Научная статья на тему 'Понятие и сущность дорожно-транспортного преступления, связанного с наездом на пешехода: уголовно-криминологический аспект'

Понятие и сущность дорожно-транспортного преступления, связанного с наездом на пешехода: уголовно-криминологический аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1493
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ПЕШЕХОД / НАЕЗД / УГОЛОВНО-КРИМИНАЛЬНЫЙ ПОДХОД. / ROAD (TRAFFIC) CRIME / PEDESTRIAN / RUNNING OVER / CRIMINAL APPROACH

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузьменко Д. О.

Исследование посвящено выяснению понятийных и сущностных особенностей дорожнотранспортного преступления, связанного с наездом на пешехода, в рамках уголовно-криминологического подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT AND ESSENCE OF THE ROAD CRIME CONNECTED WITH A RUNNING OVER A PEDESTRIAN: CRIMINALCRIMINOLOGICAL ASPECT

The conceptual and essential features of the road (traffic) crime connected with a running over a pedestrian are examined according to the criminal-criminological approach

Текст научной работы на тему «Понятие и сущность дорожно-транспортного преступления, связанного с наездом на пешехода: уголовно-криминологический аспект»

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СВЯЗАННОГО С НАЕЗДОМ НА ПЕШЕХОДА: УГОЛОВНО-КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Д. О. КУЗЬМЕНКО

Исследование посвящено выяснению понятийных и сущностных особенностей дорожнотранспортного преступления, связанного с наездом на пешехода, в рамках уголовно-криминологического подхода.

Ключевые слова: дорожно-транспортное преступление, пешеход, наезд, уголовно-криминальный подход.

Представляя собой неотъемлемую часть современной действительности, оказывая серьезное влияние на темпы экономического и социального развития любого государства, дорожное движение и его безопасность служат своего рода индикатором уровня общественного развития.

Ежегодное увеличение автомобильного парка, а также существующая дорожно-транспортная инфраструктура не соответствуют потребностям общества и государства и не могут обеспечить безопасность дорожного движения, особенно таким его наиболее уязвимым участникам, как пешеходы.

В частности, именно в Российской Федерации самый высокий из 43 стран - членов Европейской конференции министров транспорта (ЕКМТ) -показатель смертных случаев в ДТП, а их общее число составляет 1/3 от всех погибших в ДТП в этих странах.

При этом наиболее многочисленной и самой уязвимой группой участников дорожного движения являются пешеходы. За последние десять лет численность пешеходов, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, увеличилась на 30 %. Всего за этот период погибло свыше 100 тыс. и ранено свыше 500 тыс. пешеходов, среди которых почти 60 % пострадавших составляют лица в возрасте от 17 до 40 лет. Среди пострадавших от ДТП каждый 15-й ребенок, каждый 10-й погибший и 8-й раненый - подростки [2].

В этой связи перед государством и обществом стоит сложная задача повышения уровня защищенности пешеходов, что представляется возможным только посредством всестороннего криминологического исследования дорожно-транс-

портных преступлений, связанных с наездом на пешеходов.

Представленная проблема имеет сложный, многоплановый характер и требует комплексного подхода с использованием последних достижений различных наук и практики. Особенно значимым для теории и практики является криминологический анализ рассматриваемых преступлений, которому уделяется недостаточное внимание, а соответствующие проблемы все еще остаются малоизученными. Между тем механизм дорожнотранспортных преступлений, связанных с наездами на пешеходов, причины и условия таких преступлений, личность преступника, формы и методы криминологической и виктимологической профилактики указанных деяний составляют именно криминологическое содержание проблемы обеспечения безопасности дорожного движения, где особую роль призвана сыграть деятельность органов ГИБДД.

В данном вопросе необходимы криминологические исследования, затрагивающие различные вопросы, в частности проблемы выяснения понятийных и сущностных особенностей дорожнотранспортных преступлений, связанных с наездами на пешеходов. При этом важное значение имеет необходимость раскрыть вопросы, сопряженные с анализом таких категорий, как дорожнотранспортное преступление, дорожно-транспортный травматизм, транспортное средство.

