Научная статья на тему 'Понятие «Качество жизни»: структура показателей для подростковой молодежи'

Понятие «Качество жизни»: структура показателей для подростковой молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
10231
568
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Качество жизни / структура показателей качества жизни / РЕКРЕАЦИЯ / Общественные отношения / подростковая молодежь

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бирюкова Алла Владимировна

Понятие «качество жизни» определяется как социологическая категория. Анализируется структура качества жизни подростков, составленная на основе объективных и субъективных индикаторов. Методологической базой качества жизни подростков выбран комплекс потребностей и интересов, зависящий от индивидуальных характеристик, материального обеспечения семьи, процессов социализации подростка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие «Качество жизни»: структура показателей для подростковой молодежи»

УДК 301 ББК 60.5

ПОНЯТИЕ «КАЧЕСТВО ЖИЗНИ»: СТРУКТУРА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ ПОДРОСТКОВОЙ МОЛОДЕЖИ

*

А.В. Бирюкова

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики 192171, Санкт-Петербург, ул.Седова, 55/1

Повышение качества жизни подростков, молодежи и других социальных групп населения является важным направлением государственной социальной политики. Исследование качества жизни, его структуры в отношении подростков приобретает особенную актуальность в связи с необходимостью укрепления здоровья, повышения качества образования, удовлетворения социальных и духовных потребностей молодого поколения.

Категория «качество жизни» является интегральной качественной характеристикой жизни субъектов, раскрывающей по отношению к обществу в целом критерии его жизнедеятельности, условия жизнеобеспечения, а также условия жизнеспособности общества как целостной социальной структуры.

Понятие «качество жизни» вошло в лексикон стран Запада в конце 1950-х гг., представляя собой абстрактную формулу, в которую вкладывалось разное содержание. Для одних авторов качество жизни было призывом к охране окружающей среды, для других - предметом критики потребительского сознания, феномена отчуждения, для третьих - средством преодоления негативных последствий научно-технического прогресса и экономического роста.

Качество жизни - социологическая категория, выражающая качество удовлетворения материальных и культурных потребностей людей, где объектом оценки выступает как жизнь индивида в целом, так и разные ее сферы: питание, одежда, жилье, отдых, бытовые условия, коммуникация и

др. [1].

Бирюкова Алла Владимировна, кандидат социологических наук; тел.: (812) 708-43-53; email: alla_birser@mail.ru

По английскому словарю Longman, понятие качество жизни означает « удовлетворенность здоровьем, комфортом, хорошими взаимоотношениями и

др.» [2].

Понятие «качество жизни», появившееся в США в конце 50-х годов XX века, первоначально использовалось преимущественно в политических

целях. Попытки формирования целостной системы социальных показателей и индикаторов качества жизни были предприняты в США и Японии в 1969 г. при составлении справочников о жизненном уровне в странах - членах ООН. В качестве главной интегральной характеристики развития страны

рассматривалось «определение всемирного качества жизни» [3].

C середины 70-х годов широкое развитие получает исследование «субъективного» («ощущаемого») качества жизни, измеряемого

субъективными показателями. Важный вклад в становление концепции «ощущаемого качества жизни» внесли американские социологи А.Кэмбелл, Ф.Конверс, С.Уитни, Ф.Роджерс.

В нашей стране проблемы качества жизни активно обсуждались в конце 70-х - начале 80-х годов. Позже, в 1992-1993 годах, Институт социально-экономических проблем РАН, разрабатывая концепцию

программы структурной перестройки экономики Санкт-Петербурга, использовал категорию «качество жизни» для определения цели и конечного результата структурных преобразований в социально-экономической сфере города. В основу программы был положен тезис: «создание высокого качества жизни предполагает улучшение уровня жизни населения, изменение его образа жизни, обеспечение здоровья и продолжительности жизни населения» [3].

Выдвижение проблемы качества жизни сыграло положительную роль, поскольку преследовало цель совершенствования общественных отношений с целью устранения их негативных проявлений, отрицательно влияющих на здоровье, умственное и нравственное развитие людей [4].

