Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ МАЛОЙ РОДИНЫ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ'

ПОНЯТИЕ МАЛОЙ РОДИНЫ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
7245
401
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСТВО / ДОСУГ / ЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / МАЛАЯ РОДИНА / РОДИНА / ПРИРОДНЫЙ ЛАНДШАФТ / СЕМЬЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бороноев Асалхан Ользонович

Статья посвящена анализу концепта «малая родина», который активно используется в беллетристике, публицистике, мемуаристике, но недостаточно в научной литературе, несмотря на то, что она касается чрезвычайно важной проблемы - социализации человека в детско-юношеском возрасте. Реализован системный подход к понятию, раскрыта его структура. Выделяются такие элементы, как семья, дом, социальная, культурно-досуговая и природная среды, которые определяют «вхождение» индивида в социокультурные отношения и делают его субъектом истории через приобретенные и выбранные ценности, символы, социальные представления и традиции на территории места развития (деревня, село, район, город, регион). Показывается, что системное рассмотрение малой родины позволяет реализации комплексного / междисциплинарного подхода к весьма сложной проблеме - адаптации к жизни, усвоению и выбору жизненных стратегий в раннем периоде жизни, которые сопровождают человека до конца жизни. Доказывается, что подобный подход к пониманию содержания малой родины может быть основой формирования междисциплинарного проекта воспитания молодежи, что сегодня является чрезвычайно актуальным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ МАЛОЙ РОДИНЫ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ»

ЦЕННОСТНЫЙ ОПЫТ

УДК 304.2 ББК 60.0

А.О. Бороноев

ПОНЯТИЕ МАЛОЙ РОДИНЫ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ*

Статья посвящена анализу концепта «малая родина», который активно используется в беллетристике, публицистике, мемуаристике, но недостаточно в научной литературе, несмотря на то, что она касается чрезвычайно важной проблемы - социализации человека в детско-юношеском возрасте. Реализован системный подход к понятию, раскрыта его структура. Выделяются такие элементы, как семья, дом, социальная, культурно-досуго-вая и природная среды, которые определяют «вхождение» индивида в социокультурные отношения и делают его субъектом истории через приобретенные и выбранные ценности, символы, социальные представления и традиции на территории места развития (деревня, село, район, город, регион). Показывается, что системное рассмотрение малой родины позволяет реализации комплексного / междисциплинарного подхода к весьма сложной проблеме - адаптации к жизни, усвоению и выбору жизненных стратегий в раннем периоде жизни, которые сопровождают человека до конца жизни. Доказывается, что подобный подход к пониманию содержания малой родины может быть основой формирования междисциплинарного проекта воспитания молодежи, что сегодня является чрезвычайно актуальным.

Ключевые слова:

детство, досуг, жизненные стратегии, комплексный подход, культурная среда, малая родина, Родина, природный ландшафт, семья, социализация, социальная среда, социальное пространство.

Бороноев А.О. Понятие малой родины: определение и содержание // Общество. Среда. Развитие. - 2020, № 3. - С. 60-66. © Бороноев Асалхан Ользонович - доктор философских наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]

Понятие «малая родина» - часто употребляемое словосочетание в разных видах литературы, в научных изданиях, особенно в тех, где речь идет о проблемах детства, юности, о периоде социализации индивида, конструировании жизненных стратегий, о сущности и функциях некоторых социальных институтов (семьи, образования). Без этого понятия не обходится ни одна автобиография / воспоминание, в которых мы находим размышления о детстве, отрочестве, о людях, которые были рядом, о том пространстве (семейном, домашнем, социальном и природном), где прошло «золотое детство». За редким исключением утверждается, что в пространстве малой родины они приобщились к определенным ценностям жизни, традициям, символам, восприятию отноше-

ний между людьми, к природе, к окружающей социальной среде и что у них формировалась своя философия жизни, менталь-ность и идентичность. Утверждается, что с понятия малой родины начинается понимание большой страны - своей Родины. Каждый человек стремится конструировать, начиная с середины жизненного пути, свою малую родину, которая, как утверждают многие, помогает жить и является основой многих размышлений. Концепт малой родины отражает историю жизни человека в период его становления как личности, цикла жизни, имеющего огромное значение для человека, в определении его жизненной стратегии1. Поэтому обращение к понятию малой родины, ее содержанию и функциям чрезвычайно важно для понимания про-

* Работа выполнена при поддержке РФФИ, грант № 20-011-00742.

