Научная статья на тему 'Понятие и сущность ресоциализации в социальных и философских науках'

Понятие и сущность ресоциализации в социальных и философских науках Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
60
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социализация / ресоциализация / социальная адаптация / социокультурная адапта-ция / аккультурация / интериоризация / рефлексия / саморефлексия / бикультурализм / билингвизм / socialization / resocialization / social adaptation / sociocultural adaptation / acculturation / interiori-zation / reflection / self-reflection / biculturalism / bilingualism

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Анастасия Владимировна Кобылкина

Выбор темы статьи обусловлен усилением значимости научных исследований процесса социализации и актуализацией проблемы ресоциализации вследствие перехода на совершенно новый этап в изучении глобальной проблематики развития и трансформации мировоззренческих устоев человека в совре-менном обществе, ценностно-нормативной системы, а также ориентации на нее человека. Исследования про-цесса ресоциализации направлены на изучение механизмов и методов, которые помогают субъекту адаптиро-ваться к новым условиям жизни, осваивать новые нормы, ценности, установки и образцы поведения. В рамках данной статьи проводится сравнительный анализ научных концепций понятия ресоциализации, определяется ее место в проблемном поле современных зарубежных и российских наук, рассматривается сущность данного феномена в условиях изменяющегося мира. Заключается, что проблема ресоциализации должна подниматься не только в социальных науках, но и в философских, в частности, она может стать предметом исследования в рамках философской антропологии, поскольку ее основной целью является изучение трансформации личности индивида, его представлений о мире и отношения к обществу и культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Concept and Essence of Resocialization in the Social and Philosophical Sciences

The choice of the topic is due to the increased importance of scientific research on the process of socialization and the actualization of the problem of resocialization due to the transition to a completely new stage in the study of global issues of development and transformation of human ideological foundations in modern society, the value-normative system, as well as human orientation to this system. Research on the process of resocialization is aimed at studying the mechanisms and methods that help a person adapt to new living conditions, master new norms, values, attitudes and patterns of behavior. As part of this article, a comparative analysis of scientific concepts of the resocialization is carried out, its place in the problem field of modern foreign and Russian sciences is determined, and the essence of this phenomenon in the changing world is considered. Conclusion dwells upon the fact that the problem of resocialization should be raised not only in social sciences, but also in philosophical sciences, in particular, it can become a subject of research within the framework of philosophical anthropology, since its main goal is to study the transformation of an individual’s personality, his perceptions of the world and his attitude towards society and culture.

Текст научной работы на тему «Понятие и сущность ресоциализации в социальных и философских науках»

Научная статья УДК 141:316.614

https://doi.org/10.24158/fik.2024.1.9

Понятие и сущность ресоциализации в социальных и философских науках

Анастасия Владимировна Кобылкина

Забайкальский государственный университет, Чита, Россия, mk_medved@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-3208-7887

Аннотация. Выбор темы статьи обусловлен усилением значимости научных исследований процесса социализации и актуализацией проблемы ресоциализации вследствие перехода на совершенно новый этап в изучении глобальной проблематики развития и трансформации мировоззренческих устоев человека в современном обществе, ценностно-нормативной системы, а также ориентации на нее человека. Исследования процесса ресоциализации направлены на изучение механизмов и методов, которые помогают субъекту адаптироваться к новым условиям жизни, осваивать новые нормы, ценности, установки и образцы поведения. В рамках данной статьи проводится сравнительный анализ научных концепций понятия ресоциализации, определяется ее место в проблемном поле современных зарубежных и российских наук, рассматривается сущность данного феномена в условиях изменяющегося мира. Заключается, что проблема ресоциализации должна подниматься не только в социальных науках, но и в философских, в частности, она может стать предметом исследования в рамках философской антропологии, поскольку ее основной целью является изучение трансформации личности индивида, его представлений о мире и отношения к обществу и культуре.

Ключевые слова: социализация, ресоциализация, социальная адаптация, социокультурная адаптация, аккультурация, интериоризация, рефлексия, саморефлексия, бикультурализм, билингвизм

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Кобылкина А.В. Понятие и сущность ресоциализации в социальных и философских науках // Общество: философия, история, культура. 2024. № 1. С. 60-65. https://doi.org/10.24158/fik.2024.1.9.

