Научная статья на тему 'Понятие и соотношение терминов субкультура и контркультура. Криминальная субкультура'

Понятие и соотношение терминов субкультура и контркультура. Криминальная субкультура Текст научной статьи по специальности «Культура. Культурология»

CC BY
2167
224
Поделиться
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / СУБКУЛЬТУРА / КРИМИНАЛЬНАЯ СУБКУЛЬТУРА / КОНТРКУЛЬТУРА / АНТИКУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по культуре и культурологии, автор научной работы — Донских Дарья Геннадьевна

В статье дается понятие культуры, контркультуры, субкультуры. Обосновывается применение термина «криминальная субкультура» в криминологии.

Definition and correlation of SUBCULTURE and COUNTERCULTURE. CRIMINAL SUBCULTURE

Article explains the concept of culture, counterculture, and criminal subculture, and determine the differences between counterculture and subculture; also, it substantiates application of criminal subculture term in criminology.

Текст научной работы на тему «Понятие и соотношение терминов субкультура и контркультура. Криминальная субкультура»

ПОНЯТИЕ И СООТНОШЕНИЕ ТЕРМИНОВ СУБКУЛЬТУРА И КОНТРКУЛЬТУРА. КРИМИНАЛЬНАЯ СУБКУЛЬТУРА

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Донских Дарья Геннадьевна, юрист

ООО «Юридическое агентство «Персона Гоата»

Аннотация. В статье дается понятие культуры, контркультуры, субкультуры. Обосновывается применение термина «криминальная субкультура» в криминологии.

Ключевые слова: культура, субкультура, криминальная субкультура, контркультура, антикультура.

Контакты автора: urist@travelexpert.ru

DEFINITION AND CORRELATION OF SUBCULTURE AND COUNTERCULTURE. CRIMINAL SUBCULTURE

Donskikh Daria G., lawyer Law Agency Persona Grata

Annotation. Article explains the concept of culture, counterculture, and criminal subculture, and determine the differences between counterculture and subculture; also, it substantiates application of criminal subculture term in criminology.

Key words: Culture, subculture, criminal subculture, counterculture, anticulture

Одним из криминологических признаков, характеризующих принадлежность преступника к сфере профессионалов или являющемуся членом организованной группы преступников, является использование им, в том числе и в преступной деятельности, составляющих криминальной субкультуры (языка, правил поведения и т.п.).

В криминологической науке на сегодняшний день существует дискуссия о допустимости использования термина криминальная «субкультура». Одни ученые используют термин «контркультура» (А.И. Долгова), другие - «антикультура», «псевдокультура», а также «вторая жизнь», «другая жизнь» (Б.Валигура, А.Левицкий и др.), «асоциальная подкультура» ( Э.Андерсен, М. Лош, А. Подгурецкий и др.), «уголовная субкультура», «криминальная субкультура» (А.И. Гуров, Н.А. Стручков и др.). Поэтому хотелось бы обосновать правильность использования термина «субкультура». Для этого кратко обозначим, что представляет собой культура вообще.

Не углубляясь в историю возникновения термина «культура», можно выделить широкое понимание культуры с базовыми основаниями, т.е. такими признаками, без которых она не существует:

1) природные, материально-предметные основания. К ним относятся все, что входит в материальную культуру: обработанные рукой человека при-

родные материалы, орудия труда, здания, утварь, одежда и пр. Люди создают эти предметы и вещи постольку, поскольку они владеют определенными культурными технологиями. Т.е. они умеют использовать эти предметы, понимают их назначение.

2) социальные основания. К этому типу оснований следует причислить социальные институты и существующие в них социальные отношения. Этот аспект культуры формирует у людей навыки общественного нормативно-ролевого поведения.

3) смысловые, ценностно-символические основания. К ним следует отнести все ценностнопсихологические и духовно-познавательные формы активности человека, благодаря которым он понимает речь, осваивает и углубляет свои знания и т. п .

Материально-предметный аспект культуры позволяет придать культурным процессам устойчивость и стабильность. В любом обществе существуют механизмы, закрепляющие нормы и ценности на материальных носителях, прежде всего в текстах, в знаках отличия на костюме и одежде, в званиях социально-должностной иерархии и т.п.

Материально-предметная среда культуры приобретает информационно-символическое значение, в то время как информацию, социальные нормы, духовные ценности, сведения о своих чувственных переживаниях человек стремиться закрепить в материальной форме и тем самым стабилизировать их действие. Таким образом, все три основания культуры теснейшим образом переплетены между собой.

Можно выделить 2 дифференцированных уровня современной культуры: обыденная и специализированная культура.

Обыденная (повседневная) - связана с поддержанием непосредственной человеческой жизнедеятельности (жизненной среды, опыта человека, его стремлений и т.п.), с саморазвитием человека, восстановлением его сил и здоровья (рекреацией).

В обыденной жизни человек развивает свои семейно-родственные и межличностные связи, проводит свободное время, реализует себя как частное лицо и конкретная личность, его поступки при этом носят спонтанный, естественный характер. Хотя рациональная логика поведения вовсе не игнорируется.

