© Андрейчиков А.В., Исаенко Ю.С., 2010
УДК 330.142 ББК 65.011.15
ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
А.В. Андрейчиков, Ю.С. Исаенко
Описывается понятие «интеллектуальный капитал вуза» и его структура. Рассмотрены составляющие элементы интеллектуального капитала вуза. Предложен способ оценки интеллектуального капитала на основе построения рейтинга высших учебных заведений.
Ключевые слова: интеллектуальный капитал, оценка интеллектуального капитала, оценка объектов интеллектуальной собственности, методы оценки интеллектуального капитала.
В современных условиях Россия занимает третье место в мире по числу ученых и входит в число лидеров по государственным расходам на научную деятельность, но по ее результатам далека от передовых стран в этой области. Это следствие слабого взаимодействия научных и образовательных институтов, государства, бизнеса, недостаточного привлечения частных инвестиций в науку [5]. Очевидно, что эффективность развития экономики современных государств в большой степени зависит от средств, вкладываемых в интеллектуальный капитал, который проявляет себя в качестве генератора научно-технического прогресса, изменяющего структуру национальной экономики [3, с. 102]
Проблемы формирования интеллектуального капитала, его развития и использования продолжают оставаться недостаточно изученными и актуальными для вузов после принятия в августе 2009 г. Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» [4].
Существующие различные модели и теории интеллектуального капитала представляют собой обобщение практики управления факторами стоимости в конкретных компаниях, что в настоящее время признается и исследователями, и практиками (Э. Бру-кинг, Л. Эдвинссон, К.Э. Свейби, Т. Стюарт, С.М. Климов, А.Н. Козырев, Б.Б. Леонтьев, А.Л. Гапоненко, В.Л. Иноземцев). По этой причине каждая модель уникальна и отражает специфику своей компании. Вместе с тем накопление опыта и знаний об интеллектуальном капитале позволило выработать более или менее единые подходы к структуризации интеллектуальных активов компаний. Практически все исследователи этого вопроса и менеджеры выделяют три составляющих интеллектуального капитала: 1) человеческий капитал; 2) структурный, или организационный, капитал; 3) клиентский капитал.
В то же время каждая из существующих моделей по-своему обосновывает выделение элементов и взаимоотношения между ними.
Известный зарубежный исследователь в этой области Э. Брукинг использует термин «интеллектуальный капитал» для обозначения нематериальных активов организации, подразделяя их на четыре части [1, с. 45]: рыночные активы, интеллектуальная собственность как актив, человеческие активы и инфраструктурные активы (см. рис. 1).
Интеллектуальный капитал
Рыночные активы Человеческие активы Интеллектуальная собственность как актив Инфраструктурные активы
Рис. 1. Составляющие элементы интеллектуального капитала
Интеллектуальный капитал составляет значительную долю в инновационных, научных организациях, занимающихся производством знания. Особенно важным представляется изучение интеллектуального капитала в таких организациях, где практически нет материальных активов либо их доля незначительна, как один из способов увеличения конкурентоспособности, повышения инвестиционной привлекательности, привлечения внутренних и внешних инвесторов. Примером являются научные исследовательские институты и высшие учебные заведения. Интеллектуальный капитал высшего учебного заведения, в соответствии с подходом Э. Брукинг, можно аналогично определить как совокупность четырех составляющих: рыночные активы, человеческие активы, интеллектуальная собственность как актив и инфраструктурные активы (см. рис. 2).
Рыночные активы представляют собой потенциал, который обеспечивается нематериальными активами, связанными с рыночными операциями [1, с. 60]. В качестве примеров можно привести бренд университета, наличие довузовской подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров, государственные заказы на обучение, возможность распределения и трудоустройства выпускников вуза, различные контракты и соглашения с международными вузами и зарубежными учебными заведениями, осуществляющими обмен студентами, и т. п. Значимость рыночных активов заключается в том, что они обеспечивают вузу конкурентное преимущество во внешней среде.
Наличие бренда вуза подразумевает предоставление отличительных образовательных услуг, что обеспечивает приверженность и постоянный спрос, результатом чего является выгодный портфель заказов.
Интеллектуальный капитал вуза выражается в его репутации (имидже, гудвилле), пред-
ставленной историей вуза и впечатлением, производимым вузом на потребителей образовательных услуг (престижность вуза, стоимость и содержание обучения, материальная база вуза и др.), а также в возможности успешного трудоустройства выпускников вуза как результате применения на практике полученных знаний [6, с. 3].
Рыночные активы гарантируют осведомленность об отличительных особенностях вуза и характере его деятельности, а также в большей степени определяют престиж вуза. Для общества рыночные активы являются наиболее явной частью интеллектуального капитала вуза, самой видимой.
Самая уникальная часть интеллектуального капитала вуза - человеческие активы. В них сокрыт огромный потенциал для развития и повышения уровня интеллектуального капитала вуза в целом.
Под человеческими активами подразумевается совокупность коллективных знаний профессоров, преподавателей, их профессиональное мастерство, умение доступно и творчески преподавать студентам материал, их творческие способности, педагогические качества и управленческие навыки. Задача каждого преподавателя заключается в формировании нового знания, передаче теоретических разработок и практических навыков, а также в том, чтобы определить необходимые механизмы, дающие каждому студенту возможность полной реализации своего потенциала способностей.
Для вуза необходимым является формирование знания и его накопление. Знания формируются не сами по себе, а в процессе обучения, обсуждения, обмена информацией, закрепляются в человеке, и в дальнейшем для его сохранения требуется привлечение людей, которые этими знаниями обладают.