Original article

The Concept and Essence of Resocialization in the Social and Philosophical Sciences

Anastasiia V. Kobylkina

Transbaikal State University, Chita, Russia, mk_medved@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-3208-7887

Abstract. The choice of the topic is due to the increased importance of scientific research on the process of socialization and the actualization of the problem of resocialization due to the transition to a completely new stage in the study of global issues of development and transformation of human ideological foundations in modern society, the value-normative system, as well as human orientation to this system. Research on the process of resocialization is aimed at studying the mechanisms and methods that help a person adapt to new living conditions, master new norms, values, attitudes and patterns of behavior. As part of this article, a comparative analysis of scientific concepts of the resocialization is carried out, its place in the problem field of modern foreign and Russian sciences is determined, and the essence of this phenomenon in the changing world is considered. Conclusion dwells upon the fact that the problem of resocialization should be raised not only in social sciences, but also in philosophical sciences, in particular, it can become a subject of research within the framework of philosophical anthropology, since its main goal is to study the transformation of an individual's personality, his perceptions of the world and his attitude towards society and culture.

Keywords: socialization, resocialization, social adaptation, sociocultural adaptation, acculturation, interiori-zation, reflection, self-reflection, biculturalism, bilingualism

Funding: Independent work.

For citation: Kobylkina, A.V. (2024) The Concept and Essence of Resocialization in the Social and Philosophical Sciences. Society: Philosophy, History, Culture. (1), 60-65. Available from: doi:10.24158/fik.2024.1.9 (In Russian).

В настоящее время, в период глубоких и стремительных преобразований политической, социальной, экономической и духовной сфер жизни современного общества, человек все чаще сталкивается с проблемами формирования стратегий интеграции в современную социальную систему, адаптации к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды и осознания своего места в новой социокультурной реальности. Определяющим фактором при выборе эффективных методов решения существующих проблем стало внедрение научно обоснованных подходов в исследование процесса ресоциализации.

© Кобылкина А.В., 2024

Первые научные изыскания в этом отношении начали проводиться еще с середины XX в. зарубежными и отечественными социологами и психологами, которые внесли существенный вклад в изучение общих теоретико-методологических проблем ресоциализации. Также именно с этого времени данный феномен стал рассматриваться как возможность индивида переключаться с одной реальности на другую (Бергер, Лукман, 1995: 254) для соответствия новым социальным требованиям, которые не могут быть сохранены им в условиях культурных и социальных изменений. Однако активный рост заинтересованности в решении как теоретико-методологических, так и практических проблем ресоциализации наблюдается только с начала XXI в.

Сравнительный анализ образцов современной мировой научной литературы показал, что исследования проблем ресоциализации проводятся представителями различных научных дисциплин с применением трансдисциплинарного метода, основной особенностью которого является глубокий уровень интеграции изучаемого объекта в социологию, психологию, педагогику и другие гуманитарные науки.

Стоит отметить, что трансдисциплинарный подход, с одной стороны, позволяет исследовать проблемы ресоциализации, не ограничиваясь междисциплинарными отношениями, как отмечает И.В. Черникова, а размещая эти отношения внутри глобальной системы без строгих границ между дисциплинами (Черникова, 2015: 31); с другой стороны, он становится главной причиной отсутствия единства в научных взглядах на понимание термина «ресоциализация» и изучение соответствующих данному явлению проблем.

Интересующий нас термин впервые был введен в научно-практический оборот американскими социальными психологами Д.Б. Кеннеди и А. Кербером для обозначения процесса вторичного вхождения индивида в социокультурную среду в результате личностного кризиса, дефекта социализации или смены социокультурного окружения (Kennedy, Kerber, 1973: 31).

Британский социолог Э. Гидденс под ресоциализацией понимает разрушение ранее принятых ценностей и моделей поведения личности с последующим усвоением ценностей, радикально отличающихся от предыдущих (Гидденс, 1999: 67).

Н.В. Якса рассматривает ресоциализацию как возвращение человеком утраченных навыков функционирования в социуме и ориентирует на возрождение тех частей социального или личностного опыта, востребованность в которых ощущается на всех уровнях человеческого бытия (Якса, 2018: 4).

