УДК 159:740
DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0094
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ГИПНОТИЧЕСКИХ АКТОВ. ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ ИДЕЙ, СУТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ И ФЕНОМЕНОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ГИПНОТИЧЕСКОГО АКТА
© 2019
Тараянц Артем Валерьевич, клинический психолог, гипнолог Павловская гимназия (143423, Россия, Веледниково, ул. Живописная 136, [email protected])
Аннотация. Настоящая статья является третьей, из цикла статей о тезисах гипнодинамики системы доминирующих потребностей, опубликованных в журнале «Современная наука: актуальные проблемы теории и практики» Серия: Познание в 2018 г. В ней подробно описывается одно из ключевых понятий в практике гипнодинамики -понятие о гипнотическом акте. Гипнотическим актом является некое специфическое психологическое действие, совершенное в состоянии транса. Спецификой гипнотического акта является: само состояние транса; направленность этого действия на разрешение актуальной психологической проблематики; и использование психикой в процессе совершения гипнотического акта функциональных возможностей высшей нервной деятельности, которые являются специфическими для состояния транса и относятся к гипнотическим феноменам. Описывается классификация видов гипнотических актов, которые отличаются друг от друга: основными идеями, используемыми при их внушении; качеством наиболее выраженных психологических действий, при совершении гипнотического акта; гипнотическими феноменами, которые должны проявиться для реализации этих действий. В статье излагается теория о естественной природе гипнотического акта, и даются примеры естественных проявлений всех описанных видов гипнотических актов, в качестве природного регулятивного механизма психики.
Ключевые слова: гипноз, гипнотерапия, психология, психотерапия.
CONCEPT AND TYPES OF HYPNOTIC ACTS. DESCRIPTION OF THE BASIC IDEAS, THE ESSENCE OF PSYCHOLOGICAL ACTIONS AND PHENOMENA WHEN PERFORMING A HYPNOTIC ACT
© 2019
Tarayanc Artem Valerievich, a clinical psychologist, hypnology Pavlovskaya gymnasium (143423, Russia, Velednikovo, street Picturesque, 136, [email protected])
Abstract. This article is the third of a series of articles about theses gipodinamii dominant system of needs, published in the journal "Modern science: actual problems of theory and practice" Series: Knowledge in 2018, it explains In detail one of the key concepts in the practice of gipodinamii - the concept of a hypnotic act. Hypnotic act is a specific psychological action committed in a state of trance. The specifics of the hypnotic act is: the very state of trance, the focus of this action on the resolution of actual psychological problems, the use of the psyche of the functional capabilities of higher nervous activity and higher mental functions that are specific to the state of trance and relate to hypnotic phenomena. The classification of types of hypnotic acts that differ from each other: the main ideas used in their suggestion; the quality of the most pronounced psychological actions in the Commission of a hypnotic act; hypnotic phenomena that must manifest themselves for the implementation of these actions. The article presents the theory of the natural nature of the hypnotic act, and gives examples of natural manifestations of all the described types of hypnotic acts, as a natural regulatory mechanism of the psyche.
Keywords: hypnosis, hypnotherapy, psychology, psychotherapy.
Содержательной частью транса в гипнодинамике ное состояние сознания, которое в гипнотической прак-системы доминирующих потребностей [1] является со- тике принято называть трансом. Долгое время в психовершение клиентом специфического психологического терапии понятия гипноз и транс были идентичными, но действия - гипнотического акта. в настоящее время представление о трансе стало более
По своему фактическому результату, гипнотический широким. Мы называем этот акт гипнотическим по той акт может быть - как инструментом передачи психокор- причине, что более актуальное на сегодня для этого рекционного запроса от сознания подсознанию, так и психологического действия название «трансовый акт» первым проявлением реактивного ответа психики [1]. будет ассоциативно связывать идею с таким направле-В некоторых случаях, гипнотический акт может быть нием, как трансактный анализ, в котором этот термин инструментом реализации психокоррекционного запро- имеет совершенно другой смысл, что может быть при-са, то есть, собственно говоря, самим реактивным отве- чиной смысловой путаницы.
том психики [1]. Гипнотическим актом является некое Традиционно в медицинском сообществе долгое специфическое психологическое действие, совершенное время считалось, что гипноз (транс, или гипнотический в состоянии транса. Спецификой гипнотического акта транс) - это внушаемое гипнотизером особое состояние, является: само состояние транса; направленность этого при котором сознание клиента становится пассивным, и действия на разрешение актуальной психологической психика начинает подчиняться командам гипнотизера, проблематики; использование психикой в процессе со- создавая различные иллюзии восприятия, и давая воз-вершения гипнотического акта функциональных воз- можность продемонстрировать: регрессию, анестезию, можностей высшей нервной деятельности, которые каталепсию и другие гипнотические феномены [4]. В се-являются специфическими для состояния транса и от- редине 20-ого века американский психотерапевт Милтон носятся к гипнотическим феноменам. К специфике гип- Эриксон ввел в профессиональное сообщество тезис о нотического акта можно также отнести выраженную том, что транс - это естественное состояние психики, а активность бессознательного [2] в процессе выполнения не какое-то особенное состояние, которое искусственно гипнотического акта, и партнерскую ориентированность создается гипнотерапевтом [5]. Эриксон утверждал, что этой активности по отношению к сознательной цели, из- каждый человек впадает в транс ежедневно, не замечая ложенной в запросе [3]. Гипнотический акт - не является этого. Но еще в начале 1900-х годов невролог Оскар спецификой именно гипнодинамики системы домини- Фогт отмечал, что некоторые пациенты интуитивно рующих потребностей [1] и в гипнотической практики в вырабатывают у себя определенные навыки и самосто-целом. Проведение аналогичных психологических дей- ятельно вводят себя в состояние транса, что помогает ствий можно наблюдать и в других направлениях психо- им справиться с повышенным нервным напряжением и терапии, в которых так или иначе присутствует изменен- психосоматическими расстройствами. Результаты этих 378 Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 1(26)
наблюдений легли в основу классической аутогенной тренировки Шульца [6]. Такой переход от спонтанно проявляющихся регулятивных механизмов психики к психологической технике, которую можно использовать целенаправленно в психотерапевтических целях, мы можем наблюдать и в случае с каждым видом описанных в данной статье гипнотических актов. Очень часто можно отметить, что после прохождения одного или нескольких сеансов, клиенты вспоминают, что в прошлом имели опыт спонтанного проживания аналогичных гипнотических актов. Или отмечают, что периодически, не осознавая в полной мере что делают, интуитивно приходят к аналогичным психологическим действиям самостоятельно, спонтанно впадая в транс, для решения каких-то актуальных психологических проблем. Довольно часто можно слышать, что клиенты отмечают случаи спонтанного погружения в транс в ключевые для разрешения психологического запроса периоды. К примеру, перед принятием важного судьбоносного решения, или в момент проживания важной для проблематики запроса ситуации.
