Научная статья на тему 'Понятие инвариантности компетенций с позиций теории структуры содержания образования'

Понятие инвариантности компетенций с позиций теории структуры содержания образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
479
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНВАРИАНТНОСТЬ / ИНВАРИАНТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИНВАРИАНТНАЯ СТРУКТУРА КОМПЕТЕНЦИЙ / ИНВАРИАНТНЫЙ НАБОР КОМПЕТЕНЦИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕОРИЯ СТРУКТУРЫ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / INVARIANCE / INVARIANT COMPETENCES / INVARIANT STRUCTURE OF COMPETENCES / INVARIANT SET OF COMPETENCES / PROFESSIONAL EDUCATION / THEORY OF EDUCATION CONTENT STRUCTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ложкина Нина Александровна

В статье показано, почему компетенции выступают в качестве конечных целей обучения, обусловливающих необходимость перестройки учебного процесса, иных подходов к формированию содержания, организации и технологии обучения, и по сути своей играют роль инструмента в реализации новой образовательной парадигмы. Рассматривается понятие инвариантности компетенций в профессиональном образовании, которое определяется как постоянство, как свойство какого-либо объекта (или его элементов) не изменяться при смене условий, в которых он существует. В системных образованиях инвариант выступает в качестве системообразующей структуры. Даётся логическое обоснование постановки вопроса об инвариантности компетенций с позиций теории структуры содержания профессионального образования, важнейшая закономерность которого заключается в том, что структура содержания образования детерминирована структурой деятельности и структурой объекта изучения. На основе анализа теории и практики реализации компетентностного подхода выявляется тенденция к дифференциации понятия инвариантности компетенций в трех аспектах: понятие инвариантности набора (перечня) компетенций, необходимых специалисту любого профиля (отражает инвариантную структуру содержания профессионального образования); понятие инвариантности компетенций общего характера (присущи всем, важны для всех и формируются у всех специалистов независимо от профиля их подготовки); понятие инвариантности структуры самих компетенций (отражает универсальный состав компонентов, определяющих структуру профессиональных компетенций). Раскрываются сущность и диалектика дифференциации понятия инвариантности компетенций с позиций теории структуры содержания образования. Существование инвариантного набора компетенций позволяет при разработке учебно-программной документации по направлениям подготовки выделить инвариантную и вариативную части их содержания и реализовать гибкость освоения программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT OF COMPETENCE INVARIANCE FROM THE STANDPOINT OF THE THEORY OF EDUCATION CONTENT STRUCTURE

The paper shows why competencies serve as the ultimate learning outcome that determine study process restructuring, other approaches to content planning, teaching organization and technology, and actually play the role of a tool in the implementation of the new educational paradigm. The author dwells on the concept of competence invariance in professional education, which is defined as immutability and constancy, the property of any object (or its elements) not to change under changing conditions of its existence. In systemic formations, the invariant acts as a system-forming structure. There are logical grounds for the concept of competence invariance from the standpoint of the theory of professional education content structure, where the most important rule says that the teaching content structure is determined by the structure of activity and the structure of the studied object. Based on the analysis of the theory and practice of the competence approach implementation, the tendency to differentiate the concept of competence invariance is revealed in three aspects: the concept of invariance of a set (list) of competences required for a specialist of any profile (reflects the invariant structure of the professional education content); the concept of invariance of general competences (common for all, important for all and formed in all specialists regardless of their training profile); the concept of invariance of the structure of competences themselves (reflects the universal composition of the components that determine the structure of professional competences). The paper reveals the nature and dialectics of differentiation of the concept of competence invariance from the standpoint of the theory of education content structure. The existence of an invariant set of competences allows to develop invariant and variable parts of their content and fully implement the flexibility of mastering study programs when developing curriculum documentation in the training areas.

