Научная статья на тему 'Понятие личности и общины в пастырской практике епископа Макария (Опоцкого)'

Понятие личности и общины в пастырской практике епископа Макария (Опоцкого) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
115
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ОБЩИНА / COMMUNITY / БРАТСТВО / BROTHERHOOD / ЕДИНСТВО / UNITY / ЦЕРКОВЬ / CHURCH / PERSONHOOD

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Буданова Александра Валерьевна

В статье рассматривается взаимосвязь понятий «личность» и «община» в писаниях и пастырской практике епископа Макария (Опоцкого) создателя целого ряда православных братств, которые существовали на территории России с некоторыми перерывами с 1908 по 1941 г. Данная работа была возможна благодаря публикации докладов епископа Макария на съезде епархиальных миссионеров в 1914 г., а также, сохранившимся в личном архиве одной из его духовных дочерей многочисленным беседам и проповедям, где он осмысливал как понятие «личность», так и понятие«община».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NOTIONS OF PERSONHOOD AND COMMUNITYIN THE PASTORAL PRACTICES OF BISHOP MAKARIY (OPOTSKY)

The article considers the correlation between the notions of personhood and community in the writings and pastoral practices of Bishop Makariy (Opotsky), who founded a number of Orthodox brotherhoods across Russia at different times between 1908 and 1941. The research was made possible by the publication of Bishop Makariy’s addresses to the 1914 Diocesan Missionary Conference and by having access to one of his spiritual daughters’ personal archive where she stored his numerous talks and sermons. In them, he had processed the notions of both personhood and community.

Текст научной работы на тему «Понятие личности и общины в пастырской практике епископа Макария (Опоцкого)»

А. В. Буданова

Понятие личности и общины в пастырской практике епископа Макария (Опоцкого)

В статье рассматривается взаимосвязь понятий «личность» и «община» в писаниях и пастырской практике епископа Макария (Опоцкого) — создателя целого ряда православных братств, которые существовали на территории России с некоторыми перерывами с 1908 по 1941 г. Данная работа была возможна благодаря публикации докладов епископа Макария на съезде епархиальных миссионеров в 1914 г., а также, сохранившимся в личном архиве одной из его духовных дочерей многочисленным беседам и проповедям, где он осмысливал как понятие «личность», так и понятие « община».

ключевые слова: личность, община, братство, единство, церковь.

Введение

Николай Михайлович Опоцкий родился 16 ноября 1872 г. в семье чиновника Министерства внутренних дел. Закончив Бело-зерское духовное училище и Новгородскую духовную семинарию, в 1896 г. был рукоположен в дьякона, а менее чем через год, 6 марта 1897 г. состоялась его пресвитерская хиротония. В 1902 г., после внезапной смерти супруги, Николай Михайлович принял твердое решение продолжить свое духовное образование и принять монашеский постриг [Дмитренко. От учения Христа, 57]. К этому времени он уже имел реальный пастырский опыт. В характеристике, данной ему новгородской епархией для поступления в духовную академию, было написано, что он «человек совершенно трезвый и в пастырской своей деятельности трудолюбивый и энергичный» [МДА, 8] 1. Серьезные

1. Цит. по: [Дмитренко. От учения Христа, С. 58].

