Научная статья на тему 'Понятие коллективистической направленности личности и ее психологическая структура'

Понятие коллективистической направленности личности и ее психологическая структура Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1653
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / НРАВСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / КОЛЛЕКТИВИСТИЧЕСКАЯ / ГРУППОВАЯ / ЭГОИСТИЧЕСКАЯ И ДЕЛОВАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Магомедова Елена Эрнестовна, Алиева Марзият Батырсултановна

В данной статье рассматриваются содержательная характеристика направленности, ее основные типы, взаимосвязь мотивов, отношений и направленности, проанализирован вклад ученых в разработку проблемы направленности. Раскрыто содержаниеколлективистической направленностиличности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие коллективистической направленности личности и ее психологическая структура»

Психолого-педагогические науки

23

УДК 159.9

ПОНЯТИЕ КОЛЛЕКТИВИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА

THE PERSON’S COLLECTIVISTIC ORIENTATION CONCEPT

AND ITS PSYCHOLOGICAL STRUCTURE

© 2014 Магомедова Е. Э., Алиева M. Б. Дагестанский государственный педагогический университет

© 2014 Magomedova E. E., Alieva M. B. Dagestan State Pedagogical University

Резюме. В данной статье рассматриваются содержательная характеристика направленности, ее основные типы, взаимосвязь мотивов, отношений и направленности, проанализирован вклад ученых в разработку проблемы направленности. Раскрыто содержание коллективистической направленностиличности.

Abstract. The authors of the article consider the informational characteristic of the orientation, its main types, the interrelation of motives, relations and orientation; analyze the contribution of scientists to the development of theorientation problem. They also reveal the content of the collectivistic orientation of the person.

Rezjume. V dannoj stat’e rassmatrivajutsja soderzhatel’naja harakteristika naprav-lennosti, ee os-novnye tipy, vzaimosvjaz’ motivov, otnoshenij i napravlennosti, proana-lizirovan vklad uchenyh v razra-botku problemy napravlennosti. Raskryto soderzhanie kollektivisticheskoj napravlennosti lichnosti.

Ключевые слова: направленность личности, нравственность личности, коллективистическая, групповая, эгоистическая и деловая направленность.

Keywords: person’s orientation, person’s morality, collectivistic, group, egoistical and business orientation.

Kljuchevye slova: napravlennost’ lichnosti, nravstvennost’ lichnosti, kollektivisticheskaja, gruppo-vaja, jegoisticheskaja i delovaja napravlennost.

Исходя из общепринятого положения психологии направленность представляет собой важнейшую характеристику личности, центральный, стержневой компонент ее структуры. В работах Л. И. Божович, А. Г. Ковалева,

Т. Е. Конниковой, Н. Д. Девитова, Б. С. Меряи-на, Б. Н. Мясищева, С. Л. Рубинштейна, Д. И.

Фельдштейна и других отечественных психологов различные аспекты проблемы направленности личности рассматриваются в связи с выяснением психологического своеобразия личности человека как общественного существа, в связи с изучением роли мотивов, отношений, установок в деятельности и их места в целостной иерархической структуре личности, психологических закономерностей, которым подчиняется развитие и формирование отдельных личностных свойств и их целостной структуры.

С. Л. Рубинштейн одним из первых дал содержательную характеристику направленности личности, выделив в ней предметное содержание и подчеркнув определяющую роль в мотивации деятельности, а также то напряжение, которое возникает при реализации этих мотивов.

"Проблема направленности, - писал он, - это, прежде всего, вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь определяясь ее целями и задачами". Изучение направленности - это всегда выяснение ответа на вопрос: чего человек хочет и к чему стремится. Таким образом, направленность личности, согласно Рубинштейну С. Л. составляют мотивы и побуждения, которые определяют ее деятельность. При этом неосознаваемые мотивы, тенденции, побуждения в меньшей степени обусловливают психологическое своеобразие личности, чем побуждения, которые осознаются. "Без способности сознательно занять определенную позицию, - отмечал С. Д. Рубинштейн, нет личности" [8. C. 245-248].

