УДК 343.9 Александр Николаевич Олейник,
соискатель при кафедре криминологии и уголовно-исполнительного права Национальный
юридический университет имени Ярослава Мудрого, г. Харьков
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ НЕЦЕЛЕВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ УКРАИНЫ
В статье анализируются существенные признаки явления социальной действительности в виде нецелевого использования бюджетных средств в Вооруженных Силах Украины, на основании результатов эмпирического исследования указываются виды и дается определение этого понятия.
Ключевые слова: нецелевое использование бюджетных средств, преступления в сфере бюджетных правоотношений, Вооруженные Силы Украины, преступления, предусмотренные ст. 210 УК Украины.
Конституция Украины в ст. 95 закрепляет справедливый и непредубежденный характер распределения общественного богатства между гражданами, целевое направление расходов Государственного бюджета Украины и обеспечение его сбалансированности. Невзирая на это конституционное положение, наблюдается немало нарушений норм бюджетного законодательства во многих отраслях национальной экономики, в работе большинства органов государственной власти и местного самоуправления. Контролирующими и правоохранительными органами каждый год фиксируются сотни нарушений законодательства в сфере бюджетных правоотношений, причиняющих колоссальные экономические убытки. По данным Госфининспекции, в 2010 г. в государстве выявлено финансовых нарушений, которые привели к незаконным растратам и недостачам в размере 28,3 млрд грн [1]. И одним из самых распространенных негативных социальных явлений в бюджетной сфере, причиняющее губительные экономические последствия, является нецелевое использование бюджетных средств.
Особенно актуальным этот вопрос обстоит в деятельности Вооруженных Сил Украины (далее - ВС). На данный момент наблюдается широкое распространение хищений бюджетных средств в военной сфере. Только за январь-март 2013 г. аудиторами удалось предупредить хищения около 70 млн грн военных средств. На протяжении первых восьми месяцев 2013 г. проведенными в Минобороны Украины контрольными мерами было охвачено 12 млрд грн ресурсов, выявлено убытков и утрат на сумму 158,1 млн грн. По результатам проведенных мероприятий к ответственности (преимущественно административной и дисциплинарной) привлечено 878 лиц, из них 53 - освобождены от занимаемых должностей [2].
Социальная опасность нецелевого использования бюджетных средств в ВС заключается в значительном сокращении финансирования основных направлений деятельности Минобороны Украины. Это естественно приводит к уменьшению уровня национальной безопасности Украины, ухудшению ее обороноспособности. Указанное обстоятельство является чрезвычайно актуальным во время проведения антитеррористической операции на Донбассе, для сохранения территориальной целостности Украины, безопасности граждан. Все это требует выделения дополнительных средств из Государственного бюджета Украины.
Различным аспектам предупреждения незаконному и нецелевому использованию бюджетных средств посвятили свои труды такие украинские ученые, как А. В. Бабьяк,
A. З. Гладун, Н. А. Гуторова, З. Б. Живко, П. И. Зинов, А. А. Иосифов, В. В. Кулаков,
B. В. Лень, С. И. Марко, С. С. Мирошниченко, Ю. С. Назар, В. Н. Руфанова,
И. А. Сикорская, Р. Л. Степанюк, А. А. Титаренко, Е. В. Тихонова и др.
Однако большинство из указанных исследователей рассматривали преимущественно вопросы уголовной ответственности за преступление, предусмотренное ст. 210 УК Украины, криминалистического обеспечения раскрытия и расследования использования бюджетных средств не по целевому назначению. При этом осталось вне внимания криминологическое изучение этого явления социальной действительности в ВС.
Учитывая, что целью научной статьи является определение понятия и видов нецелевого использования бюджетных средств в ВС, поэтому отправной точкой ее достижения будет анализ существенных признаков этого явления и выделение основных групп нарушений бюджетного законодательства в ВС. Это исследовательское задание направлено на раскрытие видового отличия нецелевого использования бюджетных средств от преступности в сфере экономики, которой оно принадлежит.
Такими признаками предлагается считать: 1) сферу существования и воспроизводства изучаемого явления; 2) субъект незаконного обогащения; 3) предмет уголовного посягательства; 4) размер бюджетных средств, использованных не по целевому назначению; 5) различные способы совершения преступления. Рассмотрим указанные существенные признаки нецелевого использования бюджетных средств в ВС более детально.
