Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ЗАНЯТЫХ ОБЪЕКТАМИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКЕ ГЕРМАНИИ'

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ЗАНЯТЫХ ОБЪЕКТАМИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКЕ ГЕРМАНИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
73
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБЪЕКТ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / ПАМЯТНИК ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ / ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / АРХИТЕКТУРНЫЙ ПАМЯТНИК / АНСАМБЛЬ / ОБЪЕКТ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ / ФЕДЕРАТИВНАЯ РЕСПУБЛИКА ГЕРМАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жданова В. Б.

В статье рассматриваются виды земельных участков, занятых объектами культурного наследия в РФ и ФРГ. Проводится их сравнительный анализ, выявляются их сходства и различия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT AND TYPES OF LAND PLOTS OCCUPIED BY OBJECTS OF CULTURAL HERITAGE IN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE FEDERAL REPUBLIC OF GERMANY

The article deals with the types of land plots occupied by objects of cultural heritage in the Russian Federation and the Federal Republic of Germany. Their comparative analysis is carried out, their similarities and differences are revealed.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ЗАНЯТЫХ ОБЪЕКТАМИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКЕ ГЕРМАНИИ»

Земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право

DOI 10.47643/1815-1329_2022_7_72

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ЗАНЯТЫХ ОБЪЕКТАМИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКЕ ГЕРМАНИИ THE CONCEPT AND TYPES OF LAND PLOTS, OCCUPIED BY OBJECTS OF CULTURAL HERITAGE IN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE FEDERAL REPUBLIC OF GERMANY

ЖДАНОВА Виктория Борисовна,

аспирант кафедры экологического и земельного права юридического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (МГУ),

старший юрист филиала No 84 Московской областной коллегии адвокатов «Шмелева, Пак, Поспелов». 119991, Россия, г. Москва, Ленинские горы, 1. E-mail: zhdanova@shpplaw.ru;

ZHDANOVA Victoria Borisovna,

Postgraduate Student of the Department of Environmental and Land Law of the Faculty of Law Lomonosov Moscow State University (MSU), Senior Associate of the branch No. 84 of the Moscow Regional Bar Association "Shmeleva, Pak, Pospelov". 119991, Russia, Moscow, Leninskie gory, 1. E-mail: zhdanova@shpplaw.ru

Краткая аннотация: В статье рассматриваются виды земельных участков, занятых объектами культурного наследия в РФ и ФРГ. Проводится их сравнительный анализ, выявляются их сходства и различия.

Abstract: The article deals with the types of land plots occupied by objects of cultural heritage in the Russian Federation and the Federal Republic of Germany. Their comparative analysis is carried out, their similarities and differences are revealed.

Ключевые слова: объект культурного наследия, памятник истории и культуры, земельный участок объекта культурного наследия, архитектурный памятник, ансамбль, объект археологического наследия, Федеративная Республика Германия.

Keywords: object of cultural heritage, historical and cultural monument, land plot of the object of cultural heritage, architectural monument, ensemble, object of archeological heritage, Federal Republic of Germany.

Для цитирования: Жданова В.Б. Понятие и виды земельных участков, занятых объектами культурного наследия в Российской Федерации и Федеративной Республике Германии // Аграрное и земельное право. 2022. № 7(211). С. 72-78. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_7_72.

For citation: Zhdanova V.B. The concept and types of land plots occupied by objects of cultural heritage in the Russian Federation and the Federal Republic of Germany // Agrarian and Land Law. 2022. No. 7(211). pp. 72-78. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_7_72.

Статья поступила в редакцию: 23.05.2022

В Российской Федерации и Федеративной Республике Германии (далее по тексту- РФ и ФРГ), особенности правового режима земельных участков, занятых объектами культурного наследия, зависят от вида объекта культурного наследия, на них расположенного.

Согласно ст. 3 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее по тексту - ФЗ «Об объектах культурного наследия»1, объектами культурного наследия (памятникам истории и культуры) признаются объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Земельный участок объекта культурного наследия в РФ представляет собой часть поверхности земли, на которой (в которой) расположен объект культурного наследия, отнесенный в установленном законом порядке к территории объекта культурного наследия, и используемый в целях обеспечения сохранности расположенного на нем (в нем) и составляющих с ними единое целое объекта культурного наследия.

В ФРГ под имуществом культурного наследия (культурными ценностями, пер. с нем. Kulturgüter) понимаются физические объекты: движимые или недвижимые, отдельные предметы, коллекции или ансамбли, созданные, измененные, сформированные человеком или отражающие его культурное развитие, обладающие исторической, художественной, научной, архитектурной, археологической или иной культурной ценностью. Под «памятниками» законы Федеральных Земель ФРГ «О защите памятников» (Denkmalschutzgesetze)2 понимают вещи, их совокупности и составные части, в сохранении которых существует общественный интерес, основанный на их художественной, научной, технической,

1 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»: Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

2 Gesetz zum Schutz und zur Pflege der Denkmäler (Denkmalschutzgesetz Bayern) (BayRS IV, 354 [2242-1-WFK] (Закон о защите памятников земли Бавария от 27 июля 2009 года). URL: https://www.gesetze-im-internet. de

Gesetz zum Schutz und zur Pflege der Kulturdenkmale im Freistaat Sachsen (Sächsisches Denkmalschutzgesetz) (SächsGVBI. S. 229, Glied.-Nr.: 46-1) (Закон о защите памятников земли Саксония от 3 марта 1993 года). URL: httpsY/www.gesetze-im-intemet de

Denkmalschutzgesetz MecklenburgVorpommern (GVOBl. M-V S. 12, Glied.-Nr.: 224-2) (Закон «О защите памятников» земли Мекленбург-Передняя Померания от 6 января 1998 года). URL: https://www.gesetze-im-internet.de

Gesetz zum Schutz von Denkmalen in Berlin (GVBL. S. 376.) // (Закон о защите памятников г.Берлин от 24 апреля 1995 года); URL: https://www.gesetze-im-internet. de

