Миненко C.B. Российское законодательство по охране господствующей православной веры от прозелитизма иноверческих церквей (XVIII—XIX века)
ви, становится светское законодательство; формируется особый вид уголовно-правовой охраны, для которой характерны «полицейская опека» над религиозной жизнью общества и охрана не религиозной свободы, а религиозныхустоев государства, прав и привилегий господствующей церкви»26.
Примечания
1. ПСЗ 1. — Т. IV. — № 1910.
2. ПСЗ 1. — Т. VI. — № 3778.
3. ПСЗ 1. — Т. V. — № 3318.
4. Красножен М.Е. Иноверцы на Руси: В 2 т. — Юрьев, 1903. —Т. 1. — С. 147.
5. Собрание законодательства. — СПб., 1857. — Т. 1. — Ч. 1: Основные государственные законы. — VII: О вере.
6. Собрание законодательства. — СПб., 1857. — Т. 11. — Ч. 1: Уставы духовных дел иностранных исповеданий.
7. ПСЗ 1. — Т. XIX. — № 14231.
8. ПСЗ 2. — Т. XII. — № 10306.
9. ПСЗ 2. — Т. XIV. — № 12165.
10. ПСЗ 1. — Т. XXIV. — № 17879.
11. ПСЗ 1. — Т. XXXI. — № 24305.
12. Собрание законодательства. — СПб., 1857. — Т. 11. — Ч. 1: Уставы духовных дел иностранных исповеданий.
13. ПСЗ 1. — Т. III. — № 1388.
14. ПСЗ 1. — Т. VIII. — № 5238, 5322, 5538.
15. ПСЗ 1. — Т. VIII. — № 5343.
16. ПСЗ 1. — Т. IX. — № 6693.
17. ПСЗ 1. —Т. XXV. — № 18818.
18. ПСЗ 1. — Т. XXXIII. — № 26043.
19. ПСЗ 2. — Т. VI. — № 3908.
20. ПСЗ 1. — Т. XVIII. — № 13252.
21. ПСЗ 2. — Т. XIV. — № 11954.
22. ПСЗ 2. — Т. VII. — № 5292.
23. ПСЗ 2. — Т. XV. — № 13116.
24. Российское законодательство X—XX вв.: В 9 т. — М., 1988. — Т. 6. — С. 211—225.
25. Красножен М.Е. Указ. соч. — С. 159—160.
26. Ефимовских Е.Л. Религиозные преступления в русском праве в X—XX вв.: Дис... канд. юрид. наук. — Екатеринбург, 2002. — С. 11—12.
Е.И. Мирецкая
Мирецкая Екатерина Ильинична — начальник кабинета кафедры боевой подготовки Нижегородской академии
МВД России
E-mail: [email protected]
Понятие и виды преступлений против порядка управления в России
(история и современность)
В статье проведен анализ понятия «преступления против порядка», их видов в Российской Федерации в период с XVII века до настоящего времени. Выделены проблемы классификацией видов преступлений, включаемых в данную категорию. При написании статьи были использованы научные исследования и законодательство дореволюционных и современных ученых в области права.
In article the concept analysis «crimes against an order», their kinds in the Russian Federation during the period from a XVII century is carried out till now. Problems with classification and kinds of crimes included in the given category are allocated. At article writing scientific researches and the legislation of pre-revolutionary and modern scientists in the field of the right have been used.
В данной статье предметом нашего рассмотрения являются преступления против порядка управления. Мы рассмотрим историю развития и становления самого понятия «преступления против порядка управления», виды преступлений, которые в определенные исторические моменты входили или были исключены из данной категории при изменении нормативной базы.
Впервые упоминание о преступлениях против порядка управления, объединенных в отдельные
главы, а не хаотично размещенных по всему тексту документа, встречается в Соборном уложении 1649 года. В это время в Российском государстве существовало огромное количество законодательныхак-тов, которые не только устарели, но и противоречили друг другу, этому хаосу способствовала разбросанность нормативных актов по ведомствам. Уложение составлялось среди тревожных вестей о мятежах, вспыхивавших практически на всей территории России.
ВУложении произошла систематизация отечественного законодательства; была сделана попытка разграничения норм права по отраслям. Соборное уложение стало печатным памятником русского права. До него публикация законов ограничивалась оглашением их на торговых площадях и в храмах, о чем обычно специально указывалось в самих документах.
