Научная статья на тему 'Понятие «Информация» как основание информационной компетентности учителя сельской школы'

Понятие «Информация» как основание информационной компетентности учителя сельской школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
322
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / ICT COMPETENCE OF TEACHERS OF SMALL SCHOOLS / INFORMATION AND EDUCATIONAL SETTING OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сухачев Григорий Александрович, Нуриахметов Рамиль Рафаильевич

Анализ понятия «ИКТ-компетентность» педагога сельской школы, осуществляемый в статье, позволяет сделать вывод о необходимости формирования нового уровня данного вида компетенций в рамках информационно-образовательной среды школы. С учетом данного фактора рассмотрены основания формирования информационной компетентности учителя сельской школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT INFORMATION AS THE BASIS OF INFORMATION COMPETENCE OF RURAL SCHOOL TEACHERS

The analysis of the concept of ICT-competence of the rural schoolteacher, carried out in the article suggests the need for a new level of competence in the form of information and educational environment of the school. Taking into account this factor, there are basics of formation of information competence of the teacher at rural schools.

Текст научной работы на тему «Понятие «Информация» как основание информационной компетентности учителя сельской школы»

УДК 002.6:37.016

Г. А. Сухачев, Р. Р. Нуриахметов

ПОНЯТИЕ «ИНФОРМАЦИЯ» КАК ОСНОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

УЧИТЕЛЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

Анализ понятия «ИКТ-компетентность» педагога сельской школы, осуществляемый в статье, позволяет сделать вывод о необходимости формирования нового уровня данного вида компетенций в рамках информационно-образовательной среды школы. С учетом данного фактора рассмотрены основания формирования информационной компетентности учителя сельской школы.

Ключевые слова: ИКТ-компетентность учителя малокомплектной школы, информационно-образовательная среда образовательного учреждения.

Проблема профессиональной компетентности современного учителя в сфере информационнокоммуникационных технологий (ИКТ-компетен-тности) является актуальной как в педагогической теории, так и в практике образования. В последние годы понятие ИКТ-компетентности часто используется в научно-педагогической литературе и нормативно-управленческих документах в связи с повышением значимости ИКТ в функционировании системы образования и российского общества в целом. В то же время содержание названного понятия остается дискуссионным, поскольку практические следствия различных теоретических подходов к определению этого понятия качественно различны.

В начальный период распространения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) ИКТ-компетентность воспринималась как некая новая составляющая грамотности населения (компьютерная грамотность), выражающаяся в наличии технических знаний, умений и навыков пользования компьютером и некоторым «общепринятым» набором ИКТ. Однако по мере широкого распространения ИКТ, возрастающего опыта их использования в профессиональных занятиях различных категорий специалистов, осмысления их влияния на жизнедеятельность общества пришло понимание, что понятие ИКТ-компетентности требует более детального и глубокого рассмотрения. В настоящее время это понятие увязывается с переходом к новой образовательной парадигме, в основе которой лежит компе-тентностный подход, начинающий реализовываться на всех уровнях системы образования как общего, так и профессионального. Регламентированные на федеральном уровне требования к ИКТ-компетен-тности учителей российской школы фиксированы -на уровне подготовки учителей - государственными образовательными стандартами высшего педагогического образования, государственными квалификационными требованиями, которые администрация школы вправе предъявить учителю при приеме на работу или при аттестации.

Названные требования появились в госстандартах лишь в 2005 г., и большинство работающих в

школе учителей соответствующей подготовки в вузе не получали. Что же касается квалификационных требований, то они приобрели законную силу лишь в 2009 г. Таким образом, проблема формирования ИКТ-компетентности учителей российской школы является актуальной. Ситуация усугубляется тем, что в массовом систематическом порядке мониторинг профессиональной компетентности учителей в сфере ИКТ не ведется. Государство в последние 7-8 лет вкладывает значительные ресурсы в повышение квалификации работников образования в сфере ИКТ, реализует масштабные проекты в этой сфере, финансирует оснащение школ техническими средствами ИКТ, подключение их к Интернету, создание цифровых образовательных ресурсов и т. д. Таким образом, квалификация учителей в сфере ИКТ становится «узким горлом» процесса информатизации школьного образования.

