Научная статья на тему 'Понятие конфликта интересов на государственной службе'

Понятие конфликта интересов на государственной службе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
331
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / CORRUPTION / КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ / CONFLICT OF INTEREST IN PUBLIC SERVICE / ЛИЧНАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ / VESTED INTEREST

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кандыбин Руслан Владимирович

В статье подчеркивается актуальность исследования вопроса предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной службе. Отмечается исключительная важность преодоления узкого понимания природы конфликта интересов и предпринимается попытка расширения подходов к осмыслению понятия конфликта интересов на государственной службе, предложено уточняющее определение этого понятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кандыбин Руслан Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conflict of Interest in Public Service

The article emphasizes the topicality of the issue of prevention and settlement of conflict of interest in public service, stressing the extreme importance of the need to overcome a narrow view of the nature of conflict of interest and attempting to expand the approaches to the understanding of the term. A refined definition of conflict of interest is suggested.

Текст научной работы на тему «Понятие конфликта интересов на государственной службе»

Понятие конфликта интересов на государственной службе 91

кой-либо группы, когда констатируем, например, что ее членам присуща склонность решать конфликты мирным путем, или, напротив, стремление постоянно утверждать свое превосходство над другими с оружием в руках. Изменчивость социокультурного мира порождает множество возможностей рационального поведения членов общества, поэтому каждая социальная группа создает свой собственный способ выхода из неопределенности. Величина и распространенность этоса выходит за рамки этических ценностей, которые представляют собой совокупность установок, склонностей, устремлений, мотиваций, всего, что относится к «образу жизни» людей, а именно морально-ценностные ориентации, эстетический вкус и стиль, стремление к самосовершенствованию, отношение к другим и миру.

С помощью категории «этос» можно выявить различные типы, точнее, идеально типические способы освоения молодым человеком и молодежной группой непрерывных социокультурных изменений, столь свойственных современному социальному миру, в том числе и в ситуациях неопределенности.

В самой неопределенности латентно существуют пути ее снятия. Инициирование снятия неопределенности состоит в поиске ее преодоления. осознание неопределенности является первой ступенью на пути к снятию такого состояния. Выбор следующей ступени зависит от множества внешних и внутренних факторов, которые в каждом случае индивидуальны.

Важно следующее: поиск путей снятия неопределенности активирует те механизмы, которые позволяют познать окружающий мир, выработать определенный метод реагирования на стимулы, лучше осознать ситуацию, альтернативные способы действия, определить свои потребности и выявить ресурсы для их реализации. Поиск путей способствует уяснению своего стату-

са и дает возможность проигрывать новую роль либо не проигранную ранее часть прежней роли, адаптироваться к окружающей среде, инициирует саморефлексию, рефлексию среды. неопределенность играет большую роль в формировании базовых и инструментальных ценностей, системы взаимоотношений в молодежной среде, влияет на определение статусного набора.

Молодежь, включенная в общественные отношения, не существует сама по себе, но находится под воздействием множества факторов, обусловленных особенностями нынешней социальной системы, одним из которых является фактор неопределенности. но неопределенность не исчерпывается внешними проявлениями, а существует также в виде неопределенности внутренних структурных связей, а значит, присутствует и во взаимодействии молодых людей между собой.

Анализ основных черт современного российского общества приводит к выводу, что состояние неопределенности является его характерной особенностью. Социальные взаимодействия в условиях неопределенности нередко связаны с риском. неопределенность вынуждает молодежь к рисковым формам поведения, тем самым делая ее фактором постоянного воспроизводства риска.

Процесс становления молодежи как субъекта общественного воспроизводства сопровождается в условиях неопределенности формированием особого протестного типа сознания, характеризующегося крайними формами отражения реальности. В них доминирует эмоциональный характер восприятия явлений, часто в крайне гиперболизированной, максималистской форме. такой тип сознания проявляется в специфических формах поведения, характеризующихся импульсивностью, агрессивностью, склонностью к риску, эпатажем, отклоне-

ниями от принятых норм, либо, наоборот, подавленностью,пассивностью.