По сути, содержательная часть гипнотического транса в гипнодинамике системы доминирующих потребностей заключается в том, что гипнотерапевт косвенно или напрямую внушает клиенту идею совершения того или иного гипнотического акта. Предварительно гипнотерапевт должен выбрать идею совершения того или иного гипнотического акта, ориентируясь на свои профессиональные знания о специфике психологической проблематики, которая является мишенью воздействия, на личную мотивацию клиента, изложенную в запросе [3], и на профессиональный опыт разрешения аналогичных запросов в гипнодинамике. При этом, психика клиента может как принять идею внушаемого гипнотического акта, так и уйти в проживание спонтанно проявившегося в результате бессознательных процессов иного гипнотического акта, который можно отличить от банального сопротивления и саботажа его ориентированностью на запрос и конечным результатом, в виде проявившегося реактивного ответа психики. Купировать спонтанные гипнотические акты контрпродуктивно, и это противоречит конечным целям гипнодинамики системы доминирующих потребностей, поэтому в случае их проявления, они принимаются как неотъемлемая часть гипнодинамического процесса и факт их проявления никак не влияет на алгоритм действий психолога. По факту клиент проживает спонтанные гипнотические акты на протяжении всего гипнодинамического процесса и до его начала. Сначала в виде неосознаваемых или нерефлексируемых им спонтанных погружений в транс, а далее на интрапсихическом этапе гипнодинамической практики, когда он уже может самостоятельно составлять запрос, самостоятельно погружаться в транс и самостоятельно осознавать и рефлексировать реактивный ответ психики [1]. Практические навыки гипнодинами-ки лишь помогают клиенту осознанно и произвольно использовать естественный природный регулятивный механизм психики, который, как мы считаем, заключается в спонтанном неосознаваемом, или частично осознаваемом, или полностью произвольном погружении в транс (без предварительного тренинга с гипнотерапевтом), с целью совершения психикой каких-то специфических для трансового состояния регулятивных действий в рамках высшей нервной деятельности, для разрешения актуальной психологической проблематики.
Анализ результатов наблюдений позволил описать различные виды гипнотических актов, которые отличаются по ключевой внушаемой идее, по качеству наиболее выраженного совершаемого в трансе психологического действия, и по гипнотическим феноменам, обеспечивающим возможность выполнения этого действия. Кроме этого, все они имеют разные естественные аналоги, которые встречаются у многих людей в виде рефлекторных регулятивных психологических действий.
Можно выделить десять основных видов гипнотических актов, которые применяются в гипнодинамике системы доминирующих потребностей. Большая часть этих видов связана с известными гипнотическими техниками, которые традиционно используются в гипнотерапии для достижения локальных психотерапевтических эффектов, безотносительно какой-либо структурно описанной психологической теории, которая бы обосновывала и рекомендовала бы их применение в качестве инструмента психокоррекции. В гипнодинамике системы доминирующих потребностей таким обоснованием является теория о пяти динамических состояниях интегрального сосуда потребностей [1]. А так же теория о спонтанно проявляющихся у людей гипнотических актах, которые являются естественным регулятивным механизмом психики, одна из задач которого - коррекция дисфункции динамического процесса системы доминирующих потребностей. Гипнотический акт рассматривается в гипнодинамике системы доминирующих потребностей, как естественный регулятивный механизм психики, который в результате дисфункции, или недоразвития или структурного нарушения функциональных процессов психики не произошел спонтанно, либо произошел недостаточно эффективно, и не привел к разрешению психологической проблематики. Но может быть инициирован извне гипнотерапевтом в комфортных для этого условиях, с дальнейшим психологическим сопровождением клиента, в процессе разрешения запроса, и в процессе развития более эффективного произвольного навыка гипнодинамики у клиента. Название каждого вида кратко описывает суть психологического процесса при осуществлении этого вида гипнотического акта. Гипнотический транс может содержать как один, так и несколько гипнотических актов. Описание сути гипнотических актов позволяет глубже понять специфику психологических действий, совершаемых клиентом в гипнотическом трансе, и сделать прогноз о дальнейшем развитии психологических процессов.
Виды гипнотических актов.
I вид - Актуализация скрытых ресурсов бессознательного.
Основные используемые идеи: идея наличия ресурсного места [5] в глубинах психики, идея символического представителя ресурсного состояния и идея некого источника, исходящего из ресурсного резервуара.
