Научная статья на тему 'Понятие инвестиционной привлекательности предприятия и меры по ее повышению'

Понятие инвестиционной привлекательности предприятия и меры по ее повышению Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
352
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТОРЫ / INVESTORS / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / INVESTMENT ATTRACTIVENESS / МЕРЫ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ / MEASURES TO INCREASE THE INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аникина Ирина Дмитриевна, Мавлонова Шахноза Абдувакиловна

Вхождение Российской Федерации в ВТО и влияние глобализации на экономику, и в частности предприятий, работающих в Волгоградской области заставляет все предприятия искать новые пути для развития и поднятия уровня конкурентоспособности своих продуктов. В данном аспекте изучения инвестиционной привлекательности предприятий в целом очень важно донести значение и общие характеристики привлекательности. Какие методы количественных и качественных оценок используют инвесторы при принятии решений по инвестициям. Используя международный опыт и методы по повышению инвестиционной привлекательности, предприятия могут получить доступ к финансированию для целей развития и продвижения своей деятельности и продуктов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Аникина Ирина Дмитриевна, Мавлонова Шахноза Абдувакиловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие инвестиционной привлекательности предприятия и меры по ее повышению»

осуществляется решение разных вопросов, в том числе на начальном их уровне, которые дают

возможность организации выигрывать конкурентную борьбу и получать прибыль [7].

Литература

1. Андерсон Крис. Маркетинг, PR, реклама / М.: - Ко и Партнеры, 2008. С. 96.

2. Балыко Д. Маркетинг, PR, реклама/М.: - Ин-ком, 2007. С. 74.

3. Бюргерс Уильям. Откровения маркетинга / М.: - Companion Group, 2009. С. 256.

4. Котлер Филип Маркетинг от А до Я. 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер / М.: Альпина Паблишер, 2012. С. 216.

5. Шоу Роберт, Меррик Дэвид. Прибыльный маркетинг. Окупается ли ваш маркетинг? / М.: Companion Group, 2007. С. 496.

6. ШтепоА. 199 лучших чек-листов для вашего маркетинга / М.: - Омега-Л, 2012. С. 702.

7. Данилина М. В., Дейнекин Т. В. Инструментарий интернет-маркетинга и его значение в современной экономике // Интернет-журнал «Науковедение», 2013. № 2 (24).

8. Гринченко К. В. Личные продажи - инструмент продвижения в системе интегрированных маркетинговых коммуникаций // Журнал «Инженерный вестник Дона», 2013, № 1 (24).

9. Онищенко С. П., Берневик Т. И. Основные объекты маркетинга в проектной деятельности // Журнал «Восточно-Европейский журнал передовых технологий», 2013, № 2 (63).

10. Сумских И. А. Директ-маркетинг и его роль в продвижении товара // Журнал «Территория науки», 2014, № 2.

The concept of investment attractivenes of enterprises and measures to for its improvement Anikina I.1, Mavlonova Sh.2 Понятие инвестиционной привлекательности предприятия и меры по ее повышению Аникина И. Д.1, Мавлонова Ш. А.2

'Аникина Ирина Дмитриевна / Anikina Irina - доктор экономических наук, доцент, заведующая кафедрой; 2Мавлонова Шахноза Абдувакиловна /Mavlonova Shahnoza - студент магистратуры, кафедра корпоративных финансов, Волгоградский государственный университет, г. Волгоград

Аннотация: вхождение Российской Федерации в ВТО и влияние глобализации на экономику, и в частности предприятий, работающих в Волгоградской области заставляет все предприятия искать новые пути для развития и поднятия уровня конкурентоспособности своих продуктов. В данном аспекте изучения инвестиционной привлекательности предприятий в целом очень важно донести значение и общие характеристики привлекательности. Какие методы количественных и качественных оценок используют инвесторы при принятии решений по инвестициям. Используя международный опыт и методы по повышению инвестиционной привлекательности, предприятия могут получить доступ к финансированию для целей развития и продвижения своей деятельности и продуктов.

Abstract: entering the Russian Federation to the WTO and the impact of globalization on the economy and, in particular companies operating in the Volgograd region makes all companies look for new ways to develop and raise the level of competitiveness of their products. In this aspect of the study of the investment attractiveness of companies as a whole is very important to convey the meaning and the general characteristics of attractiveness. What are the methods of qualitative and quantitative assessments are used by investors when making investment decisions. Using international experience and methods to increase the investment attractiveness of the enterprise can gain access to funding for the development and promotion of its activities and products.

Ключевые слова: инвесторы, инвестиционная привлекательность, меры повышения инвестиционной привлекательности предприятия.

Keywords: investors, investment attractiveness, measures to increase the investment attractiveness of the enterprise.

