Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ «КОНЦЕПТ» И ЕГО ОСНОВНЫЕ ВИДЫ'

ПОНЯТИЕ «КОНЦЕПТ» И ЕГО ОСНОВНЫЕ ВИДЫ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
444
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / КОНЦЕПТОСФЕРА / ПОНЯТИЕ / ФРЕЙМ / ГЕШТАЛЬТ / ЯЗЫКОВАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Исмайилова А.И., Абдурахманова Х.Т., Кудайбердиева Г.Г., Кулубекова А.О.

Статья представляет собой обзор работ по исследованию концепта в лингвистике. Автор приводит различные точки зрения на понимании сущности, природы и структуры концепта, анализирует существующие классификации концептов. В статье дается определение термину "концепт". Раскрываются разные точки зрения. Некоторые ученые считают, что концепт - это ментальное образование, которое заменяет неопределенный набор объектов одного типа. Другие ученые считают, что термины "концепт" и "понятие" - это не одно и то же. В "Лингвистическом энциклопедическом словаре" термина "концепт" не существует. Это просто синоним термина "понятие". В статье обобщены все взгляды на термин "концепт" и дано его определение. Концепция представляет собой единство коллективного сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF "CONCEPT" AND ITS MAIN TYPES

The article is a review of works on the study of the concept in linguistics. The author gives various points of view on understanding the essence, nature and structure of the concept, analyzes the existing classifications of concepts. The article defines the term "concept". Different points of view are revealed. Some scientists believe that a concept is a mental formation that replaces an indefinite set of objects of the same type. Other scientists believe that the terms "concept" and "concept" are not the same thing. The term "concept" does not exist in the "Linguistic Encyclopedic Dictionary". It's just a synonym for the term "concept". The article summarizes all views on the term "concept" and gives its definition. The concept represents the unity of collective consciousness.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ «КОНЦЕПТ» И ЕГО ОСНОВНЫЕ ВИДЫ»

ПОНЯТИЕ «КОНЦЕПТ» И ЕГО ОСНОВНЫЕ ВИДЫ

А.И. Исмайилова Х.Т. Абдурахманова Г.Г. Кудайбердиева А.О. Кулубекова

Ошский государственный университет (Кыргызстан, г. Ош)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-12-4-127-130

Аннотация. Статья представляет собой обзор работ по исследованию концепта в лингвистике. Автор приводит различные точки зрения на понимании сущности, природы и структуры концепта, анализирует существующие классификации концептов. В статье дается определение термину "концепт". Раскрываются разные точки зрения. Некоторые ученые считают, что концепт - это ментальное образование, которое заменяет неопределенный набор объектов одного типа. Другие ученые считают, что термины "концепт" и "понятие " - это не одно и то же. В "Лингвистическом энциклопедическом словаре" термина "концепт" не существует. Это просто синоним термина "понятие". В статье обобщены все взгляды на термин "концепт" и дано его определение. Концепция представляет собой единство коллективного сознания.

Ключевые слова: концепт, концептосфера, понятие, фрейм, гештальт, языковая система.

Концепт является результатом процесса концептуализации. Понятия, являющиеся единицами концептуальной системы, обладают ментальным свойством. Они опираются на языковые особенности определенного народа, определенного момента. Поэтому отражение процесса концептуализации через язык и раскрытие содержания концепта понятны только носителю определенного языка, лингвисту, полностью овладевшему этим языком. Конечно, ментальный смысл концепта выходит на первый план. Для определения концепта необходимо различать несколько признаков и воздействий предметов на объекты, их назначение, цену таких воздействий, роль этих факторов. Если мы посмотрим, какие определения в словарях даны термину Концепт:

Объектом исследования когнитивной лингвистики является концепт, которому в словарях даются различные определения. В кратком словаре когнитивных терминов (1996) говорится: «Концепт - это термин, который служит для объяснения ментальных и психических средств в нашем сознании и информационной структуре. Он отражает знания и опыт человека. Мозг -

это содержательная единица языка и понятийной системы, ментальной лексики, памяти. Все, что отражается на психике человека, является содержательной единицей картины мира». Вежбицкая «концепт - это семантическое понятие, отражающее этическое мировоззрение, определяющее языковую картину этнического мира. В то же время он выражает несколько знаний и информации, которые отражают содержание человеческой деятельности в целом».