Сфера существования и воспроизводства нецелевого использования бюджетных средств в ВС. Специфика данного видового признака заключается в том, что указанное относительно массовое явление социальной действительности существует и воспроизводится в военной сфере. Она включает общественные отношения, регламентированные Законом Украины «О Вооруженных Силах Украины» от 1991 г. В ст. 1 этого нормативно-правового акта ВС определены как воинское формирование, на которое Конституцией Украины возлагаются оборона государства, защита его суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности.
Природа военной сферы, где распространено нецелевое использование бюджетных средств, имеет свое отличие, например, от других сфер (социальной, правоохранительной, промышленной, топливно-энергетической, аграрной, образовательной, научной и др.), где это явление также существует.
Субъект незаконного обогащения является еще одним видовым признаком данного явления. Он отличает его не только от других экономических преступлений, но и от нецелевого использования бюджетных средств, распространенного в иных сферах (гуманитарной, правоохранительной, социальной и т. д.). Если предметом этой статьи является криминологический анализ указанного преступления в ВС, то есть в военной сфере, то это свидетельствует о специфичности субъекта, использующего бюджетные средства не по целевому назначению. И таким субъектом является не просто служебное лицо (признак родовой принадлежности этого явления к преступности в сфере экономики), а преимущественно именно военнослужащий.
Целевой характер использования бюджетных средств, выделяемых на ВС, зависит от многих служебных лиц, которыми являются, в первую очередь, представители их главного распорядителя (Департамент финансов Минобороны Украины) и распорядителей низших уровней (Главное финансово-экономическое управление ВС; финансово-экономические управления видов ВС; Главное и территориальные квартирно-эксплуатационные управления ВС; военные части; военные комиссариаты; военно-учебные учреждения; научные и медицинские центры).
Предметом уголовного посягательства, предусмотренного ст. 210 УК Украины, являются исключительно бюджетные средства. В примечании к этой статье указывается, что к бюджетным средствам принадлежат средства, включающиеся в государственный и местные бюджеты независимо от источника их формирования [3, с. 298]. В соответствии со ст. 2 Бюджетного кодекса Украины, бюджетными средствами считаются поступления и расходы бюджета. Между тем бюджет может складываться из общего и специального
фондов. Исходя из этого, предметом нецелевого использования бюджетных средств в ВС являются бюджетные средства, которые распределяются соответствующими статьями Государственного бюджета Украины их главному распорядителю (Минобороны Украины) на содержание и модернизацию украинской армии.
Размер бюджетных средств. Уголовно-наказуемым использованием бюджетных средств не по целевому назначению в ВС необходимо признавать такое, которое имеет самый высокий уровень общественной опасности. При этом ее критерием является именно размер государственных финансов, которые используются на цели, не предусмотренные действующим законодательством.
Как отмечается в диспозиции ст. 210 УК Украины, к уголовной ответственности привлекается лицо, использующее бюджетные средства не по целевому назначению в крупных (ч. 2) и особо крупных (ч. 3) размерах. Основываясь на положениях Налогового кодекса Украины о налоговой социальной льготе, Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2014 год», крупный размер нецелевого использования бюджетных средств в 2014 г. будет равен 609 тыс. грн. Соответственно особо крупный размер данного экономического преступления в этом же году будет достигать 1 млн 827 тыс. грн.
Постоянное и в целом социально обоснованное повышение уровня прожиточного минимума в Украине приводит к неуклонному повышению размера бюджетных средств, которые являются предметом уголовно наказуемого нецелевого использования, в том числе в ВС. На протяжении 2004-2009 гг. эта сумма увеличилась почти в десять раз (с 30 750 грн. до 302 500 грн) [4]. А с 2009 г. до 2014 г. данный размер повысился еще в два раза (с 302 500 грн до 609 000 грн). Отмеченное может свидетельствовать лишь о сложности привлечения преступников к уголовной ответственности по ст. 210 УК Украины из-за несколько законодательно завышенного уровня минимального размера бюджетных средств, использованных не по целевому назначению.
Различные способы совершения преступления также следует признать существенным признаком его видового отличия от иных преступлений в сфере экономики. Нецелевое использование бюджетных средств проявляется во множественности специфических схем уголовного обогащения. Поэтому, проведя классификацию указанного преступления по способу его совершения, можно раскрыть содержание рассматривающегося признака, проанализировать основные виды использования бюджетных средств не по целевому назначению в ВС и, соответственно, очертить перспективные пути его предупреждения.