По мнению И.М. Быховской и О.И. Горяиновой, ресоциализация - это процесс культурной реадаптации, когда происходит радикальная трансформация культурного опыта, повторное присвоение базовых культурных навыков, кодов, зафиксированных в базовых фреймах (Быховская, Горяинова, 2021: 176).

Многие исследователи, например, Н. Смелзер (Смелзер, 1998), Л. Моррисон1, А.И. Ковалева, Н.А. Перинская (Ковалева, Перинская, 2016), И.П. Приходько, Е.А. Карачева (Приходько, Карачева, 2018) и др., в своих работах отмечают, что ресоциализация представляет собой процесс освоения новых социальных норм, культурных ценностей, ролей, навыков и моделей поведения вместо прежних, не освоенных, недостаточно освоенных или устаревших в ходе выполнения различных видов деятельности.

Ряд авторов, например, Э.Л. Хогл2, Е. Нейтерман, А.Л. Буржо (Neiterman, Bourgeault, 2015), Г.А. Банных, С.Н. Костина (Банных, Костина, 2021) и др., рассматривают ресоциализацию как профессиональное переобучение или переподготовку, то есть как процесс приобретения, расширения или пополнения индивидом необходимых знаний и навыков. Ресоциализация, по их мнению, происходит при вступлении в каждую новую должность в социальной системе.

В настоящее время для некоторых авторов, например, Л.А. Исаевой (Исаева, 2018), Н.Е. Колесниковой, А.И. Шипилова (Колесникова, Шипилов, 2014), М.С. Рыбака, А. Хаитжанова (Рыбак, Хаитжанов, 2012) и др., актуальным становится исследование ресоциализации как процесса, которому подвергаются плохо адаптированные к обществу люди, находящиеся в различного рода исправительных учреждениях, или те, кто только начинает склоняться на путь социальной дезадаптации.

Несмотря на разность в трактовках понятия ресоциализации, большинство исследователей сходятся во мнении, что она представляет собой особую форму социализации, проблемы которой заключаются в восстановлении утраченных, освоении новых или корректировке первоначальных мировоззренческих ориентаций, ценностей, навыков, моделей поведения и образа жизни социализированного индивида для создания нового общественного статуса личности, соответствующего актуальной социокультурной ситуации. Подтверждается, что ресоциализация и

1 Morrison L.J. Resocialization // The Blackwell Encyclopedia of Sociology. L., 2007. P. 3889-3891.

2 Hogle E.L. Resocialization of Registered Nurse Students in Selected BSN Programs: Changes in Role Strain and Nursing Role Perspective : Dissertations. Chicago, 1986. 600 p.

социализация представляют собой два тесно взаимосвязанных, но не поддающихся полному отождествлению процесса.

Главное отличие социализации от ресоциализации заключается в том, что первая представляет собой процесс освоения уже существующих социальных норм и ценностей, а вторая -изменения этих норм и ценностей в соответствии с новой социальной и культурной средой.

Социализация необходима для нормальной жизни индивида, поэтому рассматривается как постоянный рост; роль же ресоциализации заключается в преобразовании имеющихся индивидуальных аспектов личностного развития, а также в помощи индивиду осознать себя, социальные ценности и свою роль в новом обществе.

Социализация происходит в течение всей жизни индивида - с раннего возраста и до старости. Ресоциализация представляет собой интенсивный и глубокий процесс, который может происходить один раз или несколько раз на протяжении всего жизненного цикла индивида, когда он сталкивается с незначительными или серьезными изменениями в своей судьбе.

П. Бергер и Т. Лукман утверждают, что ресоциализация в своем общем проявлении напоминает первичную социализацию, однако отличается от нее тем, что может произойти только при условии уже имеющегося социального базиса (Бергер, Лукман, 1995: 255). Именно такой подход к пониманию данного процесса дает исследователям основания полагать, что ресоциализа-ция происходит преимущественно у взрослых людей, поэтому ее часто называют социализацией взрослых.

Ресоциализация включает в себя две фазы, а именно: социальную адаптацию и интерио-ризацию, которые являются двумя отдельными общественными явлениями, однако четко дополняют друг друга, когда речь заходит о формировании нового социального статуса личности.

