Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Право». 2015. № 1-2 (17)
ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО
И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОРПОРАЦИИ
© Н. В. Грииай
Грицай Наталья Валерьевна
кандидат юридических наук, доцент
доцент кафедры
предпринимательского
и международного частного
права
Самарская
гуманитарная какдемия
В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с участием в хозяйственном обороте таких субъектов, как корпорации; анализируются существующие в локтрине и в законолательстве полхолы к опрелелению корпорации; обосновывается вывол о необхолимости лальнейшего совершенствования российского законолательства в части правовой регламентации корпоративных юрилических лиц.
Ключевые слова: корпорация, объелинение, организационно-правовая форма, членство, корпоративное управление, корпоративный контроль.
Корпоративная форма организации юридического лица представляет собой основу эво-люции индустриального и постиндустриального общества. Причина здесь проста — организация производства, проведение необходимых научных исследований требуют значительных ресурсных вложений, которые не под силу единоличным предпринимателям или малому бизнесу. На осуществление масштабной деятельности способны только те хозяйствующие субъекты, которые имеют в распоряжении объединенные ресурсы множества участников.
Слово «корпорация» происходит от лат. еогрогайо и означает «объединение», «общество», «союз». Термин «корпорация» использовался исследователями римского частного права для обозначения существовавших в Римской Империи частных союзов. Как указывает С. В. Шуралева1,
1 Шуралева С. В. К вопросу о некоторых аспектах правового регулирования транснациональных корпораций // Вестник ЮУрГУ. Серия "Право". 2010. № 5. С. 73 .
римские юристы отмечали ряд важных призна-ков, характеризующих корпорацию:
• корпорации рассматривались как частные лица;
• юридическое существование корпорации не прекращается и не нарушается при изменении состава ее членов;
• имущество корпорации обособлено от имущества ее членов;
• признавалось право корпорации вступать в отношения с другими лицами посредством физических лиц, уполномоченных на то в установленном порядке.
По мнению И. В. Тиболт, понятие «корпорация» может существовать в трех аспектах:
— организационно-правовая форма предприятия;
— отраслевая принадлежность;
— организационно-экономическая форма2.
Организационно-правовая форма предприятия устанавливается законодательством. Эта форма предполагает организацию деятельности на основе формальных прав и обязанностей юридического лица, которые закрепляются законодательно. Сюда относятся: право собственности, ответственность по обязательства, формализация статуса.
Отраслевая принадлежность предполагает специфику деятельности организаций в той или иной отрасли экономики.
Организационно-экономическая форма существует на практике, но теоретически она мало исследована. Так, в качестве примера здесь можно привести транснациональные корпорации, четкие критерии определения которых законодателем не установлены, однако их существование не подвергается сомнению.
Корпорация — это основной вид организационно-экономической деятельности. Основные признаки корпорации:
1) корпорация — объединение большого числа предприятий, фирм и организаций, лиц, различных видов и объемов деятельности;
2) наличие единой стратегии, методов управления и корпоративной культуры;
3) наличие полного (замкнутого) цикла деятельности: от формирования ресурсов до конечной реализации;
4) предприятия объединяются по отраслевому признаку: массового и крупносерийного производства в нефтегазовой, машиностроительной, металлургической, химической, нефтехимической и др. промышленности, осуществляющие в основном серийное производства; монопродуктивных товаров, имеющие уникальный продукт и научно-производственные высокие технологии.
Термин «корпорация», использующийся в мировой практике и встречается в нескольких толкованиях. На основе анализа этих вариантов И. В. Ти-болт предлагает собственное определение термина «корпорация». По ее мнению, под корпорацией следует понимать юридическое лицо или объединение юридических лиц, имеющие различный организационно-правовой статус и
2 Тиболт И. В. К вопросу о корпорации // Инженерный вестник Дона. 2014. № 1. Том 28. С. 16.
Н. В. Грицаи
многообразную степень оперативно-хозяйственной независимости, осуществляющие скоординированные и согласованные организационно-экономические отношения в целях производства продукции или осуществление иной хозяйственной деятельности3.
И. В. Герасимович выделяет следующие признаки корпорации:
• объединение лиц и капиталов для предпринимательских целей;
• членство участников в объединении;
• ограниченную ответственность участников своим имуществом по обязательствам объединения;
• существование определенной внутренней структуры, предполагающей волеобразующие и волеизъявляющие органы управления.