В ст. 119 Бюджетного кодекса Украины указано, что нецелевым использованием бюджетных средств является их расходование на цели, не отвечающие: а) бюджетным назначениям, установленным законом о Государственном бюджете Украины (решениям о местном бюджете); б) направлениям использования бюджетных средств, определенных в паспорте бюджетной программы (в случае применения программно-целевого метода в бюджетном процессе) или в порядке использования бюджетных средств; в) бюджетным ассигнованиям (расписанию бюджета, смете, плану использования бюджетных средств) [5].
Вышеуказанное дает основание утверждать, что действующее законодательство Украины не закрепляет исчерпывающего передняя способов совершения бюджетного преступления, предусмотренного ст. 210 УК Украины. Виды нецелевого использования бюджетных средств, отображенные в ст. 119 Бюджетного кодекса Украины, фактически охватывают широкий круг проявлений экономического явления, которое анализируется.
Изучение литературных источников позволяет выделить несколько видов этого преступления, которые теоретически и практически могут иметь место в деятельности различных распорядителей и получателей бюджетных средств в военной сфере: 1) использование бюджетных средств, размер которых превышает лимит сметных назначений; 2) выделение средств на мероприятия, финансирование которых не предусмотрено бюджетом; 3) совершение бюджетных расходов за счет иных, не предусмотренных на это кодов экономической классификации; 4) взятие к исполнению
обязательств, превышающих сметные назначения; 5) использование бюджетных средств, если не утверждены соответствующие сметы [6].
Иными исследователями приводится детализация указанных способов нецелевого использования бюджетных средств: несвоевременное зачисление производителями на отдельный счет остатка налоговых обязательств; расходование средств, выделенных на финансирование капитального строительства для проведения всех видов ремонтных работ; обеспечение оплаты выпуска и закупки промышленной продукции, проведение ее испытаний, сертификации, реализации мер, связанных с закупкой техники и оборудования; использование вопреки целевому назначению части выделенной суммы, которая имела четко определенную цель; расходование бюджетных средств по кодам экономической классификации, не соответствующие содержанию проведенной операции; расходование бюджетных средств при отсутствии документов, определяющих их целевой характер [7; 8, с. 61-65].
Проанализируем наиболее типичные и распространенные в военной сфере виды нецелевого использования бюджетных средств. Для этого используем материалы результатов ревизий хозяйственной деятельности распорядителей и получателей бюджетных средств в ВС, проведенных Госфининспекцией в 2010-2013 гг. В зависимости от направления деятельности Минобороны Украины и его финансирования основные нарушения бюджетного законодательства, содержащие признаки незаконного, в том числе нецелевого, использования бюджетных средств в ВС, условно разделим на такие группы:
1) приобретение товаров и услуг для функционирования ВС (централизированная закупка Минобороны Украины товаров, работ и услуг для всей системы ВС при отсутствии соответствующих государственных целевых программ; внеплановое направление завышенных объемов бюджетных ассигнований на оплату товаров и услуг фирм-посредников; перераспределение средств и завышение их объема для разработки современных образцов военной формы одежды военнослужащих; отклонение наиболее экономически выгодных предложений участников процедур тендерных закупок);
2) приобретение жилья для военнослужащих (завышение расходов соответствующих бюджетных программ на приобретение жилья для военнослужащих);
3) организация питания личного состава ВС (включение НДС к стоимости услуг питания лицеистов военных лицеев Минобороны Украины; внедрение неудачных экспериментов по организации питания личного состава);
4) оплата коммунальных услуг при содержании военных объектов (оплата коммунальных услуг за военные объекты, которые юридически не принадлежат Минобороны Украины; проведение оплаты коммунальных услуг и энергоносителей за счет бюджетных средств, выделенных за иной бюджетной программой; взятие обязательств по оплате коммунальных услуг более утвержденных ассигнований; оплата коммунальных услуг средствами общего фонда);
5) управление военным имуществом и его использование (совершение дополнительных расходов на финансовую стабилизацию государственных предприятий, находящихся в управлении Минобороны Украины; обслуживание военного имущества, непригодного для использования);
6) иные направления деятельности (например, совершение лишних внесметных бюджетных расходов в рамках судебного рассмотрения хозяйственных споров) [9].
Перечень указанных способов использования бюджетных средств в ВС не по целевому назначению, конечно же, не является исчерпывающим.
Таким образом, материалы проверок хозяйственной деятельности Минобороны Украины и иных распорядителей бюджетных средств ВС показывают, что бюджетные нарушения имеют место на каждом объекте финансового контроля и в каждом направлении использования бюджетных средств. Это свидетельствует о широком спектре видов нецелевого использования государственных финансов в военной сфере по способам его совершения.