В условиях социальных потрясений, неопределенности и риска протестный тип сознания молодежи под влиянием объективных и субъективных факторов, ускоряющих или тормозящих процесс социализации молодежи, часто приобретает крайние, преимущественно спонтанные формы [4].

Позитивные изменения ее социального положения могут либо снижать уровень протестности, либо стимулировать творческую и инновационную деятельность молодых людей. негативные изменения становятся питательной базой для роста протест-ных настроений.

В этих условиях молодежь должна владеть механизмами саморегуляции и управления, но на современном этапе развития наше общество не располагает такими эффективными механизмами. Для преодоления данного противоречия обществу и государству необходимо приложить максимальные усилия для создания механизмов целеориентированного регулирования социальных процессов в молодежной среде.

Литература

1. Смакотина Н.Л. Основы социологии нестабильности и риска: философский, социологический и социально-психологический аспекты: монография. 2-е изд., перераб. и доп. М.: КДУ, 2009.

2. Гегель Г.В. Ф. Работы разных лет. Соч. в 2-х Т. М., 1972. Т.2. С. 24-25.

3. Вежновец Е.Н. Молодежь // Энциклопедия социологии [Электронный ресурс] [Режим доступа]: /www.slovari. van dex.rti/.

4. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Социальная регуляция в условиях неопределенности. Теоретические и прикладные проблемы в исследовании молодежи. М.: Academia, 2008.

ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ

на государственной службе

Руслан КАНДЫБИН

адъюнкт Калининградского пограничного института ФСБ России

Задача противодействия коррупционным проявлениям в системе государственной службы Российской Федерации признана руководством страны одной из наиболее важных. национальная антикоррупционная политика значительно повысила актуальность проблемы предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной службе.

термин «конфликт интересов» применительно к деятельности государственных служащих стал использоваться в основном в связи с вопросами коррупционного поведения. Это поставило вопрос о необходимости законодательного закрепления термина. так, в ст. 19 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «о государственной гражданской службе Российской Федерации» конфликт интересов рассматривается как ситуация, при которой личная заинтересованность

гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Федерации или России в целом, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Федерации или России.

92

ВЫНОШУ НА ЗАЩИТУ

Вместе с тем в ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» конфликт интересов - это ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

Видно, что при сравнении двух формулировок термина законодатель в нескольких местах определения, сделанного в Федеральном законе «О противодействии коррупции», делает уточняющие дополнения, например: личная заинтересованность может, по мнению законодателя, иметь прямой и косвенный характер [1], затем термин «объективное исполнение должностных обязанностей» заменяется на термин «надлежащее исполнение должностных обязанностей» с добавлением уточняющего слова «служебных», что представляется весьма существенным и отражает сущность понятия «государственная гражданская служба», данное в ст. 3 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Наконец, важным является добавление законодателем понятия «права граждан» в ту часть формулировки, которая говорит о нанесении неурегулированных конфликтом интересов вреда «законным интересам» граждан, организаций, общества или государства.

Учитывая полноту дефиниции конфликта интересов, автору представляется, что конфликт интересов было бы ошибочно рассматривать односторонне, как простое противоречие личных интересов государственного служащего и государства. Речь идет о весьма сложном социальном явлении, в основе которого находится множество различных факторов объективного и субъективного свойства, мотивов и целей в системе государственной службы.

Одним из важнейших терминов, используемых законодателем в определении «конфликт интересов», является понятие «личная заинтересованность» (личный интерес) государственного служащего. Что понимать под личной заинтересованностью? Здесь целесообразно рассматривать любую мотивацию, продиктованную желанием, стремлением, предпочтением, необходимостью в данном случае государственного служащего. Ее можно оп-

ределить как особое состояние государственного служащего, которое в соответствии с нормативными правовыми актами обуславливает возникновение, изменение и прекращение его прав и обязанностей. Заинтересованность, по своей сути, предполагает удовлетворение личных интересов, не совпадающих с интересами общества в целом, и ведет, как правило, к конфликту интересов.