К категории преступлений против порядка управления относились преступления о подделке документов и печатей, о подделке денег, законодательно закреплялось правовое обеспечение государственной безопасности путем пресечения незаконных переходов населения за рубежи страны, а также были обозначены нормы, направленные на охрану феодального порядка в царском дворе, чести двора и безопасности государя.
В Соборное уложение 1649 года входило несколько глав, раскрывающих понятие и классификацию преступлений против порядка управления:
— глава III. «О государеве дворе, чтоб на госу-дареве дворе ни от кого никакова бесчинства и брани не»;
— глава IV. «О подпищикех, и которые печати подделывают»;
— глава V. «О денежных мастерех, которые уч-нут делати воровские денги»;
— глава VI. «О проезжих грамотах в и(ы)ные го-сударьства».
В дальнейшем упоминание о преступлениях против порядка управления встречается в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года, где содержался целый специальный раздел (четвертый) «О преступлениях и проступках против порядка управления» (ст. 283—355), в котором выделялись семь глав:
— глава I. «О сопротивлении распоряжениям правительства и неповиновении установленным от оного властям»;
— глава II. «Об оскорблении и явном неуважении к присутственным местам и чиновникам при отправлении должности»;
— глава III. «О самовольном присвоении власти и о составлении подложных указов или предписаний и других исходящих от правительства бумаг»;
— глава IV. «О похищении бумаг или вещей из присутственных мест, сорвании печатей и уничтожении поставленных или приложенных по распоряжению правительства знаков»;
— глава V. «О взломе тюрем, уводе и побеге находящихся под стражею или надзором»;
— глава VI. «О тайных обществах и запрещенных сходбищах»;
— глава VII. «О недозволенном оставлении оте-чества»1.
В начале XX века в Уголовном уложение 1903 года также было выделено несколько глав, посвященных различным формам посягательств на порядок управления:
— глава VI (ст. 138—155) была посвящена неповиновению власти;
— глава VIII (ст. 179—194) — нарушениям постановлений о воинских и земских повинностях;
— глава XII (ст. 262—279) — нарушениям постановлений, ограждающихобщественное спокойствие;
— глава XV (ст. 292—309) — нарушениям постановлений о надзоре за печатью;
— глава XXI (ст. 437—452) — ответственности за подлог.
В советское время преступления против порядка управления в системе Особенной части впервые появились вУК РСФСР 1922 года, который относил эти преступления к государственным.
Глава I «Государственные преступления» состояла из двух разделов: «О контрреволюционных преступлениях» и «О преступлениях против порядка управления». Во втором разделе кодекса помещались преступления, которые весьма существенно отличались друг от друга по уровню общественной безопасности и впоследствии были предусмотрены в других главах Уголовных кодексов РСФСР 1926, РСФСР 1960 и РФ 1996 годов.
ВУК РСФСР 1922 года впервые давалось понятие «преступление против порядка управления». Согласно статье 74 «преступлением против порядка управления признается всякое деяние, направленное к нарушению правильного функционирования подчиненных органов управления или народного хозяйства, сопряженное с сопротивлением или неповиновением законам советской власти, с препятствованием деятельности ее органов и иными действиями, вызывающими ослабление силы и авторитета власти».
УК РСФСР 1926 года в своей первоначальной редакции ответственностьза преступления против порядка управления предусматривал во второй главе. В главе первой «Государственные преступления» наряду с разделом 1 «Контрреволюционные преступления» был выделен раздел 2 «Особо для Союза ССР опасные преступления против порядка управления», а глава вторая именовалась «Иные преступления против порядка управления».