Gesetz über den Schutz und die Pflege der Denkmale im Land Brandenburg // (Закон о защите памятников земли Бранденбург от 24 мая 2004 года); URL: https://www.gesetze-im-internet. de

Gesetz zur Pflege und zum Schutz der Kulturdenkmäler // Bremisches Gesetzblatt S. 605// (Закон о защите памятников г. Бремен от 27 мая 1993 года); Denkmalschutzgesetz Hamburg // Hmb Gesetz und Verordnungsblatt 2013// (Закон о защите памятников г. Гамбург от 5 апреля 2013 года); URL: https://www.gesetze-im-internet. de

Niedersächsisches Denkmalschutzgesetz // (Nds. Gesetz und Verordnungsblatt S. 517) // (Закон о защите памятников земли Нижняя Саксония от 30 мая 1978 года); URL: https://www.gesetze-im-internet. de

исторической ценности и градостроительных достоинствах. Вещами, согласно § 90 Германского Гражданского Уложения (далее по тексту- ГГУ)1, признаются только материальные (телесные) предметы, которые подразделяются на «движимые вещи» (bewegliche Sachen) и «земельные участки» (Grundstücke). Термины «недвижимость» и «недвижимая вещь» (unbewegliche Sachen) в ГГУ не используются. В специальной литературе отмечается, что в немецком праве, недвижимыми вещами признаются именно земельные участки, другие же объекты признаются недвижимостью на том основании, что они специально приравнены законом к земельным участкам, т.е. понятия «недвижимость» и «земельный участок» по немецкому праву полностью совпадают2.

Земельным участком, по немецкому праву признается часть поверхности земли, ограниченная (измеренная и обозначенная) в пространстве и зарегистрированная в земельном кадастре.3. Все вещи, прочно связанные с землей, в частности строения, а также продукты земельного участка, пока они соединены с почвой, относятся, согласно § 94 ГГУ к существенным составным частям земельного участка. Согласно решению Федерального административного суда ФРГ от 24 июля 1960 г.4, именно земельному участку может быть присвоена особая историческая и культурная ценность в случае, если к сохранению находящегося на нем строения (здания, или объекта садового искусства) был проявлен общественный интерес. При этом земельные участки, на которых расположены объекты, соответствующие юридически установленным ценностным критериям памятников, считаются ценными ipso jure, то есть в силу закона, и автоматически признаются охраняемыми.

Таким образом, в ФРГ, понятие земельного участка памятника синонимично определению понятия недвижимого памятника истории и культуры. Земельным участком - памятником признается часть поверхности земли, существенной составной частью которой является памятник истории и культуры.

Законодательство РФ и ФРГ по-разному классифицирует объекты культурного наследия и как следствие, их земельные участки. Согласно Международной Хартии по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест (далее по тексту - Венецианская Хартия)5, ратифицированной РФ и ФРГ, понятие памятника «включает в себя как отдельное архитектурное произведение, так и городскую или сельскую среду, носящие характерные признаки определенной цивилизации, особого пути развития или исторического события».

Воспринимая международный подход к регулированию, законы всех федеральных земель ФРГ «О защите памятников» разделяют недвижимые памятники на:

• памятники архитектуры (Baudenkmal), обозначаемые в некоторых федеральных землях как единичные памятники (Einzeldenkmal);

• комплексные памятники (Denkmalbereiche), часто обозначаемые термином «ансамбль».

Большинство законов федеральных земель ФРГ «О защите памятников» (за исключением Бранденбурга, Северного Рейн- Вестфалии и Саксонии) выделяют наряду с вышеназванными, третий вид памятников - объекты археологического наследия.

Законы г. Берлин и г. Гамбург, выделяют в качестве четвертого вида памятников - объекты садового искусства. Законы других федеральных земель относят их к подвиду архитектурных памятников.

Закон «О защите памятников» Федеральной земли Нижняя Саксония, в качестве четвертого вида памятников выделяет объекты исторической геологии.

Отдельно стоит остановиться на особенностях такого вида объектов культурного наследия, как ансамбль. Законы федеральных земель ФРГ «О защите памятников» подразделяются на две группы : относящие земельные участки - ансамбли к подвиду земельных участков- архитектурных памятников и выделяющие их в качестве самостоятельного вида объектов культурного наследия. На территории Федеральной земли Саар, земельные участки - ансамбли могут быть признаны и подвидом земельных участков архитектурных памятников и комплексных объектов культурного наследия, в зависимости от критериев, которым они соответствуют, и которые устанавливаются в каждом конкретном случае.

На территории некоторых федеральных земель, в понятие объекта культурного наследия - вещи, заложен важный ограничительный признак. Такие вещи обязаны быть результатом деятельности человека. Данный подход характерен для Федеральных земель Бавария, Саар, Саксония и Саксония- Ангальт. Это условие существенно ограничивает круг объектов, которые могут быть признаны объектами культурного наследия - объектами археологического наследия.

В РФ, в соответствии с ФЗ «Об объектах культурного наследия», объекты культурного наследия подразделяются на: памятники; ансамбли; достопримечательные места.

Landesgesetz zum Schutz und zur Pflege der Kulturdenkmäler//Gesetz und Verordnungsblatt 1978 // (Закон о защите памятников земли Северный Рейн-Вестфалия от 23 марта 1978 года); URL: https://www.gesetze-im-internet. de

Saarländisches Denkmalschutzgesetz// Amtsbl. S. 1374 - Glied.-Nr.: 224-5// (Закон о защите памятников земли Саар от 19 мая 2004 года); URL: https://www.gesetze-im-internet. de

Denkmalschutzgesetz des Landes Sachsen-Anhalt (GVBl. LSA S. 368; Glied.-Nr: 2242.1) // (Закон о защите памятников земли Саксония-Ангальт от 21 октябпя 1991 года); URL: https://www.gesetze-im-internet. de

Thüringer Gesetz zur Pflege und zum Schutz der Kulturdenkmale // April 2004 Gesetz und Verordnungsblatt 2004, 465, Glied.-Nr.: 224-1) (Закон о защите памятников земли Тюрингия от 14 апреля 2004 года); URL: https://www.gesetze-im-internet. de

Gesetz zum Schutz der Kulturdenkmale Baden-Württemberg (GBl. 1983, 797, Glied.- Nr.: 2139-1) (Закон «О защите памятников» земли Баден-Вюртемберг от 6 декабря 1983 года). URL: https://www.gesetze-im-internet. de

1 Гражданское уложение Германской империи. Перевод с немецкого - С.-Пб. 1898. 587 c.