Текст научной работы на тему «Понятие инвариантности компетенций с позиций теории структуры содержания образования»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / THEORY AND METHODOLOGY OF PROFESSIONAL EDUCATION ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ / ORIGINAL PAPER УДК 37.022; 378.4

DOI: 10.34677/1728-7936-2019-5-51-56

ПОНЯТИЕ ИНВАРИАНТНОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ С ПОЗИЦИЙ ТЕОРИИ СТРУКТУРЫ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ЛОЖКИНА НИНА АЛЕКСАНДРОВНА, преподаватель

E-mail: ninalozhkina@yandex.ru

Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева; 127550, Тимирязевская ул., 49, г Москва, Российская Федерация

В статье показано, почему компетенции выступают в качестве конечных целей обучения, обусловливающих необходимость перестройки учебного процесса, иных подходов к формированию содержания, организации и технологии обучения, и по сути своей играют роль инструмента в реализации новой образовательной парадигмы. Рассматривается понятие инвариантности компетенций в профессиональном образовании, которое определяется как постоянство, как свойство какого-либо объекта (или его элементов) не изменяться при смене условий, в которых он существует. В системных образованиях инвариант выступает в качестве системообразующей структуры. Даётся логическое обоснование постановки вопроса об инвариантности компетенций с позиций теории структуры содержания профессионального образования, важнейшая закономерность которого заключается в том, что структура содержания образования детерминирована структурой деятельности и структурой объекта изучения. На основе анализа теории и практики реализации компетентностного подхода выявляется тенденция к дифференциации понятия инвариантности компетенций в трех аспектах: понятие инвариантности набора (перечня) компетенций, необходимых специалисту любого профиля (отражает инвариантную структуру содержания профессионального образования); понятие инвариантности компетенций общего характера (присущи всем, важны для всех и формируются у всех специалистов независимо от профиля их подготовки); понятие инвариантности структуры самих компетенций (отражает универсальный состав компонентов, определяющих структуру профессиональных компетенций). Раскрываются сущность и диалектика дифференциации понятия инвариантности компетенций с позиций теории структуры содержания образования. Существование инвариантного набора компетенций позволяет при разработке учебно-программной документации по направлениям подготовки выделить инвариантную и вариативную части их содержания и реализовать гибкость освоения программ.

Ключевые слова: инвариантность, инвариантные компетенции, инвариантная структура компетенций, инвариантный набор компетенций, профессиональное образование, теория структуры содержания образования.

Формат цитирования: Ложкина Н.А. Понятие инвариантности компетенции с позиций теории структуры содержания образования // Вестник ФГОУ ВПО «МГАУ имени В.П. Горячкина». 2019. № 5(93). С. 51-56. DOI: 10.34677/1728-7936-2019-5-51-56.

CONCEPT OF COMPETENCE INVARIANCE FROM THE STANDPOINT OF THE THEORY OF EDUCATION CONTENT STRUCTURE

NINA A. LOZHKINA, Lecturer

E-mail: ninalozhkina@yandex.ru

Russian Timiryazev State Agrarian University; Timiryazevskaya Str., 49, Moscow, 127550, Russian Federation

The paper shows why competencies serve as the ultimate learning outcome that determine study process restructuring, other approaches to content planning, teaching organization and technology, and actually play the role of a tool in the implementation of the new educational paradigm. The author dwells on the concept of competence invariance in professional education, which is defined as immutability and constancy, the property of any object (or its elements) not to change under changing conditions of its existence. In systemic formations, the invariant acts as a system-forming structure. There are logical grounds for the concept of competence invariance from the standpoint of the theory of professional education content structure, where the most important rule says that the teaching content structure is determined by the structure of activity and the structure of the studied object. Based on the analysis of the theory and practice of the competence approach implementation, the tendency to differentiate the concept of competence invariance is revealed in three aspects: the concept of invariance of a set (list) of competences required for a specialist of any profile (reflects the invariant structure of the professional education content); the concept of invariance of general competences (common for all, important for all and formed in all specialists regardless of their training profile);

the concept of invariance of the structure of competences themselves (reflects the universal composition of the components that determine the structure of professional competences). The paper reveals the nature and dialectics of differentiation of the concept of competence invariance from the standpoint of the theory of education content structure. The existence of an invariant set of competences allows to develop invariant and variable parts of their content and fully implement the flexibility of mastering study programs when developing curriculum documentation in the training areas.

Key words: invariance, invariant competences, invariant structure of competences, invariant set of competences, professional education, theory of education content structure.

For citation: Lozhkina N.A. Concept of competence invariance from the standpoint of the theory of education content structure. Vestnikof Moscow Goryachkin Agroengineering University. 2019; 5(93): 51-56. DOI: 10.34677/1728-7936-2019-5-51-56 (In Rus.).

