Научная статья на тему 'Понятие, история и правовое содержание проблемы вынужденного переселения'

Понятие, история и правовое содержание проблемы вынужденного переселения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
660
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ / ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ / СВОБОДА ПЕРЕ ДВИЖЕНИЯ / ПРАВО НА ЗАЩИТУ / СОТРУДНИЧЕСТВО / INTERNATIONAL MIGRATION / ARMED CONFLICT / FREEDOM OF MOVEMENT / RIGHT TO PROTECTION / COOPERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Джахангирова Туран Эйваз Кызы

Введение: проблема массового перемещения людей и самое опасное из его видов вы нужденное, значима на всех этапах развития общества и государства. Вынужденное переселение является последствием нарушений прав человека. Цель: определение мер по совершенствованию правового регулирования защиты прав этой категории, а также анализ существующих подходов по определению содержания понятия «внутреннего перемещения лиц» и выявление особенностей правового механизма в этой сфере. Методологическая основа: категории и принципы диалектики, в том числе общенаучные и специальные методы историзм, формально-логический, а также сравнительно-правовой, диалектический, коррелятивно-интегративный. Результаты: аргументирована авторская позиция относительно возникновения и развития проблемы вынужденного перемещения людей, ее последствия, обозначены цели мероприятий, направленных на регулирование проблемы. Выводы: принцип все общего соблюдения прав человека и основных его свобод выражают общечеловеческие ценности и содействуют обеспечению требований современного международного права, общего для всех государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT, HISTORY AND LEGAL CONTENT OF THE PROBLEM OF FORCED RESETTLEMENT

Background: the problem of mass movement of people and the most socially dangerous of its types forced displacement is very significant at all stages of the legal development of society and the state. Displacement is a consequence of serious human rights violations. Objective: definition of measures to improve the legal regulation of the protection of the rights of this category of persons, as well as an analysis of existing approaches to determine the content of the concept of internal displacement and identification of the features of the legal mechanism in this area. Methodology: categories and principles of dialectics, as well as general scientific and special methods the historicism, formal-logical, comparative-legal, dialectical and correlative-integrative methods. Results: the author’s position on the emergence and development of the problem of forced displacement of people, its consequences, the objectives of measures aimed at regulating the problem is argued. Conclusions: the principle of universal respect for human rights and fundamental freedoms expresses basic human values and contributes to the enhancement of the requirements of modern international law common to all States.

Текст научной работы на тему «Понятие, история и правовое содержание проблемы вынужденного переселения»

УДК 342.7

Т.Э. Джахангирова

ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЯ И ПРАВОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫНУЖДЕННОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ

Введение: проблема массового перемещения людей и самое опасное из его видов — вынужденное, значима на всех этапах развития общества и государства. Вынужденное переселение является последствием нарушений прав человека. Цель: определение мер по совершенствованию правового регулирования защиты прав этой категории, а также анализ существующих подходов по определению содержания понятия «внутреннего перемещения лиц» и выявление особенностей правового механизма в этой сфере. Методологическая основа: категории и принципы диалектики, в том числе общенаучные и специальные методы — историзм, формально-логический, а также сравнительно-правовой, диалектический, коррелятивно-интегративный. Результаты: аргументирована авторская позиция относительно возникновения и развития проблемы вынужденного перемещения людей, ее последствия, обозначены цели мероприятий, направленных на регулирование проблемы. Выводы: принцип всеобщего соблюдения прав человека и основных его свобод выражают общечеловеческие ценности и содействуют обеспечению требований современного международного права, общего для всех государств.

Ключевые слова: международная миграция, вооруженный конфликт, свобода передвижения, право на защиту, сотрудничество.

Т.Е. Jahangirova

THE CONCEPT, HISTORY AND LEGAL CONTENT OF THE PROBLEM OF FORCED RESETTLEMENT

Background: the problem of mass movement of people and the most socially dangerous of its types — forced displacement is very significant at all stages of the legal development of society and the state. Displacement is a consequence of serious human rights violations. Objective: definition of measures to improve the legal regulation of the protection of the rights of this category of persons, as well as an analysis of existing approaches to determine the content of the concept of internal displacement and identification of the features of the legal mechanism in this area. Methodology: categories and principles of dialectics, as well as general scientific and special methods — the historicism, formal-logical, comparative-legal, dialectical and correlative-integrative methods. Results: the author's position on the emergence and development of the problem of forced displacement of people, its consequences, the objectives of measures aimed at regulating the problem is argued. Conclusions: the principle of universal respect for human rights and fundamental freedoms expresses

