Научная статья на тему 'Понятие конкурентоспособности, ее критериев и факторов'

Понятие конкурентоспособности, ее критериев и факторов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
485
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федоренко К.П.

Общеизвестно, что конкуренция есть форма взаимного соперничества между субъектами рыночной экономики, или как еще принято их называть, игроками рынка. Согласно теории конкуренции американского экономиста М. Портера [9] игроками рынка называют не только прямых конкурентов, производителей товаров u ycлyг, но и покупателей этих товаров и услуг, поставщиков сырья и материалов, поставщиков товаров заменителей, а также фирмы, заинтересованные потенциалом данного рынка и готовые войти в него со своими товарами и услугами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competitive capacity concept, criteria and factors

The paper elucidates the term of «competition entity», which the author believes should be understood to mean the very provision of f solution to the problem that shapes the shopper's demand. With this premise in mind, a novel interpretation is offered for the definition of competition. Competition is regarded as a process of competition in searching for, and proposing, the best solution capable of meeting individual requirements of consumers in the fullest extent. This viewpoint is also used to revisit the approach in the definition of both competitive capacity and its criteria and factors. Concepts are introduced of primary and secondary factors in competitive capacity.

Текст научной работы на тему «Понятие конкурентоспособности, ее критериев и факторов»

на златом крыльце сидели...

понятие конкурентоспособности,

ее критериев и факторов

Общеизвестно, что конкуренция есть форма взаимного соперничества между субъектами рыночной экономики, или как еще принято их называть, игроками рынка. Согласно теории конкуренции американского экономиста М. Портера [9] игроками рынка называют не только прямых конкурентов, производителей товаров и услуг, но и покупателей этих товаров и услуг, поставщиков сырья и материалов, поставщиков товаров заменителей, а также фирмы, заинтересованные потенциалом данного рынка и готовые войти в него со своими товарами и услугами.

Определенные действия игроков рынка, преследующих свои частные интересы, представляют собой так называемые силы конкуренции, посредством которых и происходит соперничество. Субъекты рыночной экономики, таким образом, являются субъектами конкуренции.

И.М. Лифиц [6] определяет потребности групп потребителей как «объекты» конкуренции, а товары и услуги - как «средства» конкуренции, с помощью которых соперничающие фирмы стремятся завоевать признание и получить деньги покупателей. С такой точкой зрения нельзя не согласиться. Однако необходимо осознавать то обстоятельство, что сами по себе товары и услуги фирмы безотносительно удовлетворения индивидуальных потребностей покупателей не имеют никакой ценности и смысла. Ценность товаров и услуг проявляется в способности адекватно удовлетворять потребительские ожидания, т.е. «решать» определенные проблемы покупателей. Следовательно, объектом конкуренции правильнее считать не просто имеющую место потребность потребителя, а предоставление самого решения проблемы,

Федоренко К.П.

директор ООО «Рим Электронике Лтд», соискатель Всероссийской ордена Дружбы народов академии внешней торговли при Министерстве экономического развития и торговли РФ

конкурентоспособность /3

__ния,

неш'

ния

формирующей данную потребность. Тот, кто предложит лучшее решение, то есть лучшей набор востребованных характеристик товара еле услуги, тот и завоюет признание покупателя и получит его деньги.

Поскольку любое решение проблемы происходит не сразу, а в результате процесса его поиска, то и конкуренцию необходимо рассматривать как процесс соперничества в поиске и предоставлении лучшего решения проблемы потребителя. Лучшее же решение проблемы потребителя означает, согласно представлениям И.И. Кретова [5], не столько соответствие потребительской стоимости товара или услуги общественным потребностям, сколько сте-нь индивидуального удовлетворения этих требностей, то есть насколько полно данное ешение удовлетворяет ожидания потребителя. Соответственно, конкурентоспособность, перефразируя И.И. Кретова, представляет собой характеристику предложенного решения, отражающую его отличие от подобного ения конкурента по степени удовлетворе-данной потребности. Следует заметить, что современная экономическая наука не дает единой общепринятой трактовки содержания термина «конкурентоспособность». В общем случае под конкурентоспособностью принято понимать способность конкурировать на рынках товаров и услуг. Так, И.И. Большакова [14] определяет конкурентоспособность как реальную и потенциальную способность изготавливать и реализовы-вать товары или оказывать услуги, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для покупателей, чем товары и услуги других фирм. Следовательно, критерии, по которым судят о конкурентоспособности, - это количественные и качественные характеристики товара (цена, затраты в сфере потребления, дизайн, упаковка, уровень сервиса и др.). В то же время, и среди качественных показателей всегда найдутся такие, которые оцениваются количественно: - число предъявляемых жалоб или наоборот, благодарственных писем от потребителей;

