УДК 343. 98
И.В. Романов
ПОНЯТИЕ КИБЕРПРЕСТУПЛЕНИЙ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ
ДЛЯ РАССЛЕДОВАНИЯ
В работе исследуется киберпреступность, как новая угроза современному обществу. Приведена статистика совершения кибепре-ступлений и актуальность данной проблемы для России и стран СНГ. Рассматриваются проблемы применения понятия компьютерного преступления и необходимости внести изменения в правовую базу. Дано понятие киберпреступления с точки зрения криминалистики.
Ключевые слова: киберпреступность, киберпреступление, ки-берпространство, компьютерное преступление, компьютерная криминалистика.
I.V. Romanov
THE CONCEPT OF CYBERCRIME AND ITS IMPLICATIONS
FOR THE INVESTIGATION
In this paper, we investigate cybercrime as new threat to modern society. The statistics commit cybercriminals and the relevance of this problem for Russia and the CIS countries. Discusses the use of the concept of computer crimes and the need to amend legal framework. Given the concept of cybercrime from the point of view of criminology.
Keywords: cybercrime, cybercrime, cyberspace space, computer crime, computer forensics
Понятие «киберпреступление» и «киберпространство» в настоящее время используются достаточно широко в связи с произошедшим в XXI в. информационно-телекоммуникационным прорывом и стали неотъемлемой частью всех сфер жизнедеятельности человека. Согласно данным Отчета ООН по «Состоянию широкополосной связи» за 2015 г., в настоящее время доступ в Интернет имеют порядка 3,2 млрд человек, по сравнению с 2,9 млрд в 2014 г., что составляет порядка 43 % всего мирового населения [1]. Область применения сети Интернет многопрофильна — это поиск и обмен информацией, поиск людей и новых знакомых для общения, развлечения, место проведения валютных операций, ведение бизнеса и работы и т. п. [2].
105
С возрастающей статистикои пользователей компьютером увеличивается как число доверчивых потребителей, не способных отказаться от заманчивых предложений, так и тех, кто использует сеть Интернет для совершения противоправных деяний. Новыми являются лишь орудия совершения — веб-сайт, электронная почта, платежная система и т. д.
Размер ущерба, причиняемый киберпреступлениями, за последние годы многократно вырос. По мнению многих ученых, доходы теневого бизнеса в сети «Интернет» могут сравниться с прибылью от незаконной торговли наркотиками. Ежегодные потери мировой экономики от экономических преступлений, совершаемых в киберпро-странстве, составляют около 500 млрд дол. Тенденция роста кибер-преступлений имеется и в России, где уже ежедневно совершается 44 хищения из систем дистанционно-банковского обслуживания. Более того, согласно статистическим данным Европола за 2013-2014 гг., большинство хакеров и киберпреступников в Европе — это граждане России и стран СНГ. Это происходит потому, что российские законы, регулирующие вопросы киберпространства и преступных посягательств, недостаточно разработаны [3].
Одновременно на эффективность противодействия киберпре-ступлениям негативно влияет очень высокий уровень латентности, как экономических преступлений, совершаемых в киберпространстве, так и преступлений в сфере компьютерной информации.
В отечественных и зарубежных научных округах преступления, совершаемые в киберпространстве номинируются по-разному: компьютерные преступления, преступления в сфере безопасности обращения компьютерной информации, преступления в сфере высоких технологий, информационные преступления, киберпреступления, преступления в сфере компьютерной информации и др.
Однако понятие «киберпреступность» (с англ. — cybercrime) по смыслу шире, чем «компьютерная преступность» (computer crime), и более полно отражает природу такого масштабного явления, как преступность в кибепространстве. Ведь термин «киберпреступность» относится к преступлениям, совершенным как с использованием компьютеров, так и с использованием информационных технологий и глобальных сетей, то понятие «компьютерная преступность» в основе своей относится к преступлениям, совершаемым против электронных устройств и хранящихся в них данных [4].
В опубликованных теоретических источниках продолжаются дискуссии о подходах к определению понятия «киберпреступление». По сути вопроса высказываются в основном криминологи или специалисты в области уголовного права. Отсутствие полноценного, выверенного терминологического аппарата, обеспечивающего сферу рассматриваемых преступлений, лишний раз подчеркивает отсутствие полного понимания сути данной проблемы, ее актуальность и обеспокоенность как со стороны научного сообщества, так и гражданского общества новыми угрозами возрастающих масштабов преступности [5].
В настоящее время официальное законодательное закрепление термина «киберпространство» на международном уровне не принято, впрочем, как и определение киберпреступности.