1 О жизненных стратегиях личности, путях ее конструирования и реализации см.: Абульханова-Слав-ская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.

странственно-временных циклов жизни человека, его жизненного пути.

Понятие малой родины характеризует жизненный мир человека, началом которого является пространство детства и отрочества со всеми их объективными ценностями, с элементами мифологизации, «воображением памяти» (Я. Голосовкер). В дискуссии о малой родине в первую очередь вспоминаются семья, родители, дом, родственники, место рождения, природный, социально-культурный ландшафт, школа (обучение), соседи, сверстники и т.д. Малая родина и ее пространство представляют частный мир человека, локальную пространственно-временную сущность [13, с. 15-16; 18], основания обыденной картины мира, определяющей диспозиции личности, ее предпочтения, представления, т.е. то, что называется жизненный мир человека (Тощенко). Известный писатель В. Шаламов, подчеркивая значимость пространственно-временных аспектов малой родины, подчеркивал, что в период детства и ранней юности в рамках малой родины «рождается Родина». Поэтому этот период «самое дорогое, самое важное для человека время» [14, с. 141]. Сказанное говорит о чрезвычайной актуальности темы. Подобных мнений можно привести много. Ее изучение - путь к познанию многих проблем становления личности, субъективности, индивидуальности. Поэтому концепт малой родины, с нашей точки зрения, весьма актуальная тема современной науки.

Опыты конструирования малой родины на этапе «взрослости» - важный материал исследования процесса становления личности во временном плане, динамики влияния на этот процесс многих сред и понимания мотиваций поведения, определяющих жизненные стратегии. Следовательно, феномен малой родины - реальность повседневной жизни и событий раннего периода жизни человека, имеющих субъективную значимость и воспроизводящихся в разного рода воспоминаниях, биографиях, носящих содержательную информацию.

В мировой и отечественной литературе нет непосредственного исследования этой проблемы, хотя теоретико-методологические подходы к пониманию содержания и роли этого феномена можно найти у многих авторов, например, в теории социального пространства и мобильности П. Сорокина, в работах представителей школы «Анналов», в трудах М. Кастельса, А. Щюца. Идеи о роли месторождения (местоположения), его среды в детском и юношеском возрасте представлены в работах и других авторов.

Например, у Сорокина понимание социального пространства связано с понятиями стратификации и мобильности, определяющими положение индивидов и групп в системе координат, в частности, возрастных. С его точки зрения, социальное пространство многомерно, в его структуре имеет место группировка людей по происхождению и возрастным периодам [12, с. 299-300].

Представители школы «Анналов», ориентируясь на исследование человеческой «субъективности», исходя из тезиса, как говорил в своем интервью Жак Ле Гофф: «история есть наука о человеке, человека в обществе и во времени...» [4, с. 299], обратили внимание на проблему становления личности, его ментальности, ценностных ориентаций, памяти, месторазвития, «мест памяти».

Актуальны для понимания названного феномена идеи, выраженные в феноменологической традиции, в понятиях повседневности, в которых конструируется «домашний мир» как мир знакомый, жизненный, как обычная среда дома, который означает одно для человека, не покидавшего его, другое - кто вдали от него и для тех, кто в него возвращается (Щюц).

Значимы идеи М. Кастельса о «пространстве мест», которое он представляет как «исторически укорененную пространственную организацию нашего общего опыта», противостоящую пространству потоков, характерному сетевому обществу. «Пространство мест» предопределено социальной структурой, в том числе семейной. Оно имеет свою среду, трансформируется, но не разрушается в условиях нового пространства потоков [7, с. 355, 385-386]. Можно привести и другие рассуждения о структуре и роли местоположения начала жизненного пути человека.

Сказанное говорит об актуальности концепта малой родины, необходимости активного включения в процесс исследования проблем личностного развития человека, формирования жизненных стратегий, ментальностей и идентичностей.

