В.А. Цупко,
кандидат юридических наук
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ТАКТИКИ ОХРАНЫ ПРАВОПОРЯДКА, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Своим происхождением тактика обязана военному делу [1]. В настоящее время она не является «собственностью» какой-либо одной сферы практической деятельности. Тактика как общественное явление проникла во все сферы жизни и деятельности людей, широко применяется в политике, экономике, военном деле, управлении, спорте и других сферах.
В органах внутренних дел учеными и практиками тактика достаточно хорошо исследована в таких областях, как криминалистика, оперативно-розыскная деятельность, деятельность специальных подразделений милиции [2].
В каждой сфере (области) тактика имеет свои особенности, которые обусловлены задачами и условиями той деятельности, где она используется. Наиболее просто и доступно для понимания в более общем ее смысле тактика определяется как совокупность средств, приемов и способов для достижения намеченной цели [3].
Именно совокупность или система способов (приемов, методов, линий поведения, форм) для достижения намеченной цели в определенных сферах человеческой деятельности является первым и наиболее общим признаком любой тактики.
Ряд видных ученых, анализируя понятие тактики, определили, что она, прежде всего, связана «со столкновением интересов, борьбой, соревнованием, активным стремлением к цели» [4].
Принадлежность к отношениям соревнования, противодействия, борьбы — существенный и объективный признак тактики. Он с большей или меньшей долей условности выражен в различных сферах применения тактики (военная, политическая, государственноправовая, спортивная и пр.).
Исследование показывает, что противоборство можно характеризовать как качественный признак тактики.
В прикладном характере тактики проявляется еще одна ее особенность (признак). В определенных масштабах ее нельзя рассматривать вне стратегии. Так, в военном деле тактика — составная часть военного искусства, которая занимает подчиненное положение по отношению к оперативному искусству и страте-
гии [5]. Криминалистическая тактика является «подсистемой в системе "криминалистическая наука"» [6]. Оперативно-розыскная тактика
является частью теории оперативно-розыскной деятельности. Тактика охраны общественного порядка является составной частью единого процесса охраны правопорядка.
Поэтому тактика — это только часть той деятельности, в которой она осуществляется, причем часть динамичная, исполнительная, непосредственная.
Динамика тактики выражается в непрерывном выборе способа поведения в зависимости от условий, факторов окружающей действительности.
Подчиненность, исполнительность тактики выражается в том, что она в условиях конкретной оперативной обстановки служит стратегическим целям укрепления правопорядка.
Непосредственность тактики заключается в решении задач «настоящего времени» в условиях конкретной ситуации.
Понимание тактики как совокупности (системы) способов действий характеризует только одну ее сторону, которую можно определить как статичную по отношению к другой, более динамичной стороне тактики. Динамика тактики проявляется в выборе из множества способов (приемов, линий поведения, методов, форм) наилучшего варианта действий в конкретной ситуации (обстановке) и его реализации.
В таком понимании тактика должна рассматриваться как определенный процесс мыслительных операций и практических действий. Его сущность состоит в том, чтобы на основе анализа информации принять тактическое решение (осуществить выбор) и реализовать его.
На выбор тактики влияет наличие различных обстоятельств. Совокупность элементов, условий и факторов, влияющих на деятельность органов внутренних дел, получила название «оперативная обстановка», которая фактически включает в себя все многообразие именно тех сторон объективной действительности, которые учитываются и оцениваются в процессе организации деятельности органов внутренних дел.
Необходимо также отметить, что силы и средства органов внутренних дел, с одной сто-
роны, являются элементом оперативной обстановки, то есть влияют на выбор способа действий, а с другой — требуют управления.
«Максимально полное использование возможностей, сил и средств, имеющихся в распоряжении органов внутренних дел ...» [7], определяется как один из принципов тактики. Поэтому сущность тактики заключается не только в выборе наиболее целесообразного способа действий, но и в выборе имеющихся сил и средств, а также в непосредственном управлении ими.
На индивидуальном тактическом уровне выбор сил и средств, конечно, менее выражен, но и здесь должны учитываться возможности сотрудника ОВД и наличие имеющихся у него в данный момент средств.
Сотрудники ОВД должны владеть искусством выбора и реализации наиболее целесообразных тактических способов в конкретных условиях оперативной обстановки. Это обусловлено тем, что указанный выбор (принятие решения) чаще всего может быть затруднен по ряду объективных причин. Так, в деятельности органов внутренних дел при принятии тактических решений часто нужная информация является неполной или отсутствует вообще, а также может содержать много случайных или умышленно допущенных искажений. Отсутствие полноты и точности информации часто усугубляется дефицитом времени. Но из-за ограниченного количества времени тактические решения и их реализация чаще всего должны быть выполнены немедленно.
