УДК 351.746:343.353:343.85
Дмитрий Иванович ЛЮБЧЕНКО,
профессор кафедры оперативно-розыскной деятельности Национальной академии внутренних дел (г. Киев, Украина), кандидат юридических наук, доцент
ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В СФЕРЕ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНАХ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАТИВНО - РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ПО МАТЕРИАЛАМ МВД УКРАИНЫ)
CONCEPT AND CONTENT OF COUNTERACTING CRIMES IN THE FIELD OF OFFICIAL ACTIVITY IN EXECUTIVE AUTHORITIES AND BODIES ADMINISTERING SUBDIVISIONS WHICH CARRY OUT OPERATIVE-
DETECTIVE ACTIVITY (ON MATERIALS OF MIA OF UKRAINE)
Рассмотрены проблемы определения понятия и содержания противодействия оперативными подразделениями ОВД Украины преступлениям в сфере служебной деятельности, создания и развития действенных механизмов противодействия указанным преступлениям с целью разработки обоснованных пропозиций по усовершенствованию законодательства Украины и практической деятельности оперативных подразделений ОВД.
The problems concerning concept and content of counteracting crimes in the field of official activity by operative subdivisions of OIA of Ukraine are considered in the article. Regarded as a means of making the grounded proposals on the improvement of legislation of Ukraine and practical activity of operative subdivisions of OIA, problem of creation and development of effective mechanisms of counteracting the indicated crimes is researched.
Ключевые слова: преступления в сфере служебной деятельности, коррупция, взяточничество, оперативно-розыскная деятельность.
Keywords: crimes in the field of official activity, corruption, bribery, operative-detective activity.
Основными направлениями развития государственности являются реформирование и усовершенствование деятельности системы органов государственной власти и управления, которые невозможны без должного нормативно-правового обеспечения. Последнее должно не только регулировать общественные отношения в соответствующей сфере, но и обеспечивать их охрану. Одним из наиболее важных элементов такой охраны выступают нормы раздела 17 «Преступления в сфере служебной деятельности»
Уголовного кодекса Украины, которым устанавливается ответственность за злоупотребление властью или служебным положением, превышение власти или служебных полномочий, служебную подделку, служебную небрежность, получение взятки, дачу взятки, провокацию взятки.1 Данные общественно опасные деяния являются достаточно распространенными. В соответствии со статистическими данными Департамента информационных технологий МВД Украины за последние годы были зарегистрированы преступления в
2002 г. - 18089 (из них 367 особо тяжких), в 2003 г. - 18263 (из них 435 особо тяжких), 2004 г. - 16856 (из них 448 особо тяжких), в 2005 г. - 18907 (из них 583 особо тяжких), в 2006 г. - 17602 (из них 542 особо тяжких), в 2007 г. -16834 (из них 384 особо тяжких), в 2008 г.
- 17886 (из них 469 особо тяжких), в 2009 г. - 17648 (из них 524 особо тяжких).
Несмотря на позитивную тенденцию постепенного уменьшения общего количества преступлений в сфере служебной деятельности, крайне негативным является увеличение среди них количества особо тяжких преступлений. Противодействие этим общественно опасным проявлениям
- одно из ключевых направлений деятельности правоохранительных органов. Значительный уровень латентности преступлений в сфере служебной деятельности требует привлечения оперативных подразделений органов внутренних дел (далее -ОВД) к такому противодействию, которое нуждается в ряде организационно-правовых мероприятий и соответствующем научно-методическом обеспечении. В частности, существует необходимость научной разработки актуальных проблем противодействия преступлениям в сфере служебной деятельности. Значительным вкладом в разработку стали труды К.В.Антонова, В.П.Бахина, Б.В.Бойцова, А.Ф.Возного,
A.Ф.Волобуева, А.М.Джужи, А.В.Ищенко, Н.С.Карпова, В.В.Коваленко, И.П.Козаченко, Я.Ю.Кондратьева, М.В.Корниенка, В.С.Кузь-мичева, Е.Д.Лукьянчикова, Н.И.Мельника, Д.Й.Никифорчука, С.И.Николаюка,
B.И.Шакуна и др.