размышления о личности Иисуса Христа как примера для личного подражания в жизни христианина начались у священника Николая Опоцкого еще в стенах академии. Его выпускное сочинение носило название «Господь Иисус Христос как учитель жизни» и было высоко оценено ректором духовной академии [Дмитренко. Жизнь еп. Макария, 19]. В это же время он познакомился с Н. Н. Неплюевым, основателем Крестовоздви-женского трудового братства, которое несколько раз посещал и куда отдал на воспитание трех своих несовершеннолетних дочерей [Дмитренко. От учения Христа, 58]. Опыт братства, как реального воплощения общинной жизни на основах евангельской любви в современных ему условиях, соединенный с размышлениями над личностью Христа, был глубоко воспринят о. Николаем. Он считал первостепенной необходимостью христианское просвещение, без которого, по его глубокому убеждению, жизнь по евангелию невозможна. По окончании академии о. Николай был полон решимости начать воплощать все это в жизнь. Первое братство было создано уже в 1908 г. при приходе в селе Велебицы [Дмитренко. От учения Христа, 59]. 14 июля 1921 г. о. Николай принял монашеский постриг с именем Макарий, а 14 сентября 1922 г. состоялась его епископская хиротония 2. Несмотря на многочисленные трудности, революцию, аресты, ссылки, идея создания общин и братств осталась главной в его жизни до самых последних дней. Братства создавались в Череповце, Новгороде, Галиче, Архангельске. В 1941 г. на его попечении в Новгороде было около 40 человек 3, которых он спас от неминуемой смерти, выведя из оккупированного горящего города [Интервью с Пикиной]. Владыка скончался 9 ноября 1941 г. в деревне Витке в окружении своих духовных чад [Интервью с Пикиной]. В архиве одной из его духовных дочерей 4 сохранились многочисленные проповеди и беседы владыки. Их основной темой является главное дело его жизни — создание братских общин для преображения их членов в сынов Божьих вплоть до полного уподобления Христу. Через эту призму рассматривается все: евангелие, праздники, ветхозаветные чтения, псалмы, догматические понятия и таинства. В свете

2. См.: [Дмитренко. От учения Христа, 64].

3. Среди них была Екатерина Ивановна Пикина, благодаря воспоминаниям которой удалось воссоздать последний период жизни владыки Макария.

4. Архив сохранила Е. И. Пикина.

этой темы осмыслялось и понятие личности. Все проверялось реальной жизнью братства, сохранившего свои основные ориентиры и внутреннее единство до конца земной жизни последних его членов.

Понятие личности

Владыка Макарий в первую очередь относил слово «личность» к Господу нашему Иисусу Христу. По отношению к человеку оно употреблялось им именно в соотнесении с его желанием достичь полноты возраста Христова, преобразиться из сына греха в сына Божьего, быть носителем Божественных совершенств с желанием исполнять волю Божью. Иногда слово «личность» употребляется в значении «лицо»:

Личность (в значении «лицо») — тот, кто осознал волю Отца Небесного, такого единства между собой (т. е. с другими), как между Отцом и Сыном [Изъяснениемолитвы Господней].

Личность всегда устремлена вверх, к Богу. Личность (в значении «лицо») — это тот, в ком Бог может обитать. Предлагая собственный перевод с греческого первого прошения молитвы «Отче наш», владыка трактует слово «уранос» как «размышляющий о горнем, лицо, обратившее все свое внимание на высокое, выдающееся, идеальное» [Изъяснение молитвы Господней]. Далее он уточняет:

Это лицо полностью противоположно лицу, все свое внимание обратившему на земное, рутинное, греховное. Это ангелы на небе и святые люди на земле. Вот в этих-то личностях (лицах) и обитает Бог. Для таковых он только и является как Отец, т. е. любящий и спасающий их как своих детей, и преображает их в своих сынов и дщерей, во всем подобных ему [Изъяснение молитвы Господней].

Личность у владыки всегда активна и деятельна. Бог может обитать в ней только благодаря ее постоянной духовной работе. В беседе о том, кто такой Христос и кто такой верный, он пишет:

Верный тот, кто опознал в жизни Иисуса свой личный неизменный пример как идеал личности и подражает ему, и достигает полной меры возраста Христова [Кто такой Христос].

Владыка Макарий многократно подчеркивает, что имеется в виду именно реальное, а не умственное подражание, и очень жестко критикует всякие сомнения в возможности этого пути. Что же является подражанием Христу в Его земной жизни? У владыки не было никаких сомнений в том, что самым главным делом Христа на земле было создание им общины учеников, живущей в «сродной Ему (Христу) любви» [Кто такой Христос], общины, из которой затем выросла Церковь. В той же беседе он пишет:

Верный — тот, кто понимает Новый завет в крови Господней как призыв к подвигу созидания братской общины и самоотверженной любви к братьям, полагающим за них душу свою, а потому создает вокруг себя братскую духовную семью и самоотверженно любит ее [Кто такой Христос].