В первом случае клиенту в трансе сообщается, что в глубинах его психики есть некое ресурсное место, из которого он может насытиться теми качествами, или состояниями, которые ему нужны. Сама формулировка «ресурсное место» не обязательна для использования, тут надо понять, что это просто идея. Это может быть представление о каком-то конкретном месте, которое предлагает гипнолог, или которое вспоминает клиент. Или это может быть спонтанно проявившееся в трансе место, которого на самом деле в реальности нет. Или это может быть место, которое остается незримым для клиента до конца гипнотического транса, а будет проявляться только в идеомоторных сигналах по запросу гипнолога [5]. В результате психика принимает идею о существующих скрытых ресурсах, после чего они действительно актуализируются. Это и является специфическим гипнотическим феноменом для этого вида. Ресурсом может быть какое-то эмоциональное состояние, или какое-то свойство личности, или какой-то поведенческий паттерн. При чем, это могут быть как проявляющиеся ранее в каких-то ситуациях, так и совершенно новые для клиента ресурсы психики.
Символический представитель ресурсного состояния - это какой-то образ, который в восприятии клиента олицетворяет искомое состояние. Например, если образ меча экскалибур для клиента является символом храбрости, или мужественности, он может получить в качестве психокоррекционного эффекта эти качества, если в трансе гипнолог ему предложит представить этот
меч у себя в руках, поупражняться им и вложить его себе в воображаемые ножны. В качестве символического представителя могут выступать так же и представители флоры и фауны. К примеру, если бабочка у клиента ассоциируется с легкостью, ему можно предложить представить себя бабочкой и немного полетать, либо просто понаблюдать в трансе за полетом воображаемой бабочки и насытиться состоянием легкости. Или, к примеру, клиенту можно предложить представить себя могучим плодоносным деревом с крепкой корневой системой, и насытиться из этого образа жизненными силами. В этом случае ресурс актуализируется через ассоциативную связь. Точно также как воображаемый лимон во рту вызывает кислинку, образ символически выражающий искомое ресурсное состояние приведет к его актуализации.
Идея внутреннего источника - это идея о существующем в распоряжении клиента канале, через который он может получить необходимые состояния. Это может быть, например, метафора источника живой воды, либо воображаемый энергетический канал, исходящий из воображаемого энергетического тела клиента в какие-то незримые недра. Или идея глубинной мудрости, к которой можно обратиться в трансе и получить наставление, или прямой ответ, или намек и т.д. Суть психологического действия аналогична ресурсному месту, только в этом случае используется не идея места как такового, а идея существования некого канала к резервуару с искомыми ресурсами.
Естественные спонтанные прообразы этого вида гипнотических актов можно наблюдать во многих ситуациях у большого количества людей. Например, когда через неделю после отпуска, пытаясь справиться с осенней депрессией, люди спонтанно погружаются в воспоминания о лучших моментах отдыха настолько глубоко, что совершенно отрешаются от окружающей действительности. Или когда юноша, стремясь проявить себя максимально храбро в какой-то жизненной ситуации, представляет себя львом издающим рык. Или когда, пытаясь настроиться и сосредоточиться перед важным совещанием, или экзаменом, человек интуитивно представляет канал связи с каким-то внутренним состоянием и моментально настраивается, получая из этого канала искомый ресурс и т.д.
Сутью этого вида гипнотических актов является актуализация в трансе именно тех скрытых ресурсов психики, которые необходимы именно сейчас для решения актуальной психологической проблемы, но по каким-то причинам оказываются недоступны в обычном состоянии сознания.
II вид - Модальная диссоциация различных психических явлений (эмоции, чувства, субличности, поведенческие паттерны, психосоматические симптомы и т.д.), с целью совершения целенаправленного воздействия на них.
Пространство внутреннего мира психологических процессов невидимо и неосязаемо. Сутью этого вида гипнотического акта является выделение из общей картины восприятия каких-то конкретных психических явлений, с целью их локализации, исследования и коррекции. Под выделением мы пониманием диссоциацию из общей картины восприятия какого-либо её отдельного элемента по одной или нескольким модальностям восприятия. Собственно говоря, возможность локализации, исследования и коррекции диссоциированных психических объектов и является специфическим для данного вида гипнотических актов трансовым феноменом. Чаще всего выделение из общей картины происходит через создание метафорического образа, с которым у психического явления устанавливается ассоциативная связь. К примеру, если предложить клиенту представить свою тоску в виде образа, то представленный клиентом образ будет иметь прямую ассоциативную связь с эмоциональным рядом, который клиент идентифицирует как тоску. Руководствуясь той же логикой можно установить ассо-
циативную связь с подавленным, или вытесненным материалом ранних детских психотравм, используя метафору внутреннего ребенка, а так же выделить из общей картины ту часть личности, которая отвечает за какую-то конкретную модель поведения. В зависимости от индивидуальных особенностей, диссоциация психического явления из общей картины восприятия может происходить и без непосредственно образа. Например, при мысленном обращении внутрь к какой-то части себя, клиент может получить ответ в кинестетической, или аудиальной модальности. При этом, важно понимать разницу между схизисом и гипнотическим феноменом диссоциации в дискретной модальности, в результате которого исследуемое психическое явление приобретает черты личности, и при взаимодействии с ним, создается иллюзия того, что оно может отвечать, или иметь свое мнение и вес в ходе диалога.
Основные используемые идеи: внутренний диалог с символическим представителем диссоциированного психического явления с целью достижения изменения; компромисс между психическими явлениями антагонистами; проецирование психических явлений вовне, с целью их трансформации; интроекция изначально диссоциированных психических явлений, с целью установления с ними активного контакта и трансформации.
