п
С И Х О Л О Г И Ч Е С К И Е
НАУКИ Н.В. Кажура
ПОНЯТИЕ «КОНФЛИКТ»
В статье рассматривается понятие «конфликт», его функции, элементы, а также стратегии поведения в конфликте.
Ключевые слова: конфликт, разрешение конфликта, стратегии поведения, функции конфликта, элементы конфликта, причины конфликта.
Конфликт (от лат. сопШСш - столкновение) рассматривается в разных науках. В психологии конфликт - это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными переживаниями.
Диагностика конфликта включает: описание его видимых проявлений; определение уровня развития конфликта; выявление причин конфликта и его природы; измерение интенсивности; определение сферы распространенности.
Эффективное разрешение конфликта, т.е. разрешение при наименьших потерях ресурсов и сохранении жизненно важных общественных структур, возможно при наличии некоторых необходимых условий и реализации принципов управления конфликтом. К числу первых относятся: наличие организационно-правового механизма разрешения конфликта; наличие опыта конструктивного решения конфликтов; развитие коммуникативных связей; наличие ресурсов для осуществления системы компенсаций. Реализация этих условий требует создания определенных норм и правил в сфере разрешения конфликтов, базирующихся на современных методах их исследования и применения.
© Н.В.Кажура, 2023.
Когда человек попадает в конфликтную ситуацию, для более эффективного решения проблемы ему необходимо выбрать определенный стиль поведения. Выделяются следующие пять типовых стратегий поведения в конфликтных ситуациях:
1.Приспособление - изменение своей позиции, перестройка поведения, сглаживание противоречий в ущерб своим интересам.
2.Компромисс - урегулирование разногласий путем взаимных уступок: пусть длительное и состоящее из нескольких этапов, но идущее на пользу делу.
3. Сотрудничество - совместная выработка решения, удовлетворяющего интересы всех сторон.
4.Игнорирование - стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее.
5. Соперничество - конкуренция, открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции.
При этом необходимо проводить их четкую дифференциацию, поскольку каждый конфликт имеет свой специфический объект и предмет исследования.
Различными авторами выделяются основные функции и возможные результаты конфликта. [1] Главная функция конфликта - выявление проблем и противоречий в жизнедеятельности социального субъекта, определенной психологической системы (человека, группы, организации, общества), а также -определение путей разрешения этих противоречий и развития данного социального субъекта (психологической системы).
В целом выделяются следующие функции:
1)сигнальная функция - характеризует конфликт как показатель определенного состояния общества;
2)информационная функция - отражение и выявление причин неблагополучия в системе;
3)дифференцирующая функция - процесс социальной дифференциации, отражающий переориентацию и перегруппировку задействованных в конфликте социальных сил;
4)динамическая функция - способствование социальному прогрессу, где конфликт - толчок развития и способ разрешения накопившихся противоречий.
Основные элементы конфликта:
1.Информационный инцидент - событие, которое помогло обозначить хотя бы одному из взаимодействующих субъектов отличие его интересов и ценностей от интересов и ценностей других участников взаимодействия.
2.Деятельностный инцидент - повод для объявления конфронтационных действий при различии интересов и ценностных ориентаций.
3.Конфликтная ситуация - развитие конфликта в конкретный временной период.
4. Субъекты конфликта - участники конфликтного взаимодействия, которые могут быть представлены индивидом, группой индивидов, социальной организацией.
5.Предмет конфликта - конкретные интересы и ценностные ориентации, по поводу различия которых происходит конфликтное взаимодействие (то, из-за чего возник конфликт).
6.Конфликтные отношения - форма и содержание взаимодействия между субъектами, их действия по разрешению конфликта.
С.Ф. Фролов выделяет общие причины конфликтов: противоположные ориентации взаимодействующих людей (различие потребностей) [2]; —идеологические причины;
—причины экономического и социального порядка; —противоречия между элементами социальной структуры. Выделяются также и более конкретные причины конфликтов:
—социально-психологические причины (неудовлетворенность отдельных людей своим положением в группе, в организации, в обществе),
—причины морально-этического порядка (отрицание некоторых общественных норм и ценностей данного коллектива или группы),
—причины организационного характера, —ценностные факторы конфликта, —факторы отношений, —поведенческие факторы.
Условия, которые необходимы для успешного разрешения конфликта: —определить причину конфликта; —определить цели и конфликтующих сторон; —стороны конфликта должны хотеть преодолеть разногласия; —определить пути преодоления конфликта.
Современная конфликтология выделяет такие структурные элементы как:
—субъекты - стороны конфликта;
—предмет - источник противоречий;
—причина - ситуация, из-за которой возник конфликт;
—повод - действие или событие, спровоцировавшее противостояние сторон. Таким образом в статье были рассмотрены функции, элементы и причины конфликта. на основе вышеизложенного можно сделать вывод, что межличностный конфликт - это устойчивое столкновение (столкновение) социально-психологических явлений, которое происходит в сфере взаимодействия личности с социально-культурными институтами. В результате конфликта происходит смена отношения к объекту или субъекту, на первый план выступает интерес индивида или социальной группы, их потребности и цели.
Библиографический список:
1.Основы конфликтологии: учеб. пособие / под ред. В.Н. Кудрявцева. М. Юристъ, 1997. С. 92 - 101 2.Фролов С.Ф. Социология: сотрудничество и конфликты: учеб. пособие. С. 195-205
КАЖУРА НАТАЛЬЯ ВАСИЛЬЕВНА - магистрант, Челябинский государственный университет, Россия