Проблеме направленности личности большое значение придавал Мясищев Б. Н., раскрывая ее сущность через доминирующие отношения в структуре личности. Он писал: "Многообразие отношений, определяющее многосторонность и богатство личности, как сложнейший синтетический продукт истории

24

Известия ДГПУ, №3, 2014

развития, требует выделения в структуре личности доминирующих отношений, характеризующих ее направленность" [6. C. 89]. Определяя направленность личности через отношения, В. Н. Мясищев имел в виду, прежде всего, отношения к людям, себе, предметам внешнего мира. Среди выделенных типов отношений категория отношения к людям рассматривалась им как решающая и носящая характер взаимоотношения [6. C. 129].

Однако, в подходе к личности с позиций анализа отношений не нашел достаточного отражения вопрос о своеобразии мотивов, лежащих в основе отношений, и способах их реализации в индивидуальной деятельности. И это, по мнению Б. С. Мерлина [5. C. 15], Т. Е. Кон-никовой [3.C. 25], Г. И. Щукиной [12. C. 51] и других авторов затрудняло понимание направленности личности в трактовке Б. Н. Мясищева, делало его недостаточно ясным и четким.

Данный вопрос был подвергнут - анализу в работах В. С. Мерлина [5. C. 9]. С его точки зрения направленность представляет собой наиболее существенную характеристику личности, от которой в значительной степени зависит ее социальная и нравственная ценность. Под направленностью личности понимаются такие психические свойства, которые определяют общее направление деятельности в разнообразных конкретных условиях и обстоятельствах. Взаимосвязь мотивов, отношений и направленности Б. С. Мерлин рассматривает, исходя из их роли в деятельности. По его мнению, отдельно взятые мотивы не могут служить основной характеристикой направленности, поскольку каждый такой мотив представляет собой частное побуждение к конкретным действиям в конкретной ситуации. Общее же направление деятельности зависит от системы мотивов, основное место среди которых занимают мотивы господствующие, доминирующие, имеющие устойчивый и обобщенный характер. Отсюда и отношения личности характеризуют направленность лишь в том случае, если в их основе лежит соподчиненная система мотивов при доминирующей роли мотивов наиболее обобщенных и устойчивых, относительно независимых от изменчивых конкретных обстоятельств. "Под отношением личности, - пишет Б. С.Мерлин [5. C. 25], - мы будем понимать систему социально-типичных и индивидуально-своеобразных мотивов, определяющую общую направленность индивидуальной деятельности и проявляющуюся в различных конкретных ситуациях и при разных конкретных условиях".

Существенный вклад научных коллективов внесли исследования научных коллективов, руководимых Л. И. Божович, Т. Е. Конниковой. В исследованиях Л. И. Божович, Т. Е. Конниковой и их сотрудников в результате разностороннего теоретического и экспериментального анализа было четко определено содержание направленности как личностного образования, место направленности в структуре личности:

выявлены основные типы направленности, раскрыт ряд закономерностей и механизмов формирования общественной направленности личности школьника. В подходе Л. И. Божович и Т. Е. Конниковой [1. C. 251; 3. C. 26-27] направленность рассматривается как стержневое образование личности, как система устойчивых доминирующих мотивов поведения, определяющих основные отношения человека к людям, к себе, к делу, которым он занимается. "В основе направленности личности согласно нашей точке зрения, отмечает Л. И. Божович, -лежит возникающая в процессе жизни и воспитания человека устойчиво доминирующая система мотивов, в которой основные, ведущие мотивы, подчиняя себе все остальные, характеризуют строение мотивационной сферы человека. Возникновение такого рода иерархической системы мотивов обеспечивает наивысшую устойчивость личности" [3. C. 19]. Близкой точки зрения придерживается Г. И. Щукина [12. C. 49], основываясь на концепции личности Л. И. Божович и Б. С. Мерлина, Г. И. Щукина понимает направленность личности как: 1) систему ведущих мотивов, определяющих "внутреннюю позицию личности", ее отношение к действительности; 2) ядро личности, обусловливающее ее своеобразие как общественного существа; 3) выражение единства внешних влияний общественной идеологии, системы воспитания и обучения, индивидуального образа жизни и внутренних условий [1. C. 34; 3.