2 Василевская Л. Ю. Учение о вещных сделках по германскому праву. М., 2004. 538 c.

3 Münchener Kommentar zum Bürgerlichen Gesetzbuch. Band 1, Allgemeiner Teil. § 1-240 AGB-Gesetz / Redakteur F. J. Säcker. 4. Auflage. München, 2001. 905S.

4 BVerwGE v. 24. 6. 1960, E 11, 32= EzD. 6.4 Nr. 11

5 Международно-правовые документы по вопросам культуры // СПб.: СПб ГУП, 1996

Согласно ст. 99 Земельного Кодекса РФ, на земельные участки в границах территорий памятников и ансамблей, распространяется правовой режим земель объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия. На земельные участки, в границах территорий достопримечательных мест, распространяется правовой режим земель достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел. На земельные участки в границах территорий исторических захоронений, не отнесённых в установленном законом порядке к памятникам истории и культуры, распространяется правовой режим земель военных и гражданских захоронений.

Таким образом, и в РФ и в ФРГ первым видом земельных участков объектов культурного наследия являются земельные участки «единичных» памятников (Einzeldenkmale) истории и культуры. Они называются земельными участками объектов архитектурного наследия в ФРГ, и земельными участками памятников истории и культуры в РФ.

Вторым видом земельных участков объектов культурного наследия в РФ и ФРГ являются земельные участки комплексных памятников. Комплексные памятники по-разному обозначаются законами федеральных земель ФРГ: «общий комплекс» (Gesamtanlage), «большин-^^»(Mehrhett), «группа зданий» (Gruppe baulicher Anlagen) , «ансамбль»(EnsemЫe), «зона памятников»(Denkmalzone), «памятная зона» (Denkmalbereich) или «группа вещей» (Gruppe von Sachen). В РФ, комплексные памятники носят общее название «достопримечательные места».

Третий вид земельных участков объектов культурного наследия представляют собой земельные участки - объекты археологического наследия. Объекты археологического наследия не выделяются законодательными актами РФ в качестве отдельного вида объектов культурного наследия, однако анализ особенностей их правового режима говорит о возможности их самостоятельной дифференциации.

К четвертому виду земельных участков объектов культурного наследия в РФ могут быть отнесены земельные участки исторических захоронений, не отнесенных в установленном законом порядке к памятникам истории и культуры. В ФРГ такой подвид земельных участков не выделяется.

Земельные участки памятников истории и культуры являются самым распространенным подвидом земельных участков объектов культурного наследия. Они обладают сложным составом, в который наряду с земельными участками, занятыми единичными объектами недвижимости, входят и земельные участки, занятые группами объектов, обладающих свойством единства (ансамблями).

К земельным участкам памятников истории и культуры, занятых единичными объектами недвижимости в РФ и ФРГ относятся:

• Земельные участки, занятые отдельными сооружениями (строительными и техническими сооружениями в ФРГ; отдельными постройками, зданиями и сооружениями, недвижимыми произведениями монументального искусства; недвижимыми объектами науки и техники, включая военные, в РФ);

• Земельные участки отдельных захоронений.

К земельным участкам памятников истории и культуры, занятых группами объектов, обладающих свойством единства (ансамблями), относятся:

• Земельные участки архитектурных ансамблей в ФРГ (группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения - в РФ);

• Земельные участки зеленых насаждений в ФРГ (произведений ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства - в РФ), а именно скверов, парков, садов, а также кладбищ (некрополей) и иных оформленных человеком частей ландшафта;1

• Земельные участки градостроительных ансамблей в ФРГ (занятых фрагментами исторических планировок и застроек - в РФ).

Правовой режим земельных участков, занятых памятниками - единичными объектами, направлен на обеспечение сохранности

предмета их охраны. В ФРГ, предметом охраны памятника является вещь в целом, а в РФ, напротив, предмет охраны представляет собой особенности объекта, послужившие основанием для включения его в Единый Реестр, то есть отдельные характеристики объекта, подлежащие обязательному сохранению.

В ФРГ, понятие и признаки строительных сооружений устанавливаются строительным уложением федеральной земли, на территории которой они расположены. Строительными сооружениями признаются сооружения, прочно связанные с землей и изготовленные из строительных материалов. 2 Важно отметить, что строительные сооружения могут находиться как над, так и под поверхностью земли. Это касается не только подземных строительных сооружений (например, шахт, бункеров), но и монументальных погребальных объектов: склепов, подземных гробниц3 Протяженные памятники, такие как исторические пути и дороги, каналы, железнодорожные пути, также относятся к памятникам - отдельным сооружениям.

Анализ предметов охраны памятников истории и культуры (зданий и сооружений, недвижимых объектов монументального искусства) в РФ показал, что ценными обычно признаются их градостроительные (местоположение в градостроительной структуре поселения, композиционная значимость, габариты, уникальные фрагменты здания - фасад, силуэт и т.п.); архитектурные, конструктивные характеристики, инженерно-техническое оборудование, исторически ценное функциональное назначение 4.

Земельные участки отдельных захоронений в ФРГ (мест захоронения в РФ), представляют собой могилу, нишу стены скорби,

1 За исключением федеральных земель, на территории которых земельные участки, занятые объектами садового искусства, относятся к самостоятельному виду.