Успешное прохождение процесса ресоциализации во многом зависит от того, насколько хорошо индивид в процессе активного приспособления к условиям новой социальной среды освоил соответствующие нормы, ценности и регламентированные правила поведения, позволяющие ему в дальнейшем отождествлять себя с носителями ценностных ориентаций данного социума (Позднякова, 2011: 363).

Стоит отметить, что в рамках указанного процесса человек адаптируется не только к новому обществу, но и в некоторых конкретных случаях к иной культуре. При этом можно говорить о том, что ресоциализация тесно взаимосвязана с социокультурной адаптацией, которая, по мнению Н.В. Маханько, представляет собой приспособительное поведение, сориентированное на ценности данной культуры, интернализированные личностью1.

Социальная и социокультурная адаптация рассматриваются как процессы приспособления личности к новой общественной и культурной среде и социализацию в ней, а ресоциализация -как процесс изменения личности под влиянием условий этой среды.

Интериоризация также является одним из важных аспектов ресоциализации, представляющим собой, по мнению Л.А. Фатыховой, преобразование и перенос внешних форм действия, социального опыта, культурных ценностей и факторов окружающей среды во внутренний план сознания индивида (Фатыхова, 2012: 194). Она позволяет индивиду в процессе ресоциализации включать новые знания, убеждения, практики, нормы поведения в свой внутренний мир, превращая их в систему личных ценностей.

В процессе ресоциализации также очень важно оценить способность индивида использовать навыки рефлексии и саморефлексии, то есть его умение исследовать происходящее вокруг, свои собственные мысли, концепции и ценностные ориентации. Оно позволяет индивиду сохранить и задействовать каждый аспект своего опыта, прояснить мышление, сохранить и улучшить то, что действительно важно. Рефлексия и саморефлексия являются важными инструментами в преодолении проблем, возникающих в результате ресоциализации индивида.

Представленные выше процессы происходят одновременно и являются важными аспектами для полной ресоциализации - осуществления успешной интеграции в новую социальную и культурную среду, становления новой «Я-концепции» личности, преодоления индивидом внутри-личностных конфликтов и фрустрации.

В современной научной литературе исследователями выделяется достаточно большое количество причин, которые могут запустить процесс ресоциализации. Некоторые из них могут быть внешними, среди них: социальные изменения, которые, например, происходят при смене политического режима, при экономическом кризисе или социальном потрясении; культурные изменения, происходящие при взаимодействии с другими культурами; изменения в образовании или профессиональной карьере, например, при переходе на новый уровень образования или смене профессии, сопровождающейся освоением новых знаний и навыков; в результате миграции, когда появляется необходимость приспособления к новому обществу и культуре, а также к законодательству

1 Маханько Н.В. Социокультурная адаптация в трансформационных процессах культуры: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Ростов н/Д., 2001. 34 с.

и условиям жизни. Другие причины могут быть внутренними, связанными с личностными изменениями, достижением определенного возраста, тяжелыми психологическими травмами, кризисом идентичности, когда происходит поиск своего места в жизни и предназначения, а также с развитием новых потребностей и интересов человека.

Исследователи Д.Б. Кеннеди, А. Кербер (Kennedy, Kerber, 1973: 31) и У.М. Ривера (Rivera, 1972: 7) в своих работах выделяют несколько причин ресоциализации: личностный кризис, критическое социальное взаимодействие или дефект социализации, смену социокультурного окружения. Каждая из них связана с тем, что первоначальные результаты социализации в новых или изменившихся условиях общественной и культурной среды больше неприменимы для индивида.

В зависимости от того, кто инициирует процесс ресоциализации, она бывает как добровольной, которая происходит с подачи самого индивида, так и принудительной, осуществляемой против воли субъекта под давлением со стороны общества.

Добровольная ресоциализация имеет место в том случае, когда индивид сам решает изменить свои ценности, нормы и модели поведения с целью их замены и получения нового познания. Данный тип ресоциализации чаще всего происходит при смене места жительства, условий обучения, при устройстве на новую работу, в ходе профессиональной переподготовки и т.д.

Принудительная ресоциализация осуществляется под давлением внешних факторов, таких как законы, социальные нормы, давление со стороны общества и т.д. В этом случае индивид может быть вынужден изменить свои взгляды и поведение против своей воли.

