Научная статья на тему 'Понятие и структура энергетического товарного рынка в Российской Федерации'

Понятие и структура энергетического товарного рынка в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
286
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зевайкина А. Н.

В статье рассмотрено понятие энергетического товарного рынка как важнейшей составляющей российского товарного рынка, приведена классификация энергетических рынков по различным основаниям, сформулированы понятия «энерготовар», «энергопродукция» как объекты обращения на энергетических рынках, исследована структура товарного рынка как система договорных отношений между производителями, посредниками и потребителями (оптовыми и розничными) энергопродукции, энерготоваров, определен механизм правового регулирования отношений между субъектами энергетических рынков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зевайкина А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT AND STRUCTURE OF ENERGY COMMODITY MARKET OF THE RUSSIAN FEDERATION

In the article questions of concept of energy commodity market as the most important component of Russian commodity market are considered, the classification of energy markets on various foundations is carried out, the concepts of «energy goods», «energy production» as objects of circulation on the energy markets are formulated, the structure of commodity market as system of contractual relations between producers, intermediaries and purchasers (wholesale and retail) of energy production of energy goods, the mechanism of legal regulation of relations between subjects of energy markets is defined.

Текст научной работы на тему «Понятие и структура энергетического товарного рынка в Российской Федерации»

УДК 004:352

Хабибуллин Руслан Ильдарович Ruslan Khabibullin

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УСЛУГ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

FORMATION OF ELECTRONIC SERVICES IN THE CONTEXT OF SOCIAL ANDPOLITICAL DEVELOPMENT

Рассматривается процесс формирования электронных услуг в контексте социально-политического развития. Автор акцентирует внимание на информационно-коммуникативных технологиях, оказывающих возрастающее воздействие на все сферы жизнедеятельности общества и, прежде всего — на социально-политическую сферу. Предоставление государственных услуг в электронном виде позволит уйти от бюрократических барьеров и снизить количество походов граждан в государственные учреждения, а также обеспечит прозрачность в работе органов власти

Ключевые слова: политика государства, электронные услуги, информация, информационные ресурсы, информационные технологии, электронное правительство

The article discusses the formation of electronic services in the context of socio-political development. The author focuses on information and communication technologies having a growing impact on all spheres of society, and above all — on the socio-political sphere. Provision of public services electronically will get away from bureaucratic barriers and reduce the number of trips of citizens in public institutions, as well as ensuring transparency in government

Key words: government policy, e-services, information, information resources, information technology, e-govemment

В период социально-экономических реформ информационные технологии стали выполнять функцию катализатора, позволяя повысить эффективность управленческой деятельности органов власти за счет совершенствования технологий доступа к услугам и обеспечить возможности для участия в демократических институтах и процессах. В то время как общественный интерес к Интернету и электронным технологическим решениям продолжает расти, государственные и местные органы власти ведут активную политику в области внедрения информационных технологий не только для более эффективного управления, но и для повышения открытости доступа к информации и услугам для населения.

Воздействие информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) на соци-

ально-политическую систему может быть как позитивным, так и негативным. Потеря социальной ориентации технологического развития может привести к неожидаемым эффектам, например, усилению контроля над личностью, еще большей манипуляции индивидуальным и массовым сознанием, возрастанию цифрового неравенства. Под последним понимается вид социальной дифференциации, вытекающий из разных возможностей людей к доступу и использованию новейших технологий [1].

Существует еще один аспект актуализировать выбранную проблематику. Он связан с формированием и функционированием электронного правительства.

Существует множество самых разных определений термина «электронное правительство», наиболее общим и понятным для

большинства населения, по мнению автора, можно охарактеризовать как «автоматизацию процесса предоставления государственных и муниципальных услуг».

Люди многого ожидают от государства, и скорость реализации проектов автоматизации государственных организаций играет большую роль. Проведенные повсеместно опросы показывают, что задача перехода к «электронному правительству» должна пользоваться приоритетом и что всякий раз, когда какая-либо услуга для населения начинает предоставляться по Интернету, это вызывает положительную реакцию граждан и частных фирм. Автоматизация государственных служб достигает успеха тогда, когда она придает положительный импульс всему обществу и способна охватить все население [2].

«Электронное правительство» состоит из трех групп ИТ-средств, расширяющих возможности людей: инфраструктуры, вертикальных решений и различных каналов доступа, таких как общественные порталы. Инфраструктура «электронного правительства» создается снизу вверх; она приносит пользу всем, поскольку позволяет использовать конкретные приложения для решения конкретных проблем и вопросов [2].

Поэтому, хотя и важно, чтобы такая инфраструктура была создана повсеместно, настоящую пользу приносят те решения, которые создаются на базе этой инфраструктуры. Когда у людей появляется доступ в Интернет и адреса электронной почты, самое положительное воздействие на их жизнь окажут те приложения и услуги, доступ к которым люди получат с помощью этих средств коммуникации.