2 Bayerische Bauordnung (GVBl. S. 588) (Строительное Уложение Баварии от 14 августа 2007г.)

3 OLG Frankfurt/M v. 4. 3. 1983, EzD 2.3.6 Nr. 1

4 Методические указания по определению предмета охраны для объектов, предложенных к включению в реестр объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия и объектов культурного наследия федерального и регионального значения (памятников истории и культуры)» [Электронный ресурс] URL http://dkn.mos.ru/contacts/feedback/metod_ukazaniya_ohrana2.pdf (дата обращения 10.02.2022)

склеп либо иное вместилище погребенного тела (останков) человека или урны с прахом.1 К ним относятся, например, могилы выдающихся личностей, братские могилы, склепы, усыпальницы и др.

Важно отметить, что в РФ и ФРГ, земельные участки объектов архитектурного наследия, должны соответствовать признаку оригинальности. Поэтому реконструкции (возведенные на местах оригинала) и копии (сооружения, построенные по модели еще существующего памятника) не могут быть признаны охраняемыми как оригинальный памятник. Они могут стать охраняемыми, по прошествии времени, после достижения возраста, необходимого для включения в группу архитектурных памятников. Однако архитектурные памятники, восстановленные методом «анастилоза», то есть на том же месте из тех же оригинальных, оставшихся материалов, сохраняют свою первоначальную ценность (к числу таких памятников относится, например, Фрауэнкирхе в г. Мюнхен).

В РФ и ФРГ для отнесения группы объектов к отдельным, единичным памятникам, последние должны обладать свойством «единства». Если применительно к памятникам - отдельным зданиям и строениями такое единство очевидно, и выражено в статической, единой «субстанции» объекта недвижимости (даже протяженного, такого как исторический путь и дорога), то отнесение к подвиду единичного памятника группы объектов вызывает больше вопросов. Такие группы объектов традиционно обозначаются в РФ и ФРГ термином «ансамбль». Термин «ансамбль» употребляется в законах федеральных земель «О защите памятников» Баварии, Тюрингии, Шлезвиг-Гольштейна, городов Бремен и Гамбург.

Ансамблем - единичным памятником признаются отдельные объекты недвижимости, в совокупности с их окружением, при условии наличия объединяющих (связующих) их элементов (факторов). К таким факторам, например, относятся единая концепция городского планирования, единовременная постройка, единый архитектурный замысел или образование единства в процессе исторической эволюции. Примерами единой концепции городского развития, являются, например, Максимилианштрассе в г. Мюнхене, квартал Фуггеров в г. Ауг?сбург и т.п.

К ансамблям - единичным памятникам также относятся крупные объекты фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного, религиозного и иного назначения. Яркими примерами таких ансамблей служат: «Колосс Проры», расположенный на немецком острове Рюген, представляющий собой построенный в 1930е годы санаторий, корпуса которого обладают протяженностью 4,5 км; микрорайон «Меркищес-фиртель» в г. Берлин. В РФ такими примерами являются ансамбль Московского Кремля, ансамбли Новодевичьего, Соловецкого, Ново-Иерусалимского и др. монастырей, ансамбль набережной реки Волги и т.д.

Таким образом, крупномасштабные сооружения, такие как городские районы, а иногда и целые поселения,2аэродромы, военные и производственные объекты, замковые объекты могут быть признаны отдельными памятниками. Как отметил в своем решении Высший Административный Суд Федеральной земли Нижняя Саксония: «памятник, состоящий из множества построек, частей, открытых пространств и окружаю- 3

щей территории, следует рассматривать только как отдельный памятник, рассматривать его как группу - невозможно».

На территории ФРГ отсутствует единообразие и в определении групп объектов, которые в совокупности могут быть признаны ансамблями, как самостоятельным видом объектов культурного наследия. Например, в ст. § 2 Закона «О защите памятников» федеральной земли Тюрингия, ансамблями могут быть признаны городские пейзажи, силуэты, части ландшафта, окрестности. В г. Бранденбург и на территории Мекленбурга-Передней Померании ансамблями признается подвид архитектурных памятников, противоположный единичным.

В ФРГ, на территории федеральных земель, законами которых ансамбли выделены как подвид памятников архитектуры, объекты «комплексного типа», или «территориальные маятники???» обозначаются по-другому. Например, территория памятника (Denkmalbereich), комплекса (Gesamtanlage), группы строительных конструкций (Gruppe Bauliches Anlagen), зоны памятника (Denkmalzone) и совокупности вещей (Sachgesamtheiten). Но бывают и исключения.

Основным критерием идентификации ансамбля как единичного памятника или как территориального памятника является его состав. Должен ли ансамбль-единичный памятник состоять исключительно из отдельных памятников, или в его составе должен присутствовать хотя бы один памятник? Или же территории или однородные группы объектов могут защищаться как «ансамбль» и при отсутствии памятников в их составе, при обладании особыми связующими характеристиками (например, узнаваемый образ).

В РФ в состав ансамбля могут входить памятники истории и культуры, а также связанные с ними историческими и пространственно-художественными связями иные здания и сооружения, не относящиеся к объектам культурного наследия.

В ФРГ, данные требования установлены по-разному. Законами «О защите памятников» Баварии, г. Берлин и Тюрингии установлено обязательное наличие в составе ансамбля хотя бы одного единичного памятника . В Баден-Вюртемберге, напротив, ансамбль может быть выявлен при отсутствии памятников в его составе. Анализ законов федеральных земель ФРГ показал, что в целях наиболее полной защиты составных объектов культурного наследия, на территории тех федеральных земель, в законодательстве которых установлено обязательное наличие в ансамбле хотя бы одного памятника, единообразно спланированные поселения (например, район Шоттенхайм в городе Регенсбург, район «Айхбоймле» в г. Карлсруэ), промышленные предприятия (например, полигон Пенемюнде), замки с прилегающими к ним парками, и другие однородные комплексы признаются единичными памятниками. Правовой режим ансамблей данного типа намного строже, чем правовой режим ансамблей- территориальных памятников.

