Научная статья на тему 'Понятие и содержание права граждан на участие в формировании органов местного самоуправления в России'

Понятие и содержание права граждан на участие в формировании органов местного самоуправления в России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1644
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / LOCAL SELF-GOVERNMENT / МЕСТНАЯ ВЛАСТЬ / LOCAL AUTHORITIES / ФОРМИРОВАНИЕ МЕСТНОЙ ВЛАСТИ / LOCAL AUTHORITY / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ / MUNICIPAL ELECTIONS / МЕСТНОЕ НАСЕЛЕНИЕ / LOCAL POPULATION / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / PUBLIC ASSOCIATIONS / ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кудрявцев В. В.

На сегодняшний день проблема формирования местных органов власти является одной из важнейших в контексте муниципального строительства. Местное население является важнейшим субъектом местного самоуправления. В работе дается краткая постановка проблемы понятия права граждан и их объединений на участие в формировании органов местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept and content of the right of citizens to participate in the formation of the bodies of local self-government at the present stage of the state development in Russia

For today the problem of formation of the local authorities is one of the most important in the context of the municipal building. The local population is the most important subject of local governmenting. In this paper we give a brief statement of the problem the notion of the right of citizens and their associations to participate in the formation of institutions of local government of.

Текст научной работы на тему «Понятие и содержание права граждан на участие в формировании органов местного самоуправления в России»

2014

3. Вопросы публичного права России и зарубежных стран

УДК 342.55

В. В. Кудрявцев

ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА ГРАЖДАН НА УЧАСТИЕ В ФОРМИРОВАНИИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ

На сегодняшний день проблема формирования местных органов власти является одной из важнейших в контексте муниципального строительства. Местное население является важнейшим субъектом местного самоуправления. В работе дается краткая постановка проблемы понятия права граждан и их объединений на участие в формировании органов местного самоуправления.

Ключевые слова: Местное самоуправление, местная власть, формирование местной власти, муниципальные выборы, местное население, общественные объединения, осуществление местного самоуправления.

Окончательную точку в процессе ликвидации советской модели местного самоуправления поставил Указ Президента РФ от 26 октября 1993 г. № 1760 «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации», который провозгласил прекращение деятельности городских и районных Советов народных депутатов, а их компетенцию передал соответствующим органам местной власти. Коренным событием в становлении новой модели местного самоуправления стало принятие 12 декабря 1993 года новой Конституции РФ, которая признала объективную необходимость существования местного самоуправления и его правовых гарантий на высшем законодательном уровне и тем самым задала определенный вектор для развития, закрепления и реального воплощения гарантий местного самоуправления, к которым следует относить и право граждан и их объединений на участие в формировании органов местного самоуправления.

Следует отметить, что в настоящее время, несмотря на развитие законодательной базы, принятие Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закрепление конституционно-правовых основ местного самоуправления, во многом остается неопределенным принцип и содержание понятия права граждан и их объединений на участие в формировании органов местного самоуправления. Изменения в федеральном законодательстве, законодательстве субъектов РФ, уставах муниципальных образований происходят регулярно, часто в зависимости от изменения политической конъюнктуры. Между тем, как и в дореволюционный и советский периоды, формирование правовой политики в данном направлении во многом происходит без опоры на концептуальную научную базу.

Если говорить о научной разработке данной проблематики за последние два десятилетия, то она представляет собой преимущественно исследования политологического и социологического характера либо исследования с позиции реализации принципов избирательного права. В свою очередь, само понятие и содержание права граждан и их объединений на участие в формировании органов местного самоуправления, их роль как принципа местного самоуправ-

135

Марийский юридический вестник

Выпуск 11

ления, элемента права граждан на местное самоуправление являются мало изученными в юридической науке. Следовательно, остается дискуссионным вопрос соотношения права граждан и их объединений на участие в формировании органов местного самоуправления с их правом на местное самоуправление. Кроме того, как отмечает, в частности, Е. Б. Султанов, в науке конституционного и муниципального права до сих пор не сформулировано четко понятие и содержание права граждан и их объединений на местное самоуправ-лениеНа сегодняшний день данное право лишь обобщенно закреплено в ст. 3 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которой граждане осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления, а иностранные граждане, в свою очередь, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.

