УДК 373.2
Белисова А.А.
студент Васерман С.В. студент Кронштатова Е.А.
студент Мишенева Л.Н.
студент Николаева Н.И. студент
ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет»
Богомолова Г.И. воспитатель МДОУ «Детский сад Рябинка» Россия, Ленинградская область, г. Тихвин ПОНЯТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ИХ РАЗВИТИЕ Аннотация: в данной статье представлены точки зрения различных авторов относительно понятия межличностных отношений. Также рассмотрена структура межличностных отношений.
Ключевые слова: межличностные отношения, общественные отношения, структура межличностных отношений.
Belisova A.A. Vaserman S.V. Kronschtatova E.A. Misheneva L.N. Nikolaeva N.I. Students
Cherepovets state University Bogomolova Galina Ivanovna
Educator
MDOU "Detskiy sad Ryabinka " the town of Tikhvin, Leningrad region THE CONCEPT OF INTERPERSONAL RELATIONSHIPS AND THEIR DEVELOPMENT
Abstract: the article presents the views of various authors on interpersonal relationships. The structure of interpersonal relations is also considered.
Key words: interpersonal relations, social relations, structure of interpersonal relations.
Человеческая жизнедеятельность протекает в сложной структуре системы общественных взаимоотношений: семейных, трудовых, политических, экономических, этических и многих других. Непосредственно существование межличностных взаимоотношений формируется внутри
разных форм взаимоотношений в обществе.
При включенности в разнообразные системы межличностных отношений - человек в них реализуется, достигая поставленных целей, посредством решения определенных задач, развиваясь как личность. Наиболее подробно проблема отношений была проанализирована в трудах В.Н. Мясищева [6], выделившего, что под воздействием системы общественных отношений, в которую человек включается с момента рождения и до момента смерти, формируются его субъективные отношения к окружающей действительности.
Рассматриваемую систему взаимоотношений человека с окружающим социумом, автор рассматривал ее как наиболее специфическую характеристику личности, более специфичную, чем: темперамент, характер, способности.
В период середины 50-х годов XX в. В.Н. Мясищев сформулировал ключевое понятие в психологии науки - «психологическое отношение». Он определил его в виде целостной системы индивидуальных, сознательных, избирательных, личностных связей - с разными сторонами объективной действительности; системы, формирующейся в процессе человеческого развития, выражающей характер переживаний человека, личный опыт, характер поведенческих реакций человека на определенные внешние воздействия.
Также В.Н. Мясищевым была выделена тесная взаимосвязь психической организации человека, с системой отношений. Рассматривая сущность понятия «отношение», в рамках психологии, В.Н. Мясищевым было выделено, что психологическим смыслом отношения является то, что оно представлено формой отражения человеком действительности окружающей его. Формирование системы отношений в структуре личности человека реализуется в процессе отражения им на уровне сознания сущности определенных социальных общественных отношений общества, в условиях его микро и макробытия, в рамках которого он существует.
Согласно точке зрения В.Н. Мясищева, система отношений человека обладает сознательным характером, с выраженностью не только в ситуации внешнего поведения, но в системе внутреннего мира человека, сформировавшейся на основе этого опыта [6, с.23].
В последствии, проблема отношений нашла развитие в работах Б.Г. Ананьева. Им было выделено, что психологические отношения человека, представлены в виде целостной системы сознательных избирательных личностных связей - с разными сторонами объективной действительности, а ее формирование обусловлено особенностями человеческого развития и определяющими его внутреннюю структуру действиями и переживаниями.
Система отношений связывает человека не столько с внешней стороной вещей, сколько с их сущностью, и смыслом. Отношениями личности формируется определенная иерархическая система, которая играет
приоритетную роль, в определении социального функционирования личности [1, с.112-114].
