Научная статья на тему 'Понятие «Научно-педагогические кадры» в системе послевузовского образования США'

Понятие «Научно-педагогические кадры» в системе послевузовского образования США Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
544
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / ВЫСШАЯ ШКОЛА США / КАТЕГОРИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ACADEMIC STAFF / POST-GRADUATE EDUCATION IN THE USA / CATEGORIES / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куликова Юлия Николаевна, Сергеева Светлана Васильевна

В статье рассматривается сущность понятия «научно-педагогические кадры» высшей школы США и профессионально значимые характеристики входящих в него категорий преподавателей. Автор характеризует две группы научно-педагогических кадров: 1) постоянные сотрудники и 2) сотрудники с особым назначением, внутри которых представляет развернутую характеристику входящих в каждую группу категорию преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF «ACADEMIC STAFF» IN THE US POSTGRADUATE EDUCATION

The article deals with the essence of the concept "Academic Staff in the US post-graduate education and professionally important characteristics of its constituent categories. Two groups of the Academic Staff are described in this article: 1) permanent staff and 2) "temporary" workers or employees with special designations. Each group is described in details.

Текст научной работы на тему «Понятие «Научно-педагогические кадры» в системе послевузовского образования США»

УДК 378.124 ББК 74.58

Куликова Юлия Николаевна

аспирант

кафедра педагогики и психологии высшей школы Пензенская Государственная Технологическая Академия

г. Пенза

Сергеева Светлана Васильевна

доктор педагогических наук, профессор

кафедра педагогики и психологии высшей школы Пензенская Государственная Технологическая Академия

г. Пенза Kulikova Yulia Nikolaevna Post-graduate Chair of Higher School Pedagogy and Psychology Penza State Technological Academy Penza

Sergeeva Svetlana Vasilievna

Doctor of Pedagogics,

Professor

Chair of Higher School Pedagogy and Psychology Penza State Technological Academy Penza

Понятие «научно-педагогические кадры» в системе послевузовского

образования США

The Concept of "Academic Staff” in the US Post-Graduate Education

В статье рассматривается сущность понятия «научно-педагогические кадры» высшей школы США и профессионально значимые характеристики входящих в него категорий преподавателей. Автор характеризует две группы научно-педагогических кадров: 1) постоянные сотрудники и 2) сотрудники с особым назначением, внутри которых представляет развернутую характеристику входящих в каждую группу категорию преподавателей.

The article deals with the essence of the concept "Academic Staff” in the US post-graduate education and professionally important characteristics of its constituent categories. Two groups of the “Academic Staff” are described in this article: 1) permanent staff and 2) "temporary" workers or employees with special designations. Each group is described in details.

Ключевые слова: научно-педагогические кадры, высшая школа США, категории, профессиональная компетентность.

Key words: academic staff, post-graduate education in the USA, categories, professional competence.

Мы не редко задумываемся над сущностью, содержанием деятельности отечественных педагогов высшей школы, их компетентностью, квалифицированностью. В связи с этим, нам представляется немаловажным изучение зарубежного опыта, зарубежного взгляда на профессиональную компетентность преподавателей высшей школы. Нам стало интересно рассмотреть вопрос о сущности понятия «научно-педагогические кадры» высшей школы США, чтобы изучить какие требования к своим преподавателям предъявляются в США, о чем и пойдет речь в настоящей статье.

Анализ справочно-энциклопедической и научно-педагогической литературы показал, что в России и за рубежом с понятийнотерминологическим аппаратом по высшей школе занимались такие исследователи, как В. М. Полонский, А. Кирсанов, Г.У. Матушанский, С.В. Сергеева, О.А. Воскрекасенко, О. А. Юрмашева, Т.А. Питерскова, Т. В. Кочурова, К. Гилеспи, Д. Робертсон, Л. Нильсон, В. Бергквест, К. Лукас, М. Кокс, Дж. Гросиа и др.