А.И. Субетто рассматривает качество жизни как противоречивую систему взаимодействия разных компонентов: материальных, духовно -нравственных, технологических, экологических, культурных, демографических, интеллектуальных, валеологических и т.д. Он предлагает следующую структуру модели качества человека, состоящую из шести взаимодействующих «блоков» [5]:

1) системно-социальное качество человека;

2) ценностно-мировоззренческое качество человека;

3) духовно-нравственное качество человека;

4) психолого-мотивационное качество человека;

5) качество интеллектуального развития человека;

6) качество физического развития человека.

Таким образом, А.И. Субетто акцентирует внимание на том, что изучение проблем качества эволюционировало от качества товаров к качеству человека и далее к качеству жизни и сегодня следует рассматривать качество жизни как критерий всей государственной внешней и внутренней политики проводимых реформ.

В настоящее время разработка теорий качества жизни связана с именами Ф. Конверса, У. Роджерса, Ф. Андруза, Л.Милбрейта в США; А.Мак-Кеннела, С. Райта в Великобритании; А. Михелоса в Канаде. Ряд исследователей работают в Австралии, Испании, Норвегии и многих других странах. С 1974 г. издается международный журнал «Social Indicators Research», посвященный исследованиям качества жизни [6: 55].

Сегодня понятие качества жизни является одним из основополагающих при оценке человеческого существования. ВОЗ определяет качество жизни как «восприятие индивидуумом его положения в жизни в контексте культуры и системы ценностей, в которых индивидуум живет, и в связи с целями, ожиданиями, стандартами и интересами этого индивидуума» [7]. При этом эксперты ВОЗ рекомендуют использовать для оценки качества жизни следующие критерии:

1. Физические (сила, энергия, усталость, боль, дискомфорт, сон, отдых и т.п.).

2. Психологические (положительные и отрицательные эмоции, мышление, изучение, запоминание, концентрация, внешний вид, самооценка, негативные переживания).

3. Уровень независимости (повседневная активность, работоспособность, зависимость от лекарств и лечение).

4. Жизнь в обществе (личные взаимоотношения, общественные ценности субъекта).

5. Окружающая среда (благополучие, безопасность, быт, обеспеченность, доступность и качество медицинского и социального обслуживания, доступность информации, возможность обучения, досуг, экология).

6. Духовность (религиозность, личные убеждения).

По разработанной специалистами Всероссийского научноисследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ) концепции качества жизни, «Качество жизни - это совокупность жизненных ценностей, характеризующих виды деятельности, структуру потребностей и условия существования человека (групп, населения, общества), удовлетворенность

людей жизнью, социальными отношениями и окружающей средой. Качество жизни есть комплекс характеристик жизнедеятельности индивида (группы людей или населения в целом), обусловливающих ее оптимальное протекание в конкретное время, в определенных условиях и месте и обеспечивающих адекватность ее (жизни) параметров основным видам деятельности и потребностям человека (биологическим, материальным, духовным и др.). Важной особенностью современных подходов к качеству жизни является положение о том, что оно имеет две стороны: объективную и субъективную (психологическую). Объективная сторона определяется комбинацией различных нормативных и статистических характеристик, с помощью которых можно объективно судить о степени удовлетворения научно обоснованных потребностей и интересов людей. Субъективная -связана с тем, что потребности и интересы конкретных людей всегда индивидуальны и отражаются в субъективных ощущениях индивидов, их личных мнениях и оценках. Отсюда - необходимость учета специфики переживаний каждым отдельным человеком степени удовлетворения процессом и результатами его жизни» [8].

Субъективная сторона качества жизни определяется двумя компонентами: когнитивной (рациональной) и аффективной

(эмоциональной). Когнитивная компонента состоит из оценки общей удовлетворенности человека жизнью и оценок удовлетворенности различными сферами жизни. И первая и вторые представляют собой две относительно независимые психологические реальности, опирающиеся на различные механизмы переработки человеком информации.

Аффективная компонента представляет собой баланс позитивного и негативного аффектов. Под балансом понимается соотношение негативного (депрессия, тревожность, стресс) и позитивного (ощущения счастья, социальной поддержки, личной компетентности) аффектов [6: 59].

