Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ'

ПОНЯТИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2293
368
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИОГРАФИЯ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / МЕСТО ПАМЯТИ / МЕМОРИАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ / КУЛЬТУРНАЯ ПАМЯТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шендрикова С. П., Царина М. А.

В статье рассматривается понятие «историческая память» в контексте отечественной историографии. Разбираются основные подходы к определению терминов: «мемориальная память», «место памяти», «историческая память», «социальная память», «коллективная память» «культурная память». Кроме этого, рассматриваются основные научные работы в рамках заявленной темы, проводится анализ основной и ведущей совокупности исследований в области отечественной мемориальной памяти, а также раскрывается значение исторической памяти в российской историографии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ»

УДК 930.2(470):37.035.6

ПОНЯТИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

© 2020 С. П. Шендрикова1, М. А. Царина2

'докт. ист. наук, профессор кафедры истории, краеведения и методики преподавания истории e-mail: snezhanashendrikova @ rambler. ru 2аспирант кафедры истории, краеведения и методики преподавания истории e-mail: mari. tsarina @ mail. ru

Гуманитарно-педагогическая академия (г. Ялта, филиал Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского)

В статье рассматривается понятие «историческая память» в контексте отечественной историографии. Разбираются основные подходы к определению терминов: «мемориальная память», «место памяти», «историческая память», «социальная память», «коллективная память» «культурная память». Кроме этого, рассматриваются основные научные работы в рамках заявленной темы, проводится анализ основной и ведущей совокупности исследований в области отечественной мемориальной памяти, а также раскрывается значение исторической памяти в российской историографии.

Ключевые слова: историография, историческая память, место памяти, мемориальная память, социальная память, культурная память, национальная память.

Постановка проблемы. На сегодняшний день, одной из самых актуальных проблем современной исторической науки стало изучение исторической памяти («memory studies»). Главными зарубежными исследователями, изучающими «феномен памяти», являются: М. Хальбвакс, Ф. Йейтс, А. Ассман, Я. Ассман, П. Нора, А. Мегилли, П. Хаттон, Жак Ле Гофф, Д. Лоуэнталь, Г. Люббе, Й. Рюзен, П. Рикёр, П. Бергер, Б. Гене и другие. Многие современные исследователи говорят также о «мемориальном уклоне» в исторической науке. Высказываются суждения и о «парадигме памяти» в современном социально-гуманитарном знании [10, с. 135].

Среди известных российских ученых изучением данной темы занимаются: Л.П. Репина, И.М. Савельева, О.Б. Леонтьева, О.В. Головашина, Е.Ф. Кринко,

A.А. Линценко, О.Ю. Малинова, А.И. Миллер, М.Ф. Румянцева, Ю.А Сафронова,

B.В. Тихонов, Т.П. Хлынина, С.Е. Эрлих и другие.

Отношение многих отечественных исследователей к термину «историческая память» крайне разнообразно и противоречиво, а само определение часто трактуется очень неясно и туманно. Так, например, понятия «историческая память, «место памяти», «мемориальная память» являются взаимозаменяемыми и нередко используются для обозначения одного и того же.

Однако, по мнению многих специалистов, историческая память имеет более глубокое и многостороннее определение. На данный момент нет точного определения понятия «историческая память». До сих пор ученые не пришли к единому мнению относительно этого явления. Поэтому возникает необходимость ретроспективного анализа мемориальной памяти в отечественной историографии. Для этого нам следует рассмотреть и проанализировать ведущие исследования в данной области для обозначения их роли в российской историографии.

В своих работах И.М. Савельева, ставит вопрос о научности категории

«исторической памяти». «Правомочно» ли современным исследователям использовать такое понятие, как «историческая память»? Является ли оно научным? И.М. Савельева, считает, что при нынешнем уровне научных знаний само явление исторической памяти не входит в научный оборот, а рассматривается в качестве определенного «ментального образа (объекта, конструкта)». Данный ментальный образ находится в сознании людей, общности или иной социальной группы. Обозначается это явление с обязательным использованием слова «память»: «коллективная память», «социальная память», «культурная память», «мемориальная память, «место памяти», «этническая память», «национальная память» и др. Стоит отметить, что использование понятия «историческая память», как определенное ментальное явление, находящееся в сознании людей, правомерно при детальной и строгой рефлексии тех образов памяти, которые объективно зафиксированы в коллективном бессознательном исследуемых групп (обществ) [18].