В отечественной литературе понятие «компьютерная преступность» используется для идентификации противоправной деятельности с применением компьютерных технологий, однако не отражает в полной мере природу указанного явления, что позволяет подразумевать гораздо более широкий круг деяний, чем это следует из его буквального толкования. Российское законодательство также не обременено понятием киберпреступлений, однако Уголовный кодекс РФ содержит ряд статей, предусматривающих уголовную ответственность за соответствующие общественно опасные деяния:
- глава 21. Преступления против собственности: ст. 159.6. Мошенничество в сфере компьютерной информации;
- глава 28. Преступления в сфере компьютерной информации: ст. 272. Неправомерный доступ к компьютерной информации; ст. 273. Создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ; ст. 274. Нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей.
Киберпреступность по своей семантике и по сути гораздо шире понятия «компьютерная преступность» и охватывает целый спектр противоправных деяний. Последнее дает основание охарактеризовать киберпреступление с точки зрения криминалистики и признать его общественно опасным деянием, совершаемым в киберпространстве, и посягающим, с одной стороны, на общественную безопасность, собственность, права человека, другие охраняемые законом отношения, а с другой — необходимым элементом механизма подготовки, совершения и сокрытия преступления, отражением которого является ком-
пьютерная информация, выступающая в роли предмета или средства совершенного преступления.
Основная проблема российского законодательства в сфере компьютерной информации и высоких технологий не в том, что оно слабо развито, а в том, что оно развивается медленно. Так, например, только в последней редакции Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» даны определения таким терминам, как сайт, хостинг, владелец сайта и др. [6].
В связи с несовершенством законодательства, наблюдались случаи, когда дела не возбуждались несколько лет. Всем понятно, что без места преступления нет и самого преступления. Но как быть, если злоумышленник украл деньги у банка в Москве, обналичил их в любом другом городе, а сам при этом находится в Иркутске? Как в этом случае определить место преступления [7]? Не прояснив этот вопрос, уголовное дело не возбудишь.
Следовательно, расследование преступлений, совершаемых в киберпространстве, требует, как технических, так и теоретических знаний. С учетом острого дефицита последних возникает необходимость обоснования единого понятия киберпространства c точки зрения криминалистики, что будет способствовать углублению и расширению терминологии теоретической базы компьютерной криминалистики. Также применительно к киберпреступлениям исследователи замечают, что для успешного выявления, быстрого и полного расследования этих преступлений необходимы новые подходы, основанные на более полном использовании достижений науки и техники, при содействии сведущих лиц [8].
Список использованной литературы
1. Рябова В.Н. ООН: 57% мирового населения не имеет доступа к Интернету [Электронный ресурс] / В.Н. Рябова // Экспертный центр электронного государства. — Режим доступа: http://d-russia.ru/oon-57-mirovogo-naseleniya-ne-imeet-dostupa-k-internetu.html (дата обращения: 1 марта 2016 г.).
2. Зверянская Л.П. Интернет-зависимость как основная причина развития киберпреступности / Л.П. Зверянская // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. — 2015. — № 17. — С. 239-243.
3. Протасевич А.А. Борьба с киберпреступностью как актуальная задача современной науки / А.А. Протасевич, Л.П. Зверянская //
Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. — 2011. — № 3. — С. 28-33.
4. Третий пермский конгресс ученых-юристов : материалы междунар. науч.-практ. конф. Пермь, 12 окт. 2012 г. / отв. ред. О.А. Кузнецова. — Пермь : Перм. гос. нац. иссл. ун-т, 2012. — 289 с.
5. Номоконов В.А. Киберпреступность как новая криминальная угроза / В.А. Номоконов, Т.Л. Тропинина // Криминология: вчера, сегодня, завтра. — 2012. — № 24. — С. 45-55.
6. Васильев А.А. Электронные носители данных как источники получения криминалистически значимой информации : учеб. пособие / А.А. Васильев, К.Е. Демин. — М. : Моск. гос. обл. ун-т, 2009. — 198 с.
7. Медведев И.В. Компьютерная криминалистика «Форензика» и Киберпреступность в России / И.В. Медведев // Пролог. — 2013. — № 3. — С. 66-69.
8. Протасевич А.А. Особенности осмотра места происшествия по делам о киберпреступлениях [Электронный ресурс] / А.А. Протасевич, Л.П. Зверянская // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). — 2013. — № 2. — Режим доступа: http://brj-bguep.ru/reader/article.aspx?id=17278.
Информация об авторе
Романов Иван Викторович — курсант 2-го курса, ВосточноСибирский институт МВД России, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 110, е-mail: [email protected].
Научный руководитель: Шаевич Антон Александрович — кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры криминалистики, Восточно-Сибирский институт МВД России, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 110, e-mail: [email protected].
Information about the author
Romanov, Ivan V. — student of the 2nd course Faculty training of investigators and forensic experts, East-Siberian Institute of Russian Ministry of Internal Affairs, 110 Lermontov St., 664074, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: [email protected].
Academic advisor: Shaevich, Anton A. — Candidate of Law, Associate Professor, Department of Criminalistics, East-Siberian Institute of Russian Ministry of Internal Affairs, 110 Lermontov St., 664074, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: [email protected].