Научная статья на тему 'Понятие и содержание профилактической работы, осуществляемой полицией'

Понятие и содержание профилактической работы, осуществляемой полицией Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2591
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Виктимология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ПРЕВЕНЦИЯ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗАКОН О ПОЛИЦИИ / PREVENTION / OFFENCE / LAW ENFORCEMENT ACTIVITY / POLICE ACT / CRIME PREVENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Анохина Наталья Владимировна

В статье представлен анализ понятия профилактика. Раскрывается суть профилактической работы, выполняемой сотрудниками полиции. Определяется становление и роль деятельности полиции, направленной на профилактику преступлений и административных правонарушений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT AND CONTENT OF PREVENTIVE WORK CARRIED OUT BY THE POLICE

The article presents the analysis of the concept «prevention». The essence of preventive work carried out by the police is revealed. The formation and role of police activity aimed at crime prevention and prevention of administrative infraction are defined.

Текст научной работы на тему «Понятие и содержание профилактической работы, осуществляемой полицией»

УДК 343.851

Н. В. Анохина

N. V. Anokhina

ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ ПОЛИЦИЕЙ

В статье представлен анализ понятия профилактика. Раскрывается суть профилактической работы, выполняемой сотрудниками полиции. Определяется становление и роль деятельности полиции, направленной на профилактику преступлений и административных правонарушений.

Ключевые слова: профилактика, предупреждение, правонарушение, превенция, правоохранительная деятельность, Закон о полиции.

CONCEPT AND CONTENT OF PREVENTIVE WORK CARRIED OUT BY THE POLICE

The article presents the analysis of the concept «prevention». The essence of preventive work carried out by the police is revealed. The formation and role of police activity aimed at crime prevention and prevention of administrative infraction are defined.

Keywords: prevention, crime prevention, offence, law enforcement activity, the Police Act.

В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой «профилактика» определяется, как некая «совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка» [12]. Суть выражения «предупредительные мероприятия» можно установить с помощью толкового словаря В.И. Даля, который определяет слово «предупреждать» (что-либо) как «принять предварительные меры, устранить, отклонить, избавиться от чего-либо заранее, предотвратить» [8, с. 390]. Соответственно, слово «предотвратить» (что-либо), означает -«заранее отвратить, устранить ранними мерами заблаговременно, загодя» [12, с. 514]. Скорее всего, под «предупредительными мероприятиями» следует понимать предварительные меры с целью заблаговременного предотвращения каких-либо событий.

Термин «профилактика» произошло от греческого «ргорИу^кикоз» и означает «предохранительный» [6, с. 971], в прямом переводе значит «предупреждение». Синонимом слова «предупреждение» является «превенция» (латинского происхождения). Следует заметить, что в литературе иностранных

государств, как правило, используется термин «превенция», а русские ученые-кримино-логи, равно как и практические работники, чаще используют термин «профилактика».

Несмотря на давность исследования данной проблемы, до сих пор среди ученых мнения по единообразному подходу к определению понятий «предупреждение» и «профилактика» преступлений и правонарушений не существует. По мнению Ю.М. Антоняна, под профилактикой преступлений понимается «часть предупредительной работы, содержанием которой является целенаправленное выявление и устранение причин и условий конкретных преступлений, отдельных групп преступлений и отдельных видов преступности» [5, с. 26]. Тем не менее Г.А. Аванесов считает непозволительным употреблять понятия «предупреждение преступности» и «профилактика преступлений» как тождественные, так как предупреждением, на его взгляд, является деятельность, которая определяет пуги и средства, иные возможности результативного воздействия на преступность, где целью такой деятельности является постепенное «вытеснение» преступности из жизни общества. Под профилактикой Г.А. Аванесов

понимает деятельность, вектор которой направлен на отдельные преступления, чтобы не допустить и предохранить отдельных членов общества от совершения правонарушений [4, с. 64].

Определение профилактической работы впервые дается в проекте Федерального закона «Об основах государственной системы предупреждения преступлений» [2]. Законодатель предлагает понимать под профилактической работой, проводимой милицией общественной безопасности, «комплекс предупредительных мер, направленных на выявление и устранение причин уголовных преступлений, административных правонарушений и условий, способствующих их совершению (общее предупреждение), а также на оказание профилактического воздействия на лиц с противоправным поведением с целью недопущения совершения противоправных деяний с их стороны и оказание позитивного воздействия на ближайшее окружение таких лиц (индивидуальное предупреждение)»^]. Однако следует заметить, что указанный Федеральный закон до настоящего времени не принят.

Таким образом, можно считать, что профилактика правонарушений - есть система предварительных мер с целью заблаговременного предотвращения негативных событий, влекущих правовую ответственность за совершение правонарушений, и направленных на сохранение и укрепление нормального состояния общественного порядка и общественной безопасности.

