Научная статья на тему 'Понятие и сущность правового нигилизма и правового идеализма в юридической науке'

Понятие и сущность правового нигилизма и правового идеализма в юридической науке Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
9627
1244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО / ГОСУДАРСТВО / ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ / ПРАВОВОЙ ИДЕАЛИЗМ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДЕФОРМАЦИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ / LAW / STATE / LEGAL NIHILISM / LEGAL IDEALISM / LEGAL CULTURE / LEGAL CONSCIOUSNESS / LEGAL EDUCATION / THE DEFORMATION OF THE LEGAL CULTURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Милиус Александр Викторович

В статье раскрывается понятие и сущность самых распространенных форм деформации правовой культуры правового нигилизма и правового идеализма; показана социальная опасность данных правовых категорий в реформируемом современном российском обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT AND THE ESSENCE OF LAW NIHILISM AND LAW IDEALISM IN JURISPRUDENCE

The article deals with the concept and essence of the most common forms of deformation of legal culture the legal nihilism and legal idealism shows social danger of these legal categories in the reformed Russian society today.

Текст научной работы на тему «Понятие и сущность правового нигилизма и правового идеализма в юридической науке»

А. В. Милиус*

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА И ПРАВОВОГО ИДЕАЛИЗМА В ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКЕ

Ключевые слова: право, государство, правовой нигилизм, правовой идеализм, правовая культура, правовое сознание, правовое воспитание, деформация правовой культуры.

Аннотация: В статье раскрывается понятие и сущность самых распространенных форм деформации правовой культуры - правового нигилизма и правового идеализма; показана социальная опасность данных правовых категорий в реформируемом современном российском обществе.

Key words: law, state, legal nihilism, legal idealism, legal culture, legal consciousness, legal education, the deformation of the legal culture. Summary: The article deals with the concept and essence of the most common forms of deformation of legal culture - the legal nihilism and legal idealism shows social danger of these legal categories in the reformed Russian society today.

Проблемы связанные с правовым нигилизмом и правовым идеализмом в современной научной мысли в должной мере учеными пока все еще до конца не исследованы, но потребность в их изучении давно назрела, так как данные негативные социально-правовые феномены имеют самое широкое распространение в реальной жизни, правовой культуре, правосознании людей, политике, экономике, законотворчестве, государственной и общественной деятельности.

Правовой нигилизм является разновидностью общего нигилизма. Нигилизм вообще (в переводе с лат. - ничто) выражает отрицательное отношение субъекта (группы, класса) к определенным ценностям, нормам взглядам, идеалам, отдельным, подчас и всем сторонам человеческого бытия. Это - одна из форм мироощущения и социального поведения. Нигилизм как течение общественной мысли зародился давно, но наибольшее распространение получил в прошлом столетии, главным образом в Западной Европе и в России. Он был связан с такими философами леворадикального направления, как Якоби, Прудон, Ницше, Штирнер, Хайдеггер и др. Нигилизм разнолик, он может быть нравственным, правовым, по-

* Аспирант кафедры теории права и правоохранительной деятельности Санкт -Петербургского гуманитарного университета профсоюзов

литическим, идеологическим и т.д., в зависимости от того, какие ценности отрицаются, о какой сфере знаний и социальной практики идет речь - культуре, науке, искусстве, этике, политике. Между разновидностями нигилизма много оттенков, все они тесно переплетены.1

С. Л. Франк, один из авторов сборника «Вехи», с особым пафосом подчеркивал, что если бы можно было одним словом охарактеризовать умонастроение нашей интеллигенции, то нужно было бы назвать его морализмом. «Русский интеллигент не знает никаких абсолютных ценностей, никаких критериев, никакой ориентировки в жизни, кроме морального разграничения людей, поступков, состояний на хорошие и дурные, добрые и злые. Морализм этот есть лишь отражение ее нигилизма... Под нигилизмом я разумею отрицание или непризнание абсолютных (объективных) ценностей».2

По верному суждению Вольфганга Крауса, «нигилизм рождается из возмущения, ненависти, отчаяния, разочарования, равнодушия и скуки. Нигилизм - это позиция человека, отрицающего наличный мир, но неспособного представить себе никакой возможности его улучшить и потому переживающего фазу разрушения или саморазрушения. Большинство проявлений нигилизма восходят к двум основным его формам: активному воинствующему, экстравертному и пассивному, апатичному и интраверт-ному. Активный нигилизм еще обнаруживает жизненный порыв, сохранившуюся от других умонастроений остаточную веру в действительность движения, изменения и убеждения. Пассивный нигилизм приводит к молчанию, к постепенной атрофии всех жизненных реакций».3