Принудительная ресоциализация чаще всего рассматривается исследователями как следующий этап, идущий за процессом десоциализации, вызванным отклонениями, кризисами или неудачей первоначальной социализации. Образующаяся цепочка процессов «десоциализация -ресоциализация» включает сложные условия трансформации личности или даже ее распад, сопровождающийся дезинтеграцией реальности, резким и полным разрывом с прошлым, отказом от ранее приобретенных ценностных стандартов и норм поведения, то есть смерть старого «Я» (десоциализация) и рождение нового (ресоциализация). Такого рода процессы характерны для лиц, находящихся в местах лишения свободы, частных школах-интернатах, психиатрических и наркозависимых учреждениях и т.д.

Для решения соответствующих проблем принудительной ресоциализации исследователями разрабатываются специальные реабилитационные программы, проводится педагогически ориентированная деятельность.

В дополнение к вышесказанному следует отметить, что на ресоциализацию влияют различные факторы, которые напрямую определяют характер, результат, уровень и продолжительность данного процесса. К ним можно отнести: личность, возраст, пол, социальный класс, национальность, убеждения, уровень образования, род деятельности, образ жизни, личный опыт, социальную поддержку, социокультурное окружение и т.д.

Если рассматривать ресоциализацию в контексте адаптации к новой культурной среде, то можно выделить такие факторы, как культурное происхождение, культурная адаптивность и дистанция, знание принимающей страны и т.д.

Анализ современной зарубежной и отечественной научной литературы позволяет утверждать, что процесс ресоциализации рассматривается исследователями преимущественно в контексте социологии и психологии как процесс изменения социальной роли и поведения индивида. Однако данное явление также имеет и философский аспект.

Изучая ресоциализацию с точки зрения философско-антропологического подхода, можно определить ее как процесс трансформации личности индивида, формирования нового мировоззрения, системы ценностей и новых взглядов на жизнь, сложившихся в результате освоения человеком новых социальных паттернов с целью достижения максимального самоопределения.

Стоит отметить, что именно мировоззрение, взгляды на жизнь и ценности являются основой целей индивида, которые в дальнейшем определяют его поведение и образ жизни, а также являются движущей силой и направлением его развития. Следовательно, для успешной ресоциализации переосмысление и формирование новых мировоззренческих концепций, ценностей, а также приобретение нового или восстановление утраченного смысла жизни являются обязательными.

Исследования процесса ресоциализации в рамках философской антропологии проводятся через изучение состояния бикультурализма и способности к билингвизму в ходе психологической аккультурации индивида.

Ресоциализация, помимо социальной и культурной адаптации, также может включать фазу психологической аккультурации, в результате которой формируется новая культурная идентичность.

Психологическая аккультурация определяется в науке как изменения, которые человек испытывает в результате контакта с другими культурами или участия в аккультурации, претерпеваемой его культурной или этнической группой1.

По мнению исследователей И. Куэльяр, Б. Арнольд и Р. Мальдонадо, психологическая аккультурация представляет собой изменение, происходящее на трех уровнях индивидуального функционирования: поведенческом, аффективном и когнитивном (Cuellar et al., 1995: 276).

В процессе психологической аккультурации, интеграции в новую культуру и ее освоении посредством интериоризации расширяется духовный опыт личности, формируется новая соотнесенность личности с иной культурой, переосмысливаются основополагающие характеристики родной, что способствует формированию бикультурной личности.

В основе исследований последней лежит понятие бикультурализма, который, по мнению Дж.Ф. Редмонда и Дж.Дж. Моффат, ориентирован на понимание и признание двух культур, а также на способность легко функционировать в любой из них (Redmond, Moffat, 1974: 18).

Бикультурализм предполагает наличие двух культурных идентичностей, которые могут сосуществовать и взаимодействовать друг с другом, оказывать влияние на формирование личности, новых убеждений, установок, ценностей, норм поведения и т.д.