© Джахангирова Туран Эйваз кызы, 2019 ш

Заведующая сектором по защите прав беженцев, вынужденных переселенцев и мигрантов Аппарата Уполномоченного по правам человека (Омбудсмена) в Азербайджанской Республике, докторант кафедры ЮНЕСКО по правам человека и информационного права (Бакинский Государственный Университет); e-mail: turan.jahangirova@mail.ru

© Jahangirova Turan Eyvaz kyzy, 2019

Head of the sector for the protection of the rights of refugees, internally displaced persons and migrants of the office of the Commissioner for human rights (Ombudsman) in the Republic of Azerbaijan, doctoral candidate of the UNESCO department on human rights and information law (Baku State University) 85

basic human values and contributes to the enhancement of the requirements of modern international law common to all States.

Key-words: international migration, armed conflict, freedom of movement, right to protection, cooperation.

Нарастающие масштабы миграционных процессов, а также защита прав и интересов их участников — это проблема современности. Основными признаками данного явления признаются беспрецедентное увеличение международной миграции, расширение ее географии, активное вовлечение в этот процесс практически всех стран, продвижение в структуре миграции, рост экономической и трудовой миграции, нелегальная миграция, увеличивается международная миграция [1, с. 77-87].

Сегодня мировое сообщество стремится к пониманию того, что не вооруженные конфликты, а повышение уровня восприятия общечеловеческих ценностей — стремление к миру, взаимопониманию, сотрудничеству выведет человечество на стезю устойчивого поступательного развития общества, обеспечив равные права и равные возможности.

В то же время мигранты, чтобы добраться в другие страны, зачастую проходят не через установленные погранично-пропускные пункты, а прибегают к альтернативным, скрытым, а иногда даже смертельно опасным путям. Мирное население сталкиваются с бедствиями, теряет членов своих семей. А в пункте прибытия, вместо обеспечения защиты своих прав, они сталкиваются с исламофобией, бесчеловечным обращением, дискриминацией по признакам национальной и религиозной принадлежности. В глобальном плане страны продолжают проявлять инициативу, управляя и регулируя, а также воздействуя на миграционные процессы, для сохранения контроля над миграционным потоком.

Несмотря на то, что равенство, мир и развитие провозглашены приоритетами ООН, наблюдается неспособность этой организации к реализации Всеобщей Декларации Прав Человека в целях обеспечения выполнения этих принципов, а также защиты прав участников миграционных процессов и предупреждения дискриминации, в результате чего мировое сообщество задумывается о необходимости проведения реформ в этой организации.

Вышеотмеченные принципы также отражены в призывах, адресуемых ООН ежегодно государствам накануне 10-го декабря — Международного Дня Прав Человека. К примеру, призыв 2018 г. относился к каждому человеку без исключения и проводился под девизом «Встань в защиту прав каждого». Основная цель кампании — правовое равенство, недопустимость дискриминации, общественная активность, массовость и развитие сотрудничества. Совершенно точно отметила Верховный комиссар ООН Мишель Бачелет: «Защита прав человека — эффективное «лекарство», залечивающее раны и укрепляющее любое общество»1.

Крайне важно увеличение числа упоминаний в СМИ информации о деятельности, организации систематических встреч на местах, проведение лекций и семинаров на различные темы в области прав внутренне перемещенных лиц (далее — ВПЛ). В частности, основная работа в этой сфере должна быть на-

86

1 URL: https://news.un.org/ru/story/2018/09/1337852 (дата обращения: 15.09.2018).

правлена на поддержание усовершенствования демократического управления, стабильности и всестороннего устойчивого развития с применением принципа верховенства закона и защиты прав каждого, без какой-либо дискриминации.

Целесообразным считается оказание лицам правовой, психологической и других видов помощи, расширение соответствующих мер по обеспечению их занятости, создание в поселках компактного проживания воспитательных комплексов для детей дошкольного возраста и реабилитационных центров.

Что же касается правового просвещения ВПЛ, то следует учесть, что это не гомогенная масса, а представленная различными возрастными и социальными группами: молодые, престарелые или другие категории, для которых требуются специальные программы.