Введение. В исследовании речь идет о содержании образования, его компонентах и структуре. Проведенный анализ теории и практики реализуемого в настоящее время компетентностного подхода в образовании свидетельствует о том, что многие его вопросы все еще не имеют должного теоретического осмысления. Это затрудняет дидактическое построение содержания образования, не только вводит в заблуждение преподавателей учебных дисциплин и разработчиков учебно-программной документации, но и иногда дискредитирует саму идею компе-тентностного подхода. Недостаточная ясность в отношении инвариантности компетенций обусловливает разночтения в требованиях к структуре содержания образования (содержание образования строится в зависимости от осваиваемых компетенций, структура содержания определяется набором компетенций).

Цель исследования - раскрыть сущность и диалектику дифференциации понятия инвариантности компетенций с позиций теории структуры содержания образования.

Методы исследования: анализ теории и практики реализации компетентностного подхода в современной системе профессионального образования с позиций теории структуры содержания образования.

Результаты и обсуждение. Важно отметить, что трансформация образовательной парадигмы от построения системы профессионального образования в координатах ЗУН (знания - умения - навыки) к компетент-ностному подходу произошла в связи с актуализацией следующего положения дидактики профессионального образования.

Ценность специалиста на производстве определяется его способностью эффективно действовать в реальных производственных ситуациях. Реальное поведение и должно быть конечным результатом образования. Следовательно, решая вопросы подготовки специалиста, необходимо формировать способность и готовность применять знания и умения в осуществлении деятельности в условиях реального производства, то есть не знания как таковые нам нужны, а готовность специалиста к осуществлению профессиональной деятельности, для чего ему необходимо владеть соответствующими компетенциями. Компетенции, таким образом, выступают в качестве конечных целей обучения, обусловливающих необходимость перестройки учебного процесса, иных подходов к формированию содержания, организации и технологии обучения и по сути своей играют роль инструмента в реализации новой образовательной парадигмы.

В сложившихся условиях вопросам компетентностного подхода в образовании уделяется очень много внимания. Проводятся исследования по определению необходимого современному специалисту набора (перечня) компетенций, определению содержания формируемых компетенций, их классификации и статуса. При этом разные авторы используют различные термины для обозначения одной и той же группы компетенций. Так, например, компетенции, обозначенные в образовательном стандарте как ОК («общекультурные»), именуются также «общими», «универсальными», «надпредметными», «надпрофесси-ональными», «ключевыми», «базовыми» компетенциями и т.п. Однако анализ показывает, что представленные наименования используются разными исследователями для обозначения одной и той же группы компетенций (в нашем примере группы ОК), но по существу отражают лишь одну из общих (для группы в целом) характерологических особенностей, которую исследовал автор. Таким образом, все названные определения всего лишь дополняют друг друга, обеспечивая более полное представление об объекте [1].

Такой подход (терминологическая вольность) при все более глубоком и детальном изучении компетенций исследователями может привести к неограниченному росту раздробленных частных определений, затрудняющих системное представление о содержании и построении учебного процесса.

Об осознании необходимости решения проблемы таксономии компетенций свидетельствуют предпринимаемые в этом направлении исследования, в том числе попытки определения таксономии компетенций в системе профессионального образования путем выделения их инвариантных составляющих [2].

Логическое обоснование постановки вопроса об инвариантности компетенций доказательно следует из теории структуры содержания образования, важнейшая закономерность которой заключается в том, что структура содержания образования предопределяется двумя основными детерминантами - структурой деятельности и структурой объекта изучения. Структура деятельности выступает в качестве детерминанты, поскольку человек проявляется только в деятельности, структура объекта изучения выступает в качестве детерминанты, поскольку деятельность всегда предметна [3]. Идея инвариантной структуры содержания профессионального образования впервые была опубликована в 1988 г. в работе В.С. Леднева «Непрерывное образование: структура и содержание». В нашем исследовании эта идея

принята за основу для определения инвариантности компетенций.

Понятие инвариантности в профессиональном образовании определяется как неизменность и постоянство, как свойство (в системном анализе) какого-либо объекта (или его элементов) не изменяться при изменении условий, в которых он существует. В системных образованиях инвариант выступает в качестве системообразующей структуры, т.е. структуру системы правомерно рассматривать как ее инвариант.