Понятие, с которым увязывается бикультурализм, - это искусственный билингвизм, определяемый как способность человека владеть двумя лингвокультурными кодами, один из которых усвоен вне естественной языковой среды2. Рассматриваемый в рамках философской антропологии, он также представляет собой явление, при котором происходит формирование личности, ее нового мировоззрения, взглядов на жизнь и ценностей.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод. В настоящее время исследования процесса ресоциализации проводятся главным образом в контексте социологии, психологии и педагогики. Однако необходимыми являются также исследования данного процесса в рамках философских наук, в особенности в контексте философской антропологии, на основе изучения психологической аккультурации, интериоризации, рефлексии, саморефлексии, бикультурализма и билингвизма. Именно благодаря философскому осмыслению и интерпретации процесса ресоциализации можно провести более углубленное изучение сущности человека, его личностной трансформации через формирование новой «Я-концепции» личности, а также места и роли индивида в социальных и культурных условиях изменяющегося мира или реконструированной реальности.

Список источников:

Банных Г.А., Костина С.Н. Профессиональная ресоциализация в условиях цифровизации: содержание и факторы успешности // Социально-трудовые исследования. 2021. № 2 (43). С. 119-131. https://doi.org/10.34022/2658-3712-2021-43-2-119-131.

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии сознания. М., 1995. 323 с.

Быховская И.М., Горяинова О.И. Социализация и инкультурация личности: сравнительный анализ общественно значимых практик // Культурология: имя собственное (к 70-летию Андрея Яковлевича Флиера). М., 2021. С. 172-189.

Гидденс Э. Социология. М., 1999. 704 с.

Исаева Л.А. Ресоциализация осужденных к лишению свободы // Право и практика. 2018. № 4. С. 145-149.

Ковалева А.И., Перинская Н.А. Ресоциализация // Знание. Понимание. Умение. 2016. № 1. С. 297-300. https://doi.org/10.17805/zpu.2016.1.26.

Колесникова Н.Е., Шипилов А.И. Актуальные проблемы ресоциализации осужденных молодежного возраста, отбывающих наказание в виде лишения свободы // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 3 (58). С. 47-50.

Позднякова О.В. Социальная адаптация как стадия социализации личности // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 5-6 (27-28). С. 362-366.

Приходько И.П., Карачева Е.А. Психологические аспекты ресоциализации мигрантов // Сфера знаний: научное взаимодействие в рамках образовательного процесса. Казань, 2018. С. 206-213.

Рыбак М.С., Хаитжанов А. Особенности воспитательной работы по ресоциализации осужденных // Интеграция образования. 2012. № 1 (66). С. 62-66.

Смелзер Н. Социология. М., 1998. 112 с.

Фатыхова Л.А. Понятие интериоризации и процесс интериоризации речи // Вестник Башкирского университета. 2012. Т. 17, № 1. С. 194-195.

Черникова И.В. Трансдисциплинарные методологии и технологии современной науки // Вопросы философии. 2015. № 4. С. 26-35.

Якса Н.В. Социальный опыт как составляющая социализации личности // Научный вестник Крыма. 2018. № 1 (12). С. 1-7.

Cuellar I., Arnold B., Maldonado R. Acculturation Rating Scale for Mexican Americans-II: A Revision of the Original ARSMA Scale // Hispanic Journal of Behavioral Sciences. 1995. Vol. 17, iss. 3. P. 275-304. https://doi.org/10.1177/07399863950173001.

Kennedy D.B., Kerber A. Resocialization: an American Experiment. N. Y., 1973. 191 p.

Neiterman E., Bourgeault I.L. Professional Integration as a Process of Professional Resocialization: Internationally Educated Health Professionals in Canada // Social Science and Medicine. 2015. Vol. 131. P. 74-81. https://doi.org/10.1016/j.socscimed.2015.02.043.

1 Sam D.L. Acculturation // International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences. Madison, 2015. P. 68-74.

2 Черничкина Е.К. Искусственный билингвизм: лингвистический статус и характеристики : автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Волгоград, 2007. 31 с.

Redmond J.F., Moffat J.G. Comprehensive Design for Bilingual-Bicultural Education. Chicago, 1974. 76 p. Rivera W.M. Reflections on the Forces for Adult Re-Socialization and Thoughts on the Self as Capable of "Re-Emergence". N. Y., 1972. 23 p.