C. 19; 10. C. 57].

По содержанию доминирующей мотивации в психологической литературе выделяют несколько типов направленности: коллективистическую, групповую, эгоистическую и деловую направленность. В качестве наиболее существенного признака выделения этих типов направленности личности выступает нравственное содержание преобладающей мотивации. При эгоистической направленности в структуре личности преобладают узколичные интересы, то есть направленность на себя, при групповой направленности - направленность на интересы узкой, замкнутой, социальной группы и при коллективистической - на интересы коллектива, не противоречащие общественным требованиям и задачам. Целесообразность выделения коллективистической и групповой направленности обоснована в исследованиях Данг Суан Хуай и Н. И. Гуткиной, выполненных под руководством Чудновского В. Э. [2.

C. 89]. В данных работах показано, что эти два вида направленности различаются по своей психологической сущности и по-разному влияют на поведение личности школьника. Если коллективистическая направленность -это направленность на интересы общества в целом, то групповая направленность представляет собой направленность на группу, отряд, класс, их интересы, ценности, установки; интересы же группы, класса, отряда могут и не совпадать с интересами общества. В связи с этим необходимо учитывать, что групповая направ-

Психолого-педагогические науки

25

ленность означает более низкий уровень развития личности и не всегда ведет к формированию коллективизма. Отсюда и формирование групповой направленности, по мнению авторов, должно быть не самоцелью, а средством, переходным этапом, ведущим к формированию более высокого уровня общественной направленности личности - коллективистической. Нравственное содержание коллективистической направленности наиболее полно отражено в определении коллективизма, которое дает А. И. Щербаков, рассматривающий его как свойство личности, выражающее собой высокий уровень ее социального развития, коммунистической сознательности и нравственности и проявляющееся в личной ответственности за прогресс общества, коллектива, в постоянном беспокойстве за их дела, а также в действиях, направленных на благо общества.

Степень напряжения коллективистической направленности, по мнению В. Э. Чудновского [11. С. 541], может быть также в разной мере выраженной: от направленности, характеризующейся внешним принятием целей коллектива до направленности, в которой полностью слиты общественные и лично значимые цели. Истинная коллективистическая направленность предполагает полное слияние общественной и личной значимости целей деятельности для человека. Это возможно только в социалистическом обществе. Лишь в социалистическом обществе появляется реальная возможность установления соответствия интересов общества, коллектива и личности. Именно это имели в виду классики марксизма, когда писали: «Только в коллективе индивид получает средства, дающие возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода. В существовавших до сих пор суррогатах коллективности - в государстве и т. д. - личная свобода существовала только для индивидов, развившихся в рамках господствующего класса, и лишь постольку, поскольку они были индивидами этого класса».

В психолого-педагогических и социальнопсихологических исследованиях последнего времени содержание коллективистической направленности связывается с цельностью и устойчивостью личности. Чудновский отмечает, что преобладание у школьников коллективистической мотивации способствует формированию определенного единства их мыслей, слов и поступков. В отличие от школьников с преобладанием эгоистической мотивации у коллективистов отсутствует сколько-нибудь острый конфликт между "быть" и "казаться". Цельность личности школь-ников-коллективистов проявляется и в определенном постоянстве поведения, обусловленного тем, что их поступки строятся в соответствии с осознанными сформированными коллективистическими принципами. Устойчивость личности, постоянство ее поведения и относительная независимость от непосредственных влияний ситуации - один из наиболее важных признаков

для раскрытия содержания и эмпирической оценки коллективистической направленности. В ряде исследований установлено, что подлинные коллективисты в условиях организованного давления подставной группы следуют не ложному мнения большинства, а выступают подлинными защитниками общественно-значимых ценностей [11. С. 462].