Постоянное и непрерывное развитие и улучшение технологий производства товаров и услуг требуется в современном мире для осуществления эффективности деятельности предприятия. В этой связи возрастает значимость проблемы мобилизации и эффективного использования инвестиций, как инструмента для успешного развития предприятия.

В нынешних условиях экономического кризиса объемы инвестиционных ресурсов заметно снизились. Заметно выросли требования инвесторов не только к экономическим характеристикам предприятий, но так жек инновационной и социальной направленности предприятия. Инвесторы теперь более тщательно исследуют не только само предприятие, но и внешние факторы, как политическая и экономическая стабильность и близость к конфликтным регионам.

Основной целью привлечения инвестиций является развитие и расширение деятельности предприятия и повышение ее эффективности, то есть при правильно сформированном управлении и выборе способа вложения инвестиций результатом должен быть рост показателей её деятельности и стоимости самой компании.

Основным и очень важным критерием перспективного развития предприятия является усиление и поддержка инвестиционной деятельности, выработка общего плана инвестирования, определение направлений. Конкурентоспособное функционирование предприятия возможно лишь при расширении его сверх деятельности, модернизации, введении новых инновационных технологий. Государственная гарантия защиты прав инвесторов, как самих инвестиций, так и предоставление послаблений в налоговых и таможенных режимах - являются дополнительными стимулами для инвестиционного финансирования.

В соответствии с Федеральным законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 39-Ф3, «инвестиции - это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта» [1,1].

В связи с экономическим кризисом, охватившим почти все секторы экономики, большинство российских предприятий столкнулись с проблемами, которые ограничивают доступ к инвестиционным ресурсам для осуществления их деятельности. К факторам, тормозящим инвестиционную активность российской экономики, можно отнести:

- санкции США и Европейских стран;

- ограниченный доступ внешних краткосрочных и долгосрочных заимствований банков;

- высокий уровень инфляции, связанный с экономическими санкциями и спекуляциями на валютном рынке;

- низкая эффективность инвестиционных вложений;

- относительно высокий уровень налогов;

- высокий инвестиционный риск (все еще остаются не решенными вопросы прав собственности, приобретенные в 90-х);

- нестабильность российского рынка;

- недостаточный объем собственных средств коммерческих банков для кредитования (следствие второго пункта);

- нехватка кризисных менеджеров, и неумение предприятий развивать свои сильные стороны и быстро меняться, перестраиваться в сложившихся ситуациях и переориентация на другие рынки.

Из-за нехватки собственных средств финансирования инвестиционной деятельности предприятия, российские предприятия привлекают иностранный капитал из внешних источников.

Существуют такие виды финансирования предприятия из внешних источников, как инвестирование в акционерный капитал, предоставление кредитных средств. Основными формами привлечения инвестиций в акционерный капитал являются: инвестиции финансовых инвесторов, стратегическое инвестирование. Основные инструменты финансирования в виде заемных средств -кредиты (банковские, торговые), облигационные займы, лизинговые схемы [2, 289].

Все вышеперечисленное дает возможность разделить инвесторов на две группы по их целям инвестиций: инвесторы, нацеленные на быстрые доходы в форме процентов, и долгосрочные вкладчики в бизнес (владельцы доли в бизнесе), заинтересованные в получении дохода от роста стоимости компании.

Необходимость привлечения инвестиционных средств для обеспечения постоянного процесса роста и развития, а также высокая конкуренция на рынке обязывает предприятие быть ориентированными на инвестиции и постоянно повышать инвестиционную привлекательность.

В связи с вышеизложенными примерами, будет правильным рассмотреть термин инвестиционной привлекательности.

По мнению Максимова И. Б., инвестиционная привлекательность является «субъективной оценкой инвестором страны, региона или предприятия по поводу принятия решения о вложении своих средств

в, соответственно, страну, регион или предприятие». Субъективная оценка складывается на основе анализа объективных характеристик предполагаемого объекта инвестирования, главной и практически всеохватывающей характеристикой данного объекта является инвестиционный климат [4, 14].

По трактовке Теплова Т. В. инвестиционная привлекательность - характеристика актива, учитывающая удовлетворение интереса конкретного инвестора по соотношению «риск - отдача на вложенный капитал - горизонт владения активом» [5, 31].

В определении Л. Валинуровой и О. Казаковой инвестиционная привлекательность понимается, как «совокупность объективных признаков свойств, средств и возможностей, обусловливающих потенциальный платежный спрос на инвестиции» [3, 35].

В общем, инвестиционную привлекательность связывают с решением инвестора финансировать то или иное предприятие.