А.А. Бодалевым, при исследовании особенностей межличностного общения и отношений, было определено, что процесс понимания другого человека - это не просто выделение в его поведении определенных поступков или качеств (доброта, самостоятельность, ум, активность, решительность, мягкость и т.п.). Это также предположение о сформированности у него умения актуализировать для себя, всю совокупность системы социально ориентированных действий.
Только при этом, понимание может стать подлинным средством поведенческой регуляции в отношении другого. Пока этого нет, способность субъекта к адекватному общению значительно снижена, а система знаний о другом человеке, представляет собой абстракции, которые лишены психологического содержания [4].
Формирование системы социально ориентированных действий закладывается в процессе межличностного познания, на основе своеобразного отмирания внешних (социально ориентированных) субъектных действий, с их преобразованием во внутренние (психические). Впоследствии, на уровне речевых высказываний, это находит выражение в преобразовании суждений от субъективных до объективных.
В процессе формирования системы внутренних действий развивается способность к познанию других людей, без вступления в реальное взаимодействие с ними, при интерпретации внешности или поведения. При необходимости правильного объяснения определенного поступка, или действия другого человека, субъект должен актуализировать для себя нужный поведенческий контекст во внутреннем плане.
Следует выделить, что на высшем уровне развития межличностного познания, который дает возможность представить другого человека, посредством максимально обобщенных объектных характеристик, за ним всегда скрыто присутствие субъекта [3, с.93-95].
Система межличностных отношений, тесно связана с разными видами общественных отношений. Согласно Г.М. Андреевой, существование межличностных отношений внутри разных форм общественных отношений представляет собой реализацию обезличенных (общественных) отношений в процессе человеческой деятельности, в актах общения конкретных людей и их взаимодействии.
Общественные отношения, при этом рассматриваются в виде официальных, формально закрепленных, объективизированных, действенных связей, играя ведущую роль в регулировании всех видов отношений, включая межличностные, которые представлены —объективно переживаемыми, в разной степени осознаваемыми взаимосвязями между людьми. Они основаны на разнообразных эмоциональных состояниях взаимодействующих людей [2, с.196].
Подробную характеристику взаимосвязи системы межличностных
отношений и эмоциональных состояний личности, дал в своих работах Е.П. Ильин, заложив в основу системы межличностных отношений понятие эмоций, аффектов и чувств, предлагая определять понятие межличностных отношений, в виде отношений, которые формируются между отдельными людьми. В большинстве случаев межличностные отношения сопровождают переживания эмоций, которые являются отражением внутреннего мира человека.
Е.П. Ильиным выделены и описаны виды отношений, обусловленные определенными эмоциональными переживаниями: уважение, дружба, эгоизм, любовь, зависть, вражда, ревность, альтруизм и т.д [5].
Виды межличностных отношений Е.П. Ильиным классифицируются следующим образом:
1) официальные межличностные отношения и неофициальные межличностные отношения, формирующиеся на основе должностной иерархии и регулируемые приказами, постановлениями, уставами, законами. При включении в них личностных взаимоотношений, они преобразуются - в неофициальные.
2) деловые межличностные отношения и личные межличностные отношения, формирующиеся на основе совместной трудовой деятельности людей.
К деловым, могут быть отнесены - служебные взаимоотношения, в основе которых распределение обязанностей в коллективе, между членами организации. Личные взаимоотношения, представлены отношениями между людьми, складывающимися наряду с их совместной деятельностью. Для них характерны выраженная субъективность, так как они основаны на чувствах, испытываемых людьми в отношении друг друга.
3) рациональные межличностные отношения и эмоциональные межличностные отношения, критериями отличия которых, являются расчет и разум или эмоциональное восприятие, в процессе которого в большинстве случаев отсутствует объективная информация.
4) субординационные межличностные отношения и паритетные межличностные отношения. Первые представлены неравноправными (отношениями между руководством и подчиненными), другие равноправными (люди не находятся в подчинении друг друга и являются независимыми личностями) [5, с.194-195]
Ведущим здесь является эмоциональный элемент, представленный положительными и отрицательными эмоциональными состояниями, конфликтностью состояний (внутриличностной, межличностной), эмоциональной чувствительностью, удовлетворенностью собой, партнерами по общению, работой» [3; с. 16].