Особое значение в этой связи имеет тот факт, что аварийность на автомобильном транспорте -одна из острейших социально-правовых, экономических проблем, стоящих перед большинством стран. По прогнозам Всемирной организации

здравоохранения (ВОЗ), к 2020 г. травматизм в результате дорожных аварий может стать третьей основной причиной гибели или увечий и превратиться в более серьезную проблему для здоровья людей, чем малярия, туберкулез, СПИД / ВИЧ. Для России данная проблема является особо актуальной, так как по сравнению с зарубежными странами риск травмирования пешеходов в России является одним из самых высоких - 63 пострадавших пешехода на 100 тыс. жителей, что в 2,5-3,5 раза больше, чем в Швеции, Дании, Финляндии, Румынии, Норвегии и в 1,5-2 раза больше, чем в Венгрии, Испании, Франции, Болгарии, США, Италии [1].

Для правильного понимания сути криминологического анализа дорожно-транспортных преступлений, связанных с наездом на пешеходов, его практического применения важную роль играет используемая терминология. В данной связи необходимо уяснить как общие вопросы организации дорожного движения, так и те особенности, которые возникают в связи с совершением преступления в данной сфере.

Под дорожным движением понимается совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. При этом дорожное движение является не стихийным процессом, а результатом сознательной и управляемой деятельности.

Рассматривается понятие «дорожно-транспортное происшествие», под которым понимается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. Представленное определение позволяет выделить ряд признаков ДТП, отличающих его от других происшествий: ДТП возможно только при участии транспортного средства; в момент возникновения ДТП транспортное средство должно находиться в процессе дорожного движения; возникновению ДТП предшествует одно или несколько нарушений нормативов по обеспечению безопасности дорожного движения; ДТП всегда имеет вредные последствия. Именно эти признаки, по мнению автора, являются критерием, позволяющим делить все дорожно-транспортные происшествия на две группы: административные правонарушения и преступления [1, с. 88].

Структура рассматриваемых дорожно-транспортных преступлений включает несколько ви-

дов нарушений таких правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, как выбор скорости, обгон, проезд перекрестков, запрет управлять транспортным средством в состоянии опьянения, ненадлежащее состояние автомобиля, последствия которых проявляются в виде наезда на пешехода, т. е. происшествия, при которых транспортное средство наехало на человека или он сам наткнулся на движущееся транспортное средство.

В этой связи целесообразно рассмотреть различные криминологические показатели дорожнотранспортных преступлений, связанных с наездами на пешеходов. В частности, особенности дифференциации автомобильных дорог, что позволяет сконцентрировать меры, направленные на предупреждение изучаемых дорожно-транспортных преступлений, сделать их предметными. Другим моментом, на котором следует остановиться, является то, что среди лиц, совершивших подобные преступления, мужчины составили 97 %. Низкий уровень преступлений, совершаемых женщинами в данной сфере, обусловлен тем, что женщины крайне редко оказываются в условиях мужчин. Женщины примерно в 50 раз реже и меньше употребляют спиртные напитки, в 10 раз больше мужчин стремятся к порядку и соблюдают требования законов, в том числе Правил дорожного движения. Кроме того, из числа женщин, совершивших наезд на пешехода и скрывшихся с места ДТП, всего 2 %, а из числа мужчин - 17 %.

Говоря о криминологических показателях, характеризующих дорожно-транспортные преступления, связанные с наездом на пешеходов, нельзя не затронуть проблему их последствий, оценку тяжести и опасности тех негативных изменений, которые они порождают. Они дают о себе знать в разных сферах жизнедеятельности общества: экономической, нравственной, правовой, медицинской, производственно-трудовой, бытовой, семейной и т. д. Но все последствия в той или иной степени имеют социальный смысл.

Самыми значимыми для общества и весьма серьезными последствиями дорожно-транспортных преступлений, связанных с наездом на пешехода, являются потери в виде смерти людей. Согласно результатам исследования из числа по-страдавших-пешеходов 28,8 % получили смертельные травмы. При этом тяжесть последствий наездов, совершаемых на автомобильных дорогах вне городов, почти в два раза выше, чем в городах и населенных пунктах [3].

Таким образом, дорожно-транспортные преступления, связанные с наездом на пешехода, не

только сами по себе, но и именно их последствия неизбежно вызывают социальную напряженность как в рассматриваемой нами сфере дорожного движения, так и других сферах общественных отношений.

Принципиальный характер в этой связи приобретают детерминанты дорожно-транспортных преступлений, а также выяснение их причин и условий, способствующих совершению действий, связанных с причинением вреда пешеходам.

Подчеркивая значимость проблемы, еще в 2005 г. на заседании президиума Госсовета по вопросам безопасности дорожного движения

В. Путин подчеркнул, что основной причиной большинства ДТП является сознательное нарушение правил дорожного движения, низкая культура поведения на дорогах, безответственность и правовой нигилизм. Он отметил, что повышение безопасности дорожного движения должно стать самостоятельным направлением государственной политики.