Теперь подробнее о каждой идее. Внутренний диалог с символическим представителем диссоциированного психического явления с целью достижения изменения. Пример использования этой идеи - это работа с образом внутреннего ребенка. Проявившийся из бессознательного образ ребенка может стать визуальной оболочкой для пережитого в детстве психотравмирующего опыта. Ассоциативная связь образа и непосредственно самих переживаний в этом случае может быть настолько велика, что работая с проявившемся в трансе образом ребенка можно изменить подавленный, или вытесненный ряд травматических переживаний детства.
В отличие от предыдущей идеи, в случае компромисса между психическими явлениями антагонистами, в гипнотическом трансе сознание выходит в позицию наблюдателя и только лишь рефлексирует различные оттенки психологических реакций, которые описывают диалог между диссоциированными частями личности, или другими психологическими симптомами. При этом, при необходимости, сознание может вступить в диалог в виде медиатора, или включить в диалог третьего участника, например, творческую часть личности. К примеру, в случае диалога части личности, которая отвечает за переедание, и части личности, которая хочет быть стройной, творческая часть может предложить альтернативную перееданию модель преодоления стресса, например, прогулки, или спортивные занятия.
Идея проецирования психических явлений вовне с целью их трансформации - подразумевает чаще всего создание образа какой-то части внутреннего психологического пространства вовне с помощью воображения. Чувства, эмоции, представление о другом человеке, или о ситуации может проецироваться во вне в виде отдельных метафорических образов, или прямых проекций. При концентрации внимания на мелких деталях образа, диссоциация усиливается, и как следствие усиливается транс. В субъективном восприятии образ перестает быть просто воображаемым образом, он как будто начинает жить своей жизнью. При этом, у клиента сохраняется полное понимание, что это игра воображения. К примеру, в гипнотическом трансе клиент может представить обиду в виде метафорического образа камня, отдать этот камень воображаемому тому, кто был причиной появления чувства обиды и забыть об этом случае.
Интроекция психических явлений является довольно часто логическим завершением техники, которая началась с проецирования вовне, и в этом смысле можно было бы не выделять интроекцию в отдельную идею, а расценивать как часть идеи проекции. Но в некоторых
ситуациях, при погружении в гипнотическии транс, можно обнаружить, что какие-то травматические переживания изначально актуализируются вовне. То есть, в гипнотическом трансе они изначально представляются клиенту присутствующими во внешнем пространстве. Психика делает такоИ маневр с целью защиты, поскольку в результате такои неосознаваемои диссоциации субъективно ощущаемый контакт с травматическим переживанием может существенно снижаться на долгое время. Тогда теми же методами диалога, или визуально кинестетической трансформации мы работаем с переживанием, получая о нем информацию и меняя его, а интроекция и принятие уже измененного переживания, по сути, является не завершающим, а ключевым психологическим действием в этом варианте этого вида гипнотических актов.
Многие из нас смогут вспомнить естественные спонтанные прообразы этого вида гипнотических актов. Когда перед Вами встает необходимость принятия решения в каком-то важном вопросе в ограниченное время, и Вы пытаетесь осмыслить свою позицию, в этот момент внутри начинают бороться между собой два воображаемых спорщика. Они могут говорить внутри Вас в разных тональностях, с разными уровнями громкости. Вы можете менять позу, жестикулировать, переключаясь от одного к другому и т.д. Еще нужно отметить, что часть клиентов, после работы с образом внутреннего ребенка с гипнологом отмечает, что в различные периоды депрессивных переживаний, имели опыт спонтанного погружения в некую дрему, в которой им представлялся образ маленького ребенка, которому нужна помощь. При этом они понимали, что в этом образе проявилась какая-то часть их внутреннего мира, но чаще всего не понимали, что можно было бы сделать дальше. Еще одним примером спонтанного проявления этого вида гипнотических актов можно считать рассказ одной девушки, которая после сеанса гипнотерапии рассказала, что была в похожем состоянии некоторое время назад, когда ей вдруг показалось, что дискомфортные ощущения в её теле похожи на льдинку. Используя свое воображение, она вывела эту льдинку из тела на пол и представила, как на эту льдинку прошел теплый дождик из небольшой тучки. После чего она почувствовала себя заметно легче и решила, что теперь будет делать так регулярно.
III вид - Акт моделирования поведенческого опыта.
Основные используемые идеи: проживание замещающего опыта в трансе, проживание опыта от первого лица в трансе, проживание ритуала перехода в новое состояние.
Первая идея реализуется тогда, когда гипнотерапевт погружая клиента в транс, рассказывает некую историю, сюжет которой является аллюзией или метафорической аналогией психологической проблематики клиента. Тогда клиент непроизвольно начинает сопереживать герою повествования. Психика клиента устанавливает ассоциативную связь с героем, как бы сопроживая опыт вместе с ним, и за счет этого возникает эффект замещающего опыта. В результате этого действия, психика клиента может перенять от героя повествования какие-то значимые детали необходимые для решения его проблемы. Сюда могут входить: убеждения героя, внутренние трансформационные процессы, алгоритм действий и т.д.
Вторая идея реализуется в тех случаях, когда для решения проблемы мы стремимся в трансе создать у клиента иллюзию проживания поведенческого опыта аналогичного тому, который ему предстоит пережить в реальной жизни. Например, когда после предварительной ресурсной работы мы предлагаем клиенту с неврозом публичных выступлений выступить в трансе перед воображаемой публикой, чтобы это помогло ему поверить в свои силы, и опираться при реальном выступлении на ощущение уже однажды хорошо проделанной аналогичной работы. Или стремимся создать иллюзию перепроживания опыта, о котором есть негативное воспомина-
ние, с целью его изменения.