- существенные физические показатели товара, например, разрешение изображения дисплея в ноутбуке, объем оперативной памяти, объем памяти на жестком диске, рабочая частота микропроцессора.

В общем случае уровень конкурентоспособности может быть определен либо по финансовому показателю рентабельности продаж фирмы, либо по маркетинговому показателю рыночной доли. Первый указывает на то, как потребители воспринимают ценность предложенного фирмой решения их проблемы. Он отражает, как соотносится цена товара с его потребительской стоимостью. Поскольку цену товара можно представить как сумму, складывающуюся из потребительской стоимости, выраженной в денежных единицах, и ценовой премии за предоставление лучшего решения проблемы покупателя, то можно сделать вывод, что такой неценовой критерий конкурентоспособности как качество материализуется в ценовой. Второй показатель не так однозначно отражает успех фирмы в зависимости от качества товара, поскольку рыночная доля во многом зависит от того, как фирмой организован сбыт. Говоря о факторах конкурентоспособности, обращает на себя внимание утверждение И.М. Лифица, что фактор конкурентоспособности -непосредственная причина, наличие которой необходимо и достаточно для изменения значения одного или нескольких критериев конкурентоспособности [6]. И.М. Лифиц не рекомендует смешивать понятия «фактор конкурентоспособности» и «критерий конкурентоспособности», как не следует смешивать причину и следствие. Образно выражаясь, критерий измеряет, а фактор определяет конкурентоспособность. В то же время, И.М. Лифиц приводит пример, как сбытовой критерий для оптового продавца «доставка товара в магазин в срок» выступает фактором, который определяет такой критерий

ценность товаров и услуг проявляется в способности адекватно удовлетворять потребительские ожидания, т.е. «решать» определенные проблемы покупателей

конкурентоспособность^

-/5

_ _ Маг

воМодазнг

вцоезл

конкурентоспособности услуги розничной торговли, как «устойчивость ассортимента». То есть, согласно И.М. Лифицу, с точки зрения разных субъектов рынка одна и та же характеристика может быть рассмотрена или в качестве фактора, или в качестве критерия конкурентоспособности. Вроде бы все логично. Но давайте рассуждать. Критерий «доставка товара в магазин в срок» служит фактором конкурентоспособности только для розничного магазина? Скорее всего, нет. Так как магазин заинтересован в том, чтобы товар ему поставлялся в срок, он будет отбирать тех оптовиков, кто умеет это делать лучше. Магазин будет сравнивать разные значения дного и того же критерия в отношении всех зможных поставщиков, преследуя при этом ель не оценки конкурентоспособности каждого из них, а своей выгоды. Поэтому критерий выбора будет служить для него фактором его собственной конкурентоспособности. Оптовики же будут соревноваться между собой | виду деятельности «доставка товара в мага: в срок» с целью удержания клиента, а не с тем, чтобы производить оценку уровня своей конкурентоспособности по названному критерию. Но тогда «доставка товара в магазин в срок», определяемая И.М. Лифицем как критерий конкурентоспособности, будет выступать в качестве именно фактора конкурентоспособности также и для оптовика, то есть причины, по которой магазин выбирает того или иного поставщика.