А тем, кто в этом сомневался, владыка говорил прямо:

Бог — наш Отец, а не деспот. А кто говорит, что такое единство — братская жизнь невозможна, то это дьявольские речи. Отец знает все наши немощи... Тот, кто налагает на нас эту заповедь, тот является и первым помощником в исполнении ее [Изъяснение молитвы Господней].

Поэтому личность должна обладать способностью не просто к общению, но и к собиранию. И не просто собирать, но и питать собранных воедино. А для этого она сама должна быть оплотом (или плотью) духу Христову, в ней живущему. В беседе на 4-е прошение молитвы «Отче наш» владыка сравнивает личность с плотью Христовой и с хлебом:

Что такое плоть Христова? Плоть — оплот, тот, в ком живет дух Христов, каждый истинный ученик Его, носитель Его духа, подражатель житию Его во плоти. Это апостол Христов, собирающий братию в едино стадо и любящий ее как отец своих детей и как Христос. Вот такое благое святое лицо и является истинным хлебом, истинной пищей, питающей и развивающей в нас Христову идеальную жизнь [Изъяснение молитвы Господней].

Только такая святая личность, во Христе облеченная и может привлекать к себе и собирать около себя братию, а собранных скреплять, сплочать цементом своей Христовой Отчей любви во едино тело — Церковь Божию. В теле Церкви такой человек то же, что обычный хлеб в организме. Хлеб или пища, введенная внутрь нашего организма, срастворяется с ним, преобразуясь

в кровь, нервы, жилы, мускулы, коими и поддерживается крепость или связь отдельных членов тела. Подобно сему и плоть Христова — Его верный ученик, преисполненный благодати Отчей любви к собранным им детям [Изъяснениемолитвы Господней].

Таким образом личность всегда соотносится со Христом, обращена к Богу, открыта и стремится к нему. Личность активна, деятельна, являясь оплотом живущему в ней духу Христову, собирает вокруг себя и питает этим духом желающих преобразиться в сынов и дочерей Божиих, желая между ними единства как между Отцом и Сыном.

Понятие общины

У владыки Макария нет четкого разделения понятий общины и братства. И то, и то — это духовная семья, созданная для одной цели и обладающая одними и теми же качествами. К понятию «братство» можно присоединить еще и некоторую характеристику качества братскости, например «братская любовь», создание братских общин и т. д.

Пока о. Николай Опоцкий, а позже владыка Макарий, был штатным священником или епископом, он видел общину как некое ядро прихода, поэтому и община в ранних текстах называлась приходской.

Цель приходской общины, — пишет о. Николай в докладе на съезде епархиальных миссионеров в 1914 г., — это дать людям доброй воли возможность без злобной помехи со стороны мира сего преображаться из сынов тьмы в сынов света, из детей дьявола в детей Божиих [Опоцкий, 32].

Этот вид приходской организации я назову общинно-трудовым, — продолжает он, — а проще — семейным. Сердце семейного прихода — это дело благоустроения «христианского трудового братства» с целями и характером святой соборной и апостольской церкви [Опоцкий, 32].

Другими словами, цель общины — чтобы каждый ее член становился личностью. Причиной же создания такой общины или братства может быть только идея братолюбия:

Как из зерна, посеянного в добрую землю, вырастает стебель и плод, так из идеи братолюбия, посеянной в здоровое, непредубежденное само-

сознание, логично вытекает дело братолюбия — 4-й вид приходской организации — христианское просветительное трудовое братство, собранное вокруг людей, подвижников сознательной веры — братолюбцев, смотрящих на братство как на дело Божие, а на себя — как на работников, Самим Господом на это дело поставленных. Главными членами приходской общины являются, конечно, те, которые более всего на свете «любят братство», больше и разумнее всех в общине трудятся для меньшей братии, более других приносят жертв на общую пользу. «Кто из вас хочет быть первым, да будет всем слуга, а кто хочет старейшиной, да будет всем раб» (2 Кор 6:11-17). У христиан-общинников таким образом выдвигается на вид не юридическое первенство сановных господ, а первенство добровольного служения и рабской услуги немощным членам общины. Таков подвиг первенства — слуг братства. Прочие же члены — меньшие братья — с сыновней преданностью принимают наставления в вере и святые примеры самоотверженного братолюбия от первых — старших и отвечают им со своей стороны глубокой благодарной любовью и подражанием им в братской жизни и трудах; конечно, в общине должны быть и распорядители-хозяева, но они скорей испытанные в любви друзья, чем начальники [Опоцкий, 31 ].