В науке муниципального права отдельные попытки сформулировать понятие и содержание права на осуществление местного самоуправления были предприняты А. Р. Ереминым. По его мнению, право на осуществление местного самоуправления предполагает право на организацию жизни населения на определенной территории, которая является продолжением самоорганизации в пределах государства1 2. Но в силу обособления от государственного управления и конституционализации его как самостоятельной самоуправленческой подсистемы местное самоуправление объективно выполняет ряд функций, которые, в свою очередь, предопределяют содержание прав граждан, других субъектов публичного властвования на муниципальном уровне. Таким образом, право граждан на осуществление местного самоуправления предполагает право на участие и работе в формировании низовой самоуправляющейся структуры, в наибольшей степени отражающей интересы населения. Право на осуществление местного самоуправления, по сути, является правом местного населения на децентрализацию для успешного разрешения социальных вопросов на местном уровне.

Совершенствование деятельности муниципальных органов должно приводить к максимально возможной эффективности их работы, исключению возможностей не только злоупотреблений, нерационального использования материальных и людских ресурсов, но и минимизации риска принятия и реализации ошибочных решений. Отсюда следует задача усиления влияния жителей на процесс принятия решений, установления общественного контроля, как порядка формирования органов местной власти, так и принятия ее наи-

1 Султанов Е. Б. О роли решений Конституционного суда РФ для науки муниципального права // Материалы круглых столов: сб. ст. - Казань: КФ ФГБОУВПО «РАП», 2012. - С. 15-19.

2 Еремин А. Р. Реализация права человека и гражданина на местное самоуправление в Российской Федерации: конституционные вопросы: дис. ... д-ра юрид. наук. - Саратов, 2003.

136

2014

3. Вопросы публичного права России и зарубежных стран

более важных решений. Таким образом, право граждан и их объединений на участие в формировании органов местного самоуправления является важнейшим элементом права граждан на осуществление местного самоуправления. Посредством данного права местное население непосредственно осуществляет местное самоуправление через формируемые органы местного самоуправления, влияет на формирование муниципальной политики, проводимой в целях разрешения социальных задач в муниципальном образовании, осуществляет реальный контроль за деятельностью органов местной власти.

Придание местному самоуправлению особого конституционного статуса с наделением соответствующими правомочиями, призванными обеспечить решение вопросов местного значения, свидетельствует о демократизации самого процесса управления государственными делами. Перенесение тяжести принятия решений, касающихся удовлетворения потребностей жителей определенных территорий, на муниципальный уровень и возложение ответственности за последствия этих решений на самих жителей свидетельствует об особой функции института права граждан на осуществление местного самоуправления в демократизации всего общества. Она закреплена в нормах Конституции и Федерального закона и находит свое проявление, в значительной степени, через самостоятельное формирование органов местного самоуправления.

Реализация самоуправленческих начал с использованием форм народовластия является одним из механизмов повышения эффективности местного самоуправления в целом. С момента принятия действующей Конституции право граждан и их объединений на участие в формировании органов местного самоуправления посредством прямых выборов и формирования через избираемые представительные органы проявило себя как наиболее действенная из всех форм народовластия на местном уровне. Между тем, те механизмы, которые были выработаны на практике при внедрении института участия граждан и их объединений в формировании органов местного самоуправления, нельзя назвать в достаточной степени эффективными.