Причинный комплекс, порождающий и объясняющий совершение дорожно-транспортных преступлений, связанных с наездом на пешеходов, представляет собой часть общего блока причин неосторожной преступности в целом, но, вместе с тем, он отличается и определенными особенностями, спецификой. Их анализ имеет существенное значение для разработки мер по профилактике рассматриваемых преступлений. Причины и условия рассматриваемых преступлений надо видеть (может быть, главным образом) в поведении, действиях и поступках водителей.

Особого внимания заслуживает состояние дорожно-транспортной инфраструктуры с точки зрения обеспечения безопасности пешеходов. Отсутствие или недостаточная освещенность улиц и дорог негативно влияют на дорожнотранспортный травматизм пешеходов. В Тамбовской области за период 2003-2007 гг. из-за недостаточной освещенности проезжей части было совершено 226 наездов на пешеходов, что составляет 4,1 % от общего количества ДТП, связанных с наездами на пешеходов. С увеличением продолжительности темного времени суток число погибших и раненых в дорожно-транспортных преступлениях пешеходов возрастает, максимальные количество наездов на пешеходов и число пострадавших пешеходов отмечается в зимний период. В частности, наезды на пешеходов в г. Тамбове составили за период 20032007 гг. 511 наездов, что составляет 36,8 % от общего числа наездов.

Также одной из детерминант, способствующих совершению наездов на пешеходов, является старость транспортного парка. Основу парка транспортных средств России составляют автомобили, конструкция которых по многим параметрам не отвечает современным требованиям. Кроме того, происходит быстрое старение парка частных автомобилей. Так, около 35 % транспортных средств эксплуатируются более восьми лет, 13 % - свыше 15 лет [4].

Определенное место в детерминации дорожно-транспортных преступлений занимают и недостатки в организации дорожного движения. Изучая данные недостатки с точки зрения причин и условий рассматриваемых преступлений, надо указать на два основных положения:

во-первых, темпы дорожного строительства отстают от темпов автомобилизации;

во-вторых, существующая структура дорожных и коммунальных органов, их низкая техническая оснащенность, острая нехватка сырья и материалов не позволяют обеспечить нормальные условия дорожного движения.

Так, согласно данным Федерального дорожного агентства: 37 тыс. км (82 % от общей протяженности федеральных дорог) требуют ремонта дорожной одежды; неудовлетворительную прочность дорожных одежд имеют 56 % федеральных дорог; неудовлетворительную ровность дорожных покрытий - 37 %; неудовлетворительные сцепные свойства дорожных покрытий - 36 %. В данной связи существует и еще одна проблема -это наружная реклама вдоль дорог. По мнению большинства экспертов (85 %) - водителей транспортных средств, указанный вид рекламы является отвлекающим от управления автомобилем фактором. В целом ряде стран мира по условиям безопасности движения установка рекламы на автомобильных дорогах запрещена.

Таким образом, дорожно-транспортная преступность, связанная с наездом на пешехода, представляет собой сложную, многоаспектную систему, анализ которой позволит выработать соответствующие меры профилактики подобного вида дорожно-транспортных преступлений и сформировать действенные меры их реализации.

Литература

1. Кузьменко Д. О. Общие вопросы профилактики дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов // XIV Державинские чтения. Институт права: материалы Общерос. науч. конф. Февр. 2009 г. / отв. ред. О. В. Белянская. Тамбов, 2009. С. 65-66.

2. Смирнов А. А. Криминологическая характеристика и уголовно-правовые меры противодействия дорожно-транспортным преступлениям. СПб., 2004.

С. 91.

3. Таюрская Е. А. Виктимологическая характеристика и профилактика дорожно-транспортных преступлений. М., 2006. С. 112.

4. Трошкин А. А. Криминологическое прогнозирование ДТП (теоретические, информационные и методические аспекты). М., 2007. С. 56.

* * *

CONCEPT AND ESSENCE OF THE ROAD CRIME CONNECTED WITH A RUNNING OVER A PEDESTRIAN: CRIMINAL-CRIMINOLOGICAL ASPECT

D. O. Kuzmenko

The conceptual and essential features of the road (traffic) crime connected with a running over a pedestrian are examined according to the criminal-criminological approach.

Key words: road (traffic) crime, pedestrian, running over, criminal approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.