Иное дело специализированный уровень культуры. Этот уровень связан с общественным разделением труда с выделением различных профессиональных сфер (сфера управления, обслуживания, образования и др.). Включаясь в эти сферы в качестве работника, человек должен пройти специальное обучение. Именно оно помогает современному человеку овладеть системой знаний, навыков и ценностей профессиональной культуры. Функционально обособленными частями (областями) культуры являются политическая, моральная, правовая, религиозная, философская, художественная,

БИЗНЕС В ЗАКОНЕ

2’ 2009

научная. Таким образом, можно дать следующее понятие культуры: культура - это определенная совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых символов, идей, ценностей, обычаев, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность. Данное понятие может употребляться для характеристики определенных исторических эпох, конкретных обществ, народностей, наций, а так же специфических сфер деятельности или жизни, в более узком смысле - сферы духовной жизни людей.

Отталкиваясь от вышеуказанного определения культуры, следует отметить, что в социологической науке достаточно подробно освещен вопрос о понятии субкультуры, хотя единство взглядов все-таки отсутствует.

С точки зрения социологии, субкультура - конкретная форма бытия общечеловеческой культуры, совокупность символов, идей, убеждений, ценностей, норм, образов поведения, принимаемых тем или иным сообществом или какой-либо социальной группой. Каждое сообщество создает свою субкультуру. При этом, можно выделить национальные, профессиональные субкультуры, субкультуры организаций, социальных групп и т.д.

Главное в «субкультуре»: - приставка «суб», обозначающая структурное противостояние, направленное против явлений большой культуры. «Суб» указывает на:

- нахождение под чем-либо или около чего-либо,

- подчиненность,

- второстепенность.

Субкультура - специфическая сфера культуры, отличающаяся собственным ценностным строем, обычаями, нормами. По мнению Слюсаревского Н.Н., субкультуру можно интерпретировать двояким образом. В первом случае под субкультурой понимается совокупность некоторых негативно, интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры, особая форма организации людей. Во втором случае под субкультурой понимается трансформированная профессиональным мышлением система ценностей традиционной культуры, имеющей своеобразную мировоззренческую окраску. Специфические культурные феномены закрепляются в особых чертах поведения людей, сознания, языка; такого рода образования автономны, закрыты, не претендуют на то, чтобы заместить собою господствующую культуру, вытеснить ее как данность.

Назовем еще несколько известных на сегодняшний день социологических типологизаций субкультур. Например, Б. Ерасов выделяет следующие типы субкультур: субкультура бедных и богатых, гендерная, городская и сельская, девиантная, классовая, криминальная, молодежная, периферийная и элитарная. А. Шилова выделяет 3 типа субкультур: делинквентную (преступную), молодежную и профессиональную.

Сегодня можно утверждать, что понятие субкультуры постигла судьба большинства других наиболее употребимых понятий, которые сделали его в высшей степени неоднозначным. Большая часть из них указывает на разные, хотя и одинаково реальные вещи, поэтому затруднительно выделить какое-нибудь в качестве правильного и отмести остальные как неверные. Каждый исследователь и каждая научная дисциплина интерпретируют это явление в соответствии со своими исследовател ьскими потреб ностя м и.

В частности, современные криминологи под преступной (криминальной) субкультурой понимают совокупность духовных и материальных ценностей, регламентирующих и упорядочивающих жизнь и преступную деятельность криминальных сообществ, что способствует их жизнеспособности, сплоченности, активности и мобильности, преемственности поколений право нарушителей.

Основу субкультуры профессионального криминалитета составляют чуждые гражданскому обществу ценности, нормы, традиции, различные ритуалы объединившихся в группы преступников. Ее социальный вред, по мнению исследователей, заключается том, что она уродливо социализируют личность, стимулирует ее противоправное повеление и является механизмом «воспроизводства» преступности.

Если культура определяется как «заученное поведение, разделяемое другими», в нее включаются не только факторы и способы регуляции поведения, но и само поведение и деятельность, которые могут быть направлены на самые разнообразные цели. Результатом «заученного поведения» может стать и участие в преступной деятельности, а групповая деградация создает то «дно» жизни, на котором люди оказываются за рамками какой-либо культуры.

Криминальная субкультура создает свои правила поведения, прежде всего через снижение уровня ценностей и примитивизацию большой культуры. Хотя богатство и ранги имеют смысл в обеих сферах, они резко отличаются своей направленностью

- социальной или антисоциальной.

Как известно, субкультура уголовной среды включает неформальные нормы поведения, установки, особый язык (жаргон), манеры, песни, татуировки, свойственное ей отношение к закону и т.п., то есть выполняет те же функции, что и культура, но исключительно для определенной социальной группы.