В большом лингвистическом словаре понятие - (лат. conceptus «мысль») в лингвистике определяется как образ мысли, совпадающий с языковыми знаками материального и идеального объектов, непосредственно связанных с сознанием [2, с. 264]. Это определение может быть понято через язык как совпадение образа мысли или описания вещи.

Концепт - содержание понятия, определенного в лексеме, взято из советского энциклопедического словаря [4, с. 624].

Концепт - это то же самое, что и значение слова, совпадающее понятие, два одинаковых явления. Определение терминов, изучаемых в лингвистике и логике, где логическое отношение и форма рассматри-

ваются как понятия, а языковая система -как значение, объединяет 3 понятия: логическое отношение, форма и языковая система [2, с. 384]

В новом философском словаре концепт определяется как содержание понятия, дополненное смыслом при переходе от конкретной языковой формы к абстрактной для объяснения имени, предмета [3, с. 503].

Следующее определение взято из логического словаря и гласит: слово концепт не является объяснением само по себе, оно относится к "понятию". Понятие изначально представляет собой целый набор идей. Через него к чему-либо крепятся отличительные признаки исследуемого объекта. Мысли об общих и частных признаках этого объекта являются его центром (ядром) [2, с. 94].

Язык является одним из средств передачи сознания, концептосферы, концептов человека, и через него можно анализировать, исправлять, группировать, ассимилировать ментальные единицы, составляющие мысль. Концептуальное содержание сознания может быть познано и выражено с помощью языковых средств. Методы, обеспечивающие изучение лексической и грамматической семантики языковых единиц, используются в лингвокогнитивных исследованиях. Семантическая структура создается через совокупность значений языковых единиц, а совокупность концептов порождает концептосферу.

В то время как концепт рассматривается как единица концептосферы, смысл - как единица семантического поля в языке.

Концепт - это когнитивный элемент, элемент познания, а смысл-это элемент языкового сознания. Без них мысль не может быть организована. В этом и заключается суть концепции. Значение можно понимать как часть концепции, которая является единицей мысли, скрытой (закрепленной) в языковом знаке для выражения и понимания.

Все приведенные выше определения раскрывают различные аспекты концепции (общие, логические, философские, культурные, когнитивные).

После различных определений в отношении концепта можно выделить следующие характерные для него признаки.

1. Минимальная единица человеческой мысли, воображения. Он осуществляется с помощью слов и организует семантическое поле, структуру.

2. Основная единица хранения, обработки, доставки знаний.

3. Концепт - имеет движущийся характер и конкретную функцию.

4. Концепт - имеет общественный характер, его ассоциативное поле обусловлено прагматикой.

5. Это главный центр культуры.

Следовательно, концепции представляют, показывают мир, организуя концептуальную систему в сознании человека, а знаки человеческого языка отражают содержание этой системы в слове. Концепт -сложная, многослойная структура, в основе понимания которой лежит социо-психокультурная составляющая. Он включает в себя отдельные ассоциации, эмоции, цену, национальные образы и коннотацию, адаптированную к конкретной культуре. Таким образом, концепт - это семантическая структура, обозначаемая языковыми культурными особенностями, теми или иными образами, характерными для носителей определенной этнокультуры.

На наш взгляд, определенный концепт должен сочетать в себе предметную и символическую образность, относящуюся к какому-либо объекту, выражать ценностно-ценностное содержание. Он должен дополняться исключительно информативным содержанием. Поскольку концепт служит для объяснения общих знаний, накопленных в результате опыта взаимодействия конкретного человека с миром, и их зависимости от психологических, коммуникативных и культурных факторов. Таким образом, в мышлении концептуальная система возникает в результате определенного концепта, перехода от одного концепта к другому, концептуального анализа их. Концептуальный анализ может быть выполнен для одного или нескольких концептов. Совокупность концептов в соответствии с мировоззрением отдельного человека или мировоззре-

нием определенной нации называется кон-цептосферой.

