Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ "КОНФЛИКТ"'

ПОНЯТИЕ "КОНФЛИКТ" Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2035
332
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА / СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ / ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА / ЭЛЕМЕНТЫ КОНФЛИКТА / ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кажура Н.В.

В статье рассматривается понятие «конфликт», его функции, элементы, а также стратегии поведения в конфликте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ "КОНФЛИКТ"»

п

С И Х О Л О Г И Ч Е С К И Е

НАУКИ Н.В. Кажура

ПОНЯТИЕ «КОНФЛИКТ»

В статье рассматривается понятие «конфликт», его функции, элементы, а также стратегии поведения в конфликте.

Ключевые слова: конфликт, разрешение конфликта, стратегии поведения, функции конфликта, элементы конфликта, причины конфликта.

Конфликт (от лат. сопШСш - столкновение) рассматривается в разных науках. В психологии конфликт - это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными переживаниями.

Диагностика конфликта включает: описание его видимых проявлений; определение уровня развития конфликта; выявление причин конфликта и его природы; измерение интенсивности; определение сферы распространенности.

Эффективное разрешение конфликта, т.е. разрешение при наименьших потерях ресурсов и сохранении жизненно важных общественных структур, возможно при наличии некоторых необходимых условий и реализации принципов управления конфликтом. К числу первых относятся: наличие организационно-правового механизма разрешения конфликта; наличие опыта конструктивного решения конфликтов; развитие коммуникативных связей; наличие ресурсов для осуществления системы компенсаций. Реализация этих условий требует создания определенных норм и правил в сфере разрешения конфликтов, базирующихся на современных методах их исследования и применения.

© Н.В.Кажура, 2023.

Когда человек попадает в конфликтную ситуацию, для более эффективного решения проблемы ему необходимо выбрать определенный стиль поведения. Выделяются следующие пять типовых стратегий поведения в конфликтных ситуациях:

1.Приспособление - изменение своей позиции, перестройка поведения, сглаживание противоречий в ущерб своим интересам.

2.Компромисс - урегулирование разногласий путем взаимных уступок: пусть длительное и состоящее из нескольких этапов, но идущее на пользу делу.

3. Сотрудничество - совместная выработка решения, удовлетворяющего интересы всех сторон.

4.Игнорирование - стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее.

5. Соперничество - конкуренция, открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции.

При этом необходимо проводить их четкую дифференциацию, поскольку каждый конфликт имеет свой специфический объект и предмет исследования.

Различными авторами выделяются основные функции и возможные результаты конфликта. [1] Главная функция конфликта - выявление проблем и противоречий в жизнедеятельности социального субъекта, определенной психологической системы (человека, группы, организации, общества), а также -определение путей разрешения этих противоречий и развития данного социального субъекта (психологической системы).

В целом выделяются следующие функции:

1)сигнальная функция - характеризует конфликт как показатель определенного состояния общества;

2)информационная функция - отражение и выявление причин неблагополучия в системе;

3)дифференцирующая функция - процесс социальной дифференциации, отражающий переориентацию и перегруппировку задействованных в конфликте социальных сил;

4)динамическая функция - способствование социальному прогрессу, где конфликт - толчок развития и способ разрешения накопившихся противоречий.

Основные элементы конфликта:

1.Информационный инцидент - событие, которое помогло обозначить хотя бы одному из взаимодействующих субъектов отличие его интересов и ценностей от интересов и ценностей других участников взаимодействия.

2.Деятельностный инцидент - повод для объявления конфронтационных действий при различии интересов и ценностных ориентаций.

3.Конфликтная ситуация - развитие конфликта в конкретный временной период.

4. Субъекты конфликта - участники конфликтного взаимодействия, которые могут быть представлены индивидом, группой индивидов, социальной организацией.

5.Предмет конфликта - конкретные интересы и ценностные ориентации, по поводу различия которых происходит конфликтное взаимодействие (то, из-за чего возник конфликт).

6.Конфликтные отношения - форма и содержание взаимодействия между субъектами, их действия по разрешению конфликта.

С.Ф. Фролов выделяет общие причины конфликтов: противоположные ориентации взаимодействующих людей (различие потребностей) [2]; —идеологические причины;

—причины экономического и социального порядка; —противоречия между элементами социальной структуры. Выделяются также и более конкретные причины конфликтов:

—социально-психологические причины (неудовлетворенность отдельных людей своим положением в группе, в организации, в обществе),

—причины морально-этического порядка (отрицание некоторых общественных норм и ценностей данного коллектива или группы),

—причины организационного характера, —ценностные факторы конфликта, —факторы отношений, —поведенческие факторы.

Условия, которые необходимы для успешного разрешения конфликта: —определить причину конфликта; —определить цели и конфликтующих сторон; —стороны конфликта должны хотеть преодолеть разногласия; —определить пути преодоления конфликта.

Современная конфликтология выделяет такие структурные элементы как:

—субъекты - стороны конфликта;

—предмет - источник противоречий;

—причина - ситуация, из-за которой возник конфликт;

—повод - действие или событие, спровоцировавшее противостояние сторон. Таким образом в статье были рассмотрены функции, элементы и причины конфликта. на основе вышеизложенного можно сделать вывод, что межличностный конфликт - это устойчивое столкновение (столкновение) социально-психологических явлений, которое происходит в сфере взаимодействия личности с социально-культурными институтами. В результате конфликта происходит смена отношения к объекту или субъекту, на первый план выступает интерес индивида или социальной группы, их потребности и цели.

Библиографический список:

1.Основы конфликтологии: учеб. пособие / под ред. В.Н. Кудрявцева. М. Юристъ, 1997. С. 92 - 101 2.Фролов С.Ф. Социология: сотрудничество и конфликты: учеб. пособие. С. 195-205

КАЖУРА НАТАЛЬЯ ВАСИЛЬЕВНА - магистрант, Челябинский государственный университет, Россия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.