Воплощение права граждан на осуществление местного самоуправления является важнейшим фактором создания таких условий жителям муниципальных образований, чтобы они могли самостоятельно организовывать жизнь на своей территории. Отсюда с неизбежностью следует такая функция местного самоуправления, как выражение и защита интересов населения муниципальных образований. И в данном случае защита интересов местного населения должна осуществляться органами местного самоуправления посредством, в- частности, их формирования в соответствии с волей населения. Таким образом, право граждан и их объединений на участие в формировании органов местного самоуправления является неотъемлемой формой права граждан на осуществление местного самоуправления и предполагает его формальноюридическое закрепление в действующем федеральном и региональном законодательстве, а также нормативно-правовом отражении в актах органов местного самоуправления. Тем самым оно обособляется в самостоятельное право, реализация которого осуществляется на территории муниципального образования и становится объектом государственной защиты.

137

Марийский юридический вестник

Выпуск 11

Закономерен вопрос, что включает в себя понятие и содержание права граждан и их объединений на участие в формировании органов местного самоуправления? Каково на сегодняшний день должно быть его воплощение в России? Сегодня многие исследователи, в частности С. А. Авакьян, говорят о кризисе муниципального строительства в России, отмечая среди его проявлений отсутствие подлинного народовластия на муниципальном уровне и появление муниципальной бюрократии, которая не заинтересована в демократическом развитии, а сама органично вписывается в общегосударственную бюрократию1. «Думается, - рассуждает С. А. Авакьян, - вся концепция местного самоуправления должна строиться на следующем постулате: федеральная государственная власть РФ, государственная власть субъектов РФ и местное самоуправление есть лишь разные организационные формы самоуправления народа. Известное единство свойственно всем представительным органам, поскольку они избираются населением, работают в форме сессий, комитетов и комиссий, принимают акты, обязательные для всех, кто находится на соответствующей территории. Органы исполнительной власти различного уровня также имеют сходство функций, порядка формирования (в частности, избрание первых лиц населением). В случае необходимости на всех уровнях можно прибегнуть к волеизъявлению всего народа (населения), что выразится в императивных и консультативных его голосованиях»1 2. В этой связи представляется логичным рассматривать право граждан и их объединений на местное самоуправление как право на организационную форму самоуправления народа, которое непосредственно вытекает из конституционного принципа народовластия. В этой связи возникает вопрос, каковы должны быть содержание и роль права граждан и их объединений на участие в формировании органов местного самоуправления в контексте права на данную организационную форму самоуправления.

В чем особенности местного самоуправления как формы осуществления власти народа? Самоуправление - способ решения вопросов общественной жизни, не связанных напрямую с общегосударственными функциями и называемых обычно вопросами местного значения, т. е. имеющими значение прежде всего для населения соответствующих муниципальных образований (городов, сел, иных населенных пунктов и территорий).

В современных условиях местное самоуправление является не только одним из важнейших демократических принципов организации и осуществления власти. Это и право граждан различных административно-территориальных единиц управлять в рамках закона самостоятельно, а также в собственных интересах значительной частью общественных дел. В этой связи представляется, что неотъемлемым элементом самостоятельного и в собственных интересах данного управления является участие граждан и их объедине-

1 Авакьян С. А. Современные проблемы конституционного и муниципального строительства в России// Конституционное и муниципальное право. - 2010. - № 3. - С. 5-7.

2 Авакьян С. А. Местное самоуправление в России: состояние, проблемы и перспективы./

С. А. Авакьян. - М., 1994. - 217 с.

138

2014

3. Вопросы публичного права России и зарубежных стран

ний в формировании органов местного самоуправления, которые, в свою очередь, осуществляют управление значительной частью общественных дел на местном уровне.