В части 2 ст. 10 Федерального закона «О противодействии коррупции» под личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

Вариативность содержания понятия личной заинтересованности более точно раскрыта законодателем в нормах Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ч. 3 ст. 19), где под личной заинтересованностью государственного гражданского служащего понимается возможность получения им при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи или лиц, указанных в п. 5 ч. 1 ст. 16 закона (т. е. родителей, супругов, детей, братьев, сестер госслужащего и братьев, сестер, родителей и детей супруга госслужащего), а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

Необходимо подчеркнуть, что доходы могут быть лишь в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц. Такое содержание доходов соответствует положениям рассматриваемого закона, определяющим понятие доходов, получаемых в результате коррупции.

Иными словами, личная заинтересованность в настоящем понимании законодателя рассматривается как понятие с исключительно материальной (имущественной) природой. Однако даже нематериально мотивированная деятельность государственного служащего в этимологических рамках упомянутого автором понятия может нанести вред гражданам, обществу или государству. В этой связи автор

предлагает использовать в определении конфликта интересов трактовки личной заинтересованности как материального (имущественного) характера, так и нематериального (иная заинтересованность).

Рассматривая этимологическое содержание понятия «конфликт интересов», Д.И. Дедов отмечает, что в случае возникновения такого рода ситуации гражданам и иным лицам может быть причинен ущерб, их права и интересы могут быть нарушены [2]. Однако данную ситуацию принято рассматривать как возникающую во время исполнения государственным служащим своих должностных (служебных) обязанностей. Парадоксальность заключается в том, что конфликтная ситуация, рассматриваемая законодателем как противоречие между личной заинтересованностью государственного служащего и интересами взаимодействующих с ним третьих лиц, может возникнуть у государственного служащего и во внеслужебное время. В этом случае основой конфликтной ситуации будет являться использование служебного положения либо информации ограниченного доступа, которую, соответственно, госслужащий использует в личных корыстных целях.

В целях совершенствования антикоррупционного законодательства в части, касающейся предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной службе, конкретизируя момент возможного возникновения у государственного служащего личной заинтересованности коррупционной направленности по основаниям, указанным выше, автором предлагается внести изменения в дефиницию конфликта интересов путем внедрения формулировки «при исполнении им должностных (служебных) обязанностей и во внеслужебное время с использованием служебного положения».

Если исходить из сущности деятельности государственных служащих по исполнению своих должностных (служебных) обязанностей, то следует обратить внимание на то, что, согласно определению, указанному в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации», с госслужащим взаимодействуют граждане, организации, общество, субъекты Российской Федерации или Российская Федерация. Вместе с тем уже в Федеральном законе «О противодействии коррупции» такие категории как субъекты Российской Федерации или Российская Федерация объединены в общее понятие «государство», что не противоречит сущностному содержанию указанных категорий.

Во исполнение вышеупомянутых целей автором предлагается внести третье изменение в определение ситуации кон-

Управление социальной средой мегаполиса визуальными средствами 93

фликта интересов на государственной службе путем обоснованного объединения категорий «граждане, организации, общество, субъекты Российской Федерации или Российская Федерация» в «объекты взаимодействия с государственным служащим». такое объединение позволит значительно расширить круг взаимодействующих с госслужащим категорий при исполнении им должностных (служебных) обязанностей и во внеслужебное время с использованием служебного положения.

Л.М. Колодкин, подчеркивая необходимость преодоления узкого понимания природы конфликта интересов, говорит о важности расширения подходов к осмыслению сущности конфликта интересов

на государственной службе [3]. Учитывая вышесказанное, автором предлагается ввести в оборот следующее определение: конфликт интересов на государственной службе - это ситуация, при которой личная материальная (имущественная) и нематериальная (иная) заинтересованность (прямая или косвенная) государственного служащего при исполнении им должностных (служебных) обязанностей и во внеслужебное время с использованием служебного положения влияет или может повлиять на их надлежащее им исполнение и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью служащего и правами и законными интересами объектов

взаимодействия с ним, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам последних.

Литература

1. Кабашов СЮ. Урегулирование конфликта интересов и противодействие коррупции на гражданской и муниципальной службе: теория и практика: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2011. С. 36.

2. Дедов Д.И. Конфликт интересов. М.: Волтерс Клувер, 2009. С. 6.

3. Колодкин Л.М. Проблемы урегулирования конфликта интересов на государственной службе. Современное право. 2008. № 11 (1). С. 45.