Фридрих Ницше определял нигилизм как потерю высших ценностей. «Что означает нигилизм?» - спрашивает он и отвечает: «То, что высшие ценности теряют свою ценность - нет цели, нет ответа на вопрос «зачем?»».4

Освальд Шпенглер говорил о нигилизме, что это, «практическое миронастроение жителей большого города, у которых за спиной законченная культура и ничего впереди».5

1 Матузов Н. И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны «одной медали» // Правоведение. 1994. № 2. С. 3.

2 Франк С. Л. Этика нигилизма // Вехи из глубины. М., 1991. С. 170.

3 Craous Wolfgang. Nigilizm etidaiol. Paris, 1994. P. 9.

4 Ницше Ф. Собрание сочинений. М., 1969. Т. 9. С. 67.

5 Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1993. С. 67.

Н. И. Матузов связывает правовой нигилизм с современной российской правовой ментальностью, которая имеет ряд особенностей. «... Неразвитое правовое чувство, низкий уровень политической и юридической культуры, отсутствие прочных традиций законоуважения и законо-послушия, незрелое деформированное правосознание, девальвация моральных и духовных ценностей, упоение свободой без границ, элементы вседозволенности, утрата доверия к власти».6

С. С. Алексеев правовой нигилизм характеризует «драмой права, когда происходит падение права в практических делах и общественном мнении, его бессилие перед сложными и жесткими реалиями жизни, упадок его престижа, утрату былой безусловной веры в него как в универсальное и безотказно действующее решение социальных проблем».7

В. А. Туманов, рассматривая природу российского правового нигилизма связывает его с антиправовыми установками и стереотипами, которые есть «элемент, черта, свойство общественного сознания и национальной психологии . отличительная особенность культуры, традиций, образа жизни».8

Традиционно в юридической литературе правовой нигилизм характеризуется как негативное явление. Он заключает в своей основе отрицание и имеет в мировоззренческой среде индивида автономное происхождение и развитие. Кроме того, о нем говорят как о деформированной части главного элемента правовой культуры - правосознания, базирующейся на выборе альтернативы: из массы социальных регуляторов субъект выбирает наиболее подходящий для него, при этом правовая регуляция социального поведения отодвигается на второй план.

Таким образом, сущность правового нигилизма состоит в том, что он представляет собой постоянно изменяющееся, динамическое общественное явление, которое существовало всегда и будет существовать, пока живет общество. Исходя из вышеизложенного, можно сформировать авторскую дефиницию правового нигилизма, согласно которой, правовой нигилизм представляет собой сложное социально-психологическое явление, сущность которого проявляется в негативном отрицательном, неуважительном отношении к праву, закону, нормативному порядку, характери-

6 Матузов Н. И. Акутальные проблемы теории права. Саратов, 2003. С. 141.

7 Алексеев С. С. Право на пороге нового тысячелетия. М., 2000. С. 188.

8 Туманов В. А. Особенности правового нигилизма в современной России // Государство и право. 1999. № 8. С. 52.

зуется наличием у граждан установки на достижение социально значимых результатов неправовыми средствами, что в итоге является благоприятной средой для совершения противоправных действий в социуме.

Особую опасность, по мнению З. Н. Каландаришвили, правовой нигилизм представляет поскольку «он проникает в сферу мироощущения как обычного гражданина, так и должностного лица, а также в группы и общности людей. Поэтому причиненный им социальный вред носит многосторонний характер, выступает в обществе катализатором практически всех нарушений законности. Правовой нигилизм укрепляет в обыденном сознании человека мысль о возможности (полезности, эффективности) внеправового порядка. Он всегда влечет нарушение прав граждан умаление чьих-либо интересов и в конечном счете к торжеству несправедливости. Одним из тяжелых последствий правового нигилизма выступает создание реальной либо мнимой психологической ситуации, при которой реализация прав человека становиться невозможной. Создается глубоко проникающий в сознание индивида стереотип и мышление - «полезности» злоупотребления правами и свободами».9

Таким образом, правовой нигилизм представляется нам самой массовой и сложной формой деформированного правосознания в структуре национально-правовой культуры России и имеющей давние корни в истории государства и права нашей страны, о чем еще многократно заявляли великие русские дореволюционные ученые.

