Научная статья на тему 'Понятие и задачи бюджетного контроля'

Понятие и задачи бюджетного контроля Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4384
309
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЮДЖЕТНЫЙ КОНТРОЛЬ / ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ДЕНЕЖНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Блиндюк Ирина Владимировна

В статье рассматривается понятие и особенности бюджетного контроля как части финансового контроля, его зависимость от бюджетной политики государства, реализация которой невозможна без эффективного бюджетного процесса и контроля за расходованием бюджетных средств. Определяются задачи бюджетного контроля и его элементы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие и задачи бюджетного контроля»

УДК 338.24 И.В. Блиндюк*

ПОНЯТИЕ И ЗАДАЧИ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ

В статье рассматривается понятие и особенности бюджетного контроля как части финансового контроля, его зависимость от бюджетной политики государства, реализация которой невозможна без эффективного бюджетного процесса и контроля за расходованием бюджетных средств. Определяются задачи бюджетного контроля и его элементы.

Ключевые слова: бюджетный контроль; финансовый контроль; бюджетный процесс; экономическая система; денежные отношения.

I.V. Blindyuk

THE CONCEPT AND OBJECTIVES OF BUDGETARY CONTR

This article discusses the concept and features of budgetary control, financial control as part of its dependency on the state budget policy, whose implementation is impossible without an effective budget process and monitoring of budget spending. The tasks of budgetary control and its elements.

Keywords: budgetary control; financial control; budgeting; economic system; monetary relations.

На фоне кризисного состояния государственных финансов и затянувшегося поиска оптимальной модели межбюджетных отношений все ярче проявляется проблема организации в Российской Федерации системы финансового контроля. Она становится в ряд наиболее важных стратегических задач реформирования управления государственными финансами, без решения которой невозможен выход из кризиса и дальнейшее эффективное развитие государства. Ни одна из острейших социальных проблем не будет решена, ни о каком возрождении российской государственности не может быть и речи, пока не будет наведен должный порядок в финансовой сфере, пока системе государственного бюджетного контроля не будет придана надлежащая надежность.

В структуре финансового контроля одной из важнейших составных частей является бюджетный контроль, который обладает присущими финансовому контролю чертами, он является важнейшей функцией государственного управления, необходимым условием эффективного функционирования

экономической системы любого государства.

Представляется, что осуществление бюджетного контроля в настоящее время приобретает большое значение, т. к. проводится реформа бюджетной сферы и связанное с ней совершенствование бюджетного законодательства. При переходе к среднесрочному финансовому планированию претерпевает изменение порядок составления, рассмотрения и утверждения бюджета, а главной целью бюджетного контроля становится соблюдение законности на всех стадиях бюджетного процесса при выполнении государством и муниципальными образованиями своих функций и задач.

Бюджетный контроль направлен не только на соблюдение законности на всех стадиях бюджетного процесса, но и на порядок формирования и расходования бюджетных средств, их использование по целевому назначению государственными и муниципальными предприятиями. В свете проведения реформирования межбюджетных отношений актуальным является проведение бюджетного контроля за расходованием бюджет-

* Блиндюк Ирина Владимировна, адъюнкт кафедры административного права Санкт-Петербургского университета МВД России. E-mail: birochkamvd@mail.ru © Блиндюк И.В., 2011

Современная наука № 3 (6) 2011

Современная наука № 3 (6) 2011

ных средств, перечисленных из одного бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации в целях выравнивания уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации (межбюджетные трансферты). Объектом контроля являются также и сами бюджетные фонды, которые предусматриваются в бюджете на соответствующий финансовый год для перечисления средств другому бюджету.

