Научная статья на тему 'Понятие коррупции: научные и правовые аспекты'

Понятие коррупции: научные и правовые аспекты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1862
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шакирьянов М. М.

В статье проведена систематизация и анализ имеющихся на сегодняшний день научных и законодательного определений коррупции. Предложена авторская дефиниция понятия коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие коррупции: научные и правовые аспекты»

М.М. Шакирьянов,

кандидат юридических наук,

старший преподаватель КЮИ МВД России

ПОНЯТИЕ КОРРУПЦИИ: НАУЧНЫЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

В статье проведена систематизация и анализ имеющихся на сегодняшний день научных и законодательного определений коррупции. Предложена авторская дефиниция понятия коррупции.

Коррупция сопровождает человечество с древнейших времен. Причины

возникновения коррупции в зависимости от исторической эпохи и фазы социальноэкономического развития стран весьма различны, а поэтому разработать некие

универсальные правовые и

организационные средства по ее предупреждению и пресечению

представляется малореальным. Проблема борьбы с коррупцией характерна не только для России, но и для всего мирового сообщества.

К сожалению, Россия приобрела стойкий имидж глубоко

коррумпированного государства.

Коррумпированность аппарата

государственного управления приобрела глобальный и системный характер. Коррупцией сегодня поражены

практически все сферы общества: ЖКХ, образование, здравоохранение, суды, правоохранительная система, госслужба. В международном рейтинге по

эффективности борьбы с коррупцией Российская Федерация занимает 143 место [1]. Объективная оценка российской действительности позволяет сделать вывод об отсутствии реальных механизмов по противодействию росту коррупции в органах государственной власти.

В современный период тема борьбы с коррупцией находится в центре внимания научной общественности России, а изучение проблем борьбы с коррупцией невозможно без определения ее понятия и сущности. Так же необходимо отметить, что взгляды российских и западных ученых на эту проблему существенно

отличаются. Первыми коррупция понимается исключительно как

правонарушение, ассоциируемое с общественно-вредным виновным деянием, противоречащим требованиям правовых норм. Вторые же расширяют рамки коррупции до девиантного поведения политической элиты, то есть ведут речь в большей степени о нарушении моральных и этических норм [2].

Этимологически термин «коррупция» происходит от латинского слова «согтирйо», что означает «порча, подкуп» [3].

Однако коррупция не сводится к

примитивному взяточничеству, особенно в условиях рыночной экономики, свободной торговли и демократии. Лоббизм, фаворитизм, протекционизм, взносы на политические цели, традиции перехода политических лидеров и государственных чиновников на должности почетных президентов корпораций и частных фирм, инвестирование коммерческих структур за счет госбюджета, перевод

государственного имущества в

акционерные общества, использование связей преступных сообществ и т.д. являются завуалированными формами коррупции.

Что же понимает международное сообщество под коррупцией? Существует множество определений, но полной ясности и правовой точности нет. Конечно, коррупция скорее синтетическое социальное или криминологическое

понятие, чем правовое, поэтому ее надо рассматривать не как конкретный состав

преступления, а как совокупность

родственных видов деяний. «Коррупция -

это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях» - из этого определения видно, что коррупция выходит за пределы

взяточничества. Дж. Най, например,

полагает, что коррупция включает в себя взяточничество (дачу вознаграждения для совращения лица с позиций долга), непотизм (покровительство на основе личных связей) и незаконное присвоение

публичных средств для частного

использования [4].

Критерием установления уголовной ответственности в ряде случаев

предлагается не оценка общественной пользы принятого решения, что очень трудно сделать, а открытость процесса принятия решения: должностное лицо не вправе принимать решение без

представления всей информации. Если это условие нарушено, оно может быть признано виновным. Классической

иллюстрацией к этому могли бы служить келейные аукционы в России, проводимые Госкомимуществом. К подобным видам коррупционных деяний присоединяется непредоставление информации обо всех финансовых активах, обязательствах, связях при занятии должности и ежегодной отчетности. Причем санкции за них предлагаются не меньше санкций за традиционные виды коррупции, чтобы нарушение было невыгодным и за него нельзя было спрятаться при совершении традиционных коррупционных действий. Особое внимание уделяется

представлению информации о финансовой поддержке партий.

В мире общепризнано, например, что государственное должностное лицо после увольнения со службы в течение установленного периода времени должно получить разрешение правительства, прежд чем принять приглашение на работу в частном секторе или начать заниматься коммерческой деятельностью, если они имели отношение к его прежней

должности. В России только за последние несколько лет сменилось более 15 министров экономики, финансов и

заместителей председателя Правительства по экономическим проблемам,

большинство из которых буквально на следующий день после увольнения с государственной должности занимали руководящие посты в крупных коммерческих банках, компаниях и концернах. В демократических странах такое поведение рассматривается как коррупционное.

Применительно к условиям российской действительности отсутствие

законодательного определения коррупции на федеральном уровне создавало массу проблем и порождало множество споров в научных кругах.

В современной российской

криминологической науке выделяется с некоторыми вариациями (Долгова А.И., Желудков А.С. и др.) понимание коррупции, согласно которому это

«социальное явление, характеризующееся подкупом-продажностью государственных и иных служащих и на этой основе

корыстным использованием ими в личных или узкогрупповых, корпоративных

интересах официальных, служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей» [5].