Концепт малой родины и его структура

Несмотря на многочисленные упоминания феномена малой родины, в науке мало уделяется внимания этой проблеме. Вопросы становления личности в детском и юношеском возрасте часто ограничиваются лишь рассмотрением роли семьи и среды сверстников, школы. При этом мы видим неполное представление процесса социализации ребенка и в результате отсутствие адекватных программ развития молодежи.

С нашей точки зрения, малая родина - это системное понятие, включающее память о раннем периоде жизни человека, включающее в себя воспоминания - конструкции о детско-отроческих годах жизни, о семье, родителях, родственниках, социокультурной и природной среде, где вырос. Она составляет пространственно-временной период жизни человека, который связан с активной социализацией. Пространственное существование малой родины связано с такими понятиями, как деревня / село, улица, район (поселение), город, регион и т.д. Малая родина, как правило, - часть, сторона большой страны, родины, с которой связана гражданская идентичность человека.

Названный феномен в рамках пространственной иерархии имеет функциональную структуру, которые в совокупности в период детства и отрочества формируют ценностные ориентации, традиции, представления об окружающем мире, определяя картину мира молодого человека. Среди них институт семьи, дом, которые Сорокин называл семейной средой, социальная среда, куль-турно-досуговая, природная среда (ландшафт). Каждая из названных сред имеет свои функциональные элементы, влияющие на становление ценностных ориента-ций, символов, традиций, социального характера молодого человека (рис 1.).

Подобное представление о структуре малой родины не позволяет сводить ее только к семье и семейной структуре и, следовательно, процессы социализации индивида к взаимодействию только с ней. Безусловно, семья как сообщество, имеющая локальность, общие связи, внутреннее и внешнее взаимодействие, как институт играет определяющую роль в развитии индивида, его физического, духовного

и нравственного здоровья. П.А. Сорокин, вспоминая о своем детстве на малой родине, с благодарностью писал о своей семье, о матери, отце, о родственниках, которые сыграли в его судьбе огромную роль, спасли от социального сиротства. Отношения в семье, стиль жизни, ценностные ориентации, традиции, тип хозяйственной деятельности играют большую роль в утверждении принципов жизненной стратегии, смысложизненных планов (Ж. Тощенко). Семья - это быт, повседневная жизнь, общение близких людей, обладающих родственными связями, которые беспокоятся о своем будущем, о воспитании потомков.

В быту как повседневном образе жизни семьи есть своя иерархия, поколенческие отношения, традиции, духовные и трудовые ценности, которые влияют на детей. Ввиду большой значимости семьи как важного элемента малой родины, исследователи, биографы, авторы биографических воспоминаний часто среду малой родины сводят к истории семьи, семейных отношений и воспитанию, оставляя, как говорили выше, без внимания другие факторы социализации.

Концепт малой родины невозможно рассматривать вне понятия дома, ибо в конструировании малой родины большое место занимает образ дома, где вырос человек. Дом всегда есть сочетание реального быта, человеческих отношений и сакрального. В воспоминаниях о доме всегда есть факты и события жизни, тайны и традиции. Понятие «мой дом» - большая ценность, каждый стремится его иметь, создать уют в соответствии со своими ценностными ориентациями. Философ В. Непомнящий, исследуя лирику А. Пушкина, пишет, что главной темой был дом, и приводит его предсмертные слова: «Мне надо

см со

О

Рис. 1. Структура малой родины

привести в порядок мой дом». Из анализа наследия Пушкина он делает вывод о том, что «Дом - очаг, семья, женщина, любовь, продолжение рода, нация, народ, история. Дом "родное жилище" - основа "самостоянья", человечности человека, "залог величия его", осмысленности и неодиночества существования. Понятия сакральное, онтологическое, величественное и спокойное; символ единого целостного, большого бытия» [9, с. 241]. Понятие дома ввиду широты его содержания затрагивает многие элементы малой родины, в какой-то мере объединяя их. П. Штомпка, известный социолог, в своем интервью «Журналу социологии и социальной антропологии» говорил, что, работая во многих местах, стремился возвратиться домой, где «у тебя есть свои привязанности, где у тебя есть твоя вера, доверие». Здесь наблюдается, что понятие дома перекрывает понятие малой родины, что говорит о значимости первого в жизни человека. В доме реализуются принципы народного воспитания (народная педагогика), ребенок включается в символы, ценности и традиции семьи в рамках ее статусного положения. Обстановка в домах семей, относящихся к различным социальным группам, различна, и не во всех домах присутствует благоприятная социально-экономическая обстановка для детей, что хорошо представлено в современных средствах массовой информации и в дискуссии последних лет о юве-нальной полиции.

