[email protected] Надежда Владимировна Дмитриева,
аспирантка кафедры налогов и налогообложения, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 336.22 ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЛИНГА
Статья посвящена разработке теоретических и методологических основ государственного налогового контроллинга, который представляет собой многофункциональную, интегрирующую систему управления налоговыми потоками государства. Внедрение и дальнейшее совершенствование системы государственного налогового контроллинга позволит повысить эффективность процесса управления налоговыми доходами и расходами государства, а также построить систему информационно-сервисного обеспечения, которая необходима для анализа, оценки и координации данного процесса. В статье приводится определение понятия государственного налогового контроллинга, раскрывается его содержание, основные элементы, цель, задачи, функции и основные инструменты.
Ключевые слова: налоговый контроллинг, информационно-сервисное обеспечение, налоговый менеджмент, налоговое планирование, бюджетирование, налоговый контроль.
N.V. Dmitrieva
THE CONCEPT AND ESSENCE OF STATE TAX CONTROLLING
The paper presents ways to develop theoretical and methodological foundations for state tax controlling that is a multifunctional, integrative system of managing state tax revenue. The author argues that implementation and further improvement of the state tax controlling system will increase the efficiency of tax revenue and state expenditures management, as well as create a system of information and service support that is needed for the analysis, evaluation and coordination of the process. The paper presents a definition of the concept of state tax controlling, reveals the content, basic elements, goals, objectives, functions, and tools of state tax controlling.
Keywords: tax controlling, information and technical support, tax management, tax planning, budgeting, tax control.
Налоги являются важнейшей составной частью финансовой системы любого государства. С одной стороны, они образуют финансовую основу бюджетов различных уровней, а с другой - являются одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики. В связи с этим существует необходимость эффективного управления как входящими, так и исходящими налоговыми потоками государства, или, иначе говоря, налоговыми доходами и расходами. При этом формирование, развитие и максимальное использование всех потенциальных возможностей системы государственного налогового контроллинга может послужить основой управления этими потоками.
В настоящее время понятие государственного налогового контроллинга не применяется в отношении процесса управления государственными налоговыми потоками. Более того, это понятие является абсолютно новым для налоговой науки и практики.
Действующие российские организации (корпорации, предприятия) в современных условиях хозяйствования все чаще используют различные схемы минимизации налоговых платежей, включая нелегальные. Государство же, в свою очередь, вынуждено все более активно проводить налоговую реформу, которая, однако, не всегда служит достижению ожидаемого фискального и регулирующего эффекта. Современное понимание процесса управления налоговыми потоками не признает необходимости управления налоговыми потоками на государственном уровне. Поэтому заложить основы системы государ-
ственного налогового контроллинга - важнейшая задача современной российской теории и практики управления государственными налоговыми доходами и расходами.
Главное отличие налогового контроллинга от налогового контроля состоит в том, что он преимущественно ориентирован на исключение ошибок и просчетов в настоящем и будущем через управление налоговыми потоками государства, а не на выявление недостатков, которые были допущены в прошлом.
В современной России не только налоговый контроллинг, но и вся система контроллинга не нашла широкого распространения ввиду недостаточности теоретических разработок и опыта их практического использования. Несмотря на то что термин «контроллинг» широко используется в научных и деловых кругах, он порождает большое количество дискуссий и среди ученых, и в бизнес-среде. В настоящее время контроллингу посвящено огромное количество исследований, но не сложилось единого подхода даже к его определению. В современных источниках можно встретить десятки различных трактовок понятия «контроллинг». Это свидетельствует о том, что контроллинг является актуальным и интенсивно развивающимся направлением в сфере теории и практики управления финансово-хозяйственной деятельностью организаций (предприятий, корпораций). Также не утихают споры о теории и практике контроллинга, его задачах, функциях, методах и т.д.
Поскольку налоговый контроллинг является одной из подсистем общей системы контроллинга, все эти дис-
куссии в равной мере касаются и данного понятия. Использование термина «налоговый контроллинг» не является общепринятым не только в российской, но и в зарубежной практике. В имеющихся же на сегодняшний день по данной тематике источниках это понятие рассматривается преимущественно на уровне предприятия [1; 2, с. 153; 3; 4]. Поэтому представляется целесообразным разработать методологические основы построения полноценной системы налогового контроллинга также и на государственном уровне.
Некоторые авторы (Е.В. Барулина, С.В. Барулин) рассматривают налоговый контроллинг как многофункциональную систему, которая включает в себя следующие блоки (подсистемы):
- концепцию, систему координации, методологическую, методическую и инструментальную базу обеспечения реализации всех функций управления налоговыми потоками;
- функциональный блок информационно-сервисного обеспечения процесса управления налоговыми потоками;
- функциональный блок налогового менеджмента [1, с. 47].