О.Б. Леонтьева отмечает современную научную тенденцию, в которой ведущие исследователи в области истории не просто изучают различные социальные группы и общества, но и переходят к более детальному и глубокому анализу «коллективных смыслов» и памяти в целом. Такой мемориальный поворот в исторической науке задаёт новые акценты, где в центре исследования становится не историческое событие, а память об этом событии в коллективном сознании исследуемого общества. При изучении исторической памяти О.Б. Леонтьева выделяет в ней познавательную, аксиологическую, идентификационную и информативную функции. Представленные функции помогают личности сформировать свою идентичность и консолидировать общество в русле единого исторического прошлого, сформированного в сознании масс [9].

В своих работах О.Б. Леонтьева анализирует образы исторической реальности. Притягательность изучения исторической памяти обусловлена наличием в коллективном сознании определенных устойчивых «образов». Осмысление этих образов исторической реальности ведет к осознанию широкомасштабных социокультурных изменений, в том числе и тех, в которые включены мы сами [11].

Л.П. Репина же в своих исследованиях рассматривает проблему памяти в её междисциплинарном аспекте. Исследователь анализирует различные трактовки феномена исторической памяти в области философии, культурологии, психологии и филологии. Она считает, что память и история не тождественны, но в то же время не стоит абсолютизировать их различия. Поэтому при комплексном ментальном анализе необходимо соотносить «образы прошлого», учитывая разный уровень их формирования. В таком случае история, как наука, требует от нас аргументов и доказательств, а память, в свою очередь, оперирует чувствами, которые практически всегда субъективны [15].

Л.П. Репина рассматривает историческую память через призму дихотомии индивидуального и коллективного. Именно историческая концептуализация памяти ориентирована на преодоление противопоставлений индивидуального и социального [16].

Т.И. Снегирёва, считает, что историческая память призвана быть объединяющим наднациональном элементом в коллективном сознании народа. Память помогает объединить разрозненные ранее социальные группы. При этом память несёт в себе аксиологическую (ценностную) функцию и нередко утверждает необходимые моральные и нравственные принципы прошлого. Историческая память призвана охранять культурное наследие государства и его целостность помогая будущим поколениям сохранить свою идентичность [24].

Исследователь также рассматривает и региональные аспекты в исторической памяти России. В её работах обращение к исторической памяти, как наиболее активной

вертикали общественного сознания, происходит довольно часто. Историческая память является одним из аспектов общественного сознания и выступает в роли возрождения культурно-региональных компонентов в обществе. Мемориальная память выступает не только в качестве объединяющей вертикали, но и носит в себе аксиологический компонент. Стоит учитывать, что игнорирование исторической памяти России чревато трагическими последствиями, так как в памяти заключен весь культурный опыт общества, отраженный в его коллективном сознании [23].

Н.А. Гулевская., А.Н. Гулевский и Д.В. Чайченко рассматривают историческую память как фактор формирования идентичности индивида. По их мнению, историческая память детерминирует содержание, механизмы, формы идентичности человека, в том числе культурно-правовую идентичность. Историческая память играет важнейшую роль в процессе самоидентификации личности. Благодаря исторической памяти индивид сохраняет свою культурно-правовую идентичность [4].

В исследовании П.Н. Светлова и В. А. Федотова традиции выступают в качестве формы исторической памяти населения. По мнению данных специалистов, традиции выражают исторически сложившийся образ жизни народа, его коллективное представление о мире. Традиции, как особая форма исторической памяти, призваны передавать общественный опыт и сохранять систему связей настоящего с прошлым [19]. Н.А. Синицина высказывает мнение о том, что традиции также выступают в качестве формы исторической памяти населения. В своих работах автор анализирует идеологические аспекты исторической памяти и иллюстрирует способы манипуляции историческим сознанием [21].