Термин «концептосфера» был впервые введен в лингвистику Д.С. Лихачевым, и разделяет его на две части: концептосферу личности и концептосферу национального языка. Совокупность концептов, порожденных личным опытом конкретного человека и раскрывающих словарный запас этого человека, составляет концептосферу этого конкретного человека. Например, можно увидеть индивидуальную концептуальную сферу каждого из авторов через их общие работы или конкретные работы. А совокупность устойчивых концептов, организованных из словарного состава языка в целом, составляет концептосферу национального языка, в частности, кон-цептосферу кыргызского национального языка. Богатство концептосферы личности зависит от культурного опыта этого человека. Также концептосфера национального языка напрямую связана с культурой данной нации: литературой, устными народными произведениями, наукой, изобразительным искусством и т.д. По наблюдению ученого, слой концептов обладает определенной степенью изменчивости в соответствии с носителями определенного языка. С развитием культурных практик и обогащением литературы концептосфера постоянно обогащается [6, с. 3-9].

Библиографический список

1. Амиралиев С.М. Тилдин менталдык семантикасындагы кинологиялык концепттер. Автореф. дис. канд. филол. наук. - Бишкек, 2014. - 21 б.

2. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. - М., 1998. - 325-бет.

3. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка, событие, факт. - М., 1988. -339 с.

4. Баранов А.Н. О типах сочетаемости метафорических моделей // Вопросы языкознания. - 2003. - № 2. - С. 73-94.

5. Кубрякова Е.С. Об одном фрагменте концептуального анализа слова ПАМЯТЬ... -С. 85.

6. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Изв. РАН - СЛЯ. - 1993. - №1. -С. 3-9.

7. Телекова Э.Т. Кыргыз тилиндеги «бала» концепти (Лингвомаданият таануу илими-нин аспектиси боюнча): филол. илим. канд. ... дисс-сы. - Бишкек, 2012. - 182 б.

Концептосферу нельзя ограничивать точным расчетом, измерением, конкретизацией начала и конца. Ведь по мере того, как меняется и развивается индивидуальное и общее (национальное) мировоззрение, концептосфера также претерпевает изменения и развитие. Начните понимать рассматриваемый термин (концепт) следующим образом. Это также можно увидеть в Тихоновой. Он определяет концепцию как многоуровневую организованную структуру как единицу языка и мышления. Его элементы взаимосвязаны и влияют друг на друга. Концепция служит заменой понятия в речи и мышлении [1, с. 68].

Концепт-язык как философское явление является ментальным и психическим средством в нашем сознании. В работе «Краткий словарь когнитивных терминов», подготовленной под редакцией Кубряковой, особо подчеркивается связь концепта с образом мира и духовной активностью человека: «Концепт - это термин, служащий для объяснения ментальных и психических средств в нашем сознании и информационной структуре. Он отражает знания и опыт человека. Мозг является содержательной единицей языка и понятийной системы, ментальной лексики, памяти, всей картины мира, отраженной в психике человека» [5, с. 85].

THE CONCEPT OF "CONCEPT" AND ITS MAIN TYPES

A.I. Ismayilova H.T. Abdurakhmanova G.G. Kudaiberdieva A.O. Kulubekova Osh State University (Kyrgyzstan, Osh)

Abstract. The article is a review of works on the study of the concept in linguistics. The author gives various points of view on understanding the essence, nature and structure of the concept, analyzes the existing classifications of concepts. The article defines the term "concept". Different points of view are revealed. Some scientists believe that a concept is a mental formation that replaces an indefinite set of objects of the same type. Other scientists believe that the terms "concept" and "concept" are not the same thing. The term "concept" does not exist in the "Linguistic Encyclopedic Dictionary". It's just a synonym for the term "concept". The article summarizes all views on the term "concept" and gives its definition. The concept represents the unity of collective consciousness.

Keywords: concept, conceptosphere, concept, frame, gestalt, language system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.