В условиях социальных преобразований увеличиваются противоречия между когнитивной и аффективной компонентами, что в значительной мере ухудшает качество жизни. Существуют различные типы соотношения аффективной и когнитивной компонент. Например, два индивида могут иметь одинаковую удовлетворенность жизнью или отдельными ее сторонами, хотя уровни притязаний у них будут совершенно различны. В этом случае качество жизни этих индивидов будет существенно различаться по аффективной компоненте.

Для западных специалистов характерно акцентирование субъективных аспектов качества жизни. Болгарский ученый А.Тодоров предлагает трактовку качества жизни, характеризуя это понятие как определенную

социальную реальность, проявляющуюся в повседневной жизнедеятельности социальных слоев, групп, отдельных индивидов. По мысли А.Тодорова, качество жизни - социологическая категория, отражающая степень удовлетворения духовных, интеллектуальных, культурных, эстетических, этических и других потребностей людей [9: 64]. К наиболее важным компонентам качества жизни он относит:

1. Характер духовных ценностей;

2. Нормы поведения и формы общения;

3. Содержание и творческие моменты труда и свободного времени;

4. Качественную сторону условий труда, быта, транспорта, услуг социальных институтов;

5. Свободу и демократию;

6. Социальную эффективность;

7. Эстетические наслаждения;

8. Спортивные интересы, т.е. то, что не имеет количественных

показателей и единиц измерения [9: 67].

Все вышеперечисленное характеризует духовные параметры человеческой жизни.

А. Тодоров, один из первых исследователей качества жизни, указывает на то, что «качество жизни - категория социологическая». Подобный вывод позволяет ограничить качество жизни от таких категорий, как «жизненный стандарт», «уровень жизни», которые отражают экономическую сторону благосостояния людей. Составляющими жизненного стандарта, по мнению

А.Тодорова, являются:

1. Материальное благосостояние;

2. Реальные доходы;

3. Условия и сфера приложения труда;

4. Объект и структура потребления материальных благ;

5. Структура бюджета работы и свободного времени;

6. Жилищно-бытовые условия;

7. Коммунально-бытовое обслуживание;

8. Уровень образования и квалификация;

9. Здравоохранение.

В.Цапф на основе синтеза объективных и субъективных показателей построил классификацию качества жизни. Если условия жизни оцениваются по объективным измерениям и по субъективным оценкам позитивно, то Цапф предложил называть это «благополучием»; если же обе оценки являются негативными, то он считал, что мы имеем дело с ситуацией «депривации»; когда объективное качество жизни хорошее, а субъективная

оценка негативная, то возникает ситуация «диссонанса», а комбинация плохих условий жизни и позитивной их оценкой респондентом скорее свидетельствует об адаптации к существующим обстоятельствам [10: 8].

Новым в выдвижении идеи «качества жизни» стало изучение индикаторов возможностей людей, обладание ими жизненными шансами в социальной среде. Однако, чтобы реализовать шансы, нужно обладать определенным личностным потенциалом и прилагать существенные усилия.

Ряд других зарубежных авторов (Р.Харвуд, Лю Бэнь Цзэ и др.), разработали иные модели качества жизни, основанные на синтезе субъективных и объективных показателей.

По их словам, качество жизни (КЖ) отражает комплекс субъективных чувств и объективного статуса благосостояния людей, который меняется в зависимости от времени, места и особенностей индивидов. Определяется КЖ как результат совокупности двух входящих факторов:

1)физического (товары, услуги, материальное богатство);

2)духовного («неизмеримые» психологические факторы, такие как социальная принадлежность, уважение, самоактуализация). Качество жизни охватывает комплекс потребностей, удовлетворение которых делает людей счастливыми и представляет собой функцию как материального богатства, так и психологического желания [11: 471].