В работе К.Г. Цыганова понятие инвариантности компетенций рассматривается применительно к учителям-предметникам. Автор подчеркивает, что многие характеристики специалистов (в частности, учителей-предметников) сходны и нет значительных различий в функциях, которые осуществляет большинство из них. Различия заключаются только в знаниях и умениях в области преподаваемого предмета. Из этого следует, что некоторая часть профессиональных компетенций учителей-предметников инвариантна по отношению к преподаваемому предмету. В качестве таких компетенций выделены информационная, техническая, когнитивная и организационная компетенции. Без их формирования и развития осуществление базовых профессиональных функций педагога (информационно-аналитической, коммуникативной и педагогической) становится проблематичным [4].

Важно отметить, что логика рассуждений К.Г. Цыганова имеет общий характер и применима для выявления инвариантных компетенций для любой предметной области. Например, если речь вести о будущих специалистах - выпускниках вузов, то можно констатировать, что многие их характеристики сходны и есть ряд функций, которые выполняет большинство специалистов. Это будет означать, что часть профессиональных компетенций специалистов инвариантна по отношению к осуществляемой профессиональной деятельности. Без этих компетенций осуществление базовых профессиональных функций специалиста будет проблематичным. И в этом смысле инвариантные компетенции представляют собой некоторую системообразующую базу для всего набора компетенций.

Таким образом, рассмотренный пример указывает на то, что в теории и практике реализации компетент-ностного подхода используется понятие «инвариантности компетенций». Инвариантными (по отношению к той или иной группе специалистов) называют компетенции, которыми должны обладать все (принадлежащие к этой группе) специалисты, независимо от предметного содержания их деятельности.

Представленное выше понятие инвариантности компетенций не является единственным и исчерпывающим в понимании проблемы таксономии компетенций. Существуют также понятия «инвариантная структура компетентности» и «инвариантный набор (перечень) компетенций». Каждый применяющий данные понятия автор преследует свои научные цели. Однако такая разноплановость в применении может привести к разночтениям и подмене одного понятия другим. Необходимо выяснить, что конкретно подразумевают авторы, употребляя понятие «инвариант» в этих двух случаях.

Инвариантную структуру компетентности рассматривает М.Д. Ильязова. Смысл понятия «инвариантность» тот же - свойство объекта не изменяться при изменении условий, в которых он функционирует. Инвариантная структура компетентности выпускника вуза - это система элементов и компонентов, которая отражает инвариантный состав и взаимосвязи ее элементов (как частей, не имеющих свойства всего целого) и компонентов (как частей целого, имеющего свойства всего целого). Инструментальную основу компетентности составляют знания, умения и навыки, мотивационную основу - мотив как движущая сила деятельности. Ценностно-смысловую основу компетентности (компетентное поведение) определяет направленность личности - сформированное активное положительное отношение к общечеловеческим ценностям: «жизнь», «общество», «человек», «труд». Такое отношение находит свое отражение в проявлении личной ответственности за результаты деятельности в любой сфере. Индивидуально-психологическая основа компетентности включает особенности, качества личности, определяющие быстроту, успешность освоения деятельности. Конативная основа компетентности - механизмы саморегуляции деятельности [5].

Основываясь на принципе структурирования профессиональной компетентности М.Д. Ильязовой, другой автор, А.И. Курпешева, исследует инвариантную структуру иноязычной коммуникативной компетентности (ИКК). Сущность ИКК представлена автором на основе выделения инвариантной структуры компетентности субъекта деятельности. Инвариант ИКК выпускника технического вуза включает мотивационный, ценностный, индивидуально-психологический, инструментальный и конативный компоненты. Иноязычная коммуникативная компетентность представлена как качество личности субъекта иноязычной речевой деятельности, определяющее его способность реализовывать речевое общение. В основе ИКК выпускника технического вуза лежит инвариант - система устойчивых функциональных связей между структурными компонентами, обладающая совокупностью основных признаков ее конкретных реализаций в суб-компетентностях ИКК. Необходимый и достаточный перечень суб-компетентностей ИКК определяется будущей профессиональной деятельностью и включает языковую, речевую и социокультурную субкомпетентности [6].

Инвариантную структуру информационной компетентности рассматривает И.С. Казаков. В современной российской системе высшего образования в условиях внедрения новых образовательных стандартов на основе компетентностного подхода, особенно остро встает проблема выделения в структуре профессиональных компетентностей, и в том числе в структуре информационной компетентности, универсальных компонентов, позволяющих гибко изменять и проектировать содержание таких компетентностей, процесс их формирования и самосовершенствования. Инварианты в данном исследовании - это универсальные компоненты, обеспечивающие высокую эффективность и стабильность деятельности педагога в инфосфере независимо от ее условий, содержания и специфики. Сущностными особенностями инвариантов выступают: устойчивость, повторяемость,

постоянство, фундаментальность, общность, воспроизводимость, прогностичность, многоуровневость, универсальность, соответствие логике познавательного процесса [7].