Роль исторической памяти в процессах социальной самоорганизации проанализирована в работе Р.А. Батомункуева. Автор предлагает реконструировать прошлое, не вводя в него элементы идеологизации. По мнению исследователя, для определения стратегии национального развития в историческую память необходимо внести инвариантные основания [1]. В. А. Климов же историческую память позиционирует как фактор социализации индивида, где социализация - это усвоение личностью социальных норм и правил, а также культурных ценностей общества. В этом случае историческая память играет роль причины и движущей силы процесса социализации. Таким образом, значение исторической памяти в жизни населения существенно возрастает [5]. Культурное наследие как фактор исторической памяти рассматривается и в работе Л.В. Кошман. В его исследованиях большое внимание уделено проблеме сохранения культурного наследия в историческом аспекте [8].

Сравнительный анализ содержания таких концептов, как «историческая память» и «культурная память», проводится в работе Т.Э. Рагозина. Историческая память рассматривается автором как политически ангажированное (идеологическое) отражение социальной действительности, а культурная память выступает в роли объективного механизма воспроизводства социокультурного целого [14]. Е.А. Бегунова в своих исследованиях также проводит сравнительный анализ терминов: «культурная память» и «историческая память» в зарубежной и отечественной гуманитаристике.

Стоит отметить, что многие современные отечественные ученые считают понятия «историческая память» и «культурная память» взаимозаменяемыми. Это связано с тем, что изучение «коллективной памяти» за рубежом началось намного раньше, нежели в России [2].

В исследовании В.Н. Шевелева историческая память играет роль ресурса российской модернизации. Автор рассматривает проблему исторической памяти в ее взаимосвязи с российской модернизацией. Так, историческая память способна выступать ресурсом мобилизации. Однако будет ли историческая память выступать

ресурсом или препятствием модернизации зависит прежде всего от государственной политики [27]. А.В. Кострина сопоставляет и сравнивает понятия «историческая память» и «политика исторической памяти». В её работе не только рассматривается понятие исторической памяти, но и анализируются процессы трансформации данного явления, сопряженные с политической конъектурой. Историческая память, по мнению автора, формируется не только политикой государства, но и коллективными представлениями общества [7].

По мнению генерального директора Российской государственной библиотеки В.В. Фёдорова, «гарантия существования государства - сохранение исторической памяти» [26]. В работе В.М. Грусмана рассматриваются институциональные аспекты формирования исторической памяти общества. Автор подвергает анализу структурные составляющие исторической памяти. По мнению исследователя, историческая память включает в себя социокультурный опыт, который обеспечивает функционирование общества как целостной, автономной социальной системы. Историческая память позволяет социальным группам осознать собственное место в истории человечества и по достоинству оценить значимость своей культуры [3]. Стоит отметить и работу В.А. Соснина, где автор раскрывает роль средств массовой информации и системы образования в воспитании исторической памяти в современной России. Историческая память помогает сформировать у молодежи целостное историческое сознание. А историческое сознание, в свою очередь, является важнейшим условием самоидентификации личности и интеграции её в общественную жизнь [25]. Т.И. Скоробогатова в своих исследованиях находит точки соприкосновения между исторической памятью и фразеологией. По мнению автора, при определении фразеологических единиц как единиц исторической памяти «память» следует понимать, как совокупность «образов» [22].

В контексте исторической памяти большое количество материалов посвящено изучению Второй мировой войны. Это исследования А.С. Сенявского, Е.С. Сенявской [20], В.А. Леонова, В.И. Коваленко, Т.М. Братченко, И.В. Грибан, И.А. Попп, С.П. Шендриковой [28] и др. Интересна работа И.Е. Козновой, где рассматривается историческая память и основные тенденции ее изучения. В понимании автора историческая память используется при описании специфики массового сознания. Коллективная историческая память, в свою очередь, является результатом некоторого компромисса между обществом и властью [6]. А.Н. Нестеренко рассматривает историческую память в современную эпоху. По мнению исследователя, историческая память - это один из модусов культурной памяти, чья функция состоит в создании идеального образа прошлого [13].