References:

Bannykh, G. А. & Kostina, S. N. (2021) Professional Resocialization in the Context of Digitalization: Content and Factors of Success. Social and Labor Research. 2 (43), 119-131. Available from: doi:10.34022/2658-3712-2021-43-2-119-131. (In Russian) Berger, P. & Lukman, T. (1995) Sotsial'noe konstruirovanie real'nosti: traktat po sotsiologii soznaniya [The social construction of reality: a treatise on the sociology of consciousness]. Moscow. 323 p. (In Russian)

Bykhovskaya, I. M. & Goryainova, O. I. (2021) Sotsializatsiya i inkul'turatsiya lichnosti: sravnitel'nyi analiz obshchestvenno znachimykh praktik [Socialization and inculturation of personality: comparative analysis of socially significant practices]. In: Kul'tur-ologiya: imya sobstvennoe (k 70-letiyu Andreya Yakovlevicha Fliera). Moscow, pp. 172-189. (In Russian)

Chernikova, I. V. (2015) Transdisciplinary Methodologies and Technologies of Contemporary Science. Voprosy Filosofii. (4), 26-35. (In Russian)

Cuellar, I., Arnold, B. & Maldonado, R. (1995) Acculturation Rating Scale for Mexican Americans-II: A Revision of the Original ARSMA Scale. Hispanic Journal of Behavioral Sciences. 17 (3), 275-304. Available from: doi:10.1177/07399863950173001.

Fatykhova, L. A. (2012) Conception and Process of Speech Interiorization. Vestnik Bashkirskogo Universiteta. 17 (1), 194-195. (In Russian)

Giddens, E. (1999) Sotsiologiya [Sociology]. Moscow. 704 p. (In Russian)

Isaeva, L. A. (2018) Resocialization of Persons Convicted to Deprivation of Liberty. Pravo ipraktika. (4), 145-149. (In Russian) Kennedy, D. B. & Kerber, A. (1973) Resocialization: an American Experiment. New York. 191 p.

Kolesnikova, N. E. & Shipilov, A. I. (2014) Aktual'nye problemy resotsializatsii osuzhdennykh molodezhnogo vozrasta, ot-byvayushchikh nakazanie v vide lisheniya svobody [Actual problems of re-socialization of youth convicts serving sentences in the form of imprisonment]. Psikhopedagogika vpravookhranitel'nykh organakh. (3 (58)), 47-50. (In Russian)

Kovaleva, A. I. & Perinskaya, N. A. (2016) Resocialization. Knowledge. Understanding. Skill. (1), 297-300. Available from: doi:10.17805/zpu.2016.1.26. (In Russian)

Neiterman, E. & Bourgeault, I. L. (2015) Professional Integration as a Process of Professional Resocialization: Internationally Educated Health Professionals in Canada. Social Science and Medicine. 131, 74-81. Available from: doi:10.1016/j.socscimed.2015.02.043.

Pozdnyakova, O. V. (2011) Social Adaptation as the Stage of Socialization of the Person. Social-Economic Phenomena and Processes. (5-6 (27-28)), 362-366. (In Russian)

Prikhodko, I. P. & Karacheva, E. A. (2018) Psikhologicheskie aspekty resotsializatsii migrantov [Psychological aspects of the resocialization of migrants]. In: Sfera znanii: nauchnoe vzaimodeistvie vramkakh obrazovatel'nogo protsessa. Kazan, pp. 206-213. (In Russian) Redmond, J. F. & Moffat, J. G. (1974) Comprehensive Design for Bilingual-Bicultural Education. Chicago. 76 p. Rivera, W. M. (1972) Reflections on the Forces for Adult Re-Socialization and Thoughts on the Self as Capable of "Re-Emergence". New York. 23 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Rybak, M. S. & Khaitzhanov, A. (2012) Specifics of Upbringing Related to Resocialisation of Prisoners. Integration of Education. (1 (66)), 62-66. (In Russian)

Smelzer, N. (1998) Sotsiologiya [Sociology]. Moscow. 112 p. (In Russian)

Yaksa, N. V. (2018) Social Experience as a Component of the Socialization of the Personality. Scientific Bulletin of the Crimea. (1 (12)), 1-7. (In Russian)

Информация об авторе А.В. Кобылкина - аспирант кафедры философии Забайкальского государственного университета, Чита, Россия.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1071005

Конфликт интересов:

автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author A.V. Kobylkina - PhD student, Department of Philosophy, Transbaikal State University, Chita, Russia.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1071005

Conflicts of interests:

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 12.12.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 09.01.2024; Принята к публикации / Accepted for publication 23.01.2024.

Автором окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.