Однако работы указанных ученых, к сожалению, не предлагали комплексного решения проблемы определения понятия и содержания противодействия оперативными подразделениями ОВД преступлениям в сфере служебной деятельности. Недостатки законодательства Украины, которое регламентирует такое противодействие, и непоследовательные инициативы относительно внесения в него изменений мешают правоохранительным органам разработать
эффективную методику выявления, предупреждения и раскрытия соответствующих преступлений. Поэтому актуальность данной статьи предопределена недостаточным изучением проблем в деятельности оперативных подразделений милиции относительно выявления и документирования преступлений в сфере служебной деятельности и потребностью научной разработки понятия и содержания противодействия таким преступлениям.
Осуществление противодействия преступлениям в сфере служебной деятельности нуждается в определении направлений, которые выявляются на основании анализа состояния преступности в сфере служебной деятельности и результатов применения мероприятий, связанных с предотвращением, контролем и профилактическим влиянием, на преступные проявления в соответствующей сфере. Организация деятельности, направленной на противодействие преступлениям в сфере служебной деятельности, требует расстановки сил и средств оперативных подразделений ОВД с целью последовательной реализации необходимых мер.
Такая расстановка осуществляется по результатам изучения, анализа и оценки оперативной обстановки на основании уже полученной оперативной информации. От полноты информации о преступлениях в сфере служебной деятельности, оперативности ее поступления и качества обработки зависят эффективность и своевременность выявления этих преступлений оперативными подразделениями ОВД. Отсутствие, неполнота и несвоевременность поступления той или иной информации становятся причинами низкой эффективности работы оперативных подразделений, негативно влияют на результаты борьбы с преступностью.
При решении вопроса относительно расстановки сил и средств оперативных подразделений ОВД следует учитывать, что на государственном уровне определяются субъекты противодействия преступлениям в сфере служебной деятельности и их компетенция. Формально субъекты проти-
водействия указанным преступлениям определяются в нормативных актах. Это государственные органы, непосредственно осуществляющие правоохранительную деятельность, к которым также следует относить специально образованные для предотвращения преступлений в сфере служебной деятельности, их разоблачения и расследования; обеспечивающие правоохранительные органы информацией, содержащей сведения о преступлениях в сфере служебной деятельности в пределах выполнения других своих функций; специально или в результате выполнения других функций осуществляющие предупредительное и ограничительное влияние на социальные предпосылки преступлений в сфере служебной деятельности, предотвращение причин и условий, непосредственно способствующих таким деяниям; осуществляющие координацию борьбы с преступлениями в сфере служебной деятельности.
Компетенция оперативных подразделений ОВД вытекает из содержания ст.212 Уголовно-процессуального кодекса Украины, которая определяет подследственность уголовных дел следователям прокуратуры, органов внутренних дел, СБУ, налоговой милиции.2 Также компетенция оперативных подразделений правоохранительных органов относительно противодействия преступлениям в сфере служебной деятельности определяется отдельными нормативно-правовыми актами органов исполнительной власти. Например, указанием Генеральной прокуратуры Украины и Службы безопасности Украины «О порядке возбуждения уголовных дел спецподразделениями по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Службы безопасности Украины как органом дознания» соответственно от 4 мая 2000 г. №4/3 и от 5 мая 2000 г. №314/4970 запрещается специальным подразделениям СБУ возбуждать уголовные дела по фактам совершения преступлений, предупреждение, прекращение, и раскрытие которых не принадлежит к функциям СБУ. Следует отметить, что противодействие преступлениям
в сфере служебной деятельности относится к компетенции ГСБЭП и ГУБОП МВД Украины.
В соответствии с Положением о государственной службе борьбы с экономической преступностью, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 5 июля 1993 г. №510, на ГСБЭП возлагается обязанность обнаруживать факты взяточничества, коррупции и других должностных злоупотреблений и принимать меры к их предотвращению.3 В структуре этой службы были образованы подразделения по борьбе со взяточничеством и коррупцией, по борьбе с преступлениями в центральных органах исполнительной власти, по реализации и оперативному сопровождению межрегиональных особо важных дел, по информационно-аналитическому обеспечению оперативных разработок, по борьбе с преступлениями в органах исполнительной власти и управления южного региона, по борьбе с преступлениями в органах исполнительной власти и управления центрального региона, по борьбе с преступлениями в органах исполнительной власти и управления западного региона, по борьбе с преступлениями в органах исполнительной власти и управления восточного региона, по борьбе с преступлениями в органах исполнительной власти и управления г. Киева и Киевской области.