С позиции инвариантов и выделенных сущностных признаков информационной компетентности можно ее определить как интегративное качество личности педагога, совокупность знаний, умений, навыков, качеств, опыта, систематизированных по инвариантам такой компетентности и обеспечивающих высокую эффективность учебно-познавательной, научно-исследовательской и профессионально-педагогической деятельности в инфосфере. Инварианты информационной компетентности, как показывает И.С. Казаков, имеют место в разных видах и на разных этапах деятельности педагога в инфосфере, применительно к различным видам информации, которую использует будущий педагог, что и позволило автору определить их характеристики: функциональные, обусловленные видами решаемых задач в инфосфере, процессуальные - логикой поисковой активности, содержательные - типами и видами информации, с которыми работает будущий педагог; инструментальные - типовыми сценариями и алгоритмами его информационной деятельности [7].

Не меньшего внимания заслуживают исследования, в которых используется понятие «инвариантный перечень (набор) компетенций». Авторы, выделяющие инвариантный перечень (набор) компетенций, констатируют, что именно такой набор позволяет при разработке учебно-программной документации по профессиям выделить инвариантную и вариативную части их содержания и при модульной организации обучения реализовать гибкость освоения данных программ [8]. Одной из задач исследования А.В. Капитонова был анализ содержания профессиональной деятельности по профессии «Тракторист» и выявление набора компетенций, определяющих содержание подготовки. В результате исследования был установлен для различных категорий профессии «Тракторист» набор инвариантных (являются результатами образования для тракториста любой категории) и вариативных профессиональных компетенций (являются результатами образования для тракториста определенной категории) в области управления, технического обслуживания, ремонта тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин [9].

Анализ ФГОС СПО по разным специальностям, проведенный М.М. Гайсаевой, позволил ей заметить сходство общих компетенций разных укрупненных групп специальностей и выделить среди них инвариантный перечень, состоящий из следующих 9 компетенций: мотивацион-ная (ОК-1), деятельностная (ОК-2), проблемная (ОК-3), информационная (ОК-4), информационно-технологическая (ОК-5), коммуникативная (ОК-6), организационная (ОК-7), компетенция самосовершенствования (ОК-8), инновационно-технологическая (ОК-9) [10].

В исследовании О.И. Шутовой рассматривается научная проблема инвариантного набора компетенций для специалистов профессий помогающего типа. Основой для конструирования данного перечня являются знания и умения, а также профессионально важные качества, направленные на оказание помощи. К таковым относятся

просоциальное поведение и альтруистическая направленность личности помогающего специалиста, способность к активной коммуникации и установлению доверительных отношений с другим человеком, стремление к постоянному самосовершенствованию и развитию своей личности. Инвариантное содержание определяется как набор компетенций, имеющих наиболее прочные и статистически достоверные связи с показателями сформи-рованности и зрелости профессиональной идентичности. Компетенции инвариантного набора интерпретируются в исследовании автора как способствующие формированию и самосовершенствованию личности будущего специалиста. Компетенции, имеющие прочные и статистически достоверные связи с уровнями сформированности и зрелости профессиональной идентичности, составляют инвариантное содержание компетенций профессий помогающего типа. В инвариантное содержание входят такие группы компетенций, как коммуникативные (готовность к активной коммуникации, способность к разрешению конфликтов в коллективе), общекультурные (толерантность по отношению к людям), научно-исследовательские (способность проведения библиографической работы, готовность к практической реализации результатов исследования, готовность участвовать в выполнении проектов), организационные (создание рабочей среды, применение организационных методов, использование нормативных документов) и компетенции самосовершенствования (владение культурой мышления, развитие своей личности, стремление к профессиональному саморазвитию), которые отражают специфику деятельности помогающего специалиста [11].

В перечисленных исследованиях авторы выделяют в составе общих или профессиональных компетенций специалистов инвариантный перечень или набор компетенций - тот, который является базой для овладения остальными компетенциями и без сформированности которого студент не сможет овладеть профессиональными компетенциями и стать специалистом.

