Научная статья на тему 'Понятие изнасилования и насильственных действий сексуального характера'

Понятие изнасилования и насильственных действий сексуального характера Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
16037
847
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Поддубная Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие изнасилования и насильственных действий сексуального характера»

ской, а не уголовно-правовой оценки. Для определения психического расстройства как признака вреда здоровью необходимо разработать юридические и медицинские критерии оценки тяжести вреда здоровью.

Е.В. Поддубная,

аспирантка МГЮА

ПОНЯТИЕ ИЗНАСИЛОВАНИЯ И НАСИЛЬСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ СЕКСУАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

Проблема квалификации насильственных половых преступлений связана прежде всего с трактованием понятия изнасилования и насильственных действий сексуального характера (точнее — «полового сношения» в составе изнасилования и «мужеложства», «лесбиянства» и «иных действий сексуального характера» в понятии насильственных действий сексуального характера). При квалификации данных преступлений из-за несовершенства действующего законодательства существуют серьезные трудности. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 11 от 15 июня 2004 г. «О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 131 и 132 Уголовного кодекса Российской Федерации»1, не разрешило всех возникающих вопросов.

Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что под половым сношением следует понимать совершение полового акта между мужчиной и женщиной, и указал, что изнасилование следует считать оконченным с момента начала полового акта, независимо от его завершения и наступивших последствий.

Я.М. Яковлев еще в 1969 г. заметил, что о сексуальных извращениях по ложно понятому чувству приличия до последнего времени писать считалось недопустимым 2. Прошло почти полвека, а кардинально ситуация не изменилась, и как следствие, отсутствие должной конкретики в постановлении Пленума Верховного Суда РФ.

В медицине под половым сношением понимается физиологический половой акт лица мужского пола с лицом женского пола, выполненный путем введения естественного мужского полового члена в женское влагалище (пенильно-вагинальный контакт)3.

1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 11 от 15 июня 2004 г. «О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 131 и 132 Уголовного кодекса Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. № 8.

2 См.: Яковлев Я.М. Половые преступления. Душанбе, 1969. С. 304.

3 См.: Дерягин Г.Б. Медико-правовой комментарий к главе 18 УК РФ. Следственные и экспертные действия http://www.sudmed-nsmu.narod.ru/metod/comment18.html

А.П. Дьяченко предлагает признавать изнасилование оконченным с момента введения мужского полового члена в преддверие или собственно во влагалище лица женского пола для удовлетворения сексуальной потребности '. С судебно-медицинской и сексологической точек зрения не может быть введения полового члена в преддверие влагалища, такое действие является только прикосновением, дотрагиванием и не свидетельствует об окончании изнасилования 2. Даже извержение семени на наружные половые органы, в преддверие влагалища с последующим зачатием и беременностью не является половым актом. Трение языком, руками, искусственным половым членом, различными предметами по женским наружным половым органам, губам, ягодицам, даже с введением их во влагалище, в рот, задний проход, также нельзя рассматривать как половой акт.

Судебная практика до принятия Уголовного кодекса РФ 1996 г.3 случаи удовлетворения лицом половой страсти в форме per os либо per anum квалифицировала как изнасилование (ст. 117 УК РСФСР 4), расширяя понятие полового сношения, либо как хулиганство, отличающееся по своему содержанию исключительным цинизмом (в Латвийской ССР), что являлось ничем иным, как применением уголовного закона по аналогии.

Доктрина шла по пути расширения толкования термина «половое сношение». Так, А.А. Пионтковский утверждал, что «под половым сношением следует понимать не только естественный, но и всякий противоестественный половой акт»5. Данная точка зрения была господствующей в уголовном праве 6. Однако в судебной медицине подобное понимание полового сношения вызывало решительные возражения 7.

С учетом того, что ст. 132 УК РФ предусматривает ответственность за насильственное совершение не только таких однополых действий, как мужеложство, лесбиянство, но и иных действий сексуального характера, в том

1 См.: Дьяченко А.П. Уголовно-правовая охрана граждан в сфере сексуальных отношений: Учебное пособие. М.: Академия МВД России, 1995. С. 25.

2 См.: Дерягин Г.Б. Медико-правовой комментарий к главе 18 УК РФ. Следственные и экспертные действия http://www.sudmed-nsmu.narod.ru/metod/comment18.html

3 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

4 Уголовный кодекс РСФСР // Ведомости ВС РСФСР. 1960. № 40. Ст. 591.

5 Курс советского уголовного права. Часть Особенная. Т. 5. 1971. С. 151.