К числу особо для Союза ССР опасных преступлений против порядка управления относились такие деяния, как: массовые беспорядки, бандитизм, похищения огнестрельного оружия, частей к нему и огневых припасов, нарушение правил о международных полетах, уклонение от очередного призыва на действительную военную службу, контрабанда, способствование незаконному переходу государственных границ, совершенное в виде промысла или должностными лицами, и др. К иным преступлениям против порядка управления отно-силисьтакие преступления, как:
— неплатеж в установленный срок налогов и сборов по обязательному окладному страхованию (ст. 60);
— отказ от выполнения повинностей, общегосударственных заданий или производства работ, имеющих общегосударственное значение (ст. 61);
— уклонение от опытных и поверочных мобилизаций (ст. 66);
Мирецкая Е.И. Понятие и виды преступлений против порядка управления в России (история и современность)
Мирецкая Е.И. Понятие и виды преступлений против порядка управления в России (история и современность)
— подделка удостоверений и иных выдаваемых государственными и общественными учреждениями документов, предоставляющих права или освобождающих от повинностей, в целях их использования (ст. 72);
— сопротивление представителям власти (ст. 73);
— публичное оскорбление представителей власти (ст. 76);
— самовольное присвоение звания или власти (ст. 77);
— похищение, повреждение, сокрытие или уничтожение официальных или частных документов из государственных учреждений (ст. 78);
— срыв или повреждение печатей, наложенных по распоряжению власти с целью охранения определенных предметов или помещений (ст. 89);
— самоуправство (ст. 90) и др.
В 1958 году Верховным Советом СССР был принят Закон о государственных преступлениях. Во втором разделе предусматриваласьответственностьза «Иные государственные преступления». В этот раздел был помещен ряд норм о преступлениях, ранее относившихся к особо для Союза ССР опасным преступлениям против порядка управления: бандитизм, контрабанда, уклонение от очередного призыва на действительную военную службу и некоторые другие. Термин «преступления против порядка управления» стал применяться лишь к тем преступлениям, которые ранее относились к «иным преступлениям против порядка управления».
Новая тенденция классификации преступлений нашла свое отражение в структуре УК РСФСР 1960 года, в котором глава девятая именовалась «Преступления против порядка управления». Круг преступлений против порядка управления был значительно сужен, поскольку в кодексе была предусмотрена специальная глава восьмая «Преступления против правосудия». Впоследствии глава девятая УК РСФСР подвергалась многочисленным дополнениям и изменениям.
Таким образом, несмотря на выделение специальной главы о преступлениях против порядка управления, круг деяний, относимых законодателем к числу соответствующих преступлений, как и по УК РСФСР 1922 и 1926 годов, по-прежнему был неоднороден.
Увеличение к концу 90-х годов более чем вдвое количества статей в главе 9, по сравнению с первоначальной редакцией УК РСФСР 1960 года, явилось отражением общей тенденции развития уголовного законодательства советского периода, при которой глава о преступлениях против порядка управления выполняла роль своеобразного накопителя. Стечением времени юридическая природа этих преступлений становилась более понятной, уточнялся круг общественных отношений, которым причинялся вред при совершении этих преступлений, и в законодательство вносились соответствующие коррективы.
В настоящее время в главе 32 УК РФ 1996 года установлена ответственность за деяния, призна-
ваемые преступлениями против порядка управления. Перечисляя деяния, которые подпадают под данную категорию преступлений, действующий УК РФ, тем не менее, не дает четкого, однозначного и лаконичного определения их понятия. Аналогичную ситуацию с определением понятия преступлений против порядка управления можно наблюдать и в уголовно-правовой литературе.
Уголовный закон ставит под охрану порядок управления, под которым вообще понимается «правильное, налаженное состояние, расположение чего-либо; правила, по которым совершается что-либо»2. Отсюда под порядком управления вуголов-но-правовом смысле, по мнению отдельных ученых, понимается «совокупность правил, закрепляющих и регулирующих устройство и компетенцию органов власти и управления и общественных организаций, а также их отношения с гражданами»3.
Рассматривая преступления против порядка управления, В.Д. Меньшагин определяет порядок управления как «правильную деятельность советского государственного аппарата», при этом понимая ее в виде деятельности органов власти и управ-ления4.
Г.Ф. Поленов в своей докторской диссертации, посвященной проблемам ответственности за преступления против порядка управления, замечает, что порядок управления — понятие довольно широкое, включающее в себя не только деятельность государственного аппарата, но и деятельность любых органов управления5. В то же время он указывает, что нормы главы УК, устанавливающие ответ-ственностьза преступления против порядка управления, направлены исключительно на защиту только государственного управления, поскольку, по его мнению, противоправные посягательства совершаются только в отношении деятельности государственных образований6.