Это определение понятия коррупции выделим в первую группу, которая характеризуется:

- определением круга лиц, которые

могут совершить коррупционные деяния(государственные и иные

служащие);

- определением области

жизнедеятельности, в которой совершаются эти деяния (в связи с выполнением указанными служащими своих

должностных обязанностей);

- определением целей этой

деятельности (подкуп-продажность,

корыстное использование, т.е. получение

определенных материальных благ за

совершение определенных действий);

- определением круга лиц, в интересах

которых совершаются эти деяния (в личных или узкогрупповых,

корпоративных интересах).

Иного мнения придерживаются еще ряд российских криминологов (Кабанов П.А., Хохряков Г.Ф.), которые понимают под коррупцией «использование

уполномоченными на выполнение

государственных функций (или

приравненных к ним) лицами своего статуса и связанных с ним возможностей для непредусмотренного законом получения материальных, иных благ и преимуществ, а также противоправное предоставление им этих благ и преимуществ физическими и

юридическими лицами» [6].

Это вторая группа определений, которую характеризуют:

- определение круга лиц, которые

могут совершить коррупционные деяния (лица, уполномоченные на выполнении государственных функций или

приравненные к ним);

- определение области

жизнедеятельности, в которой

совершаются эти деяния (выполнение указанными лицами государственных функций с использованием своего статуса);

- определение целей этой

деятельности (получение материальных, иных благ и преимуществ).

Согласно приведенному определению, получается, что лицо, однажды совершившее должностное хищение, уже является коррупционером. На наш взгляд, нельзя говорить о коррупции, когда служащий единожды извлекает выгоду из своего служебного положения, действуя изолированно, не вовлекая в свою противоправную деятельность других людей. Если речь идет об использовании своего служебного положения в личных целях, можно говорить о коррупции лишь в случаях, когда злоупотребления служебным положением (должностные хищения) становятся систематическими, то есть совершаются более двух раз. Таким образом, при совершении лицом должностного хищения единожды мы можем вести речь не о коррупционном преступлении, а лишь о преступлении, имеющем признаки коррупционного.

Наиболее полное, с нашей точки зрения, определение коррупции дает С.В. Максимов, понимающий под этим термином «использование

государственными, муниципальными или

иными публичными служащими (например, депутатами) своего статуса для незаконного получения каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот, в том числе неимущественного характера), либо предоставление последним таких преимуществ» [7].Такое определение наиболее полно дает понятие субъекта коррупции, но, в то же время, и этому определению также присущ недостаток, указанный в предыдущей группе определений.

Подводя итог вышесказанному, учитывая положительные и отрицательные стороны приведенных определений коррупции, предлагаем под коррупцией понимать социально-правовое явление,

предоставляющее собой подкуп (активный или пассивный) государственных, муниципальных или иных публичных служащих либо служащих коммерческих или иных организаций (в том числе неимущественного характера). Однако хотелось бы отметить, что предложенное нами определение также не лишено недостатков, так как одним из условий существования организованной

преступности также является коррупция.

Следует понимать и то, что споры по определению понятия и сущности коррупции не прекратились и после принятия Федерального закона РФ от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О

противодействии коррупции»[8], где в статье 1 дается ее законодательное определение. Из анализа этого закона можно сделать вывод, что коррупцией в РФ признается только лишь совершение одного из пяти преступлений, предусмотренных статьями УК РФ (ст. 285 Злоупотребление должностным полномочием, ст. 290 Дача взятки, ст. 291 Получение взятки, ст. 201 Злоупотребления полномочиями и ст. 204 Коммерческий подкуп).

На наш взгляд, это не совсем

правильный подход, так как законодатель ограничивается здесь только уголовной ответственностью, но существуют и другие подзаконные антикоррупционные акты, за нарушение которых никакая

ответственность не предусмотрена (административная или гражданско-

правовая). Например, прямого наказания за непредоставление или предоставление заведомо ложных сведений для лиц, занимающих государственные должности (например, президент, члены правительства и Совета Федерации, депутаты Госдумы), не предусмотрено.

Эскалация коррупционных проявлений, прежде всего имеющих характер

гражданско-правового деликта,

административного правонарушения или дисциплинарного проступка, требует

широкого использования криминологически содержательных мер противодействия ими прежде всего специальных мер предупреждения.

ЛИТЕРАТУРА

1.Ткач А. Коррупцию надо сделать невыгодной // Парламентская газета. -2009. -2 июня. - С.11.

2.Гараев Р.Ф., Селихов Н.В. Понятие коррупции // Следователь. -2001. -№2. -С.43-50.

3. Большой юридический энциклопедический словарь. - М.: Книжный мир, 2000.- С.266.

4. Ответственность за должностные преступления в зарубежных странах. - М., 1994.

5. Криминология: учебник для юридических вузов / под общ. ред. А.И. Долговой.- М., 1997. С.501; см. также: Криминология: конспект лекций / авт.-сост. А.С. Желудков. - М., 1999. -С.90.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. См.: Криминология: учебное пособие / под общ. ред. В.Е. Эминова. - М., 1997.- С.61; Кабанов П.А., Галимзянов Р.Р. Коррупция в России: понятие, сущность, причины, противодействие: учебное пособие.- Набережные Челны: ИД «Стержень», 2003.- С.9; Хохряков Г.Ф. Кримнология: учебник / отв. ред. В.Н.Кудрявцев. - М.: Юристъ, 1999. -С.350.

7. Основы борьбы с коррупцией / науч. ред. С.В. Максимов. - М.: Спарк, 2000.-С.22.

8. См. Российская газета. -2008. -30 декабря.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.