Исследуя такое соотношение государственной и муниципальной власти,

О. Е. Кутафин подчеркивает, что «можно говорить о самостоятельности местного самоуправления в рамках его полномочий. Органы государственной власти создают правовые рамки для деятельности местного самоуправления, однако осуществлять его не вправе. Они обеспечивают государственный контроль реализации закрепленных в законодательстве прав физических и юридических лиц, а также защиту этих прав. Не являясь частью системы государственных органов, органы местного самоуправления, как и все местное самоуправление в целом, не только форма самоорганизации населения для решения своих задач.1 Это также форма осуществления публичной власти, власти народа. Вот почему деятельность органов местного самоуправления характеризуется такими свойственными органам государственной власти чертами, как наличие властных полномочий, обязательность принимаемых решений для всех физических, а также юридических лиц и организаций, находящихся на территории, в рамках которой действуют соответствующие органы местного самоуправления. Местное самоуправление создает условия для приближения власти к населению, для гибкой системы управления на местах, хорошо приспособленной к местным особенностям. Оно способствует развитию инициативы и самодеятельности граждан и, в конечном счете, развитию муниципальной демократии». В свою очередь, нам представляется, что именно развитие муниципальной демократии на местах, где разрешаются наиболее близкие, понятные большей части населения проблемы, является важнейшим шагом на пути формирования демократии в государстве в целом.

О. Е. Кутафин предлагает выделять три группы организационных форм непосредственной демократии. Первую группу составляют формы непосредственного осуществления местного самоуправления, вторую - органы и должностные лица; третью - формы участия населения в местном самоуправлении. Каждая группа форм исследуется в его работах довольно подробно. «Между всеми организационными формами местного самоуправления существует тесная организационно-правовая связь. Так, органы местного самоуправления -один из основных элементов системы местного самоуправления - избираются непосредственно населением или образуются представительным органом муниципального образования, формируемым его населением»1 2 Таким образом, с позиции О. Е. Кутафина, право граждан и их объединений на участие в формировании органов местного самоуправления включает в себя право непосредственного формирования представительных органов муниципальных

1 Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации. - М., 2006. -358 с.

2 Кряжков В. А. Выборы в системе органов местного самоуправления: конституционноправовая модель, тенденции и перспективы // Конституционное и муниципальное право. -2011. - № 9. - С. 53-56.

139

Марийский юридический вестник

Выпуск 11

образований, а остальные органы местного самоуправления могут формироваться населением как посредством прямых выборов, так и посредством представительных органов, через делегированных населением депутатов.

Между тем, среди исследователей имеются и противоположные подходы к пониманию права граждан и их объединений на участие в формировании органов местного самоуправления. Одним из последователей данного подхода является В. А. Холопов. Согласно его подходу, прямая выборность является обязательным признаком участия граждан и их объединений в формировании органов местного самоуправления. Он, в частности, отмечает, что различные аспекты правового и фактического статуса органов местного самоуправления и управления являются постоянным объектом внимания научного сообщества и представителей публичной политики различных стран мира. Единого мнения по поводу основных институтов самоуправления нет и быть не может, однако есть сложившиеся устойчивые взгляды на важнейшие формы деятельности местных органов власти и управления. При этом В. А. Холопов подчеркивает, что прямая выборность является главным признаком, разграничивающим органы местного самоуправления и органы местного управления1.

Органы местного самоуправления всегда являются органами, которые избираются непосредственно гражданами. Местным управление являются органы, назначаемые центральной властью. В этом их главное отличие. Однако стоит отметить, что выборность не единственное свойство и качество органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления должны не только избираться, но и обладать определенным комплексом полномочий, определенной самостоятельностью, т. е. иметь реальные права. Следовательно, выборность органов местного самоуправления должна гарантироваться и обеспечиваться законодательством с обязательной их защитой от произвольного вмешательства в их работу органов государственной власти, что может сводить на нет право граждан и их объединений на участие в формировании органов местного самоуправления. Кроме того, данное право обязательно должно подкрепляться подотчетностью избираемых органов местного самоуправления населению.