Вопрос о соотношении между устойчивостью личности и характером ее нравственной ориентации исключительно важен и с теоретической, и с практической точки зрения. В западной психологии пытаются доказать, что проблема свободы, эмансипированности может основываться только на индивидуалистической морали. Подчинение же коллективным решениям и нормам многими зарубежными психологами трактуется как конформное подчинение "давлению большинства". На этой основе создаются теории, в которых ратуют за "эманси-пированность" ребенка от руководящей роли воспитателя, утверждая, что самостоятельная и творческая личность может формироваться лишь вне коллектива. Так, даже такой прогрессивный ученый как У. Бронфенбреннер, положительно оценивая систему воспитания советской школы в целом, высказывает мысль о неизбежности нивелирования личности в условиях коллективного воспитания. Существенно важным в раскрытии содержания коллективистической направленности является тот факт, что в большинстве исследований коллективизм рассматривается не как отдельная черта, а как интегральное личностное образование. Так Д. И. Фельдщтейн [10. С. 4] главным в коллективизме считает общественный потенциал человека, его самооценку в обществе, общественную ориентацию в деятельности, и, что особенно важно, отношение к другому человеку как к цели, а не средству деятельности. Б. И. Катаев и В. М. Никиреев рассматривают коллективизм как сложное системное образование, включающее в себя целый ряд отношений личности и форм поведения, через которые эти отношения реализуются. Согласно В. И. Катаеву, структура коллективизма в основе своей имеет положительное содержательное деятельное отношение к обществу, целям и задачам его развития. Это отношение составляет содержание первой подструктуры коллективизма. Вторую подструктуру образует положительное отношение к труду вообще и к своему делу. Коллективистическое отношение к труду и к своему делу характеризуется осознанием общественной важности труда, направленного на пользу общества, и вследствие этого является одним из проявлений положительного отношения к обществу. Третью подструктуру образует положительное отношение к коллективу, членом которого является личность, к членам своего коллектива, к его ценностям и к самому себе как члену коллектива. Эти отношения проявляются в конкретных действиях и поступках, поведенческие характеристики которых, по мнению В. И. Катаева, могут рассмат-

26

Известия ДГПУ, №3, 2014

риваться в качестве более частных самостоятельных подструктур и эмпирических критериев коллективизма. Так, например, коллективистическое отношение к членам своего коллектива В. И. Катаев характеризует через проявление принципиальности и требовательности по отношению к товарищам, положительных эмоциональных отношений к их успехам и через проявление сопереживания в ситуации их неудач. Для отношения коллективиста, к себе характерна самокритичность, требовательность и принципиальность [4. С. 4].

Большим достоинством указанного исследования является то, что авторам удалось выделить существенные критерии и признаки, достаточно полно раскрывающие содержание и структуру коллективизма, что немаловажно как для экспериментального исследования, так и для практики воспитания коллективистической направленности личности школьника.

В нашем исследовании коллективистической направленности мы исходили из понимания свойств личности как устойчивых и обоб-

щенных отношений, принятого в лаборатории В. С. Мерлина [5. С. 15]. О степени выраженности коллективизма как свойства личности у учащихся мы судили на основе следующих признаков:

- отношение испытуемых к целям и задачам класса и школы, имеющим общественную ценность; степень принятия их как личностнозначимых;

- активность участия в различных видах общественно полезной деятельности, направленной на достижение коллективных целей и задач;

- соответствие личных интересов интересам коллектива, готовность поступиться личными интересами ради интересов общественных;

- отношение к требованиям коллектива, наличие и характер требовательности к себе и другим, проявляемой в процессе организации и осуществления коллективной деятельности;

- умение взаимодействовать с товарищами в процессе совместной общественно полезной деятельности.

Литература

1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды. Издание 2-е, стереотипное / под редакцией Д. И. Фельдштейна. М.-Воронеж, 1997, 352 с. 2. Гуткина Н. И. К характеристике мотивации поведения младших школьников / Н. И. Гуткина, Данг Суан Хуай // Вопросы психологии. 1975. № 4. С. 87-98. 3. Конникова Т. Е. Роль коллектива в формировании общественной направленности школьника // Нравственное воспитание в коллективе. Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1970. Т. 368. С. 4-34. 4. Катаев В. И. Исследование психологических особенностей коллективизма как свойства личности студента педагогического института. Автореф. дисс. канд. псих. наук. М., 1980. 16 с. 5. Мерлин B. C. Об интегральном исследовании индивидуальности // Проблемы инте-