Выводы

Выступая в качестве конечных целей обучения, компетенции являются формой представления содержания профессионального образования, необходимого специалисту для успешной деятельности на производстве.

С позиций теории структуры содержания профессионального образования некая инвариантность компетенций предопределена важнейшей закономерностью, которая заключается в том, что структура содержания профессионального образования обусловлена двумя основными детерминантами - структурой деятельности и структурой объекта изучения. Структура деятельности выступает в качестве детерминанты, поскольку человек проявляется только в деятельности, структура объекта изучения выступает в качестве детерминанты, поскольку деятельность всегда предметна.

Анализ исследований вопросов формирования компетенций позволяет констатировать определившуюся тенденцию к следующей дифференциации понятия инвариантности компетенций: инвариантность набора (перечня) компетенций, необходимых специалисту любого

профиля (отражает инвариантную структуру содержания профессионального образования); инвариантность группы (или отдельных) компетенций общего характера (присущи всем специалистам независимо от профиля их подготовки, важны для всех и формируются у всех специалистов); инвариантность структуры самих компетенций (отражает универсальный состав компонентов, определяющих структуру профессиональных компетенций).

Таким образом, рассматривая понятие инвариантности компетенций, мы сталкиваемся с феноменом инвариантности компонентов профессионального образования. Можно констатировать положительные сдвиги в исследовании путей построения таксономической модели компетенций совокупного специалиста. Однако для решения проблемы необходим системный подход к исследованию на основе теории структуры содержания профессионального образования.

Библиографический список

1. Кубрушко П.Ф., Ложкина Н.А. Инвариантные компетенции и их формирование в процессе совместного обучения российских и зарубежных студентов // Вестник ФГОУ ВПО «МГАУ имени В.П. Горячкина». 2014. № 4(64). С. 15-19.

2. Алипичев А.Ю. Специфика инвариантного и вариативного компонентов содержания иноязычной подготовки в техническом вузе // Коммуникация в современном поликультурном мире: прагматика лингвистического знака / отв. ред. Т.А. Барановская. М.: Pearson, 2015. С. 380-386.

3. Кубрушко П.Ф., Козленкова Е.Н. Идея объектной и деятельностной детерминант в теории структуры содержания профессионально-педагогического образования // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2003. № 3 (21). С. 48-54.

4. Цыганов К.Г. Инвариантная «СРС-компетенция» как условие формирования профессиональной компетентности студентов педагогического университета: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Самара, 2004. 24 с.

5. Ильязова М.Д. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности студентов в вузе (на примере студентов-социологов): монография. Астрахань: ОГОУ ДПО АИПКП, 2008. 228 с.

6. Курпешева А.И. Иноязычная коммуникативная компетентность выпускника технического вуза: сущность и инвариантная структура // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 3. С. 65-67.

7. Казаков И.С. Инварианты информационной компетентности в профессиональной подготовке педагога: монография. Сочи: Изд-во Прокопенко Г.В., 2013. 261 с.

8. Назарова Л.И., Григорьев А.В. Возможности применения технологии модульного обучения для подготовки кадров в условиях инновационной экономики // Научно-практическая конференция «День местного самоуправления»: сб. ст. М.: ОнтоПринт, 2019. С. 84-92.

9. Василькова Т.А., Капитонов А.В. Проектирование содержания модульных программ профессиональной подготовки на компетентностной основе // Научные исследования в образовании. 2010. № 2. С. 9-13.

10. Гайсаева М.М. Особенности формирования общих компетенций у студентов колледжа в процессе преподавания общественных дисциплин // Мир науки. 2017. № 3. С. 44-51.

11. Шутова О.И. Динамика взаимосвязи сформиро-ванности профессиональной идентичности и субъективного отношения к осваиваемым компетенциям представителей помогающих профессий // Известия Саратовского университета. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 16. Вып. 2. С. 235-240. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2016-16-2-235-240.

References

1. Kubrushko P.F., Lozhkina N.A. Invariantnye kompe-tentsii i ikh formirovanie v processe sovmestnogo obucheni-ya rossiyskikh i zarubezhnykh studentov [Invariant competences and their formation in the process of collaborative learning of Russian and foreign students]. Vestnik of Moscow Goryachkin Agroengineering University, 2014; 4(64): 15-19. (In Rus.)