Проблема вынужденного перемещения людей одна из наиболее актуальных проблем всего мирового сообщества. За последнюю четверть века наблюдалось многократное увеличение масштабов вынужденного перемещения людей, что является результатом сохраняющихся и вновь возникающих очагов политической напряженности, войн, этнополитических конфликтов, экологических катастроф [2, с. 116] .

Международное сообщество должно безотлагательно и во время реагировать, когда имеет место массовое вынужденное перемещение и оно стало следствием вооруженного конфликта. Но это не означает, что в каждом случае перемещения лиц внутри страны, необходимо внимание международного сообщества и общественности в целом. Когда нужды этой категории в достаточной степени удовлетворяются правительствами самих государств, международному сообществу не обязательно включаться в этот процесс, за исключением случаев, когда государство само ходатайствует об оказании помощи.

В широком смысле «перемещенные лица» — это граждане третьей страны или лица без гражданства, которые вынуждены были покинуть страну или регион своего происхождения, эвакуированные, в ответ на призыв международных организаций и которые не могут вернуться в безопасные и нормальные условия по причине нестабильной ситуации в стране, могут подпадать под действие ст. 1 Женевской конвенции, также других международных или внутригосударственных документов, предоставляющих международную защиту, в частности: лица, которые спаслись бегством из зон вооруженного конфликта или вспышек насилия; лица, которым угрожает серьезный риск или которые стали жертвами систематических или повсеместных нарушений прав человека.

Понятие «перемещенные лица» не упоминается ни в Уставе ООН, ни во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., хотя последняя юридически закрепила в качестве одного из основных прав человека «право свободно передвигаться и менять место жительства» (ст. 13). Иными словами, несмотря на то, что имелись определения конкретных категорий мигрантов, международное право не давало общей концепции этого понятия.

В доктрине международного права однозначно не дано разъяснение понятия «перемещенные лица». При этом наблюдается тенденция избегания юристами-международниками (Г. Памбу-Чивунда, Г. Гудвин-Гилл, Р. Апплеярд, Р. Перру-чоуд) четкой формулировки, несмотря на то, что они используют термин «перемещенные лица». При этом исследователи, дающие определение этого термина

(Е.Ю. Садовская, О. Пискун, Л.А. Васильева, Н.Н. Тоцкий), недостаточно глубоко и полно раскрывают теоритические и методологические вопросы относительно правового статуса ВПЛ, международно-правовой специфики правового регулирования данного явления.

Отсутствие в международном праве согласованного определения этого понятия отмечает и швейцарский юрист-международник Р. Перручоуд. Но и он не дает конкретизированного определения, а только концентрирует внимание на основной субъектный состав самой миграции: беженцы, перемещенные лица и экономические мигранты. Он определяет переселение людей, покидающих страну своего происхождения или постоянного места жительства, в другую страну на временной или постоянной основе [3, с. 32].

В ст. 2 Соглашения о помощи беженцам и вынужденным переселенцам от 24 сентября 1993 г. содержится определение данного понятия21Соглашение было подписано Азербайджанской Республикой, Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан. Так, вынужденным переселенцем признается лицо, которое, являясь гражданином одной страны, было вынуждено покинуть место своего постоянного жительства, обосноваться на территории другой страны, вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах, либо реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, политических убеждений, а также принадлежности к определенной социальной группе, в связи с вооруженными и межнациональными конфликтами. Статья 6 Соглашения гласит, что стороны берут на себя обязательства: содействовать беженцам и вынужденным переселенцам в истребовании и выдаче документов необходимых для решения вопросов, связанных с гражданством; в получении по месту прежнего жительства свидетельств о браке, рождении, трудовых книжек и других документов, необходимых пенсионного обеспечения, подтверждения трудового стажа, выезда за границу и т.д.; оказывать содействие в получении сведений о родственниках, проживающих на территории государства, покинутого беженцем или вынужденным переселенцем, а также о оставленном там имуществе.

С целью принятия мер, необходимых для реализации положений, которые содержатся в международно-правовых документах, обычно формируются соответствующие механизмы в рамках специальных процедур. В ст. 9 Соглашения от 1993 г. оговорено, что практическое содействие в реализации договоренностей должен осуществлять Консультативный Совет по труду, миграции и социальной защите населения государств-участников СНГ. Несмотря на это, целесообразным было бы создать межгосударственный механизм, имеющей непосредственное отношение к беженцам и ВПЛ. Таким механизмом мог бы стать Комитет или Совет СНГ по делам беженцев и ВПЛ. Данный Комитет (Совет) может быть создан по аналогии и подобию УВКБ ООН.