При измерении удовлетворенности различными сферами жизнедеятельности можно использовать следующие показатели качества жизни [12: 29]:

• доход как основной источник удовлетворения потребностей индивидов в товарах и сервисном обслуживании;

• образование как фактор, обеспечивающий карьеру и успех в жизни;

• работа как фактор, влияющий на жизненный успех, условия жизни семьи и т.д.; определяет размер дохода и социальный статус индивида;

• домашнее хозяйство, брак, семейная жизнь;

• социальное участие, определяющее чувство значимости человека в обществе;

• рекреация, способствующая удовлетворению потребностей индивидов в отдыхе;

• сезонные изменения;

• другие показатели [13: 8].

Рассмотренные выше показатели легли в основу при составлении структуры показателей качества жизни, характерных для подростков Санкт-Петербурга (табл.1).

Таблица 1. Структура показателей качества жизни подростков

№ П№ /пп Показатели качества жизни Низкое качество жизни (нижняя граница) Среднее качество жизни для представителей социальной группы Высокое качество жизни (достижимое для данных условий)

1. Образование Начальное образование Общее среднее образование Возможность получения высшего образования

2. Рекреация Потребление только ограниченного набора развлечений, пассивный отдых Наличие хобби, избирательные увлечения, удовлетворенность рекреационными занятиями Любительское творчество, многообразие рекреационных практик, специальное выделение времени на интересную рекреацию/досуг.

3. Социальное взаимодействие Ограниченный круг общения, поддержание родственных связей Социальные группы (класс, «тусовки»), общение в кружках, клубах по интересам Общение по интересам и по собственному выбору

4. Материальный достаток и благополучие Доходы низкие, на уровне прожиточного минимума Средние доходы по социальной группе, существенные сбережения, комфортабельный отдых Достаточные доходы для жизни, высокий восстановительный потребительский бюджет

5. Здоровье Рисковое здоровье, доступность только бесплатных медицинских услуг Средние показатели заболеваемости, ориентация на частично платные медицинские услуги Осознанные оздоровительные действия и процедуры, доступность платных услуг

6. Оценка жизненных шансов и перспектив Трудная жизнь, повышенная тревожность за будущее Переменчивая жизнь с преобладанием улучшений Благоприятные перспективы на основании собственных или социальных усилий

При разработке анкеты социологического исследования автор использовал данную структуру для наиболее полного отражения социальных и экономических характеристик опрашиваемых.

Рекреация занимает в структуре показателей качества жизни подростков двоякое положение. С одной стороны, она детерминирует такие стороны качества жизни, как здоровье (п.5), условия отдыха (п.4), свободное время (пп.2,3) и т.д. - то, что было определено как объективная сторона качества жизни. Оптимизация этой стороны качества жизни может быть зафиксирована в замерах таких параметров, как число заболеваний, число оздоровительных учреждений, посещаемость объектов рекреации и т.д. С другой стороны, рекреация оказывает неодинаковое влияние на субъективную компоненту качества жизни, поскольку опосредуется групповыми интересами, ценностными установками, мотивациями и т.д., которые изменяются с течением времени. Эта сторона качества жизни также допускает количественную оценку и может характеризоваться такими параметрами, как число недовольных качеством отдыха, рекреационных занятий и т.д.

Структура общественных отношений определяет уровень качества жизни в каждый данный период времени, формирует систему ценностей жизни вообще и позволяет сравнить достижения отдельного индивида с достижениями других индивидов. Поэтому состояние качества жизни каждого индивида определяется тремя взаимозависимыми характеристиками: «межличностными способностями индивида, межличностными аспектами отношений с другими индивидами и политической системой или обществом, в котором все они живут» [14: 80].

Любые изменения в одном из этих компонентов приводят к изменениям в других и в результате возникает «эффект обратной связи». Таким образом, «арена счастья» состоит из трех базовых компонентов, а именно, самой личности, другой личности и социальной системы.

Относительно рекреационной сферы можно выстроить следующую взаимосвязь: подросток (покупатель) - рекреолог (продавец) -

рекреационная инфраструктура (обслуживание, удовлетворение потребностей в отдыхе, досуге).

Возможности человека реализовывать свои физические и духовные способности ограничены временными рамками, социальными,

экономическими, политическими условиями и средой, в которой он живет. Кроме того, каждый отдельный человек потребляет или разделяет с другими физические блага и услуги.