Интеллектуальный капитал высшего учебного заведения
Рис. 2. Структура интеллектуального капитала вуза
В состав человеческих активов вуза, кроме профессорско-преподавательского состава, следует относить и младших научных сотрудников: аспирантов, соискателей, докторантов и студентов. Последние, как правило, являются переменной частью. Студенты приходят с конкретной целью, получают соответствующие знания и статус в обществе, после чего уходят за пределы университета, и лишь малая часть из них остается для дальнейшего участия в формировании интеллектуального капитала вуза. Ко многим интеллектуальным открытиям и достижениям ученых приводили их ученики: в процессе обучения, экспериментов, дискуссий, решения разного рода вопросов и задач. Поэтому считаем необходимым учитывать их вклад в общем объеме интеллектуального капитала вуза.
Под интеллектуальной собственностью в соответствии со ст. 138 Гражданского Кодекса РФ понимаются исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т. п.) [2].
Интеллектуальная собственность включает ноу-хау, торговые секреты, патенты и различные авторские права, а также производственные секреты, промышленные образцы.
Инфраструктурные активы - это те технологии, методы и процессы, которые делают работу вуза вообще возможной. Например, процесс обучения, управленческие процессы,
корпоративная культура, финансовая структура, информационные технологии, отношения с инвесторами, коммуникационные системы (например, электронная почта и телеконференции).
Значимость инфраструктурных активов заключается в том, что они позволяют вузам функционировать более упорядоченно и качественно. Они также формируют среду, в которой сотрудники вуза и студенты учатся, работают и общаются друг с другом [1, с. 113].
Основу инфраструктурных активов вуза составляют методики преподавания. В современных вузах регулярно проводятся семинары, на которых преподаватели могут обмениваться опытом. Такие семинары проводятся как на внутри-вузовском, так и на межвузовском уровне.
Для эффективного управления интеллектуальным капиталом вуза необходима его регулярная оценка. Учитывая особенности интеллектуального капитала, наличие количественных и качественных показателей, предлагается оценивать интеллектуальный капитал, используя метод анализа иерархических структур. Для решения задачи необходимо представить в виде иерархии проблему оценки интеллектуального капитала: фокусом является «Оценка интеллектуального капитала вуза» (см. рис. 3).
В качестве критериев можно выделить четыре группы, характеризующие интеллектуальный капитал высшего учебного заведения: рыночные активы, человеческие активы, инфраструктурные активы и интеллектуальная собственность как актив. Сравниваемые альтернативы - это вузы региона, участвующие в оценке интеллектуального капитала.
Поэтапно проводится сравнение альтернатив и критериев методом парных сравнений. При заполнении матриц парных сравнений групп критериев относительно фокуса следует ответить на вопрос: «Какие активы сильнее оказывают влияние? Как сильно выражено данное превосходство?». Для оценки важности частных показателей ставится вопрос: «Какой из показателей имеет наибольшую значимость в рассматриваемой группе?». Ответы формулируются в соответствии со шкалой отношений и кодируются целыми числами с последующим занесением в соответствующие ячейки матрицы парных сравнений. При заполнении матриц парных сравнений альтернатив относительно частных показателей все альтернативы сравниваются по всем показателям всех групп.
Рис. 3. Иерархическая структура интеллектуального капитала вуза
На заключительном этапе синтезируются комплексные оценки альтернативных вариантов путем взвешивания собственных векторов матриц парных сравнений альтернатив весами критериев и проводится иерархический синтез для определения итогового вектора приоритетов альтернатив относительно фокуса иерархии.
Полученные методом анализа иерархических структур количественные оценки позволяют оценить интеллектуальный капитал исследуемых региональных вузов, а также ранжировать сравниваемые альтернативы. Итоговым результатом станет построение рейтинга высших учебных заведений рассматриваемого региона на основе полученных данных вектора приоритета. Высшие учебные заведения, претендующие на первые места, будут привлекать большее внимание общественности, государства и инвесторов, что повысит их инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Брукинг, Э. Интеллектуальный капитал : пер. с англ. / Э. Брукинг. - СПб. : Питер, 2001. - 288 с.
2. Интеллектуальная собственность. Ст. 138 // Гражданский кодекс Российской Федерации. -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http: //www.gk-rf.ru/statia138.
3. Кислицин, И. Г. От интеллектуального потенциала к интеллектуальному капиталу предприятия / И. Г. Кислицин // Вестник Московской академии рынка труда и информационных технологий. -2006. - № 18 (40). - С. 101-106.
4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности : федер. закон от 2 авг. 2009 г. № 217-ФЗ. -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http: //www.consultant.ra/online/base/?req=doc;base= law;n=90201.
5. Путин, В. В. О стратегии развития России до 2020 года : доклад на расширенном заседании Госсовета РФ. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://archive.kremlin.ru/text/appears/2008 /02/159528.shtml.
6. Ромашкина, Р. К. Оценка стоимости объектов интеллектуальной собственности вузов / Р. К. Ромашкина. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://old. nsaem. ru/Science/Publications /Science_notes/Archive/2008/4/487.pdf.
ON THE NOTION AND STRUCTURE OF INTELLECTUAL CAPITAL IN HIGHER ACADEMIC INSTITUTES
A.V Andreychikov, Yu.S. Isaenko
The authors concern the notion «intellectual capital of a higher academic institute» and its structure, as including the constituent elements of the intellectual capital and its evaluation on the basis of higher academic institute rating.
Key words: intellectual capital, estimation of intellectual capital, estimation of intellectual property objects, methods of intellectual capital estimation.