Дополнительная проблема состоит в том, что в массовом педагогическом сознании понимание ИКТ-компетентности свелось к функциональной грамотности субъектов образования, попросту говоря - к умению пользоваться компьютером и другим современным оборудованием. Анализ формирования ИКТ-компетентности в рамках государственной системы образования РФ на всех ее уровнях позволяет сделать вывод, что сама по себе функциональная грамотность субъектов образования не приводит к качественным изменениям результатов деятельности системы образования. Как отмечают многочисленные респонденты, наличие у индивида высокого уровня функциональной (технической) грамотности не означает, что он способен использовать ее в реальной деятельности для решения конкретных проблем и задач. Лишь немногие учителя видят во внедрении информационно-коммуникационных технологий в образование принципиально новый подход к обновлению содержания, методов и средств обучения, к оптимизации своей профессиональной деятельности в целом, к формированию новой образовательной среды. Необходимо зафиксировать, что формирование ИКТ-компетентности учителей заключается

не только и не столько в овладении ими навыками оперирования средствами информационных технологий, сколько в формировании опыта применения ИКТ в своей профессиональной деятельности как эффективного педагогического средства, необходимого для становления и развития новой информационно-образовательной среды, ориентированной на современные образовательные результаты.

Таким образом, можно утверждать, что ИКТ-компетентность учителя - комплексное понятие, которое в теоретическом аспекте рассматривается как определенный способ жизнедеятельности, а в методологическом - включает в себя целенаправленное эффективное применение технических знаний и умений в реальной деятельности. ИКТ-ком-петентность учителя соответствует общему понятию компетентности, обладая при этом специфическими характеристиками.

Выделим три основные аспекта названной компетентности:

- наличие достаточного уровня функциональной грамотности в сфере ИКТ;

- эффективное обоснованное применение ИКТ в деятельности для решения профессиональных, социальных и личностных задач;

- понимание ИКТ как основы новой парадигмы в образовании, направленной на развитие учащихся как субъектов информационного общества, способных к созданию знаний, умеющих оперировать массивами информации для получения нового интеллектуального и (или) деятельностного результата.

Анализ существующей практики функционирования образовательных систем показывает, что потребность в ИКТ-компетентности учителей и применении ИКТ в образовательном процессе возникает вместе с появлением нового педагогического функционала и (или) с целью достижения новых образовательных результатов в рамках модернизации российской системы образования. ИКТ-компетентность учителя должна обеспечивать реализацию новых целей образования, инновационных форм организации образовательного процесса, адекватного запросам современного информационного общества содержания образовательной деятельности.

В процессе модернизации региональных образовательных систем (2011-2013) одной из приоритетных задач является формирование информационной образовательной среды. В федеральных государственных образовательных стандартах начального и основного общего образования [1-3] нормативно определяется информационно-образовательная среда образовательного учреждения, которая включает в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информа-

ционного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением ИКТ, а также наличие служб поддержки применения ИКТ [1].

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде [2].

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности [3]:

- планирование образовательного процесса;

- размещение и сохранение материалов образовательного процесса, в том числе работ обучающихся и педагогов, используемых участниками образовательного процесса информационных ресурсов;

- фиксация хода образовательного процесса и результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

- взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе дистанционное посредством сети Интернет, возможность использования данных, формируемых в ходе образовательного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью;

- контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет (ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся);

- взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования и с другими образовательными учреждениями, организациями.

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать [4]:

- информационно-методическую поддержку образовательного процесса;

- планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;

- мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;

- мониторинг здоровья обучающихся;

- современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;

- дистанционное взаимодействие всех участни-

ков образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе в рамках дистанционного образования;

- дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечение безопасности жизнедеятельности.