Качество жизни подростков - это не только сами условия их жизни, выражаемые количественными параметрами, но и отношение подростков к этим условиям, отражаемое в ценностях, ценностных установках и мироощущении.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, на современном этапе развития общества структура качества жизни стала рассматриваться как комплексная характеристика социальных, политических, культурных, экономических факторов существования человека. Другими словами, качество жизни стало восприниматься как часть некоего идеала, в котором на передний план выходит не только количественный рост материальных благ, но и качественные аспекты жизни человека - здравоохранение, образование, культура, отдых и т.д. [14: 5].

Выделим основные положения из определений качества жизни:

1.Достижение необходимого качества жизни требует обязательного участия всех членов общества.

2.Ответственность за управление качеством жизни лежит на верхнем уровне руководства - на правительстве.

З.Эффективность обеспечения качества жизни требует непрерывной оценки факторов, которые влияют на соответствие принятых стандартов качества жизни условиям потребления. Внутри общества система обеспечения качества жизни является инструментом управления. В условиях «договора» между человеком и обществом, гражданином и государством система обеспечения качества жизни служит для создания уверенности договаривающихся сторон.

В соответствии с сущностью качества жизни исходной методологической основой его анализа выступает комплекс потребностей и интересов, который включает все стороны жизни людей и может быть классифицирован по типу (характеру) потребностей и интересов.

Поиски нового качества жизни как отражение современных социальных процессов ведут к изменению оценок его свойств и качеств. В связи с этим одной из актуальнейших задач встает изменение приоритетов интеллектуального, физического, духовного начал в жизни каждого человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. Качество жизни // Российская социологическая энциклопедия/ Под ред. Г.В.Осипова. - М.: НОРМА-ИНФРА*М, 1998. - С. 187.

2. Longman dictionary of contemporary English. - Third edition. - England, 2001. -

Р.1155.

3. Ювенология и ювенальная политика в XXI веке: опыт комплексного междисциплинарного исследования: Колл. монография / Под. ред. Е.Г. Слуцкого. - СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2004. - С. 237.

4. Качество жизни // Социологическая энциклопедия. В 2 тт. - Т.1. - М: Мысль, 2003. - С. 427.

5. Субетто, А.И. Качество жизни: грани проблемы / А.И. Субетто. - Кострома: КГУ им. Н А. Некрасова, 2004. - С.30.

6. Качество жизни [Электронный ресурс] / Рус.мед.обозрение. - Режим доступа: http//www.ruscience.newmail.ru/mbooks/gol.htm (15.08.2006)

7. Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики

(ВНИИТЭ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.advtech.ru/vniite/lifequal.htm (07.05.2004)

8. Тодоров, А.С. Качество жизни: критический анализ буржуазных концепций / А.С. Тодоров. - М.: Прогресс., 1980. - С 64.

9. Цит. по: Муздыбаев, К. Качество жизни населения Петербурга:1990-2004

годы / К. Муздыбаев. - ГУП Международный центр социально-экономических

исследований «Леонтьевский центр». - СПб.: ГУП МЦСЭИ «Леонтьевский центр, 2005.

10. Harwood, Paul De L. Quality of life: Ascriptive and testimonial

conceptualizations // Social Indicators Research. - 1976. - Vol.3.

11. Тавокин, Е.П. Социальная статистика: учеб. пособие / Е.П. Тавокин. -М.:РАГС, 2001.

12. Бобков, В.Н. Качество жизни: вопросы теории и практики / В.Н.Бобков, П.С.Масловский-Мстиславский, Н.С.Малинков. - М.: Всерос. центр уровня жизни, 2000.

13. Лю, Бэнь-Цзэ. Индикаторы качества жизни в городских агломерациях в США. Стат.анализ // Качество жизни: концепция и практика: Реферативный сборник. -М., 1978.

14. Фенкас, Н.Н. Качество жизни: региональный аспект / Н.Н. Фенкас, А.Н.Жохов, П.В. Никифоров, О.Ю. Трезорова / Нов. ГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.