Актуальность данной проблемы обусловлена социальной значимостью профессиональной компетентности преподавателей высшей школы, оказывающих дальнейшее влияние на качество подготовки будущих специалистов, мобильных и конкурентоспособных, готовых к профессиональному росту в современных условиях. Общие подходы к профессиональной компетентности преподавателей высшей школы отражены в Федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (2009 - 2013 гг.). Вхождение России в мировое образовательное пространство актуализирует необходимость обращения к зарубежному опыту решения данной проблемы.

Рассмотрим одно из ключевых понятий высшей школы США -«профессорско-преподавательский состав» (Academic Staff), аналогом которого в России можно считать понятие «научно-педагогические кадры».

На основе анализа ряда источников, самое емкое определение понятия «профессорско-преподавательский состав» дано в справочном «Руководстве по Академическим должностям», под редакцией доктора философии, заслуженного профессора М. Шеймса. Под «научно-педагогическими кадрами»

понимаются сотрудники вузов, «выполняющие непосредственно учебные и научно-исследовательские функции» [4]. Более широкое толкование данного понятия представлено в статье «Обзор проблемы повышения квалификации в высшей школе: история и выбор» М. Оулета. Данная статья находится в сборнике статей под редакцией деятелей сети Профессионального и Организационного Развития в высшей школе США К. Гилеспи, Д. Робертсоном и В. Бергквестом. Автор данной статьи понимает под «научно-педагогическими кадрами» преподавателей вузов, реализующих учебные, профессиональные, общественные и исследовательские функции на базе высшего учебного заведения [1, c.8].

Изучение североамериканской справочно-энциклопедической и дидактической литературы представляет возможность выявить категории и состав научно-педагогических кадров США. Основными источниками по данному вопросу являются нормативно-правовые локальные документы -руководства (handbooks). В процессе нашей работы мы проанализировали документы следующих университетов: Алабамы, Джорджтауна, Ноуфистерна, Огайо, Мэри Вашингтон, Теннеси и других. Анализ документов указывает на то, что названия категорий научно-педагогических кадров США трактуется во всех университетах одинаково. В некоторых документах встречаются специфические уточнения этих категорий, что, однако, не несет в себе отклонений от общепринятой градации научно-педагогических кадров высшей школы США.

Данная градация и специфика взаимодействия между различными категориями профессорско-преподавательского состава университетов США может быть представлена в виде следующей структурно-логической схемы Рис.1.

1) Постоянные сотрудники

2) «Временные» сотрудники

Помощник

(Adjunct)

Приходящий

(Visiting)

Исследователь

(Research)

Рис. 1 Профессорско-преподавательский состав высшей школы США

Анализ материалов, представленных на Рис.1, наглядно позволяет разделить состав научно-педагогических кадров США на две категории: 1) постоянные сотрудники и 2) «временные» сотрудники или сотрудники с особым назначением.

Далее, считаем целесообразным выделить критерии, в соответствии с которыми мы будет характеризовать состав научно-педагогических кадров высшей школы США: педагогическая работа, общественная работа, научная работа, ученая степень, опыт работы.

Ниже представлена таблица 1, в которой наглядно представлена характеристика вышеназванным научно-педагогическим кадрам. Как

говорилось ранее, информация взята из руководств университетов: Алабамы [2, с.24-29], Джорджтауна [3, с.25-26], Ноуфистерна [5, с.18-20], Мэри Вашингтон [7, с.19], Теннеси [8, с.15-16, с.37-38].

Таблица 1

Постоянные сотрудники высшей школы США

Категория Квалификационные характеристики

Заслужен ный Профессор (Distinguishe d Professor) - образцовый преподаватель, чья деятельность имеет международное значение и признание; - надлежащим образом выполняет свои обязанности и отличился в качестве государственного служащего; - образцовый ученый; - доктор наук, имеющий большое число рекомендаций от научнопедагогических сотрудников университета и декана факультета, к которому он прикреплен; - имеющий стаж работы в качестве Профессора не менее 5 лет.