Земельные участки, занятые объектами садово-паркового искусства (зелеными насаждениями (парками, садами), кладбищами и иными оформленными человеком частями ландшафта), представляют собой второй вид «групповых памятников», обладающих признаком

1 О погребении и похоронном деле в городе Москве: Закон г. Москвы от 04.06.1997 № 11. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

2 OVG Berlin-Brbg от 31 мая 2006 г. - 2 N 328.04 -, V.n.b.

3 NdsOVG Urt. v. 25.7.1997 - 1 L 6544/95 -, BRS 59 Nr. 233 = EzD 2.2.6.3 Nr. 6, und VG Braunschweig Urt. v. 22.2.2006 - 2 A 17/05 -, V.n.b

единства. Объекты садово-паркового искусства должны также обладать признаком «рукотворности», то есть быть продуктом деятельности человека. Земельные участки данного подвида подразделяются на земельные участки, входящие в состав памятника архитектуры или комплексного памятника, (например, зеленые насаждения в однородных поселениях, усадьбах и замках), и земельные участки объектов садово-паркового искусства, независимых от иных архитектурных и комплексных памятников.

Земельные участки комплексных памятников (достопримечательных мест) принципиально отличаются от земельных участков единичных, отдельных памятников. Их правовой режим направлен на сохранение не статических, а динамичных комплексных объектов, элементы которых постоянно изменяются - культурных ландшафтов. Наличие комплексных памятников позволяет защищать не отдельные сооружения, а части (сектора) ландшафтов (например площади, улицы, целые городские и сельские центры и районы)1, являющиеся выделяющимися живописностью произведениями природы или совместными творениями природы и человека и представляющие собой интерес с точки зрения истории, археологии, искусства или науки. Разновидности культурных ландшафтов как объектов культурного наследия в ФРГ согласуются с типологией, принятой в указаниях по применению Конвенции об охране всемирного культурного наследия и подразделяются на: 1. целенаправленно сформированные культурные ландшафты (рукотворные);

2. естественно сформировавшиеся ландшафты (эволюционировавшие), например, cельские, в том числе мелиоративные, а также исторические индустриальные ландшафты. Эволюционировавшие ландшафты подразделяются на реликтовые, ископаемые и развивающиеся ландшафты. Реликтовым называется ландшафт, остановившийся в своем развитии, поскольку отсутствует создавший его социум, но при этом сохраняются его внешняя форма и структура. Ископаемым считается археологический ландшафт. Развивающийся ландшафт может быть связан с географически детерминированными аборигенными культурами (американских индейцев, африканских племен и др.);

3. ассоциативные ландшафты, которые включают в себя ландшафты с сильными религиозными, художественными и культурными ассоциациями. Это также могут быть и природные ландшафты, обладающие ценностью, без наличия каких-либо материальных объектов (мемориальные ландшафты).

В случае, если в культурных ландшафтах культурное наследие (материальное и нематериальное) является доминирующим фактором, определяющим ход всех происходящих в данной местности общественных процессов, объектом культурного наследия становится сам культурный ландшафт. Предметом охраны культурного ландшафта как объекта наследия является культурное наследие, сохраняемое в формах материальной культуры (памятников истории и культуры) и в идеальной форме (совокупности творческих проявлений человеческого духа в данной местности которые создали здесь этнос, язык, религию, искусство, быт и хозяйство). Поэтому в законах некоторых федеральных земель уточняется, что для признания определённых территорий памятниками-комплексами (культурными ландшафтами), необходимо наличие минимум одного архитектурного памятника2. Однако, согласно ст. 1 п. 3 Закона «О защите памятников» Баварии, совокупность зданий может быть признана ансамблем (комплексным памятником), даже если не каждое отдельное здание соответствует требованиям, предъявляемым к отдельным памятникам, но «облик города, площади или улицы в целом должен быть сохранен».(ссылка, это прямое цитирование).

Таким образом, если в границах сектора культурного ландшафта отсутствует хотя бы один памятник истории и культуры, комплексный памятник считается существующим в случае, если существующий облик города, площади или улицы достоин сохранения в целом. Это определение характеризует не определенный в немецком праве термин «Характерные городские пейзажи» (gekennzeichnete Ortsbilder). Суды описывают «Характерные городские пейзажи» как исторические свидетельства, достойные сохранения3. Сохранение городского пейзажа направлено на сохранение сооружений, которые определяют городской пейзаж, даже если они не являются или только частично являются свидетельствами прошлого, а также на создание эстетически привлекательного вида застроенных территорий.

«Характерность пейзажа» может быть обусловлена художественной значимостью исторического городского пейзажа, а также другими особенностями, такими как этажность и высота зданий, сходные формы фронтонов (например, в баварских городах на реках Инн и Зальцах), одинаковый уклон крыши (в целом характерный ландшафт крыши) и расстояние между зданиями, повторяющиеся размеры окон, эркерные окна

4

и другие характерные проекции и многое другое4.

Введение в российское законодательство такого вида объектов культурного наследия как достопримечательные места стало попыткой внедрения в российское законодательство инструментов комплексной охраны исторической среды городов и регионов.

Важно отметить, что российский и немецкий закон не требует, чтобы такие сооружения, образующие облик города, улицы, и т.д., обладали одинаковыми стилистическими особенностями5; он также не требует, чтобы они конструктивно были связаны друг с другом по плану, хотя так происходит часто. Безусловно, взаимосвязь объектов в группе, или комплексе, обычно проистекает из внешних особенностей. Примерами таких комплексов служат ансамбли центров городов и старых районов городов, например г. Санкт- Петербург, Плес, Смоленск и др. в РФ; г. Бам-берг (ансамбль старого города состоит из 1100 сооружений), Пассау, Регенсбург, Ротенбург на Таубере и др.

Однако, наличие у строений общей функции может образовать группу, даже если у них нет видимых внешних взаимосвязей. Объединяющим критерием может быть, например, функциональное назначение построек(принадлежность к жилым, коммерческим, производственным объектам, объектам рекреационного назначения, к объектам одного учебного заведения и т.п). Объекты, которые находятся на большом рассто-

1 VG Cottbus Urt. v. 3.7.20002 - 3 K 217/98

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Данное правило установлено законами таких федеральных земель как Бавария, Берлин, Гамбург, Северный Рейн-Вестфалия, Тюрингия

3BVerwG U v. 18.5.2001 4 CN 41/00, BayVBl 2002, 119 = EzD 2.2.2 No. 12.