Данному подходу корреспондирует позиция М. М. Силкиной, согласно которой муниципальные выборы являются важнейшим начальным звеном в процессе развития народовластия. По мнению М. М. Силкиной, посредством местных выборов происходит подлинное выражение воли всех представленных в муниципальном образовании социальных групп1 2. Таким образом, согласно данному подходу, именно прямые выборы способны обеспечить представление палитры различных интересов в органах местного самоуправления.

1 Холопов В. А. Политико-правовой дискурс интерпретации статуса органов местного самоуправления: компаративистский анализ // Государственная власть и местное самоуправление. - 2012. - № 6. - С. 20-21.

2 Силкина М. М. Конституционное право граждан России быть избранными в органы местного самоуправления: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2010.

140

2014

3. Вопросы публичного права России и зарубежных стран

Выборы на всех уровнях имеют исключительно важное значение, представляя собой узаконенную форму прямого народного волеизъявления, важнейшее проявление демократии. Через них граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти, реализуют свое право на участие в управлении государственными делами. Как отметил М. В. Баглай, гражданское общество, основанное на плюрализме мнений и интересов людей, не в состоянии обеспечить добровольное законопослушание граждан, избежать острых социальных взрывов, а может, и кровавых столкновений, если органы государственной власти не будут образованы на справедливой выборной основе с участием самих же граждан1.

Таким образом, выборность выступает в качестве одного из способов образования и внутренней самоорганизации государственных органов и органов местного самоуправления, заключающегося в избрании депутатов населением и соответствующих должностных лиц - населением или представительными органами. Как отмечает М. В. Баглай1 2 выборы дают высшую изначальную легитимность всей структуре органов государственной власти. Выборность предполагает осуществление народом власти через выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным правом принимать законы (представительная демократия).

Проблемы обеспечения выборности как принципа формирования органов власти в настоящий момент являются объектом пристального внимания и изучения в отечественной учебной и научной литературе. Это вызвано, во-первых, тем, что, по мнению ряда ученых, право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления является основным элементом конституционного статуса личности3. Во-вторых, построение основ демократического государства и общества невозможно без формирования органов государственной власти непосредственно народом как источником и носителем государственного суверенитета. В-третьих, данный принцип неразрывно связан с принципом конституционной ответственности, который отражает участие субъекта в отношениях, складывающихся в сфере организации, осуществления, принадлежности государственной власти и в сфере взаимоотношений государства и личности, а также отражает стремление субъектов к власти, влиянию на определение общей воли государства, руководящей роли в нем.4Обобщая сказанное, следует подчеркнуть, что выборы легитимируют власть: посредством выборов народ опреде-

1 Баглай М. В. Конституционное право России: учебник для вузов. - М: Норма, 2001. -С. 358.

2 Баглай М. В. Конституционное право России. Конституционное право Российской Федерации: учебник для юридических вузов и факультетов. - М.: Изд. группа Норма-Инфа, 1999. -С. 347.

3 Лысенко В. И. Избирательное право и избирательная реформа в Российской Федерации// Конституционный строй России: сб. - М.1996. - Вып. III. - С. 84.

4 Виноградов В. А. Конституционная ответственность: вопросы теории и правовое регулирование. - М., 2000. - С. 287.

141

Марийский юридический вестник

Выпуск 11

ляет своих представителей и наделяет их мандатом на осуществление его суверенных прав.

Таким образом, является бесспорной конституционная необходимость прямых выборов в представительные органы муниципальных образований. Между тем, необходимость участия граждан Российской Федерации и их объединений в формировании других органов местного самоуправления посредством прямых выборов вовсе не является однозначной. Описанные выше плюсы и достоинства системы прямых выборов, безусловно, способствовали тому, чтобы на определенном этапе в России и за рубежом получила свое распространение именно система прямых выборов. Однако частые изменения в российском законодательстве, касающиеся порядка формирования органов местного самоуправления, равно как и частые изменения в избирательном законодательстве, заставляют говорить о спорности и проблемности имеющихся сегодня моделей формирования этих органов. В этой связи представляется необходимым дальнейшее детальное изучение всех аспектов, связанных с реализацией права граждан и их объединений на участие в формировании органов местного самоуправления.