Е.П. Ильиным, раскрыты понятия, характеризующие межличностные отношения:
- аффилиация, представленная человеческой потребностью, которая проявляется в желании и стремлении человека к постоянному
взаимодействию с людьми, с установлением и сохранением положительных взаимоотношений с ними. Положительной стороной аффилиации, является стремление личности к принятию (аффилиация), отрицательной- страх отвержения, которые взаимообусловлены;
- остракизм, представленный неприятием или игнорированием человека со стороны окружающих, когда человек лишается возможности реализации своей потребности в аффилиации (принадлежности). Остракизм, по сути, является средством регулирования социального поведения, системы взаимоотношений с окружающими. Характерной реакцией людей на остракизм, является плохое настроение, нервозность, попытки восстановления отношений или окончательный разрыв;
- одиночество, представленное эпизодически возникающим острым переживанием напряжения и беспокойства, которое связано с неудовлетворенностью стремления к дружеским или интимным отношениям
[5].
В структуру межличностных отношений входят: когнитивный: компонент (информационный, гностический), аффективный компонент (эмоциональный) и поведенческий компонент (регулятивный, практический).
В рамках когнитивного компонента предполагается осознание предпочтений в межличностных отношениях. Аффективный компонент выражается в разных эмоциональных переживаниях относительно взаимосвязей между людьми.
Реализация поведенческого компонента межличностных отношений происходит в рамках определенной деятельности. В ситуации если партнер симпатизирует собеседнику, он будет вести себя доброжелательно, с направленностью на поддержку и продуктивное сотрудничество. В ситуации, когда объект общения не симпатичен, отмечается низкий уровень интерактивной стороны общения, с ее затрудненностью.
На основе рассмотренных компонентов межличностных отношений выделяются основные контексты межличностных отношений, представленные:
1. познавательными отношениями (когнитивный компонент), когда другой человек, представлен предметом познания, восприятия, понимания;
2. эмоциональными отношениями (аффективный компонент), когда другой человек представлен предметом симпатии, где важно исследование детерминации эмоциональных отношений между людьми на различных этапах развития отношений между ними;
3. практическими отношениями, когда другой человек представлен предметом воздействия, с акцентом на субъект - субъектном компоненте человеческого восприятия [7, с.55].
Таким образом, рассматривая понятие межличностных отношений и их развитие можно выделить, что человек, представлен существом социальным, нуждающимся в социализации, с принятием другими людьми.
В ситуации положительно построенных, нормальных межличностных отношений, они могут выступать способом адаптации (приспособления), человека к социуму.
Использованные источники:
1. Актуальные вопросы педагогики и психологии образования 2012. Материалы международной научно-практической конференции молодых ученых, магистрантов, студентов, Барнаул, 11 — 12 апреля 2012. - Барнаул. АлтГПА, 2012. - 381 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов / Г.М. Андреева.- 7-е изд., испр. и доп.- М.: Аспект Пресс, 2010. - 363 с.
3. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. Избранные психологические труды. - М.: ЭКСПО, 2013. - 212 с.
4. Иванова Н.В. Социальное пространство отношений: педагогические аспекты изучения // Вестник Череповецкого государственного университета. 2015. №1 (62). С.84-89
5. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. - СПБ.: Питер, 2011. - 576 с.
6. Мясищев, В.Н. // Психотерапевтическая энциклопедия / Под. Ред. Карвасарского.— Изд. 4-е, доп. и перераб.. — СПб.: Питер, 2011. — С. 394195. — 1024 с. — (Золотой фонд психотерапии).
7. Репина Т.А. Деятельность и взаимоотношения дошкольников: монография. М.: Книга по требованию , 2012— 195 с.