Граждане и частные фирмы уже не полагаются на централизованные методы массового предоставления государственными учреждениями услуг населению (такие методы, характерные для индустриальной эпохи, предполагают оказание услуг по вертикальным каналам). Люди ожидают от своих правительств улучшения качества государственных услуг, повышения эффективности и снижения затрат, роста конкурентоспособности и обеспечения бла-

госостояния в новой информационной экономике.

В Большинстве правительств развивающихся стран созданы веб-порталы, предоставляющие электронные услуги для своих граждан. Среди них Саудовская Аравия, являющаяся богатой развивающейся страной на Ближнем Востоке, которая начала реализацию национальных проектов «электронного правительства» с 1998 г. Деятельность электронного правительства на территории данной страны разделена на пять различных этапов:

I этап — включает основные государственные услуги, которые доступны онлайн; статическую правительственную информацию, предлагаемую гражданам через официальный веб-сайт;

II этап — правительственные веб-сайты, предоставляющие информацию о государственной политике и государственной информации;

III стадия — предлагает интерактивное присутствие в процессе предоставления онлайн-услуг (взаимодействие с помощью телефона, электронной почты и факса);

IV стадия — способы взаимодействия между правительством и гражданами страны;

V этап — включает все уровни взаимодействия государственной власти, правительства, гражданина и бизнеса [3].

Предоставление государственных услуг в электронном виде предполагается осуществить посредствам порталов государственных и муниципальных услуг (содержащими соответствующие реестры услуг). Правительством РФ от 15 июня 2009 г. № 478 принято постановление «О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет», реализующее идею создания единого портала государственных услуг (по принципу «одного окна» ) [4].

Для предоставления государственных услуг без непосредственного посещения

государственного органа принято Распоряжение Правительства РФ от 17 октября 2009 г. № 1555-р «О плане перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти». Распоряжение носит концептуальный характер, так как должна произойти смена парадигмы от информирования к информационному взаимодействию [5]. Критериями отбора услуг стали социальная и общественная значимость государственной услуги, а также социально-экономический эффект от ее перевода в электронный вид.

Между тем, Интернет является не единственным каналом коммуникационного взаимодействия между властью и обществом. Учитывая недоверие большей части населения России к информационным технологиям и нежелание их использовать в повседневной жизни, государством была разработана система многофункциональных центров (МФЦ). МФЦ — организация, учрежденная или уполномоченная высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации для обеспечения предоставления государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в режиме «одного окна». Важным критерием функционирования МФЦ стало обеспечение комфортных для граждан условий получения государственных услуг [1].

Во многих странах мира центры обслуживания населения инициировались на центральном уровне государственного управления, в дальнейшем их непосредственное функционирование и развитие осуществлялось уже местными органами власти и самоуправления. Особенно следует подчеркнуть, что страны, в которых успешно функционируют центры по предоставлению государственных услуг по принципу «одного окна» (Великобритания, Германия, Австралия, Бразилия), уже прошли этап децентрализации, упорядочения

и распределения функций и полномочий между государственными органами и органами местного самоуправления.

В качестве примера можно привести опыт Германии, где формирование системы центров предоставления государственных услуг населению в большинстве своем осуществляется силами местных органов власти. В соответствии с конституцией, Федеральное Правительство обладает большинством законодательных полномочий. Однако основная часть административных функций принадлежит региональным (земельным) правительствам. Нижним уровнем государственной власти являются независимые города, районы и поселки. Все эти уровни власти имеют гарантированное право на самоуправление. Самоуправление охватывает такие сферы, как строительство, школы, больницы, социальное обеспечение, коммунальные услуги, строительство и содержание дорог и т.д. В дополнение, города, районы и поселки уполномочены земельными правительствами предоставлять услуги в сфере социального обеспечения, гражданской регистрации (выдача паспортов, удостоверений личности, регистрация места проживания). В результате все контакты между гражданами и государственными органами происходят на уровне местных властей. На практике это включает такие услуги, как гражданская регистрация, регистрация транспортных средств, большинство услуг в сфере социального обеспечения, получение разрешений на строительство и регистрация бизнеса [6].

Автор отмечает, что для современной России характерна ситуация, когда коренные социальные трансформации совпали по времени с революционными изменениями информационно-технологической среды.

Распространение электронного правительства в значительной степени зависит от готовности использования интерактивных сервисов населением и бизнесом, возможностей доступа к Интернету и непосредственно связано с уровнем благосостояния граждан и социально-экономическим раз-

витием российских регионов. При условии успешного завершения административной реформы, можно утверждать, что создание электронного правительства в Российской Федерации является достижимой целью.

Электронные услуги — достаточно новая область предоставления услуг для населения, которая за короткий промежуток получила социальную важность и внимание. Правительства во всем мире развивают информационные системы и электронные услуги со способностью оказать услуги с высокой степенью их качества, количества и доступности в 24-часовом диапазоне времени, «семь дней в неделю» [Ю].