4 См. Там же

5 VG Halle U v. 22.7.1998 A 2 K 497/96, EzD 7.9. № 23

янии друг от друга, но связаны между собой общей идеей, событием или аналогичными целями, также могут рассматриваться как ансамбль, например, «экономические» ландшафты (винодельческие районы, прудовые хозяйства и т.д.), энергетические ландшафты (водяные колеса в Средней Франконии, мельницы в долине Таубера), промышленные ландшафты, паломнические ландшафты.

Таким образом, в немецком праве необходимо разграничивать культурный ландшафт в узком и широком смысле. В широком смысле культурный ландшафт представляет собой особые участки ландшафта, сформированные из различных сочетаний деятельности человека и природы, фиксирующей эволюцию во времени и пространстве человеческого общества, их характерных черт, социально-культурная ценность которых признана ввиду наличия в них материальных остатков культуры. В узком смысле культурные ландшафты представляют собой самостоятельные объекты культурного наследия.

Действующий на территории РФ ФЗ «Об объектах культурного наследия», вопреки общепринятому подходу разграничивает культурные ландшафты с другими видами природно-культурных территорий, подлежащих охране в форме достопримечательных мест. Это связано с тем, что в настоящее время на территории РФ отсутствует механизм охраны ландшафтов, в том числе и культурных, а понимание упоминаемых в некоторых законодательных актах ландшафтов не соответствует определению ландшафта, закрепленного в Европейской конвенции о ландшафтах, лежащее в основе «ландшафтного подхода» к охране памятников в ФРГ.

На федеральном уровне отсутствуют единые нормы, определяющие статус культурного ландшафта. Однако, на уровне субъектов РФ неоднократно предпринимались попытки охраны культурных ландшафтов. Например, в Республике Карелия был принят Закон «Об уникальных исторических природно-ландшафтных территориях»1, в котором такими территориями признавались единые и целостные особо ценные историко-культурные и природные территории, на которых расположены в традиционной природной и социально-культурной среде памятники истории, культуры и природы. Они образовывались с целью сохранения историко-культурных и природных комплексов (ландшафтов), имеющих особую историческую, просветительскую и эстетическую ценность, обеспечения их жизнедеятельности на основе максимального приближения к традиционным формам природопользования, хозяйства и использования в рекреационных, научных и культурных целях.

На территории Владимирской области действует постановление губернатора Владимирской области «об установлении особого типа охраняемых территорий - историко-ландшафтных комплексов» 2. На основании данного постановления был образован историко-ландшафтный комплекс - «Боголюбовский луг - Церковь Покрова на Нерли»3. Целью его организации является обеспечение комплексной охраны памятника архитектуры «Церковь Покрова на Нерли» и прилегающего к нему природного ландшафта - Боголюбовского луга.

Важно отметить, что еще одной формой охраны культурных ландшафтов в РФ являются историко-культурные заповедники. Согласно ФЗ «об объектах культурного наследия» достопримечательные места, представляющие собой выдающийся целостный историко-культурный и природный комплекс, нуждающийся в особом режиме содержания, на основании заключения историко-культурной экспертизы могут быть отнесены к историко-культурным заповедникам.

Таким образом, в РФ существует три формы сохранения культурных ландшафтов - достопримечательные места и историко-культурные заповедники и исторические поселения. Правовой режим земель в их границах различен и обусловлен особенностями предмета охраны культурного ландшафта, в целях охраны которого они образованы.

Третий вид земельных участков, характеризующийся особым правовым режимом, составляют земельные участки объектов археологического наследия. Важно отметить, что в РФ объекты археологического наследия не выделяются в качестве самостоятельного вида объектов культурного наследия. В соответствии с законом они могут быть признаны как памятником или ансамблем, так и достопримечательным местом. В границах их территорий устанавливается, соответственно, правовой режим памятников или достопримечательных мест.

В ФРГ, вещь не может быть одновременно памятником архитектуры (Baudenkmal) и археологическим памятником (Bodendenkmal). Поэтому любые сооружения признаются памятниками, включая их фундаменты, находящиеся в земле. Если в сооружении не сохранилось конструктивных элементов, выступающих над уровнем земли, то такие конструктивные элементы (не только фундаменты) признаются археологическими памятниками (например, рвы и валы, окружающие уже не существующий замок). К числу таких объектов относятся, например, пещеры, кольцевые стены, курганы, остатки старинных водопроводных труб, кирпичные колодцы, погребенные гончарные печи, а также могилы, пустынные места, остатки поселений, остатки фундаментов домов и мусорных ям4.

Некоторые федеральные земли ограничивают круг объектов, которые могут быть признаны археологическими памятниками. Например, в Баварии, как уже отмечалось, памятник должен быть результатом деятельности человека (т.е. обладать признаком «рукотворности»)5. Это означает, что такие объекты как человеческие останки (скелеты, мумифицированным останки и.т.п) не являются объектами археологического наследия. Примером служит найденная в 1963 г. в леднике долины Эцталь (нем. Ötztal) мумия времен неолита, которая не была признана археологическим памятником, однако снаряжению, которое при ней было найдено, напротив, был присвоен статус движимого археологического объекта.6

1 Об уникальных исторических природно-ландшафтных территориях: Закон Республики Карелии от 10 сентября 1992 года // Собрание законодательства Республики Карелии, 1996, № 6, ст. 772 (утратил силу). Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

2 Об установлении категории особо охраняемых природных территорий во Владимирской области - историко ландшафтные комплексы и утверждении положения о них: постановление губернатора Владимирской области от 6 апреля 1999 года № 212. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

3 Об образовании государственного историко-ландшафтного комплекса регионального значения «Боголюбовский луг - церковь Покрова на Нерли» и утверждении Положения о нем: постановление губернатора Владимирской области от 23 июня 2003 года № 318. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюо)

4 Memmesheimer/Upmeier/Schönstein, Denkmalrecht Nordrhein-Westfalen, Kommentar, 2. Aufl. 1989

5 Gesetz zum Schutz und zur Pflege der Denkmäler (Denkmalschutzgesetz Bayern) (BayRS IV, 354 [2242-1 -WFK] (Закон о защите памятников земли Бавария от 27 июля 2009 г.)