Община — «органически целое», «неделимая единица», имеющая определенные значение и цель. Как пример о. Николай Опоцкий приводит бабочку.

Всмотритесь в устройство ее: какая удивительная стройность всех частей организма и соподчинение их закону единства — одной общей для них идее, вложенной в бабочку Самим Творцом. Главная часть (член) организма — головка и тельце; остальные части соподчинены главной. Так, глазки различают предметы, указывают направление к полезным для организма предметам, удаляя от вредных. Усики нащупывают воду и пищу. Ротик воспринимает из природы питательные для тельца вещества. Ножки отделяют тельце и головку от земной грязи, охраняя тем их чистоту. Крылышки переносят тельце с одного места на другое и дают бабочке возможность резвиться в воздухе над прекрасными цветками садов и лугов. Но и самое-то тельце с головкой не главное в организме бабочки. Оно только оболочка чего-то таинственного — оболочка божественной идеи — радования высших себя тварей [Опоцкий, 39].

То есть не замкнуто и не для себя.

Владыка был убежден, что такое же органическое единство, как между членами одного организма, Христос создавал среди

своих двенадцати учеников-апостолов. В беседе «Изъяснение молитвы Господней» он приводит собственный перевод евангелия от Иоанна 5. «Новая заповедь — будете иметь любовь к собранным воедино» [Изъяснение молитвы Господней]. Такой прекрасной и радостной организацией, по мнению владыки, может быть «только община, подобная первохристианской — Сиону святому, матери святых Божьих церквей» [Опоцкий, 40].

В письме митр. Сергию Страгородскому, предположительно составленному в 1927 г., где владыка Макарий разъяснял свою позицию, он писал:

Ученики Господни по сошествии на них Святого Духа стали Христоподобны-ми, способными продолжать Его Святое Дело Миротворчества, точнее, дело собирать и объединять верных и послушных Своему Господу людей в малые Церкви Божии или в Христовы братские общины. Из книги «Деяния святых Апостолов» я узнал, как вдохновленные и водимые Духом Святым Апостолы создали во граде Иерусалиме первую Христианскую Церковь — резко отделившуюся от гражданского и иудейского ритуального общества — общину, где у множества членов было одно сердце (единомыслие) и одна душа (единодушие), и где все имение было общее, где грех и утайка собственности были наказаны чудесною внезапною смертью. И к этой общине «никто из посторонних не мог пристать» (Деян 5:13). Здесь я впервые увидел (да и один ли я) характер и строй братско-общинной жизни истинно Апостольской Церкви [Письмомитр. Сергию].

В беседе на 3-е прошение молитвы «Отче наш», которая датируется не ранее чем 1925 г. 6, владыка фактически кратко повторяет основные характеристики общины, данные им в 1914 г. С течением времени, несмотря на кардинальную перемену внешних условий: революцию, изменение церковно-государственных отношений, его представления об общине остались прежними. Единственным отличием стало отсутствие жесткой привязки к приходу. Все остальные характеристики общины сохранились в том виде, в котором они изложены в докладе 1914 г.: 1) единое сердце, т. е. одна центральная власть Христа и собора апостольских церквей;

5. Еп. Макарий собирался представить собственный перевод Нового завета с греческого на суд предполагаемого второго поместного собора, о чем писал патриарху Тихону [Канцелярия, 117 об.]

(См.: [Дмитренко. От учения Христа, 66]).

6. В рукописных тетрадях не встречаются датировки ранее 1925 г., за исключением проповедей, относящихся к Велебицкому периоду, которые отмечены отдельно.