В целях оптимального выбора варианта действий в органах внутренних дел разрабатываются типовые планы, которые рассчитаны на часто повторяющиеся ситуации. Их использование позволяет в условиях дефицита времени и информации действовать тактически грамотно. Однако предвидеть все ситуации, а тем более разработать на них типовые планы просто нереально. В каждой конкретном случае при решении возникающих задач необходимо найти единственно верное тактическое решение. Поэтому выбор оптимального варианта действий и его исполнение носят творческий характер.
В практической деятельности сотрудники (руководители) органов внутренних дел находятся в постоянном контакте с изменяющейся средой и обязаны принимать решения с учетом случайных явлений и конкретных ситуаций, опираясь не только на научные знания, но и на собственный опыт и интуицию. Роль интуиции в тактике особенно велика и ответственна. Интуиция — результат напряженной работы человеческой мысли, и она базируется на эмпири-
ческом и теоретическом знании [8]. Творческие поиски оптимального нетривиального решения придают тактическим решениям характерные черты искусства.
В военном деле тактика в первую очередь рассматривается именно как искусство (тактика военная (греч. 1акика — искусство построения войск, от 1аззо — строю войска), составная часть военного искусства [5], а также искусство подготовки и ведения боя [9] ).
Возникнув как искусство, тактика до определенного времени не рассматривалась как наука.
В настоящее время тактика в различных областях деятельности человека в первую очередь рассматривается как наука, теория которой представляет собой систему научных знаний, положений, принципов и основанных на них рекомендаций по организации, планированию и осуществлению практической работы.
Известно, что во всех сферах человеческой деятельности наука и искусство не исключают, а дополняют друг друга [8]. И тактика не исключение — она одновременно является наукой и искусством [10].
Дополняя новыми признаками исследуемое явление, тактику следует рассматривать как искусство, суть которого состоит в применении науки к реальностям конкретной ситуации.
Многообразие тактики предопределяет ее связь с различными отраслями знаний. Связь тактики с психологией ярко проявляется в использовании данных психологии при разработке тактических способов действий сотрудников органов внутренних дел в различной оперативной обстановке, то есть там, где возникают психологические отношения между людьми.
Вклад психологии в теорию тактики проявляется в наибольшей мере через изучение и прогнозирование поведения личности, определение возможностей изменения поведения людей. Психология выявляет условия, мешающие или способствующие рациональным действиям и поступкам людей.
Связь тактики и логики находит свое отражение в форме логических приемов мыслительной деятельности человека. Тактика — это не просто «прямолинейное» противоборство. В противоборстве победит тот, кто сможет перехитрить противника. Мыслительная деятельность в тактике — это анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, обобщение и абстракция, метод моделирования и многие другие методы, используемые при выработке и принятии оптимального тактического решения.
Поскольку тактика как выбор и реализация наиболее целесообразных способов действий (деятельности) осуществляется имеющимися
силами и средствами, а для достижения поставленной цели силами и средствами необходимо умело управлять, очевидна связь тактики с такой областью научного знания, как наука управления и, в частности, социального управления. Так, например, положения, касающиеся проблем подготовки и принятия управленческих решений, организации всех видов взаимодействия, управления подчиненными подразделениями, и другие используются в тактике как исходные начала.
Тактика как наука включает в себя теорию и практику. Они имеют между собой тесную взаимосвязь и находятся в диалектическом единстве. Поэтому, кроме теоретических знаний, постоянным источником и основой тактики является практический опыт (как передовой, так и ошибочный), который должен систематически и тщательно анализироваться для применения более эффективных способов охраны правопорядка.
Таким образом, тактика охраны правопорядка - это многогранное явление, которое необходимо рассматривать (изучать) в различных его проявлениях (наука и искусство, теория и практика, статика и динамика).
ЛИТЕРАТУРА
1. Тактика / Под ред. В.Г. Резниченко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1987. —С. 8.
2. Селиверстов С.А. Оперативно-боевая подготовка для спецподразделений милиции МВД России: учебно-методическое пособие. — М., 1999. —С. 356-521.
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. — М., 1970. — С. 777.
4. Васильев А.Н. Следственная тактика / А.Н. Васильев. — М., 1976. — С. 30.
5. Советская Военная Энциклопедия: В 8 тт.: — М., 1979. — Т. 7. — С. 628.
6. Белкин Р. С. Очерки криминалистической тактики / Р. С. Белкин. —Волгоград, 1993. — С.17.
7. Лекарь А.Г. Организационно-тактические основы раскрытия преступлений / А. Г. Лекарь, Р.К. Безруких. — М., 1977. — С. 37.
8. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления: учебник / В. И. Кнорринг. — М., 1999. — С. 20 - 21.
9. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Швецовой. - М., 1988. — С. 643.
10. Даль В. Толковый словарь живого вели-
корусского языка: в 4 тт. / В. Даль — М., 19781980. — Т. 4. — 1980. — С. 387.