УДК 351
В.М. Лановая
магистрант 2 курса НИУ ВШЭ г. Москва, РФ E-mail: leralanovaia@mail.ru
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Аннотация
В статье анализируются существующие операционализации понятия стратегического менеджмента. В работе представлены различные подходы к трактовке данного термина, его задачам. В результате предложено уникальное определение, сочетающее все основные характеристики, отмеченные другими исследователями.
Ключевые слова
Стратегический менеджмент, управление, организация, миссия
Стратегический менеджмент, имеющий давнюю историю, прочно вошёл в практику отечественных и зарубежных компаний. Изначально он применялся для управления только экономическими субъектами, а по мере своего развития стал еще и инструментом государственного и муниципального управления.
На уровне самого определения - «стратегический менеджмент» рассматривается множество мнений: от «области науки» до «практики управления» и, в то же время, «комплекс управленческих решений». Так, например, И. Ансофф в книге «Корпоративная стратегия», которую многие авторы оценивает, как первую научную работу по стратегическому менеджменту, обозначил содержание стратегического менеджмента следующим образом: «Деятельность, связанная с постановкой целей и задач организации и поддержанием взаимоотношений между организацией и окружением, которые позволяют ей достичь своих целей, соответствуют её внутренним возможностям и обеспечивают его приспособленность к внешним условиям»
[7].
А. Томпсон и А. Дж. Стрикленд изучали основные теоретические аспекты и практические вопросы стратегического управления компаниями и понимали под стратегическим менеджментом процесс, с помощью которого менеджеры «определяют долгосрочные направления развития организации, её специфические цели, развивают стратегии их достижения в свете всех возможных внутренних и внешних обстоятельств и принимают к исполнению выбранный план действий» [6].
А.К. Ляско признаёт под стратегическим менеджментом интегрированный и координированный набор намерений и действий компании, направленный на использование ключевых компетенций и получение конкурентных преимуществ над другими «рыночными игроками», так как выбранную стратегию нужно адаптировать с течением времени, по мере того как меняются параметры внутренней среды деятельности компании. Давая такое определение, автор исходит из необходимости выбора таких видов корпоративной стратегии, которые бы в максимальной степени соответствовали возможностям и ограничениям, налагаемым внешней средой ведения бизнеса современной компании, а также совокупности ее ресурсов, способностей и ключевых компетенций, создаваемых внутри фирмы по ходу ее организационного развития [3].
Т.Д. Синявец рассматривает стратегический менеджмент как управленческую деятельность по формированию условий и реализации возможностей для воспроизводства организации в социально-экономической среде через 10-20 лет [5].
А Л.Е. Басовский, в свою очередь, сформулировал данное понятие, как «общее направление деятельности предприятия, как видение миссии, принципов ведения дела, целей деятельности», так как в
условиях неспокойной внешней среды последних десятилетий роль стратегии значительно возрастает поскольку все чаще появляется необходимость решать дополнительные задачи, возникающие из-за неправильной сформированной тактики поведения в работе руководителей, экономистов и других специалистов организаций [1].
Миссию стратегического менеджмента некоторые ученые видят в поддержании эффективных взаимоотношений организации с ее окружением [2]. А В.Н. Парахина, Л.С. Максименко, С.В. Панасенко выделяют цель стратегического менеджмента как средство сохранения конкурентоспособности предприятия в динамичной внешней среде [4].
Задачи стратегического менеджмента также интерпретируются различными авторами по-разному, но большинство классифицируют их по различным функциональным областям менеджмента: регулирование, планирование; информационно-аналитическое обеспечение и специальные задачи, учитывающие в нестабильных рыночных условиях изменение состояния развития организации.
Понятия, рассмотренные А.К. Ляско, Т.Д. Синявец, Л.Е. Басовским, И. Ансоффом, А. Томпсоном и А. Дж. Стриклендом по мнению автора, являются взаимодополняющими. Т.Д. Синявец так же как А. Томпсон и А. Дж. Стрикленд считает, что стратегический менеджмент имеет долгосрочную перспективу действия, а А.К. Ляско уточняет, что стратегический менеджмент должен быть «гибким» и уметь адаптироваться с течением времени. Данное замечание изначально появляется в работе И. Ансоффа, который так же утверждает, что важной чертой стратегического менеджмента является приспособленность к внешним условиям. Отсюда можно сделать вывод, что понимание сущности стратегического менеджмента этими авторами является одноплановым.
Таким образом, существует множество интерпретаций термина стратегический менеджмент. Проанализированные понятия являются взаимодополняющими и позволяют сформулировать определение, охватывающие все основные аспекты. Так, стратегический менеджмент - это управленческий процесс, направленный на координацию общего направления деятельности с целью получения определённых конкурентных преимуществ, имеющий долгосрочную перспективу действия и способный адаптироваться с течением времени.
Стратегический менеджмент, имеющий давнюю историю, множество толкований, взаимосвязанные и взаимозависимые задачи и функции, является необходимыми для успешного развития. При чем данное высказывание применительно как для выработки стратегии развития предприятия и отдельных сторон его деятельности, так и для государственного стратегического планирования.
Список использованной литературы:
1. Басовский, Л.Е. Стратегический менеджмент: учебник [Текст] / Л.Е. Басовский. - М.: ИНФРА - М, 2013. С. 42.
2. Зайцев, Л. Г. Стратегический менеджмент [Текст] : учеб. / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова - М, 2010. С. 263.
3. Ляско, А. К. Стратегический менеджмент: учебник [Текст] / А.К. Ляско. - М.: Дело, 2013. С. 124.
4. Парахина, В.Н. Стратегический менеджмент: учебник [Текст] / В.Н. Парахина, Л.С. Максименко, С. В. Панасенко. - 4-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2009. С. 126.
5. Синявец, Т. Д. Контроллинг системы управления персоналом как инструмент стратегического менеджмента [Текст] / Т.Д. Синявец // Менеджмент в России и за рубежом. - 2012. - № 3. С. 95.
6. Томпсон, А. А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии : учеб. для вузов / А. А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд. - М. : ЮНИТИ, 1998. С. 67.
7. Шеховцева, Л. С. Стратегический менеджмент [Текст]: учебное пособие / Л.С. Шеховцева -Калининград: Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, 2011. С. 32.
© Лановая В.М., 2019