Однако, следует учесть, что высокая культура в нашем государстве в настоящее время заменяется чужеродными культурными ценностями, которые никак не могут прижиться, а общество все больше и больше криминализируется. Поэтому субкультура профессионального криминалитета в современных условиях приобретает очень широкое распространение. Другими словами, попытка властей заменить ба-

зовые культурные ценности чужеродными, привела к тому, что в результате, место высокой культуры оказалось занято уголовной субкультурой, которая как бы начала выполнять защитную роль в русской культуре. И поскольку «власть» с середины 80-х годов 20 века усиленно поощряла уголовную тематику в искусстве, пыталась модернизировать культуру, то теперь бесполезны призывы к ней, необходимо поставить заслон на пути мощных потоков криминальной культуры. 1

По определению В.Ф. Пирожкова, криминальная субкультура -это определенный уровень развития жизни преступных сообществ, выраженный в типах и формах их организации, деятельности членов данных сообществ, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Следует отметить, что данное определение было дано В.Ф. Пирожковым применительно к преступной субкультуре несовершеннолетних, в которую указанный ученый включал также и составляющие молодежной субкультуры (совместный досуг, определенный стиль поведения и т.п.).

Хотелось бы предложить следующее определение криминальной субкультуры: это совокупность ценностей, обычаев, традиций, норм и правил поведения человека или группы людей, имеющих ярко выраженный криминальный характер, направленных на организацию преступной жизнедеятельности, целью которой является совершение преступлений, их сокрытие и уклонение от ответственности, равно как и получение дохода для развития преступной деятельности, популяризации преступного образа жизни, вовлечения в нее новых членов и коррумпирования государственных структур.

Какое же различие существует между субкультурой и контркультурой? С одной стороны, контркультура обладает всеми теми же признаками, что и субкультура - определяется через принадлежность к культуре, вступает в противоречие с официальными нормами и ценностями, использует активные формы утверждения своих приоритетов. С другой - отличается собственной спецификой.

Для того чтобы определить, насколько это оправдано и разграничить данные понятия можно взять за основу утверждение о том, что культура представляет собой нечто вроде живой клетки, у которой есть ядро официальная культура, а вокруг него - ряд субкультурных образований. Так вот, во взглядах на место контркультуры в культурном пространстве ее исследователи в основном делятся на две группы - первые считают ее составной частью или одним из видов упомянутых субкультурных образований, а другие видят в ней самостоятельные образования, отличные от субкультурных, своеобразные антитела, повышающие иммунитет культуры и заставляющие ее меняться в зависимости от изменяющихся условий существования. В результате данного разделения взглядов мы получаем два подхода в определении понятия контркультура.

В широком смысле слова речь идет о явлении, присущем человечеству на протяжении всего вре-

1Гуров А.И. Профессиональная преступность: прошлое и современность. М.: Юридическая литература,1990г.

мени его существования, когда некая группа в результате неудовлетворенности доминирующей моделью культуры начинает вырабатывать свою собственную модель, стремится изменить существующий строй и установить свой собственный порядок, по-новому расставить акценты в ценностных приоритетах, благодаря чему и происходят повороты в истории, подъемы культуры на новый виток развития.

Под контркультурой в узком смысле слова понимается только одно из проявлений контркультуры -молодежная контркультура в конкретно-

историческом контексте - социальный феномен второй половины ХХ века, отличительными особенностями которого являются: рок-музыка, «культура наркотиков», увлечение нетрадиционными религиями и сексуальная раскрепощенность.

Российский философ и культуролог П.С. Гуревич, анализируя и сопоставляя два понятия «субкультура» и «контркультура», говорит о том, что контркультурным значением обладают не отдельные феномены, а вся совокупность субкультур, которые, сохраняя и возобновляя себя, провоцируют ценностную революцию. Вследствие чего «контркультура являет собой совокупный эффект поисков нового ценностного ядра современной культуры»2. П.С. Гуревич считает, что «культура, вообще говоря, не знает другого средства собственного преображения, кроме как появления контркультурных тенденций»3. Таким образом, эта точка зрения определяет контркультуру как составную и необходимую часть любой культуры. Цель контркультуры в данном случае - рождение новых культурных ценностей, что раскрывает положительную роль контркультурных тенденций.

Контркультура у П.С. Гуревича востребована, она индикатор, показывающий, что культура живет и движется, а не находится в состоянии стагнации. П.С. Гуревич высказывает мнение, что контркультура - это некая сумма субкультурных элементов, противостоящих основной культуре.

Таким образом, на наш взгляд, отождествлять понятие субкультуры и контркультуры недопустимо. А, учитывая то, что субкультура преступных элементов, является одной из характеристик повышенной общественной опасности совершаемых ими деяний, а никак не отдельным направлением культуры, конфликтующим с основной культурой, можно сделать вывод, что любая относительно обособленная и достаточно организованная группа (сообщество) индивидов создает свою собственную субкультуру. Противоправный характер преступных проявлений вынуждает преступников объединяться, а, следовательно, они, как любая иная группа людей, объединенных общими интересами, неизбежно должны выработать свою собственную субкультуру.

Исходя из вышесказанного, мы полагаем, что в криминологической науке неуместно употреблять термин «контркультура», «антикультура», применительно к деятельности профессиональных преступников.

Научный руководитель: доцент, кандидат юридических наук Бузынова С.П.

2 Гуревич П.С. Философия культуры. М. Аспект Пресс, 1995

3 Гуревич П.С. Культурология. М. Гардарики, 2000 г.