Состав и структура органов бюджетного контроля определяются государственным устройством страны, функциями и задачами, решаемыми государством на том или ином этапе своего развития. Разработка и осуществление совершенно новой бюджетно-налоговой, финансовой политики направлены на усиление воздействия финансовых рычагов на социально-экономические процессы в обществе. При этом остро встал вопрос о создании соответствующих финансовых институтов рыночного типа, способных эффективно претворить в жизнь эту политику. Ранее существовавшие и создаваемые новые финансовые органы стали наделяться не только широкими управленческими полномочиями, но и обширными контрольными функциями, т. к. контроль выступает как один из эффективных функциональных элементов управления. В этой связи Грачева Е.Ю. справедливо отмечала, что только в Бюджетном кодексе РФ «впервые четко перечислены органы, осуществляющие бюджетный контроль, их полномочия, содержание проводимого ими контроля на каждой стадии бюджетного процесса» [2].

Бюджетный контроль осуществляется органами общей компетенции: Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и специальными контрольными органами: Счетной палатой Российской Федерации и региональными контрольно-счетными палатами; Федеральным казначейством, которое увеличивает степень сохранности бюджетных средств, в соответствии с едиными стандартами и процедурами. Также были созданы новые контрольные органы: Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и ее территориальные управления, Федеральная служба по финансовому мониторингу и ее территориальные органы и др.

Рассмотрение бюджетного контроля как одной из важнейших функций государственного управления, необходимого условия эффективного функционирования экономической системы любого государства приобретает особое значение. Он является неотъемлемой составной частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

При этом значение государственного финансового регулирования в сфере бюджетного контроля трудно переоценить, хотя нельзя и не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Задачей особой важности становится при этом обеспечение надлежащего выполнения всеми субъектами бюджетных правоотношений их обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами.

Бюджетный контроль - составная часть финансово-экономического контроля, и рассматривается как совокупность мероприятий, проводимых государственными органами по проверке законности, целесообразности и эффективности действий в образовании, распределении и использовании денежных фондов Российской Федерации, ее субъектов и местных органов самоуправления, выявлению резервов увеличения поступлений доходов в бюджет, улучшению бюджетной дисциплины. В условиях рыночной экономики, когда усложняются межбюджетные отношения, усиливается роль налогов как основного источника формирования доходной базы бюджета, многократно возрастает значимость бюджетного контроля. Его значение заключается в содействии успешной реализации бюджетной политики государства, в обеспечении процесса формирования и эффективного использования денежных средств.

Отсутствие законодательного определения бюджетного контроля является причиной многообразия научных точек зрения и постоянных дискуссий относительно сущности понятий форм и методов бюджетного контроля в целом [3, с. 64]. Так, по мнению О.Ю. Бубновой, бюджетный контроль можно определить как вид финансового контроля, представляющий собой деятельность специально созданных или наделенных соответствующими полномочиями субъектов,

осуществляющих контроль за законностью образования и распределения денежных средств [1].

Действительно, целью проведения финансового контроля в бюджетной сфере является соблюдение законности на всех стадиях бюджетного процесса для эффективного выполнения государством и муниципальными образованиями своих функций и задач. Главной задачей бюджетного контроля является контроль за соблюдением бюджетного законодательства на всех стадиях бюджетного процесса. Бюджетный контроль распространяется на министерства и ведомства, отвечающие за формирование доходов и расходов бюджета, а также на органы управления предприятий, учреждений, которым предоставляются бюджетные средства в форме финансовой помощи, и др.

В соответствии с современным бюджетным законодательством задачами бюджетного контроля являются:

- обеспечение правильности составления и исполнения бюджета;

- соблюдение налогового и бюджетного законодательства;

- контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности;

- проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов;

- улучшение бюджетной и налоговой дисциплины;

- выявление резервов роста доходной базы бюджетов разных уровней;

- контроль за реализацией системы межбюджетных отношений;

- проверка обращения средств бюджета и внебюджетных фондов в банках и других кредитных учреждениях;

- контроль за формированием и распределением целевых бюджетных фондов финансовой поддержки регионов;

- пресечение незаконных действий по предоставлению налоговых льгот, государственных дотаций, субвенций, трансфертов и другой помощи отдельным категориям плательщиков или регионам;

- выявление расточительства и финансовых злоупотреблений, принятие адекватных мер наказания к виновным лицам;

- проведение профилактической, информаци-

онно-разъяснительной работы с целью повышения бюджетно-финансовой дисциплины [4, с. 43].