Жизнь современного человечества по-прежнему насыщена всевозможными ритуалами. С этим и связана третья идея этого вида гипнотических актов. В гипнотическом трансе, с помощью воображения и метафорических образов, мы можем воспроизводить те, или иные ритуалы с целью осуществления быстрого психологического перехода клиента из одного состояния в другое. При чем, в гипнотерапии могут использоваться как идеи существующих в настоящее время ритуалов, так и идеи ритуалов, которые вышли из повседневной жизни, но, тем не менее, сохраняют свою значимость для психики. Наглядным примером проживания ритуала в трансе является акт прощания с умирающим родственником, при котором близкие люди просят друг у друга прощения и прощают друг друга. Если по каким-то причинам этот акт не состоялся в реальной жизни, у современного человека может развиться синдром хронического переживания горя, в результате которого тягостные переживания, связанные с болью утраты могут сохраняться на годы. В гипнотерапии в этом случае можно провести достаточно успешную коррекционную работу, если предложить клиенту в гипнотическом трансе написать воображаемое прощальное письмо своему родственнику и передать это письмо через метафорического посредника, и тем самым совершить ритуал прощания.
Ключевым гипнотическим феноменом этого вида является способность психики принимать за реальный, пережитый в трансе воображаемый поведенческий опыт. А сутью этого вида гипнотических актов является возможность, раскрывающаяся благодаря этому феномену, моделировать новый поведенческий опыт, и корректировать воспоминания о прожитом поведенческом опыте.
Спонтанные прообразы этого вида гипнотических актов каждый из нас может обнаружить в своей памяти. Когда услышав от знакомых историю из чьей-то жизни, мы чувствуем, что образ героя повествования стал для нас настолько значимым, что он продолжает присутствовать в нашем восприятии еще долго. И мы сами не замечаем, как решаем каким-то образом изменить ситуацию в своей жизни, или отношения с какими-то людьми по аналогии с тем, как это произошло у героя повествования. Многие мужчины могут вспомнить ситуации, когда будучи подростком, сталкивались с агрессией старших, а после этого представляли произошедшую ситуацию, и меняли воспоминание о ней, фантазируя о том, как героически себя повели.
IV вид - Проявление коллективного бессознательного.
Основные используемые идеи - архетипы Юнга [7]: анима, анимус, тень, персона, великий дух, великая мать, дитя.
Использование архетипических образов Юнга и концептуальных понятий этнического мистицизма разных народов в гипнодинамике системы доминирующих потребностей целесообразно не только по причине того, что это красивые метафоры, за которыми следует глубокий смысловой концепт. В практике гипнодинамики можно наблюдать, что при использовании основных идей этого вида гипнотических актов происходит явная и устойчивая ассоциативная связь между используемым образом и непосредственно глубинными психическими процессами, которые принято называть коллективным бессознательным [8]. При использовании архетипиче-ских мотивов в гипнотическом трансе, психика может продуцировать образы предметов, или животных, о которых ранее человек никогда не слышал, и только после транса, исследуя различные информационные источники, он находит по описанию общих признаков этого образа информацию об этом предмете, или животном. Это всегда нечто большее, чем просто образ, это всегда некий символ, имеющий за собой смысловой концепт, связанный с мотивом архетипа [8]. Взаимодействуя с этим образом в гипнотическом трансе, можно использо-
вать психическую силу свойств конкретных архетипов для решения актуальных проблем клиента. Собственно говоря, установление ассоциативной связи с глубинными слоями психики и использование психической силы архетипов для решения актуальных проблем - и является сутью этого вида гипнотического акта и ключевым гипнотическим феноменом.
Яркими проявлениями спонтанных аналогов этого вида гипнотических актов богата практика аналитической психологии. Собственно говоря, спонтанные варианты проявления аналогов этого вида гипнотических актов - являются одним из основных источников для психодиагностических выводов в аналитической психологии.
V вид - Эпистемологический процесс.
В гипнотической практике используется техника, так называемого, чистого языка Дэвида Гроува, для создания и развития эпистемологической метафоры. Чистый язык - это определенный алгоритм задавания вопросов, который позволяет максимально сфокусировать внимание клиента на чувственном отражении его знания о своей проблеме. Этот метод позволяет многократно увеличить способность клиента концентрировать внимание на внутреннем переживании. В результате такой увеличенной концентрации получается эффект, который можно сравнить с эффектом оптической лупы, благодаря которому можно рассмотреть мелкие незначительные детали объекта. Клиент получает возможность осознать различные детали и тонкости своих травматических переживаний. В какой-то момент в его восприятии появляется метафора травматического переживания, которая при большей концентрации внимания на ней, раскрывает большее количество информации об обстоятельствах, при которых возникло это переживание. А далее, обойдя целый пласт психологических защит, клиент получает возможность проникнуть сознанием в исходное вытесненное или подавленное травматическое переживание и изменить его. В этом и заключается ключевой гипнотический феномен пятого вида гипнотических актов. В гипнодинамике системы доминирующих потребностей идея этого вида гипнотических актов используется как вспомогательная, если клиент спонтанно вошел в процесс исследования телесного отражения чувственного рисунка переживаний, связанных с его психологической проблематикой.