Таким образом, пространство дома, его иерархия и культура отношений, создавшийся климат доверия и благополучия -важные факторы становления личности, которые затем мифологизируются, вспоминаются и находятся постоянно в жизненном мире человека чаще как территория счастья, счастливого времени. Выдающийся физик С.Э. Фриш в своей книге воспоминаний писал, что в трудные времена блокады Ленинграда, будучи в госпитале, вспоминал старую квартиру, возвращался туда, вспоминал о родителях, соседях, обо всем хорошем и добром, что было в доме. Дом, действительно, наряду с семьей, ее структурой и духом - важнейший фактор социализации в раннем возрасте, который некоторые называют «золотым». Мир дома оказывает большое влияние на жизненные и нравственные ориентации личности, он приобретает реально-мифологический характер и становится частью культуры жизни и деятельности. Не зря М. Цветаева призывала «Берегите Гнездо и дом», ибо рождение души обязано Дому.

Дома бывают разные, вещные с плотным предметным миром и наполненные духовностью и радостью, т.е. с присутствием конфликтности между вещностью и духовностью, что тормозит личностное развитие [6, с. 455].

Конструирование ценностных ориен-таций, отношений-диспозиций, символов жизни и поведения, смысложизненных целей в пространстве малой родины непосредственно связано с социальным ландшафтом месторазвития. Контент-анализ воспоминаний и других форм мемуаристики, научных наблюдений показывает большую роль социальных и духовных условий различных уровней и видов. Мы уже говорили о проявлении в структуре дома социального статуса семьи, положения родителей, структуры населения. Это влияет на социальную среду дома, его окружение, нормы, отношения, ценности, в которых растет человек. Социальная среда влияет на характер человека, представления, ценностные ориентации, т.е. на восприятие основных принципов жизни - независимости, социальной справедливости, активности, уважения. Социальная среда малой родины в целом весьма разнообразна. Сюда, как говорили выше, относятся статусность семьи, социальное окружение, соседство, тип хозяйствования жителей, «местоположение» (Дж. Терборн), наличие форм социальных и духовных движений, в том числе детских и подростковых, разных значимых событий, влиявших на восприятие социальной реальности и на нравственно-психологические представления. Анализ мемуарной литературы показывает большую роль соседства, соседских отношений (детских и взрослых), «отношений с людьми» (Б. Шергин), что связано с пониманием стилей жизни, социальной разности и общности, форм деятельности, их значимости, возникающих проблем у разных групп населения, представлениями о социальной справедливости, которая определяет восприятие окружающего, социальные позиции и поведение. Социальная среда местоположения чрезвычайно важна для становления ценностных ориен-таций, их диспозиций у молодого человека. Можно выделить два вида социальной среды: среду семьи и дома, осуществляющие индивидуальную социализацию, связанную с освоением базовых основ жизни, бытовой культуры. Второй вид - это среда вне дома: сверстники, улица, двор, школа, население месторождения с ее структурой, хозяйственной деятельностью, этническим разнообразием, властными институ-

