Научная статья на тему 'Понятие музыкальной картины мира в контексте изучения синтетической языковой личности'

Понятие музыкальной картины мира в контексте изучения синтетической языковой личности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1044
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРТИНА МИРА / МУЗЫКАЛЬНАЯ КАРТИНА МИРА / СИСТЕМА НЕВЕРБАЛЬНО-КОГНИТИВНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ КОДОВ / СИНТЕТИЧЕСКАЯ ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / WORLD PICTURE / MUSICAL WORLD PICTURE / NONVERBAL-COGNITIVE MUSICAL CODES SYSTEM / SYNTHETIC LINGUAL PERSONALITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Иванов Дмитрий Игоревич

В данной статье рассматриваются общие свойства музыкальной картины мира в контексте изучения синтетической языковой личности, сформированной в пространстве отечественной рок-культуры. Кроме того, описываются основные механизмы взаимодействия музыкальной и глобальной, когнитивной картин мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The notion of a musical picture of the world in the context of studying synthetic language personality

General properties of a musical picture of the world in the context of studying synthetic language personality formed in the domestic space rock culture are discussed in this article. Also, the basic mechanisms of interaction of musical and global, cognitive world pictures are described.

Текст научной работы на тему «Понятие музыкальной картины мира в контексте изучения синтетической языковой личности»

УДК 78.01;008.001

Иванов Дмитрий Игоревич

кандидат филологических наук Ивановский государственный университет Ivan610@yandex.ru

ПОНЯТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КАРТИНЫ МИРА В КОНТЕКСТЕ ИЗУЧЕНИЯ СИНТЕТИЧЕСКОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ

В данной статье рассматриваются общие свойства музыкальной картины мира в контексте изучения синтетической языковой личности, сформированной в пространстве отечественной рок-культуры. Кроме того, описываются основные механизмы взаимодействия музыкальной и глобальной, когнитивной картин мира.

Ключевые слова: картина мира, музыкальная картина мира, система невербально-когнитивных музыкальных кодов, синтетическая языковая личность.

В данном материале впервые предпринимается попытка описания внутренней структуры музыкального компонента синтетической языковой личности (СЯЛ) и разрабатывается понятие музыкальной картины мира в контексте изучения СЯЛ.

Прежде всего, в данном контексте необходимо сказать о том, что музыкальный компонент синтетической языковой личности, актуализированный в пространстве отечественной рок-культуры, представляет собой сложно организованную, нелинейную, многослойную систему невербально-когнитивных музыкальных кодов (КМК).

Это своеобразная невербальная, концептуальная матрица, которая накладывается на вербальный, артикуляционный и имиджевый компоненты СЯЛ. Причём структурно-семантические особенности комплекса когнитивно-музыкальных кодов, воздействуя на внутреннюю структуру отдельных компонентов СЯЛ, способны либо частично корректировать специфику содержания когнитивно-прагматического уровня СЯЛ, либо активизировать процесс тотальной трансформации модели СЯЛ (разрушение логоцентрической модели СЯЛ и актуализация ризомной модели СЯЛ). Ярким примером реализации данного процесса является композиция «Прогулки по воде» («НАУ»), исполненная В. Бутусовым на музыку Б. Гребенщикова («Старик Козлодоев»).

Отметим, что в рамках конкретного синтетического рок-текста может активизироваться как один, так и целый комплекс невербальных КМК. Это зависит от воли автора, от качественных особенностей воспринимающего сознания и от специфики структуры и содержания когнитивно-прагматического уровня СЯЛ, выстраиваемого в пространстве того или иного синтетического текста.

Особое внимание в данном контексте необходимо обратить на то, что, попадая в пространство синтетического текста, комплекс невербальных КМК может менять свой статус из-за активизации процесса условной вербализации. В данном случае процесс вербализации можно считать условным, так как система невербальных КМК обладает более емким содержанием, вмещая в себя комплекс разнообразных национально-специфических кон-

цептуальных, религиозных, ритуально-мифологических и некоторых других представлений о мире.

Как правило, при процессе вербализации знаковую, языковую оболочку приобретает только наиболее актуальный для автора поэтического текста фрагмент общего невербально выраженного содержания КМК. Соответственно, остальное содержание когнитивного кода остаётся в зоне невыразимого и активизируется, достраивается, то есть дешифруется, уже не столько автором, сколько воспринимающим сознанием, которое органично вписано в общую структуру СЯЛ.

Укажем, что ситуация условной вербализации невербальных КМК в пространстве определённого синтетического текста реализуется только в случае частичного / полного семантического соответствия, согласованности общего вербального и невербального когнитивных кодов.