6 См.: Анашкин Г.З. Квалификация изнасилования при отягчающих обстоятельствах // Советская юстиция. 1968. № 22. С. 8; Блиндер Б.А. Ответственность за изнасилование по советскому уголовному праву: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ташкент, 1966. С. 6; Горелик И.И., ТишкевичИ.С. Вопросы уголовного права (Особенная часть) в практике Верховного суда БССР. Минск, 1976. С. 62—64; Жижиленко А.А. Половые преступления. М., 1924. С. 15; Хлынцев М.Н. Борьба с половыми преступлениями: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1966. С. 9.

7 См.: Авдеев М.И. Курс судебной медицины. М., 1959. С. 497—498; ЗагрядскаяА.П.Судеб-но-медицинская экспертиза при половых преступлениях. Горький, 1975. С. 10—11; Сердюков МГ.Судебная гинекология и судебное акушерство. М., 1964. С. 67.

числе и между лицами разного пола, следует согласиться с Л.А. Андреевой и С.Д. Цэнгэл, полагающими, что понятие полового сношения в составе изнасилования охватывает только нормальный в физиологическом отношении половой акт 1. Однако это суждение в науке уголовного права не является бесспорным.

Так, Т.В. Кондрашова считает, что ст. 131 УК РФ предусматривает три вида половых актов между мужчиной и женщиной — в естественной форме, анальной и оральной 2. Мнение ее и других ученых сводятся к тому, что любой насильственный акт, сопряженный с введением мужского полового члена в какую-либо полость тела женщины, должен рассматриваться как изнасилование и квалифицироваться по ст. 131 УК РФ 3.

Эта позиция представляется противоречащей закону, предусматривающему в специальной статье ответственность за удовлетворение сексуального чувства в извращенных формах, т.е. за насильственные действия сексуального характера.

На наш взгляд, понятие «полового сношения» в Пленуме Верховного Суда РФ следует сформулировать как половой акт лица мужского пола с лицом женского пола путем введения естественного полового члена во влагалище женщины. Изнасилование следует считать оконченным с момента введения естественного полового члена в женское влагалище.

Практика применения ст. 132 УК РФ еще не устоялась, поскольку нова сама статья. Не является установившимся и понятие насильственных действий сексуального характера, для уточнения которого необходимо остановиться на понятиях «мужеложство», «лесбиянство» и «иные действия сексуального характера». Не полностью решило рассматриваемую проблему и постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2004 г., разъяснившее, что под мужеложством следует понимать сексуальные контакты между мужчинами, под лесбиянством — сексуальные контакты между женщинами. Таким образом, судебной практикой под мужеложством понимаются все гомосексуальные действия мужчин, а под лесбиянством — все гомосексуальные взаимодействия женщин. Произошло смешение понятий «гомосексуализм» и «мужеложство» или «лесбиянство».

Под гомосексуализмом в медицине понимается половое влечение к лицам своего же пола. Само слово «гомосексуализм» было впервые употреблено в 1869 г. венгерским врачом Бенкервертом 4.

1 См.: Андреева Л.А., Цэнгэл С.Д. Квалификация изнасилования. СПб., 2004. С. 9.

2 См.: Комментарий к Уголовному кодексу РФ с постатейными материалами и судебной практикой / Под общ. ред. С.И. Никулина, изд. 3-е. М., 2002. С. 418.

3 См.: Там же. С. 411.

4 См.: Конева М.А. Особенности квалификации насильственных действий сексуального характера, совершаемых гомосексуальными девиантами // Следователь. 2002. № 5. С. 10.

Мировая медицинская общественность впервые признала гомосексуальность вполне естественным, непатологическим явлением в 1974 г. Действующая ныне Международная классификация болезней не содержит такой психической патологии, как гомосексуализм. Таким образом, гомосексуальные контакты не являются противоестественными, их нельзя рассматривать как «половое извращение»1.

Что касается уголовного права, то еще на IX Международной конференции уголовного права в Гааге в 1964 г. была принята резолюция о том, что гомосексуальное поведение не должно запрещаться, кроме случаев: а) когда применялось насилие; б) несовершеннолетние вовлекались в гомосексуализм взрослыми; в) лицо использует свое положение и вовлекает в гомосексуальную связь опекаемого или иное лицо, о котором поручена забота; г) гомосексуальное поведение совершается открыто; д) имеет место гомосексуальное сводничество 2. Поэтому в УК РФ не использован термин «извращенные формы» и исключена уголовная ответственность за добровольные гомосексуальные контакты, так как общественная опасность таких действий законом связывается не с «извращенной» формой, а с насильственным способом удовлетворения.

Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. определял мужеложство как половое сношение мужчины с мужчиной (ст. 121). Как отмечалось, такое определение не отвечает физиологическому понятию полового сношения, исключающему половой контакт между однополыми людьми. Если преступления совершались в форме per os в отношении взрослого мужчины, то квалифицировались как мужеложство, или как преступление против личности (ст. 112 УК РСФСР), а в случаях, когда потерпевшим оказывался несовершеннолетний, — как развратные действия. То есть судебная практика опять прибегала к расширению понятия «мужеложство» или к применению уголовного закона по аналогии. Мужеложство традиционно понимается как разновидность мужского гомосексуализма, объективные проявления которого состоят в том, что для удовлетворения сексуальной потребности мужской половой орган активного партнера вводится в анальное отверстие пассивного партнера 3.

Некоторые авторы (Н.Г. Шалаев, Я.М. Яковлев) расширяют понятие мужеложства, включая в него другие формы сексуального удовлетворения, в частности coitus per os 4. Другие считают, что любые формы удовлетворе-

1 См.: Дерягин Г.Б. Гомосексуализм. Бисексуальность http://sudmed-nsmu.narod.ru/ arti-cles/homosex.html

2 Цит. по: Утямишев А.Г.Уголовная ответственность за насильственные действия сексуального характера, не связанные с изнасилованием: Дис. ... канд. юрид. наук. Хабаровск, 2001. С. 78.

3 См.: Старович З. Судебная сексология. М., 1991. С. 54.

4 См.: Шалаев Н.Г. Судебно-медицинская экспертиза подозреваемых в половых преступлениях. Горький, 1967. С. 33.; Яковлев Я.М. Указ. соч. С. 330.

ния сексуальных потребностей мужчины с мужчиной должны оцениваться как мужеложство '.

Если следовать разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, то coitus per os следует понимать как мужеложство. Представляется, что такое разъяснение является слишком широким, оно размывает устоявшееся определение понятия мужеложства, тем более, такое толкование противоречит самой этимологии слова «мужеложство» и сложившейся судебной практике.

Понятие «мужеложство» охватывает только один вид гомосексуальных контактов между мужчинами — анально-генитальный, в то время как существуют и другие их формы. А. Кибальник и И. Соломоненко полагают, что поэтому при насильственных действиях сексуального характера, происходящих между мужчинами и не являющихся мужеложством, такое деяние может попасть под определение «иные действия сексуального характера»2. Законодателю стоило бы использовать понятие «мужской гомосексуализм», а не более узкое — «мужеложство», в этом случае не возникало бы вопроса об отнесении актов per os к мужеложству.

Исследования лесбиянства как уголовно-правового явления до настоящего времени в науке уголовного права не проводились. В трудах Г.С. Васильченко, А.М. Свядоща и Ю.М. Антоняна лесбиянство рассматривается с точки зрения сексопатологии и криминологии.

М. Конева все женские контакты делит на оральные, мануальные и фалозаменяющие. На ее взгляд, доцент Н.К. Семернева 3 ошибочно относит фалозаменяющие манипуляции к иным действиям сексуального характера, т.к. любой контакт между людьми одного пола необходимо рассматривать как гомосексуальный 4.

Под лесбиянством в медицинской литературе понимается такой способ удовлетворения полового влечения, когда участвует половой орган хотя бы одной из партнерш 5. Этой точки зрения придерживается и С.Д. Цэнгэл 6. Ряд авторов под лесбиянством понимают любой вид сексуальных действий женщины с женщиной 7.

1 См.: Пушкин А.В., Шурухнов Н.Г., Янущенкова И.В. Уголовно-правовые и криминологические вопросы насильственных действий сексуального характера: Учебное пособие. М.: Книжный мир, 2004. С. 9.

2 См.: Кибальник А., Соломоненко ^.Насильственные действия сексуального характера // Российская юстиция. 2001. № 8. С. 65.

3 См.: Семернева Н.К. Женская сексология. М.: ТОО «ТП» В. Секачев, 1997. С. 167.

4 См.: Конева М.А. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика насильственных действий сексуального характера при гетеросексуальных и гомосексуальных контактах: Дис. ... канд. юрид. наук. Ставрополь, 1999. С. 41—43.

5 См.: Свядощ А.М. Женская сексопатология. СПб., 1998. C. 97.

6 См.: Цэнгэл С.Д. Квалификация насильственных действий сексуального характера (ст. 132 УК РФ): Дис. .канд. юрид. наук. СПб., 2004. С. 33.

