, «“ничто” противоречия состоит в том, что отдельные вещи, на основе их определенности по отношению друг к другу, относятся негативно к самим себе. Негативность как отношение к себе образует противоречие и есть одновременно разрешение противоречия. Негативность как отношение к себе - основа того, почему вещь не просто такова, какова она есть, но в том, что она есть, она не может пребывать всегда, - напротив, выражаясь словами Гегеля, она должна “переходить” в основание» [1, с. 163].

Современная французская исследовательница Б. Лонгуэнс считает, что дефиниция положительного и отрицательного как моментов противоречия всех мыслимых вещей состоит у Гегеля в том, что «положительное - это аспект, согласно которому нечто сохраняется само по себе как тождественное с самим собой в отношении других вещей, отрицательное - это аспект, согласно которому в отношении (в мышлении) к другим вещам это самостоятельное тождество исчезает. Положительное и отрицательное т. о. становится не определением различных объектов, но определением одной и той же вещи, рассматриваемой как тотальность отношений: одна и та же вещь есть положительное и отрицательное в аспекте одних и тех же определений»1 [6, р. 69-70].

1 Хотя само противоречие у Г егеля Лонгуэнс трактует не как реально данное и изначально присутствующее в вещах, но лишь как полагаемое в мыслимом бытии всего сущего.

Трудность, связанная с пониманием и применением мыслимого Г егелем понятия о противоречии к действительности, состоит в рассудочно ограниченном ее представлении, согласно которому бытием обладают хотя и определенным образом связанные, но, по сути, самостоятельные друг по отношению к другу конечные вещи. Между тем существуют в действительности не самостоятельные друг по отношению к другу конечные вещи, но единое бесконечное бытие, выступающее основанием противоположных друг другу и в то же время единых в своем бытии вещей, которое обнаруживает себя через отрицание их преходящего и противоречащего себе существования.

Принцип негативности, онтологически связанный с ничто, играет также ключевую роль в гегелевском учении о понятии в форме таких его моментов, как всеобщее, особенное и единичное. Соотношение противоположных и отрицательных друг по отношению к другу определений понятия, в которых оно разворачивает себя как их отрицательное единство, выступает не только развитием рефлективных определений сущности, образующих структуру противоречия, но и их положительно спекулятивным основанием. Понятие есть такое абсолютное негативное единство противоположных друг другу моментов, в каждом из которых раскрывается как их абсолютный полагающий себя субъект.

Список литературы

1. Вольф М. К вопросу о гегелевском учении о противоречии // Философия Гегеля: проблемы диалектики. - М., 1987. - 303 с.

2. Гегель Г. Наука логики - СПб.: Наука, 1997. - 799 с.

3. Делез Ж. Различие и повторение. - СПб.: Петрополис, 1998. - 384 с.

4. Деррида Ж. Поля философии. - М.: Академ. Проект, 2012. - 376 с.

5. Маркузе Г. Разум и революция. - СПб.: Владимир Даль, 2000. - 541 с.

6. Loguenesse B. Hegels Critique of Metaphysics. Cambridge, New York, 2007. - P. 246.

7. Rosen S. Hegel. Fn introduction to the science of wisdom. London, 1974. -P. 293.

8. Rothhaar M. Metaphysik und Negativitat Eine Studie zur Struktur der He-gelschen Dialektik nach der «Wissenschaft der Logik» Heidelberg, 1999. - S. 312.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.