2. Alipichev A.Yu. Spetsifika invariantnogo i variativnogo komponentov soderzhaniya inoyazychnoy podgotovki v tekh-nicheskom vuze [Specific features of invariant and variable components of the foreign language training content in a technical university]. Kommunikatsiya v sovremennom polikul-turnom mire: pragmatika lingvisticheskogo znaka. Moscow, Pearson, 2015: 380-386. (In Rus.)

3. Kubrushko P.F., Kozlenkova E.N. Ideya ob"ektnoy i deyatel'nostnoy determinant v teorii struktury soderzhaniya professional'no-pedagogicheskogo obrazovaniya [The idea of object and activity determinants in the theory of content structure of vocational teacher training]. Obrazovanie i nauka. Izvestiya UrO RAO, 2003; 3(21): 48-54. (In Rus.)

4. Tsyganov K.G. Invariantnaya "SVS-kompetentsiya" kak usloviye formirovaniya professionalnoy kompetent-nosti studentov pedagogicheskogo universiteta [Invariant competence of independent work of students as a condition of professional competence development of pedagogical students]: PhD (Ed) thesis: 13.00.08. Samara, 2004: 24. (In Rus.)

5. Ilyazova M.D. Teoreticheskiye osnovy formirovaniya professionalnoy kompetentnosti studentov v vuze (na prim-ere studentov-sotsiologov): monografiya [Theoretical bases of professional competence development of university students (as exemplified by sociology students): Monograph]. Astrakhan: OGOU DPO AIPKP, 2008: 228. (In Rus.)

6. Kurpesheva A.I. Inoyazychnaya kommunikativnaya kompetentnost' vypusknika tekhnicheskogo vuza: sushch-nost' i invariantnaya struktura [Foreign language communicative competence of technical university graduates: its core and invariant structure] // Sibirskiy pedagogicheskiy zhur-nal, 2012; 3: 65-67. (In Rus.)

7. Kazakov I.S. Invarianty informatsionnoy kompetent-nosti v professionalnoy podgotovke pedagoga: monografiya [Invariants of information competence in teacher training: Monograph]. Sochi, Izd-vo Prokopenko G.V, 2013: 261. (In Rus.)

8. Nazarova L.I., Grigoriev A.V. Vozmozhnosti primen-eniya tekhnologii modulnogo obucheniya dlya podgotovki kadrov v usloviyakh innovatsionnoy ekonomiki [Prospects

of applying module-based technology for personnel training in innovative economic conditions]. Nauchno-praktiches-kaya konferentsiya "Den' mestnogo samoupravleniya": collection of papers. Moscow, OntoPrint, 2019: 84-92. (In Rus.)

9. Vasilkova T.A., Kapitonov A.V. Proektirovaniye soder-zhaniya modulnykh programm professionalnoy podgoto-vki na kompetentnostnoy osnove [Designing the content of modular vocational training programs on a competency basis]. Nauchnye issledovaniya v obrazovanii, 2010; 2: 9-13. (In Rus.)

10. Gaisayeva M.M. Osobennosti formirovaniya ob-shchikh kompetentsiy u studentov kolledzha v protsesse

Критерии авторства

Ложкина Н.А. провела обобщение и написала рукопись. Ложкина Н.А. имеет на статью авторские права и несёт ответственность за плагиат.

Конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Статья поступила 11.09.2019 Опубликована 18.10.2019

prepodavaniya obshchestvennykh distsiplin [Peculiarities of developing general competencies in college students in the process of teaching social subjects]. Mir nau-ki, 2017; 3: 44-51. (In Rus.)

11. Shutova O.I. Dinamika vzaimosvyazi sformirovannos-ti professionalnoy identichnosti i sub"ektivnogo otnosheniya k osvaivayemym kompetentsiyam predstaviteley pomogay-ushchikh professiy [Dynamics of the relationship between the formation of professional identity and subjective attitude to the acquired competencies of representatives of assisting professions]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Ser. Filoso-fiya. Psikhologiya. Pedagogika, 2016; 16, Vol. 2: 235-240. (In Rus.)

Contribution

N.A. Lozhkina summarized the material and wrote the manuscript. N.A. Lozhkina has equal author's rights and bears equal responsibility for plagiarism.

Conflict of interests

The author declares no conflict of interests regarding the publication of this paper.

The paper was received on September 11, 2019 Published 18.10.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.