Вывод: чтобы устранить путаницу, в каких слу-Ювень конкурентоспособности чаях что считать критерием, а что фактором конкурентоспособности, мы предлагаем оперировать только одним термином - фактором. рентабельности продаж При этом следует полагать, что факторы могут быть вторичными и первичными. Вторичные поддаются как оценке

может быть определен

по финансовому показателю

гаркетинговому

показателю рыночной доли

или услуги, тот и завоюет

конкурентоспособности, так тот, кто предложит лучший

и служат причиной выбо- _

ра потребителем того или набор востребованных

иного варианта решения его _

проблемы, связанной с удов- характеристик товара

летворением возникшей _

потребности.

Первичные факторы формируют вторичные. Первич- признание покупателя ными факторами могут быть

доступность сырья, капитал, и получит его деньги

НИОКР, внутрифирменная _

инфраструктура, дешевая или высококвалифицированная рабочая сила, технологические, сервисные, управленческие факторы и другие, оказывающие влияние на такие критерии конкурентоспособности как качество товара и его цена.

Литература

1. Гордон Я. Целевая конкуренция / пер. с англ. -М.: Вершина, 2006. - 368 с. - ISBN 5-9626-0110-6.

2. Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения: пер. с англ. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. - 288 с. -ISBN 5-8183-0584-8.

3. Еремеева Н.В., Калачев С.Л. Конкурентоспособность товаров и услуг. - М.: КолосС, 2006. - 192 c. - ISBN 5-9532-0282-2.

4. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс : пер. с англ. / под ред. Ю.Н. Каптуревского. -СПб. : Питер, 2002. - 496 c. - ISBN 5-318-00228-5.

5. Кретов И.И., Садченко К.В. Внешнеторговое дело: учеб. пособие. - М.: Дело и Сервис, 2006. -400 с. - ISBN 5-8018-0280-0.

6. Лифиц И.М. Конкурентоспособность товаров и услуг : учеб. пособие. - М.: Высшее образование, 2007. - 390 с. - ISBN 978-5-9692-0115-6.

7. Ламбен Ж.-Ж Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический и операционный маркетинг : пер. с англ. / под ред. В.Б. Колчанова. -СПб. : Питер, 2007. - 800 с. - ISBN 5-272-00136-2.

8. Олехнович Г.И. Конкурентные стратегии на мировых рынках: Курс лекций. - М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2005. - 256 с. -ISBN 5-94486-037-5.

конкурентоспособность

9. Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость : пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 715 с. - ISBN 5-9614-0182-0.

10. Прахалад К., Рамасвами В. Будущее конкуренции. Создание уникальной ценности вместе с потребителями : пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2006. - 352 c. - ISBN 5-9693-0025-Х.

11. Фатхутдинов Р А. Управление конкурентоспособностью организации : учебник. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Эксмо, 2005. - 544 с. - ISBN 5-699-11080-1.

12. Российская Федерация. Законы. О защите конкуренции : Федеральный закон : от 26 июля 2006 г. : № 135.

13. Философова Т.Г., Быков В.А. Конкуренция и конкурентоспособность: учеб. пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 271 с. - ISBN 5-238-01085-0.

14. Экономика: учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. / под ред. д-ра экон. наук, проф. А.С. Булатова. -М.: Экономистъ, 2003. - 896 с. - ISBN 5-98118031-5.

K.P. Fedorenko,

Director of OOO RIMELEKTRONIKS Ltd, Moscow,

PhD researcher of RF Economic Development and Trade Ministry-Affiliated All-Russian Foreign Trade Academy of the Order of Friendship of Peoples, Moscow

Competitive capacity concept, criteria and factors

The paper elucidates the term of «competition entity», which the author believes should be understood to mean the very provision of a solution to the problem that shapes the shopper's demand. With this premise in mind, a novel interpretation is offered for the definition of competition. Competition is regarded as a process of competition in searchingfor, and proposing, the best solution capable of meeting individual requirements of consumers in the fullest extent. This viewpoint is also used to revisit the approach in the definition of both competitive capacity and its criteria and factors. Concepts are introduced of primary and secondary factors in competitive capacity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.