Важно выделить то, что проблемой профилактики правонарушений занимались в разные периоды истории нашего государства. Точно определить момент становления профилактической работы не представляется возможным, но, известно, что такая работа проводилась еще до 1917 года и, по объективным и понятным причинам, профилактика правонарушений в разные периоды времени отличалась заметными подъемами и снижениями. В XX веке, начиная со второй половины 50-х годов, отдельные ученые криминологи, исследовавшие проблемы предупреждений и профилактики преступности направили свои усилия на создание некой «супернауки», с помощью которой имелась бы возможность предупреждать антиобщественные

явления в обществе социализма. Имели место предложения о создании теории «социальной профилактики», которая должна была объединить естественные, технические и социальные знания [9, с. 51]. Такая профилактика была не без недостатков, но, несмотря ни на что, осуществлялась по разработанным планам с участием участковых уполномоченных, криминальной милиции, прокуратуры и суда.

Следователь, суд обязаны были выносить соответствующие решения, направленные на профилактику преступлений в частности и правонарушений в целом после предварительного расследования, когда рассмотрение дела в суде завершалось. Рассмотрение уголовных дел предусматривало признаки территориальности и происходило по месту работы или жительства подсудимого. Обвинительные приговоры выносились публично в присутствии товарищей по работе, а, если дело рассматривалось по месту жительства подсудимого, в присутствии соседей и знакомых. Этот факт, естественно, имел профилактический характер.

В указанный период времени в профилактике правонарушений также активное участие принимала общественность. В трудовых коллективах и по месту жительства обсуждали неправомерное поведение граждан, как нарушителей, рассматривая поведение в товарищеских судах и других общественных формированиях. Все подобные действия и относились к предупреждению преступлений и административных правонарушений. Общественное формирование и правоохранительный орган, профилактируя проступки граждан, имели своей целью получить положительные результаты воспитательного характера и, тем самым, участвовать в укреплении правопорядка. В Законе предусматривались отдельные статьи, направленные на предупреждение совершения преступления и административного правонарушения. В этот период истории России государством и обществом принимались меры профилактического характера, которые, в свою очередь, порождали положительный результат и, как следствие, имели весомое значение для каждого индивидуума.

После распада Советского Союза большинство форм и методов профилактической

направленности, а также социальный институт, имеющий профилактический вес, были утеряны, а новые, к сожалению, не возникли. В конце 20 века появились другие негативные тенденции меняющихся правонарушений России. Большинство совершенных правонарушений на территории России оставалось безнаказанным. Раскрываемость преступлений находилась на низком уровне. Преступность принесла жестокий ущерб государственности, который выражался большим количеством погибших и искалеченных людей. Такая ситуация не могла быть не замеченной властью, и в связи с этим правительство РФ, стремясь улучшить положение, сложившееся в России, предприняло ряд мер. Одной из таких мер являлась задача по воссозданию государственной системы профилактики преступлений и административных правонарушений. Министерство внутренних разработало базовую модель профилактики преступлений и административных правонарушений (четырехуровневую), к которой относились: муниципальные объединения, районные, городские и звенья субъектов Федерации. Основные разработанные программы профилактики были направлены в федеральные округа. Используя базовую модель с учетом местных условий, главам регионов предлагалось разработать программу профилактики преступлений и административных правонарушений, включающую в себя комплекс мер.

Со стороны правоохранительных органов в такой ситуации возникла необходимость активизировать работу по профилактике правонарушений. Также назрела необходимость установления и определения лиц, склонных к совершению преступлений и правонарушений, назрела необходимость проведения индивидуальной профилактики с такими лицами. Более того, возник смысл выявлять и устранять обстоятельства, способствующие совершению конкретных преступлений.

Правоохранительная деятельность, направленная на обеспечение общественного порядка на улицах и в иных общественных местах, профилактику и предотвращение преступлений, имеет своей целью сокращение уровня правонарушений в общественных местах и создание условий, препятствующих совершению правонарушений. Как следствие, целью

правоохранительной деятельности полиции является проведение комплексных действий по профилактике в отношении наиболее значимых криминогенных слоев населения, а также вырабатывание доступности различных видов, форм и методов по охране личности и имущества, то есть непосредственное осуществление функционирования эффективной системы профилактики правонарушений.

Известно, что преступность считается нормальным явлением социума и избавиться обществу от нее никогда не удастся. Однако, границы «нормальности»тоже определяются социумом. «Ненормальным», скорее, может быть лишь чрезмерный рост преступности, который определяется социальным напряжением и беспокойством общества, когда преступность становится реальной, когда для граждан, общества и государства ежедневно существует угроза.

В стадии становления молодой России, очевидно, были приняты либеральные законы. Последствия такого либерализма можно наблюдать сегодня: ослабление и уничтожение большинства ранее действующих законов, охраняющих профилактику преступлений и административных правонарушений. Хотя, в любом, даже самом развитом государстве мира профилактические меры занимают свое достойное место.

Например, отмена лечебных трудовых профилакториев для принудительного лечения лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией. К слову, практика применения принудительного лечения от алкоголизма сохраняется в большинстве развитых странах. Законодательные изменения в России того времени происходили скоротечно, лечебные трудовые профилактории отменили спонтанно, не имея времени и средств для какого-либо анализа последствий, не используя специалистов в качестве носителей «специальных познаний», без изучения мирового опыта в этой области. Были ослаблены и меры, принимаемые в отношении лиц,употребляющих наркотические и психотропные вещества без назначения врача. Уровень профилактической работы со стороны правоохранительной органов значительно снизился. Это вызвало резкое увеличение количества совершенных преступлений и правонарушений в стране.