2) одна душа — т. е. одно удовольствие жить по заветам братской самоотверженной любви, явленной Христом в своей крови;

3) по духу Его завета у христиан-братолюбцев — общинное пользование имуществом [Изъяснение молитвы Господней].

Епископ Макарий старался, чтобы это воплощалось настолько, насколько это было возможно. При его жизни члены братства жили вместе, у них была общая касса, общее имущество. На съезде епархиальных миссионеров в 1914 г. он упоминает братскую трудовую семью в Велебицах во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова (в шесть личных семей в количестве 25 человек с детьми) [Опоцкий, 39]:

Семья имеет своей священной задачей — с помощью Божией выполнить завет Господа, данный ученикам Его, следовательно, и нам: «любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин 13:34-35) [Опоцкий, 39].

В Череповце, где владыка служил в середине 20-х гг., имея общее имущество, жили 7 человек [Дело по обвинению Опоцкого, 30 об]. В Новгороде в 30-х гг. было 2, а затем и 3 братских дома. Общение имуществ входило в правила жизни братства [Дело по обвинению Успенского и др., 164, 165, 210]. На началах братства духовные чада владыки жили также в Череповце, Галиче, Архангельске. В 1937 г. на таких основаниях жили около 70 человек [ГАНИКО, 9]. Из материалов новгородского следственного дела 1933 г. [Дело по обвинению Успенского и др., 233-233об.], например, известно, что в новгородском братстве существовало разделение обязанностей: 7 человек занимались хозяйством, а остальные работали в советских учреждениях и артелях. Были общие богослужения, как в храме, так и по домам [Дело по обвинению Успенского и др., 233-233об.]. Все деньги вносились в общую кассу, а затем распределялись. Другим принципом братства была помощь нуждающимся: например, они ежемесячно посылали 25 рублей находящемуся в ссылке архиеп. Арсению (Стадницкому) [Дело по обвинению Успенского и др., 233-233об.]. Владыка был убежден, что

.такую-то форму общинной жизни и хочет видеть Бог-Отец на земле. Ради сего святого строя общинной жизни народов Отец и посылает на землю Сына своего Иисуса, дабы рассеянных чад Божьих собрать воедино, как наседка

собирает птенцов своих под крылья, или как пастырь собирает овец своих воедино стадо, или как хлебопек вымешивает смолотое зерно и образует единый хлеб [Изъяснение молитвы Господней].

Далее он называет христианскую общину истинным телом Господним7, плотью, в которой только и может обитать Дух Святой. В толковании на 37 главу пророка Иезекииля [Толкование 37 главы] воссоединение костей владыка изъясняет как создание братских общин из «сухих костей», т. е. из бывших номинальных христиан, в которых не было жизни. А создание общин он называет «крайне желательной работой», переводя в конце 40-го стиха 6-й главы Евангелия от Иоанна «исполнение воли Отца» как «крайне желательную работу» для приближения Царства Божьего [Изъяснение молитвы Господней]. В беседе на второе прошение молитвы Господней он продолжает:

И вот только те из нас, кои знают и любят сей строй братской жизни, как Богодарованный и благословенный Христом и апостолами, только те могут искренне желать Царства Божия и будут радеть о приобретении у Бога Царственной власти, которую имел сам Господь Иисус, какую даровал своим ученикам и какую обещал дать тем, кои усиленно желают и постоянно день и ночь просят ее у Отца нашего Небесного с надеждой на получение [Изъяснение молитвы Господней].

И заключает: «Теперь вам ясно, братия, какого царства завещал просить Господь в своей молитве» [Изъяснение молитвы Господней]. К тем же, кто слушал беседы, владыка обращался прямо: «Хотите ли вы быть исполнителями воли Отца Вашего небесного, которая определяется по словам ап. Павла как "святость ваша" — то есть святое единство во множестве» [Изъяснение молитвы Господней].

Итак, община — святое единство во множестве, истинное тело Господне, единый организм, живущий по заветам братской самоотверженной любви в общении имуществ, имеющий главою своей Христа, созидающий общую жизнь ради исполнения воли Отца Небесного для приближения Царствия Божия.