см со

О

тами. П. Сорокин, говоря о роли внешней среды детства, писал, что он впитывал бытующие в ней верования, моральные нормы и нравственные принципы: дух независимости, справедливости, уверенности в себе и взаимопомощи [11, с. 13]. Социальные окружения и отношения способствуют вхождению молодого человека в окружающий мир, конструированию жизненного мира, целеполагания, ценностных приоритетов, которые фактически составляют мотивационную структуру поведения, социально-личностную систему координат. Безусловно, конструирование социальных ориентаций в поле малой родины не ограничивается только воздействием среды, здесь имеют большое значение личный выбор, индивидуальные формы мотиваций, самоств, поиск идентичностей. Таким образом, воздействие социальной среды малой родины имеет двоякий характер: непосредственное включение, участие, восприятие норм, традиций, аттитюдов и внутренняя оценка, «освоение» ее элементов и через это формирование своего самосознания, жизненных стратегий, которые сопровождают человека, с определенными уточнениями, до конца жизни. Контент-анализ текстов воспоминаний (биографий) показывает, что сложившееся мировосприятие в пространстве малой родины присутствует в сознании и поведении человека в той или иной форме всю его жизнь, определяя его социальный характер и, следовательно, позицию по отношению к социальным институтам, своему положению, нормам, господствующему климату в окружающем его обществе. Социальная среда молодости, связанная «с моим странствующим образом жизни и социальным устройством коми народа, религиозная атмосфера ранних лет сыграли важную роль в становлении моей личности, целостной системы ценностей и кристаллизации ранних философских взглядов», - писал П. Сорокин в книге «Долгий путь» [11, с. 34].

В структуре малой родины весьма значима культурная среда. Она, по мнению исследователей, авторов воспоминаний и биографов делится на две взаимосвязанные части: первая - собственно культурная среда - культурная база семьи, детские интересы, увлечения, библиотека, институты образования; вторая - среда местоположения, культурный фон поселения - театры, музеи, церковь, парки и другие возможности приобщения к культурным и нравственным ценностям и участие в деятельности детско-юношеских творческих коллективов и движений. Вторая сторона

культурной среды малой родины связана в основном с понятием досуга, который имеет большое значение для индивидуального развития. Досуг при конкретной организации способствует определенным видам деятельности, раскрытию творческих возможностей индивида, его активности на жизненном пути.

В описаниях жизни многие авторы подчеркивают роль культурных институтов, событий на территории местожительства. Особенно часто называются (домашние) культурные интересы и увлечения, школа, чтение, досуг, места их проведения. Особым удовольствием называется чтение -домашней и библиотечной литературы. Тот же П. Сорокин писал, что, будучи учеником начальных классов, «прочел Пушкина, Гоголя, Тургенева, Толстого и Достоевского и кое-что из переводной классики» [11, с. 31]. Список имен писателей, книги которых он прочитал в детстве, впечатляет. Возникает вопрос: читают ли классику современные дети, если да - то насколько глубоко? Для экзаменов (ЕГЭ) или для развития своего разума и души? Подобные вопросы возникают в связи с тем, что чтение действительно чрезвычайно важный фактор умственного и культурного развития, фактор сведения на нет скуки, праздности и прочих настроений, ведущих к девиант-ности. Современное отчуждение молодежи от книги, чтения текстов, возможностей размышления не способствует становлению творческого, соучаствующего и деятельного человека. В прошлой и современной биографической литературе, которая расширяется, много рассказывается о роли чтения, о том, как общение с книгой способствовало его «умственному развитию» (Сорокин), т.е. рождению людей, у которых самоактуализация важнее простого удовлетворения своих базовых потребностей (потребительства). А. Маслоу, известный американский психолог, утверждал, что люди (дети), которые включены с детства в чтение, обладают высоким уровнем творческого потенциала, обостренным восприятием окружающей среды [8]. Культурная среда малой родины разнообразна, она зависит от местоположения (село, город), от статусности семьи. Однако, как показывает анализ текстов, низкое социальное положение семьи, недостаточная культурная среда не является помехой для целеустремленных, приученных к труду детей. Сорокин писал, что он с малых лет питал «отвращение к мещанскому восприятию жизни как череды удовольствий и развлечений...» [11, с. 34].