Спонтанный аналог этого вида встречается не часто. Его можно наблюдать у людей со специфическими чертами личности, которые позволяют в течении долгого времени быть сосредоточенными на внутренних процессах, сохраняя при этом контакт с окружающей действительностью. В качестве наглядного примера можно привести опыт молодого человека, описанный с его слов. После того как он переехал из родительского дома на съемное жилье, у него стала проявляться мотивация глубже понять себя, и он как-то автоматически стал уделять много времени наблюдению за своими внутренними процессами. И вот в какой-то момент результатом его наблюдения стало осознание некой фоновой тревоги, для которой не было никаких объективных причин. Он сфокусировал внимание на этой тревоге и сохранял его в течении всего дня, как бы изучая ее. К концу дня он осознал, что за этой тревогой следует еще более глубокая эмоция, которая связана со страхом внезапной потери жизни. Придя домой, он лег под одеяло, занял неподвижное положение и постарался максимально сфокусировать свое внимание на раскрывающемся материале, чтобы докопаться до его сути. В итоге он на какое-то время провалился в раскрывшееся воспоминание, в котором он регрессировал в состояние четырех летнего ребенка. По его словам, он чувствовал физически то, каким представлял мир в четыре года. Это переживание продлилось всего несколько мгновений, но было насыщенно огромным количеством новой для него информации. Он почувствовал, что в четыре года он видел мир состоящим из двух кварталов вокруг
его дома. Малогабаритная квартира в хрущевке казалась ему огромным помещением. Он сидел за столом и ел борщ, напротив него сидела его бабушка. Он только что пожаловался ей на то, что давно не видел мать, и что она не права в том, что оставляет его надолго. Во взрослой памяти этого человека бабушка сохранилась безэмоциональной пожилой женщиной с небогатой мимикой, но в этом воспоминании она вдруг резко изменилась. На ее лице появилась ярко выраженная злоба, и она глядя в глаза ребенку, резко сказала фразу, - «Да ты без матери и трех дней не проживешь!» После чего ребенок испытал внезапный ужас и шок. После спонтанного выхода из этого переживания, молодой человек, по его словам стал догадываться о причинах происходящего и провел некоторое само исследование. Он обнаружил, что с тех пор, как он съехал из родительского дома и перестал ежедневно контактировать с матерью, у него раз в три дня возникал иррациональный страх, заставляющий его выходить с ней на связь. Или позвонить, или приехать в гости. Если ему не удавалось из-за дел, у него возникало ощущение, что он обязан бросить все и найти способ выйти на контакт с матерью.
VI вид - Абстрактное образное мышление в трансе.
Этот вид гипнотических актов специфичен тем, что
в гипнотическом трансе ослабляется контроль сознания и происходит существенное замедление речевого внутреннего диалога, вплоть до полной остановки. Многие клиенты отмечают, что способность думать образно при этом может не только не отключаться, а наоборот развивается, и абстрактное образное мышление приобретает новые функциональные возможности. Сохраняется абстрактное оперирование образами и субъективное ощущение мыслительного процесса, но это мышление становится как бы больше бессознательным. То есть, нельзя выстроить рациональную логическую связь рассуждений, но при этом, оперируя в трансе одному ему понятными образами, клиент может абсолютно четко для себя раскрыть какие-то важные нюансы его жизненной ситуации, расставить акценты, понять значимость тех, или иных явлений, или людей. Собственно говоря, альтернативное абстрактное образное размышление на тему решения актуальных проблем и является сутью этого вида гипнотического акта и ключевым гипнотическим феноменом. Чаще всего этот вид гипнотического акта проявляется в трансе спонтанно, а гипнолог узнает об этом во время получения обратной связи от клиента после транса. После такого гипнотического акта клиент может еще долгое время осознавать информацию в виде инсайда, или через анализ полученных в трансе образов, это может происходить часы, дни, или даже годы. В субъективном восприятии клиента формируется представление о том, что через образ, полученный в трансе, подсознание сообщает какую-то информацию сознанию.
Естественный аналог этого вида гипнотических актов смогут вспомнить многие. Когда во время долгой поездки, или сидя дома в любимом кресле, мы задумываемся о чем-то важном для нас, и долго не можем найти ответа, а потом как будто проваливаемся куда-то и вздрагиваем от того, что в голову пришло решение. Если в этот момент попытаться отрефлексировать произошедшее, то часто можно будет отметить, что было некоторое погружение в себя, отрешение от происходящего и оперирование спонтанно проявившимися образами.
VII вид - Трансовый катарсис.
Этот вид гипнотических актов может внушаться клиенту гипнологом целенаправленно, но чаще всего происходит спонтанно. При целенаправленном внушении может использоваться идея естественности и логичности быстрой разрядки и глубокого расслабления после сильного перенапряжения, при этом, ситуация гипнотического транса преподносится как точка доведения до предела и перехода одного состояния в другое. Эта идея может применяться как относительно гипертонуса телесного панциря, так и относительно интенсивного
чувственного переживания. Также может использоваться идея естественной цикличности состояний, при этом транс становится точкой смены цикла состояний, и идея обновления «Я», при котором происходит экспрессия качественно нового самоощущения. Специфический трансовый катарсис происходит в тот момент, когда психика клиента насыщается в трансе достаточным количеством ресурсов, для того, чтобы отпустить заблокированное переживание и пережить его интенсивность при катарсисе. Со слов клиентов, это переживание можно описать как нарастающую волну напряжения, в результате выхода которой происходит отреагирование заблокированного переживания. В одном случае это может быть интенсивная эмоция, которая на своем пике может заставить издать какой-то звук голосом, или зарыдать. А в другом случае это может быть некое телесное отреагирование, которое заставляет тело клиента совершить какое-то плавное непроизвольное движение, например, неестественное закидывание головы назад, или движение, напоминающее извивание тела, а также привести к телесной дрожи. После такого катарсиса, клиент какое-то время приходит в себя и возвращается в обычное состояние сознания, субъективно ощущая существенное облегчение. Сутью этого вида гипнотического акта является экспрессия заблокированного ранее переживания, через проявление и нарастание очага нервного напряжения до пика с последующей разрядкой. Специфическим гипнотическим феноменом в этом случае является то, что в гипнотическом трансе психика создает для «Я» особые условия, при которых экспрессия заблокированного ранее с защитной целью переживания, не расценивается сознанием как разрушающий фактор. Получается эффект по своей сути похожий на местную анестезию, на то время, пока интенсивность переживания не снизится до допустимого уровня.