грального исследования индивидуальности. Пермь, 1977. С. 7-22. 6. Мясищев В. Н. Психология отношений / под редакцией А. А. Бодалева / Вступительная статья А. А. Бодалева. М. : Издательство “Институт практической психологии”, Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1995. 356 с. 7. Петровский В. А. Личность в

психологии: Парадигма субъективизма. Ростов-на-Дону, 1996. 404 с. 8. Принципы и пути развития

психологии. М. : Наука, 1959. 9. Чудновский В. Э. К проблеме экспериментального изучения устойчивости личности (о многозначности показателей конформности) // Вопросы психологии, 1972, № 3.

С. 64-69. 10. Фельдштейн Д. И. Человек в современном мире: тенденции и потенциальные возможности развития. М., Воронеж: Изд-во Московского психолого-социального ин-та: НПО «Модек», 2008.

С. 15. 11. Чудновский В. Э. Становление личности и проблема смысла жизни: избранные труды / В. Э. Чудновский. М. : МПСИ, Воронеж: МОДЭК, 2006. 768 с. 12. Щукина Г. И. К вопросу о месте познавательного интереса в направленности школьника-подростка. СПб, 1998. 186 с.

References

1. Bozhovich L. I. Problems of personality development. Selected psychological papers. The 2nd edition, stereotypical / edited by D. I. Feldstein. M. "-Voronezh, 1997, 352 p. 2. Gutkina N. I. The characteristics of the motivation of primary schoolchildren's behaviour / N. I. Gutkina, Dang Xuan Huai // Problems of Psychology. 1975. # 4. P. 87-98. 3. Konnikova T. E. The role of the collective in the schoolchildren's social orientation development // Moral education in the collective. Scientific papers of A. I. Herzen LSPI. 1970. Vol. 368. P. 4-34. 4. Kataev V. I. The study of psychological characteristics of the collectivism as individual properties of the student of the pedagogical institute. Abstract Diss. Cand. Of Psychology. M., 1980. 16 p. 5. Merlin V. S. The integral study of individuality // Problems of integral studies of the individuality. Perm, 1977. P. 7-22. 6. Myasishchev V. N. Psychology of relations / edited by A. A. Bodalev / Introductory article by A. A. Bodalev. M. : “Institute of practical psychology” publishing house, Voronezh: “MODEK” SPA, 1995. 356 p. 7. Petrovsky V. A. Personality in psychology: Paradigm of subjectivity. Rostov-on-Don, 1996. 404 p.

8. Principles and ways of the psychology development. M.: Nauka, 1959. 9. Chudnovsky V. E. The experimental study problem of the personality stability (on the multivalence of conformity indicators) // Problems of psychology, 1972, # 3. P. 64-69. 10. Feldstein D. I. The human in the modern world: trends and potential opportunities of the development. M. -Voronezh: Publishing house of Moscow Psychologo-Social Institute: "Modek" SPA, 2008. P. 15. 11. Chudnovsky V. E. The personality development and the problem of

the life sense: selected papers / V. E. Chudnovsky. M. : MPSI, Voronezh: MODEK, 2006. 768 p.

Психолого-педагогические науки

27

12. Shchukina G. I. The problem of the place of the cognitive interest in the teenage shoolchild's direction. SPb, 1998. 186 p.

Literatura

1. Bozhovich L. I. Problemy formirovanija lichnosti. Izbrannye psihologicheskie trudy. Izdanie 2-e, stereotip-noe / pod redakciej D. I. Fel'dshtejna. M.-Voronezh, 1997. 352 s. 2. Gutkina N. I. K harakteristike motiva-cii povedenija mladshih shkol'nikov / N. I. Gutkina, Dang Suan Huaj // Voprosy psihologii. 1975. № 4. S. 87-98. 3. Konnikova T. E. Rol' kollektiva v formirovanii obshhestvennoj napravlennosti shkol'nika //

Nravstvennoe vospitanie v kollektive. Uchenye zapiski LGPI im.A. I.Gercena, 1970. T. 368. S. 4-34.