В настоящее время типичный портал электронного правительства на территории европейских стран предусматривает

100...200 электронных услуг, и с каждым днем их число растет, поскольку все больше государственных учреждений ведут свою деятельность в режиме онлайн. Тем не менее, для граждан становится более затруднительным процесс поиска необходимой им услуги [7].

По мнению американских и европейских специалистов, первостепенная задача государства заключается в том, чтобы на деньги налогоплательщиков оказывать населению определенные услуги. Следовательно, население вправе требовать от государства качественного и быстрого исполнения этих услуг, поскольку качество и скорость исполнения услуг зависят и от эффективности внутриведомственной работы госучреждений.

Одной из основных причин существующей проблемы является то, что поиск услуги, по мнению большинства, не ставит критерии, задачи и цель обращения к такому виду услуг. Исследователи выделяют две

парадигмы, возникающие в процессе предоставления электронных услуг:

1) пользователи знают, чего хотят и в состоянии найти необходимую им информацию;

2) пользователи не знают точно, что находится в информационной базе, не знают точно, что они ищут и не в состоянии указать запросы без посторонней помощи.

В правительствах многих стран уже существуют специальные положения для конкретных классов граждан, например, гражданин с ограниченными возможностями [8].

Необходимо учитывать, что во всем мире существует тенденция, при которой граждане и организации уже не полагаются на централизованные методы массового предоставления государственными учреждениями услуг населению. Правительства развитых стран улучшают качество государственных услуг, повышают их эффективность и снижают затраты, оптимизируют эргономичность государственных процессов [9]. Исходя из этих тенденций, необходимо более широкое предоставление государственных услуг в Интернете.

Основываясь на указанном, следует отметить, что проблемы перевода государственных услуг в электронный вид носят комплексный характер и могут быть решены только при применении системного похода к формированию электронного правительства на федеральном уровне с установлением единых требований к инфраструктуре электронного правительства, нормативноправовой базе, организационным и финансовым механизмам, при регламентированном и скоординированном взаимодействии федеральных и региональных властей.

Литература

1. Кашина Е.А. Формирование электронного правительства в Российской Федерации: социально-политический аспект: автореф. дис. на соискание ученой степени канд. полит, наук:

23.00.02. — Москва, 2009. — 29 с.

2. Опенков М.Ю. Хакни будущее: введение в философию общества знаний. Курс лекций для студентов. — М.: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. — С. 97.

3. Faris Al-Sobhi, Muhammad Kamal, Vishanth Weerakkod. Current state of e-services in Saudi Arabia: The case of intermediaries in facilitating Government services in Madinah city // European and Mediterranean Conference on Information Systems 2009 (EMCIS2009) July 13-14 2009, Crown PlazaHotel, Izmir. http://www.iseing.org/emcis/CDROM%20Proceedings%20Refereed%20Papers/ Proceedings/Presenting%20Papers/C84/C84.pdf.

4. О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 15 июня 2009 г. № 478 (ред. от 16.06.2010) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2009. — № 25. — Ст. 3061.

5. О плане перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 17 окт. 2009 г. № 1555-р (ред. от 08.09.2010) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2009. — № 43. — Ст. 5155.

6. Злотников С.М., Малярчук Н.Н. Выработка антикоррупционной стратегии по улучшению оказания услуг населению через центры обслуживания населения (на основе опроса потребителей и сотрудников Центров обслуживания населения Бостандыкского, Турксибского и Алмалинского районов г. Алматы): исследование. — Алматы. — С. 45-46.

7. Giovanni Maria Sacco, Interactive Exploration and Discovery of e-Government Services dg.o2007 8th Annual International Conference on Digital Government Research, Philadelphia, May 20-23, 2007,p. 190-197.

8. Ulrica Lofstedt, E-Government services in local governments — a study of development in Swedish municipalities // Journal of Organisational Transformation and Social Change Volume 4 Number2.p. 157-176.

9. Sharif N As-Saber, Aashish Srivastava, Khalid Hossain. Information Technology Law and E-government: A Developing Country Perspective // As_Saber, Srivastava & Hossain, 2006 Information technology law and e-government: A developing country perspective, JOAAG, Vol. 1. №. 1. p. 84101.

10. Уоллер П., Ливси П., Эдин К. Электронное правительство на службе демократии // Менеджмент в России и зарубежом. — 2008. — № 8.

Коротко об авторе________________________________________________Briefly about the author

Хабибуллин Р.И., аспирант, Башкирский госу- R. Khabibullin, post-graduate student, Bashkir State

дарственный аграрный университет (БашГАУ) Agrarian University

stalin55e@yandex.ru

Научные интересы: процесс формирования элек- Scientific interests: process of formation of electronic тронных услуг services

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.