Считаем, что наличие правового нигилизма в социуме - это проблема общемировая, а отнюдь, не только российская, и это придает ей дополнительную важность и ставит вопрос о ее разрешении, в буквальном смысле всем миром.

В юридической научной мысли антипод правового нигилизма, но сходный с ним по своим негативным последствиям, является правовой идеализм, или как его еще называют правовой фетишизм, или правовой романтизм.

В самом общем смысле, под идеализмом понимают «наклонность к более высокой, чем следует, оценке жизненных явлений, т.е. к идеализации действительности».10

9 Каландаришвили З. Н. Деформация правового сознания молодежи и юридические способы ее преодоления. СПб., 2005. С. 55 - 56.

10 Энциклопедический словарь. Изд. Ф. А. Брокгауз, И. А. Эфрон. СПб., 1994. Т. 12.

С. 797.

Если правовой нигилизм означает недооценку права, то правовой идеализм - его переоценку. Указанные крайности, несмотря на их, казалось бы, противоположную направленность, в конечном счете, смыкаются, представляя собой две стороны «одной медали».

Хотя внешне правовой идеализм менее заметен, не так бросается в глаза, о нем почти не говорят, явление это причиняет такой же вред государству, обществу и личности, как и явление правового нигилизма.

Полагаем, что под правовым идеализмом следует считать форму деформации правосознания и в итоге правовой культуры, выражающуюся в возведении в «абсолют» права, его значения, правовых институтов в регулировании общественных отношений в социуме.

По справедливой мысли З. Н. Каландаришвили, «отношение, свойственное правовому идеализму, строится на преувеличении, собственном понимании ценностей права и своего места в процессе достижения целей и задач правового регулирования. У субъектов, обладающих таким сознанием, складывается своя, не соответствующая правовым шкала ценностей».11 В. Р. Петров полагает, что «главными причинами распространения в России на уровне общественного сознания правового идеализма является социально-экономический, правовой, а на ряде исторических этапов развития страны, и политический кризисы, преобладание в обществе чисто прагматического подхода к праву как к орудию и средству разрешения всех проблем, планирование и проведение масштабных мероприятий без соответствующего правового обеспечения, декларативный характер большинства законов и бездействие отдельных из них».12

Причины происхождения правового идеализма необходимо разделить на внешние и внутренние. Внешние причины правового идеализма берут свое начало из общества, его проявлений, а также из природы самого права. К внешним причинам правового идеализма относятся: 1) социальный кризис и возникновение так называемого «кризисного сознания»; 2) сверхценный характер стереотипов общественного сознания; 3) идеальный характер базовых декларируемых ценностей права, которые часто входят в противоречие с правовой жизнью.

Рассмотрим более подробно эти причины:

11 Каландаришвили З. Н. Деформация правосознания молодежи и юридические способы ее преодоления. СПб., 2005. С. 60.

12 Петров В. Р. Причины и формы деформации правосознания в современных условиях // Ученые записки МОУП. Чебоксары, 1999. Т. 3. С. 30 - 31.

1. Основной социальной причиной возникновения правового идеализма выступает социальный кризис и формирование кризисного сознания. Благодаря этой причине правовой идеализм становится распространенным явлением, оказывающим неблагоприятное воздействие на общество и правовую действительность.

В условиях подобного кризиса в массовом сознании возникает чувство разрыва с прежними правовыми ценностями, принципами и традициями. Обостряется изначально присущее человеку чувство правовой незащищенности, чем вызывается желание найти быстрые и потому неэффективные пути выхода из резко меняющейся ситуации. В связи с этим складывается множество разного рода правовых утопий и попыток осуществить их на практике. Закономерный крах этих утопий ведет к складыванию еще более опасной формы деформации правосознания и правовой культуры - правового нигилизма.

2. Сверхценностный характер стереотипов общественного сознания связан с тем, что общество навязывает индивиду или отдельной личности набор представлений, именуемых «здравым смыслом» (common sense). Именно общество с помощью такого давления создает у людей стереотипы, установки и традиции. В определенных условиях (когда потребность, имеющая для индивида жизненно важное значение, долгое время не удовлетворяется) они становятся сверхценностью, приобретают значение «сверхценного ритуала» и переподчиняют себе все иные ценности. Волюнтаристические или формалистские конструкции, к которым он прибегает в таком случае, делают правом инструментом реализации его сверхзначимых идей. Таким образом, происходит идеализация права.