Учитывая проанализированные существенные признаки указанного вида преступности в сфере экономики, под нецелевым использованием бюджетных средств в ВС предлагаем понимать: антисоциальное экономическое явление относительно массового незаконного обогащения разным способом военнослужащих, иных распорядителей и получателей бюджетных средств в крупных и особо крупных размерах, которые выделяются на содержание, модернизацию и иные виды деятельности ВС.
Анализ видовых признаков указанного социального явления реальной действительности в военной сфере дает основание для рассмотрения иных, не менее значимых, методологических вопросов. Они связаны с разработкой криминологической характеристики нецелевого использования бюджетных средств в ВС, выделением криминогенных черт лиц, которые используют бюджетные средства не по целевому назначению, а также вычленением основных групп факторов, детерминирующих указанное негативное социальное явление. Все перечисленное в итоге позволит предложить научно обоснованные пути предупреждения фактов нецелевого использования бюджетных средств в ВС.
Список литературы: 1. Вщомосп Державно! фшансово'! шспекци Украши про виявлеш порушення при використанш загальнодержавних ресурав у 2010-2013 роках [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://www.dkrs.gov.ua/kru/uk/publish/article/ 75469. 2. Вiйськовi спещалюти з внутршнього аудиту та фшансового контролю запоб^ають втратам кош^в [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://army.unian.net/ukr/detail/2193. 3. Кримшальний кодекс Украши. Науково-практичний коментар ; за заг. ред. В. Я. Тащя, В. П. Пшонки, В. I. Борисова та ш. - 5-те вид., допов. - у
2 т. - Т. 2 : Особлива частина. - Х. : Право, 2013. - 1040 с. 4. Гладун О. Кримшолопчна характеристика злочишв у сферi виконання бюджету / О. Гладун // Право Украши. - 2010.
- № 11. - С. 290-296. 5. Бюджетний кодекс Украши // Вщом. Верхов. Ради Украши. - 2010.
- № 50-51. - Ст. 572. 6. Саенко В. Види порушень законодавства про бюджетну систему та вщповщальшсть за них / В. Саенко // Юрид. журнал. - 2004. - № 9 [Електронний ресурс]. -Режим доступу: http://www.justinian.com. ua/article.php?id=1401. 7. Шкут В. М. Деяю способи вчинення злочишв, пов'язаних за порушенням бюджетного законодавства /
B. М. Шкут // Актуальш проблеми розкриття та розслщування злочишв у сучасних умовах : Всеукр. наук.практ. конф. (м. Запорiжжя, 30 жовт. 2009 р.). - У 2 ч. - Ч. 2. - Запорiжжя : Юрид. ш.-т ДДУВС, 2009. - С. 265-267. 8. Кулаков В. В. Запоб^ання злочинам, пов'язаним
3 незаконним використанням бюджетних кош^в / В. В. Кулаков, В. В. Лень,
C. С. Мiрошниченко та ш. - Запорiжжя : Дншровський металург, 2011. - 289 с. 9. Лист Державно! фшансово'! шспекци Украши вщ 11.03.2014 р. № 08-14/371.
ПОНЯТТЯ ТА ВИДИ НЕЩЛЬОВОГО ВИКОРИСТАННЯ БЮДЖЕТНИХ КОШТ1В У ЗБРОЙНИХ СИЛАХ УКРА1НИ
Олшник О. М.
У статп аналiзуються ютотш ознаки явища сощально'! дшсносп у видi нецшьового використання бюджетних кош^в у Збройних Силах Украши. На пiдставi результат емтричного дослщження вказуються види та даеться визначення цього поняття.
Ключовг слова: нецшьове використання бюджетних кош^в, злочини у сферi бюджетних правовщносин, Збройш Сили Украши, злочини, передбачеш ст. 210 КК Укра!ни.
THE NOTION AND VARIETY OF THE IMPROPER USE OF BUDGET FUNDS IN THE ARMED FORCES OF UKRAINE Oliynyk O. M.
The paper is dedicated to the essential features of such phenomenon of the social reality as the improper use of budget funds in the Armed Forces of Ukraine. Also the author appropriates its
kinds and the notion that are based on the empirical study.
Key words: the improper use of budget funds, crimes in the sphere of the budget relations, the Armed Forces of Ukraine, crimes set by Article 210 of the Criminal Code of Ukraine.
nocmynuna epeàa^uw 25.06.2014p.