В кандидатской диссертации И. В. Герасимович предлагается определять корпорацию как юридическое лицо (объединение юридических лиц), образованное на идее коллегиального управления, в котором с целью получения прибыли в процессе выполнения социально-полезной деятельности объединены лица и капиталы. Корпорациями надо считать такие юридические лица, как хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, а так же предпринимательские объединения4.
В современной юридической литературе, по мнению О. 3. Гукасян, выделяются следующие подходы к определению «корпорации»: французский, немецкий, англо-американский и российский. Охарактеризуем их подробнее.
1. Во Франции термин «корпорация» не имеет законодательного закрепления, сущность его сводится к тому, что корпорация — это искусственное образование, невидимое, неосязаемое и существующее лишь в юридическом смысле. Корпорация обладает только теми свойствами, какими ее наделил учредительный устав.
2. Германская «корпорация» — это родовое понятие для целой группы юридических лиц, являющихся ее участниками. Участники корпорации наделяются определенными правами и несут определенные обязанности, как в отношении самой корпорации, так и в отношении друг друга. Германское толкование является более широким, нежели французское и включает не только акционерные общества, но и все другие виды юридических лиц (товарищества, кооперативы, концерны и т. д.)
3. Англо-американская правовая модель исходит из того, что корпорация — это любая организация, представляющая собой единое целое и выступающая единолично от имени всех ее участников в гражданском обороте. В США и Англии корпорации отождествляются с акционерным обществом (открытым или закрытым) 5.
4. Российская правовая модель содержит два законодательно закрепленных, в большой мере созвучных, но не тождественных понятия: с одной сторо-
3 Тиболт И. В. Указ. соч. С. 22.
4 Герасимович И. В. Указ. соч. С. 20.
5 Гукасян 3. О. Теоретические подходы к изучению сущности корпораций в России // Вопросы регулирования экономики. 2013. № 1. Том 4. С. 42—46.
ны, корпорацией признается организация, учредители (участники) которой обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган. К данным организациям отнесены все коммерческие юридические лица (за исключением унитарных предприятий), а также ряд некоммерческих. С другой стороны, существует термин государственная корпорация, появившийся задолго до указанного определения — еще в 1999 году. Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.
Очевидно, что законодатель, вводя новое определение корпорации, имел вполне определенную цель по выстраиванию нового, систематизированного подхода к сущности корпоративного юридического лица. Теперь такие понятия, как «корпоративное управление», «корпоративное поведение», «корпоративная ответственность», «корпоративный контроль» и др., не имевшие ранее четкого научного определения, приобретают совершенно новый смысл и определение.
Таким образом, сущность понятия «корпорация» достаточно подробна исследована в отечественной юридической литературе. Существует несколько подходов к определению понятия «корпорация», однако в общем виде все их можно представить, как: объединение лиц и капиталов для предпринимательских целей, подразумевающее членство участников в объединении, ограниченную ответственность участников своим имуществом по обязательствам объединения и существование определенной внутренней структуры, предполагающей органы управления.
Российская правовая модель имеет собственный уникальный поход к определению сущности понятия «корпорация». Несмотря на то, что данный термин используется в течение долгих лет, законодательное закрепление он получил только в 1999 году в качестве понятия «государственная корпорация», которое, по сути, значительно отличается от научно-обоснованной модели корпорации и представляет собой особые государственные образования, созданные с целью осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций и не предполагающими своей целью только лишь ведение предпринимательской деятельности и исполняющие в ряде случаев функции публичной власти. В настоящее время существует и второе определение — корпоративное юридическое лицо, в отличие от первого, совпадает с традиционным понятием «корпорация». Таким образом, налицо двоякий, нуждающийся в дальнейшей доработке законодательный подход к правовой категории «корпорация». Думается, что введение определения «корпоративное юридическое лицо» ознаменовало начало совершенствования законодательства в правильном направлении — для устранения существования понятий, подобных «государственной корпорации», не вписывающихся по смыслу в правовую модель, а также для того, чтобы такие понятия, как «корпоративное управление», «корпоративная культура», «корпоративная ответственность», «корпоративный контроль», не имевшие четкого определения, но, тем не менее, повсеместно использующиеся, получили, наконец, единый смысл.