3. Идеальный характер основополагающих ценностей права, ценностей-целей часто расходится с реалиями правовой жизни. Это расхождение особо усугубляется в тех случаях, когда социально активный индивид (или уполномоченный представитель государственной власти) не находит адекватных методов решения наболевших общественных проблем: коррупции, роста преступности, алкоголизма, наркомании и т.д.

Возникающие в таких случаях законодательные иллюзии и неправомочные гражданские инициативы (несанкционированные митинги протеста, пикеты, перекрытие дорого и пр.) являются, по сути, своеобразной апелляцией к принципам права, духу, а не «букве закона».

К основным внутренним причинам относятся те из них, которые

свойственны внутреннему миру человека, его психологии и коренятся в самом сознании: 1) слабость отдельного человека перед социальной стихией; 2) наличие у индивида стереотипных представлений о действительности, шаблонность мышления и восприятия; 3) нередко встречающаяся жизненная позиция индивидуализма, а также нежелание брать на себя ответственность за совершаемые действия.

Распространению правового идеализма способствовало и то, что у нас долгое время преобладал чисто прагматический подход к праву (орудие, инструмент, средство, рычаг и т.д.). В соответствии с этим на право взваливали «неподъемный груз», возлагались слишком большие надежды, которые в дальнейшем не оправдались.

К сожалению, рецидивы прошлых уроков встречаются и сейчас, но теперь в форме популизма, непродуманных, легковесных заявлений, программ, посылов, шоковых рывков, наигранного оптимизма, неоправданных прогнозов и посланий.

Примером правового идеализма можно считать ст. 1 Конституции РФ, гласящую, что Российская Федерация уже является правовым демократическим государством.13 Но это не совсем так. Это, скорее, цель, лозунг, перспектива, а не состоявшийся факт, хотя в качестве программной эта концепция возможно и заслуживала провозглашения в Основном Законе страны. Иными словами, хорошо уже то, что такая идея заявлена, законодательно закреплена, ибо умолчание по этому поводу было бы вообще непонятным. Но правовое государство не может быть в один прекрасный момент введено «сверху», в декретном порядке. Оно будет постепенно создаваться в ходе длительного и трудного развития российского общества.

Правовой идеализм имеет свою, отличную от других, форму деформированного правового сознания и правовой культуры, внутреннюю природу, особенности которой определяют внешние проявления правового идеализма. В основе правового идеализма лежит особый вид отношения к ценностям права, к самому праву.

Это отношение нельзя назвать полностью негативным. Оно в своей идеальной сути как бы направлено к ценностям самого права. Отношение, свойственное правовому идеализму, строится на преувеличении, собственном понимании, представлении ценностей права и своего места

13 См. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1994. декабря 25.

в процессе достижения целей и задач правового регулирования. Оно приводит к тому, что у субъекта (субъектов), обладающего таким сознанием, складывается своя, не соответствующая правовым шкала ценностей.

В иерархии правовых ценностей (как, впрочем, и в иерархии любых других ценностей) одни ценности имеют большее предпочтение, цену, значение, чем другие. Это приводит даже к тому, что складывается своеобразное подчинение одних ценностей другим. Природа системы правовых ценностей стабильна и оказывает непосредственное воздействие на отдельно взятого человека. Каждая правовая ценность в этой системе имеет определенную значимость. Эта значимость определена в правильном соотношении с другими ценностями.

В какой взаимосвязи друг с другом находятся правовой нигилизм и правовой идеализм? Автор статьи полагает, что они находятся в органической диалектической взаимосвязи и единстве, т.к. они взаимосвязаны структурно и функционально. Каждая из них, тем не менее, обладает качественным своеобразием и несводимостью к другим формам.

Правовой нигилизм и правовой идеализм различаются степенью деформированности правосознания и в итоге правовой культуры, что определяется различным объемом и интенсивностью детерминирующих факторов и специфическим их сочетанием.

Таким образом, подводя итог в нашем исследовании, следует отметить, что правовой идеализм и правовой нигилизм - это сложные и все еще недостаточно изученные, многосторонние социально-правовые явления. Они имеет множество различных причин. На функционирование правового нигилизма и идеализма активно влияют такие социальные явления, как: экономика, культура, политика, мораль и религия. Детерминанты правового нигилизма и идеализма можно искать и в психологии и сознании самого человека, а также в обществе, и, конечно же, в самом праве. Одной из основных задач современной российской правовой науки является поиск юридических и социальных способов по минимизации уровня правового нигилизма и правового идеализма в современном реформируемом российском государстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.