Профессор Универси- тета (University Professor) - образцовый преподаватель, чья деятельность имеет по крайней мере одно или национальное, или международное признание, чьи достижения выходят за рамки традиционных дисциплинарных границ; - чье назначение укрепит репутацию и престиж университета; - ученый, обладающий исключительным научным или профессиональным признанием в научных кругах; - доктор наук; - имеющий стаж в качестве Профессора не менее 5 лет.

Профессор (Professor или Full Professor) - образцовый преподаватель, имеющий высокие достижения в преподавании и признание в своей профессии на национальном и/или международном уровне; - участвует в деятельности университета; - ученый, имеющий высокие достижения в исследовании и всеобщее признание среди ученых в той же области и внесший ощутимый вклад в развитие своей дисциплины; - доктор наук; - имеющий стаж в качестве Адъюнкт-профессора не менее 10 лет.

Адъюнкт- профессор (Associate Professor) - преподаватель, обладающий мощным потенциалом для дальнейшего развития как учителя и внесший ощутимый вклад в развитие своей дисциплины; - обладает хорошей репутацией и показывает большие перспективы как многообещающий ученый; - ученый, который отвечает всем требованиям для назначения на должность (публикации книг, многочисленных научных статей, получение крупных внешних грантов на проведение исследований, членство в одном ученом обществе); - доктор наук; - имеющий стаж в качестве Старшего преподавателя не менее 3-5 лет.

Старший преподава- тель (Assistant Professor) - преподаватель с успешным опытом преподавания, имеющий квалификацию, позволяющую ему преподавать в вузах и участвующий в разработках учебных программ; - ученый, обладающий квалификацией для проведения исследований в своей научной сфере; - доктор/кандидат наук, в соответствующей ему научной области; - имеющий стаж работы в качестве Преподавателя (Старшего лектора, Лектора) не менее 3 лет.

Преподаватель (Instructor) или Лектор и Старший лектор (Lecturer and Senior Lecturer) - преподаватель, показывающий эффективные результаты преподавание учебного материала, тестирования, участия в разработке учебных планов, планирования, консультирования с учетом опыта (назначаются для преподавания одного или нескольких курсов); - ученый, который читает лекции или выполняет другие обязанности по обучения в университете с минимальным количество часов на научные исследования или вообще их отсутствием; - кандидат наук/аспирант. Допускается, что инструкторы могут иметь степень магистра; - стаж преподавания приветствуется, хотя и не требуется, испытательный срок около 5-6 лет.

Перейдем теперь к рассмотрению категории «временных» сотрудников или сотрудников с особым назначением. Данная группа научно-педагогических кадров США формируется путем добавления перед научным званием так называемых «спецификаторов». Согласно нормативно-правовому руководству Университета Ноуфистерн «наличие спецификаторов обозначает «временные» должности. Служба в любом из этих званий не может засчитывается как часть испытательного срока при переходе в штатных сотрудников. Эти внештатные назначения выполняют специализированные функции и, как правило, назначения на эти должности рассматриваются ежегодно» [5, с.18].

Таким образом, добавление любого спецификатора требует от сотрудника, временно занимающего или претендующего на данную должность, соответствовать не только критериям к категории, к которой прибавляется спецификатор, но в большей мере расширяет или акцентирует внимание на одном из этих критериев. Преобладание того или иного критерия в сущности «спецификатора» можно наглядно проследить по нижеследующей таблице 2, основанной так же на данных локальных нормативно-правовых документов университетов: Ноуфистерна [5, с.18], Огайо [6, с.23-24], Мэри

Вашингтон [7, с.20-21], Теннеси [8, с.15-16, с.38-39].

Таблица 2

«Временные» сотрудники (сотрудники с особым назначением) высшей

школы США

Спецификатор Квалификационные характеристики

Приходящий Профессор, Приходящий Адъюнкт-профессор, Приходящий Старший преподаватель Visiting - преподаватели, которые занимаются учебной и/или исследовательской деятельностью в рамках факультета; - временно назначаются часто для заполнения вакансии, возникшей из-за отпуска или временного отсутствия постоянного члена факультета; - принимаются на срок действия договора, но не более 3 лет.