Это обуславливает и современные требования к уровню сформированности ИКТ-компетенций педагога:

- работа в информационной среде образовательного учреждения (планирование курса, проекта, размещение учебных материалов и заданий, анализ и рецензирование работ учащихся, подготовка портфолио);

- создание и обработка текстов и веб-страниц;

- подготовка и проведение выступления (презентации) с видео- и аудиоподдержкой;

- фото-, видео- и аудиозапись (в том числе микрообъектов, медленных процессов) и редактирование записей;

- создание и обработка рисунков, диаграмм, схем;

- пересылка и прием цифровых сообщений, вещание (подкастинг), социальное взаимодействие (конференции, форумы, дневники);

- поиск информации в Интернете;

- работа с базами данных;

- постановка и проведение реального эксперимента с автоматизированным сбором данных, эксперимента в виртуальных лабораториях;

- компьютерное управление в конструкторах с обратной связью;

- анализ и визуализация цифровых данных и видеозаписей эксперимента, наблюдения;

- моделирование с использованием динамических (электронных) таблиц.

Можно предположить, что формирование ИКТ-компетенций для работы в информационной среде наиболее актуально для педагогов сельских МКШ, которые осуществляют образовательный процесс в условиях разновозрастной группы (класса-комплекта). Роль педагога заключается в организации индивидуальной и коллективной работы учащихся, в определении и оперативном решении проблем в обучении, в рецензировании работ учащихся [4].

Вся содержательная часть обучения происходит в курсах, развернутых в системе электронного дистанционного обучения. Продвигаясь по курсам под руководством учителя, школьники:

- знакомятся с теоретическим материалом;

- участвуют в учебных обсуждениях: высказываются, знакомятся с мнениями одноклассников и учителя, интерпретируют, задают вопросы;

- выполняют задания, знакомятся с рецензиями на свои работы;

- делятся своим практическим опытом;

- участвуют в проектной, исследовательской работе.

Учитель:

- проводит анализ учебной деятельности каждого учащегося (каждой группы учащихся) с помощью отчетов о деятельности в системе электронного дистанционного обучения;

- рецензирует работы;

- отвечает на вопросы;

- организует и поддерживает дискуссию в форумах, побуждает учащихся высказываться и реагировать на высказывания друг друга;

- направляет проектную, исследовательскую работу школьников.

Таким образом, от уровня сформированности ИКТ-компетенций педагога в сельской школе зависит возможность предоставления учащимся качественного образования, а соответственно, сохранение образовательных учреждений в сельской местности как социокультурных центров.

Список литературы

1. Приказ Минобрнауки № 373 от 6 октября 2009 г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

2. Приказ Минобрнауки № 1241 от 26 ноября 2010 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373.

3. Приказ Минобрнауки № 1897 от 17 декабря 2010 г. «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования».

4. Обухов В. В., Войтеховская М. П. Основные направления создания инновационно-педагогической среды педагогического университета в современных условиях // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2007. Вып. 10. С. 49-55.

Сухачев Г. А., аспирант.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

Нуриахметов Р. Р., ст. преподаватель.

Сибирский государственный медицинский университет.

Ул. Московский тракт, 2, Томск, Россия, 634050.

E-mail: ramnu@list.ru

Материал поступил в редакцию 24.11.2011.

G. A. Sukhachev, R. R. Nuriahmetov THE CONCEPT “INFORMATION” AS THE BASIS OF INFORMATION COMPETENCE OF RURAL SCHOOL TEACHERS

The analysis of the concept of ICT-competence of the rural schoolteacher, carried out in the article suggests the need for a new level of competence in the form of information and educational environment of the school. Taking into account this factor, there are basics of formation of information competence of the teacher at rural schools.

Key words: ICT competence of teachers of small schools, information and educational setting of educational institutions.

Sukhachev G. A.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

Nuriahmetov R. R.

Siberian State Medical University.

Ul. Moskovsky tract, 2, Tomsk, Russia, 634050.

E-mail: ramnu@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.