На наш взгляд, данное определение наиболее полно отражает сущность полноценной, качественно разработанной системы налогового контроллинга как на корпоративном, так и на государственном уровнях.
Основными факторами, определяющими актуальность внедрения системы государственного налогового контроллинга, являются:
- необходимость поиска наиболее эффективных и совершенных методов управления налоговыми потоками на государственном уровне с целью качественной оценки проводимой государством налоговой политики и выявления возможных скрытых резервов увеличения доходов бюджетной системы за счет налоговых поступлений либо сокращения налоговых расходов вследствие эффективных мер по противодействию незаконному уклонению от уплаты налогов, легализации доходов теневого сектора экономики, а также оценки и мониторинга результативности и эффективности предоставляемых налоговых льгот и преференций;
- необходимость создания и последующего совершенствования информационного обеспечения процесса управления налоговыми потоками государства.
Эффективное управление налоговыми потоками государства - задача чрезвычайно сложная. Для ее решения требуется создание единой информационной координирующей системы управления налоговыми потоками, построенной на единой методологической и инструментарной базе, способной интегрировать, координировать и реализовывать функции налогового менеджмента и его информационно-сервисного обеспечения. Такой концепцией управления налоговыми потоками государства, методологически и инструментарно обеспеченной, и является система государственного налогового контроллинга.
С учетом вышесказанного на рисунке представлена модель формирования и структуры системы государственного налогового контроллинга.
Наибольшей самостоятельностью в системе государственного налогового контроллинга обладает функциональный блок государственного налогового менеджмента, который и находится в основе принятия управленче-
ских налоговых решений. Однако трудно представить себе нормальное функционирование системы государственного налогового менеджмента без адекватной информационной базы.
Основная цель государственного налогового контроллинга состоит в разработке концепции управления налоговыми потоками государства, в создании адекватной системы информационно-сервисного обеспечения принимаемых налоговых решений, в координации ее с функциональными системами налогового планирования, прогнозирования, регулирования и контроля, исполнения налоговых бюджетов, а также в методологическом и инструментарном обеспечении процесса управления налоговыми потоками государства.
В современных условиях, характеризующихся динамичным развитием национальной экономики, основная цель государственного налогового контроллинга должна быть непосредственно связана со стратегической целью государственного регулирования экономики - укреплением финансовой системы государства и обеспечением экономического роста на основе беспрерывного и стабильного поступления налоговых доходов в бюджетную систему РФ и оптимизацией состава и структуры государственных налоговых расходов. Связь эта может быть обеспечена путем настройки государственного налогового контроллинга и его функциональных блоков на разработку и реализацию эффективной системы управления потоками налоговых доходов и налоговых расходов, которая ориентирована на создание и долгосрочное поддержание положительного налогового результата на уровне государства. Однако обеспечение положительного налогового результата должно осуществляться не любыми средствами, а именно не за счет необдуманного увеличения налогов и величины налогового бремени, а на основе проведения эффективной фискальной политики, обеспечивающей рост налоговых доходов на базе расширения производства, увеличения объемов реализации и доходов налогоплательщиков. В данном случае система государственного налогового контроллинга и каждая из его функциональных подсистем будут настроены вносить свой вклад, ограниченный налоговыми потоками, в достижение общей стратегической цели государственного регулирования экономики - укрепление финансовой системы государства и обеспечение непрерывного экономического роста. Цель государственного налогового контроллинга реализуется в его функциях и задачах.
Государственный налоговый контроллинг призван выполнять следующие функции:
- информационно-сервисная функция (предполагает обеспечение системы государственного налогового контроллинга информацией, необходимой для анализа, оценки и координации процесса управления налоговыми потоками);
- организационная функция (обеспечивает организацию и осуществление процессов управления налоговыми потоками государства, налогового планирования, прогнозирования, регулирования и контроля);
- координирующая функция (призвана обеспечивать согласованность действий в процессе разработки концепции управления налоговыми потоками государства и создании адекватной системы информационно-сервисного обеспечения, а также их координацию с функ-
Система государственного налогового контроллинга
Модель построения системы государственного налогового контроллинга
циональными системами налогового планирования, прогнозирования, регулирования и контроля);
- функция ориентации на выполнение государством и его территориальными образованиями своих основных функций (предполагает финансовое обеспечение процесса выполнения государством и его территориальными образованиями своих основных задач и функций за счет поступающих налоговых платежей).