7 См.: Озова Н.А. Насильственные действия сексуального характера. М.: М3 Пресс, 2006. С. 41; Кибальник А., Соломоненко ^.Насильственные действия сексуального характера // Российская юстиция. 2001. № 8. С. 65; Пушкин А.В., Шурухнов Н.Г., Янущенкова И.В. Указ. соч. С. 9.

47S

Мы полагаем, что вместо понятий «мужеложство» и «лесбиянство» в диспозиции ст. 132 УК РФ стоит использовать понятие «гомосексуальные контакты», с разъяснением в постановлении Пленума Верховного Суда РФ, что под «гомосексуальными контактами» понимаются сексуальные действия между лицами одного пола с участием полового органа хотя бы одного из партнеров.

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2004 г. указано, что под иными действиями сексуального характера следует понимать удовлетворение половой потребности другими способами, включая понуждение женщиной мужчины к совершению полового акта путем применения насилия или угрозы его применения. По существу, Пленум Верховного Суда РФ опять уклонился от дачи разъяснения.

Иные действия сексуального характера охватывают все другие насильственные способы удовлетворения половой страсти, независимо от полового признака партнеров, включая акты per anum мужчины с женщиной или акты per os как мужчины с мужчиной, так и мужчины с женщиной, а также половое сношение мужчины с женщиной под принуждением со стороны женщины '. Хотя существует и другая точка зрения. Так, А.В. Пушкин и другие считают, что иные действия сексуального характера заключаются в различных формах удовлетворения половых влечений между разнополыми лицами 2.

Многие авторы считают вполне обоснованным отнесение садистских и мазохистских действий к иным действиям сексуального характера 3. Если наслаждение носит сексуальный характер или если у субъекта половое возбуждение наступает только после садистских манипуляций, то при насильственном совершении садистских действий, даже без последующего совершения сексуальных актов per os или per anum, такие действия должны подпадать под квалификацию насильственного совершения иных действий сексуального характера. Аналогичные аргументы приводятся и в отношении случаев мазохизма 4.

С.Д. Цэнгэл же полагает, что, несмотря на сексуальный мотив поведения, в данном случае не нарушается объект преступления, предусмотренного ст. 132 УК РФ, — половая свобода и половая неприкосновенность. Половое возбуждение и оргазм у виновного наступает от самого процесса воздействия на тело потерпевшего без совершения обычного или нетрадици-

1 См.: Озова Н.А. Указ. соч. С. 41.; Цэнгэл С.Д. Указ. соч. С. 34.

2 См.: Пушкин А.В., Шурухнов Н.Г., Янущенкова И.В. Указ. соч. С. 9.

3 См.: Курс российского уголовного права. Особенная часть / Под ред. В.Н. Кудрявцева, А.В. Наумова. М.: Спарк, 2002. С. 244—245; Озова НА. Указ. соч. С. 42; Могачев М.И. Серийные изнасилования. М., 2003. С. 197; Пушкин А.В., Шурухнов Н.Г., Янущенкова И.В. Указ. соч. С. 10.

4 См.: Озова Н.А. Указ. соч. С. 42—43.

онного полового акта. При совершении подобных действий страдают здоровье, телесная неприкосновенность, но не половая свобода или половая неприкосновенность '.

На наш взгляд, к иным действиям сексуального характера следует относить все другие насильственные способы удовлетворения половой страсти, независимо от полового признака партнеров, не подпадающие под определение «гомосексуальные контакты».

Несомненно, существует необходимость в доработке базового определения понятия насильственных действий сексуального характера. К сожалению, как уже отмечалось, постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2004 г. ясности в данный вопрос не внесло, ограничившись весьма спорным разъяснением, что следует понимать под мужеложством, лесбиянством и иными действиями сексуального характера. С.Д. Цэнгэл насильственные действия сексуального характера определяет как «различные сексуальные действия с участием полового органа хотя бы одного из партнеров, совершаемые с целью удовлетворения сексуальных потребностей виновного с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшему (потерпевшей) или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего (потерпевшей)»2.

Данное определение «не работает» при квалификации ряда действий, явно попадающих под признаки насильственных действий сексуального характера.

Многие говорят о целесообразности установления единой нормы об ответственности за насильственные действия сексуального характера и признании полового сношения одним из действий сексуального характера. Однако традиционно в российском уголовном праве выделялся состав изнасилования как половое сношение в естественной форме. И, на наш взгляд, было бы более логично и последовательно относить естественный половой акт под принуждением со стороны женщины не к иным действиям сексуального характера, а рассматривать данные действия как изнасилование.

1 См.: Цэнгэл С.ДУказ. соч. С. 36—37.

2 Там же. С. 46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.