Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 4(219).
Право. Вып. 27. С. 50-51.
Е. Н. Маланина
ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕГЛАМЕНТОВ
Анализируется роль административных регламентов в деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в свете административной реформы, проводимой в России. Представлена история возникновения и развития понятия «административный регламент» в России.
Ключевые слова: административная реформа, административный регламент, административный процесс, государственные услуги, муниципальные услуги.
Административные регламенты — достаточно новое правовое явление для нашего государства, появившееся в результате проведения в России административной реформы исполнительной власти. Одним из важнейших направлений этой реформы являются разработка и внедрение административных регламентов. По словам А. Ф. Ноздрачева, «в ходе административной реформы осознана необходимость резкого усиления законодательного регулирования административных процедур — порядка осуществления органами исполнительной власти действий в целях реализации их компетенции. Первоочередной признана необходимость разработки административных регламентов»1.
Распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р утверждена Концепция развития административной реформы в 2006-2010 гг. (далее — Концепция). В рамках Концепции акцентируется внимание на том, что административноуправленческие процессы в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации недостаточно организованы и часто не эффективны. Качество этих процессов может быть существенно улучшено путем их модернизации, опирающейся на разработку и внедрение административных регламентов с использованием возможностей информационно-коммуникационных технологий2.
Административные регламенты, таким образом, должны были стать правовой основой для регулирования административно-процедурной деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Впервые об административном регламенте упоминается в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»3. В этом Законе указывалось на то, что разработка должностных регламентов государственных граж-
данских служащих должна происходить на основе административных регламентов, но при этом определение указанного понятия не приводилось. Несколько позже появился законопроект «Об административных регламентах в исполнительных органах государственной власти»4, в котором под административным регламентом понимался принимаемый в соответствии с Федеральным законом «Об административных регламентах в исполнительных органах государственной власти» нормативный правовой акт, устанавливающий административную процедуру (административные процедуры). Содержание административных регламентов определялось отношениями и областью управления, на систематизацию которых направлен регламент. Однако этот законопроект законом так и не стал.
В науке административного права административный регламент понимается как действия или совокупность действий (решений) исполнительного органа государственной власти, его структурных подразделений и должностных лиц, производимых с определенной целью при осуществлении их полномочий5. Административный регламент, по мнению П. И. Кононова, может рассматриваться в качестве правовой формы административно-публичной деятельности наряду с такими административно-правовыми актами, как указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы, правила, инструкции и иные нормативные правовые акты6. При этом правильной представляется позиция П. Г. Лахно и В. Ю. Синюгина, которые указывают на то, что основное отличие административных регламентов от иных документов заключается в наличии в регламентах сроков и последовательности действий (административных процедур) федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, порядок взаимодействия их структурных подразделений и должностных лиц, а также их взаимо-
действие с другими органами и организациями при исполнении возложенных на них функций и предоставлении государственных услуг7.
Административный регламент по своей сути представляет собой документ, устанавливающий форму административно-процессуальных действий, которая, по мнению М. Я. Масленникова, представляет собой «внешнее, объективное и обязательное выражение содержания административного процесса, не допускающее вариантов действий субъектов правоприменения»8. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что в науке административного права административные регламенты понимаются как нормативные правовые акты, определяющие порядок деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц при предоставлении ими государственных услуг различным субъектам. При этом большинство ученых указывают на недопустимость отступления от положений административного регламента.
В июле 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»9 (далее — Федеральный закон № 210-ФЗ), в котором административный регламент определяется как нормативный правовой акт, устанавливающий порядок и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги. В отличие от законопроекта «Об административных регламентах в исполнительных органах государственной власти» и Концепции в рамках указанного Закона в соответствии с административным регламентом должны действовать должностные лица не только федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, но и органов местного самоуправления. Таким образом, круг субъектов, на которых распространяется действие административного регламента, расширен.
Необходимо отметить, что ранее в сфере предоставления услуг населению существовала проблема, заключавшаяся в отсутствии единого нормативного документа, регламентирующего процесс предоставления услуг различным субъектам, что влекло за собой отсутствие единообразия в наименовании услуги, срока ее оказания, документов, требуемых к ее предоставлению, единых правил предоставления услуг10.
Принятый Федеральный закон № 210-ФЗ разрешает данную проблему, поскольку в нем установлены требования к структуре административных регламентов, разработке их проектов, стандарту предоставления государственной или муниципальной услуги.
Таким образом, главное назначение административного регламента заключается в совершенствовании деятельности по предоставлению населению государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами. Именно для достижения указанной цели в Федеральном законе № 210-ФЗ предусматривается установление единых требований к исполнению государственных функций и функций органов местного самоуправления, реализовывать которые указанные органы будут только на основе и в строгом соответствии с административными регламентами.
Примечания
1 Ноздрачев, А. Ф. Административная реформа: Законодательный аспект // Административная реформа: проблемы развития и совершенствования. 2006. № 2. С. 22.
2 Распоряжение Правительства РФ «Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах» от 25 октября 2005 г. № 1789-р // Собр. законодательства РФ. 2005. № 46. Ст. 4720.
3 Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // Рос. газ. 2004. 31 июля.
4 [Электронный ресурс]: Режим доступа: Режим доступа: http://www.duma.gov.ru/
5 См.: Филатова, А. В. Регламенты и процедуры в сфере реализации государственного контроля (надзора). Ростов н/Д., 2009. С. 116.
6 См.: Административное право России : учебник / под ред. П. И. Кононова, В. Я. Кикотя, И. Ш. Киляс-ханова. М., 2009. С. 342-343.
7 См.: Лахно, П. Г. Теория и методология административно-правового управления реформированием / П. Г. Лахно, В. Ю. Синюгин // Предпринимат. право. 2008. № 4. С. 10.
8 Масленников, М. Я. Российский административный процесс: триединство процессуальной нормы, содержания и формы // Административное право и процесс. 2008. № 2. С. 3.
9 Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ // Рос. газ. 2010. 30 июля.
10 [Электронный ресурс]: Режим доступа: http:// www.mcfr.ru/joumals/67/208/32416/32422/