Задачи государственного налогового контроллинга направлены на практическую реализацию его основной цели и функций. Таким образом, основными задачами государственного налогового контроллинга являются:
- разработка концепции и механизма координации, методологического и инструментарного обеспечения процесса управления налоговыми потоками государства, доведение этих основ до всех субъектов системы государственного налогового контроллинга;
- определение задач и функций субъектов государственного налогового контроллинга;
- установление норм и стандартов государственного налогового контроллинга в части налогового планирования (прогнозирования) и бюджетирования, контроля и анализа исполнения и координации налоговых планов (прогнозов), бюджетов;
- организация и совершенствование процессов ведения оперативно-бухгалтерского учета налогов и сборов, составления форм статистической налоговой отчетности и оценки эффективности деятельности налоговых органов;
- оценка эффективности проводимой государством налоговой политики;
- прочие организационные, координирующие, сервисные и обеспечивающие процесс управления налоговыми потоками государства задачи.
Основными инструментами государственного налогового контроллинга являются:
- формы и показатели оперативно-бухгалтерского учета налогов и сборов;
- формы и показатели статистической налоговой отчетности;
- способы, приемы и показатели оценки эффективности контрольной деятельности налоговых органов;
- показатели и методы налогового планирования (прогнозирования) и бюджетирования, методики расчета показателей налоговых планов (бюджетов);
- способы и инструменты координации исполнения налоговых планов (прогнозов), бюджетов;
- виды и формы государственного налогового контроля;
- показатели и методики оценки эффективности системы государственного налогового контроллинга, ее функциональных подсистем (информационно-сервисной и менеджерской) и их элементов;
- прочие инструменты.
Эффективная организация процесса управления налоговыми потоками государства потребует создания специального органа, который будет организовывать, контролировать и координировать этот процесс. Поскольку Минфин РФ является основным субъектом управления налогами, было бы целесообразно создать в составе данного субъекта Федеральную службу государственного налогового контроллинга с привлечением для работы на постоянной основе необходимых научных кадров. В связи с тем что налоговая и бюджетная системы в РФ представлены тремя уровнями, очевидно, что и служба государственного налогового контроллинга должна существовать на каждом из этих уровней. Функциями этой службы должны быть:
- оценка, мониторинг и координация проводимой государством налоговой политики;
- аналитика и координация деятельности всех нижестоящих субъектов государственного налогового контроллинга;
- осуществление налогового планирования (прогнозирования) и бюджетирования на всех уровнях бюджетной системы;
- разработка мер налогового регулирования и контроля;
- разработка и внесение в Минфин РФ предложений относительно развития и совершенствования действу-
ющей системы налогов и сборов и налоговой политики государства;
- разработка управленческих решений по налоговым доходам, налоговым расходам, налоговой прибыли, их доведение до Минфина РФ, а также продвижение и мониторинг их исполнения и др.
Решение о создании специализированной службы государственного налогового контроллинга потребует решения таких вопросов, как:
1) предварительная оценка эффективности данной службы, производимая путем сопоставления предполагаемых ресурсных затрат на нее и ожидаемого от результатов ее деятельности экономического эффекта;
2) в случае принятия положительного решения относительно создания этой службы необходимо обеспечить нормативно-правовую базу, регламентирующую ее статус и функции.
Таким образом, исходя из всего вышесказанного, под государственным налоговым контроллингом следует понимать многофункциональную и координирующую систему управления налоговыми потоками государства, интегрирующую в единый комплекс такие элементы и функциональные блоки, как концепция, система координации, методологическая и инструментарная база обеспечения процесса управления налоговыми потоками государства, информационно-сервисное обеспечение данного процесса и государственный налоговый менеджмент.
1. Барулина Е.В., Барулин С.В. Налоговый контроллинг компании: налоговый менеджмент, информационно-сервисное обеспечение процесса управления. Саратов: СГСЭУ, 2014.
2. Калинина Н.М., Метелев И.С. Применение инновационных технологий управления в налоговом администрировании: налоговый контроллинг // Налоги и финансовое право. 2013. № 5. С. 151 - 157.
3. Окраинец Т.И., Фомина О.А. Проблемы внедрения системы налогового контроллинга на предприятиях угольной отрасли // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2010. № 4. С. 325 - 331.
4. Фомина О.А. Механизм оптимизации финансовых ресурсов предприятия в системе стратегического налогового контроллинга. иР1_: http://www.e-rej.ru/Articles/2007/Fomina.pdf.
[email protected] Николай Иванович Ильин,
доктор экономических наук, советник директора, профессор кафедры правосудия и процессуального права, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
Ксения Ивановна Бабина,
аспирантка кафедры правосудия и процессуального права, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 336.7 ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
РОЛЬ БАНКОВ В ФИНАНСИРОВАНИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
Банки занимают значительное место в инновационном процессе. Активная позиция банка заключается в формировании союза финансистов, промышленников и ученых. Пассивную позицию банков в инновационном процес-