Естественный спонтанный аналог трансового катарсиса смогут вспомнить многие люди склонные к проявлениям меланхолии, или люди, пережившие психологический кризис, или люди с выраженным циклоидным радикалом характера. Со слов клиентов, катарсис нервного напряжения порой можно предчувствовать заранее. У клиента может быть достаточно времени, чтобы подготовить комфортные условия. Закутаться в одеяле, выпить вина и т.д. После спонтанного трансового катарсиса человек может проснуться утром с совершенно новым ощущением себя, с ощущением сброшенных оков и ощущением кардинальных изменений в состоянии.
VIII вид - Функциональная регуляция внутренних процессов.
Первая основная идея этого вида гипнотических актов - это идея достижения точки гармоничного баланса психологических процессов, в которой можно сохранять сознание в состоянии покоя и комфорта, при психологическом давлении из разных источников. Для реализации этой идеи может использоваться метафора баланса взаимоотношений сознания и подсознания, личности и окружающего мира, болезни и здоровья, метафора символических весов наших поступков, партнерства сердца и разума, интеграции внутренней и внешней вселенной и т.д.
Вторая идея - это идея о возможности произвольной или частично произвольной регуляции боли и функциональных процессов систем организма, связанных с психосоматическим симптомом. В этом случае может использоваться идея возможности получения в трансе сознанием у бессознательной части психики права на частичное, или полное блокирование болевого сигнала. При внушении используется образ регулятора: пульт, рычаг, кнопка и т.д. Бессознательная часть психики в этом случае дает обратную связь на вопросы о праве на регуляцию через идеомоторные феномены. Еще может использоваться идея биологической обратной связи. В трансе визуализируется какой-то внутренний функциональный процесс, связанный с психосоматическим сим-
птомом, например, работа кишечника, или давление, в виде графика на экране монитора, или в виде каких-то шкал, или других вариантов количественных показателей. После визуализации снова используется идея символического регулятора, и идея получения у бессознательной части психики права на частичное регулирование психосоматических процессов.
Сутью этого вида гипнотических актов является произвольная настройка боли и функциональных процессов, связанных с влиянием стресса и регулируемых нервной деятельностью рефлекторно. Ключевым гипнотическим феноменом является сам факт возможности прямой произвольной регуляции в гипнотическом трансе рефлекторных процессов нервной деятельности, которые в обычном состоянии сознания остаются недоступны для прямого воздействия на них волевым усилием.
Вероятнее всего, спонтанный аналог этого вида гипнотических актов - это многие из тех самых проявлений регулятивных механизмов психики, наблюдения за которыми легли в основу аутогенной тренировки Иоганна Шульца. Многим больным с хронической болью знакомы спонтанно возникающие образы регуляторов, или спонтанно возникающие идеи о совершении каких-то движений или даже ритуальных действий, которые помогают регулировать болевой эффект. Но многие из нас смогут вспомнить, в том числе, менее заметные для наблюдения, и даже для самонаблюдения, но довольно наглядные варианты проявления этого вида и в своей жизни. К примеру, когда вас сильно мучает зубная боль, и вы сжимаете кулак, представляя, что это регулятор, который увеличивает на мгновение вашу власть над организмом и сжимает болевой сигнал, и на какое-то время боль стихает или прекращается вообще. Или, если отойти от темы боли, многие смогут вспомнить, как находясь на оживленной улице или в общественном транспорте, испытывая давление психосоциальных стрессоров, вдруг ловили взглядом какое-то красивое место или красивое лицо или слышали любимую мелодию, играющую неподалеку, и, проваливаясь в какое-то иное состояние сознания, как будто усиливали этот сигнал настолько, что исходящий от него позитив перекрывал многие негативные сигналы и на время возвращал в состояние покоя и комфорта.
IX вид - Возрастной регресс.
В результате широкого распространения идей и технических приемов Милтона Эриксона в среде практикующих гипнотерапевтов, представление о феномене возрастного регресса изменилось. На смену идее исследования обстоятельств психотравмы и дальнейшего катарси-ческого отреагирования переживаний связанных с ней, пришла идея трансформации отношения к психотравме и коррекция остаточных переживаний в гипнотическом трансе. В настоящее время интерес для гипнотерапевта представляют не только заблокированные и вытесненные переживания детской психотравмы, но и конструктивный опыт раннего детства [9]. Ресурсные состояния, переживаемые в детстве, забытые эффективные модели поведения и навыки, и даже система ценностей и убеждений ребенка, поскольку она тоже может оказаться источником необходимых ресурсов для взрослого человека [5]. В практике гипнотерапии можно систематически наблюдать, что с вышеуказанными психическими объектами ассоциативно связано то целостное состояние «Я», которое было актуально на момент их проявления. Именно целенаправленное использование этой ассоциативной связи и является сутью настоящего вида гипнотических актов. Ключевой гипнотический феномен этого вида проявляется в способности сознания выходить на время гипнотического транса в позицию наблюдателя по отношению к актуальному состоянию «Я», отождествлять себя с ранним состоянием «Я», а так же заимствовать отдельные психические объекты от раннего «Я» актуальному и наоборот. Для внушения используются метафоры: линии времени, коридоров времени, лестни-
цы времени, лифта времени, аффективного моста и т.д. Пройдя по ним в воображаемое прошлое в гипнотическом трансе, клиент встречается и взаимодействует со своим ранним состоянием «Я». Это позволяет использовать конструктивный ресурс раннего детства для решения актуальных проблем в настоящем, и использовать ресурс зрелой взрослой личности для коррекции переживаний связанных с детскими психотравмами.