6 A. A. Oebbecke, Archäologie und Recht, Aufl. 2006 1263 S

Определения, содержащиеся в законах других федеральных земель, не содержат никаких ограничений в отношении объектов археологического наследия: все останки животного и растительного мира со времен, когда на соответствующей территории уже существовали поселения людей, являются частью культурной истории и могут быть признаны археологическими объектами. Библиогра фия:

1. ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»: Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Gesetz zum Schutz und zur Pflege der Denkmäler (Denkmalschutzgesetz Bayern) (BayRS IV, 354 [2242-1-WFK] (Закон о защите памятников земли Бавария от 27 июля 2009 года). URL: https://www.gesetze-im-internet. de

3. Gesetz zum Schutz und zur Pflege der Kulturdenkmale im Freistaat Sachsen (Sächsisches Denkmalschutzgesetz) (SächsGVBI. S. 229, Glied.-Nr.: 46-1) (Закон о защите памятников земли Саксония от 3 марта 1993 года). URL: https://www.gesetze-im-internet. de

4. Denkmalschutzgesetz MecklenburgVorpommern (GVOBl. M-V S. 12, Glied.-Nr.: 224-2) (Закон «О защите памятников» земли Мекленбург-Передняя Померания от 6 января 1998 года). URL: https://www.gesetze-im-internet.de

5. Gesetz zum Schutz von Denkmalen in Berlin (GVBL. S. 376) // (Закон о защите памятников г.Берлин от 24 апреля 1995 г); URL: https://www.gesetze-im-internet. de

6. Gesetz über den Schutz und die Pflege der Denkmale im Land Brandenburg // (Закон о защите памятников земли Бранденбург от 24 мая 2004 года); URL: https://www.gesetze-im-internet. de

7. Gesetz zur Pflege und zum Schutz der Kulturdenkmäler // Bremisches Gesetzblatt S. 605// (Закон о защите памятников г. Бремен от 27 мая 1993 года);

8. Denkmalschutzgesetz Hamburg // Hmb Gesetz und Verordnungsblatt 2013// (Закон о защите памятников г. Гамбург от 5 апреля 2013 года); URL: https://www.gesetze-im-internet. de

9. Niedersächsisches Denkmalschutzgesetz // (Nds. Gesetz und Verordnungsblatt S. 517) // (Закон о защите памятников земли Нижняя Саксония от 30 мая 1978 года); URL: https://www.gesetze-im-internet. de

10. Landesgesetz zum Schutz und zur Pflege der Kulturdenkmäler//Gesetz und Verordnungsblatt 1978 // (Закон о защите памятников земли Северный Рейн-Вестфалия от 23 марта 1978 года); URL: https://www.gesetze-im-internet. de

11. Saarländisches Denkmalschutzgesetz// Amtsbl. S. 1374 - Glied.-Nr.: 224-5// (Закон о защите памятников земли Саар от 19 мая 2004 года); URL: https://www.gesetze-im-internet. de

12. Denkmalschutzgesetz des Landes Sachsen-Anhalt (GVBl. LSA S. 368; Glied.-Nr: 2242.1) // (Закон о защите памятников земли Саксония-Ангальт от 21 октябпя 1991 года); URL: https://www.gesetze-im-internet. de

13. Thüringer Gesetz zur Pflege und zum Schutz der Kulturdenkmale // April 2004 Gesetz und Verordnungsblatt 2004, 465, Glied.-Nr.: 224-1) (Закон о защите памятников земли Тюрингия от 14 апреля 2004 года); URL: https://www.gesetze-im-internet. de

14. Gesetz zum Schutz der Kulturdenkmale Baden-Württemberg (GBl. 1983, 797, Glied.- Nr.: 2139-1) (Закон «О защите памятников» земли Баден-Вюртемберг от 6 декабря 1983 года). URL: https://www.gesetze-im-internet. de

15. Гражданское уложение Германской империи. Перевод с немецкого - СПб. 1898. 587 c.

16. Василевская Л. Ю. Учение о вещных сделках по германскому праву. М., 2004. 538 c.

17. Münchener Kommentar zum Bürgerlichen Gesetzbuch. Band 1, Allgemeiner Teil. § 1-240 AGB-Gesetz / Redakteur F. J. Säcker. 4. Auflage. München, 2001. 905S.

18. Международно-правовые документы по вопросам культуры. СПб.: СПб ГУП, 1996.

19. Методические указания по определению предмета охраны для объектов, предложенных к включению в реестр объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия и объектов культурного наследия федерального и регионального значения (памятников истории и культуры)» [Электронный ресурс] URL http://dkn.mos.ru/contacts/feedback/metod ukazaniya ohrana2.pdf (дата обращения 10.02.2022)

20. О погребении и похоронном деле в городе Москве: Закон г. Москвы от 04.06.1997 № 11 // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

21. Об уникальных исторических природно-ландшафтных территориях: Закон Республики Карелии от 10 сентября 1992 года // Собрание законодательства Республики Карелии, 1996, № 6, ст. 772 (утратил силу). Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

22. Об установлении категории особо охраняемых природных территорий во Владимирской области - историко ландшафтные комплексы и утверждении положения о них: постановление губернатора Владимирской области от 6 апреля 1999 года № 212. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

23. Об образовании государственного историко-ландшафтного комплекса регионального значения «Боголюбовский луг - церковь Покрова на Нерли» и утверждении Положения о нем: постановление губернатора Владимирской области от 23 июня 2003 года № 318. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюо>

24. Memmesheimer/Upmeier/Schönstein, Denkmalrecht Nordrhein-Westfalen, Kommentar, 2. Aufl. 1989

25. Gesetz zum Schutz und zur Pflege der Denkmäler (Denkmalschutzgesetz Bayern) (BayRS IV, 354 [2242-1-WFK] (Закон о защите памятников земли Бавария от 27 июля 2009)

26. A. A. Oebbecke, Archäologie und Recht, Aufl. 2006 1263 S

References:

1. Federal Law "On Objects of Cultural Heritage (Historical and Cultural Monuments) of the Peoples of the Russian Federation": Federal Law No. 73-FZ of June 25, 2002 //

Access from the ConsultantPlus legal reference system.