Учитывая то обстоятельство, что ВПЛ обычно являются индикатором распространения и интенсивности вооруженного конфликта, основной задачей мирового

2 См.: иБХ: http://reflaw.narod.ru/HTMLs/lows/inter/pdf/CIS1.pdf (дата обращения: 01.10.2018).

сообщества является оказание помощи и защиты, а также содействия их возвращению на родину. Так как ВПЛ принадлежат к экономической, политически и социально уязвимой группе населения, они зачастую бывают не в состоянии выступать в защиту своих прав и интересов. Но вместе с тем, они также демонстрируют способность быстро восстанавливать свои силы, приобретать новые навыки, которые далее окажутся незаменимыми при их возвращении домой, помогут внести вклад в стабилизацию обстановки на родине.

Изначально единое определение ВПЛ было необходимо для решения ситуаций смещения, например, чтобы идентифицировать заинтересованные группы населения, собрать данные и оценить их потребности, разработать политику помощи [4, с. 10]. Основные элементы — это непроизвольность перемещения в рамках границ страны [5, с. 92-93].

В результате перемещения эта категория сталкивается со значительными трудностями касающимися, прежде всего, восстановления уничтоженных или потерянных документов, свободы передвижения на территории своей страны; доступа к временному жилью, пригодному для проживания; получения социальной защиты от государства; реализации избирательных прав; компенсации за разрушенное жилье или за то, что не могут проживать в собственном жилье.

В частности, часто возникают споры о праве собственности на недвижимость, неясность ситуации является препятствием для возвращения ВПЛ реализации намеченных планов. Как утверждает Европейский суд по правам человека (далее — ЕСПЧ), национальные власти обязаны создавать эффективные правовые механизмы для разрешения имущественных споров. Более того, важно, чтобы постановления ЕСПЧ надлежащим образом исполнялись на национальном уровне, предоставляя тем самым возможность ВПЛ пользоваться своими правами в полной мере3.

Целью же законодательства в этой области является не только обеспечение и защита прав ВПЛ, но и системное и всеобъемлющее просвещение в этой области. Законодатель предусматривает дополнительные гарантии и права на жилищное обустройство ВПЛ, чтобы поставить их в равные условия с гражданами страны. При этом, государственная поддержка по улучшению жилищных условий предоставляется этой категории лиц на общих основаниях, предусмотренных жилищным законодательством. Утрата же лицом статуса ВПЛ или лишение такого статуса также влечет лишение права пользования жилым помещением. Иногда, согласно постановлению суда, такие решения подлежат пересмотру в установленном порядке, если для этого нет иных препятствий4.

Между тем, национальные структуры по правам человека (НСПЧ) играют фундаментальную роль не только в защите прав ВПЛ, но и в распространении информации об их положении. В 2018 г. Европейская сеть национальных правозащитных учреждений (ENNHRI) выступила с заявлением о роли НСПЧ в продвижении и защите прав человека внутренне перемещенных лиц в (пост)кон-

3 См.: Постановление ЕСПЧ по делу «Ксенидес-Арестис против Турции», жалоба №46347/99, 22 декабря 2005 г. URL: http://www.pravosudie.biz/427570 (дата обращения: 11.09.2018).

4 См.: Постановление Конституционного Суда РФ № 15-П от 21 ноября 2002 г. «По делу о проверке конституционности положений подпункта 1 пункта 3 и абзаца первого п. 6 ст. 9 Закона РФ „О вынужденных переселенцах" в связи с жалобой гражданина М.А. Мкртычана».

URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12028837/ (дата обращения: 11.11.2018). 89

фликтных ситуациях. В нем указывалось, что НСПЧ должны консультировать правительства, парламенты и прочие органы власти по вопросам, касающимся прав ВПЛ, а также наблюдать за ситуацией и публично докладывать о ней. Кроме того, отмечается важность представителей гражданского общества, которые зачастую в первых рядах оказывают помощь нуждающимся, в том числе ВПЛ5.