Соответствующие управления по борьбе с коррупцией созданы также в ГУБОП МВД Украины, в структуру которого входят подразделения по борьбе с коррупцией и организованной преступностью межрегионального характера, по борьбе с коррупцией в центральных органах власти и управления, по борьбе с коррупцией в органах государственной власти и управления в г. Киеве. Кроме этого, в структуру ГУБОП входят подразделения внутренней безопасности МВД Украины (которые принимают участие в предотвращении, выявлении и раскрытии совершенных сотрудниками милиции преступлений в сфере служебной деятельности, анализируют информацию о негативных прояв-
лениях преступного характера среди личного состава оперативных подразделений (обнаруживая причины и условия, которые способствуют их возникновению), принимают участие в организации профилактической работы относительно недопущения преступлений в сфере служебной деятельности среди сотрудников милиции).4
Деятельность отмеченных подразделений ОВД, а также существование других органов государственной власти, уполномоченных осуществлять противодействие преступлениям в сфере служебной деятельности, нуждаются в закреплении их компетенции на законодательном уровне. Поэтому целесообразна последующая разработка предложений относительно введения в действующее законодательство положений, которые будут определять права и обязанности субъектов противодействия преступлениям в сфере служебной деятельности.
Кроме должного информационно-аналитического обеспечения деятельности оперативных подразделений ОВД относительно противодействия преступлениям в сфере служебной деятельности, расстановки сил оперативных подразделений и определения их компетенции, важным условием эффективного противодействия таким преступлениям является усовершенствование механизма использования других сил и средств оперативно-розыскной деятельности.
Усовершенствование оперативно-розыскной работы по выявлению преступлений в сфере служебной деятельности и документированию преступных действий должностных лиц, которые их совершают, является актуальным не только для оперативных подразделений ОВД, но и для государства. Прекращение противоправной деятельности субъектов указанных преступлений (которыми являются лица, уполномоченные на реализацию функций государства) обеспечит поднятие престижа органов государственной власти и управления, а также государства в целом.5 Учитывая, что преступления в сфере служебной деятельности имеют высокий уро-
вень латентности, ключевую роль в процессе противодействия этим преступлениям должна играть именно оперативно-розыскная составляющая, а именно обеспечение процессов оперативных проверок и разработок, задействование при установлении фактических данных относительно преступлений в сфере служебной деятельности, сил, средств и методов ОРД. Анализ оперативно-розыскной деятельности относительно противодействия этим преступлениям оперативными подразделениями ОВД позволяет сделать вывод о том, что для успешного решения заданий предупреждения, выявления и раскрытия этих преступлений необходимо целеустремленно использовать имеющиеся в их распоряжении негласные силы и средства, владеть значительным по объему и содержанию информационным массивом.
Учитывая изложенное и результаты предыдущих исследований, можем определить противодействие преступлениям в сфере служебной деятельности оперативными подразделениями ОВД как специфический вид деятельности в сфере социального управления, которое включает систему мероприятий правового, организационно-управленческого, идеологического, социально-психологического и другого характера, направленных на уменьшение количества таких преступлений, ограничение их влияния на социальные процессы, устранение социальных предпосылок совершения преступлений в сфере служебной деятельности, устранение причин и условий этих преступлений, их выявление, прекращение и расследование, привлечение лиц, виновных в совершенных преступлениях в сфере служебной деятельности, к ответственности, возобновление законных прав и интересов физических и юридических лиц, в первую очередь возмещение нанесенных убытков, устранение последствий указанных преступлений. Такое противодействие содержит в себе комплекс мероприятий разной степени влияния, направленных на: прогнозирование, профилактику, предотвращение, выявление и прекращение преступлений в
сфере служебной деятельности; привлечение виновных лиц к ответственности; формирование негативного отношения общественности к преступлениям в сфере служебной деятельности и к лицам, которые их совершают. Содержание противодействия преступлениям в сфере служебной деятельности базируется на следующих ключевых аспектах.