Таким образом, понятие личности у владыки неотделимо от общины и братства, а последние — от Бога, Христа и Церкви.

7. «Святая христианская община — истинное тело Господне» [Изъяснениемолитвы Господней].

Человек не сможет стать личностью сам. Он не будет являться ею без общения с подобными себе, без собирания вокруг себя всех, желающих жить по-братски. Цель же общины — преображение человека в личность и общая жизнь для исполнения воли Божьей.

В заключение слова по случаю десятилетия епископской хиротонии владыка сказал:

Я любил и люблю Братство по реченному: «Братство любите» (1 Пет 2:17). Какое братство? Конечно, не фиктивное, только вместе существующее, но братство реальное, братство, которое я сам создаю. О, как сильно я люблю вас, братья! Я глубоко уверен, что моя любовь к вам вечна! Верю, что и по исходе моем из этого бренного тела я буду продолжать любить вас и помогать вам жить в любви и в единстве по-братски [Слово по случаю].

Архивные материалы

ГАНИКО = ГАНИКО. Фонд архивно-следственных дел архивного фонда документов бывшего УКГБ СССР по Костромской области. Ф. Р-3656. Оп. 2. Д. 2008.

Дело по обвинению Опоцкого = Следственное дело по обвинению Опоцко-го Н. М. и др. Архив УФСБ РФ по Вологодской области. Фонд архивных уголовных дел. Д. П-3711. Дело по обвинению Успенского и др. = Следственное дело по обвинению Успенского А. А., Опоцкого Н. М. и др. Архив УФСБ РФ по Новгородской области. Фонд архивных уголовных дел. Д. 1а/12983. Канцелярия = Канцелярия патриарха Тихона и Священного синода (19181924). РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 197. МДА = Московская духовная академия (1700-1920). ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 2788.

Источники и литература

1. Дмитренко. Жизнь еп. Макария = Дмитренко А. Г. Жизнь и служение епископа Макария (Опоцкого) на исторических путях церковного обновления : [Ркп]. М., 2011. 117 с.

2. Дмитренко. От учения Христа = Дмитренко А. Г. «От учения Христа отказаться не могу.» : [Послесловие] // Опоцкий Николай, свящ. Идеальная община и путь к ее восстановлению : Два доклада о приходе и реформе. 2-е изд., испр. и доп. М. : Культурно-просветительский фонд «Преображение», 2013. С. 57-84.

3. Изъяснение молитвы Господней = Макарий (Опоцкий), еп. Изъяснение молитвы Господней. Архив семей Пикиных-Брагиных и Беляевых. Рукописная тетрадь № 34.

4. Интервью с Пикиной = Интервью А. В. Будановой с Е. И. Пикиной. Череповец, 2012. (Из архива автора).

5. Кто такой Христос = Макарий (Опоцкий), еп. Кто такой Христос и кто такой верный. Архив семей Пикиных-Брагиных и Беляевых. Рукописная тетрадь № 34.

6. Опоцкий = Опоцкий Николай, свящ. Идеальная община и путь к ее восстановлению : Два доклада о приходе и реформе. 2-е изд., испр. и доп. М. : Культурно-просветительский фонд «Преображение», 2013. 88 с.

7. Письмо митр. Сергию = Макарий (Опоцкий), еп. Письмо митрополиту Сергию. Архив семей Пикиных-Брагиных и Беляевых. Рукописная тетрадь № 6.

8. Слово по случаю = Макарий (Опоцкий), еп. Слово по случаю 10-летия епископской хиротонии. Архив семей Пикиных-Брагиных и Беляевых. Рукописная тетрадь № 34.

9. Толкование 37главы = Макарий (Опоцкий), еп. Толкование 37 главы из книги пророка Иезекииля. Архив семей Пикиных-Брагиных и Беляевых. Рукописная тетрадь № 3.

Список сокращений

ГАНИКО Государственный архив новейшей истории Костромской области

РГИА Российский государственный исторический архив

ЦИАМ Центральный исторический архив Москвы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.