К примеру, с первого дня деятельности Аппарата Уполномоченного по правам человека в Азербайджане (Омбудсмена) создано специализированное структурное подразделение по защите прав беженцев, вынужденных переселенцев и мигрантов, где рассматриваются жалобы, поступающие, в том числе и от иностранцев, лиц без гражданства и ищущих убежище, проводятся необходимые меры по восстановлению прав в случаи их нарушения. Кроме этого, из числа сотрудников аппарата назначен специализированный советник с целью усовершенствования национального законодательства, государственных программ, приобретения и применения международной практики, координации деятельности соответствующих государственных органов, расширения круга сотрудничества между аппаратом и институтами уполномоченного по правам человека иностранных государств, а также международных организаций, проведения совместного мониторинга состояния относящихся к этой категории лиц и просветительских мероприятий в области развития деятельности Уполномоченного.

Он периодически анализирует положение в стране, заявления и обращения, затем подготавливает предложения и рекомендации, а также представляет готовые решения в нескольких рабочих группах государственных и международных организаций.

В каждом из случаев важно проявление оперативности, в принятии адекватных решений, направленных на совершенствование деятельности в сфере и воздействия на спектр чрезвычайных ситуаций. Вместе с тем важно, чтобы страны и международные организации, оказывающие им поддержку, проанализировали опыт принятия этих мер, сделали надлежащие выводы, применяли взвешенный подход к управлению рисками и быстро реагировали на чрезвычайные ситуации, обеспечивая готовность ко всем опасным последствиям. В условиях роста чрезвычайных ситуаций, сегодня, как никогда, очевидна потребность в создании возможностей для принятия эффективных, действенных и четко спланированных глобальных действий.

Рост вынужденных переселенцев наблюдается с середины 1990-х гг. в большинстве регионов мира, однако за последние 5 лет темпы увеличились. На это, по мнению УВКБ ООН, есть три причины. Во-первых, кризисы, приводящие к исходу людей, сейчас стали более продолжительными по времени, чем прежде. Характерный тому пример — конфликты в Сомали и Афганистане, которые вступили соответственно уже в третье и четвертое десятилетие. Во-вторых, вспышки кризисных ситуаций стали происходить довольно часто. Наряду с сирийским кризисом беженцев и ВПЛ в последние годы «генерируют» многие другие конфликты, в том числе на Украине, в Ираке, Йемене, Южном Судане, Центральноафриканской республике. И, наконец, третьей особенностью нынешней ситуации является тенденция к снижению эффективности решений,

5 См.: иБЪ: http://ennhri.org/IMG/pdf/ennhri_statement_on_nhris_role_on_idps_protection-2. pdf (дата обращения: 05.10.2018).

касающихся предотвращения потоков беженцев и ВПЛ. Если 10 лет назад каждую минуту число вынужденных переселенцев увеличивалось на 6 человек, то сейчас этот показатель в четыре раза выше.

Важно мобилизовать все необходимые, в том числе и дополнительные ресурсы и создать благоприятные условия для достижения целей и формирования «защитного пространства». С этой точки зрения для соседних стран это означает сохранение открытых границ и соблюдение права получения убежища и принципа недопущения принудительного возвращения, т.е. обеспечение доступа к единой системе права. Принимающие страны обеспечивают продолжение предоставления убежища или других форм защиты. Для правительства государств, столкнувшимися с этой глобальной проблемой, признание потребностей уязвимых групп населения, что в свою очередь, означает неустанную работу по созданию условий для их достойного и безопасного возвращения в свои дома, независимо от этнической принадлежности. Для международного сообщества важна поддержка гуманитарных программ, создание возможностей переселения для наиболее уязвимых слоев населения и совместная работа по улучшению перспектив добровольного возвращения и защиты прав собственности.

Был принят ряд международных документов и национальных законодательных актов, направленных на правовую защиту этой категории лиц, а также созданы новые структуры управления. Актуальность данного вопроса заключается именно в том, что именно «вынужденное переселение» является одним из последствий нарушения общепризнанных прав человека. При этом, универсальные и региональные международные документы отмечают также и необходимость содействия занятости, интеграции и улучшения положения социально слабо защищенных категорий населения, таких как ВПЛ.

Как указывают многие международные эксперты в этой области, Азербайджан может служить примером для других стран благодаря своему опыту и подходу в отношении как к беженцам и вынужденным переселенцам, так и к мигрантам, прибывших в страну. К примеру, руководитель представительства УВКБ ООН с 2016 г. по июнь 2018 г. Фурио де Ангелис дал высокую оценку проделанной правительством Азербайджана работе по улучшению условий жизни беженцев и вынужденных переселенцев и отметил, что Азербайджан является в этой сфере примером для других стран6.