В свою очередь, особое место в праве граждан на осуществление местного самоуправления занимают права объединений граждан на участие в формировании органов местного самоуправления. Представляется, что сама сущность права граждан на участие в формировании местных органов подразумевает различные организационные формы реализации данного права как индивидуально, так и посредством создания коллективных субъектов правоотношений. Думается, что местное самоуправление является своеобразным мостом между гражданским обществом и государством. И, следовательно, участие общественных объединений в формировании органов местного самоуправления должно являться одним из механизмов данного моста, представляющего собой элемент взаимодействия государственной власти и институтов гражданского общества. В этой связи, стоит отметить отечественные исследования В. С. Нерсесянца и Е. А. Лукашевой, в которых отмечается что общественные объединения есть «правовая форма взаимоотношения личности и общества»1 «форма ограничений притязаний власти ..., противовес всесилию государственной власти, призванный обеспечить ее разграничение и самоограничение». Отмечается, что общественные объединения являются одним из институтов гражданского общества и взаимодействие органов местного самоуправления с ними должно быть направлено на решение возникающих в муниципальном образовании проблем. Рекомендация 139 (2003) Конгресса местных и региональных властей Совета Европы устанавливает, что местные неправительственные организации выполняют свои задачи в жизни и деятельности граждан. Таким образом, общественные объединения на местном уровне выступают в качестве формы самоорганизации местного населения, которая является механизмом децентрализации власти, посредством которой местное население

1 Социальная политика в муниципальных образованиях: учебник / под общ. ред.

Н. А. Волгина, В. К. Егорова, С. В. Калашникова. - М: Альфа-Пресс, 2006. - С. 568.

142

2014

3. Вопросы публичного права России и зарубежных стран

может участвовать в решении вопросов местного значения. В этой связи, участие объединений граждан в формировании органов местного самоуправления представляется обоснованным и необходимым.

Таким образом, нужно отметить, что право граждан и их объединений на участие в формировании органов местного самоуправления играет важнейшую роль в реализации как народовластия, так и права граждан и их объединений на местное самоуправление. Исторический опыт показывает, что каждый этап в отечественной истории, связанный с демократизацией государственного устройства и общественной сферы, модернизацией государства, неизбежно сопровождался усилением правовых гарантий участия граждан и их объединений в формировании органов местного самоуправления, что имело целью поспособствовать и в значительной степени способствовало формированию зачатков подлинного самоуправления на местах, которое должно быть направлено на удовлетворение интересов местного населения.

Подобные цели и задачи стоят перед Российским государством и обществом и сегодня. В этой связи возникает вопрос относительности выбора наиболее оптимальных моделей формирования органов местного самоуправления. Поскольку мы рассматриваем местное самоуправление как форму самоорганизации граждан и их объединений на местном уровне в системе народовластия, то вопросы, связанные с выбором той или иной модели формирования органов местного самоуправления, должны решаться в первую очередь в интересах местного населения. И в данном случае ключевыми аспектами, которые должны учитываться при рассмотрении этих вопросов, должны быть учет мнения населения об участии в формировании органов местного самоуправления в той или иной форме, учет исторических традиций России, каждого отдельного субъекта, муниципального образования, уровень и направление развития правовой базы в Российской Федерации, субъектах РФ, касающейся местного самоуправления и избирательного права, а также готовность населения к участию в формировании органов местного самоуправления. Очень важным является также обеспечение подлинно независимого участия граждан и их объединений в формировании органов местного самоуправления, которое не сводилось бы на нет административным ресурсом бюрократии, финансовым лобби и другими антидемократическими проявлениями, которые дают о себе знать как при прямых выборах, так и при формировании органов местного самоуправления представительными органами.