Процесс разработки инвестиционной привлекательности предприятия довольно сложный и занимает длительное время. Предприятие анализирует состояние имущества, структуру предприятия, оценивает объем всех своих активов, определяет уровень модернизации, проводится обязательная оценка кадров, их квалификация. Объект инвестирования должен иметь большой потенциал для внедрения новых инноваций, современных технологий на основании НИОКР-а. Проводится анализ рыночного потенциала, насколько конкурентоспособен тот или иной продукт предприятия, SWOT анализ (определение сильных и слабых сторон предприятия), собирается информация о рейтингах компаний в определенной отрасли, в которой находится предприятие, определяется емкость рынка. Большую роль занимает качество продукции, ее отличительные способности, сравнение с аналогом этой продукции. Далее анализируется ценовая политика предприятия, финансовое состояние, динамика роста, изменений на данном предприятии.

Исходя из целей, предприятие может разработать этапы, как меры по повышению инвестиционной привлекательности (Схема 1).

Схема 1. Меры повышения инвестиционной привлекательности

Также предприятие должно стремиться к проведению IPO (InitialPublicOffering) - увеличение ликвидности акционерного капитала путем выхода на рынок ценных бумаг, а также возможность привлечения долгосрочных финансовых вливаний.

Западные страны предпочитают прозрачность и публичность деятельности предприятия, российский же бизнес менее прозрачен, что сдерживает приток инвестиций в нашу страну.

Нужно улучшать репутацию страны в глазах зарубежных инвесторов, не просто создавать имиджевые технологии, также показывать действительные благоприятные условия для того, чтоб инвестор был уверен в правильном вложении денежных средств.

Предприятие, снижая риски, должно стремиться поднять стоимость своих акций на мировых фондовых биржах.

Каждое предприятие должно иметь историю самого роста, развития, так как деловых партнеров интересует именно путь достижения, после чего конечный результат.

Для определения, какие мероприятия следует провести для повышения инвестиционной привлекательности, необходима диагностика существующего состояния конкретного предприятия.

Волгоградская область как регион с богатыми торгово-экономическими показателями имеет большой потенциал для развития. Но этого невозможно добиться только путем привлечения государственного финансирования региона. Предприятия Волгоградской области, имеют преимущество по сравнению с другими близлежащими регионами, как транзитный коридор, соединяющий Южные регионы страны с центральными.

Для повышения инвестиционной привлекательности предприятий региона, руководство области в частности должны внести вклад в развитие инфраструктуры региона, и поощрение предприятий, инвестирующие в инфраструктурные разработки.

Комплексные и профессиональные исследования по выявлению сильных и слабых сторон региона, и широкое освещение в СМИ привлечёт заинтересованных инвесторов в регион.

Привлечение финансирования для инвестиционных целей в реальный сектор экономики поможет многим предприятиям обновить морально и физически изношенные основные средства и поставить на новый путь производство, которое будет конкурентоспособным и востребованным.

Волгоградская область как одна из крупных регионов северной части Российской Федерации имеет большой потенциал, притом, что область в основном является промышленно ориентированной - более 55 % валового продукта области приходится именно на промышленность. Начиная с 2000-х Волгоградская область, входит в первую десятку по инвестиционной привлекательности среди всех субъектов Российской Федерации [6].

Литература

1. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (ред. от 24.07.2007).

2. Бирман Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проектов. М.: Биржи и банки, ЮНИТИ, 2009. С. 631.

3. Валинурова Л. С., Казакова О. Б. Инвестирование: учебник для вузов. - М.: ВолтерсКлувер, 2010. С. 448.

4. Максимов И. Б. Инвестиционный климат: методика оценки: учебное пособие / И. Б. Максимов. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2002. С. 132.

5. Теплова Т. В. Инвестиции: учебник для вузов / Т. В.Теплова. М.: Издательство Юрайт, ИДЮрайт, 2011. С. 724.

6. Официальный Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/main.

The militarization of the country as a factor of economic development

Tashtamirov M.

Милитаризация страны как фактор экономического развития

Таштамиров М. Р.

Таштамиров Магомед Русланович / Tashtamirov Magomed - старший преподаватель, кафедра банковского дела, Институт экономики и финансов, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Чеченский государственный университет, г. Грозный

Аннотация: в работе рассмотрены вопросы по эффективности использования потенциала военно-промышленного комплекса как основы выхода из кризиса и экономического роста. Наращивание расходов на оборону и национальную безопасность с пропорциональным сокращением расходов на социальное обеспечение и национальную экономику могут вызвать значительные риски по усугублению экономического состояния России в ближайшей перспективе. Был оценен потенциал военно-промышленного комплекса России в сравнении с другими странами. Приведена конъюнктура мирового рынка оружия и его структуры. Дана оценка эффективности, дальнейшего наращивания военной ориентации экономики страны и определены негативные перспективы подобной политики. Abstract: the paper considers the issues of efficiency of use of potential of the military-industrial complex as the basis of crisis exit and economic growth. The increase in expenditure on defense and national security

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.