Проблемы трансформации исторической памяти в современной России проанализированы в работе В.В. Лыковой. Автор концептуализирует различия между такими понятиями, как «историческая память» и «социальная память». Велика опасность темпорального растворения личности и потери идентичности при отсутствии понимания особенностей и механизма работы такого концептуального явления, как историческая память. По мнению В.В. Лыковой, историческая память тесно связана с рационализацией, идеологизацией и политизацией исторического процесса. Важность исторической памяти существенно возрастает в условиях трансформируемого общества, когда именно коллективные представления определяют исторический выбор [12].

Следует отметить международный коллоквиум «Историческая память и общество в Российской империи и Советском Союзе (конец XIX - начало XX в.), состоявшийся 25-28 июня 2007 г. в г. Санкт-Петербурге. В ходе дискуссии вокруг концепции исторической памяти отечественные и зарубежные исследователи

рассматривали соотношение понятий «историческая память», «коллективная память», «культурная память». По мнению некоторых докладчиков, историческая память выступает в виде определенного политического инструмента. При этом в большинстве докладов историческая память связана с процессами формирования национальной и конфессиональной идентичностей [17].

Завершить историографический обзор концепции «исторической памяти» следует работой Т.Г. Шумкиной «Проблема исторической памяти в современной российской историографии». В ней автор акцентирует внимание на отсутствии единого определения понятий «культурная память», «социальная память». При этом отмечает, что исследователи по-разному трактуют их соотношение между собой и с таким понятием, как «историческая память» [29].

На основании вышесказанного мы можем сделать определенные выводы.

Во-первых, среди отечественных учёных нет единой точки зрения касательно точного определения понятия «историческая память». В понимании одних исследователей, историческая память выступает как навязанный образ или конструкт коллективной памяти. Однако с другой позиции историческая память выступает как продукт коллективного сознания и во многом помогает обществу сохранить свою самобытность и идентичность.

Во-вторых, положительная сторона исторической памяти, по мнению экспертов, заключается в её аксиологической функции, а отрицательная - в идеологической направленности.

В-третьих, во многих исследованиях историческая память выступает как фактор формирования идентичности индивида и как фактор социализации индивида. Не последнюю роль историческая память играет и в процессах социальной самоорганизации общества.

В-четвертых, традиции выступают в качестве формы исторической памяти населения, а культурное наследие является фактором исторической памяти. Много работ посвящено сравнительному анализу концептов «историческая память» и «культурная память», где эти два понятия имеют свои специфические направленности.

Библиографический список

1. Батомункуева Р.А. Роль исторической памяти в процессах социальной самоорганизации // Россия и современный мир. 2004. № 1 (42). С. 134-140.

2. Бегунова Е.А. Некоторые аспекты сравнительного анализа понятий "культурная память" и "историческая память" в зарубежной и отечественной гуманитаристике // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 48. С. 50-55.

3. Грусман В.М. Музей как институт формирования исторической памяти // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. Т. 8. № 35. С. 92-99.

4. Гулевская Н.А., Гулевский А.Н., Чайченко Д.В. Историческая память как фактор формирования идентичности // Философия права. 2019. № 2 (89). С. 137-145.

5. Климов В.А. Историческая память как фактор социализации (генеалогический аспект) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2007. Т. 7. № 1. С. 8-13.

6. Кознова И.Е. Историческая память и основные тенденции ее изучения // Социология власти. 2003. № 2. С. 23-34.

7. Кострина А.В. Историческая память и политика исторической памяти: к вопросу о соотношении понятий // 100-летие Великой русской революции:

сб. материалов всерос. науч.-практич. конф. (Казань, 15 ноября 2018 г.). Казань: Изд-во КНИТУ-КАИ, 2018. С. 113-115.