Следует отметить, что если в мире один из 122-х человек является беженцем, ВПЛ либо ищущим убежище, то в Азербайджане беженцем или ВПЛ является каждый восьмой. Это — один из самых высоких показателей в мире по числу беженцев или ВПЛ на душу населения7.

Международно-правовой принцип всеобщего уважения прав человека составляет основу правовой защиты ВПЛ.

6 См.: Годовой доклад Уполномоченного по Правам Человека (Омбудсмена) Азербайджанской Республики за 2016-й год. С. 47. URL: http://euro-ombudsman.org/ombudsmen_activities/ konstitucionnyj-zakon-azerbajdzhanskoj-respubliki-ob-upolnomochennom-po-pravam-cheloveka-ombudsmane-azerbajdzhanskoj-respubliki (дата обращения: 08.11.2018).

7 См.: Речь Президента Азербайджана Ильхама Алиева на V Глобальном Бакинском форуме (г. Баку, 16 марта 2017 г.). URL: https://ru.president.az/articles/23192 (дата обращения: 25.10.2018). 91

На эти цели сориентирована и Всеобщая декларация прав человека, первый, фундаментальный документ ООН, призвавший все государства к обеспечению равноправия всех людей, без дискриминации на какой бы то ни было основе.

Позднее этот принцип действительно получил всеобщее признание и является неотъемлемой частью основного Закона-Конституции практически всех стран. Надежными факторами, являются сплоченность народа вокруг общенациональных приоритетов, стабильность, демократическое управление страной, устойчивое развитие. В принципе деятельность направлена на гармонизацию общества и на защиту прав каждого человека и гражданина, на восстановление всякого рода нарушений какого-то ни было права, предоставленного ему Конституцией страны или законами, международными конвенциями, ратифицированными страной.

С того времени, как ООН впервые обратила внимание международного сообщества на проблемы лиц, перемещенных внутри страны, многие межправительственные и неправительственные организации стали расширять свои мандаты и сферы деятельности с целью более эффективного удовлетворения потребностей этой категории лиц. С нормативной, так и институциональных точки зрения международное сообщество все больше задумывается о необходимости принятия эффективных мер для решения проблем ВПЛ.

В последние годы международное сообщество ищет способы достичь разумного баланса между неприкосновенностью государственного суверенитета и правами граждан, вырабатывая более практические способы оказания помощи этой многочисленной и незащищенной группе населения. В рамках этого процесса была предпринята попытка создать четкую систему принятия решений и распределения сфер ответственности между соответствующими организациями.

По оценкам ООН половина из общего количества беженцев находится в Африке. Обычно страна, куда прибывают подвергнувшие переселению лица, предлагает им безопасные условия для проживания и временное убежище. Агентство ООН по делам беженцев и другие гуманитарные организации работают в этих юридических рамках с целью оказания помощи беженцам в построении новой жизни в новой стране или в возвращении на родину, если произойдет значительное улучшение условий (например, после заключения мирного договора). В отличие от них, ВПЛ часто оказываются в более сложной ситуации. Национальное правительство часто рассматривает их как «врагов государства» и сохраняет полный контроль над их дальнейшей судьбой. Резолюции, принятые в отношении этой группы лиц, отличаются гуманностью и гуманитарной ценностью. Доноры не всегда проявляют активное желание вмешиваться во внутренние конфликты или оказывать помощь на постоянной основе.

С другой стороны, ВПЛ не имеют международного правового статуса и не могут требовать международной защиты их прав и потребностей. Кроме того, поскольку ВПЛ не пересекают границу, они остаются в пределах юрисдикции их государства. К сожалению, не все государства готовы или способны в достаточной степени защищать и обеспечивать своих ВПЛ, тем самым повышается риск стать жертвами нарушений прав человека и делает их одной из наиболее уязвимых групп общества, они попадают в «вакуум суверенитета, когда госу-

дарство не в состоянии или отказывается выполнять свои обязанности перед своим собственным населением» [7, с. 212].

В прошлом, лица, перемещенные в своих собственных странах, получали помощь в ограниченных размерах, а иногда не получали никакой помощи. В этой области уже многие десятилетия активно работает Международный Комитет Красного Креста, выступающий в качестве гаранта Женевских Конвенций, регулирующих ведение военных действий. В конце 1990-х гг. другие организации и правительства начали широкое обсуждение этой проблемы, а в 2005 г., осознав всеобщую неспособность помочь ВПЛ, согласовали более скоординированный, всеобъемлющий и «предсказуемый» подход к решению проблемы — так называемый «кластерный подход».