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛьНОй СРЕДОй МЕГАПОЛИСА ВИЗУАЛьНыМИ СРЕДСТВАМИ

Евгений ЕФРЕМОВ

аспирант РАНХиГС

Современное общество немыслимо без визуальных средств информации - множества социально функционирующих изображений и знаков. Мы погружены в мир образов, и наше поведение на повседневном, политическом, потребительском уровнях ориентируется скорее на образы вещи, нежели на сами вещи, события, людей.

Это происходит благодаря использованию специальных коммуникативных «технологий» - лингвистических, семиотических, идеологических и визуальных. Образы, созданные искусственно с помощью рекламы, политики, кинематографии, аудиовизуальных средств, формируют, нормализуют и вводят в повседневность взаимоотношения, обязанности, желания, социальные, этнические, гендерные понятия успеха, моду, политические роли.

Создание образа - это одна из задач коммуникации: символичность образа влияет на зрителя, формирует у него определенные реакции.

Визуальная информация летописного и хронологического характера всех отраслей культуры и всех отраслей знания позволяет соотносить друг с другом частные отрасли культуры и отрасли знания, видеть направленность течения процессов, происходящих в обществе, выявлять частные процессы, воспринимая получаемый поток фактов и явлений и выстраивая механизм распознавания.

Существующая линейная модель рассматривает коммуникацию как действие, в рамках которого отправитель кодирует идеи, чувства, нормы в определенный вид сообщения и затем отправляет его полу-

чателю, используя какой-либо канал [1].

Возможно использование интерактивной, или круговой, модели межличностной коммуникации, в ходе которой кодируется информация. Важным элементом этой модели является обратная связь. Главное здесь - реакция получателя на сообщение. В данном случае обратная связь наглядно демонстрирует кругообразный характер коммуникаций, имеющих начало и конец.

Трансакционная модель представляет собой наиболее адекватную модель информационно-коммуникативного взаимодействия. Сложившаяся система социальных сил и отношений современного общества рассчитана на достижение обоюдного взаимопонимания между субъектами публичного дискурса и их целевой аудитории через создание взаимовыгодных отношений путем максимального учета интересов и мотиваций различных сегментов целевой аудитории [2].

Архитектурная среда мегаполиса с его визуально-коммуни кати вными составляющими может стать стержнем трансакцион-ной модели, влияющей на подсознание и удовлетворяющей культурные составляющие психологического восприятия.

Процесс расселения в столичном регионе вновь прибывших гастарбайтеров и мигрантов из бывших республик СССР происходит в те места города, где уже живут или временно находятся их родственники или знакомые. В дальнейшем ассимиляция, занимающая определенное количество лет, осуществляется в этом кругу близких им по ментальности и образу жизни людей.

В мегаполисе нет ни единого отклика

на то, что могло бы создать среду гостеприимства и дать понять, что приезжим здесь рады, кроме бывшей ВДНХ, где во времена СССР символы дружбы народов нашли свое отражение в архитектурных павильонах и фонтанах.

При проектировании социального и коммерческого жилья архитекторы могли бы взять на себя задачу создания образа новых жилых кварталов с элементами этники, которая может быть заложена в самой сути формообразования, семантической составляющей архитектурных объектов, рассчитанной на социальные группы будущих жильцов. Учитывая профессиональную квалификацию московских архитекторов, эта увлекательная в творческом плане работа может дать городу интересные архитектурные объекты. городская архитектура может приобрести уникальный образ, а не то безликое «ничто», которыми являются все новостройки.

Проблема усугубляется отсутствием градостроительной политики, адекватной демократическому гражданскому обществу.

На VII съезде Союза архитекторов России в 2008 г. был поднят вопрос о недопустимости отсутствия в структуре исполнительной власти страны профессионального органа, ответственного за градостроительство и архитектуру, а в регионах и муниципальных образованиях органы архитектуры, практически повсеместно подчинены строительным департаментам. Была подвергнута критике система распределения заказов на проектные работы через тендеры, инициатором которой являлось Правительство России. Данной системой выбирается не лучший проект, а самый дешевый, что категорически не-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.