Как видно из перечня задач, государственный бюджетный контроль распространяется и на частнопредпринимательскую деятельность при проверке правильности составления налоговых расчетов и деклараций; при выполнении предприятиями государственных заказов, финансируемых из бюджета; при предоставлении предприятиям различных форм собственности субсидий, дотаций, кредитов, а также налоговых льгот (скидок, вычетов, налоговых кредитов), хотя и охватывает только общественный сектор экономики.

Следовательно, объектом бюджетного контроля выступает не только бюджетно-налоговая сфера и бюджетный процесс, но весь процесс финансовохозяйственной деятельности субъектов рыночных отношений. Этим определяется роль и значение бюджетного контроля как важнейшего элемента государственного контроля и управления.

Иными словами, объект бюджетного контроля - денежные отношения, возникающие между государством и юридическими и физическими лицами по поводу мобилизации и перераспределения валового внутреннего продукта на территориальном, социальном и отраслевом разрезах с целью выполнения государством своих функций.

Система бюджетного контроля в целом состоит из следующих элементов: а) субъект контроля; б) объект контроля; в) предмет контроля; г) принципы контроля; д) методика контроля; е) техника и технология контроля; ж) процесс контроля; з) сбор и обработка исходных данных для проведения контроля; и) результат контроля; к) принятие решения по результатам контроля.

Данные элементы системы контроля составляют в своей совокупности механизм бюджетного контроля. Наиболее существенными элементами, от которых зависит эффективность проводимых контрольно-ревизионных мероприятий, являются субъекты, объект, процесс и методика контроля. Безусловно, все это должно опираться на законные основания и регламентироваться нормативными актами и другими юридическими документами, которые в своей совокупности образуют финансовое право и его подотрасли - бюджетное и налоговое право.

Современная наука № 3 (6) 2011

Современная наука № 3 (6) 2011

Литература

1. Бубнова О.Ю. Финансово-правовые основы бюджетного контроля в Российской Федерации: дис... канд. юрид. наук. - М., 2007. - 198 с.

2. Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. -М.: Юриспруденция, 2000. - 192 с.

3. Гринкевич Л.С., Лабунец Ю.Е. Исследование теоретической основы понятий «форма» и «метод» налогового контроля // Современная наука. - 2010. - № 2. - С. 63-67.

4. Финансовое право: учебник / под ред. В.П. Сальникова, С.В. Игнатьевой. - М.: ЦОКР МВД России, 2005. - 464 с.

УДК 338.24/26

А.В. Иванов* Т.К. Салина**

УПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ ОБЪЕКТОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

В статье обосновывается применение системного подхода к управлению устойчивым развитием объектов национальной экономики. Раскрывается сущность системного подхода к управлению экономическими объектами. В качестве примера рассматривается топливно-энергетический комплекс (ТЭК).

Ключевые слова: система; системный подход; устойчивое развитие; ТЭК.

A.V. Ivanov T.K. Salina

DEPARTMENT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT NATIONAL FACILITIES ECONOMICS: SYSTEMATIC APPROACH

In the article the application of systematic approach to sustainable development of objects of national economy. The essence of a systems approach to the management of economic entities. As an example, the fuel and energy complex (FEC).

Keywords: system; systems approach; sustainable development; FEC.

* Иванов Александр Владимирович, доцент кафедры управления и бизнеса Ульяновского государственного университета, кандидат экономических наук, доцент. E-mail: okr2010@rambler.ru

** Салина Татьяна Константиновна, старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента в нефтегазохимическом комплексе Санкт-Петербургского инженерно-экономического университета, кандидат экономических наук. E-mail: salinatanya@mail.ru © Иванов А.В., Салина Т.К., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.