Важно, что невербальные КМК способны значительно корректировать, уточнять и раскрывать содержание вербального компонента СЯЛ. Подчеркнём, что специфическая, генетическая связь вербального и частично вербализованного КМК указывает на то, что они развиваются в рамках единой, целостной синтетической дискурсивной системы, реализация которой возможна только в рамках логоцентрической модели СЯЛ.

Одновременно с этим заметим, что комплекс невербальных КМК в пространстве конкретного синтетического текста может оставаться полностью невербализованным (неактуализированной авторской интенцией на уровне вербального компонента) и существовать как своеобразная невербальная, неязыковая, ментальная система. В этом случае системы вербальных и невербальных когнитивных кодов представляют собой разнонаправленные (нейтральные / противостоящие друг другу) аструктурные, деконструктивные дискурсивные образования, формирующиеся в пространстве ризомной модели СЯЛ.

Необходимо обратить внимание на то, что комплекс невербальных КМК в данном контексте может рассматриваться как своеобразная музыкальная картина мира (МКМ) СЯЛ. Прежде чем рассматривать непосредственно специфику структуры, содержания и качественных особенностей

232

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ¿к № 2, 2014

© Иванов Д.И., 2014

Понятие музыкальной картины мира в контексте изучения синтетической языковой личности

взаимодействия КМК СЯЛ с другими картинами мира, реализующимися в пространстве сознания личности, необходимо сказать о том, что в самом общем виде под КМ понимается «упорядоченная совокупность знаний о действительности, сформировавшаяся в общественном (а также групповом, индивидуальном) сознании» [3, с. 64-68].

Здесь же отметим, что достаточно мощную актуализацию понятие «картина мира» получило в рамках лингвистических, культурологических и лингвокультурологических исследований. Н.А. Любимова и Е.В. Бузальская справедливо замечают, что «в лингвистике, культурологии и линг-вокультурологии при использовании картины мира в качестве понятия (в общем, философском значении "мировидения") допустима синонимия картины мира, модели мира и образа мира» [2, с. 15]. Этот факт зафиксирован в определениях КМ, разработанных в рамках культурологического и лингвокультурологического подходов.

Например, С.Г. Тер-Минасова считает, что «культурная (понятийная) картина мира - это отражение реальной картины мира через призму понятий, сформированных на основе представлений человека <...>. Это образ мира, преломлённый в сознании человека, то есть мировоззрение человека, создавшееся в результате его физического опыта и духовной деятельности» [5, с. 22].

Отметим, что в контексте данной работы понятие музыкальной картины мира СЯЛ рассматривается в рамках общих лингвистических, культурологических и лингвокультурологических концепций и подходов к определению качественных особенностей понятия КМ.

Под музыкальной картиной мира СЯЛ мы понимаем своеобразную, пластичную, трансформирующуюся, синтетическую систему невербальных, когнитивно-музыкальных кодов, являющуюся частью глобальной, непосредственной картины мира, генетически связанную с опосредованными языковой и художественной КМ, укоренённую в структуре СЯЛ, отражающую, фиксирующую и группирующую в своей внутренней структуре национально-специфические концептуальные, религиозные и мифологические представления о мире, выраженные в музыкальной форме.

Необходимо отметить, что механизм формирования и развития МКМ как музыкальной модальности сознания СЯЛ опирается на методологический принцип голографической модели сознания (модель Д. Бома - К. Прибрама), который «принимает за основу явление отражения большей в иерархии целостности в её малой целостной сущности (монаде), и наоборот, вливание смыслового устройства малой целостной "монады" (в данном случае - музыкального сознания) в смыслоо-бразующую структуру большего целого - сознания человека и человечества» [6, с. 128].

Важно, что структура музыкальной картины мира и особенности её реализации в пространстве сознания СЯЛ раскрываются через специфический процесс взаимодействия МКМ с другими картинами мира, формирующимися и существующими в пространстве сознания СЯЛ. Рассмотрим более подробно специфику взаимодействия МКМ и глобальной, когнитивной картины мира.

Под когнитивной картиной мира З.Д. Попова и И.А. Стернин понимают «ментальный образ действительности, сформированный когнитивным сознанием человека или народа в целом, являющийся как результатом прямого эмпирического отражения действительности органами чувств, так и сознательно рефлексивного отражения действительности в процесс мышления» [4, с. 52].