2. Gesetz zum Schutz und zur Pflege der Denkmäler (Denkmalschutzgesetz Bayern) (BayRS IV, 354 [2242-1-WFK] (Law on the Protection of the Land of Bavaria of July 27,

2009). URL: https://www.gesetze-im-internet. de

3. Gesetz zum Schutz und zur Pflege der Kulturdenkmale im Freistaat Sachsen (Sächsisches Denkmalschutzgesetz) (SächsGVBl. S. 229, Glied.-Nr.: 46-1) (Law on the Pro-

tection of Monuments of the Land of Saxony of March 3, 1993). URL: https://www.gesetze-im-internet. de

4. Denkmalschutzgesetz MecklenburgVorpommern (GVOBl. M-V. S. 12, Glied.-Nr.: 224-2) (The Law "On the Protection of Monuments" of the Land of Mecklenburg-

Vorpommern of January 6, 1998). URL: https://www.gesetze-im-internet.de

5. Gesetz zum Schutz von Denkmalen in Berlin (GVBL. S. 376.) // (Berlin Monument Protection Act of April 24, 1995); URL: https://www.gesetze-im-internet . de

6. Gesetz über den Schutz und die Pflege der Denkmale im Land Brandenburg // (Law on the Protection of Monuments of the Land of Brandenburg of May 24, 2004); URL:

https://www.gesetze-im-internet . de

7. Gesetz zur Pflege und zum Schutz der Kulturdenkmäler // Bremisches Gesetzblatt S. 605// (Law on the Protection of Monuments of Bremen dated May 27, 1993);

8. Denkmalschutzgesetz Hamburg // Hmb Gesetz und Verordnungsblatt 2013// (Hamburg Monument Protection Act of April 5, 2013); URL: https://www.gesetze-im-internet . de

9. Niedersächsisches Denkmalschutzgesetz // (Nds. Gesetz und Verordnungsblatt S. 517) // (Lower Saxony Land Monument Protection Act of May 30 1978); URL:

https://www.gesetze-im-internet . de

10. Landesgesetz zum Schutz und zur Pflege der Kulturdenkmäler//Gesetz und Verordnungsblatt 1978 // (Law on the Protection of Monuments of the Land of North Rhine-

Westphalia of March 23, 1978); URL: https://www.gesetze-im-internet . de

11. Saarländisches Denkmalschulzgesetz// Amtsbl. S. 1374 - Glied.-Nr.: 224-5// (The Law on the Protection of Monuments of the Saarland of May 19, 2004); URL:

https://www.gesetze-im-internet . de

12. Denkmalschutzgesetz des Landes Sachsen-Anhalt (GVBl. LSA S. 368; Glied.-Nr: 2242.1) // (Law on the Protection of Monuments of the Land of Saxony-Anhalt of October

21, 1991); URL: https://www.gesetze-im-internet . de

13. Thüringer Gesetz zur Pflege und zum Schutz der Kulturdenkmale // April 2004 Gesetz und Verordnungsblatt 2004, 465, Glied.-Nr.:224-1) (Law on the Protection of Monu-

ments of the Land of Thuringia of April 14, 2004); URL: https://www.gesetze-im-internet . de

14. Gesetz zum Schutz der Kulturdenkmale Baden-Württemberg (GBl. 1983, 797, Glied.- Nr.: 2139-1) (The Law "On the Protection of Monuments" of Baden-Württemberg of

December 6, 1983). URL: https://www.gesetze-im-internet. de

15. The civil Code of the German Empire. Translated from German - St. Petersburg. 1898. 587 p.

16. Vasilevskaya L. Y. The doctrine of property transactions under German law. M., 2004. 538 p.

17. Münchener Kommentar zum Bürgerlichen Gesetzbuch. Band 1, Allgemeiner Teil. § 1-240 AGB-Gesetz / Redakteur F. J. Säcker. 4. Auflage. München, 2001. 905S.

18. International legal documents on cultural issues. St. Petersburg: St. Petersburg State Unitary Enterprise, 1996.

19. Methodological guidelines for determining the subject of protection for objects proposed for inclusion in the register of cultural heritage objects, identified cultural heritage

objects and cultural heritage objects of federal and regional significance (historical and cultural monuments)" [Electronic resource] uRl http://dkn.mos.ru/contacts/feedback/metod_ukazaniya_ohrana2.pdf (accessed 10.02.2022)

20. On burial and funeral business in the city of Moscow: The Law of Moscow dated 04.06.1997 No. 11 // Access from the legal reference system "ConsultantPlus".

21. About unique historical natural landscape territories: The Law of the Republic of Karelia of September 10, 1992 // Collection of legislation of the Republic of Karelia, 1996,

No. 6, Article 772 (expired). Access from the legal reference system "ConsultantPlus".

22. On the establishment of the category of specially protected natural territories in the Vladimir region - historical landscape complexes and the approval of the regulations on

them: Resolution of the Governor of the Vladimir region of April 6, 1999 No. 212. Access from the legal reference system "ConsultantPlus".

23. On the formation of the state historical and landscape complex of regional significance "Bogolyubovsky Meadow - Church of the Intercession on the Nerl" and the approval

of the Regulations on it: Resolution of the Governor of the Vladimir region dated June 23, 2003 No. 318. Access from the legal reference system "ConsultantPlus"

24. Memmesheimer/Upmeier/Schönstein, Denkmalrecht Nordrhein-Westfalen, Kommentar, 2. Aufl. 1989

25. Gesetz zum Schutz und zur Pflege der Denkmäler (Denkmalschulzgeselz Bayern) (BayRS IV, 354 [2242-1-WFK] (Law on the Protection of the Land of Bavaria of July 27, 2009)

26. A. A. Oebbecke, Archäologie und Recht, Aufl. 2006 1263 S

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.