8. Кошман Л.В. Культурное наследие как фактор исторической памяти // Вестник Московского университета. Серия 8: История. 2011. № 5. С. 7-15.

9. Леонтьева О.Б. Мемориальный поворот в исторической науке и вузовском преподавании // Учитель истории в социокультурном пространстве Евразии в конце ХХ - начале ХХ1 в.. материалы Всерос. науч.-практич. конф. (Казань, 25-26 марта 2016 г.) / сост., отв. ред. Г.П. Мягков, О.В. Синицын. Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2016. С. 309-315.

10. Леонтьева О.Б. Многоликость исторической памяти (рецензия на сборник научных статей «историческая память и диалог культур») // Вестник Самарского муниципального института управления. 2013. № 2 (25). С. 134-141.

11. Леонтьева О.Б. Образы исторической реальности в современной отечественной историографии // Историческая экспертиза. 2015. № 2. С. 4-19.

12. Лыкова В.В. Историческая память в современной России: проблемы трансформации // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2007. № 2 (4). URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get pdf/74/ (дата обращения: 14.09.2020).

13. Нестеренко А.Н. Историческая память и современность // Вестник Российской академии наук. 2012. Т. 82. № 3. С. 284-288.

14. Рагозина Т. Э. Культурная память versus историческая память // Наука. Искусство. Культура. 2017. № 3 (15). С. 12-21.

15. Репина Л.П. События и образы прошлого в исторической и культурной памяти // Новое прошлое / The New Past. 2016. № 1. С. 82-99.

16. Репина Л.П. Феномен памяти в современном гуманитарном знании // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. Т. 153. № 3. С. 191-201.

17. Рогозный П.Г. Международный коллоквиум «историческая память и общество в Российской империи и советском союзе (конец XIX - начало XX в.)» // Отечественная история. 2008. № 2. С. 211-212.

18. Савельева И.М. Концепция «исторической памяти»: истоки и итоги // Историческая память и общество в Российской империи и Советском Союзе (Конец XIX - начало XX века). Международный коллоквиум: науч. доклады. СПб.: Европейский дом, 2007. С. 246-255.

19. Светлов П.Н., Федотов В.А. Традиции как форма исторической памяти // Вестник Чувашского университета. 2007. № 1. С. 77-82.

20. Сенявский А.С., Сенявская Е.С. Вторая мировая война в исторической памяти России и Запада // Уральский исторический вестник. 2009. № 3 (24). С. 27-35.

21. Синицина Н.А. Историческая память как социальный регулятив // Вестник Ставропольского государственного университета. 2007. № 53. С. 191-196.

22. Скоробогатова Т.И. Историческая память и фразеология: точки соприкосновения // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2008. № 2. С. 141-144.

23. Снегирева Т.И. Историческая память России: региональный аспект // Россия и современный мир. 2002. № 3 (36). С. 138-145.

24. Снегирева Т.И. Сохраним памятники, сохраним историческую память // Россия и современный мир. 2000. № 1 (26). С. 48-54.

25. Соснин В.А. Роль средств массовой информации и системы образования в воспитании исторической памяти в современной России // Психологический журнал. 2009. Т. 30. № 4. С. 102-105.

26. Фёдоров В.В. Гарантия существования государства - сохранение исторической памяти // Государственная служба. 2009. № 2 (58). С. 92-97.

27. Шевелев В.Н. Историческая память как ресурс российской модернизации // Социально-гуманитарные знания. 2011. № 7. С. 47-52.

28. Шендрикова С.П. Николай Андреевич Барышев - руководитель подпольной группы «Сокол» в годы фашистской оккупации в Крыму // «Бш плями» в юторп Украши: до 65^ччя перемоги над фашизмом: матерiали Всеукрашсько'1 наук. конф. студенпв та молодих вчених (12 травня 2010 р.). Луганськ, 2010. С. 52-54.

29. Шумкина Т.Г. Проблема исторической памяти в современной российской историографии (по материалам сборника научных трудов «История и историческая память») // Вопросы всеобщей истории. 2014. № 16. С. 282-293.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.