Сформировавшееся положение вскрывает еще одну причину скачка правонарушений в российском обществе - это пассивное участие самого общества в профилактике преступлений, так как отношение общества ко всему происходящему достаточно терпимо. Странным выглядит то, что российские граждане скорее сочувствуют правонарушителю и не выражают осуждения, относясь к подобным явлениям, как к случайности. Так исторически сложилось в России.

В последнее время в обществе появилось мнение о том, что полиция не должным образом занимается предупреждением преступлений и административных правонарушений. Доля правды в этом, конечно есть, но на деле, как показывает практика, сотрудникам полиции не достаточно времени для проведения профилактических мероприятий. Определенного количества времени, которым они располагают, хватает лишь для того, чтобы зарегистрировать совершенные правонарушения и должным образом их оформить. Следовательно, недостаток рабочего времени и повышенная функциональная нагрузка отрицательно влияют на результат труда сотрудника полиции. Таким образом, меры, направленные на активизацию деятельности полиции по укреплению системы общей и индивидуальной профилактики правонарушений необходимо принимать уже в настоящее время.

В современной России имеется накопленный опыт и рычаги воздействия на социум с целью профилактики правонарушений индивидуумами, однако, также с годами скопились объективные и субъективные причины, препятствующих реальному осуществлению профилактики правонарушений. Так, в статье 2 Федерального закона «О полиции» прописаны основные направления деятельности полиции, среди которых имеются: защита личности, общества, государства от противоправных посягательств; предупреждение и пресечение преступлений и административ-

ных правонарушений; обеспечение правопорядка в общественных местах и другие [1]. Слово «профилактика» среди имеющихся направлений деятельности не упоминается. Однако в пункте 2 содержится: «предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений», то есть, действие, прямо указывающее на производство профилактических мероприятий.

Кроме того, в Законе «О полиции»[1] прописаны обязанности сотрудников, в число которых входит: выявлять причины правонарушений, выявлять условия, способствующие их совершению и принимать меры по их устранению, обязанность по выявлению лиц, имеющих намерение совершить правонарушение, обязанность по проведению индивидуальной профилактической работы, обязательное участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, участие в пропаганде правовых знаний. Обязанности сотрудника полиции предусматривают принятие мер, направленных на предупреждение, выявление и пресечение экстремистской деятельности общественных объединений, религиозных и иных организаций, граждан, осуществление контроля (надзор) за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом запретов и ограничений, участие в осуществлении контроля за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы условно.

Таким образом, профилактика правонарушений полицией - есть деятельность государственных органов исполнительной власти, практически действующих в особой сфере отношений: общественных и межличностных и направленных на обеспечение общественной безопасности, при осуществлении которой отношения между людьми преобразуются, в результате чего устраняются либо нейтрализуются причины и условия преступного поведения.

Примечания

1. О полиции : федер. закон № З-ФЗ от 07.02.2011 (ред. от 25.06.2012) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

2. Об основах государственной системы предупреждения преступлений : проект федер. закона // письмо Правительства РФ от 28 сентября 2000 г. № З501п-П4 «О проекте федерального закона «Об основах государственной системы предупреждения преступлений».

3. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : федер. закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ.

4. Аванесов Г. А. Профилактика: термины и понятия // Профилактика правонарушений. Проблемы организации профилактики правонарушений в районе сверхкрупного города. М., 1978.

5. Антонян 10. М. О понятии профилактики преступлений // Вопросы борьбы с преступностью. 1977. Выпуск № 26.

6. Большой энциклопедический словарь. СПб., 2001.

7. Боков А. В. Криминалистические основы управления деятельностью органов внутренних дел по борьбе с преступностью и обеспечению безопасности граждан : дис. ... д-ра юрид. наук. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2008.

8. Даль В. И Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1978. Т. 3.

9. Иванов И. И. Криминалистическая профилактика преступлений (комплексное научно-профилактическое исследование): моногр.; под ред. И. А. Возгрина. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2008.

10. Прокопенко В. Н. Правовые и организационные основы профилактической деятельности участковых уполномоченных милиции : дис. ... канд. юрид. наук. М.: ВНИИ МВД России, 2008.

11. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка // 2010 - 2014. http:// Ozhegov.TextoLogia.ru

12. Толковый словарь русского языка. М., 1999.

Сведения об авторе

АНОХИНА Наталья Владимировна - преподаватель кафедры административной деятельности и организации деятельности ГИБДД, Краснодарский университет МВД России, г. Краснодар.

E-mail: anohina-natasha@maii.ru

ANOKHINA Natalya V. - Lecturer in Administrative Activities and Organization of the Traffic Police, Krasnodar University of the Russian Interior Ministry, Krasnodar

E-mail: anohina-natasha@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.