Помощник Профессора, Помощник Адъюнкт-профессора, Помощник Старшего преподавателя Adjunct -преподаватель, имеющий учебные обязанности, которыми занимается не полный рабочий день; -ученый другого факультета, чьи исследования или преподавательские интересы пересекаются в значительной степени с деятельностью отдела назначения; - назначаются как правило на 1 год.

Практикующий Профессор, Практикующий Адъюнкт-профессор, Практикующий Старший преподаватель Clinical - преподаватель, который выполняет профессиональные услуги и обеспечивает инструктаж студентов по медицинским вопросам; - назначаются до истечения срока договора.

Профессор Совместитель, Адъюнкт-профессор Совместитель, Старший преподаватель Совместитель Joint - преподаватель с обязанностями на более, чем на одной кафедре.

Ведущий научный специалист, Ученый-исследователь, Помощник ученого-исследователя Research - ученый, ведущий исследовательскую деятельность со сравнительно малым количеством или совершенным отсутствием преподавательских часов.

Из приведенной таблицы 2 так же видно, что данные «спецификаторы» могут добавляться только к трем категориям научно-педагогических кадров: Профессор, Адъюнкт-профессор, Старший Преподаватель, что уже будет обозначать «временного» сотрудника или сотрудника с особым назначением. Анализ понятия «научно-педагогические кадры» высшей школы США позволяет нам сделать вывод об индивидуальности и профессиональной направленности каждой категории. Содержание деятельности и требований к профессиональной компетентности преподавателей высшей школы США в

зависимости от категории возрастает. Сначала Преподаватель реализует только преподавательскую функцию, Старший Преподаватель уже может заниматься (но не обязательно) исследовательской деятельностью, Адъюнкт-профессор должен состоять в научном сообществе, Профессор - иметь признание на национальном уровне и заниматься научной работой, а Заслуженный Профессор - заниматься не только научной, но и общественной работой. Так же, наличие «спецификаторов» позволяет нам наглядно убедиться в ориентированности функций каждого преподавателя на строго определенный вид деятельности. Тем самым, сосредоточиваясь на конкретном виде деятельности, преподаватели могут добиваться в ней наивысших результатов.

Библиографический список

1. A Guide to Faculty Development: Kay J. Gillespie,Douglas L. Robertson,William H. Bergquist, 2010, 439 p.

2. Alabama A&M University/ Faculty/Administrative Staff Handbook, 2007, 126 p.

3. Georgetown University Washington, D.C./ Faculty Handbook, 2010, 137 p.

4. Handbook of Academic Titles by Michael I. Shamos, Ph.D., J.D. Distinguished Career Professor, School of Computer Science Carnegie Mellon University Pittsburgh, 2002 (http://euro.ecom.cmu.edu/titles/titlebook.htm).

5. Northwestern University/ Faculty Handbook, 2001, 47 p.

6. Ohio University/ Faculty Handbook, 2009, 110 p.

7. The University of Mary Washington/ Faculty Handbook, 2010, 149 p.

8. The University of Tennessee/ Faculty Handbook, 2010, 83 p.

Bibliography

1. Alabama A&M University. Faculty & Administrative Staff Handbook [Text]. - 2007. -

126 p.

2. Georgetown University, Washington, D.C. Faculty Handbook [Text]. - 2010. - 137 p.

3. Gillespie, Kay J. A Guide to Faculty Development [Text] / Kay J. Gillespie, Douglas L. Robertson, William H. Bergquist. - 2010. - 439 p.

4. Handbook of Academic Titles [Electrtonic Resourse] / Michael I. Shamos, Ph.D., J.D. Distinguished Career Professor, School of Computer Science Carnegie Mellon University. -Pittsburgh, 2002. - Access Mode: http://euro.ecom.cmu.edu/titles/titlebook.htm.

5. Northwestern University. Faculty Handbook [Text]. - 2001. - 47 p.

6. Ohio University. Faculty Handbook [Text]. - 2009. - 110 p.

7. The University of Mary Washington. Faculty Handbook [Text]. - 2010. - 149 p.

8. The University of Tennessee. Faculty Handbook [Text]. - 2010. - 83 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.