Реализация права граждан и их объединений на участие в формировании органов местного самоуправления должна получать полноценную и всеобъемлющую охрану со стороны государства. Прежде всего, это касается юридической защиты, одним из важнейших механизмов которой является юрисдикционная деятельность судебной системы. Следовательно, реформирование системы местного самоуправления должно затрагивать всю систему организации, функционирования и защиты права граждан РФ на участие в формировании органов местного самоуправления.

В целом, необходимо отметить, что право граждан и их объединений занимает важнейшее место в системе конституционных прав. Данное право

143

Марийский юридический вестник

Выпуск 11

является обязательным инструментом народовластия, решения вопросов местного значения и контроля местной власти. Следовательно, законодательство, правоприменительная и судебная практика должны вырабатывать действенные механизмы, способствующие тому, чтобы гарантии данного права находили свое отражение в реальном состоянии дел. На сегодняшний день, по оценкам многих исследователей1 наблюдается, в частности, снижение роли института выборов, в особенности на местном уровне, как инструмента преобразования системы. В свою очередь, нельзя забывать, что важным элементом любого права человека является его универсальность и отсутствие дискриминации, которые выражаются в том, что конституционно-правовые нормы о правах человека обязательны для всех субъектов в государстве и в отношении всех лиц, находящихся под их юрисдикцией. Кроме того, неправомерна дискриминация лиц по каким бы то ни было признакам. Поэтому первоочередная задача состоит в том, чтобы обеспечить принципы равенства и справедливости при участии граждан и их объединений в формировании органов местного самоуправления, снять необоснованные запреты и ограничения для граждан и объединений, создать среди населения атмосферу доверия к муниципальным выборам и органам местного самоуправления.

Таким образом, можно сделать вывод, что право граждан и их объединений на участие в формировании органов местного самоуправления является обязательной формой народовластия и права граждан на осуществление местного самоуправления, выражаемая в возможности граждан индивидуально и путем общественных объединений участвовать в местном самоуправлении посредством делегирования своих представителей в органы местного самоуправления через институт выборов либо через представительный орган, а также их возможность быть делегированными в органы местного самоуправления. Если говорить о содержании данного права, то следует отметить необходимость обеспечения всех принципов избирательного права при формировании органов местного самоуправления посредством выборов. Необходимо максимально возможное обеспечение гласности и прозрачности процесса формирования органов местного самоуправления. Право граждан и их объединений на участие в формировании органов местного самоуправления предполагает право выбора местным населением той или иной модели, того или иного порядка, способа формирования местных органов. Кроме того, участие местного населения в формировании местного самоуправления обязательно должно подкрепляться возможностью контроля сформированных ими этих органов, в том числе и возможностью их отзыва.

1 Шугрина Е. С. Отдельные аспекты организационных основ местного самоуправления в работах академика О. Е. Кутафина // Государственная власть и местное самоуправление. -

2012. - № 5. - С. 46-48.

144

2014

3. Вопросы публичного права России и зарубежных стран

V. V. Kudryavtcev

THE CONCEPT AND CONTENT OF THE RIGHT OF CITIZENS TO PARTICIPATE IN THE FORMATION OF THE BODIES OF LOCAL SELF-GOVERNMENT AT THE PRESENT STAGE OF THE STATE DEVELOPMENT IN RUSSIA

For today the problem of formation of the local authorities is one of the most important in the context of the municipal building. The local population is the most important subject of local governmenting. In this paper we give a brief statement of the problem the notion of the right of citizens and their associations to participate in the formation of institutions of local government of.

Key words: Local self-government, local authority, the local authorities, municipal elections, the local population, public associations, the local self-government.

КУДРЯВЦЕВ Валентин Викторович - аспирант кафедры конституционного и административного права МарГУ.

E-mail: [email protected]

KUDRYAVTCEV Valentin Viktorovich - Postgraduate student of the Department of Constitutional and Administrative Law of the Mari state University.

E-mail: [email protected]

145

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.