4. Kataev V. I. Issledovanie psihologicheskih osobennostej kollektivizma kak svojstva lichnosti studenta

pedagogicheskogo instituta. Avtoref. diss. kand. psih. nauk. M., 1980. S. 16. 5. Merlin B. C. Ob

integral'nom issledovanii individual'nosti // Problemy integral'nogo issledovanija individual'nosti. Perm', 1977. S. 7-22. 6. Mjasishhev V. N. Psihologija otnoshenij / pod redakciej A. A. Bodaleva / Vstupitel'naja stat'ja A. A. Bodaleva. M. : Izdatel'stvo “Institut prakticheskoj psihologii”, Voronezh: NPO “MODJeK”, 1995. 356 s. 7. Petrovskij V. A. Lichnost' v psihologii: Paradigma sub#ektivizma. Rostov-na-Donu, 1996. 404 s.

8. Principy i puti razvitija psihologii. M. : Nauka, 1959. 9. Chudnovskij V. Je. K probleme jeksperimen-

tal'nogo izuchenija ustojchivosti lichnosti (o mnogoznachnosti pokazatelej konformnosti) // Voprosy psihologii, 1972, № 3. S. 64-69. 10. Fel'dshtejn D. I. Chelovek v sovremennom mire: tendencii i potencial'nye vozmozhnosti razvitija. M., Voronezh: Izd-vo Moskovskogo psihologo-social'nogo in-ta NPO «Modek», 2008.

5. 15. 11. Chudnovskij V. Je. Stanovlenie lichnosti i problema smysla zhizni: izbrannye trudy / V. Je. Chudnovskij. M. : MPSI, Voronezh: MODJeK, 2006. 768 s. 12. Shhukina G. I. K voprosu o meste poznavatel'no-go interesa v napravlennosti shkol'nika-podrostka. SPb, 1998. 186 s.

Статья поступила в редакцию 16.06.2014 г.

УДК 301.085:15

ВЛИЯНИЕ ПОЛИЭТНИЧЕСКОГО ФАКТОРА НА СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ ПОДРОСТКОВ

THE MULTI-ETHNIC FACTOR INFLUENCE ON THE TEENAGERS' SOCIAL ATTITUDES

© 2014 Махмудов М. А.

Дагестанский государственный педагогический университет

© 2014 Makhmudov M. A. Dagestan State Pedagogical University

Резюме. В статье представлены результаты эмпирического исследования влияния этнически однородной и смешанной группы на аттитюды межличностного взаимодействия подростков. Показано, что подростки в этнически смешанных группах менее склонны к соперничеству и принятию борьбы, больше стремятся к ее избеганию; у них сильнее выражена склонность к стратегиям бесконфликтного взаимодействия: сотрудничеству, компромиссу, избеганию и приспособлению, в целом, они более конформны, чем подростки в этнически однородных группах.

Abstract. The author of the article represents the results of the empirical research of the influence of the ethnically homogeneous and heterogeneous group on the attitudes of teeanagers’ interpersonal interaction. He shows that teenagers in ethnically heterogeneous groups are less likely to tend to the rivalry and the struggle acceptance, more eager to its avoidance; they have more evident tendency to the conflict-free cooperation strategies: cooperation, compromise, avoidance and adaptation, in general, they are more conformal than teenagers in the ethnically homogeneous groups.

Rezjume. V stat'e predstavleny rezul'taty jempiricheskogo issledovanija vlijanija jetnicheski odnorod-noj i smeshannoj gruppy na attitjudy mezhlichnostnogo vzaimodejstvija podrostkov. Pokazano, chto po-drostki v jetnicheski smeshannyh gruppah menee sklonny k sopernichestvu i prinjatiju bor'by, bol'she stremjatsja k ee izbeganiju; u nih sil'nee vyrazhena sklonnost' k strategijam beskonfliktnogo vzaimodejstvija: sotrudnichestvu, kompromissu, izbeganiju i prisposobleniju, v celom, oni bolee konformny, chem podrostki v jetnicheski odnorodnyh gruppah.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.