В пространстве когнитивной, глобальной КМ синтетической языковой личности МКМ существует в форме доструктурного энергетического, ментально-импульсного поля, которое ещё не наделено чёткой музыкально-звуковой и ритмико-ме-лодической формой. Данное поле скрыто в пространстве ментальных образов, универсальных концептов сознания и может потенциально активизироваться как во внутренней структуре отдельного базового концепта, так и на стыке, в зоне взаимодействия, универсальных когнитивных единиц сознания. Другими словами, глобальная картина мира - это своеобразный резервуар, в котором хранятся всевозможные варианты музыкальных форм, отражающих специфику сознания личности или народа.

Здесь же отметим, что именно в рамках этого доструктурного энергетического, ментально-импульсного музыкального поля зарождается особая система прамузыкального языка коммуникации, предшествующая вербальной речи: «Прамузыкаль-ный язык коммуникативных сигналов предшествует вербальной речи (К. Штумпф, А.А. Леонтьев). По данным учёных об африканском языке хаоса (Х. Вэнглер) и цейлонском языке ведда (Р. Грубер), обладающих тональной семантикой (зависимостью значения слова от звуковысотного положения в речи), можно предположить, что праязык коммуникации ближе пению, чем вербальной речи» [6, с. 132].

Исследователи замечают, что «генетически феномен пения - это оперирование семантизированными квазисловесными структурами, "песенными словами". Значит, если пение предшествует разговору, то язык, "сбросив с себя" песенность, либо "переместился" из левого полушария мозга в правое, либо произошло разделение на два языка: язык пения (дорефлективный) и язык говорения (рефлективный)» [1, с. 44-45].

Из этого следует, что в пространстве сознания СЯЛ потенциально реализуется феномен своеобразного языкового совмещения дорефлективного (песенного) и рефлективного (языкового) кодов.

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 2, 2014

233

Отметим, что обращение русского рока к песенной пракоммуникации, встроенной в когнитивную картину мира, активизирует в структуре СЯЛ процесс трансформации субъектно-объектных отношений. Другими словами, за автором всегда стоит «другой», мифический прасубъект, владеющий системой дорефлективной пракоммуникации. Важно, что ситуация своеобразного удвоения субъекта в структуре СЯЛ, реализуясь изначально в рамках музыкального компонента, отражается на всех уровнях СЯЛ.

Укажем, что МКМ СЯЛ в пространстве глобальной картины мира существует в форме дострук-турного энергетического, ментально-импульсного поля только до тех пор, пока в её внутренней структуре не активизируется процесс выделения национально-специфической концептуальной картины мира. Возможность реализации данного процесса связана с тем, что «представители того или иного этноса воспринимают любой предмет не только в его пространственных изменениях и во времени, но и в его значении, а значения концентрируют в себе внутрисистемные связи объективного мира. В значениях <...> фиксируется некий культурный стереотип, инвариантный образ данного фрагмента мира, присущего тому или иному этносу» [7, с. 141].

Заметим, что на этапе выделения инвариантных образов мира и комплекса национально-специфических культурных стереотипов активизируется процесс формирования структурного, невербально-музыкального уровня МКМ, в котором потенциально реализован дорефлективный музыкальный праязык. Это связано с тем, что инвариантные образы мира и общие свойства сознания личности

или народа выражаются не только в языковом, но и в символьно-графическом, музыкальном и других семантических кодах.

Итак, мы рассмотрели качественные особенности структуры музыкального компонента синтетической языковой личности, предложили оригинальную интерпретацию понятия «музыкальная картина мира», актуализированную в контексте изучения СЯЛ, и обозначили специфику взаимодействия музыкальной и глобальной картин мира в пространстве синтетического рок-текста и СЯЛ.

Библиографический список

1. Гавриков В.А. Русская песенная поэзия ХХ века как текст. - Брянск: ООО «Брянское СРП ВОГ», 2011. - 634 с.

2. Любимова Н.А., Бузальская Е.В. «Картина мира»: содержание, терминологический статус и общая иерархия её составляющих // Мир русского слова. - СПб.: МИРС. - 2011. - № 4. - С. 13-20.

3. Попова З.Д., Стернин И.А. Язык и национальная картина мира. - Воронеж: Истоки - 2002. -86 с.

4. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. - М.: Восток-Запад, 2007. - 314 с.

5. Тер-Минасова С.Г. Война и мир языков и культур. - М.: Слово, 2008. - 241 с.

6. Торопова А.В. «Смысловое устройство» музыкального сознания личности // Мир психологии. - 2008. - № 2. - С. 78-89.

7. Уфимцева Н.В. Язык, культура и образ мира билингва // III Междунар. науч. конф. «Русский язык в языковом и культурном пространстве Европы и мира: Человек. Сознание. Коммуникация. Интернет». - Варшава: Наука, 2006. - С. 135-146.

234

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ¿к № 2, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.