Среди факторов социализации индивида весьма значительна природная среда, ландшафт месторождения. Философ и социолог С.Н. Булгаков сказал удивительно добрые и восхищенные слова о своей малой родине - городе Ливны Орловской губернии. Он писал, что природа города «не блещет никакими красотами, скорее даже некрасотами. Однако она не лишена того, чего не лишена почти всякая земля в нашей средней России: красоты лета и зимы, весны и осени, закатов и восходов, реки и деревьев. Но все это так тихо, просто, скромно, незаметно и - в неподвижности своей - прекрасно. То, что я любил и чтил больше всего в жизни своей - некричащую, благородную скромность и правду, высшую красоту и благородство целомудрия - все это мне было дано в восприятии родины [3, с. 204.]. Эти слова говорят об огромном значении в процессе социализации природной среды, ее восприятия и понимания.

О природе месторождения (малой родины) как важного фактора социализации говорится во многих воспоминаниях. С.Т. Аксаков «золотое время детского счастья» связывал с жизнью в деревне, с ее природой и развлечениями [1, с. 309.].

По мнению П. Сорокина, природная среда народа-коми создавала эстетическую атмосферу, мир прекрасного, которая состояла «во-первых, из красивой природы: широких рек и озер., бескрайных лесов, цветущих лугов и полей, окружающих летом каждое село, огромных пространств, покрытых чистым снегом зимой, и всегда голубого, безоблачного неба, сверкающего по ночам бриллиантовыми россыпями звезд» [11, с. 13]. Все это дополнялось у него царством животных, рыбной ловлей в чистых водах и наблюдением «за повадками зверей и вечно меняющейся природой.». Подобные суждения о роли природной среды, включенности в нее, понимании природных явлений пишут многие. Действительно, природная среда в ее многообразии чрезвычайно важный фактор конструирования эстетических и нравственных качеств молодого человека, любви к живому, которое надо ценить и защищать. Современная урбанизация уничтожает общение человека с природой, ее понимание как важного основания его жизни. Этому способствуют принципы потребительского общества. Дети, выросшие «вне природы», не видевшие весенних зорь, «тихости неба, благости света, животворную силу весны.» (Б. Шергин), не могут ценить природу, частью которой они

являются. Природа это, как пишут многие, радость и счастье, рождающая благородство души и духа. Возникает вопрос: может ли ребенок, выросший вне природной среды, не понявший, какой красивой и доброй она бывает в разные периоды года, видевший ее только на картинах в музеях (и то не все) быть человеком гуманным, готовым воспринять ее красоту, доброту и совершать добро? Этот вопрос всем нам: родителям, ученым и в целом обществу.

То, что природная среда занимает огромное место в социализации индивида, в приобретении им гуманных качеств, которые определяют его мировоззрение и поведение, нет сомнения.

Русский писатель В. Распутин, который боролся за спасение Байкала, спрашивал: «И как знать, не она, не природа ли, и удерживает в немалой степени нас в тех более или менее разумных пока еще рамках, которыми определяется наше моральное состояние, не ею ли и крепится наше благоразумие и благодеяние?» [10, с. 442.].

Действительно, природа, природная среда малой родины (и большой) - важная основа жизни, «воспитатель» человека, и плохо то, что понимание этого уходит, чему виной технизация (цифровизация) сознания, господство массовой культуры, для потребителей которой природа - место для пикника. С этой точки зрения, малая родина включает в себя природный ландшафт, вне его рассматривать проблемы детско-юношеской социализации невозможно. Понимание природы и любовь к ней должны формироваться с детских лет в пространстве малой родины, которая, как было показано, представляет системное явление.

З аключение

Из сказанного видно, что концепт малой родины сложное, функциональное явление, имеющее свою структуру и играющее большую роль в социализации индивида на первом этапе жизни человека. Без понимания ее сути трудно обсуждать проблемы конструирования личностных ориентаций, диспозиций, социального характера, поведенческих мотиваций человека. Феномен малой родины не просто некое эмоциональное словосочетание, а сложное пространственно-временное явление, пространство местожительства, связанное с первым этапом жизни человека, когда у него определяются жизненные ценности, выбор символов, вхождение в систему человеческих отношений как отдельного субъекта со своим «Я». Роль малой родины

определяется ее структурой. Она не сводится только к семье и дому, как принято в некоторых видах литературы, а включает и другие среды: социальную, культурно-до -суговую, природную. Каждая из этих сред, как подчеркивал П. Сорокин, оказывает влияние на социализацию индивида на первом этапе жизни, и их влияние проявляется на всех этапах жизненного пути человека.