Спонтанные проявления этого вида гипнотических актов многообразны. Зачастую они связаны с попытками психики использовать ресурс раннего детства. Например, когда взрослый человек приходит на свою детскую площадку и представляя, как он играет с детьми в песочнице, невольно погружается в детское состояние «Я». Но многим знакомы и спонтанные попытки психики разрешить проблематику детства. В такие моменты человек может чувствовать, что внутри него есть маленький ребенок, который нуждается в помощи взрослого «Я». Кто-то даже интуитивно делает психотерапевтические ходы, пытаясь буквально дать внутреннему ребенку то, чего ему не хватает. Иногда это получается, но зачастую рационализм взрослого «Я» не дает конструктивно довести этот процесс до логического завершения.
X вид - Делегирование волевого контроля.
С этим видом гипнотических актов долгое время ассоциировался гипноз в целом. Под гипнабельно-стью традиционно подразумевается способность клиента делегировать волевой контроль гипнотизеру [10]. Гипнабельность, в свою очередь, чаще всего считается неким заданным стабильным показателем личности [4]. В практике гипнодинамики системы доминирующих потребностей мы наблюдаем, что способность делегировать волевой контроль гипнологу в подавляющем большинстве случаев можно развивать. По сути, сам акт делегирования волевого контроля является не заданным свойством личности, а неким психологическим действием, которое клиент выполняет, погружаясь в гипнотический транс. Или не выполняет, отвергая саму идею подчинения прямой вербальной команде. В первом случае, сознание клиента входит в особое состояние, при котором занимает подчиняемую позицию таким образом, что при открытой или прямой команде со стороны гипнолога, проявляется трансовый феномен экстернального волевого контроля. При котором, сознание клиента дает аналогичную прямую команду собственной психике синхронно с командой гипнотизера. Этот гипнотический феномен и является ключевым для данного вида гипнотического акта. В случае с людьми, которых принято называть гипнабельными, этот вид гипнотического акта проявляется практически сразу, при использовании гипнологом прямых и открытых внушений. В других случаях, понимая вышеописанный механизм, при наведении гипнотического транса можно создавать условия для развития способности клиента проявлять феномен экстернального волевого контроля. Это развитие может происходить через тренинг самовнушаемости, при регулярном выполнении аутогенной тренировки. Которая подразумевает выработку навыка психического и соматического реагирования на собственную прямую мысленную команду. В процессе обучения аутогенной тренировке у негипнабельного клиента формируется сотрудническая позиция по отношению к гипнологу и идея выполнения его прямой команды уже не вызывает такого сильного психологического сопротивления. В результате этого, изначально негипнабельный клиент в гипнотическом трансе также эффективно демонстрирует феномен экстернального волевого контроля, как и изначально гипнабельный. Сутью этого вида гипнотических актов является проявляющаяся способность психики мобилизовать по команде гипнотерапевта скрытые и недоступные в обычном состоянии сознания ресурсы организма необходимые для быстрого решения актуальной проблемы клиента, или для совершения какого-либо действия, которое изначально представляется клиенту
невыполнимым.
Естественный природный аналог этого вида гипнотических актов проявляется в отношениях начальник-подчиненный, когда требования начальства как будто магическим образом снимают усталость, устраняют гнев, возражения и взаимные обиды сотрудников, повышают работоспособность и помогают выполнять сложные профессиональные задачи, которые до поступления требований казались неразрешимыми.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гипнодинамика системы доминирующих потребностей. // Журнал «Современная наука: актуальные проблемы теории и практики» Серия: Познание № 9 сентябрь 2018 г.
2. Щербатых Ю. В. Понятие о бессознательном // Щербатых Ю. В. Общая психология. — СПб.: Питер, 2006. — Гл. 19.1. — С. 191— 197.
3. «Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Познание», подписана в печать и выйдет в свет на страницах этого издания в № 12 2018г. Статья Предварительная работа с запросом клиента в гипнодинамике системы доминирующих потребностей. Создание коррекционного сосуда.
4. Гордеев М. Н. Гипноз: Практическое руководство. 3-е изд.— М. Изд-во Института Психотерапии, 2005.— 240 с.
5. М.Н. Гордеев. «Фундаментальное руководство по эриксонов-скому гипнозу» Изд-во Института Психотерапии, 2015 357 страниц
6. Шульц И. Г. Аутогенная тренировка: Пер. с нем. к. мед. наук С. Л. Дземешкевича под ред. к. мед. наук, проф. В. Е. Рожнова.: Медицина, 1985, 32 с
7. Юнг Карл Густав «Структура и динамика психического» (1916-1957) Переводчик: Зеленский В. В., Издательство: Когито-Центр, 2016г
8. Карл Густав Юнг «Очерки по психологии бессознательного (сборник)» Пер. с англ. под общей редакцией В. В.Зеленского—Издание 2-е.: КогитоЦентр; Москва; 2010г
9. Миллс Дж., Кроули Р. Ф 60 Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребенка»/ Пер. с англ. Т.К. Кругловой. — М.: Независимая фирма «Класс», 2000. — 144 с
10. Гордеев М. Н., Евтушенко В. Г. Техники гипноза. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.-245 с.
Статья поступила в редакцию 16.01.2019
Статья принята к публикации 27.02.2019