Данной точки зрения придерживается и Л.Д. Ру-кавицын, определяя порядок управления как конституционно, законодательно или подзаконно установленный либо разрешенный и охраняемый государством порядок осуществления какой-либо деятельности7.
Одно из определений порядка управления предложил П.В. Замосковцев, говоряотом, что таковым являются отношения в процессе «управляющего воздействия государственных и общественных органов управления (в лице их представителей) на членов общества в целях поддержания состояния стабильности, упорядоченности экономических и других социально-политических отношений»8.
С.В. Максимов в одном из современных базо-выхучебников по уголовному праву предоставленной ему возможностью комментировать главу 32 УК РФ специально выделяет, что «преступления против порядка управления — это общественно опасные деяния, посягающие на официальный порядок функционирования государственных и местных властных институтов (органов, учреждений и символов), а также удостоверения и реализации
юридически значимых прав и обязанностей физи-ческихлиц, ответственность за которые предусмотрена статьями 317—3309.
Проанализировав различные подходы и точки зрения, существующие о понятии «преступление против порядка управления», можно сделать вывод, что таким преступлением должно признаваться виновно совершенное противоправное и наказуемое общественно опасное деяние, направленное на общественные отношения, обеспечивающие законно установленный и регламентированный государством порядок в сфере осуществления управления.
В настоящее время глава 32 УК РФ «Преступления против порядка управления», находится в X разделе «Преступления против государственной власти», состоит из 16 статей и выглядит следующим образом:
—статья 317. «Посягательство на жизньсотруд-ника правоохранительного органа»;
— статья 318. «Применение насилия в отношении представителя власти»;
— статья 319. «Оскорбление представителя власти»;
— статья 320. «Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа»;
— статья 321. «Дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества»;
— статья 322. «Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации»;
— статья 3221. «Организация незаконной миграции»;
— статья 323. «Противоправное изменение Государственной границы Российской Федерации»;
— статья 324. «Приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград»;
— статья 325. «Похищение или повреждение документов, штампов, печатей либо похищение марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия»;
— статья 326. «Подделка или уничтожение идентификационного номера транспортного средства»;
—статья 327. «Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков»;
— статья 3271. «Изготовление, сбыт поддельных марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия либо их использование»;
— статья 328. «Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы»;
— статья 329. «Надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации»;
— статья 330. «Самоуправство».
Проанализировав историческое и современное
развитие юридической литературы, следует отметить, что понятие и виды преступлений, относящихся к преступлениям против порядка управления, претерпевали значительные изменения входе развития российского законодательства.
Нередко объединение в главу о преступлениях против порядка управления различных по характеру и степени общественной опасности деяний не приводило ктой цели и какследствие не достигало тех результатов, которые при этом были поставлены. У законодателя в тот или иной исторический период не было определено или вовсе отсутствовало достаточно ясное представление о самом понятии «преступления против порядка управления», о порядке управления как родовом объекте охраны и, соответственно, о круге деяний, подлежащих включению в эту группу.
На наш взгляд, понятие преступлений против порядка управления и их виды, включенные в главу 32 УК РФ, являются оптимальными и удовлетворяющими требованиям закона и состоянию общества на данный момент.
Примечания
1. Российское уголовное право: В 2 т. / Под ред. А.И. Рарога. — М., 2001. — Т. 2: Особенная часть. — С. 758.
2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М., 1986. — С. 543.
3. Уголовное право. Часть Особенная. — М., 1968. — С.433.
4. См.: Меньшагин В.Д. Иные преступления против порядка управления: Учебник по Особенной части. — М., 1957. — С. 385.
5. См.: Поленов Г.Ф. Ответственность за преступления против порядка управления: Дис... д-ра юрид. наук. — Алма-Ата, 1971. — С. 25.
6. См. там же. — С. 32.
7. См.: Рукавицын Л.Д. Правопорядок: социальноправовое понятие и содержание // Актуальные проблемы правоохранительной деятельности. — Калининград, 1995. — С. 96.
8. См.: Замосковцев П.В. Уголовная ответственность за посягательства на управленческую деятельность работников милиции и народных дружинников по охране общественного порядка. — Омск, 1980. — С. 8.
9. ПСЗ 1. — Т. XXVI. — № 19904.
Мирецкая Е.И. Понятие и виды преступлений против порядка управления в России (история и современность)