Системное представление о малой родине углубляет понимание сути процесса социализации в детстве и юности и определяет комплексный, междисциплинарный подход, необходимость которого остро ощущается сегодня. Реализация комплексного подхода позволит объединению возможностей социологии, психологии, философии, педагогики, географии, экологии и т.д.

Системное представление содержания феномена малой родины и реализация междисциплинарной логики, с нашей точки зрения, дает возможность по-новому представить проблемы воспитания подрастающего поколения, не сужая эту чрезвычайно важную тему до вопросов только семейного и школьного воспитания. Кроме того, нужно иметь ввиду, что в современное время место названных сред малой родины меняется в воспитательном процессе, и возникают сложные теоретические и практические проблемы, которые можно решить только совместными усилиями.

Актуализация проблемы малой родины имеет еще одно очень важное значение. Это память о прошлом, проявление культуры человека и общества, которые

мы видим в различного рода воспоминаниях / мемуарах / биографиях. Они «в значительной степени история нашего опыта общества», в них раскрываются многие стороны жизни и деятельности конкретных людей и общества в целом. Концепт малой родины - один из способов субъек-тивизации, очеловечивания истории. Тот же П. Бергер писал, что «наше знание общества приобретается биографически: мы врастаем в устойчиво распространенный круг социальных и конституциональных отношений» [2, с. 38-39]. Проявление сути малой родины в воспоминаниях / мемуарах имеет второе проявление культуры. Это благодарность, духовность, чему, как писал И. Ильин, известный российский мыслитель, «каждый из нас должен... научиться» ценить дары, полученные от прошлого и выражать благодарность [5, с. 341-395]. Мы живем, нагруженные дарами детства, и об этом должны помнить как факторе нашей (индивидуальной и общей) культуры и преемственности. Осознание значимости раннего периода жизни, где имеет большое значение феномен малой родины, рождает чувство ностальгии, желание вернуться, возродить и совершить другие практические и духовные действия. Это поиск возрождения себя, свой род и то, что называется Родина. Обращение к месту рождения - это возвращение к себе и на Родину.

Концепт малой родины в определенной мере является весьма эффективным окуляром, дающим возможность системно исследовать важные проблемы социализации индивида, факторы, влияющие на этот сложный процесс.

см со

о

Список литературы:

[1] Аксаков С.Т. Детские годы Багрова-внука. Воспоминания. - Л.: Лениздат, 1984. - 448 с.

[2] Бергер П.Л., Бергер Б., Коллинз Р. Личностно-ориентированная социология. М.: Академический проект, 2004. - 605 с.

[3] Булгаков С.Н. Моя родина // Новый мир. - 1989, № 10. - С. 204-211.

[4] Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа «Анналов» (Интервью с Ле Гофф). - М.: Индрик, 1993. -327 с.

[5] Ильин И.А. Путь к очевидности. - М.: Республика, 1993. - 430 с.

[6] Исупов К. Дух собственности и собственность духа // Русская философия собственности. XVПI-XX / Сост. К. Исупов, И. Савкин. - СПб.: Ганза, 1993. - 452-466 с.

[7] Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 608 с.

[8] Маслоу А.Х. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия, 1999. - 479 с.

[9] Непомнящий В. Дар. Заметки о духовной биографии А.Пушкина // Новый мир. 1989. № 6. - С. 241-260.

[10] Распутин В. Избранные произведения в 2-х томах. Т.2. - М.: Молодая гвардия, 1984. - 448 с.

[11] Сорокин П.А. Долгий путь. - Сыктывкар: Шыпас, 1991. - 304 с.

[12] Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Политиздат, 1992. - 543 с.

[13] Сыродеева А. Мир малого : Опыт описания локальности. - М.: ИФРАН, 1998. - 121 с.

[14] Шаламов В. Проза и стихи // Новый мир. - 1988, № 6. - С. 106-152.

[15] Штомпка П. Социология социальных изменений. - М.: Аспект-пресс, 1996. - 414 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.