ВПЛ определяются как «отдельные лица или группы лиц, которых заставили или вынудили бросить или покинуть свои дома или места обычного проживания, в частности, в результате или во избежание последствий вооруженного конфликта, повсеместных проявлений насилия, систематических нарушений прав человека, стихийных или вызванных деятельностью человека бедствий, и которые не пересекли международно признанных государственных границ» [7, с. 314-315].

Необходимость предоставления помощи лицам, вынужденным по объективным причинам стихийно сменить место своего проживания особо остро проявилась в 70-х гг. XX в. в силу гражданских войн, разгоревшихся на территориях Анголы, Вьетнама, Камбоджи, Судана [8, с. 26-31].

Кроме этого, важно учитывать не только вышеотмеченные аспекты, но и наблюдение состояния текущей ситуации по той причине, что проявление внимания требуется не только к численности этой уязвимой категории населения, но и к их составу. Среди них — люди, относящиеся к разным возрастным и социальным группам, также мужчины, женщины, дети, инвалиды. По этой причине важно обеспечение в удовлетворительной форме их основных потребностей, а также создание необходимых условий для их реализации. В частности, в своем заявлении по случаю Международного дня инвалидов в 2017 г. Верховный комиссар УВКБ ООН Филиппо Гранди отметил, что люди с ограниченными возможностями, вынужденные покинуть свои дома, сталкиваются с особыми трудностями, и наша задача — обеспечить их защиту и поддержку8. Он совершенно правильно отмечает, что необходимо принять меры, чтобы эта категория лиц имела равный доступ к защите и поддержке, а также возможность участвовать в общественных структурах руководства и принятия решений.

Иными словами, ВПЛ чувствуют себя отверженными в своих собственных странах, пользуются незначительной юридической или физической защитой, а будущее их весьма неопределенно.

Право на свободу передвижения является одним из основных прав человека, которое берет свое начало из Всеобщей Декларации Прав Человека 10 декабря 1948 г. В статье 13 (2) говорится, что: «Каждый человек имеет право покинуть любую страну, включая свою, и вернуться в свою страну». Этот принцип отражен в конституциях многих стран, в т.ч. и Азербайджана.

8 См.: иКЬ: www.unhcr.org/news/latest/2017/12/5a1fe58a4/unhcr-chief-calls-equal-protection-refugees-disabilities.html (дата обращения: 17.09.2018).

Таким образом, регулирование проблемы вынужденного переселения является составной международно-правовой защиты прав человека, а международные масштабы внутреннего перемещения, которые намного превышают сегодняшнюю международную проблему беженцев, требуют пристального внимания и изучения. Ожидается, что численность ВПЛ будет продолжать дестабилизировать местный, региональный и международный мир, если их проблемы и присутствие остаются без внимания и решения. Крупномасштабное перемещение, часто рассматриваемое как симптом потенциального провала государства или роста гражданских беспорядков, является особенно проблематичным для правящих государств и их соседей. Кроме того, ВПЛ, пересекающие другое государство, могут иногда дестабилизировать уже чувствительные региональные политические отношения. По мнению тех, кто квалифицирует ВПЛ, которые пересекают государственную границу, также угрожает перегрузить уже перегруженный институт беженцев.

Причина, по которой ВПЛ в последнее время приобрела большее международное внимание, заключается не в том, что внутреннее перемещение является новой проблемой. Теперь известно, что этот вопрос важен, и что эти лица продолжают сталкиваться с повседневными заботами, которые мешают им иметь адекватную или достаточную защиту и доступ к гуманитарным обеспечениям. Гуманитарные зверства, возникшие в результате геноцида в Руанде и гражданской войны, которые длились почти четверть века в Судане, свидетельствуют о том, что происходит, когда нет адекватного международного ответа на проблему ВПЛ.