Эффективность противодействия преступлениям в сфере служебной деятельности зависит от уровня организации деятельности оперативных подразделений ОВД. Эта деятельность должна строиться на изучении, анализе, оценке оперативной обстановки, расстановки сил и средств, обеспечении взаимодействия между субъектами противодействия преступлениям в сфере служебной деятельности, исходя из четкого разграничения компетенции. Поэтому основными современными тенденциями противодействия преступлениям в сфере служебной деятельности являются дифференциация функций в борьбе с ними (с учетом задач, которые подлежат решению), а также комплексность и системность. Разграничение компетенции в данном случае является путем к специализации, то есть созданию специализированных органов для борьбы с преступлениями в сфере служебной деятельности (при этом процесс дифференциации функций и их практической реализации невозможен без соответствующего согласования деятельности ее участников). Данный вопрос нуждается в закреплении на законодательном уровне. Введение в действующее законодательство положений, которые будут определять права и обязанности субъектов противодействия преступлениям в сфере служебной деятельности, будет способствовать усовершенствованию деятельности оперативных подразделений ОВД по противодействию преступлениям в сфере служебной деятельности.
Результаты проведенного нами исследования свидетельствуют о необходимости функционирования специализированных подразделений, функции которых заклю-
чаются в сборе информации, представляющей оперативный интерес, проведении проверок и оперативных разработок относительно лиц, которые совершают преступления в сфере служебной деятельности, обеспечении непрерывного потока достоверной информации из всех возможных источников, а также ее последующей обработке. Именно возможность непосредственного получения и накопления наиболее полной оперативно-розыскной информации позволяет оперативным подразделениям ОВД достоверно оценить реальное состояние дел по линии противодействия преступлениям в сфере служебной деятельности и осуществлять, соответственно, регулирующее влияние на негативные процессы в сфере служебной деятельности.
Информационное обеспечение деятельности оперативных подразделений ОВД, которые противодействуют преступлениям в сфере служебной деятельности, должно включать в себя не только определение сути используемых с этой целью данных, но и организацию их своевременного получения и последующего оптимального использования при разработке и реализации управленческих решений, направленных на эффективное выявление и документирование таких преступлений.
Существующие недостатки в информационно-аналитической работе требуют от органов внутренних дел проведения адекватных мероприятий, которые заключаются в создании централизованного учета объектов преступности в сфере служебной деятельности, классификации собранной информации с учетом уголовно-правовой, криминологической и оперативно-тактической характеристик преступлений в сфере служебной деятельности, что позволяет определить распространенность тех или иных преступлений, категории лиц, наиболее часто совершающих определенные виды преступлений, выявить способы их совершения. Информационно-аналитическая работа, осуществляемая оперативными подразделениями ОВД, является одним из основных системных элементов
организации раскрытия преступлений в сфере служебной деятельности, который обусловливает в значительной мере ее состояние и качественный уровень.
1 Криминальный кодекс Украины [Официальный текст]. К.: Вид. Паливода A.B., 2011. С.172-176.
2 Криминально-процессуальный кодекс Украины [Электронный ресурс]. URL: http:// zakon 1 .rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=1002-05.
3 Положение о Государственной службе борьбы с экономической преступностью: Затв. Постан. КМ
Украины от 5 июля 1993 г. №510 // Сборник постановлений Правительства Украины. 1994. №2, ст.30.
4 Об утверждении нормативно-правовых актов по вопросам деятельности службы внутренней безопасности ГУБОЗ МВД Украины: приказ МВД Украины от 22 апреля 2010 г. №144 [Электронный ресурс]. URL: http://www.umdpl.info/ index.php?id= 1288079596.
5 Бутенко Д.И., Дульский О.О. Организация работы из выявления коррупционных правонарушений: учебное пособие. К.: ГУБОЗ МВД Украины, Академия управления МВД Украины, 2009. С.3.