В действующем законодательстве Азербайджана из принятых за последние десятилетия нормативно-правовых актов, касающихся беженцев и ВПЛ, особое значение имеют следующие:

Закон «О регистрации по месту жительства и месту пребывания» от 1997 г.;

Закон «О гражданстве Азербайджанской Республики» от 1998 г.;

Закон «О статусе беженцев и вынужденных переселенцев (лиц, переселенных в пределах страны)» от 1999 г.;

Закон «О социальной защите вынужденных переселенцев и лиц, приравненных к ним» от 1999 г. Согласно этому Закону к вынужденным переселенцам применяются следующие меры социальной защиты: обеспечение временной жилой площадью; обеспечение занятости; социальное обеспечение; медицинское обеспечение; обеспечение права на образование; льготы на транспорт и жилищно-коммунальные услуги; налоговые льготы.

В соответствии с Распоряжением Президента Азербайджанской Республики об утверждении «Государственной Программы по улучшению условий проживания и увеличению занятости беженцев и вынужденных переселенцев» от 2004 г. (в 2007 и 2011 гг. были утверждены дополнения к этой программе) поэтапно осуществляются необходимые меры, связанные с социальным, жилищным и медицинским обеспечением беженцев и вынужденных переселенцев, обеспечением их занятости и образованием.

Между тем, во многих странах ВПЛ не учитываются в национальном планировании и в стратегиях. Тем не менее, существуют практические меры, которые могут быть приняты для того, чтобы открыть двери для ВПЛ на образование. Так,

в Колумбии в 1997 г. Закон о ВПЛ и последующие заключения Конституционного Суда укрепили возможности ВПЛ в плане получения образования. Кроме того, положения о ВПЛ включено в национальное законодательство страны.

Однако не существует стандартизированных международных мер реагирования на то, как надлежащим образом и адекватно реагировать на ВПЛ. Недостатки международного реагирования на ВПЛ будут продолжаться, если не будет явного признания того, кто является ВПЛ, а также потребностей и проблем, с которыми они сталкиваются во время их перемещения.

Библиографический список

1. Алешковский И.А., Ионцев В.А. Тенденции международной миграции в глобализирующемся мире // Век глобализации. 2008. Вып. 2. С. 77-87.

2. Миграционный кризис и формирование мусульманских общин в Европе: тенденции и последствия. М.: ИСПИ РАН, 2016. 116 с.

3. Доклад ООН A/CN.4/SER.A/1993/Add.1 // Ежегодник комиссии международного права. Т. 2. Нью-Йорк; Женева: ООН, 1993. С. 32.

4. Муни Э. «Концепция внутреннего перемещения и дело перемещенных внутри страны лиц как категория беспокойства», «Ежеквартальное обследование беженцев» 2005, издание 3. С. 10.

5. Кохен Р. «Разработка международной системы для вынужденных переселенцев», «Перспективы международных исследований» 2006, издание 2. С. 92-93.

6. Юнусов Ариф. Миграционные процессы в Азербайджане. Баку, 2009. С. 23.

7. Гудвин-Гилл Г.С. Статус беженца в международном праве / пер. с англ.: А.В. Иван-ченков, М.И. Левина (под ред.). М.: ЮНИТИ, 1997. 647 с.

8. Павлова Л.В. Внеуставная деятельность УВКБ ООН: содействие защите перемещенных лиц // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 2000. № 5. С. 26-31.

References

1. Aleshkovsky I.A., Iontsev V.A. Trends of International Migration in the Globalizing World. Age of Globalization. 2008. Issue. 2. P. 77-87.

2. Migration Crisis and Formation of Muslim Communities in Europe: Trends and Consequences. Moscow: ISPI ran, 2016. 116 р.

3. UN Report A/CN.4/SER.A/1993 / Add.1 // Yearbook of the International Law Commission. Vol. 2. New York; Geneva: UN, 1993. P. 32.

4. Mooney E. «Concept of Internal Displacement and the Case of Internally Displaced Persons as a Category of Concern», «Quarterly Refugees Survey» 2005, edition 3. P. 10.

5. Kokhen R. «Development of the International System for Internally Displaced Persons», «Prospects for International Studies» 2006, edition 2. P. 92-93.

6. Yunusov Arif. Migration Processes in Azerbaijan. Baku, 2009. P. 23.

7. Goodwin-Gill G.S. Refugee Status in the International Law / transl. from English: A.V. Ivanchenko, M.I. Levin (ed.). M.: UNITY, 1997. 647 c.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Pavlova L.V. Non-Statutory Activities of UNHCR: Promoting the Protection of Displaced Persons // Belarusian Journal of International Law and International Relations. 2000. No. 5. P. 26-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.